Подробности Категория: Историческая проза Опубликовано 27.11.2017 17:57 Просмотров: 1553

Исторический роман Алексея Николаевича Толстого «Петр Первый» посвящен первому российскому императору, одному из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившему направление развития России в XVIII в.

В этой эпопее изображён один из самых ярких и сложных периодов истории нашей страны, когда «Россия молодая мужала гением Петра». Пётр Первый был не только первым императором России, но и военачальником, строителем и флотоводцем.

Историческая основа романа

П. Деларош. Портрет Петра I (1838)
В период подготовительной работы над романом Алексей Толстой использовал ряд исторических источников: академическую «Историю царствования Петра Великого» Н. Устрялова; тома 13-15 «Истории России с древнейших времен» С. Соловьева; «Деяния Петра Великого» И. Голикова; дневники и записки Патрика Гордона, И. Желябужского, Иоганна Корба, Д. Перри, Б. Куракина, Юста Юля, И. Неплюева, П. Толстого, Ф. Берхгольца и др.; пыточные записи конца XVII в., собранные профессором Н. Я. Новомбергским.
Автор изображает в романе некоторые исторические события: Азовские походы Петра, Стрелецкий бунт, а также ряд исторических персонажей: царевну Софью и её возлюбленного Василия Голицына, Лефорта, Меншикова, Карла XII, Анну Монс и др.
Александр Данилович Меншиков – соратник царя, сын придворного конюха, впоследствии светлейший князь.

Неизвестный художник. Портрет А. Д. Меншикова (1716-1720)
Франц Я́ковлевич Лефо́рт – русский государственный и военный деятель швейцарского происхождения, ближайший помощник и советник царя Петра I.

Портрет Ф. Я. Лефорта (конец XVII в.)
Анна Монс – фаворитка Петра. Д.Л. Мордо́вцев, русский писатель, автор популярных в своё время исторических романов на темы из казацкой истории XVII-XVIII вв., так охарактеризовал эту даму и последствия её фаворитства: «Анна Монс – иноземка, дочь виноторговца – девушка, из любви к которой Пётр особенно усердно поворачивал старую Русь лицом к Западу и поворачивал так круто, что Россия доселе остаётся немножко кривошейкою» («Идеалисты и реалисты», 1878).

Предполагаемый портрет Анны Монс
Софья Алексеевна – царевна, сестра Петра. В 1682-1689 гг. она была регентом при младших братьях Петре и Иване. Софья правила, опираясь на своего фаворита Василия Голицына.
30 мая 1689 г. Петру I исполнилось 17 лет. Он, по настоянию матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по обычаям того времени, вступил в пору совершеннолетия. Старший царь Иван тоже был женат. Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны, но она продолжала удерживать власть в своих руках. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно: стрелецкие начальники и приказные сановники, получившие свои должности из рук Софьи, по-прежнему выполняли только её распоряжения.

Софья Алексеевна

Василий Васильевич Голицын – глава правительства Софьи
Артамо́н Серге́евич Матве́ев – русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников».

Патриарх Иоаким

Наталья Кирилловна Нарышкина – царица, мать Петра I
Кроме того, среди действующих лиц романа – Федор Юрьевич Ромодановский (князь-кесарь), боярин Андрей Голиков (богомаз из Палеха), старец Нектарий (глава раскольничьего скита), Карл XII (король шведский), Август (курфюст саксонский, король польский) и др.
Наряду с крупными историческими деятелями в романе изображены простые люди из народа. Действие романа постоянно переносится из дворца – в курную избу; из боярской усадьбы – в дымный кабак; из Успенского собора – в царский розыск и т.д.

После смерти государя Федора Алексеевича (конец XVII в.) в России начинается борьба за власть. Подстрекаемые царевной Софьей, бунтуют стрельцы. Стало в Москве два царя (малолетние Иван Алексеевич и Петр Алексеевич), а выше их – правительница Софья. «И все пошло по-старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки – нищета, холопство, бездолье».
В это же время живёт крестьянская семья Бровкиных. Однажды Ивашка Бровкин взял с собой в Москву сына Алешку, который сбегает и знакомится со своим ровесником Алексашкой Меншиковым. У Алёшки начинается самостоятельная жизнь. А у Алексашки Меншикова произошла мимолётная встреча с мальчиком Петром, будущим царём. Скоро они встретятся вновь и не расстанутся уже до смерти Петра.
Подрастающий Пётр и его мать Наталья Кирилловна тихо и скучно живут в Преображенском. Чтобы убить скуку, Пётр посещает Немецкую слободу и там знакомится с Францем Лефортом (в услужении у Лефорта находится Алексашка Меншиков), влюбляется в Анхен Монс. Мать Наталья Кирилловна женит Петра на Евдокии Лопухиной.

«Потешные» войска
Пётр в Преображенском занимается «потешным» войском, прообразом будущей российской армии. Алексашку царь забирает к себе постельничим, и он становится посредником между царём и иноземцами. Алешу Бровкина Алексашка устраивает в «потешное» войско барабанщиком. Алеша помогает своему отцу деньгами, и с этого малого капитала у Ивана Бровкина дела сразу начинают налаживаться: он выкупается из крепостной зависимости, становится купцом. Саньку Бровкину Пётр выдаёт за Василия Волкова, бывшего господина Бровкиных. «Отныне знатность по годности считать» – будущий девиз царя Петра.
Начинается новый стрелецкий бунт в пользу Софьи, который терпит поражение, стрелецких главарей страшно пытают и казнят. Василия Голицына отправляют с семьёй в вечную ссылку в Каргополь, Софью запирают в Новодевичьем монастыре.
У Петра рождается наследник – Алексей Петрович, умирает мать Наталья Кирилловна.
Пётр начинает свои реформы. В новый XVIII век надо идти с новыми достижениями. Лефорт играет большую роль в преобразованиях Петра.
Но реформы ложатся тяжёлым бременем на народ, который от непомерных тягот начинает разбойничать или уходит в леса к раскольникам, но и там их настигают государевы слуги. «Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены, ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... эти говорили, что в молодом царе не ошиблись».
В связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи к концу XVII в. возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота, причём только на средства государства и с помощью отечественных специалистов. Пётр начинает строить в Воронеже корабли, и с помощью флота Азов все-таки взят, но это приводит к столкновению с могущественной Турецкой империей. Пётр понимает, что союзников надо искать в Европе. Под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова он едет с посольством в Кенигсберг, в Берлин, в Голландию, в Англию. Там он живёт как простой мастеровой, овладевая необходимыми ремёслами.

М. Добужинский «Пётр Великий в Голландии»
Но во время его отсутствия поползли слухи о том, что царь умер, и его подменили иностранцы. Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь».
Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает Анна Монс. Умирает Франц Лефорт. В Воронеже закладываются все новые корабли, и вот уже целая флотилия плывёт в Крым, потом на Босфор, и турки ничего не могут поделать с новой, неизвестно откуда взявшейся морской силой России.
Богач Иван Артемьич Бровкин занимается поставками в армию, у него большой дом, многие именитые купцы у него в приказчиках, сын Яков – на флоте, сын Гаврила – в Голландии, младший Артамон живёт с отцом. Александра Бровкина стала знатной дамой. А Алексей Бровкин влюбляется в царевну Наталью Алексеевну, сестру Петра, она к нему тоже неравнодушна.
В 1700 г. молодой и храбрый шведский король Карл XII разбивает под Нарвой русские войска, занимает Лифляндию и Польшу, хочет броситься за Петром в глубь Московии, но генералы его отговаривают. А Петр мечется между Москвой, Новгородом и Воронежем, заново воссоздавая армию; строятся корабли, отливаются из монастырских колоколов новые пушки. Дворянская армия ненадёжна, теперь на её место набирают всех желающих, а от кабалы и мужицкой неволи желающих много. Под командованием Бориса Петровича Шереметева русские войска овладевают крепостью Мариенбург; среди пленных и солдат генерал-фельдмаршал замечает хорошенькую девушку с соломой в волосах и берет её экономкой, но влиятельный Александр Меншиков забирает красавицу Катерину себе. Когда Петр узнает об измене Анны Монс, Меншиков подсовывает ему Катерину, которая приходится царю по сердцу. Впоследствии она становится царицей Екатериной I.

Екатерина I
«Конфузия под Нарвой пошла нам на великую пользу, – говорит Пётр. – От битья железо крепнет, человек мужает». Он начинает осаду Нарвы, её защитник генерал Горн не желает сдавать город, что приводит к бессмысленным страданиям его жителей. Нарва взята яростным штурмом, в гуще боя виден бесстрашный Меншиков со шпагой. Генерал Горн сдаётся. «Не будет тебе чести от меня, – говорит Пётр. – Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих...»
Над романом А. Толстой работал с 1929 г. и до самой смерти. Две первые книги были опубликованы в 1934 г. Незадолго до своей смерти в 1943 г. писатель начал работу над третьей книгой, но успел довести роман только до событий 1704 г.

Образ Петра в романе

Пётр I в детстве
В первом томе мы читаем о детстве Петра. Впервые автор показывает его еще испуганным ребенком в съехавшей набок мономаховой шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев выносят мальчика на крыльцо к народу. А. Толстой описывает и другие эпизоды реальной биографии Петра.
Постепенно образ героя меняется. Сначала это 12-летний подросток, «мальчик с глуховатым голосом и немигающими совиными глазами», которого Алексашка Меньшиков, будущий его фаворит, учит хитрости. Потом это Пётр, уже расправляющий крылья, дающий первый отпор императорским притязаниям своей старшей сестры. Во время торжественного крестного хода в Успенском соборе герой нарушает благолепный церковный ритуал, в присутствии бояр вступает в пререкания с Софьей. Затем это нескладный долговязый юноша...
Юность и молодость Петра были полны острых драматических столкновений и напряженной борьбы за власть. Будущий царь обладает беспокойным, но деятельным характером, он постоянно проявляет себя в деле: сначала это «потешные» полки, в отношении к которым в полной мере проявился горячий, необузданный нрав царя. Этому способствовали безграничная власть и вседозволенность, покорность окружающих. Постепенно «потешные» войска превращаются в Преображенский и Семеновский, становятся силой, опорой Петра в борьбе со старым укладом жизни, хранительницей которого является царевна Софья. Ее поддерживают бояре и стрельцы.
В то время решался вопрос о том, каким путём пойдёт далее Россия. Поэтому без преувеличения можно сказать, что роль Петра в судьбе нашей страны исключительно велика.
Но его личность считают демонической. Его взгляд «темный, пристальный, нечеловеческий». Его резкость, несдержанность, жестокость по отношению к врагам, мнительность, подозрительность крайне обострены. Характер Петра, хорошо известный по документальным источникам, приобретает в романе художественную достоверность.
Несмотря на то, что роман остался незавершённым, характер первого русского императора обрисован достаточно полно. В его образе слились и черты народного вождя, знающего дорогу к новой лучшей жизни и готового ради неё пожертвовать своей и чужой судьбой, и его противоречия. В образе Петра I показаны лучшие черты национального характера, он поистине «народный царь-труженик», но он и вершитель мировой истории.

В. Серов. «Пётр I» (1907)
Не только А. Толстой, но и другие авторы в разное время пытались осмыслить роль этой незаурядной личности. Его характер и дела оцениваются неоднозначно почти всеми: одни считают Петра великим реформатором, спасшим Россию, открывшим ей новые перспективы развития, другие – сильным, но жестоким самодержцем, нарушившим плавный ход истории.

Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, – вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.

Чада прыгали с ноги на ногу, – все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках, до пупка.

– Дверь, оглашенные! – закричала мать из избы.

Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, – как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала:

– Озябли? А то на двор сбегаем, посмотрим, – батя коня запрягает…

На дворе отец запрягал в сани. Падал тихий снежок, небо было снежное, на высоком тыну сидели галки, и здесь не так студено, как в сенях. На бате, Иване Артемиче, – так звала его мать, а люди и сам он себя на людях – Ивашкой, по прозвищу Бровкиным, – высокий колпак надвинут на сердитые брови. Рыжая борода не чесана с самого покрова… Рукавицы торчали за пазухой сермяжного кафтана, подпоясанного низко лыком, лапти зло визжали по навозному снегу: у бати со сбруей не ладилось… Гнилая была сбруя, одни узлы. С досады он кричал на вороную лошаденку, такую же, как батя, коротконогую, с раздутым пузом:

– Балуй, нечистый дух!

Чада справили у крыльца малую надобность и жались на обледенелом пороге, хотя мороз и прохватывал. Артамошка, самый маленький, едва выговорил:

– Ничаво, на печке отогреемся…

Иван Артемич запряг и стал поить коня из бадьи. Конь пил долго, раздувая косматые бока: «Что ж, кормите впроголодь, уж попью вдоволь»… Батя надел рукавицы, взял из саней, из-под соломы, кнут.

– Бегите в избу, я вас! – крикнул он чадам. Упал боком на сани и, раскатившись за воротами, рысцой поехал мимо осыпанных снегом высоких елей на усадьбу сына дворянского Волкова.

– Ой, студено, люто, – сказала Санька.

Чада кинулись в темную избу, полезли на печь, стучали зубами. Под черным потолком клубился теплый, сухой дым, уходил в волоковое окошечко над дверью: избу топили по-черному. Мать творила тесто. Двор все-таки был зажиточный – конь, корова, четыре курицы. Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий. Падали со светца в воду, шипели угольки лучины. Санька натянула на себя, на братиков бараний тулуп и под тулупом опять начала шептать про разные страсти: про тех, не будь помянуты, кто по ночам шуршит в подполье…

– Давеча, лопни мои глаза, вот напужалась… У порога – сор, а на сору – веник… Я гляжу с печки, – с нами крестная сила! Из-под веника – лохматый, с кошачьими усами…

– Ой, ой, ой, – боялись под тулупом маленькие.

Чуть проторенная дорога вела лесом. Вековые сосны закрывали небо. Бурелом, чащоба – тяжелые места. Землею этой Василий, сын Волков, в позапрошлом году был поверстан в отвод от отца, московского служилого дворянина. Поместный приказ поверстал Василия четырьмястами пятьюдесятью десятинами, и при них крестьян приписано тридцать семь душ с семьями.

Василий поставил усадьбу, да протратился, половину земли пришлось заложить в монастыре. Монахи дали денег под большой рост – двадцать копеечек с рубля. А надо было по верстке быть на государевой службе на коне добром, в панцире, с саблею, с пищалью и вести с собой ратников, троих мужиков, на конях же, в тегилеях, в саблях, в саадаках… Едва-едва на монастырские деньги поднял он такое вооружение. А жить самому? А дворню прокормить? А рост плати монахам?

Царская казна пощады не знает. Что ни год – новый наказ, новые деньги – кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче от войн, от смут и бунтов. Как погулял по земле вор анафема Стенька Разин, – крестьяне забыли бога. Чуть прижмешь покрепче, – скалят зубы по-волчьи. От тягот бегут на Дон, – откуда их ни грамотой, ни саблей не добыть.

Конь плелся дорожной рысцой, весь покрылся инеем. Ветви задевали дугу, сыпали снежной пылью. Прильнув к стволам, на проезжего глядели пушистохвостые белки, – гибель в лесах была этой белки. Иван Артемич лежал в санях и думал, – мужику одно только и оставалось: думать…

«Ну, ладно… Того подай, этого подай… Тому заплати, этому заплати… Но – прорва, – эдакое государство! – разве ее напитаешь? От работы не бегаем, терпим. А в Москве бояре в золотых возках стали ездить. Подай ему и на возок, сытому дьяволу. Ну, ладно… Ты заставь, бери, что тебе надо, но не озорничай… А это, ребята, две шкуры драть – озорство. Государевых людей ныне развелось – плюнь, и там дьяк, али подьячий, али целовальник сидит, пишет… А мужик один… Ох, ребята, лучше я убегу, зверь меня в лесу заломает, смерть скорее, чем это озорство… Так вы долго на нас не прокормитесь…»

Ивашка Бровкин думал, может быть, так, а может, и не так. Из леса на дорогу выехал, стоя в санях на коленках, Цыган (по прозвищу), волковский же крестьянин, черный, с проседью, мужик. Лет пятнадцать он был в бегах, шатался меж двор. Но вышел указ: вернуть помещикам всех беглых без срока давности. Цыгана взяли под Воронежем, где он крестьянствовал, и вернули Волкову-старшему. Он опять было навострил лапти, – поймали, и велено было Цыгана бить кнутом без пощады и держать в тюрьме, – на усадьбе же у Волкова, – а как кожа подживет, вынув, в другой ряд бить его кнутом же без пощады и опять кинуть в тюрьму, чтобы ему, плуту, вору, впредь бегать было неповадно. Цыган только тем и выручился, что его отписали на Васильеву дачу.

– Здорово, – сказал Цыган Ивану и пересел в его сани.

– Здорово.

– Ничего не слышно?

– Хорошего будто ничего не слышно…

Цыган снял варежку, разворотил усы, бороду, скрывая лукавство:

– Встретил в лесу человека: царь, говорит, помирает.

Иван Артемич привстал в санях. Жуть взяла… «Тпру»… Стащил колпак, перекрестился:

– Кого же теперь царем-то скажут?

– Окромя, говорит, некого, как мальчонку, Петра Алексеевича. А он едва титьку бросил…

– Ну, парень! – Иван нахлобучил колпак, глаза побелели. – Ну, парень… Жди теперь боярского царства. Все распропадем…

– Пропадем, а может, и ничего – так-то. – Цыган подсунулся вплоть. Подмигнул. – Человек этот сказывал – быть смуте… Может, еще поживем, хлеб пожуем, чай – бывалые. – Цыган оскалил лешачьи зубы и засмеялся, кашлянул на весь лес.

Белка кинулась со ствола, перелетела через дорогу, посыпался снег, заиграл столбом иголочек в косом свете. Большое малиновое солнце повисло в конце дороги над бугром, над высокими частоколами, крутыми кровлями и дымами волковской усадьбы…

Ивашка и Цыган оставили коней около высоких ворот. Над ними под двухскатной крышей – образ честного креста господня. Далее тянулся кругом всей усадьбы неперелазный тын. Хоть татар встречай… Мужики сняли шапки. Ивашка взялся за кольцо в калитке, сказал как положено:

– Господи Исусе Христе, сыне божий, помилуй нас…

Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель, – свои. Проговорил: аминь, – и стал отворять ворота.

Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей. Выше крыльца – кровля – шатром, с двумя полубочками, с золоченым гребнем. Нижнее жилье избы – подклеть – из могучих бревен. Готовил ее Василий Волков, под кладовые для зимних и летних запасов – хлеба, солонины, солений, мочений разных. Но, – мужики знали, – в кладовых у него одни мыши. А крыльцо – дай бог иному князю: крыльцо богатое…

АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1883 – 1945)

История создания романа «Пётр Первый»

Воссоздать время, представляющее важнейший «узел русской жизни» - такую цель ставит в своём историческом романе А.Толстой. Интерес писателя к петровской эпохе отразился в ряде его ранних произведений: «Наваждение», «День Петра», в 1928 году создаёт историческую пьесу «На дыбе». Приступив к работе над романом, в 1929 году Толстой продолжает этот труд до последних дней своей жизни, роман публиковался в Журнале «Новый мир» с 1929 по 1945год. Весьма обширный исторический материал, исследованный писателем, лёг в основу романа: подлинные документы петровской эпохи, труды историков, мемуары современников Петра – русских и иностранцев,- дневники, письма, дипломатические донесения и судебные отчёты; изучение таких исторических реалий, как архитектура, костюмы, интерьеры, портреты, гравюры, картины, планы конца 17 – начала 18 века. Это помогло воссоздать обстановку далёкой исторической эпохи. Широко использовал писатель и разнообразный фольклорный материал: исторические песни, анекдоты, байки; несомненный отпечаток наложило УНТ. Работе над языком он придавал исключительное значение. Писатель много раз говорил, что никак не мог начать работу над романом, пока не проник в тайны языка описываемой эпохи. Он старался выбирать наиболее типичные для языка 17 – 18веков слова и выражения, старался выбрать те обороты речи, которые несли аромат и колорит страны. Писатель кропотливо работал над каждым портретом, эпизодом, оборотом речи, даже эпитетом.

Композиция и сюжет романа.

«Первое десятилетие 18 века – удивительная картина взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Европа, ждавшая совсем не того, в изумлении и страхе глядит на возникающую Россию…» - такой видится писателю эпоха, изображаемая в «Петре»

Действие романа разворачивается в необозримом географическом пространстве: от Балтийского моря до Урала; из России оно переносится в европейские столицы и города. «Вместе с Петром и птенцами гнезда Петрова» читатель побывает при дворе шведского короля Карла 12 и польского короля Августа, турецкого султана; увидит поля сражений и морские походы, военные лагеря и неприступные крепости; крестьянскую избу, топящуюся по-чёрному, раскольничий скит; роскошный меншиковский дворец и богатое купчиное подворье.

Романное время охватывает целую эпоху, ограниченную рамками деятельности центрального героя – Петра, которого писатель показывает на протяжении 25 лет. Первоначально толстой предполагал довести повествование до Полтавской битвы, но смерь писателя остановила работу над рукописью, и роман завершается победой русских войск под Нарвой. Историческая судьба главного героя определила композицию романа. В первом томе автор рисует детство и раннюю молодость Петра. Исторически это очерчивается возвращением Петра из первого заграничного путешествия и событиями стрелецкого бунта. Во втором томе воссоздаётся первый период преобразований Петра, включающий в себя начало Северной войны и основание Петербурга. Третья книга написана в последний период творчества и осталась незавершённой. Толстой утверждал, что «третья книга – самая главная часть романа», т.к. она относится к наиболее интересному периоду жизни героя… 6 глав развёртывают перед нами богатое содержание. В повествовании обозначаются новые горизонты, проступают новые сюжетные линии… Гораздо большую завершённость и яркость приобретает образ Петра. Основу содержания 3 книги составляют темы крепнущей военной мощи России и культурного подъёма общества, победы нового в патриархальном укладе старой Руси. Три книги, составляющие роман, связаны воедино и развитием сюжета – постепенное становление нового русского государства и личности Петра – и общими для всех трёх книг героями. Личная судьба царя – реформатора крепко спаяна в романе с исторической судьбой России. Чутко улавливая назревавшую потребность коренных изменений жизни Российского государства, царь начинает действовать решительно. Толстой показывает, как сама эпоха выбирает Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, которые помогают ему пробудить Россию от вековой спячки, вывести её на новый этап развития, когда уже не призраки торговых кораблей, а настоящий российский флот выходит в море, и русские закрепляются на Балтийском побережье, где начинается строительство города – крепости. Таким образом, композиция романа связана с главной творческой задачей писателя – показать становление личности в эпохе. Этой художественной задаче подчинены все компоненты произведения. Особенно значительно сопоставление образа Петра и Василия Галицына. Просвещённый мечтатель Голицын так же, как Пётр, осознаёт необходимость решительного общественного и государственного преобразования России, но личная слабость, пассивность, нерешительность приводят его в лагерь реакционных сил. В систематическом противопоставлении Голицыну и Софье писатель рисует Петра в развитии, в неуклонном движении его личности вперёд. Пётр постоянно, но ненавязчиво противопоставляется королю Августу, грубому и ограниченному солдафону – Карлу, твердокаменному коменданту Нарвы – Горну, а также ближайшим сподвижникам – Францу Лефорту и Александру Меншикову. Писатель сумел оценить историческое место своего героя, правдиво изобразить масштабы его деятельности, дать художественное исследование целой эпохи. Из множества эпизодов и картин складывается достоверный художественный мир, в центре которого царь – преобразователь и его деятельность. Противоречивый образ государя становится связующим звеном всех событий и судеб в романе.

Краткое содержание

Роман Пётр Первый охватывает время после смерти Фёдора Алексеевича - сына Алексея Михайловича и практически до взятия русскими войсками Нарвы. Роман максимально приближен к реальным историческим событиям. Стрелецкий бунт , коварная царевна Софья , её любовник, князь Василий Голицын , Лефорт , Меншиков , Карл XII , Анна Монс - все эти исторические личности присутствуют здесь. Пётр Первый обладает упорным характером и бьётся за свои решения, часто не исполняемые лукавыми и ленивыми военачальниками.

С трудом, с помощью флота был взят Азов , что привело Россию к столкновению с могущественной Турецкой империей .

Смысл романа

Толстой писал: «Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция, архитектоника произведения. Что это такое, композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения. В моем романе центром является фигура Петра I». Скука Преображенского дворца приводит Петра Первого в слободу, к простым людям.

Роман Алексея Толстого показывает всю бытность того времени. Особенно ярко изображаются простые люди - современники Петра. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. На них, именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Изображается труд народа. Первая армия Петра была разбита в войне со шведами, но будущий император не сдался - он стал создавать новую армию и создав её, разбил шведов и победил в войне.

Кульминацией и концом романа - результатом усилий и мечтой всего народа, выстрадавшего победу стало взятие Нарвы. В самом конце романа, на последней странице - Пётр Первый подходит к коменданту Нарвы - генералу Горну, взятому в плен и произносит: «Отведите его в тюрьму, пешком, через весь город, дабы увидел печальное дело рук своих…».

Особенный стиль повествования А. Толстого позволяет читателю прочесть этот роман одним махом, без особых усилий, вникая в смысл на ходу. От этого сам роман становится интереснее и увлекательнее.....

Персонажи

  • Артамон Сергеевич Матвеев - боярин
  • Патриарх Иоаким - патриарх
  • Наталья Кирилловна Нарышкина - царица
  • Иван Кириллович Нарышкин - брат царицы
  • Карлик - служивый Ивана Кирилловича
  • Алексей Иванович Бровкин (Алёшка) - сын Ивашки Бровкина, друг Алексашки
  • Иван Артемич Бровкин (Ивашка Бровкин) - крепостной, позже - богатый купец, отец Алёшки
  • Пётр Алексеевич Романов - царь

Материалы и документы, лёгшие в основу написания романа

Пыточные записи конца XVII века, собранные профессором

Алексей Толстой. Роман "Петр Первый" (1929-1945)

М. Горький назвал книгу А. Н. Толстого "первым в нашей литературе настоящим историческим романом". Оценка Горького верна, если под "нашей литературой" понимать литературу социалистического реализма. Образ Петра I сопровождал Толстого на протяжении всего его творческого пути. Но прежде чем взглянуть на петровскую эпоху марксистски, писатель неоднократно обращался к этой теме, разрабатывая ее в русле другой, очень сильной традиции. Она восходила к "Истории государства Российского" Η. М. Карамзина, стала центральным пунктом в полемике славянофилов и западников и возродилась в творчестве русских символистов А. Белого, Д. С. Мережковского. В свете этой концепции Петр I предстает злым гением России, царем- антихристом, который всю страну "вздернул на дыбу", чтобы возвести над болотной бездной призрачный город, обреченный на гибель. Именно таким изобразил своего героя А. Н. Толстой в рассказе "День Петра" (1918).

Незадолго до возвращения на Родину Толстой опубликовал открытое письмо, в котором утверждал, что совесть зовет его ехать в Россию "и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра". Однако в первом после возвращения в Россию обращении к петровской теме – в пьесе "На дыбе" – Толстой придерживается своих прежних взглядов: фигура царя-антихриста вызывает ненависть на

рода, соратники ему изменяют. Вторая редакция пьесы под названием "Петр Первый" существенно отличалась в оценках личности Петра и его преобразований. Автор комментировал радикальную смену концепции так: "В первом варианте “Петр” сильно попахивал Мережковским. Сейчас я изображаю его как огромную фигуру, выдвинутую эпохой. Новая пьеса полна оптимизма, старая – сверху и донизу насыщена пессимизмом" .

Из окончательной редакции 1938 г. для усиления этой оптимистической тональности исключены сцены допроса царевича Алексея и другие, свидетельствующие о варварстве и жестокости Петра. Если пьеса "На дыбе" заканчивалась страшной картиной наводнения, то переделанный вариант – сценой военного триумфа и знаменательными словами Петра: "...“Не напрасны были наши труды, и поколениям нашим надлежит славу и богатство отечества нашего беречь и множить! Виват!” (Пушки, трубы, крики)". Очевидно, что столь радикальное изменение концепции личности и деятельности Петра в творчестве Толстого вызвано утверждавшейся мифологемой державной власти, через жестокие испытания ведущей страну к могуществу и благосостоянию. Для этого писателю пришлось не только отказаться от всего, сделанного в петровской теме за 10 лет "не по-марксистски", но и игнорировать оценку А. С. Пушкина, отметившего в деятельности Петра глубокие противоречия:

"Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть плоды ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, – вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика" ("История Петра I").

Писателю надо было исключить из использованного в работе над романом и обширный исторический материал (мемуары современников Петра, письма и дневники частных лиц, официальные документы и исследования ученых), все, противоречившее создаваемому образу прогрессивного преобразователя. Толстой оставил без внимания "Курс русской истории" известнейшего русского историографа В. О. Ключевского, который считал, что Петр "строил правомерный порядок на общем бесправии, и потому в его правомерном государстве рядом с властью и законом не оказалось всеоживляющего элемента, свободного лица, гражданина" .

Самым важным своим достижением А. Н. Толстой считал новое решение проблемы "личность и эпоха" . Он был убежден, что только марксистский подход объясняет связь личности и истории: личность вырастает, как дерево на плодородной почве, но затем двигает события эпохи. Такой тип героя, безусловно, является характерным для советского исторического романа, краеугольным камнем социалистического реализма – положительным героем. Главные сто черты – ясность и прямота, с которой он видит цель и к ней устремляется.

Начиная с первых строк романа (описания крестьянского двора Бровкиных), Толстой использует различные художественные средства для утверждения идеи исторической необходимости реформ. Он отмечает пар и дым прокисшей избы, гнилую сбрую лошаденки с раздутым брюхом, босых на снегу ребятишек. Но самый сильный акцент этого великолепно написанного пролога – то, как "страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, – как на иконе", глаза матери... Толстой редко строит описание с точки зрения рассказчика: чаще мы видим мир глазами его героев. Писатель остается верен себе и на этот раз. Картина, описываемая в начале первой главы, передается через восприятие ребенка, вероятнее всего Саньки Бровкиной, что позволяет внести оптимистическую ноту (дети радостно принимают окружающий их мир, как бы убог он ни был), а также подготовить дальнейшее развитие этой сюжетной линии – превращение дочери захудалого крестьянина в жену мелкопоместного дворянина, приближенного к себе Петром, а затем – в "московскую Венеру", усвоившую не только этикет и политес, но и европейское образование.

Что может быть убедительнее возникающей сюжетной рифмы: "Эту боярыню Волкову семь лет назад Санькой звали, сопли рваным подолом вытирала"; "Это был портрет боярыни Волковой несказанной красоты и несказанного соблазна <...> Венус, чистая Венус! Вот и знатно, что из-за нее кавалеры на шпагах дерутся и есть убитые..."

Утренний колорит первой сцены романа развивает тот же мотив ожидания перемен. От крестьянского двора рассказчик переходит к описанию убогого житья мелкопоместного дворянина Волкова, к сцене воинского смотра в Москве, где нищие дворяне готовы все отдать, чтобы добыть требуемое воинское снаряжение. Расширяющаяся перспектива приводит в Преображенский дворец, где "в низкой, жарко натопленной избе" умирал царь Федор Алексеевич и решался вопрос, кого же "кричать на царство".

Историческую необходимость реформ Петра Толстой в первой книге романа подтверждает в авторских отступлениях:

"Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю. Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе. Стонало мелкое купечество, худел мелкопоместный дворянин... Кряхтели даже бояре и именитые купцы. Что за Россия, заклятая страна, – когда же ты с места сдвинешься?"

Подтверждение тому, что Петр призван решать задачи, выдвинутые самой историей, еще до его воцарения, Толстой находит в исторических фактах и человеческих судьбах. Одна лишь историческая деталь: постройка при царе Алексее Михайловиче корабля "Орел", который так и сгнил, стоя на Волге, – говорит о многом. Или судьба князя Василия Голицына, выступившего на стороне стрельцов и Софьи: в размышлениях и прожектах этого образованного вельможи предвосхищаются многие реформы Петра, например учеба дворянских недорослей в Европе, развитие наук и искусств, образование народа и благоустройство столицы. А в трактате "О гражданском житии или поправлении всех дел, яко надлежит обще народу" он намного превосходит Петра-реформатора, предлагая освобождение крестьян от крепостного права, равно вредного и для крестьян, и для помещиков. Этот просвещенный мыслитель оказался в стане врагов Петра, потому что был не способен к активным, решительным действиям.

Идея исторической необходимости деяний Петра подтверждается сюжетными линиями семейства Бровкиных и – от обратного – бояр Буйносовых. Трагедия ожесточенного врага Петра, царевны Софьи – сильной и волевой личности, только на троне получавшей возможность самореализации ("Обречена девка, царская дочь, на вечное девство, черную скуфью... Из светлицы одна дверь – в монастырь"), зеркально отражает взлет "птенцов гнезда Петрова" (Меншикова, Бровкиных, Ягужинского), в процессе петровских преобразований проявляющих самые замечательные человеческие качества и таланты.

Историческая концепция Толстого охватывает все аспекты взаимоотношений личности и эпохи. Окружив героя системой "зеркал" – от закосневших в старом житье бояр до венценосных собратьев, королей Карла и Августа, – он показывает важность личностного начала: "Эпохе нужен был человек, его искали..." Основой сюжетного движения становится динамика образа Петра: превращение "волчонка", нескладного подростка, "длинного, вымазанного в грязи и пороховой копоти, беспокойного вьюноши" в большого государственного деятеля, гениального реформатора.

Проблема соотношения личности и народных масс в романе. А. Н. Толстого неоднократно упрекали в том, что образы Петра и его окружения заслонили образ народа, а тема угнетенного крестьянства отодвинута на дальний план. Разумеется, не количеством страниц и персонажей измеряется художественная сила изображения народа. Петр в романе Толстого, не размышляя, жертвует бесчисленными народными жизнями, казнит стрелецкую смуту, посылает солдат на штурм неприступного Азова и заставляет строить новый город среди невских болот. Но никто не умел так, как он, уважать талант и мастерство, никто не тянулся так сильно к знаниям, никто не брался первым с ожесточением и энтузиазмом за самую трудную работу.

Упреки критиков были напрасны: антагонизм царя и народа отображен Толстым в многочисленных массовых сценах, где безымянные герои ропщут на царя за разорение, собираются в разбойничьи шайки, уходят на вольный Дон. Те же из них, кого взгляд художника выделяет из народной массы: атаман мятежников Овдоким, кузнец Кузьма Жемов, клейменый каторжник Федька Умойся Грязью – уже не уходят из повествования, и их судьбы, намеченные точным пунктиром, становятся символом народной судьбы. Так в финале второй книги романа Федька Умойся Грязью, клейменый, закованный в кандалы, вбивает сваи в основание новой крепости Питербург.

Другое дело, что Толстой нигде не выходит за пределы, установленные государственной "легендой о власти",

исключая из сюжета противоречащие ей важные исторические события (в частности, в романе не нашло отражения самое крупное крестьянское восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707–1709), охватившее Дон, Левобережную и Слободскую Украину, Среднее Поволжье). Можно предположить, что изменение первоначального замысла – довести роман до смерти Петра I, реставрации боярской знати, кратковременного царствования Петра 11 и появления истинного "птенца" петровской эпохи, русского гения Ломоносова, – связано не только с нежеланием писателя показать персонажей романа стариками, но и со стремлением сохранить принцип "исторического оптимизма", триумфа вождя-созидателя. А намеченное продолжение сюжета неизбежно предполагало изображение краха дела Петра после его смерти. Снова последовала "фигура умолчания": "вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски", требовало утверждения Великого вождя как символа великой державы.

Особенности изображения исторической эпохи. В процессе работы над "Петром Первым" А. Н. Толстой разработал собственную теорию исторического романа , в заметках, статьях и высказываниях определил основные принципы его поэтики.

"В каждом произведении, в том числе – в историческом романе, в исторической повести – мы ценим прежде всего фантазию автора, восстанавливающего по обрывкам документов, дошедших до нас, живую картину эпохи и осмысливающего эту эпоху" .

Роман убедительно показывает мастерство писателя в воссоздании "живой картины эпохи". Его отличает сложная система образов, включающая исторические лица и вымышленные персонажи из всех слоев общества. Рассказывая историю их жизни, автор переносит действие из царского дворца, Грановитой палаты или Успенского собора в Немецкую слободу, боярскую усадьбу или курную крестьянскую избу, редуты военного лагеря или пыточный застенок. Необозримо широко географическое пространство романа – от северных болот до южных степей и дальше, в иноземные Германию, Польшу, Голландию, Турцию.

Толстой был наделен редким, но для исторического писателя необходимым даром пластического изображения , мастерством словесной живописи. Подробности одежды, бытового окружения выписаны очень тщательно. Помимо передачи колорита эпохи, вещественности окружающего мира, это умение видеть "все пятна на камзоле Петра" служило задаче топкой психологической характеристики героев. Голландское платье Петра, короткие бархатные штаны с лентами и башмачки князя Василия Голицына становились предметными символами характера, точно так же, как новый бараний полушубок, крытый синим сукном, опредмечивал превращение нищего холопа Ивашки в именитого купца Ивана Лртемьича. Эти же функции выполняют и все детали быта и интерьера, использованные писателем.

Способы создания характеров в романе. Русский классический роман к XX в. выработал целую систему приемов, помогающих создавать достоверные образы персонажей. Помимо самораскрытия героя в сюжете, активно использовались портретная характеристика, внутренний монолог, развернутая авторская характеристика. Из всего многообразия художественных средств А. Н. Толстой выбрал лишь несколько, но владение ими довел до совершенства. Герой Толстого прежде всего раскрывается в сюжете, причем вместо авторской характеристики используется восприятие одного персонажа разными действующими лицами; вместо подробного описания внешнего облика в тексте повествования разбросаны отдельные повторяющиеся детали облика, из которых складывается динамичный, психологически убедительный портрет героя. Таков психологический портрет Петра I: долговязый, как жердь; неуклюжий, будто одетый не по росту, с журавлиными ногами, тонкими и худыми, с косолапыми ступнями, но с взглядом надменным, гордым, бешеным.

Другим художественным открытием Толстого стало использование жеста персонажа как психологической характеристики: "Я всегда ищу движения, чтобы мои персонажи говорили о себе языком жестов", – отмечал писатель. По мнению исследователей, у Толстого жест персонажа – последовательно фиксируемые мимика и движения – заменяют внутренние монологи и самоанализ героя, а также авторские характеристики. Поэтика жеста в разговоре Петра с матерью о женитьбе, в сцене похорон Лефорта, в эпи

зоде стрелецкой казни кинематографически выразительна и с блестящим лаконизмом передает сложное душевное состояние героя.

Язык и стиль романа. Причина долгой жизни в литературе и безусловная художественная удача А. Н. Толстого кроется и в форме повествования: в книге не чувствуется всезнающий автор из XX в., а все описания даются в стиле современников исторических событий. Толстой неоднократно писал и говорил о том значении, которое имели для создания им народно-разговорного языка эпохи в романе "пыточные акты" XVII в., собранные профессором Н. Я. Новомбергским в книге "Слово и Дело Государевы". Очевидно, что официальные документы петровской эпохи существенно отличались от разговорной русской речи этого периода. Перед дьяком в застенке стояла задача передать слова допрашиваемого с возможной точностью, с соблюдением особенностей речи: "В их записях – алмазы литературной русской речи", – писал Толстой. Не менее важны были для овладения живым языком эпохи знакомство с сочинениями протопопа Аввакума и отличное знание народных говоров, вынесенное из детских лет, проведенных в заволжской деревне.

Другое важное отличие стиля повествования в романе – максимальное сближение языка рассказчика с языком персонажей, когда авторское слово часто переходит в несобственно-прямую речь. Так достигается художественный эффект живой достоверности: эпоха сама рассказывает о себе голосами разных людей, современников.

Следует признать, что в рамках марксистской концепции истории, утверждающей закономерность и прогрессивность исторического процесса, ведущую роль народных масс и отвечающей требованиям эпохи активной личности, в условиях становления мифологемы державной власти А. II. Толстой действительно создал лучший советский исторический роман.

  • Цит. по: Литературный Ленинград. 1934. 26 нояб.
  • Ключевский В. О. Соч.: в 8 т. М., 1958. Т. 4. С. 356.
  • Толстой А. Н. Переписка: в 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 277-278.