Работа

        Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе)

Пейзаж «Гора Святой Виктории» — светлая, яркая работа. Пастельные, лазурные оттенки придают чувственное, романтическое ощущение. Полотно отличают простые формы и композиционные решения. Для пейзажа характерна многоплановость. На переднем плане изображены небольшие дома, закомпонованные в тесном соседстве друг с другом. Дальний план выстраивает образ горы Святой Виктории.

Для картины характерны колористическое перетекание, переливы, своего рода подвижки цвета. Небо, чистое и безоблачное, написано единым тоном без прерывистых оттеночных переходов. Силуэтное изображение горы обрамлено насыщенным, глубоким синим цветом. Гора Святой Виктории напоминает крупного размера торос льда, который окрашивает и добавляет холодные оттенки окружающей действительности. Голубые, сиреневатые оттенки создают лёгкие тени и призрачное сияние окон в домах. Холмистое, неровное пространство французского пейзажа пробуждает это разнообразие и цветовую динамику, усложняя, обогащая изобразительный ряд.

Пейзаж получился многоцветным, но при этом без чрезмерной пестроты и декоративности. Напротив, для полотна характерна мягкая, сглаженная колористическая гамма, без цветовых всплесков и резких контрастных излишек. В картине много этюдного, лёгкого, воздушного. Сложной, непростой гармонией предстаёт соотношение всех перекличек, цветовых и свето-теневых нюансов.

В пейзажной ткани полотна преобладают голубые, золотистые зелёные оттенки. Свет выстроен таким образом, что он пронзает собой всё пространство холста, насыщая его тёплым золотым бархатом солнечных лучей. Объём картине придают тонкие контурные очертания построек, горных вершин, линий холмистой поверхности. Подобная контурная обводка смотрится ненавязчиво и придаёт необходимую глубину и объём изображению. Пейзаж не устаёшь рассматривать и любоваться интересными оттеночными сочетаниями. Картинная плоскость пейзажа точно раскрашена разноцветными мелками. Гора Святой Виктории – красивое место французского Прованса, напоминающее сказочные пейзажи, воплощающее детские сказочные сны, наполненные покоя и мирного, радостного бытия. Изображение горы Святой Виктории отдалено, выведено на дальний план и не выступает, как центральный образ, а скорее, как выстроенный элемент композиции. Холодные неприступные горы Прованса вступают в своеобразное противоречие с изображением домов, которые наполнены жизнью, домашними хлопотами и заботами. Изображение домов трепещет красками и тёплым дыханием жизни, в то время, как образ горы отличается единым колоритом, исключая перехлёсты цвета, навязчивое дребезжание, мерцание света и тени.

Опубликовано: Июнь 3, 2009


Около 1896-1898 La montagne Sainte-Victoire Холст, масло. 78,5x98,5 ГЭ
Пост, в 1948 из ГМНЗИ; ранее - галерея Воллара; с 1907 - собрание И. А. Морозова (приобр. у Воллара за 20 000 фр.); С 1918 - МНЗЖ-2; с 1923 - ГМНЗИ

Сравнение картины с фотографией мотива, сделанной Ревалдом в 1935, показывает, что, точно воспроизводя реальные подробности. Сезанн прибег к значительному перспективному искажению, сильно придвинув вперед гору. Особое, „энергоемкое" понимание перспективы, которая была призвана запечатлеть всю мощь цвета, отличает эрмитажный пейзаж от других изображений горы святой Виктории. Необычная пространственность пейзажа поражает особенно сильно при сопоставлении его с более поздней, кливлендской, версией из Художественного музея в Кливленде, где гора, увиденная почти с той же точки зрения, уходит вглубь значительно дальше.

Картина довольно сильно повреждена в верхней и нижней частях оттого, что до поступления к Ивану Морозову не имела подрамника и хранилась свернутой в рулон. Известно, что именно в таком виде Воллару удалось заполучить немало холстов мастера. Наиболее убедительную датировку картины дал Ревалд: 1896-1898. Он выяснил, что, создавая пейзаж, Сезанн смотрел на гору с дороги из Толоне (в его каталоге картина названа „Le Mont Saint-Victoire au-dessus de la route du Tholonet")-На полпути из Толоне к горе святой Виктории находится Черный замок, гдехудожникснимал комнату для работы,- на полотне этот дом скрыт за деревьями.

— пешком в черте гоорода по местам, связанным с жизнью Поля Сезанна и его семьи. Можно пройти пешком.

  • — особняк и мастерская художника в пригородах Экса, а также места, где рисовал художник, в первую очередь, карьеры Бибемус. Можно пешком или на транспорте.
  • — только на машине по региону вокруг Экса.
  • Дорога Сезанна

    При желании, можно отправиться на машине по , находя все новые места, которые когда то зацепили своей красотой Поля Сезанна.

    На восток, по Дороге Сезанна открывается гора Святой Виктории: 75 км вокруг горной гряды, начиная от Толоне, через мост Труа- Сотэ в Мейрей и лодочную станцию в Фюво, также прославленные кистью художника.

    Гора Святой Виктории:

    Королева пейзажей его детства, муза его художественного творчества, гора Святой Виктории является его шедевром длиною в жизнь: 44 картины маслом и 43 акварели хранятся в знаменитых мировых музеях и в частных коллекциях. Самые известные картины написаны с этой великолепной панорамы, расположенной на дороге Marguerite на холмы Лов.

    Город Экс- ан-Прованс организовал маршрут «Земля художников»: напротив горы, девять самых красивых репродукций «Святой Виктории» Сезанна на плитке приглашают к созерцанию…

    • Дорога Маргаритки,расположенная в 16 минут ходьбы в северном направлении от студии Сезанна.
    • Пройти по авеню Поля Сезанна, обогнуть круговой перекресток портала Сезанна, свернуть налево, подняться по лестнице, ведущей к Площадке художников (частная резиденция, просьба уважать спокойствие обитателей). Парковка для туристических автобусов на авеню Филиппи: придерживаться обозначения мест для парковки, расположенной у входа в резиденцию. GPS: 43°32’49 N — 5°26’40 E

    Величественный вид на горную цепь из Beaurecueil и Saint-Antonin-sur-Bayon.

    В 15 км к югу городок Гарданна: Сезанн жил здесь между 1885 и 1886 гг.

    На холмах Frères расположена тропа, размеченная презентацией картин, в которых представлена структуральная концепция живописца. Музей под открытым небом был создан на месте работы художника. Прекрасный вид на Св. Викторию с дороги в часовню Нотр-Дам-де-Мор.

    В 30 км к югу Эстак: Сезанн работал и жил здесь с перерывами между1864 и 1885 гг. Здесь вы увидите другое излюбленное место мастера.

    По «дороге художников» вы откроете для себя залив Марселя, увековеченный многими знаменитыми мастерами, в том числе Браком, Дёреном и Дюфи.

    Поль Сезанн, «Гора Святой Виктории», «Игроки в карты»

    Поль Сезанн является художником, подытожившим путь, пройденный мастерами кисти в XIX столетии. Его живописи свойственно нечто совершенно новое: полный отказ от использования светотеней и линий и отдача игре насыщенными цветами; именно так он умел «организовать свои впечатления».

    Сезанн родился в семье состоятельного банкира. Уже с малых лет мальчик проявлял склонность к живописи, изрисовывая стены дома углем и необыкновенно радуя мать своими первыми успехами. В колледже Сезанн завязывает тесные дружеские отношения с «гонимым» неудачником Эмилем Золя, а затем и с Батистеном Байлем; неразлучная троица скрепляет верность нерушимой клятвой дружбы, увлеченные, одухотворенные юноши останутся верны друг другу и в славе, пришедшей к ним еще при жизни.

    Пятнадцатилетний Сезанн получает похвальный лист за живопись, в 16 лет поступает в школу рисования. После разлуки с Золя юный Сезанн, как никогда, увлекается занятиями живописью и делает первые серьезные успехи. В 19 лет Сезанн по настоянию отца поступает на юридический факультет, все больше и больше проникаясь желанием посвятить свою жизнь искусству. После нескольких лет упорной «борьбы» с желаниями своего отца Сезанну все-таки улыбается удача - окрыленный надеждой Поль в возрасте 22 лет приезжает в Париж, где, готовясь к поступлению в Академию художеств, поступает в мастерскую Сюиса, там он проводит все свое свободное время. Интересно, что вся школа заключалась в предоставлении ученикам за определенную плату места и натурщиков для рисования. Сюиса не давал своим ученикам никаких уроков, не читаллекций и не передавал «тайн» мастерства, но вместе с этим в мастерской велись бесконечные споры, возводилась крамола на существующую и уважаемую «официальную» живописную школу. Через мастерскую Сюиса прошли в свое время и Писсарро, и Мане, и Моне. Взрослеющий Сезанн тоже получил там прекрасную школу, повлиявшую на становление его художественного мастерства.

    Молодой художник не выдерживает «парижского накала» и, собрав вещи, возвращается в дом отца, поступая на работу банковским служащим. Однако «сыновний порыв» оказался кратким - рутина и мертвые цифры, недоступные художественному уму стратегии ведения финансовых сделок только обостряют желание рисовать, глаз художника непроизвольно примеряется к формам, подыскивая цветовое решение. И Сезанн вновь возвращается в Париж, в мастерскую.

    В его работах ощущается неуемный и грубый темперамент, чувственный и не находящий достаточной силы выразиться полностью. Работы Мане, выставленные художником в известном в Париже Салоне, наконец наталкивают Сезанна на путь самосовершенствования, теперь выработка педантичности, точности, чуть ли не монашеское смирение с кистью у холста, поиск плавных переходов цвета и линий, совсем не свойственных его былой манере, становятся принципами его работы. Только тогда, когда 30-летний Сезанн смог наконец обуздать свою бушующую натуру, победить «бессилие» выражения кипящих эмоций на полотне, он становится Сезанном.

    Первая персональная выставка, устроенная друзьями Сезанна, приносит мастеру известность, которая выражается порой неприятием поклонниками классического стиля, смешками обывателей, не державших и кисти в руках, но при этом признанием самобытного великого таланта.

    Интересно, что картина «Дом повешенного», выставленная на продажу, была куплена как раз таким «противником» таланта Сезанна - графом Арманом Дориа. Граф пытался убедить собственного сына в явных недостатках полотна, но в итоге рассуждений все же пришел к выводу о «важных особенностях», скрытых в работе Сезанна и, безусловно, заслуживающих самого пристального к себе внимания.

    Одной из наиболее знаменитых является картина Сезанна «Картежники». Сам замысел картины уходит своими корнями во времена далекой юности живописца, именно тогда «Игроки в карты» Луи Ленена произвели на него неизгладимое впечатление. Направление художественного выражения замысла живописца впервые было названо уже после смерти Сезанна экспрессионизмом - деформацией реальной действительности для более полного выражения внутреннего мира художника.

    Именно поэтому не пунктуальное «копирование действительности» ведет кисть Сезанна, а цветовой контраст и игра с тонами выводит на передний план характеры играющих. Контрастность цвета выражается в сочетании сине-фиолетового цвета куртки одного из играющих с желтыми тенями и красной занавесью. Мастерское владение бесчисленными нюансами цвета и создает необходимый эффект объема, цветовая же насыщенность в данном случае развивает общность композиции. Образы, не выделяемые четкими контурами, составляют единое целое именно посредством использования художником общей для всех фрагментов цветовой зоны.

    Крестьянин, написанный Сезанном, не имеет анатомической обособленности, как таковой, поскольку мастер нарочито отказывается от привычного подхода к изображению человека; для него видение натуры - это видение ее характера. Сезанн показывает собственным «видением» цельность и индивидуальность каждого из игроков.

    Одна из ярких работ Сезанна - «Гора Святой Виктории». На картине - любимый и часто изображаемый художником пейзаж в его родном городке Эссексе. Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа. Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма. «Чистый рисунок, - писал Сезан, - это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки».

    Творчество Сезанна ознаменовало собой отказ от застывшей эскизной живописи импрессионистов. Новое понимание и ощущение этого мира, передаваемое преимущественно цветом и стилем, пришло в искусство с именем этого великого художника.

    Одна из основных мыслей Сезанна состояла в том, что невозможно передать природу достоверно, сидя при этом в студии, по памяти, как это делало великие мастера. Да, похоже на фото, но НЕТ, своеобразия и правдивости, присущей природе. А поскольку он был влюблен в первозданный мир, то отвел написанию пейзажей большую часть своей жизни. Сезанн говорил, что не всякое изображение может называться и стать картиной. Картина - это больше, чем изображение.

    Как я ранее упоминала, Сезанн сбежал в Прованс, уединился, и день за днем сидел у горы или моря, пытаясь проникнуться видом. Или проникнуть в него? Это оказалось сложнее, чем он ожидал. Находя один способ, он сталкивался с противоположными сложностями, как например отображая достоверно масштаб и перспективу, вылезают неточности композиции или искажения формы. К чему же он пришел?

    Вид на гору Сент Виктуар он писал более 60 раз. В разное время и с разных точек зрения.

    Это - вид на гору с западной части Экса, со стороны фамильного поместья Сезанна. Мы видим лоскуты зеленых и золотых полей, которые как одеяло покрывают долину (поля написаны под двумя углами, как минимум) и растелены до самого подножия синевато-розовой громады. То, как написана гора, позволяет нам думать, что Сезанн находился неподалеку, хотя на самом деле расстояние составляло около 13 км. Он намеренно уходит от точной перспективы, давая понять, что для него она доминирующий объект, а сюжет предлагает ощущать через линию и цвет. Холодноватые тона горы призваны передать суровость каменного монолита, на фоне более мягких, теплых красок полей.

    Созерцание и логический склад ума привело Сезанна к мысли, что все, что нас окружает - простые формы - это основа основ. Поле - прямоугольник, дом - куб+пирамида, а камень - шар.

    Таким образом, в последующих полотнах Сезанна виды с горой будут становиться все более лаконичными, из них уйдут несущественные детали и лишнее мельтешение. Останется только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.

    Для превращения импрессионизма в «нечно более основательное и вечное» Сезанну остается придумать только одно - ввести в пейзаж что-то наподобие координатной сетки.

    Все на той же картине «Гора Сент-Виктуан» мы можем увидеть и геометрию и систему параллельных горизонтальных линий, выстроенных при помощи полей, виадука, крыш домов - она тянется до подножия горы. А дерево, тянущееся снизу вверх по всей левой стороне холста, создает ощущение глубины - этот прием создает иллюзию, будто гора и поля находятся в отдалении (несмотря на то, что написаны «ближе», чем они есть, не в пропорции). Попробуйте просто заслонить рукой ствол, и вы увидете, что иллюзия исчезает. Полностью меняется восприятие ветвей. Они повторяют форму горного хребта, но как только ствол уходит из поля зрения, становятся элементом неба. Верните ствол - и ветви вернутся на передний план, словно навесая над головой художника.

    Но у дерева есть еще одна роль - вот та странная ветка, торчащая из середины ствола. С ее помощью Сезанн соединяет задний план с передним. Расстояние в 13 километров перекрывается, когда пассажи красивых мазков и фактур зеленой краски будто склеивают время и пространство путем наложения и объединения отдельных плоскостей цвета. И это тоже дань «гармонии природы», тому как мы видим предметы и пространство, когда созерцаем, а не анализируем расстояния и законы перспективы.

    Собственно, четыре «закона» (вид одновременно с нескольких точек, простота форм, координатная сетка и особое использование цвета) делают картины Сеазнна узнаваемыми и особенными что ли. И в то же время дают толчок развития всех последующих стилей, квинтэссенцией которых в последствии станет конструктивизм.

    (В то время как предыдущие популярные направления искусства чаще всего не переходили друг в друга с подобным заимствованием, а наоборот сильно отличались)