Психология

А. Фадеев — краткая биография


«Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…» - написал Фадеев в ЦК КПСС, перед тем как покончить собой.

«… Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одарённый богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединённая с прекрасными идеями коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плёлся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать всё то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего.

… Жизнь моя как писателя теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни…»

1 мая 1917 года. Владивосток. Только что закончилась первомайская демонстрация, и штаб объединённой социал-демократической партии забит народом. В комнату входит группа молодых ребят, впереди юноша в форме ученика коммерческого училища.

М.Н. Губельман: «Он был среднего роста, весь подтянутый, стройный, с открытой шеей, большой головой; его вихрастые волосы были непослушны, он старался пригладить их руками, но они не поддавались и разбрасывались в разные стороны. Это был Саша Фадеев».

«Их разговор начался с неожиданного упрёка, высказанного юношей: социал-демократы, дескать, не обращают достаточного внимания на то, что молодёжь ещё не организована и ей надо помочь разобраться в происходящих событиях.

Губельман, в то время один из руководителей Дальневосточной организации большевиков, возражает, но Фадеев настаивает: «Нет, товарищ Владимир, дело обстоит не так. Сами мы не можем разобраться во всём правильно…» (Л. Большаков).

У Достоевского Алёша Карамазов цитирует «одного заграничного немца»: «Покажите вы русскому школьнику карту звёздного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною».

Выпускник коммерческого училища 16-летний Саша Фадеев твёрдо знает, что «сам не может разобраться во всём правильно», и настоятельно требует для себя партийного руководства.

«Дядя Володя» (Губельман) пользовался у Александра авторитетом непререкаемым. За долгие годы их взгляды не разошлись ни разу и ни по одному вопросу» (Л. Большаков).

Весна - лето 1919-го. Член РКП(б) А. Фадеев - рядовой боец Сучанского партизанского отряда. «Фадеев носил с собой в полевой сумке несколько толстых тетрадок, в которых делал обстоятельные записи… Они служили нам не раз хорошую службу. Так уж повелось, что, когда нужно было получить обстоятельные сведения о каком-нибудь селении и его людях, Лазо и я вызывали из отряда Сашу Фадеева и просили его прочитать соответствующие записи из его тетрадок. Помнится, это был очень ценный материал» (М. Губельман).

Ноябрь 1919-го. Фадеев уже в должности адъютанта при И.М. Певзнере, командире Особого коммунистического отряда. «Вместе с Иосифом Максимовичем Саша… взрывал железнодорожные мосты, нападал на вражеские гарнизоны, безжалостно истреблял предателей и провокаторов» (Н. Ильюхов). В разоблачении предателей и провокаторов «тетрадки» Фадеева, видимо, играют не последнюю роль.

Декабрь 1920-го. «Я считался какое-то короткое время инструктором политотдела нашей дивизии, - вспоминал спустя годы Фадеев. - Но находился я фактически не при политотделе дивизии, а при её комиссаре… Я даже жил у него в салон-вагоне. Спал в столовой на полу, подстилая тогдашние наши меховые укороченные шубы - куртки, которые мы носили белым мехом наружу… Он прочил меня в комиссары полка, если кто-нибудь погибнет или кого-нибудь нужно будет заменить».

Фадееву всего девятнадцать, но он уже инструктор политотдела и готов, если надо, любому помочь «разобраться во всём правильно».

28 декабря 1920 года. Фадеев участник конференции военкомов и секретарей партячеек в городе Нерчинске. «На следующий день он (Фадеев) попал на вечер бойцов Народно-революционной армии. Попал ненароком, гостем, однако в любой обстановке осваивался юный комиссар быстро… и вот уже решительно поднялся, смело рванулся к трибуне» (Л. Большаков).

«В первом ряду сидели члены штаба армии: Велехов, Постышев, Серышев… а со сцены неслась по-мальчишески звонкая и очень красивая речь молодого политработника, одетого в армейскую форму. Это Саша Фадеев образно рисовал два мира: мир праздной и развращённой буржуазии, подымающей в холёной руке не стакан вина, а стакан, наполненный кровью рабочих; с другой стороны - мир тружеников, чьими руками создаётся богатство и красота для жителей дворцов. Созидатели этих богатств живут в лачугах и харкают кровью» (Т. Головина).

Сохранилась партийная характеристика Фадеева - короткая, в два слова: «Хороший, великолепен».

Март 1920-го. Из анкеты делегата IV Дальневосточной конференции большевиков Фадеева А.А.:

«К какому виду партийной деятельности имеет склонность: К работе агитационной и редакционно-издательской, но моё желание всегда непосредственно находиться с массой, в которой я готов вести какую угодно работу, так как хорошо знаю массу и умею иметь с ней дело».

12 февраля 1921 года. «Дано сие тов. Фадееву Александру в том, что… он действительно избран делегатом с правом решающего голоса на X Всероссийский съезд РКП, созываемый 10 марта с.г. в Москве».

«Провожать Сашу, едущего в Москву на съезд партии, я пришёл на Читинский вокзал. Стоял трескучий забайкальский мороз. Саша в это время был от радости, как говорят, на седьмом небе. Увидев меня среди других провожающих, он подошёл ко мне, крепко пожал руку и сказал: «Знал бы ты, друг мой, как я счастлив, что еду в Москву. Подумать только, еду в Москву на съезд партии. Ведь на съезде будет выступать Владимир Ильич Ленин, и я его увижу и услышу» (Т. Ветров - Марченко).

Ленин был впечатлён. Не менее впечатлён был и сам Термен. О встрече с Ильичом он потом вспоминал всю свою долгую жизнь, крайне, надо сказать, насыщенную событиями и встречами с замечательными людьми. Но хотя Термен знал многих великих по обе стороны океана, именно знакомство с Лениным он считал для себя важнейшим и решающим. «Полтора-два часа, которые я был счастлив провести около Владимира Ильича, словно заново открыли мне огромное обаяние его, теплоту, доброжелательство, всё, что особенно осознаёшь при личной встрече», - говорил он. С тех пор он был предан революции и партии всегда и несмотря ни на что.

В стране - экономический, социальный и политический кризис. То там, то здесь вспыхивают крестьянские мятежи. Неурожай, отсутствие кормов, падёж скота и… тотальная продразвёрстка. Предприятия стоят из-за отсутствия топлива. Безработица. Рабочие ропщут.

28 февраля в Кронштадте на общих собраниях личного состава линкоров, а 1 марта на общегородском митинге были приняты резолюции с требованиями свободы деятельности левых социалистических партий, свободы торговли и перевыборов Советов, упразднения и устранения комиссаров. По сути, речь шла о свержении власти РКП(б).

2 марта в городе создан Временный революционный комитет, первой акцией которого стал арест коммунистов. Штаб обороны берёт под свой контроль главную базу Балтийского флота.

В Петрограде вводят осадное положение, разводят мосты и ледоколами вскрывают Неву, чтобы отсечь рабочие кварталы от руководящего центра. ЦК РКП(б) принимает решение о восстановлении 7-й армии под командованием М. Тухачевского.

А. Фадеев: «…Я был так близко от Ленина, что не удержался и украдкой потрогал рукой его за пиджак».

В армии Тухачевского брожение, солдаты отказываются наступать, а артиллеристы стрелять по восставшим. Первый штурм Кронштадта заканчивается провалом. По предложению Ленина часть делегатов съезда наделяют «самыми широкими полномочиями» и направляют политбойцами в армию Тухачевского. Агитпроповская легенда, что делегаты съезда брали Кронштадт. Да, они принимают участие в штурме (и в расправе над восставшими моряками), но функция у них исключительно надзирательная - следить, чтобы солдаты не повернули штыки на своих комиссаров.

Фадеев попадает в сестрорецкую группу, в пехоту. Во время штурма «был ранен в ногу, прополз почти два километра по льду до тыловых частей и был эвакуирован в госпиталь».

Мятеж жестоко подавлен. Но РКП(б) была вынуждена перейти от военного коммунизма к новой экономической политике, заменить продразвёрстку продналогом.

Выписавшись из госпиталя, Фадеев возвращается в Москву и, «как делегат, направленный на Кронштадтский фронт», первым делом идёт в ЦК: доложить о выполнении, получить новые указания.

Беседа с секретарём ЦК, «товарищеский совет» старшего молодому, партийная путёвка на учёбу в Горную академию. Принимают туда исключительно командированных Центральным комитетом. И следит за обучением сам ЦК: учёба здесь считается партийной обязанностью. Среди студентов - недавние комиссары полков и дивизий, секретари губкомов и укомов, председатели исполкомов.

Геологией Фадеев никогда не интересовался, в технических дисциплинах полный ноль, но он коммунист, солдат партии.

«Я занимался как лев или как Акакий Акакиевич - часов по 15 в сутки».

«Постоянно видела его за чтением специальной литературы, за изучением трудов классиков марксизма-ленинизма. С увлечением конспектировал он работу Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Труд Ильича вызывал в нём восхищение» (Т. Головина).

26 октября, всего через месяц после поступления в Горную академию, А. Фадеева избирают делегатом на VII Московскую губернскую конференцию РКП(б). Избирают студенты, сплошь состоящие из комиссаров и партийных секретарей.

«В гимнастёрке тёмно-серого сукна и таких же галифе, заправленных в хорошо начищенные сапоги, был он непоказно аккуратен. Аккуратность сказывалась и в точности изложения услышанного. Точность эта отнюдь не бесстрастность. Говорить без душевного волнения о Ленине он не мог» (Л. Большаков).

Партячейка академии входит в замоскворецкую районную организацию, и Фадеев становится нештатным, но весьма деятельным инструктором райкома РКП(б). Руководит замоскворецкими коммунистами тов. Землячка. «Эта скромная женщина с гладко зачёсанными назад тёмными волосами и вечным пенсне… Всегда в чёрном платье с туго накрахмаленным белым воротничком, всегда подтянутая и собранная, эта сорокапятилетняя партийка привлекала к себе молодёжь, в которой видела будущее партийного дела» (Л. Большаков).

Первой из женщин получила она орден Красного Знамени: «Награждается орденом Красного Знамени тов. Самойлова-Землячка Розалия Самойловна за то, что… неутомимой, беззаветной и энергичной организационной и политической работой положила прочную основу боеспособности красных частей и способствовала окончательной победе Красной армии».

Как именно Р.С. Землячка «способствовала окончательной победе Красной армии», сейчас вкратце можно прочитать в любом энциклопедическом словаре. Вкратце, потому что её подлинная биография ещё ждёт своего исследователя. К счастью, сохранились свидетельства современников. И среди них - «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва, одна из самых трагических книг, посвящённых Гражданской войне.

Саша Фадеев станет её преданным другом и «любимым учеником». До самой смерти будет бережно хранить и перечитывать её письма. Знал ли Фадеев, кто такая Землячка? Конечно, знал. Не хочется здесь писать про его патологически жестокую мать и бросившего семью «отца-революционера». Но (для любителей психоаналитических биографий) вот цитата: «Один из братьев Саши опоздал к утреннему чаю (!). От страха сел в бадью и опустился в колодец…» (И. Жуков).

В марте 1924 года Фадеева окончательно мобилизуют на партийную работу. Он выезжает на Северный Кавказ, где становится инструктором Кубано-Черноморского обкома РКП(б). 5 июля того же года его избирают секретарём райкома в Краснодаре.

Из письма Р.С. Землячке: «Это меня удовлетворяет, знакомая и интересующая меня область, и, кроме того, очевидно, останется время для литературных занятий. Во всяком случае, я с жаром принялся за новую работу - сейчас поехал по краю наладить связь с массами».

Блестящая карьера, светлое партийного будущее… Одно но. В этом письме неожиданно всплывают «литературные занятия».

«… Ещё будучи в Москве, я написал рассказ «Против течения» из времён революции на Дальнем Востоке. Я читал его в группе пролетписателей «Молодая гвардия», и встречен был он весьма одобрительно. Потом он был напечатан в № 10 «Молодой гвардии» за 23-й год и некоторое время спустя отмечен (с хорошей стороны) нашей партийной критикой. Надо сказать, что писал я его урывками, с большим трудом, за недостатком времени, которое, как Вы знаете, было занято учёбой и партработой. В 1922 году была в основном написана повесть «Разлив»... опубликована в альманахе «Молодогвардеец». Показателем успеха обоих произведений служит то, что издательство «Молодая гвардия» сразу же купило их для издания отдельной книгой в количестве 5-8000 экземпляров».

И вывод: «…очевидно, не только большое желание, но и способности к этому делу у меня есть».

Опасный вывод. Вот эта мысль, что «и способности у меня есть», и погубит в конце концов Фадеева. Доведёт до алкоголизма и самоубийства в расцвете лет и зените карьеры.

1926 год. Выходит «Разгром». Главный герой, Мечик, воплощает всё то, что Фадеев ненавидит и презирает. В себе. Интересен и финал - с попыткой самоубийства.

«Разгром» становится «бестселлером». Фадеев, как ведущий советский писатель, занимает руководящие посты во Всероссийской ассоциации пролетарских писателей.

Начинает роман «Последний из удэге». О том, как «отсталые народы» приходят в революцию. Роман остаётся неоконченным.

1932 год. М. Горький в письме И. Сталину: «Он (Фадеев), остановясь в своём развитии, видимо, переживает это, как драму, что, впрочем, не мешает его стремлению играть роль литературного вождя, хотя для него и литературы было бы лучше, чтобы он учился».

Фадеев станет генеральным секретарём Союза писателей, депутатом Верховного Света, членом ЦК, «потом и кровью» заработает высокое место в партийной иерархии. Но всю жизнь перед ним будет маячить «великая русская литература»: Толстой, Гоголь, Достоевский, Андрей Платонов, работавший по соседству, дворником. Он, Фадеев, ведь по праву в этом ряду. Способности-то имеются. А так мало сделано. Неужели ТАМ не понимают? Боец идеологического фронта, заседая в президиумах и решая вопросы, не должен страдать о напрасно потерянном времени. Фадеев страдал.

Март 1951 года. А. Фадеев не выдерживает и осторожно жалуется в письме И. Сталину, что, имея «много замыслов новых повестей, романов и рассказов», он совсем не имеет времени на их осуществление. Они «заполняют меня и умирают во мне неосуществлённые. Я могу только рассказывать эти темы и сюжеты своим друзьям, превратившись из писателя в акына или ашуга».

В ожидании обещанного отпуска буквально ликует: «Целый год чувствовать себя свободным от посторонних дел, профессиональным литератором! Ведь это такое счастье!»

Но опять рутина, борьба с «безродным космополитизмом» и «балластом» в писательских рядах, да и бытовой алкоголизм… В общем, уйти в творческий отпуск не получается.

Но тут умирает Сталин. Поднаторевший в аппаратных играх Фадеев прекрасно понимает, что кресло под ним шатается. Нужно срочно делать какие-то шаги, спасать карьеру. Или уходить. И писать: Пушкин, Тургенев, Батюшков, Зощенко (говорят, работает сапожником). Как и в 16 лет, Фадеев «не может сам разобраться во всём правильно». Ему нужно мнение ЦК.

Май 1953 года. Всего два месяца после смерти Сталина. Фадеев из больницы (проклятый алкоголизм) пишет письмо. Нет, не в ЦК, а своему заму, Суркову, но с тем расчётом, чтобы Сурков передал его в ЦК. Сурков передаёт, снабдив припиской: «Приношу глубокое извинение за дилетантскую машинопись. Снимал копию (в целях конспирации в аппарате) сам лично, а машинистка я не очень квалифицированная».

Фадеев пишет: «…Советская литература по своему идейно-художественному качеству, а в особенности по мастерству, за последние 3-4 года не только не растёт, а катастрофически катится вниз... А всё это происходит потому, что люди, способные дать этот, хотя бы относительный, образец, перегружены по уши чем угодно, но только не творческой работой, хотя большинство из них в течение десятилетий зарабатывали свой литературный опыт и мастерство буквально горбом, и без примера никаких талантов и гениев из молодёжи самопроизвольно возникнуть не может, как не могло бы быть Пушкина без Державина, Ломоносова, Грибоедова, Жуковского, Батюшкова.

До тех пор, пока не будет понято абсолютно всеми, что основное занятие писателя (а особенно писателя хорошего, ибо без хорошего писателя не может быть хорошей литературы и молодёжи не на чем учиться)… - это его творчество, а всё остальное есть добавочное и второстепенное, без такого понимания хорошей литературы сделать невозможно».

Это бунт. Попытка переложить вину за свой литературный провал на партийное руководство. Секретарь ЦК Поспелов в краткой записке докладывает Хрущёву о ЧП в Союзе писателей. Фадеева начинают тихо сливать с руководящих постов.

«Союз писателей осудил паническое настроение Фадеева. Нельзя так, одним махом, перечеркнуть труд нескольких тысяч писателей. Предлагаем укрепить руководство, усилить влияние секретариата писателей на творческий процесс. Начать подготовку к писательскому съезду». Подписи: А. Сурков, К. Симонов, Н. Тихонов.

«Он не был создан для неудачничества, он так привык к роли вождя, решителя писательских судеб - что положение отставного литературного маршала для него было лютым мучением. Он не имел ни одного друга - кто сказал бы ему, что его «Металлургия» никуда не годится, что такие статьи, какие писал он в последнее время, - трусливенькие, мутные, притязающие на руководящее значение, только роняют его в глазах читателей, что перекраивать «Молодую гвардию» в угоду начальству постыдно, - он совестливый, талантливый, чуткий - барахтался в жидкой зловонной грязи, заливая свою совесть вином» (К. Чуковский).

Три года, с 1953-го по 1956-й, он будет пытаться прорваться к Н. Хрущёву и Г. Маленкову, но не будет ими принят.

В конце февраля - начале марта 1956 года состоится ХХ съезд КПСС. На закрытом заседании Н.С. Хрущёв выступит с докладом «О культе личности и его последствиях».

На утреннем заседании 20 февраля М.А. Шолохов: «… На что мы пошли после смерти Горького? Мы пошли на создание коллективного руководства в Союзе писателей во главе с тов. Фадеевым, но ничего путёвого из этого не вышло… Фадеев оказался достаточно властолюбивым генсеком и не захотел считаться в работе с принципом коллегиальности. Остальным секретарям работать с ним стало невозможно. Пятнадцать лет тянулась эта волынка… Общими и дружными усилиями мы похитили у Фадеева пятнадцать лучших творческих лет его жизни, а в результате не имеем ни генсека, ни писателя. А разве нельзя было в своё время сказать Фадееву: «Властолюбие в писательском деле - вещь никчёмная. Союз писателей - не воинская часть и уж никак не штрафной батальон, и стоять по стойке «смирно» никто из писателей перед тобой не будет, товарищ Фадеев. Ты - умный и талантливый писатель, ты тяготеешь к рабочей тематике, садись и поезжай-ка годика на три-четыре в Магнитогорск, Свердловск, Челябинск или Запорожье и напиши хороший роман о рабочем классе…»

Михаил Шолохов в 23 года написал один из величайших русских романов XX века, шедевр русской словесности - роман о судьбах казачества во время гражданской войны «Тихий Дон». Ещё при жизни он стал легендой. Но была и другая легенда, которая отравила ему жизнь и, отозвавшись раком лёгких, свела в могилу.

И дальше, практически слово в слово, письмо Фадеева в ЦК. Только акценты смещены, не надо, мол, перекладывать с больной головы на здоровую. В светлое будущее берут не всех, товарищ Фадеев, кто-кто, а ты это понимать должен.

Фадеев понимает и пишет Суркову (новому первому секретарю Союза писателей): «Я нуждаюсь в абсолютном и полном освобождении от всех обязанностей… Я болен не столько печенью… сколько психически. Я совершенно пока что неработоспособный».

«Ночью он не мог уснуть, принял чуть не десять нембуталов, сказал, что не будет завтракать, пусть его позовут к обеду, а покуда он будет дремать. Наступило время обеда: «Миша, позови папу!» Миша пошёл наверх, вернулся с известием: «Папа застрелился». Перед тем как застрелиться, Фадеев снял с себя рубашку, выстрелил прямо в левый сосок» (К. Чуковский).

«… В последние годы А.А. Фадеев страдал тяжёлым прогрессирующим недугом - алкоголизмом, который привёл к ослаблению его творческой деятельности. Принимаемые в течение нескольких лет различные врачебные меры не дали положительных результатов. В состоянии тяжёлой душевной депрессии, вызванной очередным приступом болезни, А.А. Фадеев покончил жизнь самоубийством.

Трагическая смерть вырвала из наших рядов верного сына советского народа, талантливого художника, патриота нашей социалистической Родины».



Александр Александрович Фадеев — советский актер, сын писателя Александра Фадеева. Стал известным благодаря роли виконта в фильме «Война и мир».

Принято считать, что талант человека всегда поможет ему стать успешным в жизни, добиться славы и всеобщей любви. Но как часто это утверждение оказывалось ошибочным. Много воистину одаренных людей так и не смогли правильно распорядиться этим подарком судьбы, растратили его понапрасну и не достигли никаких высот. Это в полной мере относится и к актеру Александру Фадееву. Не помог ему в жизни ни удивительный талант, ни влиятельные родители.

Что же произошло, почему блистательно начавшаяся творческая биография артиста так быстро сошла на нет и закончилась эпизодическими ролями, имени исполнителя которых даже не было в титрах?

Звездные родители

Имени настоящего отца Александра Фадеева никто никогда не знал. Это так и осталось тайной, которую мама актера хранила до самой своей смерти. Зато маму Саши все знали очень хорошо – это Ангелина Степанова, одна из культовых актрис времен СССР, имя которой было на всех театральных афишах МХАТа.

Мужем Ангелины был режиссер театра МХАТ Николай Горчаков, но брак этот нельзя назвать счастливым, потому что тайной страстью красавицы Ангелины был литератор Николай Эрдман. Их роман продолжался целых семь лет, но несмотря на это, Ангелина так и не подала на развод с мужем и не связала свою жизнь с любимым человеком. Причина до банальности проста – она боялась, что этот развод скажется на ее карьере, которая так сильно зависела от мужа-режиссера. Да и потом разводы в Советском Союзе не поощрялись и Степанову запросто могли сделать невыездной, даже не приняв во внимание все ее заслуги.

Фото: Александр Фадеев в детстве с семьей

Выход из этого непростого треугольника предоставила сама судьба – в 1933 году любовник актрисы был арестован и сослан в ссылку. Спустя 2 года Степанова и Горчаков все-таки расстались. И настоящая причина этого разрыва так и осталась неизвестной, то ли актриса перестала бояться за свою карьеру и порвала с нелюбимым мужем, то ли сам Горчаков боялся за свою репутацию, которую мог подпортить брак с любовницей репрессированного литератора.

Но Ангелина совсем недолго была одна. Гастролируя в Париже вместе с театром, она знакомится с известным писателем – Александром Фадеевым, который находился там же по служебным делам.

Их роман развивался очень стремительно, поэтому после возвращения домой они решили пожениться. Он прожили в браке двадцать лет, до самого самоубийства Александра, которое он совершил в 1956 году. За это время случалось многое — и частые выпивки мужа и его измены, но эта красивая, элегантная, умная и мужественная женщина вынесла все. Наверное потому, что очень сильно любила своего Сашу. Ангелина пережила мужа на 44 года и просила похоронить ее рядом с любимым. Это было в 2000 году, актрисе исполнилось 95 лет.

В июле 1936 года, буквально сразу после свадьбы, у молодых супругов родился сын, которого в честь приемного отца назвали Сашей. Фадеев усыновил ребенка, дал ему не только свою фамилию и отчество, но и имя. Сын стал полным тезкой приемного папы, и чтобы не было путаницы, его стали называть Александром Фадеевым-младшим.

Ранние годы

Фадеев-старший был очень известным писателем. Он написал «Молодую гвардию», «Разгром», «Последний из Удэге». Эти книги зачитывали до дыр, они были любимы несколькими поколениями советских людей. Он был депутатом, награжденным орденами Ленина и Сталинской премией, стоял у истоков создания Союза писателей СССР, с ним считалась правящая верхушка.

Ангелина Степанова была успешной, востребованной актрисой, примой МХАТа. В те годы было непросто, но семья имела нормальный достаток, поэтому в детстве Саша Фадеев-младший в материальном плане ни в чем не нуждался.

У супругов скоро родился и совместный сын, которого назвали Мишей. Мальчики были очень дружны между собой, и старались не забывать и сестру – внебрачную дочь отца Машу. Несмотря на такое количество детей, Сашу любили больше всех.

Выбор жизненного пути

Так и осталось загадкой, почему Саша решил посвятить свою жизнь актерской профессии. Может сказались гены матери, или детство, которое прошло практически в театре. А возможно его утонченной натуре больше нравилось искусство театра, чем писательский труд его отчима. Выбор молодой человек сделал в пользу театра, а уж родители подняли все свои связи, чтобы пристроить любимое чадо. И вот сразу после окончания школы-студии МХАТ, Сашу принимают в труппу Театра Советской Армии, где он и блистал несколько лет.

Дебют в кино

Дебют Фадеева-младшего в кино состоялся в 1965 году – он исполнил роль виконта в съемках фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого. Роль была не основная, но исполнена Александром просто великолепно. Красивый молодой человек с аристократическими манерами и прямой осанкой – таким он запомнился зрителям. Это даже не было похоже на игру, так натурально он выглядел в этой роли.

Успешный дебют показал всем, что юноша несомненно очень талантлив и может достичь самых высоких вершин в кино.

Только одно угнетало Александра – его успех не видел отец. К этому времени Фадеев-старший покончил с собой, он выстрелил в себя из пистолета, оставшись один на даче.

Жена в это время гастролировала с театром за рубежом. Случилось это трагическое событие в 1956 году, после того, как Хрущев выступил с разоблачительной речью против Сталина. Писателю было всего 54.

Эта трагедия сильно сказалась на всех детях Фадеева. Спустя годы дочь Маша также покончит жизнь самоубийством, и у Александра-младшего родные тоже стали замечать склонность к суициду. Но это в будущем, а пока карьера Фадеева-младшего после успешной дебютной роли стремительно рванулась вверх – его утверждают на главную роль в фильме, повествующем об альпинистах.

Главная роль в фильме «Вертикаль»

Сюжет фильма был довольно простым, но несмотря на это, «Вертикаль» получила очень высокую оценку зрителей. Львиная доля успеха фильма заключалась в песнях, которые специально для него написал В.Высоцкий. Эти песни стали хитами, их слушает уже не одно поколение поклонников певца. Успех картине принес и актер Фадеев, который очень гармонично сыграл главную роль – Никитина.

Во время съемок между актером Александром Фадеевым и актрисой вспыхнул роман. Нравилась симпатичная девушка и Владимиру Высоцкому, но его популярность нельзя было сравнить с Фадеевской, поэтому предпочтение было отдано красавцу Александру. К тому же он был более перспективной партией, чем малоизвестный Владимир. Лариса уже готова была вступить в брак с Александром, но вовремя остановилась. Актер сильно и много пил, становился неуправляемым и импульсивным, хватался за ружье, чтобы застрелиться и Ларисе иногда приходилось его спасать от верной смерти. Это и остановило девушку от замужества.

Крах кинокарьеры

Окрыленный первыми успехами в кино, актер слишком воспарил в небесах и очень скоро стал жертвой настоящей звездной болезни. Он ругается с режиссерами, не приходит на репетиции, а на съемках появляется в состоянии сильного похмелья. Ему прощали много и долго, может быть благодаря таланту и обаятельности, а может из чувства уважения к матери, которая просила за своего беспутного сына. Всем казалось, что это временно, Саша одумается и начнет работать в полную силу. Но эти надежды актер не оправдал.

В конце 60-х годов актера Фадеева практически перестали приглашать в кино. После выхода фильма «Вертикаль» он снялся в лентах «Один шанс из тысячи» и «Совесть» — это были серьезные роли, а после этого ему доверяли только эпизоды. «В одном микрорайоне», «Фронт за линией фронта», «Одиноким предоставляется общежитие», «Авария – дочь мента», «Мать» — в этих фильмах он мелькает исключительно в эпизодах, его имени даже нет в титрах к фильмам.

Театральная карьера

По сравнению с киношной карьерой, карьера в театре Александра Фадеева-младшего была более успешной. Но это не благодаря его таланту, а скорее стараниям матери, которая пользовалась уважением среди коллег. Она поняла, что карьере сына в кино пришел конец, а в театре ему грозит увольнение из-за недостойного поведения. Поэтому обращается к с просьбой принять Александра во МХАТ. Ефремов был не в восторге от такого предложения, но согласился на уговоры.

Александр Фадеев был известен своими скандальными выходками, но в плане актерского мастерства был очень даже полезен в театре. Он участвовал в постановках самого Ефремова, у него была роль в спектаклях «Сон разума» и «Старый Новый год».

Но снова почувствовав вседозволенность, Александр понемногу начинает наглеть, вступать в споры с Олегом Ефремовым. Конфликт был грандиозным, МХАТ разделился на две части и Фадеев не желая больше работать у Ефремова, переходит к , а Степанова остается у Олега Николаевича. В новом театре Фадеев продолжал играть до 1993 года.

Личная жизнь

Александр Фадеев был очень известен театральному бомонду. И дело не только в творчестве, которое начало идти на спад – он славился своими любовными интрижками и кутежами. Природа наделила Александра красотой, но это не главное, он был очень обаятельным и внимательным кавалером, умел красиво ухаживать и заинтересовать любую даму. Он в полной мере пользовался связями своего отчима и авторитетом матери, его жизнь была вольной и обеспеченной, причем сам он для этого не приложил никаких усилий.

Но наступило время, когда Александр пресытился романами и понял, что хочет серьезных отношений. Впервые официальный брак он заключил с Людмилой Гурченко. Их знакомство состоялось в ресторане ВТО. Людочку просто очаровал столичный красавец-кавалер. Встречались они не долго, вскоре зарегистрировали брак. Но долгой и счастливой личной жизни не получилось. Слишком избалованный судьбой Александр продолжал вести прежнюю жизнь – рестораны и веселые компании, а Людмила усердно трудилась. Их брак длился всего 2 года, после чего Гурченко поняла, что это была ошибка и развелась с супругом.

В личной жизни Александра Фадеева было еще два брака. Второй женой артиста стала Натэлла Канделаки. Но и этому браку был отведен недолгий срок, очень быстро они развелись.

Фадеев женится третий раз. Теперь это Надя Сталина, внучка Иосифа Виссарионовича и дочь его сына Василия. Это была последняя жена актера, они прожили вместе до ее смерти. Никто не знает насколько счастливы были супруги, потому что Надя никогда никому не рассказывала о том, что творится в семье. Но судя по характеру Александра, можно не сомневаться, что жизнь у его жены была трудной. В этом браке в 1974 году у Фадеева родилась дочь Анастасия, которая записана по фамилии деда и отца – Сталина. В 1992 году у Анастасии родилась дочка Галя, которую мама записала Фадеевой.

Последние годы

Уже будучи в зрелом возрасте, артист так и не изменил свой образ жизни. Пьянки и гулянки продолжались. У артиста была алкогольная зависимость и суицидальные наклонности.

Избранная фильмография

  • 1965 год - Война и мир
  • 1966 год - Вертикаль
  • 1968 год - Один шанс из тысячи
  • 1974 год - Совесть
  • 1989 год - Мать

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Молодость

Александр Фадеев родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). Был крещён в кимрском Покровском соборе. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон , Майн Рид, Фенимор Купер .

В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), в 1912 поселилась в селе Чугуевка, где прошло детство и юность Фадеева.

С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.

Революционная деятельность

Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков.

В 1918 году вступил в РКП(б) и принял партийный псевдоним Булыга . Стал партийным агитатором.

В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.

В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады.

В 1921-1922 годах учился в Московской горной академии.

В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б), принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Творчество

Начало литературной деятельности

Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем. Один из лидеров РАППа.

Дальнейшая литературная работа

Действие ранних произведений - романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941, не закончен).

Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.

«Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.

Роман «Молодая гвардия». Правда и вымысел

Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году.В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечёно несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина.

Фадеев объяснял:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…».

Фильм «Молодая гвардия» был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.

До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 годов.

Общественная и политическая деятельность

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. В 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

В Союзе писателей СССР:

  • 1932 году входил в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП;
  • 1934-1939 - заместитель председателя оргкомитета;
  • 1939-1944 - секретарь;
  • 1946-1954 - генеральный секретарь и председатель правления;
  • 1954-1956 - секретарь правления.

Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-1956); на XX съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.

Полковник (1942), бригадный комиссар (1941).

В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

Общественная позиция. Последние годы

Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой , А. П. Платонову. В 1946 году после доклада А. А. Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор.

В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»(?), эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом».Осенью 1949 года участвовал в травле в прессе Бориса Эйхенбаума и других работников ЛГУ.

Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза писателей СССР для оставшегося без средств к существованию М. М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б. Л. Пастернака , Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Гумилёва, несколько раз передавал деньги на лечение А. П. Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».

Илья Эренбург писал о нём:

Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.

Хрущевской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М. А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС.Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда КПСС внутренний конфликт Фадеева обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».

Самоубийство

13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов). В соответствии с последней волей писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено.<…>Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.

Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 10. - С. 147-151)

Исследователи указывают на странные обстоятельства вокруг самоубийства писателя.

Личная жизнь

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец - Александр Иванович Фадеев (1862-1917), мать - Антонина Владимировна Кунц (1873-1954).

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) - Ангелина Иосифовна Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М. И. Алигер: Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер (покончила с собой 06.10.1992.).

Награды

  • два ордена Ленина (31.01.1939; 23.12.1951)
  • орден Красного Знамени (1922)
  • медали
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за роман «Молодая гвардия»,
  • , 14 / улица Коммунистическая, 43), где 12 апреля 1932 года состоялось выступление Александра Фадеева

    Именем Фадеева названы:


    Библиография

    • «Разлив» (повесть)
    • «Рождение Амгуньского полка» (рассказ) - экранизация Против течения (1981)
    • «Один в чаще» (рассказ; глава из начатой, но недописанной повести «Таёжная болезнь»)
    • «Землетрясение» (рассказ)
    • «О бедности и богатстве» (рассказ)
    • «Разгром» (1926, роман) - экранизации «Разгром» (1931, немой фильм) и «Юность наших отцов» (1958)
    • «Столбовая дорога пролетарской литературы» Л., 1929
    • «Последний из Удэге» (роман-эпопея, целиком написаны 2 тома, 3-й том не окончен)
    • «Ленинград в дни блокады»
    • «Молодая гвардия» (1945, 2-я ред 1951) экранизация 1948
    • «За тридцать лет» (сборник статей и публицистики)
    • «Чёрная металлургия» (написано 8 глав; не окончен)

Александр Фадеев - талантливый писатель, подаривший русскоязычной литературе «Молодую гвардию». Этот роман о подвиге юных коммунистов стал самым известным произведением писателя, однако у Фадеева есть еще несколько достойных работ. Кроме того, Фадеев при жизни был известен как руководитель Союза писателей СССР и главный редактор литературной газеты. К сожалению, в биографии писателя, несмотря на любовь и уважение читателей, далеко не все сложилось гладко.

Детство и юность

Будущий писатель родился 24 декабря 1901 года в городе под названием Кимры (в Тверской области). Отец Фадеева - Александр Иванович - в юности увлекся революционными идеями, вследствие чего быстро попал в поле зрения властей и был вынужден постоянно скрываться и менять место жительства. Так, однажды он оказался в Петербурге, где после ряда мытарств и тюремного заключения по политической статье познакомился с Антониной Кунц, на которой впоследствии женился.

Александр Фадеев был долгожданным и желанным ребенком. Родители занимались грамотой и с сыном, и со старшей дочерью Татьяной. Также у Фадеева был младший брат Владимир. Маленький Саша рано научился читать и вскоре все свободное время проводил с томами , . А через некоторое время мальчик уже поражал родителей первыми сказками и рассказами, написанными самостоятельно.

Также родители старались привить детям уважение к труду. Дети помогали матери по хозяйству, умели пришивать пуговицы и ухаживать за огородом. Позднее писатель с теплотой будет вспоминать это время.


В 1910 году родители отправили Александра во Владивосток, к тетке. Там юноша поступил в коммерческое училище и вскоре стал лучшим учеником на курсе. Там же Фадеев впервые опубликовал собственные пробы пера в студенческой газете и даже получал премии за рассказы и стихи. А чтобы заработать денег на еду и помочь тетке, Александр Фадеев подрабатывал репетитором, помогая отстающим ученикам в изучении грамоты.

Несмотря на успехи в учебе, диплома Фадеев так и не получил: в 1918 году юноша присоединился к партийным революционерам и стал членом подпольной большевистской группы. Александр Фадеев даже участвовал в стычках с белогвардейцами и был ранен во время восстания в Кронштадте. Лечиться революционер отправился в Москву, где и остался жить.

Литература

Первая серьезная повесть Александра Фадеева получила название «Разлив». Произведение хоть и было напечатано, однако не вызвало интереса читателей. А вот следующая проба пера Фадеева - повесть «Разгром» - стала знаковой для Александра Александровича.


Сюжет этого произведения построен, разумеется, вокруг событий гражданской войны и противостояния «красных» и «белых». Повесть была напечатана в 1923 году и сразу же принесла начинающему литератору популярность. Тогда же Александр Фадеев, окрыленный первой славой, решил посвятить жизнь творчеству и стать профессиональным писателем.

Следующая масштабная литературная работа Александра Фадеева станет главным произведением в жизни писателя. Речь идет о романе «Молодая гвардия», к работе над которым Александр Александрович приступил сразу после окончания Великой Отечественной войны.


Известно, что вдохновением для Александра Александровича послужило произведение журналистов Владимира Лясковского и Михаила Котова под названием «Сердца смелых». Эта книга, как и последующий роман «Молодая гвардия», рассказывает о подвиге советских подростков, которые не побоялись создать подпольную партизанскую организацию и противостоять оккупантам немецкой армии.

В 1946 году «Молодую гвардию» напечатали. Читатели встретили роман с восторгом, а вот партийное руководство осталось недовольно книгой. Дело в том, что, по мнению власти, Александр Фадеев на страницах «Молодой гвардии» недостаточно подчеркнул значение коммунистической партии в жизни героев книги и в их подвиге. Писателя обидели подобные замечания, Фадеев подчеркнул, что писал не документальное произведение, а художественный роман, в котором имеет место вымысел.


Тем не менее, роман пришлось переделать. В 1951-м напечатана вторая версия «Молодой гвардии», тщательно отредактированная и наполненная коммунистическими лозунгами и откровенной пропагандой режима. Второй вариант книги сочли идеологически верным, и «Молодая гвардия» даже была включена в школьную программу.

Параллельно с творческой деятельностью Александр Фадеев работал в союзе писателей, а с 1946 года и возглавлял его. Кроме того, в разные годы писатель являлся членом ЦК КПСС и депутатом ВС СССР.


В 1946 году Александр Фадеев поддержал небезызвестное постановление , по факту ставящее вне закона творчество , . Кроме того, будучи председателем союза писателей, Фадеев лично должен был проследить за тем, чтобы тексты этих писателей не публиковались.

А двумя годами позднее Александр Фадеев собирал средства, чтобы помочь Михаилу Зощенко, который после того самого постановления остался без гроша, и Андрею Платонову, которому требовались деньги на лечение. Подобные сделки с совестью не давали покоя душе писателя: Фадеев начал сильно пить, страдал от депрессии и бессонницы и даже лечился «от нервной болезни» в одном из советских санаториев. К сожалению, дурное пристрастие литератора в итоге привело его к гибели.

Личная жизнь

Александр Фадеев был дважды женат. Первой избранницей литератора стала Валерия Герасимова, тоже писательница. Личная жизнь Фадеева и Герасимовой не сложилась, и брак этот вскоре распался.


В 1936 году Фадеев женился во второй раз. Вторая супруга писателя, артистка Ангелина Степанова, подарила Фадееву сыновей Александра и Михаила.

Также известно, что у писателя родилась дочка Мария, матерью которой стала журналистка и поэтесса Маргарита Алигер.

Смерть

Жизнь писателя окончилась трагически. 13 мая 1956 года Александр Александрович застрелился. Фадеева нашли в его дачном домике в Переделкино. Причиной, толкнувшей писателя на страшный шаг, неофициально назовут алкогольную зависимость. Известно также, что к смерти Александр Фадеев начал готовиться за несколько дней: привел в порядок бумаги, написал последние письма.


Одно из них - письмо в ЦК КПСС - было обнародовано только в 1990-м. В нем писатель обвинил партийное руководство в том, что искусство, в частности литература, загублены цензурой, ложью и показухой. И это, по признанию Фадеева, лишает его смысла жизни и уважения к самому себе как к руководителю союза писателей.

В том же письме Александр Александрович попросил похоронить его рядом с могилой матери. Эта просьба была исполнена: могила писателя находится на московском Новодевичьем кладбище.


Впоследствии в прессе неоднократно появлялись предположения и домыслы, связанные со смертью Александра Фадеева. Нашлись люди, уверенные, что писателя убили. Однако ни одна версия так и не получила официального подтверждения.

Роман «Молодая гвардия» впоследствии убрали из школьной программы, однако эта книга до сих пор занимает почетное место на полках любителей чтения рядом с произведениями других писателей, описывающими реалии того времени: , Михаила Зощенко, .

Библиография

  • 1923 - «Разлив»
  • 1926 - «Разгром»
  • 1929 - «Столбовая дорога пролетарской литературы»
  • 1929-1941 - «Последний из Удэге»
  • 1945 - «Молодая гвардия»
  • «Черная металлургия» (роман не окончен)