Все вопросы

Александр николаевич островский - биография, информация, личная жизнь. Биография — Островский Александр Николаевич –1860 гг

Именно фамилия А. Н. Островского стоит у истоков развития русского драматического театра. Его драмы и по сей день пользуются огромной популярностью благодаря необыкновенному колориту его таланта как писателя и драматурга, который всегда чувствовал, чего ждет от него светская публика. Поэтому интересно знать, каким был человеком Александр Островский. Книги его вместили в себя огромное творческое наследие. Среди самых знаменитых его произведений: «Без вины виноватые», «Бесприданница», «Гроза», «Волки и овцы», «Снегурочка», «На чужом пиру похмелье», «За чем пойдешь, то и найдешь», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги» и т. д.

Александр Николаевич Островский. Краткая биография

Александр Николаевич родился весной 31 марта (12 апреля) 1823 года. Он вырос на Малой Ордынке в Москве. Его отец был сыном священника, а звали его Николай Федорович. Получив семинаристское образование в Костроме, он пошел учиться в Московскую духовную академию. Но священником так и не стал, а начал практиковать стряпчим в судебных учреждениях. Со временем он дослужился до титулярного советника и получил дворянский титул.

Биография Островского (краткая) рассказывает, что мама Островского - Любовь Ивановна - умерла, когда ему было 7 лет. В семье осталось шестеро детей. В дальнейшем заботу о семье взяла на себя их мачеха - Эмилия Андреевна фон Тесин, которая была дочкой шведского дворянина. Семья Островских ни в чем не нуждалась, много внимания уделялось образованию и воспитанию детей.

Детство

Практически все свое детство Островский провел в Замоскворечье. У его отца была большая библиотека, мальчик рано приступил к изучению русской литературы и почувствовал тягу к писательству, но отец хотел, чтобы сын стал юристом.

С 1835 по 1940 год Александр учился в Московской гимназии. Потом он поступил в Московский университет и стал учиться на юриста. Но ссора с преподавателем не дала ему закончить последний курс университета. И тогда отец устроил его на службу в суд. Первое жалованье он получил в размере 4 рублей, но потом оно выросло до 15 рублей.

Творчество

Дальше биография Островского (краткая) указывает, что известность и популярность Александру Островскому как драматургу принесла пьеса «Свои люди - сочтемся!», изданная в 1850 году. Эту пьесу одобрили И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь. Но московскому купечеству она пришлась не по нраву, и купцы пожаловались государю. Тогда по личному распоряжению Николая I ее автора уволили со службы и взяли под полицейский надзор, снятый только при Александре II. А в 1861 году пьеса опять увидела театральные подмостки.

В опальный период Островского первая поставленная пьеса в Петербурге называлась «Не в свои сани не садись». Биография Островского (краткая) включает информацию о том, что на протяжении 30 лет его пьесы ставились в Петербургском Александринском и Московском малом театрах. В 1856 году Островский начинает работать в журнале «Современник».

Островский Александр Николаевич. Произведения

В 1859 году Островский при поддержке Г. А. Кушелева-Безбородко выпускает первый сборник сочинений в двух томах. В этот момент русский критик Добролюбов отметит, что Островский - точный изобразитель «темного царства».

В 1860 году, после «Грозы», Добролюбов назовет его «лучом света в темном царстве».

Действительно, умел пленять своим недюжинным талантом Александр Островский. «Гроза» стала одним из самых ярких произведений драматурга, с написанием которой связана и личная его драма. Прототипом главной героини пьесы стала актриса Любовь Павловна Косицкая, с ней его долгое время связывали близкие отношения, хотя они оба были несвободными людьми. Она же первой исполнила эту роль. Островский образ Катерины сделал по-своему трагичным, так он отобразил в нем все страдания и мучения души русской женщины.

Колыбель талантов

В 1863 году Островский был удостоен Уваровской премии и стал избранным членом-корреспондентом Академии наук Петербурга. Позже, в 1865 году, он организовал Артистический кружок, который стал колыбелью многих талантов.

Островский принимал у себя в доме таких именитых гостей, как Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев и т. д.

В 1874 году писателем-драматургом было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, председателем которого до самой смерти оставался Островский. Он также работал в комиссии, связанной с пересмотром законоположений театрального управления, приведшим к новым преобразованиям, благодаря которым положение артистов было значительно улучшено.

В 1881 году в Мариинском театре состоялся бенефис оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Биография Островского (краткая) свидетельствует, что в эти минуты Островский был несказанно доволен музыкальным оформлением великого композитора.

Последние годы

В 1885 году драматург стал заведовать репертуарной частью театров Москвы и возглавил театральное училище. Денежные проблемы были у Островского почти всегда, хоть и сборы от пьес он собирал хорошие, и пенсия была, назначенная императором Александром III. У Островского было много планов, он буквально горел на работе, это и повлияло на его здоровье и истощило его жизненные силы.

2 июня 1886 года он скончался в своем имении Щелыково под Костромой. Ему было 63 года. Его тело было похоронено рядом с могилой отца у Храма Святителя Николая Чудотворца в Костромской губернии в деревне Николо-Бережки.

Вдове, актрисе Марии Андреевне Бахметьевой, трем сыновьям и дочери царем Александром III была назначена пенсия.

Его усадьба в Щелыкове ныне представляет собой мемориальный и природный музей Островского.

Заключение

Островский создал свою театральную школу с ее целостной концепцией театральной постановки. Главная составляющая его театра заключалась в том, что в нем не было экстремальных ситуаций, а изображались жизненные ситуации, уходящие в быт и психологию человека того времени, которые очень хорошо знал Александр Николаевич Островский. Краткая биография описывает, что в театре Островского было много идей, но для их претворения в жизнь нужны были новая сценическая эстетика и новые актеры. Все это уже потом доводили до ума К. С. Станиславский и М. А. Булгаков.

Драмы Островского послужили основой для экранизации кинофильмов и телесериалов. В их числе фильм «Женитьба Бальзаминова», снятый в 1964 году по пьесе «За чем пойдешь, то и найдешь» режиссером К. Войновым, фильм «Жестокий романс», снятый в 1984 году по «Бесприданнице» режиссером Эльдаром Рязановым. В 2005 году Евгений Гинзбург снял фильм «Анна» по пьесе «Без вины виноватые».

Островский создал обширный репертуар для сцены русского театра, куда входили 47 весьма оригинальных пьес. Он работал в соавторстве с талантливыми молодыми драматургами, среди которых П. М. Невежин и Н. Я. Соловьев. Драматургия Островского стала национальной благодаря своим истокам и традициям.

    Александр Николаевич Островский В.Г. Перов. Портрет А.Н. Островского (1877) Дата рождения: 31 марта (12 апреля) 1823(18230412) Место рождения … Википедия

    Островский, Александр Николаевич - Александр Николаевич Островский. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 86), русский драматург. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально–психологических драмах Островский вывел галерею … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Островский, Александр Николаевич знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого… … Биографический словарь

    Русский драматург. Родился в семье чиновника юриста; мать ≈ родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провёл в Замоскворечье ≈ особом… … Большая советская энциклопедия

    Островский Александр Николаевич - (1823—1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес Островского впервые опубликованы в Петербурге — в журналах «Современник»,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1823 86) русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел галерею типов от охваченных… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1823 1886), драматург. В Петербург приезжал неоднократно с 1853, был тесно связан с общественной, литературной и культурной жизнью столицы. Большинство пьес О. впервые опубликованы в Петербурге в журналах «Современник», «Время». В журнале… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Драматический писатель, начальник репертуара Императорского Московского театра и директор Московского театрального училища. А. Н. Островский родился в Москве 31 го января 1823 г. Отец его, Николай Федорович, происходил из духовного звания, и по… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1823 1886), русский драматург, член корреспондент Петербургской АН (1863). Брат М. Н. Островского. Творчество Островского заложило основы национального репертуара русского театра. В комедиях и социально психологических драмах Островский вывел… … Энциклопедический словарь

    ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич - (1823—86), русский драматург. Организатор и пред. Об ва рус. драматич. писателей и оперных композиторов (с 1870). Пьесы (комедии и драмы): в прозе — «Семейная картина» (1847, пост. 1855), «Свои люди — сочтемся» (1850, пост. 1861),… … Литературный энциклопедический словарь

Книги

  • Бесприданница. Гроза (CDmp3) , Островский Александр Николаевич. Островский Александр Николаевич (1823 - 1886) - русский драматург, чьё творчество заложило основы национального репертуара русского театра. В пьесах А. Н. Островского запечатлен колорит…
  • Пьесы: Островский А. Н., Чехов А. П., Горький М. , Горький Максим, Островский Александр Николаевич, Чехов Антон Павлович. А. Островский, А. Чехов и М. Горький - гениальные реформаторы и новаторы сцены, коренным образом изменившие театр. В эту книгу вошли пять знаменитых пьес великих драматургов - "Гроза",…
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Островского Александра Николаевича

Островский Александр Николаевич, великий русский драматург, родился на Малой Ордынке в Москве в 1823 году 12 числа в апреле (или по старому стилю 31 марта) в семье судейского чиновника Николая Фёдоровича Островского. Его мать, Любовь Ивановна, урождённая Саввина, ушла из жизни, когда мальчику шёл только восьмой год. Александр получил прекрасное домашнее образование. В возрасте 12 лет мальчика отдали в Первую Московскую гимназию, которую он и окончил через пять лет в 1840 году. В это же время Александр поступил в Московский университет на юридический факультет. Однако, уже в 1843 году оставил его: юриспруденция перестала интересовать будущего драматурга и Островский всерьёз решил заняться литературой. Тем не менее, он поступил по настоянию отца на службу в совестный суд в Москве, а в 1845 году перешёл работать в канцелярию коммерческого суда.

Служба в судах на протяжении почти восьми лет и адвокатская практика отца дали будущему драматургу богатейший материал для пьес. К 1846 году Островский уже написал много интересных сцен из купеческого быта и уже набрасывал комедию «Несостоятельный должник», которая и появилась в журнале «Москвитянин» в 1849 году под окончательным названием «Свои люди - сочтёмся». Александр Николаевич стал сотрудником этого журнала в 1851 году, уйдя со службы в суде, чтобы окончательно посвятить себя профессиональному литературному творчеству. Надо заметить, что хотя пьеса вызвала вполне одобрительные отклики и , влиятельное московское купечество обиделось за своё сословие и начало жаловаться «начальству». Комедия в результате была запрещена к постановке, а Островский по личному распоряжению императора Николая I был отдан под надзор полиции. Надзор был снят только после воцарения императора Александра II. В 1861 году пьеса была допущена к постановке в театрах.

С 1853 года в течение более тридцати лет почти каждый сезон новые пьесы Александра Николаевича Островского появлялись в петербургском Александринском и московском Малом театрах.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Драматургом было создано около 50 пьес. В сокровищницу русской драматургии вошли «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859), которой Николай Александрович Добролюбов посвятил известную статью, вошедшую в золотой фонд отечественной критики – «Луч света в тёмном царстве». Далее были «Бешеные деньги» (1869), пьеса «Лес» (1870), очаровательная сказка «Снегурочка» (1873), жестокая «Бесприданница» (1878) и многие другие замечательные пьесы. С именем Александра Николаевича связана, можно сказать, целая блистательная эпоха развития русского театра. Островский занимался и переводами Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Теренция. Творчество Островского охватило огромный период в развитии России девятнадцатого века - начавшись в эпоху крепостничества сороковых годов и застав развитие капитализма в восьмидесятых. В 1856 году Островский стал постоянным сотрудником «Современника», знаменитого журнала, издаваемого .

Именно драматургия Островского сыграла решающую роль в развитии русского театра, в утверждении яркого и самобытного репертуара на русской сцене, способствовала действительному формированию русской национальной сценической школы. Островский основал в 1865 году артистический кружок в Москве, став одним из его руководителей. По его инициативе в 1870 году было образовано Общество драматических русских писателей. Александр Николаевич был его бессменным председателем с 1874 года и до самого конца своей жизни.

В период 1881-1884 годов Островский принимал активнейшее участие в работе государственной комиссии, в задачу которой входил пересмотр законоположений об Императорских театрах. 1 января 1886 года великий драматург был назначен заведующим репертуарной части театров Москвы. Однако к этому времени здоровье Александра Николаевича уже сильно пошатнулось и он скончался в своём имении Щелыково, что расположено в Костромской губернии и где теперь находится музей-заповедник Островского, 14 числа (2-го по старому стилю) июня месяца 1886 года.

У Александра Николаевича были чрезвычайно глубокие личные отношения с одной из актрис Малого театра – Любовью Павловной Косицкой-Никулиной, но оба они имели семьи. Островский вначале жил с московской мещанкой Агафьей Ивановной в гражданском браке, однако все их дети в раннем возрасте умерли. Необразованная, но умная женщина, с легко ранимой и очень тонкой душой, она прекрасно понимала драматурга и была для него самым первым читателем его пьес и критиком всех его произведений. Островский прожил с Агафьей Ивановной около двадцати лет, а затем в 1869 году, через два года после смерти её, обвенчался с другой артисткой Малого театра – Марией Васильевной Бахметьевой. Она родила Александру Николаевичу двух дочерей и четырёх сыновей.

Величайший русский драматург Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Начало пути

Отец Александра Николаевича окончил сначала Костромскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию, но в итоге работать стал, говоря современным языком, адвокатом. В 1839 году получил дворянский чин.

Мама будущего драматурга была дочерью младших церковных служащих, умерла, когда Александру не было и восьми лет.

Семья была обеспеченной и просвещённой. Много времени и средств тратилось на обучение детей. Уже с детства Александр знал несколько языков и много читал. С раннего возраста он почувствовал желание писать, но отец видел его в будущем только юристом.

В 1835 году Островский поступает в 1-ю Московскую гимназию. Через 5 лет - становится студентом юридического факультета в Московском университете. Будущая профессия его не привлекает и может быть, поэтому конфликт с одним из преподавателей становится поводом для ухода из учебного заведения в 1843 году.

По настоянию отца Островский служил сначала писцом в московском Совестном суде, затем в Коммерческом (до 1851 года).

Наблюдение за клиентами отца, затем за историями, разбиравшимися в суде, дало Островскому богатейший материал для будущего творчества.

В 1846 году Островский впервые задумывается о написании комедии.

Творческие успехи

Литературные взгляды его складываются ещё в студенческие годы под влиянием Белинского и Гоголя - Островский сразу и бесповоротно решает, что будет писать только в реалистичной манере.

В 1847 году в соавторстве с актёром Дмитрием Горевым Островский пишет первую пьесу «Записки замоскворецкого жителя». В следующем году его родные переезжают жить в родовое имение Щелыково в Костромской губернии. Александр Николаевич тоже посещает эти места и остаётся под неизгладимым впечатлением от природы и волжских просторов на всю жизнь.

В 1850 году Островский публикует свою первую большую комедию «Свои люди - сочтёмся!» в журнале «Москвитянин». Пьеса имеет большой успех и восторженные отзывы литераторов, но запрещается к повторному изданию и постановке по жалобе купцов, отправленной непосредственно императору. Автора уволили со службы и отдали под надзор полиции, который был снят только после восшествия на престол Александра II. В первой же пьесе Островского проявились основные черты его драматургических произведений, которые были характерны для всего творчества в дальнейшем: умение через личный и семейно-бытовой конфликт показать наиболее сложные общерусские проблемы, создать запоминающиеся характеры всех персонажей и «озвучить» их живой разговорной речью.

Положение «неблагонадёжного» ухудшило и без того непростые дела Островского. С 1849 года он без благословения отца и, не венчаясь в церкви, стал проживать с простой мещанкой Агафьей Ивановной. Отец полностью лишил сына материальной поддержки, и финансовое положение молодой семьи было тяжёлым.

Островский начинает постоянное сотрудничество с журналом «Москвитянин». В 1851 году публикует «Бедную невесту».

Под влиянием главного идеолога журнала А.Григорьева в пьесах Островского этого периода начинают звучать не столько мотивы обличения сословного самодурства, сколько идеализации старинных обычаев и русской патриархальности («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» и другие). Такие настроения уменьшают критичность произведений Островского.

Тем не менее, драматургия Островского становится началом «нового мира» во всём театральном искусстве. На сцену выходит простая будничная жизнь с «живыми» персонажами и разговорным языком. Большинство актёров принимают новые пьесы Островского с восторгом, они чувствуют их новизну и жизненность. С 1853 года почти каждый сезон в московском Малом театре и петербургском Александринском в течение 30 лет появляются новые пьесы Островского.

В 1855-1860 годах драматург сближается с революционерами демократами. Он переходит в журнал «Современник». Главным «событием» пьес Островского этого периода становится драма простого человека, противостоящего «сильным мира сего». В это время он пишет: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Гроза» (1860).

В 1856 году по указанию великого князя Константина Николаевича лучших российских писателей отправляют в командировку по стране с заданием описать промышленное производство и быт различных областей России. Островский едет на пароходе от верховьев Волги до Нижнего Новгорода и делает множество записей. Они становятся настоящими энциклопедическими заметками по культуре и экономике края. При этом Островский остаётся художником слова - многие описания природы и быта переносятся им в свои произведения.

В 1859 году вышло первое собрание сочинений Островского в 2-х томах.

Обращение к истории


Дом-музей: А.Н.Островского.

В 60-е годы Александр Николаевич обращает особый интерес в сторону истории и завязывает знакомство с известным историком Костомаровым. В это время он пишет психологическую драму «Василиса Мелентьева», исторические хроники «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» и другие.

Не прекращает создание бытовых комедий и драм («Тяжёлые дни»-1863, «Пучина»-1865 и др.), а также пьес сатирической направленности о жизни дворянства («На всякого мудреца довольно простоты»-1868, «Бешеные деньги»-1869, «Волки и овцы» и др.).

В 1863 году Островского награждают Уваровской премией, присуждаемой за исторические сочинения, и избирают членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Следующий год радует его рождением первого сына - Александра. Всего Островский станет отцом шестерых детей.

С 1865-1866 года (точная дата не определена) Александр Николаевич создал в Москве Артистический кружок, из которого впоследствии выйдет множество талантливых деятелей театра. В 1870 (по другим данным - в 1874) году в России организуется Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, руководителем которого драматург останется до конца жизни. В этот период в доме у Островского перебывает весь цвет русского культурного общества. И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, П.М.Садовский, М.Н.Ермолова, Л.Н.Толстой и многие другие выдающиеся личности современности станут его искренними друзьями и приятелями.

В 1873 году Александр Николаевич Островский и молодой композитор Пётр Ильич Чайковский за несколько месяцев напишут удивительную по красоте слога и звучанию оперу «Снегурочка», созданную на основе народных сказок и обычаев. Своим творением и драматург и композитор будут гордиться всю жизнь.

С театром - до конца

В последние годы жизни Островский часто обращается к женским судьбам в своих произведениях. Он пишет комедии, но больше - глубокие социально-психологические драмы о судьбах духовно одарённых женщин в мире практичности и корысти. Выходят в свет « Бесприданница», «Последняя жертва», «Таланты и поклонники» и др.пьесы.

В 1881 году при дирекции имперских театров организуют специальную комиссию для создания новых законодательных актов по работе театров по всей стране. Островский принимает самое деятельное участие в работе комиссии: пишет множество «записок», «соображений» и «проектов» на тему организации работы в театрах. Благодаря ему принимаются многие изменения, которые значительно улучшают оплату актёрского труда.

С 1883года Островский получает от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение в размере трёх тысяч рублей. В этом же году выходит последний литературный шедевр Александра Николаевича - пьеса «Без вины виноватые» - классическая мелодрама, поражающая силой характеров своих героев и впечатляющая сюжетом. Это был новый всплеск великого драматургического таланта под влиянием запоминающейся поездки на Кавказ.

Через 2 года Островского назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Драматург старается сформировать в стране новую школу реалистичной игры, выдвигая на первый план самых талантливых актёров.

Островский работает с театральными деятелями, в голове у него множество задумок и планов, он занят переводами зарубежной (в т.ч.античной) драматической литературы. Но здоровье его подводит всё чаще. Организм истощается.

2(14) июня 1886 года в имении Щелыково Александр Николаевич Островский умирает от стенокардии.

Похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии.

Похороны осуществлялись на средства, предоставленные Александром III. Вдове с детьми была назначена пенсия.

Интересные факты об Островском:

С детства драматург знал греческий, французский и немецкие языки. Позднее выучил английский, итальянский и испанский.

Пьесу «Гроза» цензура пропустила не сразу. Но она понравилась императрице, и цензор пошёл автору на уступки.

1823 , 31 марта (12 апреля) – родился в Москве на Малой Ордынке в семье Островского Николая Фёдоровича, судебного стряпчего, занимавшегося имущественными и коммерческими делами, коллежского асессора, в 1839 году получившего дворянство.

1835–1840 – учёба в Московской губернской гимназии, окончил девятым из одиннадцати учеников в своей группе.

1840 – зачислен студентом юридического факультета Московского университета. По настоянию отца поступает на нелюбимый юридический факультет вместо желанного историко-филологического.

1843 – стал чиновником Московского совестного суда.

1845 – переходит на службу в Московский коммерческий суд. Переписывая и разбирая сначала дела в Совестном суде гражданские дела, а потом в Коммерческом суде дела финансовые, чиновник-переписчик не столько продвигался по службе, сколько собирал материал.

1847 – в "Московском городском листке" публикуются первые произведения Островского – "Записки замоскворецкого жителя", отрывки из комедии "Несостоятельный должник" и одноактная комедия "Картина семейного счастья".

1848 – первая поездка в имение отца Щелыково (Костромская губерния). С 1868 года Островский проводит здесь каждое лето.

1849 – закончена первая большая комедия – "Банкрот" ("Свои люди – сочтемся"). В процессе работы «Несостоятельный должник» превратился в «Банкрота». Эту четырехактную пьесу восприняли уже не как первый шаг начинающего таланта, а как новое слово в русской драматургии. [ ]

1849–1850 , зима – Островский и П. Садовский читают пьесу "Банкрот" в московских литературных кружках. Пьеса своей обличительной силой и художественным мастерством производит на слушателей, в особенности на демократическую молодежь, огромное впечатление.

1851 , 10 января – Островский уволен в отставку ввиду установленного за ним полицейского надзора. (В 1850 г. секретное отделение канцелярии московского генерал-губернатора начало "Дело о литераторе Островском" в связи с запрещением его комедии "Свои люди – сочтемся".)

1853 – закончена и впервые поставлена на сцене Малого театра комедия "Не в свои сани не садись", в бенефис Никулиной-Косицкой. Представление прошло с большим успехом. Это была первая пьеса Островского, сыгранная на театральной сцене. Начало февраля – Островский находится в Петербурге, руководит постановкой комедии "Не в свои сани не садись" в Александринском театре.
Ноябрь – в любительском спектакле, в Москве, в доме С. А. Пановой, Островский сыграл роль Маломальского в комедии "Не в свои сани не садись". Островский закончил комедию "Бедность не порок".
Конец декабря – Островский находится в Петербурге, наблюдает за репетициями пьесы "Бедность не порок" в Александринском театре.

1854 , январь – в Петербурге Островский присутствует на обеде у Н. А. Некрасова . Встречается с И. С. Тургеневым .
Состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Малом театре. Представление прошло с огромным успехом.
9 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Бедность не порок" в Александринском театре в бенефис режиссера Яблочкина. Представление прошло с большим успехом.

1856 , 18 января – состоялось первое представление комедии Островского "В чужом пиру похмелье" в Александринском театре в бенефис Владимировой.
Апрель–август – поездка по верховьям Волги. Написана комедия "Доходное место".

1858 , 17 октября – дозволено цензурой печатание Собрания сочинений Островского в двух томах, в издании гр. Г. А. Кушелева-Безбородко (на титульном листе издания стоит дата – 1859 год).
7 декабря – закончены сцены из деревенской жизни – пьеса "Воспитанница".

1859 , 10 марта – Островский в Петербурге произнес речь на обеде в честь великого русского артиста А. Е. Мартынова; он встретился здесь с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, И. А. Гончаровым.
Переведена "Гецира" Теренция. Написана драма "Гроза" .
2 декабря – состоялось первое представление драмы Островского "Гроза" в Александринском театре в бенефис Линской.

1860 , январь – в № 1 "Библиотеки для чтения" напечатана драма Островского "Гроза".
23 февраля – в Петербурге на литературном вечере в пользу Литфонда Островский читает отрывок из комедии "Свои люди – сочтемся".
Октябрь – в № 10 журнала "Современник" напечатана статья Н. -бова (Н. А. Добролюбова) "Луч света в темном царстве".

1861 , январь – Островский в Петербурге руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре.
16 января – состоялось первое представление комедии Островского "Свои люди – сочтемся" в Александринском театре в бенефис Линской.
Декабрь – окончена работа над драматической хроникой "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".

1862 , 9 января – Островский в Петербурге у председателя Литфонда Е. П. Ковалевского прочитал свою драму "Козьма Захарьич Минин-Сухорук".
Февраль – Островский отказался поставить свою подпись под протестом группы петербургских реакционных и либеральных писателей против демократического журнала В. Курочкина "Искра", резко критиковавшего реакционные статьи Писемского в "Библиотеке для чтения".
Конец марта – перед отъездом за границу Островский в Петербурге встретился с Н. Г. Чернышевским .

1863 , 1 января – состоялось первое представление комедии Островского "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") в Александринском театре.
Январь – состоялось первое представление драмы Островского "Грех да беда на кого не живет" в Александринском театре.
27 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Доходное место" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
22 ноября – состоялось первое представление пьесы Островского "Воспитанница" в Александринском театре в бенефис Жулевой.

1864 , 15 апреля – дозволен цензурой № 3 (мартовский) журнала "Русское слово", в котором напечатана статья Д. И. Писарева о творчестве Островского "Мотивы русской драмы".


1865 , конец февраля – начало марта – Островский в Петербурге хлопочет о разрешении учредить Московский артистический кружок.
23 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Воевода" в Мариинском театре, в присутствии автора.
25 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "На бойком месте" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.

1866 , 6 мая – состоялось первое представление драмы Островского "Пучина" в Александринском театре в бенефис Васильева 1-го.

1867 , 16 января – дозволено цензурой либретто оперы В. Кашперова "Гроза", написанное Островским.
25 марта Островский в Петербурге в зале Бенардаки выступает с публичным чтением в пользу Литфонда драмы "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский".
4 июля – Островский посетил Н. А. Некрасова в Карабихе.
30 октября – состоялось первое представление оперы В. Кашперова "Гроза" одновременно в Мариинском театре в Петербурге и в Большом театре в Москве.
Островский и его брат Михаил Николаевич купили у мачехи, Эмилии Андреевны Островской, имение в Щелыкове, где драматург проводил впоследствии летние месяцы.

1868 , 1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки", выходившего с начала 1868 года под редакцией Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина , напечатана комедия Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С этого времени Островский сотрудничает в "Отечественных записках" постоянно, вплоть до закрытия журнала царским правительством в 1884 г.

1869 , 29 января – состоялось первое представление комедии Островского "Горячее сердце" в Александринском театре в бенефис Линской.
12 февраля – Островский вступает в церковный брак с артисткой М. В. Васильевой (Бахметьевой). (От этого брака у Островского было четыре сына и две дочери.)

1870 , февраль – в № 2 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Бешеные деньги".
16 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Бешеные деньги" в Александринском театре.

1871 , январь – в № 1 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Лес".
25 января – Островский выступает с публичным чтением в пользу Литфонда комедии "Лес" в зале Петербургского собрания художников.
Сентябрь – в № 9 "Отечественных записок" напечатана комедия Островского "Не все коту масленица".
1 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Лес" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
3 декабря – в Петербурге Островский на обеде у Н. А. Некрасова читал комедию "Не было ни гроша, да вдруг алтын".

1872 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын".
13 января – состоялось первое представление комедии Островского "Не все коту масленица" в Александринском театре.
17 февраля – состоялось первое представление драмы Островского "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" в Мариинском театре в бенефис Жулевой; присутствовавшему на спектакле Островскому преподнесены от труппы вызолоченный венок и адрес.
27 марта – московские купцы, почитатели таланта драматурга, чествуют Островского обедом и преподносят ему серебряную вазу с изображениями Пушкина и Гоголя.
20 сентября – состоялось первое представление комедии Островского "Не было ни гроша, да вдруг алтын" в Александринском театре в бенефис Малышева.

1873 , конец марта – апрель – Островский окончил пьесу "Снегурочка" .
Сентябрь – в № 9 журнала "Вестник Европы" напечатана пьеса Островского "Снегурочка".
21 декабря – в Петербурге Островский заключил договор с Н. А. Некрасовым и А. А Краевским на издание собрания своих сочинений.

1874 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Поздняя любовь".
21 октября – в Москве состоялось учредительное собрание Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, организованное по инициативе Островского. Драматург единогласно был избран председателем Общества.
Выходит из печати собрание сочинений Островского в восьми томах, в издании Некрасова и Краевского.

1875 , ноябрь – в № 11 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Волки и овцы".
Состоялось первое представление комедии Островского "Богатые невесты" в Александринском театре в бенефис Левкеевой.
8 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Волки и овцы" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1876 , 22 ноября – состоялось первое представление комедии Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1877 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Правда – хорошо, а счастье лучше".
2 декабря – состоялось первое представление комедии Островского "Последняя жертва" в Александринском театре в бенефис Бурдина.

1878 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Последняя жертва".
17 октября – Островский окончил драму "Бесприданница".
22 ноября – состоялось первое представление драмы Островского "Бесприданница" в Александринском театре в бенефис Бурдина.
Декабрь – вышел из печати IX том сочинений Островского в издании Салаева.

1879 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана пьеса Островского "Бесприданница".

1880 , февраль – Н. А. Римский-Корсаков начал оперу "Снегурочка", самостоятельно составив либретто по тексту одноименной пьесы Островского.
24 апреля – Островский посетил И. С. Тургенева, приехавшего в Москву в связи с подготовкой пушкинских торжеств.
7 июня – во время обеда, устроенного Московским обществом любителей российской словесности в Благородном собрании для литераторов-участников пушкинских торжеств, Островский произнес "Застольное слово о Пушкине".
12 августа – Н. А. Римский-Корсаков закончил оперу "Снегурочка".

1881 , апрель – Островский руководит постановкой комедии "Свои люди – сочтемся" в первом частном театре Москвы – Пушкинском театре А. Бренко.
1 ноября – в Петербурге Островский участвовал в заседании комиссии по пересмотру Положения о театрах и представил комиссии "Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время". Островский принимал участие в работе этой комиссии в течение нескольких месяцев, однако "комиссия была в действительности обманом надежд и ожиданий", как писал потом о ней Островский.
6 декабря – Островский окончил комедию "Таланты и поклонники".

1882 , январь – в № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана комедия Островского "Таланты и поклонники".
Состоялось первое представление комедии Островского "Таланты и поклонники" в Александринском театре в бенефис Стрельской.
Состоялось первое представление оперы Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка" в Мариинском театре.
12 февраля – И. А. Гончаров в своем письме поздравил Островского с 35-летним юбилеем его литературной деятельности и высоко оценил творчество драматурга.
19 апреля – Александр III разрешил Островскому учредить в Москве частный театр.

1883 , 28 апреля – состоялось первое представление комедии Островского "Невольницы" в Александринском театре с участием М. Н. Ермоловой в роли Евлалии.
Лето – Островский начал работу над пьесой "Без вины виноватые".
17 декабря – в Петербурге Островский посетил М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1884 , 20 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Без вины виноватые" в Александринском театре.
В № 1 журнала "Отечественные записки" напечатана драма Островского "Без вины виноватые".
5 марта – Островский был принят Александром III в Гатчинском дворце в связи с пожалованием ему пожизненной пенсии в размере трех тысяч рублей (вместо просимых шести тысяч).
20 апреля – правительство закрыло журнал "Отечественные записки", в котором Островский с 1868 года поместил 21 пьесу, в том числе две написанные в сотрудничестве с другими авторами и одну переводную.
28 августа – Островский закончил "Автобиографическую заметку", в которой подвел итог своей многолетней литературно-театральной деятельности.
19 ноября – в Петербурге Островский подписал договор с издателем Мартыновым об издании собрания своих сочинений.

1885 , 9 января – состоялось первое представление пьесы Островского "Не от мира сего" в Александринском театре в бенефис Стрепетовой.
С января по май вышли тт. I–VIII Собрания сочинений Островского в издании Н. Г. Мартынова.
4 декабря – в Петербурге Островский продал Н. Г. Мартынову право на второе издание своих драматических переводов.

1886 , 1 января – Островский вступил в должность заведующего репертуарной частью Московских императорских театров.
19 апреля – Общество любителей российской словесности избрало Островского своим почетным членом.
23 мая – Л. Н. Толстой обратился к Островскому с письмом, в котором просил разрешить издательству "Посредник" перепечатать некоторые пьесы Островского в дешевом издании. В этом письме Л. Н. Толстой называет Островского "несомненно общенародным в самом широком смысле писателем".
2 июня – в 10 часов утра от сильного припадка грудной жабы (стенокардии) скончался в своей рабочей комнате в Щелыкове великий русский драматург Александр Николаевич Островский.