Интернет

Адам стал как один из нас. Ел ли Адам плоды с дерева жизни

“Адам - как один из нас”

Уважаемый ребе, мои познания в иудаизме неглубоки и я бы сказал - поверхностны, поэтому подскажите

, как мне правильно разъяснять это место: Берешит, гл. 3, ст. 22, т.е. почему упомянуто множественное число?

Владислав
Киев

Давайте процитируем эту фразу: “И сказал Всевышний - вот, Адам, стал как один из нас в познании добра и зла...” (Берешит , гл. 3, ст. 22).

Речь идет о “подведении итогов” события космического значения, когда Хава, а затем - Адам, вкусили от плода “дерева познания добра и зла”.

И действительно, трудно догадаться, о ком здесь говорится - “как один из нас

”.

Чтобы это понять, мы должны вернуться к определенному моменту шестого дня Сотворения мира, когда начался процесс сотворения человека. В Торе об этом написано так: “И сказал Всевышний - создадим человека по образу нашему, подобию нашему...” (Берешит , гл. 1, ст. 26). Как видим, местоимение “нашему” тоже стоит во множественном числе.

Устная Тора (в Талмуде, Мидрашах и Зоѓаре ) подробно разъясняет это место. Выделю из этого лишь некоторую информацию.

Сотворение человека - не просто финальный акт всего процесса Сотворения мира. Человек содержит в себе потенциал постижения Устройства мира и - конструктивной духовной работы по восстановлению абсолютной гармонии.

Однако создание “объекта” с таким потенциалом как бы нарушало общую картину мира. Ведь краеугольный принцип в ней - “Творец - объект”. Точнее - объекты. Имеется в виду, что до человека объекты своими действиями не могли порождать другие объекты (речь - о духовных мирах).

Поэтому сама мысль о создании человека, а тем более - план, как бы внесла в “ощущения”, если можно так выразиться, всех сотворенных до этого в течение шести дней объектов некий дискомфорт. Чтобы дискомфорт этот (иначе говоря - невозможность постичь суть идеи Творения) был устранен, Тора сообщает: “...создадим человека...”, то есть - в человеке (в его душе) будут все объекты мира. И поэтому способность человеческого существа восстанавливать мир (тикун олам ), дает эту возможность каждому объекту мира. Также, как, к примеру, все пассажиры, которые сели в поезд, получают возможность добраться до станции назначения. И ничего другого от них не требуется - только сесть в этот поезд.

Проецируя это рассуждение в плоскость нашего вопроса, подчеркнем, что в создание человека (Адама) было включено все Творение.

Надеюсь, теперь понятна и фраза, о которой Вы пишете. Осталось только объяснить, ту ее часть, в которой слышится некое назидание: “...вот, Адам стал как один из нас...”. И далее говорится о наказании (изгнании из Ган Эдена

).

Речь идет о том, что Адам был сотворен идеальным (как сказано выше, в него были включены все объекты). Но нарушив заповедь - не есть плод того дерева, Адам создал новый объект - отрицательного свойства, разрушительного характера. Чтобы дать возможность Адаму исправить содеянное, восстановить гармонию, надо было внести в мир некий “потолок”, а точнее - понятие смерти. Иными словами, Адам, с одной стороны, останется полностью - “как один из нас”, то есть будет иметь способность постигать Устройство мира, с другой (тоже - “как один из нас”) - будет жить в состоянии, у которого нет временных границ (как в духовных мирах).

“Внесем в существование человека понятие “верхнего” срока времени, - как бы сказал Творец, - это поставит его перед необходимостью исправить мир, чтобы снова вернуться в Ган Эден . Ведь человек, постигающий добро и зло, знает, как хорошо вернуться в Ган Эден

Спрашивает Дмитрий
Отвечает Александр Дулгер, 15.03.2012


Мир Вам, брат Дмитрий!

"Из нас" - имеется в виду Бог Отец и Бог Сын.

Аналогичный текст мы находим в 1-й главе:

"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле." ()

"сотворим " - структура текста предполагает как минимум двух исполнителей, а творить и давать жизнь может, как известно, только Бог. То есть оба участника акта творения обладали божественной природой.
В Новом Завете мы находим подтверждение этим словам:

"Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит." ()

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть." ()

"по образу Нашему " - структура текста предполагает как минимум две личности, которые являлись образцом при творении человека. В то же время, далее мы читаем, что человек был сотворен "по образу Божию":
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." ()
Следовательно, обе личности из имели божественную природу.
В Новом Завете мы находим подтверждение этим словам - см. , .

Эти простые для понимания тексты напрочь отвергают учение некоторых конфессий о том, что Христос был просто неким особым старшим ангелом, не равным Отцу в божественности или неким "младшим" богом.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Троица в христианстве":

"И сказал Господь Бог: вот, Адам стал, как один из Нас..." (Быт.3:22)

Сложное место из Писания! И его до конца не понять, если не исследовать эти стихи в свете ВСЕГО Писания.
- Господь Учит меня исследовать один стих через ВСЮ Библию..., И ВСЮ Библию - через один стих...
- Тут очень желательно узнать более точный перевод.... Бывают некоторые неточности в переводе... и поэтому меняется понятие, смысл всего - т. е. что именно имел в виду Сам Господь, когда говорил это.
- Теперь остаётся нам поразмышлять и просить Господа всё поставить на Его места...

" Адам стал как один из Нас" - Адам остался одни, без нас (без Господа)

"зная добро и зло" - со СВОИМ знанием добра и зла. Вспомним, что человек без Божьей Мудрости на горькое может сказать сладкое... и горе такому человеку, который не различает, и ходит во тьме ощупью... (Ис.5:20).

"и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от Дерева Жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно" с этим грехом - без НАС!

"И выслал его Господь Бог из сада Едемского (до времени...), чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный Меч обращающийся, чтобы охранять ПУТЬ к Дереву Жизни (Быт.3:23,24)... Иисус Есть Путь, Истина и Жизнь... Он Открыл нам этот Путь к Отцу обратно. Слово Господа Есть Меч обоюдоострый (Евр.4:12).

И вот теперь звучит Слово церквам: .... "Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от Древа Жизни, которое посреди рая Божия" (Откр.2:7). И что интересно тут - чуть выше Господь Говорит о ПЕРВОЙ ЛЮБВИ...., которую предал этот ангел=служитель, как и первый Адам....

"Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для Имени Моего трудился и не изнемогал". Звучит очень красиво, ободряюще, правильно, но это всё МЁРТВАЯ религия, дела закона, дела без Бога.

"Но имею против тебя то, что ты оставил Первую Любовь твою". . Ты оставил Бога=Любовь=Жизнь

Итак вспомни, откуда ты НИСПАЛ (как Адам), и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину СВЕТИЛЬНИК твой с места его, если не покаешься" (Откр.2:2-5).

Тут на память Господь Приводит пять дев со светильниками, в которых не хватило МАСЛА (Мф.25:1-13), чтобы встретить Жениха - что есть Помазание Божье, Которое исходит от Самого Бога, КОГДА мы входим по жизни с Господом, это тесное общение с Господом, это исполнение Его Воли, а не своей.

И вот тут опять, дальше, как бы напрашивается ещё одно Слово:
«15 Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч" Во многих охладела Любовь (Мф.24:12)
"о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден,
не живой и не мёртвый, ты смешал горячее с холодным, смешал Божье с понятиями этого мира...
"то ИЗВЕРГНУ тебя из уст Моих" , как когда-то Адама
"Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты (без Меня) несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня (а не у этого мира) золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр.3:15-18). В Бога богатей! Господом хвались! Хвались тем, что знаешь Господа!

И вот ещё что Господь тут интересного дал заметить:
"И нарек Адам имя жене своей: Ева (ЖИЗНЬ), ибо она стала матерью всех живущих" (Быт.3:20).
- Ева - это жизнь... Адам после съеденного плода смерти смертной своею жизнью назвал человека вместо Господа, Который Дал ему Жизнь. И Дерево Жизни для него уже не имело первостепенного значения... И как результат.... дальнейшие стихи, дествия....

Господь Учит меня исследовать один стих через ВСЮ библию..., И ВСЮ Библию - через один стих... Тогда Господь Сможет Открыть и дополнить Полноту всей картины....

Господи! Помоги нам познать суть происшедшего в Раю, и на Голгофе, чтобы всё Писание не было бы искажено в нашем разуме! Мы проси Тебя об этом во Имя Иисуса Христа!

Если начало не верно видно, и истолковано, понято, то и середина и конец.... И это на руку врагу Божьему и всех человеков...

Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. (Рим.11:16)

Дерево не дало неведающему добра и зла никакой заповеди и закона относительно того, что надлежит делать, а чего не делать. Теперь нужно сказать, почему же оно названо деревом познания добра и зла, пусть даже человек не обрел от него знания: ведь это немалое дело - узнать, по какой причине дерево носит это имя. Вот и дьявол сказал: в день, в который вы вкусите [плодов от дерева], откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло (Быт 3:5) . Почему же ты утверждаешь, скажут мне, что оно не дало знания добра и зла? Но кто, скажите мне, его дал? Не дьявол ли? Да, ответят мне, потому что он сказал: будете, как боги, знающие добро и зло . Итак, ты ссылаешься на свидетельство врага и злоумышленника? Хотя он и сказал: будете, как боги , разве стали они, как боги? Но раз не стали они богами, значит, не обрели тогда и знания добра и зла. Ибо он - лжец и не произносит ни слова истины. Потому и сказано в Евангелии, что он не устоял в истине (Ин. 8:44) .

Проповеди на Книгу Бытия.

Смотри опять на Божие снисхождение. «И рече , – говорит Писание, – Господь Бог се Адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое» . Видишь, какие простые слова? Все это будем понимать богоприлично. Этими словами (Писание) хочет напомнить нам о том обмане, которым диавол чрез змия обольстил (первых людей). Диавол сказал им, что «аще снесте,… будете яко бози» (Быт.3:5) , и они, надеясь сравняться с Богом, дерзнули вкусить; поэтому и Бог, желая вразумить их, привести в сознание греха и показать, как велико их преслушание и чрезмерно обольщение, говорит: «се Адам бысть, яко един от нас» . Эти слова выражают большое посрамление, могущее поразить преступника. Потому ты, говорит Бог, пренебрег моею заповедию, что возмечтал быть равным Богу? Вот ты сделался тем, чем надеялся быть, или -лучше – не тем, чем надеялся быть, а чем заслужил быть, «се Адам бысть, яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое» . Это и говорил им чрез змея диавол – обольститель, – что «отверзутся очи ваши и будете, яко бози, видяще доброе и лукавое» (Быт.3:5) . «И ныне да не когда прострет руку и коснется древа жизни, и снест, и жив будет во век» . Усматривай отсюда человеколюбие Господа. Нужно тщательно исследовать эти слова, чтобы не могло утаиться от нас ничего, что сокрыто в этой глубине. Когда Бог давал Адаму заповедь, то повелел ему воздерживаться от одного только дерева, вкусив от которого он подвергся наказанию смерти; давая заповедь, это определил ему, если нарушит, ничего не постановив касательно дерева жизни. Поелику Бог, как я думаю и как надобно понимать создал человека бессмертным, то он мог, если хотел, вместе с другими вкушать плоды и этого древа (жизни), которое могло постоянно поддерживать его жизнь: поэтому он не получил никакой (особенной) заповеди касательно этого дерева.

Если же кто из любопытных захочет доискиваться, почему оно названо древом жизни, то пусть знает, что человек, следуя своим умозаключениям, не может понимать ясно все дела Божии. Чтобы созданный Им человек, живя в раю, имел упражнение в послушании или непослушании, Господу угодно было насадить там и эти два дерева: одно дерево жизни, а другое, так сказать, смерти, потому что вкушение от этого последнего и преступление заповеди навлекло на человека смерть. Так как человек, вкусивши от этого дерева, сделался смертным и подлежал уже телесным нуждам, так как впервые явился грех, за который Господом благодетельно установлена смерть, то Он и не оставляет Адама в раю, но повелевает ему выйти из него, показывая тем, что делает это не по чему-либо другому, как только по любви к нему. Чтобы точно уразуметь это, необходимо опять прочитать слова божественного Писания: «и ныне , – говорит, – да не когда прострет руку и возьмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век» . Так как, говорит, человек обнаружил великую невоздержность по отношению к данной заповеди и сделался смертным, то чтобы он не осмелился прикасаться и к этому дереву, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно, лучше ему быть изгнанным отсюда. Так изгнание из рая есть дело скорее попечительности Божией о человеке, нежели гнева. Таков Господь наш: и наказаниями не меньше, чем и благодеяниями, Он показывает Свое промышление о нас; и наказание посылает нам для нашего же вразумления. Так, если Он знает, что мы, греша безнаказанно, не делаемся худшими, то и не наказывает; чтобы предупредить наше поступательное движение к худшему и пресечь дальнейшее распространение греха, Он, по Своему человеколюбию, наказывает. Так поступил Он и теперь: заботясь о первозданном, повелел ему удалиться из рая.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 18.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Дабы дать полноту повествованию о грехе и суде первых человеков, Моисей упоминает, наконец, каким образом произнесенное на них определение осуждения произведено в действо изгнанием их из рая. Сего изгнания он показывает причины и образ, или сопутствовавшие оному обстоятельства. . Слова сии, очевидно, соответствуют обещанию искусителя: будете как боги, знающие добро и зло , и потому, без сомнения, имеют знаменование обличительное. Подобное сему обличение находим у пророка Исаии (Ис. 41:23-24) на язычников. Когда Бог говорит об Адаме: стал как один из Нас , нельзя думать, что сия речь обращена к Ангелам; ибо гордость сотворенного по образу Божию не могла состоять в желании уподобиться Ангелам. Итак, здесь представляется внутреннее, так сказать, собеседование Святой Троицы и новый торжественный совет о судьбе падшего человека, подобный первому совету о его сотворении. Поелику же величественность сего действия и величество глаголющего Бога не позволяет слова совета Его принять за простую уязвляющую укоризну, то под образом глумления должно искать истины чистой и бесстрастной, которая здесь, быть может, следующая: человек, вняв искусителю, не только внутренне возжелал быть Богом, но и самым делом исполнил сие желание столько, сколько мог; уже ничего не может он для себя сделать более; он сам решил свою судьбу: рай, место испытания, не нужен уже для того, который окончил свое испытание. И в сем заключается первая причина изгнания человека из рая. Вторая причина есть следствие первой: теперь, чтобы не простер он руки своей, и не взял плода с древа жизни, и не вкусил его, и не стал жить вовек . Теперь, когда человек, возжелав быть Богом, в себе самом возомнил найти независимое начало жизни, он не должен более пользоваться орудием и знамением бессмертной жизни, дабы мог познать свою ошибку. Древо жизни не может быть полезно тому, кто, быв отчужден от жизни Божией, носит в себе внутреннее начало смерти: в сем случае его бессмертие только продолжило и утвердило бы его смерть. Он должен удалиться от древа жизни не столько в наказание, сколько для сокращения его наказания, и для того, чтобы как грех отделил его от Бога, так смертность отделяла бы от диавола. Преткнувшись на пути жизни, он должен идти безопаснейшим путем внутреннего и внешнего умерщвления.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И рече Бог: се, Адам бысть яко един от Нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век

Прп. Иоанн Кассиан

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Нельзя думать, что Бог не дал человеку желания и возможности делать добро; ибо не дал бы ему свободной воли, если бы человек мог желать и делать только зло. Это мнение также доказывают слова, сказанные Господом после совершения Адамом преступления: Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло . Не следует думать, будто до этого времени он совсем не знал добра; иначе он был бы животным неразумным и нечувствующим существом. Но так думать совершенно противно кафолической вере. Напротив, по мнению Соломона, Бог создал человека правым , то есть он постоянно обладал знанием только добра, но сами люди пустились во многие помыслы (Екк. 7:29) , потому что стали понимать злое и доброе. Поэтому Адам получил познание зла после падения, не утратив, впрочем, познания добра.

Собеседования.

Прп. Максим Исповедник

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Вопрос : К кому обращается Бог, говоря: ? Если Он обращается к Сыну, то каким образом может Адам сравниваться с Богом, не будучи от сущности Его? А если же [Бог обращается] к Ангелам, то опять же, каким образом Ангел сравнивается с Ним, говорящим словно с равным по сущности: яко един от Нас ?

Ответ : Я уже говорил в главе о возведении [вавилонской] башни, что Писание описывает Бога, сообразуясь с душевным расположением [каждого] из тех, кто находится под [Божиим] попечительством и посредством свойственных нам по природе способов [восприятия] намекает на Божественную волю. Отсюда Писание показывает Бога не просто глаголющим: се Адам бысть яко един от Нас , но (конечно, после преступления [заповеди]) присоединяет еще и [указание на] причину (подобного] речения, которую вы, не включив в вопрос, пропустили и которая, однако, делает ясной всю мысль. Ибо Писание, говоря: се Адам бысть яко един от Нас , еще добавляет: еже разумети доброе и лукавое. И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век . Ведь поскольку диавол вместе со [своим] советом научил [уже] человека многобожию, изрекши: в оньже аще день снесте от древа, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3:5) , постольку Бог, как бы подыгрывая, иронизируя и упрекая, для обличения поверившего диаволу человека говорит во множественном числе: бысть яко един от Нас , [высказываясь] относительно мысли о Божестве, внушенной Адаму обманом змия.

И нельзя думать, будто Писанию обычно чужд вид иронических высказываний. Ибо внимающий Писанию, глаголющему от лица Бога к Израилю: Аще пойдете ко Мне лукавыми и Аз пойду к вам лукавым (Лев. 26:27) , видит, что слово «лукавость» употребляется здесь в ироническом смысле. Опять же [внимающий Писанию] находит [иронию и в том описании], как [Бог] приготовил ловушку для Ахава, представляя ему ложь в качестве истины, и посредством тех [лжепророков], через которых [Ахав] согрешил, воздавая ему праведное наказание. Если Писание представляет Бога глаголющим яко един от Нас не относительно заблуждения Адама, то почему добавлено: еже разумети доброе и лукавое , словно [Бог] обладает ведением сложным и составленным из противоположностей? - Невозможно не то чтобы осмелиться сказать, но даже и подумать такое о Боге, Который один только прост по сущности, силе и ведению, и обладает одним только ведением добра; более того, Он есть Самосущность, [Само]сила и [Само]ведение. И ни одно из тех разумных существ, которые[произошли] от Бога и после Бога, также по той же самой причине не имеют в простом движении [своей] мысли сложного ведения, образовавшегося из сочетания противоположностей. Потому что ведению, [постигающему] одну из противоположностей, присуще производить неведение другой. Ибо ведение противоположностей беспримесно и совершенно несовместимо, так как ведение одной из противоположностей ведет к возникновению неведения другой; это подобно тому, как око не может одновременно смотреть и вверх, и вниз, видеть горние и дольние [вещи] совокупно, не обращаясь к одним и не разобщаясь полностью с другим.

Стало быть, Писание, представляя Бога усвоившим страсть Адама, опровергает Адама, [внявшего] совету змия, приводя его к осознанию губительной для него вздорности многобожия, имеющего своим истоком ложь. И если сказанное правильно, то его достаточно для ответа на поставленные вопросы. А потом и ты сам, обнаружив [в Писании] нечто более значительное, сообщишь мне частицу божественной благодати, дарующей тебе [ведение] о сущих.

Словами же: И ныне да не когда прострет руку свою, и возмет от древа жизни, и снест, и жив будет во век , как я думаю, промыслительно проводится различие, соответственно деланию, между [вещами] несовместимыми, дабы зло не стало бессмертным, сохраняемое сопричастием с добром. Ибо Создатель человека желает, чтобы он, [уже вкусивший] ведение, сочетающее противоположности, был беспримесен относительно самого себя.

Вопросоответы к Фалассию.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно

Изгнание падших прародителей из рая

«вот Адам стал как один из Нас…» Было бы слишком грубо и недостойно Бога видеть в этих Его словах лишь одну простую иронию над несчастными падшими прародителями. Посему, более правы те, кто усматривает в них сильную антитезу одному из раннейших стихов данного повествования, где говорилось о льстивом обещании искусителя дать людям равенство с Богом (Быт. 3:5). «Поскольку, - замечает блаженный Феодорит, - диавол говорит: «вы будете, как боги, знающие добро и зло», преступившему же заповедь изречено смертное определение, то Бог всяческих изрек сие в укоризну, показывая лживость диавольского обещания». Таким образом, если здесь и есть некоторая ирония, то самих фактов, а не слов.