Работа

Агностицизм страна и время возникновения. Может ли агностик быть христианином? Сколько в мире агностиков

от греч. agnostos - недоступный познанию, неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, объективного мира, его сущности и закономерностей. Агностицизм отрицает метафизику как науку; ограничивает роль науки лишь познанием явлений.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГНОСТИЦИЗМ

греч. а - отрицание, gnosis - знание) - философская установка, согласно которой невозможно однозначно доказать соответствие познания действительности, а следовательно - выстроить истинную всеобъемлющую систему знания. Вырастает из античного скептицизма и средневекового номинализма. Термин введен в середине 19 в. английским естествоиспытателем Т. Гексли для обозначения непознаваемости того, что не может быть обнаружено непосредственно как сенсибельное (предмет чувственного восприятия), и на этом основании ложности всего интеллигибельного. (Следует отличать А. от античного скептицизма. В философии скептицизма отрицается истинное как предмет мысли, т.е. релятивизируется всякое бытие, неважно сенсибельное или интеллигибельное. На этом основании скептики, придерживаясь гераклитовской позиции "все течет", предлагают употреблять вместо "существует" слово "кажется". Для А. же характерно понимание истинного как всецело сенсибельного бытия, так что сомневаться следует только в бытии интеллигибельном). Традиция А. берет начало в философии Беркли, полагающего, что человеку невозможно выйти из своего опыта, чтобы решить вопрос об отношении этого опыта к фактам действительности. Вслед за ним Юм выступает с последовательным отрицанием истинного познания, начиная с критики основополагающего закона познания - причинности, который, с его точки зрения, - лишь представление, характеризующее восприятие мира человеком. Человеческое познание, с этой точки зрения, - цепь субъективных опытов и примысливаемых к ним предположений, причем ставится цель свести последние к минимуму (идеал - математическое естествознание). Юм насчитывал три "ряда опыта": "впечатление", "вера в существование предмета", "идея". Впечатления возникают из чувственного опыта. Повторяемость одного впечатления ведет к вере в существование данного предмета. Идеи представляют собой наиболее яркие впечатления. Все интеллигибельное, т.е. чисто мировоззренческие вопросы, оказываются лишенными смысла. Например, вопрос об объективной реальности сенсибельных предметов выходит за пределы чувственного опыта, поэтому "спрашивать, существуют ли тела или нет, бесполезно". Немецкая классическая философия преодолевает позицию Юма, говоря не об одном, а о двух источниках познания. Так, по утверждению Канта, познающий субъект не может выйти не только за границы чувственного опыта, но также и за пределы мира интеллигибельных объектов (нельзя помыслить немыслимое). Поэтому имманентное знание необходимо дополнять знанием трансцендентным. По сути, работа Канта по описанию познания как выстраивания мира (феноменов) и избеганию вопрошания о мире вообще (вещь-в-себе) лежит в русле, задаваемом Юмом. Существенный вклад в эволюцию А. внесло "открытие" сфер, участие сознания в которых ограничено (в частности - воля или бессознательное, интуиция). А. развивается в позитивизме, неопозитивизме и постпозитивизме как конвенциализм - признание, что невозможно "проверить" понятие на практике, оно - функция от соглашения сообщества познающих, а не от факта действительности. Традиция позитивизма, порывая с метафизикой, продолжает линию юмовского А. Идеалом истинного знания позитивизм провозглашает опытное познание естественных наук, отрицая гносеологическую ценность интеллигибельных объектов. Прагматическая философия и критический реализм рассматривают истину как произведение нерефлексивной веры. Крайней степени А. достигает в современной философии, призывающей отказаться вообще от понятия реальности и рассматривать только различные модификации человеческого сознания и языка в их относительности.

Наиболее последовательно в истории философии А. проведен в системе Юма, к-рый полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью. Положив в основание своей теоретико-познават. концепции резкое разграничение «вещи в себе» (к-рая недоступна познанию как таковая) и «вещи для нас», т. е. фактически приняв позицию А., Кант использовал это разграничение как отправную точку для анализа внутр. активности познающего мышления. Показав, что чисто логич. путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знания и что природа познания не может быть раскрыта без спец. анализа познават. возможностей субъекта, Кант - и именно в силу свойственного ему А.- фактически остановился на полпути. Настаивая на существовании принципиальной границы между познанием и действительностью, он не смог объяснить, каким образом познание увеличивает мощь человечества в овладении им природой.

В нек-рых направлениях и школах послекантовской бурж. философии элементы А. оказываются весьма живучими, особенно в области социального познания. Это прежде всего характерно для различных школ позитивизма и неопозитивизма. Еще в нач. 20 в. В. И. Ленин подверг критике А. махизма и эмпириокритицизма. В наст, время одним из характерных выражений А. является гносеологич. позиция т. н. конвенционализма, согласно к-рой отношение между фактом и относящимся к нему высказыванием - чисто условно, поскольку возможно описание одного и того же факта в различных высказываниях. Отсюда делается вывод о произвольности познания. Другой характерной для неопозитивизма формой А. является отказ от какого бы то ни было решения вопроса об отношении познания к действительности под тем предлогом, что этот вопрос относится к числу «метафизических» и не допускает «строгого» решения.

Позицию А. защищает и критический реализм. Один из гл. представителей этого направления Дж. Сантаяна утверждает, напр., что познание носит принципиально символич. характер, а убеждение в истинности познания коренится в конечном счете в свойств, человеку животной вере. Эта форма А. основывается на преувеличении отд. сторон процесса познания, на игнорировании органич. взаимосвязи мышления и предметно-практич. деятельности.

Диалектич. материализм, развивая проблему активной природы познания, подверг последоват. критике кантовский А. В работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина было показано, что действенность мышления нельзя установить, оставаясь на т. зр. созерцат. подхода, что для этого необходимо рассмотреть само мышление как момент целостной предметно-чувств. деятельности человека, причем сам человек должен быть понят как исторически-конкретный обществ, субъект. Тем самым обоснование истинности познания, доказательство соответствия между познанием и деиствительностью было перенесено из сферы умозрения в сферу практики. Если обществ.-историч. практика позволяет человеку все более увеличивать свою власть над природой, совершенствовать обществ, отношения, развивать методы и средства мыслит, деятельности, то это значит, что познание все более адекватно отражает действительность.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В настоящее время довольно часто можно слышать термин "агностик". Значение слова можно произвольно растолковать как "непознаваемый". И этот перевод как нельзя лучше передает саму суть агностицизма.

Агностик - это человек, который считает невозможным познавание действительности иначе, чем через существующий субъективный опыт. Иными словами, если рассматривать этот термин в отношении религии, то позиция агностика звучит примерно так: "Я не знаю, существует бог или не существует, и считаю, что никто из людей, живущих на Земле, не может обладать подобным знанием". Такие люди подходят к вопросам веры с логической точки зрения, утверждая, что действительность сама по себе непознаваема для человека. Поэтому агностик - это человек, не верящий в доказуемость или опровержимость отвлеченных суждений.

Агностик предпочитает не рассуждать, а приводить логические доводы и доказательства. Часто его путают с атеистами, но это принципиально не верно. Агностик - это не человек, который отрицает божественные и сверхъестественные явления. Это тот, кто считает невозможным как доказательство, так и опровержение их.

Поэтому он не отрицает возможность существования высших сил, но и не имеет уверенности в обратном. Агностик - это человек, занимающий промежуточную позицию между верующими людьми и атеистами, отметающий от себя все религиозные вопросы ввиду их непознаваемости.

Познее из агностицизма сформировался игностицизм - теологическое учение, основанное на том, что нельзя однозначно заявлять о своей вере или неверии в бога, в то время как само слово "бог" не имеет определенного значения. Игностики считают, что многие люди придают этому слову различный смысл. И ввиду этого нельзя понять, что имеет в виду человек, говорящий о боге - высший разум, жизненную энергию, религиозного персонажа или еще что-либо. Поэтому игностики окончательно отделяют себя и свои взгляды на жизнь от вопросов религии, утверждая, что они не понимают,

Несмотря на то, что агностик - это человек, чуждый религии, некоторые из них все-таки относят себя к различным учениям. Как правило, это бывают философские течения, манипулирующие психологическими понятиями и призывающие человека к поиску гармонии с собой и окружающим миром, как, например, буддизм или даосизм. Но бывают и агностики, принимающие идеологию христианства, индуизма и других гностических учений. Разница лишь в том, что они проэцируют полезные идеи и принципы на свою жизнь, не касаясь при этом "божественной" стороны философии. Агностик может смело взять за основу своей жизни то религиозное учение, принципы которого он считает правильными и оправданными с логической, а не с теологической точки зрения.

Итак, агностик - это человек, воспринимающий через субъективный опыт и не признающий возможность других Невозможно судить о том, правы они или нет. Как правило, агностиков осуждают и материалисты, и церковь. Но, если вдуматься, их концепция вполне разумна и обоснована. И никто из ныне живущих на Земле не может с точностью сказать, правильна ли она.

Идеям метафизической философии , активно занимавшейся исследованием мира через субъективное осмысление метафизических идей, зачастую не имеющих никакого объективного проявления или подтверждения.

Кроме философского агностицизма, существует агностицизм теологический и научный. В теологии агностики отделяют культурно-этическую составляющую веры и религии , считая её некой светской школой морального поведения в обществе, от мистической (вопросы существования богов, бесов, загробной жизни, религиозных ритуалов) и не придают последней существенного значения . Научный агностицизм существует как принцип в теории познания , предполагающий, что поскольку полученный в процессе познания опыт неизбежно искажается сознанием субъекта , то субъект принципиально не способен постичь точную и полную картину мира. Этот принцип не отрицает познания, а лишь указывает на принципиальную неточность любого знания и на невозможность познать мир полностью.

История

Термин был введён в употребление английским зоологом, профессором Томасом Генри Гексли в 1869 году , когда «Метафизическое общество » предложило Гексли стать участником его заседаний . «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, - пишет Гексли, - и начал задаваться вопросом, кто же я - атеист , теист или пантеист , материалист или идеалист , христианин или свободно мыслящий человек - я пришёл к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего» . По его определению, агно́стик - это человек, который не отрицает существование богов , но и не принимает сторону какой-либо религии или веры. Также агностик - это человек, который не отрицает существование богов, но и не утверждает его, поскольку убеждён в том, что первичное начало вещей неизвестно, так как не может быть познано - либо на данный момент развития, либо вообще. Термин применяется к учению Герберта Спенсера , Уильяма Гамильтона (англ.) русск. , Джорджа Беркли , Давида Юма и др.

Свой вариант происхождения этого термина приводит П. А. Кропоткин : «Слово „агностики“ впервые было введено в употребление небольшой группой неверующих писателей, собиравшихся у издателя журнала „Девятнадцатый век“ („Nineteenth Century“) Джеймса Ноульса , которые предпочли название „агностиков“, то есть отрицающих гнозу, названию атеистов ».

Агностицизм можно обнаружить уже в античной философии , в частности, у софиста Протагора , утверждавшего невозможность проверить реальность существования богов , а также в античном скептицизме . Древнеиндийский философ Санджая Белаттхапутта (англ. Sanjaya Belatthaputta ), живший, как и Протагор, в V веке до нашей эры , высказывал агностическую точку зрения на существование какой-либо жизни после смерти . В «Ригведе » есть гимн Насадья Сукта (англ.) русск. с агностической точкой зрения по вопросу о происхождении мира .

Отношение к религиям

В истории человечества постоянно появлялись и исчезали какие-то философские учения и различные религии. Часто человек просто подбирает то, с чем ему легче жить, что лучше отражает его культурные, материальные ценности и плотские желания.

Сегодня стало очень модным называть себя агностиком. При этом люди, считающие себя агностиками, часто даже смутно представляют в чём состоит смысл этого философского учения. Так многие утверждают, что агностики- это люди, которые не верят в Бога, но верят в существование высшего разума или какой-то высшей силы, или что-то в этом духе. Поэтому давайте попытаемся разобраться, что же такое - агностицизм.

Само слово агностицизм происходит от греческого ἄγνωστο - непознаваемый, непознанный, недоступный познанию. Основная идея этого философского учения состоит в том, что невозможно реальное познание окружающей действительности на основе собственного опыта, так как он, опыт, субъективен. Исходя из этого, агностицизм подвергает сомнению возможность доказательства или опровержения истины в некоторых областях знания, особенно связанных с теоретическими изысканиями, такими как метафизика и теология, так как субъект не способен постичь суть объекта, который является «вещью в себе».

Хотя многие люди противопоставляют агностицизм религиозности, тем не менее, существует течение христиане - агностики, которые берут для себя из христианского учения моральные, культурно-этические составляющие веры, но при этом отрицают мистические моменты этой веры, такие как ад, загробная жизнь, существование демонов.

Но при отрицании всех этих моментов, они не утверждают, что Бога и всего, что с ним связно нет, просто у человечества, и в частности у агностиков, нет для этого серьёзных доказательств, как существования Бога, так и его несуществование. При этом они готовы поверить в существование всех этих божественных теорий, как только появятся достоверные доказательства их реальности.

Термин «агностик» был введён профессором Томасом Генри Хаксли в 1876 году, который подразумевал, что агностик - это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению.

Как философское направление агностицизм, не является полноценным философским учением. Он может входить в практически любое направление философии, а так же любое религиозное учение, которое не ставит своей целью познание абсолютной истины.

Наиболее приемлемой из религий для агностиков является буддизм, так как это религиозное направление достаточно миролюбиво и терпимо относится к другим мировоззрениям.

Агностицизм - это критическое отношение к сущности познания, которое определяет границы и реальность этого познания.

В заключении хотелось бы сказать, что относить агностицизм к материализму, тем более к диалектическому, так же не стоит.
Что же касается идеализма, то это учение не отрицает возможность его существования, просто сегодня нет доказательств первичности сознания.

Агностик -это человек, который живёт исходя из своих морально-этических ценностей и верит в то, что имеет доказательства.

Само по себе слово «агностицизм» давно стало привычным для современного человечества, однако верность его трактовки зачастую вызывает сомнения. Попробуем разобраться: агностик - кто это?

Как правило, большинство отвечающих на этот вопрос приравнивают людей таких убеждений к неисправимым скептикам, а иногда и вовсе атеистам, что в корне неверно. Утверждение, что агностики - это люди, не верящие в бога, свидетельствует лишь о недостаточности культурного развития.

Филологический контекст

До того как мы углубимся в суть данного явления, обратим внимание на весьма схожее по написанию слово - «гностицизм». Оба определения восходят этимологически к греческому gnosis - знание. Это и можно назвать ключевым концептом обоих определений.

Так, последователи гностицизма, распространение которого началось в третьем-четвертом веке нашей эры, утверждали, что обладают неким сакральным знанием, полученным непосредственно от бога. Изначально этот тип мировоззрения резко противопоставлялся религии в привычном для нас смысле этого слова. Для гностика главенствующим, единственно верным доказательством существования Всевышнего было это самое знание, полученное свыше в виде некоего озарения. Наследование же церковной доктрины для таких людей казалось чем-то более низким и несовершенным.

Но есть и такое понятие, как агностик. Кто это? Несмотря на общий греческий корень, приставка отрицания уже сама по себе свидетельствует о противопоставлении. Агностики совершенно не отрицали существование бога как такового, как это можно воспринять на первый взгляд. Наоборот - в этом не было сомнений. Тем не менее, возможности познания данного Абсолюта они не видели.

Чуть больше о сути понятия

Для того чтобы понять в полной мере смысл данного термина, обратимся снова к этимологии. Уже при зарождении агностицизма к заимствованному из греческого языка корню была добавлена морфема отрицания. Так из gnosis получилось agnostos, что в переводе означает «недоступный познанию».

Что же скрывается за словом «агностик»? Определение его было окончательно сформулировано относительно недавно - в 1869 году, однако это вовсе не свидетельствует об отсутствии агностицизма как явления и точки зрения до этих пор. Еще во времена Античности данная позиция имела место, а со временем она укреплялась, развивалась и совершенствовалась. В частности, в философии Протагора, в античном скептицизме и у софистов четко прослеживались ключевые идеи данного направления.

В большей же мере взгляды такого рода были присущи философам-идеалистам.

Истоки агностицизма

Первоначально божественная составляющая в данном философском учении практически отсутствовала. Первыми предпосылками возникновения агностицизма были сомнения, возникшие в отношении абсолютности познания, изменчивости мира как такового. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» - вполне вписывалось в концепцию и во многом определяло ее.

Словом, философскую основу данного мировоззрения заложили еще античные агностики. Представители того времени, такие как Сократ или тот же Протагор, не говоря о софистах и скептиках, говорили только о невозможности полного проникновения в суть вещей как таковых. Только потом, с течением времени, в парадигме изучаемых ими явлений возник бог.

Философы и агностицизм

Данная концепция излагалась огромным количеством мыслителей, однако в самом простом и общем виде она была представлена в работах Юма. Этот философ ставил во главу познания опыт, что вполне естественно. Тем не менее, вполне закономерно возникал в таком случае вопрос о том, насколько опыт человека совпадает с действительностью, сутью вещей.

Далее философы-агностики развивали эту идею, привнося в нее все больше и больше нового. Так, один из классиков философии, Иммануил Кант, ввел понятие «вещи в себе», которую нельзя познать в полной мере. Он настаивал на разнице между представляемым и действительным, разводя эти понятия весьма строго и принципиально.

Тем не менее, несмотря на разность точек зрения, мыслители сходились в одном: воплощение этого самого Абсолюта, как и полноценное его постижение, попросту невозможны ни при каких условиях. Таким образом, человек, с точки зрения агностицизма, не может утверждать, что бог есть Аллах, Иисус Христос или Будда, поскольку сама суть бога не может быть воплощена и познана.

Почему не стоит путать понятия

Как уже говорилось, приверженцев невозможности познания Абсолюта часто путают с атеистами, что в корне является неверным. Агностик - кто это? Это человек, верящий в существование высшей силы (в данном случае - бога), но утверждающий, что его нельзя познать или же доказать его существование научно.

Атеист же утверждает, что бога, как и любой другой высшей силы, попросту не существует. Он не требует доказательств, не стремится к познанию - только отрицает данную точку зрения. Таким образом, между агностиком и атеистом есть огромная разница, о которой нельзя забывать.

Кроме того, философия агностицизма намного шире вероисповедания, поскольку в ее основе лежит концепция знания как такового и способа познания всего мира в целом.

Подводя итог

Итак, агностик. Кто это? Это человек, способный сомневаться в силе своего разума, воспринимающий мир куда более сложным, чем может показаться на первый взгляд. Это мыслитель, стремящийся к познанию Истины и осознающий невозможность ее познания. Это Кант, Гегель и Дэвид Юм. Это человек, верящий в бога, но не привязанный к религии.