Разное

Александр михайлович опекушин биография. Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы

Скульптор Александр Михайлович Опекушин родился в 1838 году в Ярославской губернии.

Перебравшись в Петербург, прошел обучение в Рисовальной школе и скульптурной мастерской, которой руководил профессор Давид Йенсен. Далее была Императорская академия художеств, в которой в 1964 году Александру Михайловичу присвоили звание «неклассного художника» за его скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея».

Талант молодого скульптора не остался незамеченным. В 1969 году его повысили до 2 степени классного художника, в 1870 - присвоили 1 степень (за бюст Шуваловой и семь фигур для монумента в честь Екатерины Второй в Петербурге), а в 1874 скульптор Опекушин был принят в академики.

Последнее звание было связано с его работами по созданию статуи Петра Первого и бюста цесаревича Николая Александровича.

На первых этапах своего становления как скульптора, Александр Михайлович трудился под началом Михаила Микешина, который и являлся автором вышеупомянутого памятника Екатерине II. Кроме этого, Опекушин выполнил множество лепных орнаментов для зданий города на Неве.

В 1882 году, совместно со скульптором Микешиным и архитектором Чичаговым, выполнил скульптурные композиции «Волга» и «Нефть» для Всероссийской промышленной выставки.

Работы скульптора Опекушина можно было увидеть во многих городах Российской империи - Москве, Николаеве, Кишиневе, эстонском Тарту, Пятигорске, польском Ченстохове и Рыбинске. Это были памятники адмиралу Грейгу, поэту Пушкину, ученому-медику Бэру, поэту Лермонтову и российским императорам. К сожалению, некоторые из них были разрушены в годы советской власти.

Александр Михайлович слыл убежденным монархистом. Благодаря этому, он снискал покровительство царственных особ того времени - Великого князя Сергея Александровича и императора Александра III.

В конце жизни великий мастер вернулся в места своего рождения - в Ярославскую область, где и умер в селе Рыбницы в 1923 году.

Кроме того, из работ Опекушина наиболее известны также: памятники адмиралу Грейгу (открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917) в Николаеве , моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в ), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. Опекушин создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в ) и в Кишинёве (открыт 26 мая ), К. М. Бэру в Тарту (открыт в ), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в ), Александру II в Ченстохове (открыт в ) , Александру II в Рыбинске (открыт в ) - все бронза, гранит. В 1913 году в Остафьево была установлена статуя Пушкина, также выполненная Опекушиным.

Александр Михайлович был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович . Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур - его изделия украсили интерьеры многих московских особняков: Елисеева (, 52. Его собственный дом, первоначально двухэтажный, был построен в 1877-1878 годах архитектором А. С. Лыткиным, сотрудником скульптора. Впоследствии дом неоднократно перестраивался. Рядом с ним стоит небольшое кирпичное здание - мастерская Опекушина. Построенная в 1887 году по проекту А. А. Гвоздзиевского, она была увеличена пристройками в 1894 и 1901 годах. В отличие от жилого дома, мастерская Опекушина сохранила облик 1900-х годов. Она по-прежнему используется как скульптурная мастерская.

Осенью 1919 года при содействии А. В. Луначарского , больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерьми за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. Затем, в селе Рыбницы , священником о. Иоанном им был предоставлен дом в бесплатное пользование. Академический паёк, выделенный Наркомпросом , начал поступать только в 1922 году; помогали местные жители. В начале 1923 года А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году - надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 г., деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии – 4.03.1923 г., село Рыбницы, Даниловского уезда Ярославской губернии, похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви], выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859 году. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Опекушин в Петербурге в 1850-х годах. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д.И.Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре. Уже в первой самостоятельной работе Опекушин «Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Опекушин посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В 1861 году скульптор женится на золотошвейке Е.И.Гуськиной.

Встреча с М.О.Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России» (г.Новгород, 1862 г.). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873 г.), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 году за статую Петра I Опекушин получает звание академика. Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А.С.Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина.

Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 года в городе Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 года в городе Дерпте (ныне г.Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли «лучшим русским скульптором». Опекушин награжден орденами Святого Владимира 3 и 4-й степеней, Святого Станислава 2 и 3-й степени, Святой Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 года скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде. К сожалений, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 года «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христу Спасителю в Москве. В разряд «слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский и адмирал А.С.Грейг, чьи памятники работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства собранные общественностью, восстановлены Опекушинские памятники Н.Н.Муравьеву–Амурскому в Хабаровске (1991 г.) и И.Г.Харитоненко в Сумах (1996 г.). Поднят вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя. До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина - станковая скульптура - портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее. В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в деревне Свечкино и селе Рыбницах сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея - мемориальный Дом-музей А.М.Опекушина.

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.


Подоконники moeller на подоконники podokonnik.pro .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (16( 28) ноября 1838, д. Свечкино Даниловского уезда Ярославской губ. — 4 марта 1923, с. Рыбницы Даниловского уезда Ярославской губ.(ныне Некрасовский район Ярославской области), похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви) — выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Многие дома в Москве и Петербурге отделывались лепниной, выполненной нашими земляками. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Александр жил в Петербурге в 1850-х гг. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д. И. Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре.

Уже в первой самостоятельной работе Опекшина« Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Александр посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В этом состояло его художественное образование, остальное — талант и громадное трудолюбие.

В 1861 скульптор женится на золотошвейке Е. И. Гуськиной. Встреча с М. О. Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике« Тысячелетие России»(Новгород, 1862). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Петербурге(1873), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 за статую Петра I Опекушин получает звание академика.

Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А. С. Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту — М. Ю. Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 в Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 в г. Дерпте(ныне г. Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли« лучшим русским скульптором», он был обласкан царской фамилией, награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й ст., Св. Станислава 2-й и 3-й ст., Св. Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде.

К сожалению, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 г. «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христа Спасителя в Москве. В разряд« слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев-Амурский и адмирал А. С. Грейг, чьи памятники(в Хабаровске и Николаеве) работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства, собранные общественностью, в последние годы восстановлены Опекушинские памятники Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске(1991) и И. Г. Харитоненко в Сумах(1996). Поднимался вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя(но в 2005 году на его месте был установлен памятник Александру II работы современного скульптора Александра Рукавишникова). До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина — станковая скульптура: портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее.

В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в д. Свечкино и с. Рыбницы сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея — мемориальный Дом-музей А. М. Опекушина.