Непознанное

А грибоедов горе от ума молчалин. Молчалин: характеристика персонажа

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» поэт выводит образ Молчалина, значение которого не утратило своей актуальности и в наши дни. Черты подхалима, втихомолку с помощью неприкрытой откровенной лести выбивающегося в люди, первым подметил Н.В.Гоголь, а М.Е.Салтыков-Щедрин в присущей писателю гротескной манере изображает Молчалина чиновником с обагренными кровью руками, стремящимся подняться по карьерной лестнице, расталкивая на ходу более умных и достойных.

Образ Молчалина особенно ярко вырисовывается в его общении с другими персонажами пьесы и, прежде всего, в отношениях с Софьей. Молчалин понимает, что, изображая любовь к дочери Фамусова, он заручается ее поддержкой и предстает перед Софьей несмелым и скромным влюбленным. Девушка не улавливает его притворства, а отсутствие искренних и страстных чувств воспринимает, как сдержанность и трезвость ума. Молчалин понимает, что появление Чацкого в доме Фамусова грозит его отношениям с Софьей, а значит и его карьере. Он всячески пытается укрепить свои позиции. Молчалин инсценирует падение с лошади, прикидываясь перед Софьей пострадавшим настолько, что влюбленная в него девушка лишается чувств. Он настолько лицемерен, что сразу поднимается и отряхивается, как только Софью в обморочном состоянии уносят в дом.

Циничности Молчалина нет предела. Невзирая на возможное разоблачение, он нагло пристает к Лизе, не обращая внимание на ее отказ и упреки на то, что Молчалин с горничной - повеса, а с барышней - скромник. Подлый по своей натуре, Молчалин старается всячески очернить Чацкого в глазах Софьи, изображая его болтливым и несерьезным, готовым высмеять кого угодно бестактным человеком. Поддавшись его пагубному влиянию, Софья начинает смотреть на Чацкого глазами Молчалина. Она вступает в спор с Чацким и доказывает ему, что Молчалин порядочный и добродетельный молодой человек. Она даже пытается противопоставить добродетельного Молчалина насмешливому и острому на язык Чацкому. Это противопоставление, вложенное в уста Софьи приобретает значительно более глубокий смысл, чем противопоставление характеров и черт двух соперников. Это противопоставление двух различных жизненных позиций. С одной стороны человек искренний, порядочный, не терпящий притворства, лести, не смешивающий удовольствия и работу, с другой - жалчайшее создание, глупец, ничего путного из себя не представляющий, добивающийся успехов грязными и подлыми окольными путями. Не стесняясь, Молчалин сам говорит о том, что он выполняет завещания своего отца угождать всем во избежании зла, будь то хозяин, начальник, слуга, швейцар или собака дворника. И Молчалин строго следует заветам отца не только на словах. Он дает возможность выиграть в карты знатной барыне Хлестовой, гладит и нахваливает ее собачку, добиваясь расположения именитой дамы.

Особого внимания заслуживает речь Молчалина, подобострастная с теми, кто занимает высшее положение в обществе и снисходительно-пренебрежительная с теми, от кого он не зависит. Молчалин немногословен и осторожен, он тщательно и усердно подбирает нужные слова с учетом того, к кому обращается. В разговоре с Фамусовым он почтителен и всегда подчеркивает свое стремление к работе, к Хлестовой обращается с неприкрытой лестью. В то время как с Софьей Молчалин ночи напролет скромничает и только держит ее за руку, с Лизой он не подбирает слова, а напрямую и грубо требует от нее близости. С Чацким Молчалин тоже не церемонится, он показывает ему свое превосходство, кичится своими карьерными и любовными успехами и, даже, пытается призвать Чацкого последовать его примеру и побывать у влиятельной Татьяны Юрьевны, чтобы добиться чинов. Чацкий справедливо и с сожалением констатирует, что в существующем обществе бессловесные пользуются особым расположением начальства, могут далеко пойти и добиться степеней известных.

Финальная сцена пьесы развенчивает скрытые замыслы Молчалина, и Софья отвергает его. Однако Москва того времени отдавала предпочтение подобным Молчалиным, которые продвигались по служебной лестнице с помощью лести и услужливости, а умных и энергичных Чацких всячески отвергала. "Горе от ума" идет на сцене многих театров и проблемы карьеризма, поднятые в этой пьесе остаются актуальными и поныне. Это доказали многие актеры, исполнявшие роль Молчалина, в том числе первый водевильный актер Н.О.Дюр в 1831 г. и К.Ю.Лавров, показавший Молчалина вторым главным героем сюжета грибоедовской комедии в 1962 г.

Обновлено: 2011-05-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Но как свой принят в этом мире “безродный” секретарь Фамусова -- Молчалин. В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца и циника, “низкопоклонника и дельца”, пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до “степеней известных”.

Создавая характер Молчалина, Грибоедов показал растлевающее влияние крепостническо-чиновничьей морали на развитие и поведение человека, зависимого от «фамусовского» общества. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. Характерные черты Молчалина: стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие, немногословность, боязнь высказывать свои суждения. Он искренне недоумевает, как в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь». Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Молчалин стал символом рабского молчания. На примере же Молчалина можно проследить стремление фамусовского общества к личной выгоде. Он -- воплощение угодничества, лицемерия, подлости. Он живет по принципам своего отца, который завещал ему:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья -

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Он льстит и угождает при каждом удобном случае всем, кто когда-нибудь может быть ему полезным. Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться.

Перед зрителем он появляется в самом начале пьесы, когда Фамусов застает их в гостиной. От страха быть уличенным в любовных отношениях с Софьей он не смеет и рта раскрыть. Одна Софья говорит и выдумывает разные небылицы для отвода внимания отца от Молчалина. А тот как «в рот воды набрал», только лишь и может сказать:

С бумагами-с.

Я только нес их для докладу,

Что в ход нельзя пустить без справок, без иных,

Противуречья есть, и многое не дельно.

Но тон и поведение его резко меняется, стоит лишь ему остаться наедине с горничной Лизой. Тут он в момент расцветает, скачет перед ней, пытается обнять, соблазняет подарками, признается в любви и, самое главное, с ней он такой, как есть на самом деле, потому что Лиза ему кажется ровней, своим человеком. С ней он откровенен в своих мыслях и подлостях, перед ней он раскрывает свою «игру», потому что ее он воспринимает за свою. Поэтому на вопрос Лизы, любит ли он барышню, честно отвечает, что «по должности»…

А Чацкий тем временем пытается понять, что же свело Софью с Молчалиным, «какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» этот услужливый человек, который «всегда на цыпочках и не богат словами». Благородный ум Чацкого не может смириться с привязанностью Софьи к Молчалину. Он не может понять, как можно любить ничтожество, и в надвигающихся перед балом сумерках он расспрашивает Софью и пытается открыть для себя заново Молчалина. Он ощущает пропасть между своими чувствами и понятиями и происходящим на его глазах их сближением. Он чувствует себя на грани катастрофы:

Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.

Чтоб равнодушнее мне понести утрату...

Мне дайте убедиться в том: потом

От сумасшествия могу я остеречься;

Не думать о любви...

Желая образумить Чацкого, Софья перечисляет такие достоинства Молчалина, которые заставят Чацкого сказать: «Шалит, она его не любит». И в самом деле, как Чацкий может в добродетелях числить то, что Молчалин «безмолвием обезоружит» Фамусова, «от старичков не ступит за порог... с ними целый день засядет, рад не рад, играет...». И в конце разговора любовь Софьи к Молчалину остается для Чацкого «загадкой».

И вечером, под напором вопросов Чацкого Молчалин разговорился, разговорился настолько, что обнаружил свои принципы жизни, среди которых на первом месте «умеренность и аккуратность», и далее: «ведь надобно ж зависеть от других»:

Татьяна Юрьевна!!!

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные;

… частенько там

Мы покровительство находим, где не метим.

Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить?

И награжденья брать и весело пожить?

Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?

При трех министрах был начальник отделенья.

Переведен сюда...

… слог его здесь ставят в образец!

Не смею моего сужденья произнесть.

В мои лета не должно сметь

Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий удивляется: «Зачем же надобно?» На что Молчалин только и может ответить: «В чинах мы небольших». В этом разговоре грустную иронию Чацкого Молчалин принимает за досаду неудачника и начинает открывать ему «пути спасения». Чацкого раздражает этот снисходительный его тон, он становится резким и противопоставляет смирению Молчалина, самой удобной в барской Москве форме продвижения к «почестям и знатности», свою программу независимости, свободы и искренности: «Зачем же мнения чужие только святы?», «Я глупостей не чтец», «Когда в делах -- я от веселья прячусь, когда дурачиться -- дурачусь». После этого разговора Чацкому становится ясно, кто перед ним стоит, и он с усмешкой восклицает:

С такими чувствами, с такой душою

Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!

На самом деле он противостоит Молчалину, опираясь на то чувство собственного человеческого достоинства, которое в разночинцах тогда было развито неизмеримо меньше, чем в тех, кто имел за собою шестисотлетнее дворянство. Молчалин же весь нацелен на то, чтобы как можно скорей прикрыть свою безродность карьерой, самому о безродности этой забыть. И не за безродность совсем презирает его Чацкий. Норма человека, как открывалась она просветительскому сознанию, действительно оказывалась осуществленной в гораздо большей степени в Чацком, чем в Молчалине.

В третьем действии, на приеме в гостиной Фамусова Чацкий пытается в последний раз открыть Софье глаза на образ Молчалина. Теперь, после разговора с ним он знает, как сильно отличается истинное лицо Молчалина от героя Софьиных мечтаний. И Чацкий пытается ей об этом сказать:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит!

Тут в пору карточку вотрет!

В нем Загорецкий не умрет!

Но никакие слова не способны открыть мечтательнице глаза, потому что она - дитя того общества, где живет. И лишь в четвертом действии Софья понимает, пройдя через позор, как ошибалась в Молчалине. В «сцене на лестнице» Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте» - слышит он от Софьи. «Подлец!» - восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. В то время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся подле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное - всегда находится подле кого-то.

Молчалин после сцены в сенях не может оставаться прежним Молчалиным. Маска сдернута, его узнали, и ему, как пойманному вору, надо прятаться в угол.

Драматург допускает некоторую гротескность в изображении отдельных персонажей, чтобы оттенить преобладающие черты характера, но это не делает образы упрощенными, прямолинейными, а придает им большую художественность. Все они неразрывно связаны с социальной средой и порождены ею. Поэтому, как ни низок и ничтожен Молчалин, он вызывает не только омерзение, но и сочувствие: герой унаследовал жизненную философию отца и целеустремленно следует ей. Молчалин вращается в среде московского дворянства, слышит разглагольствования Фамусова, призывающие к пресмыкательству перед сильными мира сего. Это укрепляет его веру в правильность унаследованной системы жизненных ценностей.

Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в ней автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество людей в комедии, один из них был молодой дворянин, еще не имевший каких-либо чинов Молчалин. Его задачей было прислуживать влиятельным людям.

Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамусов выступает противником таких отношений, ведь считает, что его дочери нужен влиятельных муж с чинами. Хоть и Молчалин не соответствует этим требованиям, но есть у него другое качество, которое ценили обитатели фамусовского дома. Он изо всех сил стремился всячески услуживать, этим и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.

В произведении "Горе от ума" образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим как он старается услужить, и если нужно, то даже унизиться перед влиятельными гостями дома Фамусова, всё это идет с расчетом на то, что они могут пригодится в жизни и дальнейшем службе. Молчалин даже брал за должное похвалить шерсть собаки Хлёстовой. Для описания героя подойдет цитата, которая гласит, что пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.

Фамусовское общество славилось чертой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным делом расхвалить новые успехи, таким же был и Молчалин. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хоть по характеру и поведению Молчалин был такой же как и все с общества, хоть и соглашался со всеми и поддерживал идеи, все же это не помешало ему пойти на подлость. Например его любовь к Софье была только выдумкой и пошел он на это ради собственной выгоды. По сути искренне он открывается при общении с горничной Лизой, которая ему нравилась. И тут читателю открывается уже другой персонаж, вы видим, что в нем присутствует двуличие, а значит такой человек опасен.

В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно видеться с дочерью Фамусова, ведь он постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. В этом выражается трусость. Для Молчалина важную роль играл тот момент, что его волновало мнение окружающих, а так же он боялся, что о нем подумают другие. Эта его подлость и коварство губят его, ведь он начинает вредить тем, с кем давно был в окружении. Он помнил слова своего отца, которые гласили угождать всем без исключения, чему Молчалин и следовал. Исходя из этого мы можем сделать вывод об отношении героя к описанию идеала минувшего века, несмотря на то, что он еще молод.

Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативных дворян. Такое общество характеризуется тем, что для них на первом месте стоит чин и деньги, эти две категории позволяют им оценивать остальных. Как уже было сказано, Молчалин был хитёр и двуличен, это два главных качества описывающие героя.

Грибоедов затронул в комедии проблему, которая актуальна и сейчас. Ведь известны много случаев, когда были такие же люди, которые не видели ничего на своем пути и готовы были идти через всё, ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас будут существовать люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.

Сочинение на тему Молчалин

Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.

Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества - всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.

Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.

Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.

Вариант 3

В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.

В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов - это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать "старикам". Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.

Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.

В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.

Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.

Горе от ума - известная комедия А. С. Грибоедова, в которой фигурируют дворяне, живущие в начале 19 века. В данный период идеи декабризма и консервативные взгляды стали провоцировать разногласия. Основой тематики является противостояние современного времени и уже ушедшего века, идеалы заменялись новыми, что отражалось на людях плачевно. При этом большая часть представителей комедии относятся к сторонникам ушедшего века, в эту категорию включены как имеющие вес в обществе личности, так и те, кто старается услужить. И Молчанов относится к тем, кто услуживает не по своей воле.

Характеристика героя

Молчалин Алексей Степанович - мужчина, он молод и работает секретарем Фамусова. Среди его основных черт имеется глупость, подлость в сочетании с хитростью, его целью является извлечение преимуществ для себя. Для этого он подстраивается под мнение других и встречается не с женщиной, которую любит, а с Софьей Фамусовой.

Среди положительных качеств можно выделить:

  • скромность. Как видно по его реакции на поведение пьяных, унижения и жеманство, герой может выдержать любые причуды;
  • тактичность. Алексей скрывает эмоции и не показывает некорректных действий по отношению к дочери хозяина;
  • умение промолчать;
  • вежливость. Умеет верно сформулировать фразы, правильно себя поставить;
  • умение завести дружеские отношения;
  • спокойное восприятие. Даже в самых неприятных ситуациях не выставляет напоказ эмоции.

Отрицательные качества также есть:

  • застенчивость - только маска, на самом деле герой двуличен, он ведет себя в зависимости от окружения;
  • угождает и заискивает ради выгоды. Романы также строятся с целью наживы, даже достаточно умная София готова быть с ним, но Молчалин только притворяется;
  • своего мнения не имеет, больше молчит.

Психологический склад ума Мочалина определяет целую категорию людей, они готовы на все ради повышения и забывают про свое мнение ради этого. Алексей постепенно потерял возможность судить логически и просто соглашался с общественностью, доходя в своей лести до максимума.

Образ героя в произведении

Алексей небогат и является дворянином из Твери, проживает в доме хозяина и в тайне имеет любовные отношения с его дочерью. Молчалин не может дотянуться до статуса зятя, ведь не имеет чинов и звезд, он нравится обществу, поскольку профессионально услужлив. Образу молодого дворянина он отвечает полностью, поскольку старается угодить всем, кто хоть как-то может повлиять на его карьеру. Сам он считает, что небольшие чины не дают возможности иметь собственное суждение.

Роль в обществе

На публике истинное лицо Молчалина скрыто, зато, общаясь с Лизой, он показывает себя, ведь яркий контраст скромника и тихони с повесой просто невозможно не заметить. Этот человек представляет опасность, поскольку двуличен. В нем нет любви и даже уважения к Софье, он боится открыть отношения, при этом строит настоящий спектакль. Он считает, что злые языки страшнее пистолета, а Софья наоборот не волнуется о мнении других. Молчалин живет так, как ему советовал отец - всем угождает.

Алексей гордится успешностью, наличием важных связей, и даже дает совет вести себя аналогично Чацкому, поскольку считает, что его поведение верное. Хотя взгляды героя и консервативной дворянской знати одинаковы, он несет вред для общества. Обманув дочку Фамусова и являясь ее любовником скорее как по должности, чем из чувств, он портит девушке жизнь. Молчалин имеет точное соответствие идеалам из ушедшего века, он легко адаптируется под ситуацию и дорожит только богатствами и званиями.

Что показывает собой Молчалин?

Основа характера персонажа - двуличие и хитрость, такие могут блаженствовать, и дойти до степеней известных, поскольку людям нравится такое безмолвие. Актуальность затронутой особенности героя остается, его образ сохранился до наших дней, повышения, обогащение для многих гораздо важнее таких вечных понятий, как достоинство, честность или любовь к родине. Молчалин четко делит людей по статусу и относится к ним соответственно.

В комедии Молчалин не слишком важен для развития сюжетной лини, он олицетворят общий дух людей того времени, показывая их унижение перед стоящими выше чинами. Также образ позволяет ярче показать Чацкого, ведь он противоположен по характеру, и выделяется сильной душой, гордостью и уверенностью.