Алексей Викторович Щусев (1873-1949) - русский и советский архитектор. Заслуженный архитектор СССР (1930). Академик архитектуры (1910). Академик АН СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1952 - посмертно).

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры ». «Творчество в архитектуре более, чем в других искусствах, связано с жизнью », - говорил Щусев . Он постоянно искал связь архитектурных форм с жизненными процессами, не считая застывшими ни те, ни другие. Как истинный художник, он пробовал себя в разнообразных формах архитектуры, находя удовлетворение в познании и выражении все нового и нового и не удовлетворяясь до конца.

Стремление создать теорию своего искусства восходит среди архитекторов еще к Витрувию. Особенно много вариантов теории архитектуры стало появляться в ближайшее к нам столетие. Теории различны по ширине охвата и категоричности своих позиций, по исходным принципам и целям, в разной мере объясняют или оправдывают, направляют или лимитируют архитектурное творчество. На базе теорий, принятых выдающимися зодчими, их последователи формируются в творческие архитектурные «школы», направления.

Щусев не стремился стать основоположником ни подобных теорий, ни какой-либо «школы». Его значение в истории русской и советской архитектуры определяется главным образом созданными им зданиями и сооружениями. Однако и теоретические высказывания его имеют очень большой интерес, так как показывают его прирожденный зодческий талант, вкус и понимание архитектуры.

В своей работе Щусев опирался в основном на чувство, на интуицию, здравый смысл, жизненный опыт, знание ремесленной стороны дела.

Такая основа позволяла ему наделять спои произведения мудростью, выражать средствами архитектуры большие общественные идеи. Для его архитектурного творчества характерна та уверенность, с которой он считал возможным создавать и действительно создавал очень индивидуальные архитектурные образы, оперируя формами, уже сложившимися в жизни. Это могли быть формы исторического национального стиля той или иной страны (прежде всего - России) или международные инварианты как классической, так и современной архитектуры. Не отвлеченные логические выкладки, а эстетическое чувство помогало ему сплавлять в новое художественное единство пластический материал архитектуры (а подчас скульптуры и живописи), подсказанный его большими знаниями, личным вкусом.

Таково и самое известное и замечательное его произведение - Мавзолей В. И. Ленина на на Красной площади в Москве (1926-1930). Не являются, казалось бы, новостью дли архитектуры ни ступенчато-пирамидальный объем его, ни группа прямоугольных столбов, несущих верхнюю плиту. Однако в целом архитектурный образ Мавзолея получился мощным, новаторским, вполне самобытным, выразительным и точно снизанным со своим назначением, слитным с положением в ансамбле площади, со своим временем. Решающую роль играют пропорции его элементов. Высоты (толщины) плит то нарастают, то сокращаются, траурные горизонтали переходят в энергичную вертикаль, замкнутость и компактность скорбной камеры, ограждающей саркофаг, и открытую свету и ветру ширину трибуны и лестниц. Поэтому траурно-величавый Мавзолей способен преображаться в дни празднеств и естественно играть роль центра торжественных демонстраций.

Как совершенное произведение искусства Мавзолей несет в своем художественном образе огромное духовное содержание, комплекс высоких идей и переживаний, соответствующих его беспрецедентной известности и популярности среди трудящихся всего мира.

Творчество Щусева получило признание еще до Октябрьской революции. К 1917 году Щусев пришел, обладая уже 15-летним стажем практической работы и званием академика архитектуры, полученным в 1910 году за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма XII века в Овруче (на Волыни).

Родился Алексей Викторович Щусев осенью 1873 года в Кишиневе. Это был третий ребенок в скромной семье отставного чиновника. У мальчика рано и ярко проявились способности и любовь к рисованию. С 1894 года Щусев занимался в мастерской Л.Н. Бенуа, у которого получил основательную профессиональную подготовку. Щусеву вообще повезло с наставниками. У каждого из его учителей был свой круг творческих интересов, свои пристрастия. Кредо профессора Котова состояло в утверждении канонов русской классики, в пропаганде национального наследия, Котов выступал против псевдорусского стиля, против формалистского копирования исторических памятников русской архитектуры, требуя современного осмысления русской старины. В 1894-1897 годы Щусев сделал детальные обмеры древнейших памятников Самарканда Гур-Эмир и Биби-Ханым. Впечатления, полученные от красочного древнего искусства Средней Азии, сыграли большую роль в дальнейшей работе мастера.

В 1897 году Щусев окончил академию. Его дипломный проект «Барская усадьба» был оценен самым высоким баллом. Проекту присудили Большую золотую медаль, а автор «Барской усадьбы» получил право на заграничную командировку. 1898-1899 годы Щусев провел за границей: в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, Тунисе, снова в Италии, Франции, Англии, Бельгии. Из его рисунков этого периода была составлена отчетная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина.

По возращении из-за границы на кафедру академии Щусева не взяли. Все решило приглашение профессора Григория Ивановича Глотова. Алексей ухватился за это приглашение, хотя прежде отказывался от такой работы, называя ее рабством. К тому же сумма годового жалованья оказалась несколько большей, чем предлагалось вначале.

Первый самостоятельный заказ, полученный Щусевым, - проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры и успешное его выполнение - казалось, прочно привяжет талантливого молодого специалиста к работе над культовыми сооружениями. Но архитектор видел в них лишь основу для создания монументальных художественных произведений, приумножающих славу русского искусства.

В середине июня 1904 года Синод командировал Щусева в Овруч. Всю зиму проработал Щусев над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Щусеву пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно.

К 1907 году относится проект Марфо-Мариинской общины со всеми ее зданиями. По свидетельству академика И.Э. Грабаря, Алексей Викторович впоследствии с нежностью вспоминал свою работу над образом «Марфы», когда он «вдохновлялся прекрасной гладью стен новгородских и псковских памятников, лишенных всякого убора и воздействующих на чувства зрителя только гармонией объемов и их взаимосвязью». Несмотря на относительно крупные размеры, «Марфа» производит удивительно домашнее, уютное впечатление. План храма напоминает старинный ключ: бородка повернута на запад, три закругленных лепестка ушка ориентированы на восток. Эти три полукруглые апсиды и создают ощущение уюта, пряча от глаз основной объем сооружения, который завершен высоким крепким барабаном, увенчанным чуть заостренной сферой купола.

Первым зданием, которое построил Щусев на своей родине, в Кишинёве, стала двухэтажная дача Карчевского, расположенная в Долине Чар (ныне улица Керченская), а позже дом Драгоева по улице Пушкина угол Кузнечной (ныне Бернардацци). В 1912 году Щусев построил церковь в имении помещика Богдана (село Кучурешты).

В дальнейшем Щусев участвовал в разработке генеральной схемы реконструкции Кишинёва в 1945-1947 годах. По проекту Щусева был построен памятник Ленину. Он был установлен 11 октября 1949 года на Центральной площади перед зданием Дома правительства (сейчас Площадь Великого Национального Собрания). В 1991 году памятник был демонтирован и в настоящее время находится на территории свободной экономической зоны «Молдэкспо». Щусев предложил также проект моста через полноводную в то время реку Бык. Построенный мост был гораздо меньше первоначально планируемых размеров. Многие проекты были разработаны при активных консультациях Щусева (железнодорожный вокзал, магазин «Детский мир» и др.).

В Кишинёве в честь Щусева названа одна из центральных улиц города. В доме, где родился и вырос архитектор, сейчас расположен музей, в котором хранятся его личные вещи, фотографии и документы.

После Овруча и «Марфы» за Щусевым утвердилась слава модного русского архитектора. Богатые клиенты охотились за ним: всем хотелось иметь на своих землях хоть что-нибудь «в щусевском стиле». В 1913 году по проекту Щусева был построен павильон на художественной выставке в Венеции, архитектурная композиция которого была своеобразной интерпретацией национальной архитектуры XVII века. Современники отмечали, что формы старинной русской архитектуры гармонично сочетались с живописным пейзажем Италии.

В 1913 году в итальянском городе Сан-Ремо по чертежам Щусева и под руководством архитектора Пьетро Агости был построен православный Храм Христа Спасителя . Храм выдержан в стиле русских церквей XVII-XVIII вв., украшен каменной резьбой и изразцами, рядом стоит колокольня с шатровой крышей.

Наиболее крупным созданием Щусева стало начатое в 1912 году здание Казанского вокзала в Москве (законченное им в 1940 г.). К идее строительства нового здания Казанского вокзала в Москве Алексей Викторович сначала отнесся почти безразлично. Эскизные проекты, представленные на конкурс, были схематичны, приблизительны. Выбрав эскиз Щусева, правление тешило себя надеждой если удастся задеть архитектора за живое, заинтересовать его самой идеей «ворот на Восток», то делу будет обеспечен успех. И оно не ошиблось. Профессиональное чутье, любовь к русской истории и археологии сослужили Щусеву великую службу - он нашел верную цветовую гамму «ворот на Восток». 29 октября 1911 года академика Щусева официально утвердили главным архитектором строительства нового здания Казанского вокзала в Москве. На строительство правление дороги выделило баснословную сумму - три миллиона золотых рублей. Но только к концу августа 1913 года архитектор представил в министерство путей сообщения детальный проект. Еще не было у Щусева ни одного проекта, на подготовку которого он затратил бы более двух лет. Архитектор долго и мучительно искал, как выбраться «из ямы» Каланчевской площади, пока не придумал поместить главную доминанту ансамбля - башню - в самом низком месте, тогда весь ансамбль прочитывался легко, как бы единым взором. Едва проект Казанского вокзала появился на страницах журнала «Зодчий», как в адрес Алексея Викторовича посыпались поздравления. Более чем двухсотметровая протяженность вокзала не мешала целостному восприятию постройки. Нарочитое нарушение симметрии, одинокая башня в сочетании с разновеликими массами архитектурных объемов должны были открывать здание заново с каждой новой точки площади. Пожалуй, ни один архитектор прежде не умел так свободно и прихотливо играть светотенью, заставлять не только солнце, по и облака оживлять каменный узор.

И в этом случае Щусев пошел самостоятельным путем, не следуя принятому штампу - образу вокзала как смеси обогащенного промышленного и упрощенного дворцового сооружения. Разнородные функциональные назначения станционных помещений толкнули Щусева к трактовке вокзала как «городка», состоящего из комплекса нескольких зданий, объединенных сильной вертикалью угловой башни. В прорисовке великолепных деталей здания Щусев свободно трактует мотивы русской архитектуры XVI-XVII веков.

Те же черты уверенной и вольной, широкой и вместе с тем прочувствованной трактовки больших и малых форм легко увидеть и в других значительных произведениях этого талантливого зодчего, многоликого, но всегда верного себе на всем протяжении его большой творческой жизни, независимо от того, в каком направлении или «стиле» он работал.

К числу таких произведений относятся: здание санатория в Мацесте (1927), Министерство земледелия на ул. Кирова в Москве (1933), Москворецкий мост (1938), здание Института Маркса - Энгельса - Ленина на проспекте Руставели в Тбилиси (1938), Театр оперы и балета имени Навои в Ташкенте (1947), залы станции «Комсомольская-кольцевая » Московского метрополитена (1952, строительство завершено после смерти Щусева) и другие.

Любимую его тему, тему более или менее свободного «городка», типичного русского ансамбля, в который соединяются относительно разнородные здания, также можно проследить в искусстве Щусева, начиная с дипломного проекта «загородной виллы» и кончая проектом комплекса зданий Академии наук СССР.

Вместе с Щусев возглавил работу коллектива архитекторов над проектом перепланировки Москвы . Внимательно вглядываясь в исторически сложившуюся структуру Москвы, архитектор укреплял ее, вскрывая заложенные в ней самой потенции развития - перспективные зоны застройки и благоустройства. Непростым оказалось инженерно-техническое преобразование маршрутов передвижения москвичей по городу. План впервые связал радиально-кольцевое движение наземного транспорта с пригородным железнодорожным движением . Что уже совсем невиданно по тем временам, сеть общественного транспорта завязана в плане в единый узел на основе радиально-кольцевой схемы Московского метрополитена. Так в 1919 году Щусев угадал самые сокровенные мечты Москвы.

В 1922 году Щусев был назначен главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки , она была открыта в августе 1923 года на территории нынешнего ЦПКиО имени М. Горького. Щусев перестроил здание бывшего механического завода под павильон кустарной промышленности, руководил строительством 225 зданий выставки.

В 1924 году ему поручили создать проект Мавзолея Ленина . Спроектированный и построенный в течение считанных часов, первый деревянный Мавзолей был прост по своим формам, но в нем уже содержалась идея, получившая в дальнейшем блистательное развитие: кубический объем усыпальницы имеет ступенчатое завершение. Позднее был объявлен Всесоюзный конкурс на создание постоянного Мавзолея. В итоге конкурса правительственная комиссия предложила Щусеву «перевести временный Мавзолей из дерева в гранит». Задача была непростой. Если решать Мавзолей в стиле русской архитектуры, то, «подверстанный» к Сенатской башне, он потеряется под стенами Кремля. А выдвинутый вперед, он невольно вынужден будет cпoрить с собором Василия Блаженного. Щусев нашел выход. Мавзолей поднялся, достиг двенадцатиметровой высоты, что было равно одной трети высоты Сенатской башни и одной шестой высоты Спасской башни, три дробных его уступа слились в один. Нижний пояс с траурной лентой черного гранита смело выдвинулся вперед и настойчиво потребовал вытянуть венчающий портик почти до зубцов кремлевской стены. Архитектор нашел и еще один прием: если смягчить левый угол, то почти незаметная асимметричность оживит перепад уступов, игру объемов, цветовую гамму поясов. Мавзолею оказалось по силам организовать и «держать» площадь. Площадь открылась, ансамбль ее сделался цельным. Архитектору блестяще удалось вписать в площадь, казалось бы, инородное по архитектуре сооружение и органично подчинить Мавзолею все, что здесь есть.

Целый ряд работ Щусева, относящихся ко второй половине 1920-х годов, воплотили в себе архитектурные формы конструктивизма. Это проекты зданий филиала Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в Тбилиси (1938), Государственного банка в Охотном ряду и на Неглинной улице, Государственной библиотеки СССР имени Ленина, а также гостинично-санаторного здания в Мацесте, построенного в 1927-1928 годы. В этом отношении характерны также здания Коопинсоюза в Орликовом переулке (1928-1933) и Механического института имени Ломоносова на Садовой-Триумфальной (1930-1934).

В начале лета 1926 года был объявлен конкурс на сооружение Центрального телеграфа на Тверской улице . В разгар споров об уместности и целесообразности новаторств конструктивизма Щусев решил показать на примере, что осмысление динамики и ритма времени в архитектуре всегда опирается на мощный пласт духовной культуры, что и конструктивизм имеет полное право на существование, если исполнен духовности. Щусевский проект поразил даже приверженцев конструктивизма. Сугубо конструктивистская схема телеграфа несла в себе идею связи - связи эпох, интернациональной связи между странами и континентами. Художественный образ телеграфа был предельно строг. И вместе с тем тонкое изящество завораживающе смелых линий, легкость, свежесть дыхания покоряли с первого взгляда. Утилитарность здания подчеркивалась ритмикой гранитных вертикалей и стеклянных поясов. Проект показал: современная ритмика может соединять монументальность с простором, легкость с мощью. В пояснительной записке к проекту Щусев писал: «Здание по своей программе - узкотехническое, по конструкции соответствует принципам рационализма и экономии». Для своего времени щусевский телеграф был сугубо новаторским, по этой причине он и не был осуществлен.

Предметом гордости Щусева была конструкция Центрального Дома культуры железнодорожников . Воздушный амфитеатр зрительного зала был подвешен на выносных консолях, сконструированных А. В. Кузнецовым. ЦДКЖ стал одним из лучших концертных залов страны и сделался неоспоримым доводом зодчего, когда он доказывал, что самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры.

Осуществилась и стала подлинным украшением Москвы спланированная Щусевым магистраль Ленинградского проспекта , прорезанная зелеными поясами с пешеходными дорожками. В ту пору эта магистраль многим казалась бессмысленно просторной, расточительной даже для такого города, как Москва, но время подтвердило правоту архитектора. Пристройка части здания к Третьяковской галерее, осуществленная в те же годы (Щусев был директором галереи в конце двадцатых годов), характеризует бережное отношение архитектора к основной части галереи, фасад которой построен по рисункам В.М. Васнецова.

Начавшаяся в 1930-е годы реконструкция столицы была связана с организацией новых архитектурных мастерских Моссовета. Одну из них - вторую - возглавил Щусев. В этой мастерской разрабатывались проекты реконструкции и застройки районов бывшей площади Триумфальных ворот (ныне площадь Маяковского), Большой Садовой нлицы, Кудринской площади (ныне площадь Восстания), Ростовской и Смоленской набережных. Коллектив мастерской также участвовал в разработке других районов столицы. В 1930-е годы по проектам Щусева было построено несколько крупных жилых зданий, из которых наиболее известны жилой дом артистов ГАБТ, жилой дом Академии наук СССР, жилой дом архитекторов.

По проекту Щусева и молодых архитекторов Л. И. Савельева и О А. Стапрана в 1932-1938 году в Охотном ряду была возведена одна из первых гостиниц советского времени - гостиница «Москва» .

Также Алексею Викторовичу Щусеву принадлежит проект реконструкции площади Тверской заставы, в ходе которого была разобрана Триумфальная арка (1936), Большой Москворецкий мост (1936-1938), Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте (1940-1947), здание НКВД на Лубянской площади (1946) и другие сооружения. В 1941 году был достроен комплекс Казанского вокзала. Щусев был членом художественного объединения «Четыре искусства».

Одним из многочисленных зданий, в проектировании которых Щусев принимал участие, было советское посольство в столице Румынии - Бухаресте, расположенное на шоссе Киселёва. Его строительство началось ещё до войны.

В 1946 году Щусев основывает музей архитектуры в Москве и до 1949 года занимает пост его директора. Значительное место в деятельности Щусева занимают проекты восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945) и Кишинёва (1947).

Последним творением Алексея Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая », отражающая торжество победы над фашизмом.

Через многочисленные влияния времени и общественных условий, при которых Щусев работал и к которым он был очень чувствителен, пробивается его прямо не высказанная, но теперь уже очевидная, неустанная и заветная тяга к «самовыражению». Именно потребность художественного самовыражения и принимала у Щусева одеяние национальных образов в архитектуре, на которые он поэтому и был такой мастер. Мощность интуитивных истоков творчества и отличала Щусева от многочисленной армии работавших в те же годы стилизаторов, которые проектировали и строили «в русском стиле» либо как археологи, либо как педантичные копиисты, либо как последователи умозрительной стилистической схемы.

Эстетическое мировоззрение Щусева сформировалось в художественной среде Академии художеств и в период дореволюционного развития русской эстетической мысли. Такие идеологические принципы, как демократичность и патриотизм русского человека, слившийся после Октября с патриотизмом советского человека, составляли неотъемлемую часть его натуры и пронесенных через всю жизнь глубоких убеждений. На протяжении его более чем полувековой творческой и общественной деятельности его теоретические взгляды испытывали, естественно, влияние своего бурного времени. В них усиливалось и укреплялось сознание высокого социального призвания искусства архитектуры и большой ответственности зодчего перед обществом.

Творческое наследие Щусева включает более ста пятидесяти проектов, из которых свыше четырех десятков осуществлено в натуре. Велико и количество оставленных им литературных материалов. Списки того, что опубликовано с 1902 по 1950 год (последняя статья издана посмертно), включают более 240 названий. В большинстве случаев это высказывания по тому или иному конкретному поводу, отклики на текущие события и обстоятельства архитектурной жизни. Небольшая часть текстов, принадлежащих перу Щусева, использована в настоящем издании.

Тексты эти относятся к общим, принципиальным проблемам архитектуры. На них лежит печать не только личности Щусева, но и своего времени, вследствие чего некоторые из высказываний кое-что потеряли от былой убедительности и стали спорными, другие же актуально звучат и сегодня. В них отразилась историческая эволюция не только взглядов Щусева на архитектуру, но и эволюция самой архитектуры. Избранные высказывания Алексея Викторовича дают возможность последовательно судить сначала о ряде проблем дореволюционной русской архитектуры, затем о новых проблемах, принесенных Октябрьской революцией, за этим следует период положительного отношения Щусева к идеям конструктивизма в архитектуре, дальше - переход к освоению классического наследия и позитивная характеристика архитектурной классики.

Примерно с 1933 по 1948 год, когда изменившаяся в сторону освоения классики творческая направленность сохраняла стабильное положение, Щусев много выступал с уточнением своих позиций по различным проблемам архитектуры: градостроительству, национальной архитектуре, связи архитектуры с техникой, с пластическими искусствами и т. д.

Несмотря на отдельные противоречия, несмотря на то, что Щусев не стремился к законченному изложению своих концепций, все же в его словах постоянно звучит одна нота, одна устойчивая, хотя и как бы пунктиром проходящая мысль, мысль о художественной свободе зодчего. Она тесно связана с отмеченной особенностью его архитектурного творчества как средства самовыражения.

Начиная с заголовка первой статьи Щусев снова и снова утверждает необходимость либо прямо «свободы творчества», «простора творческой фантазии», «выявления своего лица» в творчестве, либо выражает ту же мысль в призыве следовать «требованиям жизни», а не предвзятой доктрине.

В ряде случаев он утверждает ту же позицию, но в негативной форме, осуждая «стеснение» творчества, «подчинение стилю», «стадность мысли», «трафаретность образов», «узкие рамки доктрины», «канонов» и т. д.

Но и по отношению к этой теоретической и этической позиции Щусев не был доктринером. Вынеся еще из периода становления своего архитектурного мировоззрения мысль о необходимости творческой свободы, он высказывался об этом только мимоходом. Зато он подтверждал принцип свободы всем делом своей жизни, создав лучшие произведения методом свободного воплощения собственного эстетического чувства и дорогих для него идей.

Тема свободы в творчестве настолько и теоретически и практически крупна, что трактовка ее Щусевым заслуживает внимания и изучения, как оригинальный вклад Этого чрезвычайно сильного художника в архитектурную эстетику нашего времени.

Щусев скончался на 76 году жизни 24 мая 1949 года. Последние из приводимых здесь текстов относятся ко времени больших восстановительных и градостроительных работ после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и первой послевоенной пятилетки».

(1873-1949) русский архитектор

На протяжении многих лет Алексей Викторович Щусев был официальным архитектором социалистического общества. Даже беглый перечень его работ убеждает в том, что он был не только руководителем группы, спроектировавшей Мавзолей на Красной площади, но и автором целого ряда сооружений в Москве - Москворецкого моста (1936-1938), гостиницы «Москва» (1932-1938, в соавторстве), ряда жилых зданий, в том числе построенных для Академии наук на Ленинском проспекте и в дачных поселках под Москвой.

Но репутация «официального художника» практически ничего не помогает прояснить в его судьбе. Более того, она искажает облик талантливого архитектора, которого начинают воспринимать только как личность, связанную с доктринами лишь определенного периода времени.

В судьбе же Алексея Щусева многое необычно. Прежде всего заметим, что он родился в семье скромного чиновника в Кишиневе. Отец стремился, чтобы все его пятеро детей - дочь и четверо сыновей - получили высшее образование. Уже в гимназии проявились способности Алексея к рисованию, хотя в то время мальчик мог познакомиться с работами мастеров только по фотографиям.

Несмотря на то, что к моменту окончания гимназии его родители умерли, в 1891 году Алексей Щусев решил продолжить образование и отправился в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Это оказалось непросто, поскольку для поступления туда ему пришлось вначале освоить так называемую академическую манеру рисунка. Однако ему это удалось, причем в очень короткий срок. Алексей Щусев успешно выдержал экзамены и был принят в класс живописи. Его учителями были Александр Николаевич Бенуа и Илья Ефимович Репин . Вначале Щусев никак не мог выбрать, чем заниматься, так как его в одинаковой степени привлекала как живопись, так и архитектура. Но в процессе учебы на первый план вышла все-таки архитектура, хотя рисунки Щусева положительно оценивал сам И. Репин. Немаловажное значение в этом выборе имело, очевидно, и то, что архитектура давала ему больше возможностей, чтобы содержать семью.

Сделав выбор в пользу архитектуры, Алексей Викторович Щусев заканчивает Академию с золотой медалью в 1897 году, получив право на заграничную стажировку.

Уже во время учебы перед ним стоял выбор: какую творческую манеру избрать. В конце века многие произведения искусства создавались в так называемом русском стиле. И Щусев первоначально оказывается связанным с традициями древнерусской архитектуры. Ведь основные его постройки в то время - разнообразные жилые дома и небольшие церковные сооружения.

Алексей Щусев вынужден был работать параллельно с учебой, поскольку сам обеспечивал себя. Поэтому уже со студенческих лет он выполняет различные конкретные заказы и часто не только проектирует постройки, но и руководит их строительством. Иногда заработанных средств хватало на путешествия, чем Щусев и пользовался при каждой возможности, стараясь побольше ездить и узнавать новое. Так, в 1897 г. он ездил в Самарканд, где знакомился с удивительно красивой восточной архитектурой, на следующий год отправился в заграничное путешествие и побывал в Италии, Тунисе, Франции, Англии, Бельгии. После окончания Академии, Алексей Щусев проходит своеобразную стажировку, работая помощником у известных зодчих - Л. Бенуа (его учителя по Академии художеств), Г. Котова, Р. Мельцера.

Первой серьезной работой молодого архитектора становится проектирование иконостаса для реконструируемой Великой Успенской церкви Киево-Печерской лавры. В 1902 году предложенный им проект был утвержден. Правда, впоследствии он так и не был реализован. Но он принес автору известность, и в дальнейшем Щусев регулярно получал подобные заказы: сделал проект мозаичного убранства церкви в великокняжеском имении Харакс, иконостас и киоты Троицкой церкви и киоты трапезной палаты Киево-Печерской лавры, церкви в Новом Афоне, ряд надгробий и крестов. В числе его мемориальных работ можно отметить надгробие художнику Архип Куинджи и памятник дочери искусствоведа В. Георгиевского. Поиски в данном архитектурном направлении венчает проект храма-памятника на Куликовом поле.

Интересно, что здесь Алексей Щусев сближался с художниками, тяготевшими к модернизму. Его орнаментальные росписи для Киево-Печерской лавры сравнивали с работами Михаила Врубеля . Вероятно, следует признать, что он тяготел к тем же стилевым поискам, что шли в начале века, и пытался найти свое решение пространственной среды, расположения общественных и жилых зданий в интерьере сложившейся застройки. Полагают, что работы Щусева - Казанский вокзал в Москве, павильон Академии художеств на выставке в Венеции, церковь Почаевской лавры - находятся на грани стилизаторства, соединяя в себе традиционность и явную эклектику. В своих ранних произведениях Щусев стремился выработать специфически национальный стиль русской архитектуры, творчески перерабатывая наследие древнерусского зодчества. Именно таким опытом были построенные по его проекту Марфо-Мариинская обитель в Москве и здание Казанского вокзала.

Право на постройку Казанского вокзала, Алексей Щусев выиграл в споре с Федором Шехтелем и Е. Фелейзеном. Стоит упомянуть, что к тому времени он уже был академиком архитектуры. Предложенная им схема постройки соединяла в себе то, что было свойственно для стиля модерн: четкое расположение в пространстве, целостность архитектурного ансамбля при асимметричности отдельных построек. Но все вокзальные сооружения получились настолько красочными и живописными, что мы обычно этого не замечаем. Ведь для создания монументальных росписей Щусев пригласил художников, группировавшихся вокруг объединения «Мир искусства», которые имели опыт прежде всего театральных декораторов. Их работа усилила задуманный им сказочный облик вокзала. Однако в то время закончить постройку он не успел, поскольку началась Первая мировая война. Полностью Казанский вокзал был достроен лишь в 1941 году.

В творчестве Алексея Викторовича Щусева и в последующие годы будет заметно стремление соединять разные стили - например, проекты в стиле русского терема, живописность и орнаменталистику барокко. Примечательно, что в данной манере он в основном строит общественные здания, железнодорожные сооружения. Для зданий же учебных заведений - Коммерческого института в Москве, Политехнического института в Самаре и Физического института в Саратове - им предлагался иной путь - стилизация в духе традиций русского классицизма.

Одновременно с практической работой Алексей Щусев начал преподавать - вначале в Строгановском художественно-промышленном училище, где работал в течение пяти лет, с 1913 по 1918 год, затем перешел в московский ВХУТЕМАС и проработал там до 1924 года, после чего преподавал в Московском архитектурном институте.

После революции все творчество Алексея Щусева было связано с Москвой. Уже в 1918 году архитектор принял участие в разработке первого плана реконструкции Москвы. В двадцатые годы он становится главным архитектором Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, над проектом которой работал в 1922-1923 годах, отдавая дань популярному в те годы конструктивизму.

Трудно даже найти район города, который бы он не мечтал переделать. Алексей Щусев планировал создать новый город, оставив Кремль музеем. Девизом его стали следующие слова: «Красота в простоте и величии для монументов и в теплоте и уюте для жилья». В качестве примера его построек в центральной части можно привести мавзолей Ленина, здание гостиницы «Москва» и жилой дом на Ленинском проспекте (№ 13).

Алексей Щусев участвует в проектировании будущего Дворца Советов, работает над созданием станции метро «Комсомольская-кольцевая». Ряд зданий проектируется им и для союзных республик. Щусев представлял проекты для реконструкции городов, которые восстанавливались после войны, в частности Кишинева и Новгорода. Много сделал он и как директор Третьяковской галереи, в должности которого работал с 1926 по 1929 год, а также организатор и первый директор Музея архитектуры, чем занимался с 1946 по 1949 год.

Постройки Алексея Викторовича Щусева органично вписаны в облик Москвы. Поскольку он всегда продумывал проект до мельчайших деталей и внимательно соотносил его с окружающей средой, созданные им ансамбли и теперь воспринимаются как единое целое. Но все-таки в истории культуры он остался прежде всего как художник своего времени, который пытался самоутвердиться, не выходя за рамки официального творчества.

Сегодня исполняется 64 года со дня смерти выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева. Зодчий, который начал свой творческий путь с проектирования православных храмов, после Октябрьской революции счастливо избежал репрессий и стал одним из краеугольных камней в монолитной стене новой архитектуры. Портал "РИА Недвижимость" предлагает посмотреть на биографию Щусева в контексте его московских работ.

Стройка длиной в 30 лет

В Москву Алексей Щусев приехал в зрелом возрасте (ему было почти 40 лет), будучи уже известным архитектором. В то время его занимало исключительно религиозное зодчество. "Из нецерковных объектов он не строил ничего крупного до 1913 года", - отмечает историк архитектуры, член Docomomo Николай Васильев. Благодаря блестяще выполненным работам Щусев в 1901 году получил должность главного архитектора Святейшего Синода.

Неудивительно, что первым проектом Щусева в Белокаменной стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, строительство которой финансировала из личных средств великая княгиня Елизавета Федоровна. Щусев предложил построить кубический храм с большой луковичной главой на высоком барабане, который напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален.

Успешно завершив строительство обители, в 1913 году Щусев взялся за свой самый амбициозный и многострадальный проект - новый комплекс Казанского вокзала. Он разработал проект в романтическом стиле русской версии модерна, в каком работал и ранее, при создании храмов. Центральный вход вокзала архитектор решил увенчать стилизацией башни княжны Сююмбике с гербами Казанского царства, расположенной в Казани, а еще одну, промежуточную башню украсить большими оригинальными часами со знаками зодиака. Циферблат этих часов расписывал сам Щусев.

Завершить строительство планировалось в 1916 году, однако Российская Империя сначала ввязалась в Первую мировую войну, а потом и вовсе прекратила свое существование, что самым печальным образом сказалось на финансировании проекта. Щусев, однако, не бросил свое детище и продолжал руководить строительством вокзала в течение почти 30 лет. "Проект был очень важен для Щусева. Все 10-20-е годы он подписывался именно как "Алексей Щусев, архитектор-производитель работ на Казанском вокзале", - рассказывает Васильев. Архитектор покинул стройку лишь в 1940 году, так и не реализовав ряд своих идей.

В зените славы

После Октябрьской революции 1917 года церковные зодчие стали не слишком востребованы, однако Щусев не остался без работы. "Он мог приспособиться и выдавать достаточно качественный продукт в любом стиле. Начав с русской версии модерна, архитектор начал работать в ар-деко и конструктивизме, а потом в сталинском ампире", - отмечает Васильев.

Слава хорошего организатора стройки принесла Щусеву самый главный заказ его жизни - . Архитектору дали всего три дня для создания склепа для Владимира Ленина, который скончался 21 января 1924 года, с чем тот успешно справился. Первый, временный мавзолей был сделан из дерева и имел форму куба, увенчанного трехступенчатой пирамидой. Честь делать следующие два варианта усыпальницы, в том числе и тот, который сейчас украшает Красную площадью, также досталась Щусеву.

В 20-30-х годах Щусев, который становится одним из главных архитекторов Советского Союза, проектирует в Москве ряд общественно-значимых объектов, таких как здание Центрального телеграфа на Тверской улице , здание Механического института на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

Среди них выделяется блестящий проект здания Наркомзема, расположенный в Орликовом переулке. Здание было построено в 1928-33 годах, сейчас в нем размещается министерство сельского хозяйства.

Известный антисоветскими настроениями

На протяжении карьеры в СССР Щусева мало касались политические реалии - его защищала слава создателя Мавзолея. Даже период большой чистки бывший церковный зодчий пережил спокойно, за исключением инцидента с гостиницей "Москва".

В начале 30-х годов власти Москвы объявили конкурс на архитектурный проект новой гостиницы у стен Кремля. "Его выиграли молодые архитекторы-конструктивисты Савельев и Стапран. Отсутствие у них опыта привело к затягиванию реализации проекта, и тогда они позвали Щусева организовывать им стройку", - рассказывает Васильев. Маститый архитектор не стал ограничиваться лишь технической частью и начал править архитектуру здания.

Молодые специалисты почувствовали себя задвинутыми и обойденными. В августе 1937 года они написали открытое письмо в газету "Правду", где в лучших традициях советского доноса прошлись по биографии оппонента. "Мы, беспартийные советские архитекторы, не можем без чувства глубокого возмущения говорить о Щусеве, известном среди архитекторов своими антисоветскими, контрреволюционными настроениями. Характерно, что ближайшими к нему людьми были темные личности вроде Лузана, Александрова и Шухаева, ныне арестованные органами НКВД ", - говорилось в статье. Щусева убрали со стройки до выяснения всех обстоятельств, а заодно и задним числом исключили из Союза архитекторов, так что зодчий остался совсем без работы.

Пока архитектор маялся бездельем, арестовали художника Михаила Нестерова, который расписывал Марфо-Мариинскую обитель. "Существует история, что Щусев пошел ходатайствовать за старого друга к новому наркому Лаврентию Берии", - рассказывает Васильев. "Мы Вас, товарищ Щусев, очень уважаем", - сказал Щусеву Берия, обладатель диплома техника строителя-архитектора. - "У меня над столом всегда висела картинка вашего Казанского вокзала, как мы можем Вам не доверять". Договорились, что Нестерова отпустят, и он действительно вышел на свободу после двух недель к Бутырской тюрьме.

В ходе беседы нарком поинтересовался, как обстоят дела у самого товарища Щусева. Товарищ Щусев не стал скрывать, что из-за происков молодых архитекторов уже год сидит без работы. "Вы не беспокойтесь", - сказал ему Берия. В 1938 году Щусев вернулся на стройку "Москвы" в качестве главного автора, а Савельеву и Стапрану, которые к тому времени построили одну из выходящих на площадь Революции башен гостиницы в духе конструктивизма, пришлось покинуть проект. Последнюю башню Щусев достроил в соответствии со своими эскизами, из-за чего возникла знаменитая асимметричность фасада гостиницы.

Последние работы

Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года. В свои последние годы он продолжал плодотворно работать, и часть его проектов достроили уже после смерти архитектора.

Среди них - реконструкция дома НКВД на Лубянской площади. В 1919 году два здания, принадлежавшее в XIX веке страховому обществу "Россия", заселили сотрудники Центрального аппарата ВЧК, благодаря чему слово "Лубянка" стало нарицательным. В 1939 году Лаврентий Берия захотел обновить и расширить дом. Проект поручили Щусеву, который принял решение объединить два здания. Чертежи утвердил лично Берия, но реализации этих замыслов помешала война. Окончательную реконструкцию здания столичные власти завершили лишь в 1983 году.


Московский архитектурный Институт

(Государственная Академия)

Реферат на тему «Архитектор Щусев»

Современная советская и зарубежная архитектура

Работа выполнена

Студентом IV курса 6 группы

Еремеевым Родионом

Москва 2013 г.

Биография

Раннее творчество

Советский период

«Самая смелая конструкция не может и не должна вступать в противоречие с художественными принципами архитектуры» А.В. Щусев

Биография

А.В. Щусев родился 26 сентября (8 октября) 1873 года в Кишинёве в дворянской семье. Отец -- Виктор Петрович Щусев, смотритель богоугодных заведений. Мать -- в девичестве Мария Корнеевна Зозулина.

В 1891--1897 годах Щусев учился в С.-Петербурге в Высшем художественном училище Императорской Академии художеств у Л.Н. Бенуа и И.Е. Репина. В 1895 году, узнав из газеты о смерти генерала Д.П. Шубина-Поздеева, без рекомендаций пришёл к вдове с готовым эскизом надгробия и сумел убедить отдать заказ именно ему. На кладбище Александро-Невской лавры была построена квадратная часовенка под шатром.

За дипломный проект «Барская усадьба» Щусев был награждён Большой Золотой медалью и правом на заграничную командировку. После окончания Академии Щусев в составе археологической экспедиции отправился в Среднюю Азию, исследовав в ходе поездки два древних архитектурных памятника Самарканда -- гробницу Тамерлана и соборную мечеть Биби Ханум. Впечатления от этой поездки оказали значительное влияние на дальнейшие работы архитектора. В 1898--1899 годы Щусев посетил Тунис и ряд стран Западной Европы, побывав в Вене, Триесте, Венеции и других городах Италии, а также в Англии, Бельгии и Франции, где в 1898 году посещал парижскую академию Жюлиана. Из рисунков этого периода была составлена отчётная выставка, получившая одобрительный отзыв И.Е. Репина.

Раннее творчество

После окончания Академии художеств Щусев поселился в Петербурге. Из самых ранних его работ надо прежде всего назвать первую строго научную реставрацию. Он воссоздал в 1900-е годы храм Св. Василия в Овруче XII века (в его обследовании принимал участие крупнейший специалист того времени П.П. Покрышкин; помощник -- арх. Максимов В.Н.). С этого времени Щусев начал творческую борьбу с зодчими-эклектиками, которые ранее решительно «исправляли» старинные здания. Лидером этого общеевропейского направления «художественной» или «стилистической» реставрации был Э. Виолле-ле-Дюк. Среди русских его последователей были архитекторы Ф.Ф. Рихтер и Н.В. Султанов. Щусев их устаревшим к тому времени методам противопоставил совершенно иной подход, тщательно изучив и обмерив фрагменты XII века, и максимально их сохранив. О его работе писал И.Э. Грабарь, отмечая, что она «представляет совершенно исключительный интерес, как по приемам, впервые в этой области примененным, так и по тем научным данным, которые явились в результате раскопок и строгих обмеров, предшествовавших началу самих строительных работ. Реставратор поставил себе целью включить существовавшие развалины стен в тот храм, который должен был явиться после реставрации, при этом в новые стены ему удалось включить не только остатки стоявших ещё древних стен, но все те конструктивные части их -- арки, карнизы, и даже отдельные группы кирпича, которые были найдены в земле иногда на значительной глубине». Щусев получил в 1910 году звание академика за реставрацию этого храма.

С 1901 года он состоял на службе в канцелярии оберпрокурора Святейшего Синода. Одним из первых самостоятельных заказов было проектирование иконостаса для Успенского собора Киево-Печерской лавры. Программным произведением Щусева 1900-х годов стала церковь, спроектированная по заказу П.И. Харитоненко, сахарозаводчика, мецената и коллекционера, в имении под Харьковом Натальевка трактованная как храм-музей для собранных им древнерусских икон. Щусев создал здесь одну из самых выразительных своих построек, скульптурный декор которой выполняли С.Т. Коненков и А. Т. Матвеев, а мозаичное панно над входом, видимо, Н.К. Рерих, сотрудничавший с ним же в реализации проекта Троицкого собора Почаевской лавры под Киевом.

В Петербурге в 1902 году он выполнял светский заказ от графа Ю.А. Олсуфьева -- переделку и надстройку фамильного особняка на Фонтанке. Олсуфьев был председателем комитета по возведению храма-памятника в память о Куликовской битве и заказал зодчему его проект. Щусев создал вдохновенное произведение в неорусской версии стиля модерн. Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле почти завершили к 1917 году. Отстаивая свой нетривиальный замысел -- здание с асимметричным главным фасадом, Щусев едва окончательно не поcсорился с Олсуфьевым, нетактично требовавшим сделать иной фасад, с однотипными по форме завершениями башен, и зодчий, задержавший строительство, все-таки смог пойти на нежелательный для себя компромисс. Только в ходе последней реставрации храма-памятника его идея была реализована (но в весьма грубом исполнении покрытия). Иконы же, написанные специально для храма В.А. Комаровским, бесследно пропали.

Не менее значительный проект А.В. Щусев создал по заказу представительницы царской фамилии, великой княгини Елизаветы Федоровны, происходившей из Дармштадта (тогда центра формирования европейского модерна). Влиятельная заказчица поддержала архитектурную концепцию Щусева и не мешала её реализации. Это хорошо сохранившаяся до сих пор московская Марфо-Мариинская обитель с церковью Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (1909) и собором Покрова Богородицы, ставшим композиционным центром всего ансамбля (1908--1912). Храм с большой луковичной главой на высоком барабане напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален, как и все остальные части комплекса, включая нарядные ворота с привратницкой. Декоративные рельефы здесь исполнял С.Т. Коненков по рисункам Щусева и Н.Я. Тамонькина, сотрудника его мастерской. Настенную живопись в соборе выполнил близкий друг Щусева М.В. Нестеров, которому помогал молодой П.Д. Корин.

Каждую свою постройку 1900-х -- 1910-х годов Щусев рассматривал как творческий манифест. Он стал лидером неорусского стиля (национальной версии модерна). Для его узнаваемого авторского почерка характерны: вольная интерпретация мотивов древнерусского зодчества, динамика форм, часто асимметрично скомпонованных, крупные, доведенные до гротеска детали декора. Менее выразительными, чем постройки в России, Щусевым были спроектированы и выстроены за её пределами: православный Храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (проект реализовал итальянский архитектор Пьетро Агости), и храм Св. Николая со странноприимным домом в итальянском городе Бари (освящение храма состоялось 9 (22) мая 1955 г.). В 1915 году на Московском городском Братском кладбище в селе Всехсвятском был заложен храм Спаса Преображения по проекту Щусева (1918), снесенный впоследствии (1948) в ходе застройки нового района Москвы -- Песчаных улиц.

Щусев стал победителем заказного конкурса на комплекс зданий Казанского вокзала в Москве и в конце 1911 года его официально утвердили главным архитектором строительства. Он соревновался с Ф.О. Шехтелем, выполнившим весьма сходные по характеру проекты. Казанский вокзал зодчий строил почти 30 лет, начиная с 1913 года. Для этого он перебрался из Петербурга в Москву. По замыслу заказчика, поддержанного архитектором, живописность композиции всего сооружения, состоящего из многочисленных объёмов, напоминающих целый городок, украшенный башней и часами, отражали характер старой Москвы. Декор вокзала, решенного в смелых железобетонных конструкциях, напоминает мотивы древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, а также башню Сююмбике в Казанском кремле. Использование белокаменного декора на краснокирпичном фоне стен выполнено в духе русского барокко XVII века (нарышкинского барокко). К сожалению, крытый остекленный дебаркадер вокзала, состоящий из трех цилиндрических сводов, спроектированный для Щусева известным инженером В. Г. Шуховым, осуществить не удалось. Это была бы самая экстравагантная часть проекта, хотя и решенного весьма современно для 1913 года, с применением высоких железобетонных арок параболической формы. Отделка интерьеров и роспись сводчатого зала ресторана по эскизам Е.Е. Лансере продолжалась вплоть до конца 1930-х годов.

архитектор щусев градостроительный

Советский период

После Октябрьской революции А.В. Щусев оказался в числе самых востребованных архитекторов. В 1918--1923 годы он руководил разработкой генерального плана «Новая Москва», на стадии первых эскизов не согласившись с версией далее отошедшего от этой работы И.В. Жолтовского. Этот план стал первой советской попыткой создать реально исполнимую концепцию развития города в духе большого города-сада. Проект был направлен на четкое зонирование территории, сохранение исторического центра и множества отдельных старинных общественных зданий и храмов, развитие «зеленых клиньев» от центра к периферии, реконструкцию ряда магистралей, московского речного порта и железнодорожного узла и пр. Проект «Новая Москва» был совершенно иной направленности, чем «сталинский» генеральный план Москвы 1935 года план реконструкции столицы, о котором часто неправильно пишут, как о развитии идей Щусева. Щусев переносил административный центр на петербургское шоссе, а по генплану 1935 года он был принципиально наложен на исторический центр. Щусев был за выявление лучших старинных зданий (его сотрудники обследовали город, работая в комиссии по охране памятников Моссовета), тогда как в ходе реализации генплана 1935 года были снесены многие исторические здания и кварталы. Щусевский план был резко раскритикован в 1924--1925 годах городской администрацией и только строительство мавзолея Ленина позволило зодчему избежать репрессий. Важно отметить, что с генпланом «Новая Москва» был связан замысел создания вокруг Москвы (за кольцевой железной дорогой) многочисленных рабочих поселков типа европейских городов-садов (проект Архитектурной мастерской Моссовета, схема Б.М. Сакулина). Далее идею полицентрического развития Москвы развивал С.С. Шестаков в проекте «Большая Москва» - более крупномасштабном, но также фактически не принятым во внимание. В генплане «Новая Москва» была ярко выражена идея развития планировки города с радиально-кольцевыми магистралями, сегодня критикуемая специалистами по транспорту, но это был вполне исполнимый проект, направленный на улучшение жизни горожан, на удобство пешеходного движения и развитие технических средств обслуживания города (реконструкция речного порта и железнодорожного узла).

Щусев был главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, проходившей в 1923 году в Москве в районе нынешнего ЦПКиО имени м. Горького. Он руководил постройкой ряда павильонов, организацией всего строительства (более двухсот различных сооружений), сам же спроектировал один из самых заметных павильонов (как реконструкция здания упраздненного завода).

В 1922--1932 годах Щусев был председателем Московского архитектурного общества.

Известнейшим произведением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади в Москве. Самый первый деревянный мавзолей был возведён под руководством архитектора в считанные часы ко дню похорон В.И. Ленина 27 января 1924 года Уже самое первое сооружение представляло собой кубический объём со ступенчатым завершением. Весной 1924 года Щусев создал вторую версию здания, к которому были пристроены две трибуны. Когда выяснилось, что тело вождя может быть сохранено в течение длительного времени, возникла необходимость в постройке долговременного мавзолея. Конкурс на его строительство выиграл А. В. Щусев и в октябре 1930 года было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем гранитом и лабрадоритом. В его форме можно видеть сплав архитектуры авангарда и декоративных тенденций, ныне называемых стилем ар-деко.

В 1925--1926 годах А.В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А.В. Кузнецов). В 1926--1929 годы А.В. Щусев работал директором ГТГ. Впоследствии он занимался пристройкой к основному зданию галереи новых залов (автор проекта, сотрудник мастерской Щусева А.В. Снигарев), не помешавших восприятию основного фасада, выполненного до революции по рисункам В.М. Васнецова. Щусев также был членом художественного объединения «Четыре искусства».

Новаторским по архитектуре был его конкурсный проект здания Центрального телеграфа. Щусев оказал в данном случае сильную конкуренцию братьям Весниным и оставил далеко позади в отношении новаторства реализованный проект И.И. Рерберга.

В стиле московского конструктивизма им (с соавторами Д.Д. Булгаковым, И.А. Французом, Г.К. Яковлевым) был разработан блестящий проект здания Наркомзема (Москва, Орликов переулок, 1/11), практически полностью осуществленный. Здание построено в 1928-33 годах. Сейчас в нём размещается Министерство сельского хозяйства.

Таковы по стилистике были им же спроектированные санаторий в Мацесте (1927--1931), здание Механического института на Большой Садовой улице в Москве(сейчас здание принадлежит Военному университету), дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

В процессе реконструкции Москвы 1930-х годов А. В. Щусев возглавлял одну из архитектурных мастерских, из стен которой вышло множество проектов, охватывающих не только столицу, но и другие города страны. Самым значительным и частично осуществленным был проект застройки Смоленской и Ростовской набережных жилыми домами, в результате частичной реализации его появился полукруглый жилой дом (Ростовская набережная, д.5). В это время мастерская спроектировала еще один жилой дом (дом артистов ГАБТ в Брюсовом переулке, а также жилой дом Академии наук СССР на Калужской улице (Ленинском проспекте см. ниже список всех проектов).

Гостиница «Москва» стала одной из первых больших советских гостиниц. Первоначальный её проект был выполнен архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном. Однако их концепция (сначала -- конструктивистское здание, а затем -- отразившее переходную стилистику от конструктивизма к ар-деко, не понравилась правительственным чиновникам (или лично Сталину). Щусева пригласили в качестве соавтора, способного спасти проект, находившийся в тот момент на стадии возведения основного каркаса. Проблема была решена добавлением лаконичного декора в виде шестиэтажного восьмиколонного портика, аркад в центре главного фасада, башенок по углам здания. Неявная асимметричность главного фасада гостиницы до сих пор дает повод для пересказа мифа о том, что Сталин якобы подписал проект ровно по середине чертежа, где были совмещены два варианта. На самом деле асимметрия более характерна для творчества Щусева, чем симметрия.

По проектам мастерской А.В. Щусева, где работало множество сотрудников, были построены Большой Москворецкий мост (инженер, его брат П.В. Щусев), советское посольство в Бухаресте, здание гостиницы «Интурист» в Баку (1934 год), здание филиала Института марксизма-ленинизма в Тбилиси, начато строительство театр оперы и балета в Ташкенте (закончено в 1947 году). В этих сооружениях ярко проявилось желание архитектора следовать национальным традициям, но было во многом потеряно авторское лицо, хотя, к примеру, при создании декоративных элементов в ташкентском театре Щусев использовал собственные рисунки и шаблоны, сделанные еще в молодости, во время археологической экспедиции в Самарканде.

С 1938 года А.В. Щусев был членом Учёного совета, созданного для руководствa реставрацией Троице-Сергиевой Лавры, вместе в П.В. Щусевым он разработал проект вертикальной планировки Лавры.

В 1934 году было принято решение о перемещении Академии наук СССР из Ленинграда в Москву, для чего было необходимо обеспечить академические институты рабочими помещениями. Президиум Академии было размещено в Нескучном дворце на Большой Калужской улице и в 1935 году проведён конкурс на застройку академгородка за площадью Калужской заставы. Конкурс выиграл Щусев, возглавивший специально созданную для решения этой крупномасштабной задачи мастерскую «Академпроект», которой в московском районе Черёмушек предстояло построить 40 зданий для академических институтов, музеев, библиотек и обслуживающих учреждений.

В ходе проектирования оформилась идея строительства здания Президиума в центре этого комплекса, то есть, на значительном отдалении от центра города не была поддержана и для него было реконструировано прежнее здание на Калужской ул. (Ленинском проспекте).

Из множества институтов до войны были построены только: Институт генетики (работы над ним были завершены в 1939 году), хотя были созданы также проекты зданий института Институт органической химии, Физического института, Института металлургии и Институт точной механики и вычислительной техники. Все эти проекты были осуществлены только в послевоенные годы. До войны для Академии наук был построен новый жилой дом на Большой Калужской улице, куда в 1939 году переселился и сам А.В. Щусев.

В 1940 году была начата работа над проектом здания НКВД на Лубянской площади, как реконструкция одного из доходных домов дореволюционного Страхового общества «Россия», так и не завершенная при жизни автора.

С 1947 по 1957 год в Москве создавался Государственный музей русской архитектуры (ныне Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева). Его организатором и первым директором был архитектор Н.Д. Виноградов, неоднократно сотрудничавший с Щусевым и пользовавшийся в данном случае его поддержкой. Значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, разрушенных в годы войны: Истры (1942--1943), Новгорода (1943--1945), Кишинёва (1947) и др. Одним из последних творений А. В. Щусева стала московская станция метро «Комсомольская-кольцевая», отражающая торжество победы над фашизмом. Это крупномасштабная станция, вписанная в цилиндрический тюбинг самого большого диаметра. К сожалению, достроенный уже после смерти автора подземный вестибюль с мозаичными панно по эскизам П.Д. Корина, был выполнен с несколько утрированным рельефом декора, что не соответствовало проекту Щусева.

Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Подобные документы

    Общие сведения о зданиях и сооружениях. Технико-экономическая оценка проектов жилых и общественных зданий и сооружений. Объемно-планировочные и конструктивные решения жилых зданий. Основания и фундаменты зданий. Инженерное оборудование зданий.

    курс лекций , добавлен 23.11.2010

    Оценка необходимости специальных знаний для проектирования и строительства зданий и сооружений. Основное содержание деятельности архитектора, главные требования к его личностным и профессиональным качествам, анализ роли и значения на современном этапе.

    презентация , добавлен 21.12.2013

    Краткая биография Ф. Райта, расцвет творчества, первые достижения. Характеристика домов архитектора, рассмотрение проектов. Анализ основных принципов органической архитектуры. Ф. Райт как новатор в использовании технических средств в архитектуре.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2012

    Изучение жизни и творческой деятельности Андрея Никифоровича Воронихина - русского архитектора и живописца, представитель классицизма, одного из основоположников русского ампира. Краткий обзор и характеристика основных работ выдающегося зодчего.

    презентация , добавлен 27.01.2013

    Антонио Пласид Гильем Гауди-и-Корнет - каталонский архитектор. Его биография, становление, раннее творчество. Роль знакомства с Эусеби Гуэлем в развитии творчества и судьбе архитектора. Характеристика ряда выдающихся творений известного архитектора.

    презентация , добавлен 25.01.2011

    Создание "Архитектурной мастерской (бюро) по планировке центра и окраин Москвы" в 1918 г. Планы архитекторов Сакулина, Щусева и Шестакова. Влияние урбанистов и дезурбанистов на архитектуру города. Утопические проекты и постройки жилых домов и клубов.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Ознакомление с биографией Захи Хадид. Рассмотрение нестандартного и оригинального дизайна архитектора. Изучение основ постройки обитаемого моста над Темзой, перевёрнутого небоскреба, клуба на вершине горы в Гонконге. Основные постройки автора в России.

    презентация , добавлен 30.10.2014

    Краткая биография и своеобразие творческого пути К.С. Мельникова. Реализованные и неосуществлённые архитектурные работы. Проект саркофага для Мавзолея В.И. Ленина, павильона "Махорка", Ново-Сухаревского рынка. "Золотой период" творчества архитектора.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Биографические сведения о жизни английского архитектора-палладианца, представителя классицизма Дж. Соуна. Отличительные черты и описание наиболее заметных его работ. Создание в доме Соуна первого в истории музея архитектуры, его особенность и необычность.

    реферат , добавлен 25.08.2012

    Основные биографические вехи и деятельность основоположника рационалистичного направления в современной архитектуре Вальтера Гропиуса. Разработка нового архитектурного языка железобетона и металла. Перечень проектов и построек немецкого архитектора.

Щусев Алексей Викторович (род. в 1873 г. - ум. в 1949 г.)

Выдающийся русский архитектор, приверженец как традиционных, так и авангардных стилей. В 1900 - 1910-е гг. - ведущий архитектор неорусского стиля, в 1920-е гг. - успешный конструктивист, в 1930-1940-е гг. - последовательный сторонник классических форм, умело сочетающий их со всем советским, в т. ч. с позднесталинским «варварским ампиром». Академик Академии художеств (1910 г.), заслуженный архитектор СССР (1930 г.; за проект Мавзолея В.И. Ленина), академик АН СССР (1943 г.), четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1946, 1948, 1952 гг. - посмертно). Автор ряда выдающихся архитектурных проектов: церкви - памятника на Куликовом поле, обители в Овруче, Троицкого собора в Почаевской лавре, Марфо-Мариинской обители, Казанского вокзала в Москве, театра оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте и др. Именем архитектора названы основанный им Музей русской архитектуры в Москве, улицы в Москве и Новгороде.

Казанский вокзал, Мавзолей В.И. Ленина, станция метро «Комсомольская-кольцевая», Марфо-Мариинская обитель - эти столь непохожие и столь замечательные (каждое в своем роде и стиле) произведения на долгие годы, а может, и на века, определили облик столицы. Все они - лишь малая часть того, что создал удивительный архитектор, настоящий поэт зодчества Алексей Викторович Щусев. Одна из ключевых фигур архитектуры советского периода, он стал академиком еще задолго до революции. Ученик Бенуа и Репина, Щусев создал в архитектуре невероятно много. Его творческое наследие обширно и многогранно - любой, даже самый искушенный в архитектуроведении человек, найдет в его произведениях что-то новое, за которым для него откроется еще одна, доселе незнакомая страница истории отечественной архитектуры. Говорят, что Щусева могли даже канонизировать, построй он еще одну церковь. Но зодчий воздвиг мавзолей, который мировая архитектурная общественность признала абсолютным шедевром. Это сооружение - тоже своего рода храм, только другой эпохи. Власть всегда была благосклонна к Щусеву, а он строил то, чего от него хотели, чутко улавливая смены стиля. С высочайшего разрешения государя императора Щусев начал строительство Казанского вокзала. По поручению Ленина стал главным архитектором первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки. Под руководством Сталина проектировал гостиницу «Москва». Не кто иной, как А.В. Щусев, выступил инициатором строительства знаменитых столичных высоток. Многое из того, что он построил, будто бы не сочетается между собой. Трудно поверить, что автор Марфо-Мариинской обители и здания КГБ на Лубянке - один и тот же человек. Щусева нередко обвиняли в излишнем смешении стилей и даже называли его творчество легковетрием в архитектуре. Лишь много позднее поняли: его уникальность не в новаторстве, а в высочайш ем уровне мастерства.

Родился Алексей Щусев в Кишиневе в семье смотрителя богоугодных заведений. О своем происхождении сам архитектор написал так: «У меня сохранилась бумага. где сказано, что предок мой, Константин Щусев, служил в войске Запорожском есаулом, из чего я заключаю, что происхожу от украинских казаков, т. е. предки мои как бы сродни легендарному борцу за свободу Тарасу Бульбе». Отец архитектора, Виктор Петрович, в чинах был небольших, но в родном Кишиневе обращал на себя внимание импозантной внешностью и рвением во всякой деятельности, за какую доводилось ему браться. Наиболее прославился участием в строительстве школы, больницы и других богоугодных заведений. Мать, Мария Корнеевна, в девичестве Зозулина, была гораздо моложе мужа. Происходила она из круга местной интеллигенции, что впоследствии сказалось на воспитании ее четверых сыновей. Алексей, третий сын в семействе Щусевых, появился на свет 26 сентября 1873 года.

Внешне мальчик был очень похож на мать. Бойкий и независимый, в играх со сверстниками он всегда верховодил. Особую радость вызывал у родителей рано открывшийся в мальчике талант к рисованию. Все дети рисуют, но Алеша Щусев рисовал иначе - не так, как другие. Он рисовал, подсознательно стремясь к освоению мира. Предметами мира мальчик овладевал, перенося их в детский альбомчик. Эти первые художественные опыты станут залогом того, что впоследствии Щусев сам освоится в мире, привнося в него предметы, владеть которыми мир будет с огромным удовольствием. С годами увлечение рисованием переросло в твердое желание стать профессионалом. В 1891 году 18-летний Щусев приехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Его наставниками стали такие талантливые мастера, как Л.Н. Бенуа и И.Е. Репин. Обучаясь в мастерской Леонтия Бенуа, юноша убедился, что в столице борьба за выживание требует куда большей смекалки, чем в провинции. Поэтому он не упускал случая заявить о себе, не останавливаясь даже перед экстравагантными ходами. Так, в 1895 г., узнав из газеты о кончине генерала Д.П. Шубина-Поздеева, он явился к вдове с готовым эскизом надгробия. Ни с ней, ни с покойным Щусев знаком не был, рекомендаций не имел, однако сумел отстоять свое убеждение в том, что заказ должен быть отдан именно ему. В итоге на кладбище Александро-Невской лавры появилась часовенка, созданная по эскизу юного зодчего.

В 1896 г. Щусев выполнил дипломный проект на тему «Барская усадьба» - эскиз особняка в духе французского Ренессанса и церквушку, напоминающую московские образцы конца XVII века. Это была вполне заурядная эклектика, но учившим юношу профессорам работа понравилась. Талантливого выпускника отметили Большой золотой медалью и правом на заграничную поездку. Но в Европу Щусев не поехал, а отправился в совершенно другую сторону - в азиатский Самарканд. Там в составе археологической экспедиции он исследовал гробницу Тамерлана. Спустя год Алексей Щусев все-таки отправился в европейское турне, посетив Австрию, Францию, Бельгию, Англию и Италию. Особое впечатление на молодого зодчего произвела итальянская Флоренция - заповедный мир камня. Вернувшись в Петербург, Щусев устроил выставку путевых зарисовок, в которых выразил охватившие его в путешествии эмоции. И. Репин объявил Щусева лучшим рисовальщиком среди архитекторов. Но это уже был успех прошедшего. А в настоящем более важным для Щусева было то, что среди архитекторов он пока еще был начинающим. В Кишиневе, где у Щусева было много богатых покровителей, он мог бы быть обеспечен и заказами, и средствами. Однако положение провинциального зодчего и гарантируемое этим положением благополучие уже не прельщало Алексея. Слишком широкие горизонты открылись его духовному взору.

Архитектор решил остаться в Петербурге. Для него это было нелегкое время. Коротал Щусев его, по собственному признанию, «шатаясь то по академии, то по знакомым», дабы «напомнить о себе». Он добросовестно выполнял разовые поручения именитых зодчих, но полностью посвятить себя работе в их мастерских не стремился. Стать «подмастерьем» у Бенуа или Котова было престижно, к тому же это обещало приличное содержание, однако грозило потерей индивидуальности. А Щусев жаждал самостоятельной работы, творческого полета, в котором разовьется его дарование. Он энергично занялся общественной деятельностью, постепенно приобрел связи и опытность. Щусев активно участвовал в организации 3-го Всероссийского съезда русских зодчих. С рекомендациями Бенуа и Котова он вступил в Петербургское общество архитекторов. Полученное за женой приданое снимало угрозу нищенского существования, и у Щусева хватило выдержки дождаться момента, когда будут востребованы его профессиональные навыки. Вскоре профессор Г.И. Котов начал переадресовывать Щусеву некоторые из своих заказов. В основном это были церковные заказы.

Прошло совсем немного времени, и Щусев стал широко известен как мастер церковной архитектуры. По его проектам было построено множество церквей в древнерусском стиле, причем не только в России, но и во Франции, в Италии. Два ордена Российской империи, которые Щусев в жизни так ни разу и не надел, - Анну II степени и Станислава III степени - он получил из рук царя по представлению Священного Синода за вклад в дело церковного строительства. Проект Покровского собора зодчему заказала сама великая княгиня Елизавета Федоровна. У любого мастера есть самое любимое свое творение. Его и специалисты, как правило, признают самым совершенным из всего того, что им сделано. Архитектурные памятники, созданные Щусевым, все без исключения признаны выдающимися сооружениями эпохи. Но сам мастер из своих творений более всего любил храм Покрова в Замоскворечье. Построен он в 1908 - 1912 гг. для Марфо-Мариинской обители, которую великая княгиня Елизавета Федоровна основала в память своего мужа, великого князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы, убитого эсером Каляевым. Этим поистине уникальным произведением искусства, овеянным поэзией новгородско-псковского зодчества, можно любоваться бесконечно. А тем, кому не довелось увидеть его своими глазами, пожалуй, стоит довериться авторитету художника М. Нестерова, большого друга Щусева, который писал: «Храм Покрова - лучшее из современных сооружений Москвы.» Вдохновленный этим прекрасным храмом, художник изобразил его на полотне. О дружбе двух величайших мастеров в одном из интервью рассказал внук Алексея Щусева, тоже ставший архитектором: «Нестеров крестил моего отца, именно в честь Нестерова моего отца и назвали Михаилом. Он и Корин часто приходили к нам - в Гагаринский переулок, дом 25, где я родился, где проходило мое детство. Угловая комната в этом доме когда-то была домашней мастерской деда. Там он зимней ночью 1924 года набросал первые эскизы мавзолея».

Алексей Викторович, сумевший в течение нескольких лет сделаться в Петербурге заметной фигурой, заинтересовал графа Олсуфьева, крупного сановника и сноба. В 1902 г. зодчий получил от него на редкость заманчивое предложение - перелицевать и надстроить фамильный особняк Олсуфьевых на Фонтанке. Через несколько лет Щусев модернизировал и второй графский дом, стоявший неподалеку от первого. Получился прелестный мини-ансамбль, от которого граф был в восторге. Здание, как известно, для подобного владельца есть род костюма, а щусевские фасады явились тогда последним писком архитектурной моды. Кроме того, Щусев показал Олсуфьеву, «сколь к лицу тому камзол, скроенный по фасону, введенному в обиход Петром I». Утвердив щусевский проект собственного дома на Фонтанке, Олсуфьев всецело уверовал в талант зодчего. А поскольку граф был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы, он и предложил Щусеву заняться проектом храма-памятника. Правда, своим эскизом молодой архитектор немало шокировал членов комитета. Нарисованный им храм с двумя мощными башнями создавал иллюзию древнерусского городка. Архитектору заметили, что башни в храме не к месту. Но Щусев умел удивлять, не возмущая, и предпочитал давать объяснения, подкупающие простотой. Он сказал, что башни символизируют двух иноков-богатырей, отличившихся в битве. Довод этот был по-своему неоспорим: скептики успокоились, и Щусев мог творить свободно. Волновавшие его душу идеи нашли в этой работе достойное себя воплощение. Пластичные до скульптурности, выстроенные им храмы сопоставимы более всего с творениями испанца А. Гауди. В 1908 г. А. Блок записал стихотворный цикл «На поле Куликовом». Работа Щусева над храмом была в самом разгаре. Поразительное созвучие архитектурной и поэтической версий памятника жертвам исторической битвы!.. Летом 1904 г. Щусев отправился в Овруч, где в плачевном состоянии находились руины церкви Св. Василия. Археологические изыскания показали, что фасад древнего храма имел башни по обе стороны от входа, т. е. ту же структуру, что сочиненный Щусевым фасад храма на Куликовом поле. Этот факт красноречиво характеризует интуицию зодчего.

В архитектуре национального направления Щусев завоевал позицию бесспорного лидера. Быстро ставший модным неорусский стиль стали называть щусевским. Мощный собор Почаевской лавры, лиричный комплекс Марфо-Мариинской обители, прелестная церковка в селе Натальевка Харьковской губернии, патетичный мемориал на Куликовом поле - это далеко не полный перечень шедевров, созданных архитектором в те годы. Свое творческое кредо Алексей Викторович обнародовал в журнале «Зодчий» в 1905 г. К этому времени он - уже признанный мэтр и обращается к коллегам наставительно: «Мы убеждены, что и архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм и подправлением, т. е. порчей их, а созданием новых форм. Надлежит творить в русском стиле свободно, запоминая только общую идею, силуэт строения и связь его с местностью и вкусом жителей.»

Щусев никогда не занимался проектированием «бумажным», т. е. не предполагающим последующей реализации. Даже неосуществленные его проекты - пример столь важного в архитектурной практике взвешенного, основанного на прекрасном академическом образовании и большом опыте подхода к решению проблемы. Ценность Щусева как архитектора - в его способности всегда четко отвечать условиям конкретной задачи и особенностям современной ситуации, в то же время обращаясь к универсальным, общечеловеческим образам прекрасного. Начиная с 1913 г. Алексей Викторович постоянно жил в Москве. С момента приезда до 1918 г. он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище, затем стал руководить архитектурной мастерской Строительного отдела Моссовета. Строительство Казанского вокзала, именуемого «Воротами на восток Империи», принесло мастеру невиданную славу. В этой наиболее масштабной из всех своих ретроспекций архитектор использовал мотивы русского барокко XVII века. Москва пошла на небывалый бюджет строительства - три миллиона золотых рублей - и не прогадала. Игра естественного освещения, сочетающаяся с продуманной цветовой гаммой и каменным узором фасада, делает этот архитектурный ансамбль настоящим шедевром.

Казанский вокзал

Проектировать здание Казанского вокзала Алексей Викторович начал с высочайшего разрешения императора, а завершать его строительство мастеру суждено было уже в другую историческую эпоху. Вряд ли он об этом догадывался, когда начинал. В 1918 - 1924 гг. А.В. Щусев вместе с И.В. Жолтовским руководил проектом «Новая Москва», предугадав в своем (хотя в те годы и неосуществленном) плане современные принципы увязки радиально-кольцевой системы Москвы с транспортными коммуникациями. Планы по переустройству центра и особенно юго-запада Москвы, где сотни лет архитекторам доводилось возводить лишь усадебные дворцы и храмы, были грандиозны. По проектам Щусева были построены здания Наркомзема, Российской государственной библиотеки (бывшая Ленинка), Центрального дома культуры железнодорожников (рядом со щусевским же вокзалом).

В эти же годы Щусев занимал должности главного архитектора Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки (1922-1923 гг.) и 2-й проектной мастерской Моссовета (1932 - 1937 гг.). Был директором Третьяковской галереи (1926 - 1929 гг.), а также организатором и директором Музея архитектуры, ныне носящего его имя. В 1924 г. Щусев приступил к проектированию сооружения, которому на долгие годы суждено было стать культовым, - Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади (1929 - 1930 гг.). В этой известнейшей работе автор органично соединил конструктивизм с реминисценциями древности. К работе Щусев отнесся крайне ответственно. Первый проект родился за одну ночь. Потом пришло выверенное, точное решение - определились необходимые пропорции и масштабы. На Красной площади был создан фанерный макет в натуральную величину. При переведении из дерева в гранит мавзолей вырос почти до зубцов кремлевской стены (его высота 12 метров). Трибуна сооружения превратилась в элемент, надолго ставший государственно необходимым. Мавзолей (новое, совершенно инородное для Кремля сооружение) оказался способным «держать» древнюю площадь и все, что на ней.

В последующих работах Щусева авангард последовательно уступает место национально-исторической стилизации, впечатляюще выражающей монументальный пафос «сталинского классицизма» (Москворецкий мост, 1936 - 1938 гг.; Большой театр оперы и балета имени А. Навои в Ташкенте, 1940 - 1947 гг.; здание НКВД на Лубянской площади, 1946 и др.). В этом же духе построена гостиница «Москва» (1932 - 1938 гг.), ставшая одной из первых советских гостиниц. Кроме гостиничных номеров там предусматривались многочисленные рестораны, бары, магазины, а в центре над монументальным восьмиколонным портиком - открытое кафе. С фасадом, имеющим асимметрическое оформление, связан анекдот: якобы Сталину принесли проект, в котором, как принято, были совмещены два варианта отделки фасада. Вождь подписал не глядя, а изменить ничего уже было нельзя, вот и появились разнящиеся формы башенок, балконов и оконных проемов справа и слева. «Москва» долгие годы царила над Манежной, но сегодня площадь изменилась и для гостиницы на ней больше нет места. Ее несовременная конструкция мешает развитию подземного торгового рая, поэтому уже начат снос щусевской гостиницы.

В 1925 г. Алексей Викторович фактически стал главным архитектором И.В. Сталина, его мнение в вопросах архитектуры стало законом. В 1941 г. был достроен комплекс Казанского вокзала, пластически-декоративные идеи которого нашли продолжение в спроектированной Щусевым станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952 г.).

В годы Великой Отечественной войны архитектор составил проекты восстановления разрушенных фашистами городов: разработал проект реконструкции города Истра, Пулковской обсерватории в Ленинграде, участвовал в разработке генерального плана реконструкции и восстановления Новгорода, Кишинева, Сталинграда, Минска и т. д. Автор большого числа научных работ, Щусев оставил о себе память и как педагог (преподавал в Высших художественно-технических мастерских, в Московском архитектурном и др. институтах). Постройки, автором которых был Щусев, четырежды отмечены Сталинскими премиями. Он награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени.

Умер Щусев 24 мая 1949 г. Именем архитектора назван основанный им Музей русской архитектуры в Москве. В 1980 г. напротив здания московского Центрального дома архитектора, на улице, носившей тогда имя выдающегося зодчего, был сооружен памятник - бронзовый бюст на высоком постаменте из черного гранита. Рядом с пьедесталом установлена бронзовая капитель - копия капители колонны станции метро «Комсомольская-кольцевая», построенной по проекту Щусева. Капитель - символический атрибут архитектуры; на ней лаконичная надпись: «Алексею Викторовичу Щусеву - выдающемуся зодчему».

Валентина Марковна Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006