Психология

Александр проханов библиография. Сергей Проханов, биография, новости, фото

«Русские уже благодаря размерам своей страны космополиты или, по крайней мере, на одну шестую космополиты, поскольку Россия занимает почти шестую часть всего населенного мира.» -Генрих Гейне
5 октября 2018 года на полках в магазинах появилось произведение Александра Проханова - «Певец боевых колесниц: повести». Там представлены две повести: Певец боевых колесниц и Священная роща. На первый взгляд, сюжеты повестей рассказывают нам о совсем разных героях, в разных ситуациях, но спустя некоторое время начинаешь понимать, что на самом деле они пропитаны одной темой, которая, как нить, тянется через эти два произведения.
«Певец боевых колесниц» повествует нам о приключение Белосельцева в Царствие Небесном. В начале мы толком о нем ничего не знаем ни откуда он, ни как он попал сюда. Мы знаем лишь то, что он ищет Господа и хочет ему что-то рассказать. По пути он встречает известных русских писателей, вождей и других личностей, сыгравших немаловажную роль в мире. И благодаря этому мы узнаем больше о том месте, куда попал Белосельцев, о его порядках, обычаях и традициях.
«Священная роща» начинается с разговора о важности и роли России в мире между президентом России, Константином Ярославовичем Вязовым и владыкой Епифанием. Параллельно нас знакомят с писателем Сергеем Кирилловичем Подкопаевым, который ищет источник вдохновения для своего нового романа. И вот известный бывший генерал Филиппов хочет поведать писателю историю своей жизни, то есть почти век мировой истории, в которой ему довелось участвовать, чтобы Подкопаев написал книгу о нем, выпустил бестселлер. Но не успев начать рассказ, генерал скоропостижно умирает и уносит разгадку тайны с собой. А мы знакомимся с новыми персонажами, которые верят в волшебную силу деревьев и планируют что-то, нам пока что не известное. И герой Подкопаев берется за разгадку, надеясь на отличный сюжет для своей книги.
Произведения пронизаны религиозной тематикой и такое не всем придется по вкусу, так что, если вы категорически против рассказов, где вера и религия играет главную роль, это книга вам не понравится. Она очень патриотическая, теологическая, метафизическая и все вроде бы в ней прекрасно, как в книгах ее жанрах, но, как по мне, она недожата. Идеи в середине повествования намного сильнее, чем концовка. Они красочные, взбудораживающие, отлично прописанные, но концовка довольно обычная, непримечательная, угадать ее не составит труда. Возможно, это автор сделал и намеренно, но у меня остался грустный осадок после прочтения из-за этого, и я думаю не у меня одной. Разговоры с Господом, убийство быка, разговоры Епифания и президента России – это очень сильные моменты в книге, именно они оставили впечатления и заставляют задуматься, они наполнены мыслями, над которыми хочется порассуждать, подискутировать. Призыв «Россия граничит с Царствием Небесным», «Россия - лоза мира», «Россия - страна негасимого света и не иссыхающих слез» очень лелеет сердце, услаждает душу русскому человеку и поднимает дух патриотизма. Но мне кажется настало время «космополитов», людей, которые являются сторонниками идеи мирового гражданства, из-за этого книга показалась мне немного устаревшей. Надо любить свою Родину, место, где ты родился и вырос, но нужно стремиться увидеть весь мир, узнать всю его историю и найти свой уголок, который будет мил твоему сердцу, даже если он будет совсем не похож на, то место, в котором ты вырос.
Мне определенно хочется прочитать что-то еще из творчества Александра Проханова, чтобы точно определиться являюсь ли я его поклонником или склоняюсь все же к противникам. Но нельзя не признать его мастерство слога, и как умело он пишет диалоги между героями. У меня остались довольно неоднозначные впечатления от этой книги, не могу с уверенностью сказать нравиться она мне или нет, но точно скажу, что она заставила заинтересоваться другими произведениями этого автора.

Александр Андреевич Проханов

Александр Проханов.

ПРОХАНОВ Александр Андреевич родился в 1938 году в Тбилиси. Окончил МАИ. Стал инженером-авиатором, но вскоре оставил профессию и «пустился в странствия». Был лесником, геологом... Его журналистский взлет пришелся на 60-е годы, время работы в «Литературной газете». Его романы - это личный опыт, оформленный в лите- ратурные метафоры. Они - о советской цивилизации, о войнах на всех континентах, о крушении Красной Им- перии и трагическом безвременье современной России. «Последний солдат Империи» - роман о ГКЧП, «Красно- коричневый» - о кровавом 93-м, «Чеченский блюз» и «Идущие в ночи» - о двух чеченских войнах. За роман «Господин Гексоген» получил премию «Национальный бестселлер», за книгу «Симфония Пятой империи» стал лауреатом Бунинской премии (2009).

"Роман-газета" № 3, 2010.

Проханов Александр Андреевич - прозаик, публицист, журналист, общественный деятель.

Родился в семье служащих. Вскоре после рождения стал москвичом. Его предки, молокане, были высланы в Закавказье во времена Екатерины II. «Из молоканского, а потом и баптистского рода Прохановых вышло немало известных проповедников, духовных учителей. <...> Они всегда знали цену слову и владели этим словом. Они были русскими, но с точки зрения православия - еретиками, вольнодумцами» (Бондаренко В. Мистерия Александра Проханова // День литературы. 1998. №2. С.1). Деды у Проханова - священнослужители, один из них умер в эмиграции в Берлине.

В 1960 Проханов окончил Московский авиационный иниститут, работал инженером НИИ. Уже на последнем курсе вуза стал писать стихи, начал пробовать себя в прозе.

В 1962-64 Проханов работал лесничим в Карелии, водил туристов в Хибины, принимал участие в геологической партии в Туве. В эти годы Проханов открыл для себя самобытное творчество А.П.Платонова, пережил увлечение В.В.Набоковым. Начал печататься в 1962, первые рассказы и очерки публиковались в «Литературной России», «Кругозоре», «Смене», «Семье и школе», «Сельской молодежи». Особый успех выпал на долю рассказа «Свадьба» (1967), повествующего о трагической любви и построенного на военном материале. Во второй половине 1960-х Проханов зарекомендовал себя талантливым журналистом, очерки и репортажи которого вызывали широкий читательский интерес.

Первая книга Проханова «Иду в путь мой» (М., 1971) открывалась предисл. Ю.Трифонова: «Тема России, народа русского для Проханова не дань моде и не выгодное предприятие, а часть души. Прозе молодого писателя присуща большая искренность» (С.8). В своей ранней прозе Проханов стремился выявить внутренний мир совр. человека, проследить духовные традиции русского народа. В центре сборника «Иду в путь мой» оказалась русская деревня с ее обрядами, старомодной этикой, самобытными характерами и неповторимыми пейзажами. В 1972 Проханов издал очерковую книгу «Неопалимый цвет», посвященную проблемам деревни, и был принят - при содействии Ю.В.Трифонова - в СП СССР.

С 1985 Проханов - секретарь СП РСФСР.

Как специальный корреспондент «Литературной газеты», в которую пришел в конце 1960-х, Проханов объездил едва ли не все «горячие» точки планеты (страны Латинской Америки, Ангола, Мозамбик, Кампучия, Эфиопия, Афганистан и др.), стал свидетелем крупных событий, о которых он оперативно рассказывал в своих многочисленных очерках и репортажах. Перемещение в пространстве сделалось важнейшей чертой Проханов как литератора: движение - метафора его творчество, инструмент писательского поведения. Изменилась проза писателя, который в начале 1970-х опубликовал немало рассказов: «Жестяная птица», «Красный сок на снегу», «Двое», «Стан 1220», «Машинист транссибирской» (все - 1974), «Огненная купель» (1975) и др.

В 1974 вышел его второй сборник повестей и рассказов «Желтеет трава». Проза Проханова стала «вытекать» из его очерков и репортажей (см. об этом: От репортажа - к роману // Писатель и время: сб. М., 1983. С.458-487).

В основу первого романа Проханов «Кочующая роза» (1975), имеющего полуочерковый характер, легли впечатления писателя от поездок по Сибири, Дальнему Востоку и Средней Азии. И в этом, и в трех последующих романах - «Время полдень» (1977), «Место действия» (1979) и «Вечный город» (1981) Проханов смело обращается к актуальным проблемам тогдашнего социалистического общества: человек и природа, человек и НТР, строительство и архитектура, стиль совр. руководителя, инженера, рабочего и т.д.

В начале 1980-х Проханов обращается к жанру военно-политического романа. Материалом для новых произведений служат его многочисленные командировки. В романе «Дерево в центре Кабула» (1982) особенно удался Проханову образ главного героя - советского журналиста Ивана Волкова. Через год Проханов опубликовал свою «кампучийскую хронику» - роман «В островах охотник...» (1983). Действие романа «Африканист» (1984) разворачивается на юге Африки. Роман «И вот приходит ветер» (1984) переносит читателей в Никарагуа. Эти романы Проханова образуют тетралогию «Горящие сады», созданную по горячим следам событий и характеризующуюся динамичным и напряженным развитием сюжета, остротой поставленных вопросов, достоверностью деталей, эмоциональностью слога и привлекательностью образа автора. К афганской теме (в самых разных ее аспектах) Проханов обращается вновь и вновь. В романе «Рисунки баталиста» (1986) писатель создает выразительный образ художника Веретенова, который по заданию редакции отправляется в Афганистан с тем, чтобы сделать серию рисунков советских солдат и которому очень хочется увидеть сына, воюющего где-то в гератских степях. О демобилизованных воинах-афганцах, ищущих свое место в жизни, рассказывает роман Проханова «Шестьсот лет после битвы» (1988).

Став известным романистом, Проханов не расставался с жанрами повести и рассказа. Большие романные «нагрузки» не помешали ему в 1970-90-е создать целый ряд заметных рассказов, новелл: «Полина» (1976), «Незримая пшеница», «По лунному лучу», «Снег и уголь» (все - 1977), «Седой солдат» (1985), «Оружейник» (1986), «Караван», «Родненький», «Мусульманская свадьба», «Кондагарская застава» (все - 1989) и многие другие - и повестей: «Адмирал» (1983), «Светлей лазури» (1986), «Знак Девы» (1990) и др. За рассказ «Мусульманская свадьба» (как лучший рассказ года) Проханов получил премию им. А.П.Чехова.

В 1989-90 Проханов - главный редактор журнала «Советская литература», выходившего на 9 языков. и распространявшегося более чем в 100 странах мира. Издание знакомило зарубежных читателей с лучшими произведениями тогдашней отечественной литературы, критики и изобразительного искусства.

Изображая «горящие сады», наблюдая и анализируя мировой ход событий, Проханов размышлял о судьбе СССР и России. У писателя было предчувствие трагических поворотов и конфликтов в собственном государстве. Приближался развал Советского Союза, беда приходила за бедой: катастрофы, межнациональные конфликты (то там, то здесь возникали «горячие точки»). П., оглядываясь назад, вспоминает: «...я стал свидетелем и участником конфликтов, которые никогда не должны были произойти на территории страны, победившей фашизм. Я был в Карабахе, Приднестровье, я знаю, что такое Абхазия. Я был в Чернобыле уже через 10-12 дней после аварии. В Чернобыле я получил боевую дозу облучения. То есть я прошел со своим народом, вместе с государством тернистый путь» (Трубадур Красной империи).

В дек. 1990 Проханов основал еженедельную газету «День», имевшую подзаголовок «Газета духовной оппозиции», и стал ее главным редактором. 15 июля 1991 на страницах «Дня» появилось «Слово к народу», «антиперестроечный» пафос которого послужил поводом к именованию авторов и сотрудников «Дня» «вдохновителями ГКЧП», «красно-коричневыми». В.Г.Бондаренко полагал: «"Слово к народу" - сейчас уже не секрет, что написал его Александр Проханов, написал убежденный в правоте всего заявленного. <...> Интуицией своего трагического дарования Проханов предвидел развал страны, деградацию экономики, гибель культуры, эскалацию войн. Жаль, что это слово не было услышано народом» (Бондаренко В.Г. Александр Проханов. С.17). Став одним из самых радикальных оппозиционных изданий России начала 1990-х, газета регулярно выходила до трагических событий окт. 1993, когда была закрыта властями. Однако уже 5 нояб. 1993 зять писателя А.А.Худорожков учредил и зарегистрировал газету «Завтра», главным редактором которой стал Проханов (см. об этом: Завтра: [Беседа с А.А.Прохановым В.Кожемяко] // Советская Россия. 1995. №131. 4 нояб. С.4).

На страницах газеты «Завтра» проявился публицистический талант Проханова. Статьи, очерки, эссе, заметки, репортажи Проханов посвящены самым «больным» вопросам нашего времени. Международный, геополитический аспект занимает видное место, волнуют его и конфликтные ситуации на постсоветском пространстве. Излюбленные идеи писателя: союз «белых» и «красных», монархистов и коммунистов, деятелей Церкви и светской власти, необходимость глубинного слияния идеологий, мечта о «новой религии России» и др. Вновь и вновь Проханов обращается к дорогому для него понятию «империя» (см., например: Россия - империя света // Завтра. 2001. №24; Имя Империи - Россия // Завтра. 2004. №27). Вне контекста имперской идеологии он не мыслит будущего своего Отечества: «Только она хранит в себе национальную идею России» (Завтра. 2004. №13). Перу Проханов принадлежит множество статей и очерков, которые привлекли особое внимание читателей газета «Завтра», среди которых - «Псков земной и небесный», «Меж люлькою и гробом», «Убить отца» и др. Острая метафоричность проханов-ского слова, граничащая с эпатажем, проявляется, например, в заголовках редакторских передовиц («Сука Путина ощенилась» и др.). Едва ли не все материалы Проханова-публициста при всей их полемичности и дискуссионности направлены к восстановлению национального культурного и исторического самосознания. Вместе с тем публицистические произведения Проханова, характеризующиеся, как правило, ярко выраженным проповедническим началом, нередко грешат многословием и высокопарностью.

Проханов постоянно обращается к различным вопросам литературы и искусства. В своих мифологических, утопических построениях Проханова опирается на опыт русской и мировой философии. Особенно близки Проханову космисты, в частности теория Н.Ф.Фёдорова. Не без влияния трудов Л.Н.Гумилева Проханов стал сторонником и пропагандистом евразийской идеи, которая кажется ему спасительной для России. В имперской, «державной» модели развития он видит реальный выход из трагической ситуации.

Все, написанное Прохановым в 1990-е - начале 2000-х, можно назвать «литературой сопротивления». Едва ли не все важнейшие события новейшей российской истории нашли отражение в романистике Проханов этого периода, характеризующийся усилением политической, идеологической составляющей.

Роман-мистерия, роман-бурлеск «Последний солдат Империи» (1993) посвящен трагическим событиям авг. 1991. Его главный герой («конфликтолог»), всю жизнь служивший государственной идее, становится свидетелем того, как один президент боролся с другим и как в результате этого рушится великая Держава. Книга о ГКЧП, о схватке «демократов» и «государственников» не вписалась в политическую и литературную атмосферу 1990-х и не получила должного внимания критики. Спустя 10 лет Проханов подготовил и издал новую редакцию романа, где многое в корне переосмыслено и где члены ГКЧП перестали быть героями.

Свой роман «Красно-коричневый» (1999), воссоздающий расстрел Верховного Совета в 1993, Проханов расценивает как «катехизис сопротивления». Однако эта попытка создать своего рода Летопись русского сопротивления не вызвала большого читательского интереса.

Если в романах начала 1990-х гг. Проханов сосредоточивает свое внимание на поляризации российского общества, на столкновениях государственников-патриотов и «демократов», либералов, то в его творчестве второй половины 1990-х видное место занимают «чеченские события». Проханов ездил в Чечню, бывал в районе боевых действий, выступал перед солдатами. «Чеченские» романы привлекли внимание как читателей, так и критиков и выдвинули Проханова в число ведущих прозаиков современной России.

Высоко оценивая реалистический, антивоенный роман Проханова «Чеченский блюз» (1998), Ю.В.Бондарев счел необходимым подчеркнуть: «...вещь очень выделяющаяся в современной прозе, незаурядная, я бы сказал, щедростью изображения, скрупулезным знанием военного быта, тщательной литературной отделкой, соединением в письме суровости и нежности. "Чеченский блюз" - сильный и мужественный роман, на мой взгляд, лучшая вещь Проханова...» (Бондарев Ю.В. Выигранное сражение // Советская Россия. 1998. №150. 22 дек. С.4).

Произведение рисует картину России конца XX в.: преступная власть, бездарная война, богатеющие мерзавцы, геноцид народа, и т.д. Но есть в нем и ненависть к разрушителям, несломленный дух, подвиги мучеников и героев, верность долгу, другу, любимой, святая вера в великое возрождение Родины. «Я писал страницы и главы, как пишут фрески, где вместо святых и ангелов - офицеры и солдаты России, а вместо коней и нимбов - "бэтээры" и танки, и кровавое зарево горящих Кабула и Грозного», - признавался Проханов (Советская Россия. 1998. № 96. 18 авг. с.3).

Второй «чеченский» роман Проханов - «Идущие в ночи» (2001) посвящен второй чеченской кампании, битве за Грозный. События осени 1999 - зимы 2000 воспринимаются в широком контексте борьбы с международным терроризмом. Весьма выразительным получился у Проханова образ журналиста Литкина, служившего по найму французского телеканала и работавшего в стане Басаева: «Он был мастер интервью с полевыми командирами, проклинавшими Россию и русских. Литкин был смел, умен, удачлив. Был любим чеченцами». Для автора «Идущих в ночи» русские и чеченцы - братья, которые должны жить вместе. Под пером Проханова души и тех, и других обитают на небесах и удивляются тому, с каким рвением они на земле истребляли друг друга.

Следующий роман «Господин Гексоген» (2001) взбудоражил общественность и оказался в центре критических баталий. Роман повествует о заговоре тайного «ордена» спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Цель заговора - смена власти в стране и спасение страны: дряхлый Истукан должен передать власть молодому Избраннику. Для достижения поставленной цели используются любые средства: убийства, изощренные кремлевские интриги, взрывы домов, провокации и т.п. Свою мрачную, эсхатологическую книгу Проханов писал «босхиански», «гротескным языком как бы инфернального, адского зрения» (Талант русской мечты. С.3), в результате получился роман-памфлет с детективным сюжетом, сюрреалистическими образами, мистической символикой, магической метафористикой, конспирологической «начинкой». Из-за обилия в нем «антигероев» перестроечных и постперестроечных лет этот роман Проханова некоторые критики сравнивают с «Бесами» Ф.М.Достоевского. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 Проханов была вручена литературная премия «Национальный бестселлер».

В 2003 Проханов обнародовал новый роман «Крейсерова соната», отличающийся особой политической остротой и неординарностью. Он вышел в эксклюзивном издании тиражом всего 500 экземпляров. Своему решению включить в роман в качестве иллюстраций собственные лубки Проханов нашел сюжетное объяснение: по мнению Проханова, «с помощью этой наивной красоты» герой его произведения «спасает Москву-Содом, прикладывая картины, как горчичники, к больным местам города» (Кулик Ирина. Авангард подхватил Проханова // Коммерсантъ. 2003. №170. 19 сент. С.6). Кроме того, подобное «оформление» «Крейсеровой сонаты» вполне соответствует ее лубочно-карикатурной, заостренно сатирической стилистике. Роман, в котором так много «посмодернистского», «авангардного», фантасмагорического, галлюцинаторного, «бредового», писался по горячим следам событий и с оперативностью газетной передовицы.

Из интервью Проханова известно, что у него есть замысел издать «семикнижие»: серию романов (полемических, идеологических мировоззренческих, астрологических, романов-катастроф) с одним и тем же героем - генералом Белосельцевым, которому судьба дала уникальный опыт видения и созерцания. В состав этого «семикнижия» должны войти как старые (в переработанном виде, иногда очень существенно), так и новые произведения.

Проханов писал и пишет очень много и быстро, при этом он довольно редко дает основания упрекать себя в торопливости. Слово Проханова, и художественное, и публицистическое, всегда сочно, образно, напористо и остро. Критик И.Л.Гринберг давно подметил: «Последовательность, цельность прозы Проханова так ощутима потому, что она дает себя знать не только в выборе сюжетов, не только в умонастроении писателя, но и в словесной расцветке, очень броской, энергичной, красочной» (Гринберг И.Л. [Об Александре Проханове] // Мы - молодые. Вып.3. М., 1973. С.108). В «цветистой» прозе Проханов встречается половодье метафор, мышление этого писателя насквозь метафорично. Отдельные его произведения (даже романы) следует рассматривать как своего рода суперметафоры. Говоря о стиле Проханов, критики неоднократно обращали внимание на то, что в его прозе порой дает знать о себе некоторая избыточность красок (изобразительная расточительность) и излишняя патетика, что сверхвысокая концентрация метафор нередко оборачивается у этого писателя образными перехлестами и даже искусственностью.

Во всей своей многогранной деятельности Проханов тяготеет к народным, фольклорным формам, мистике и богоискательству. Он считает себя глубоко верующим человеком, ибо с детства находился в религиозной атмосфере и имеет опыт прозрений, видений и даже богоявлений (см.: Мистический опыт Александра Проханова: [Беседа с писателем] // НГ - религии. 2003. 16 июля). В среде читателей, критиков творчество Проханова рождает диаметрально противоположные оценки: для одних он является неприемлемой, одиозной фигурой, для других - несломленным, неподкупным оппозиционным лидером, одним из ведущих совр. прозаиков.

Проханов награжден орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», лауреат премий им. К.А.Федина (1981), Ленинского комсомола (1983), Министерства обороны СССР (1988) и др.

П.В.Бекедин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 143-147.

Далее читайте:

Александр ПРОХАНОВ. Город золотых унитазов . Глава из книги "За оградой Рублевки".

М. ЕВДОКИМОВА. О жизни и творчестве Александра Проханова . 31.03.2008 (МОЛОКО)

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Виртуоз. "Роман-газета" № 3, 2010.

Неопалимый цвет. М., 1972;

Желтая трава: Повесть и рассказы. М., 1974;

Во имя твое: очерки. М., 1975;

Отблески Мангазеи. М., 1975;

Кочующая роза: роман. М., 1976;

Время полдень: роман. М., 1977;

Место действия: роман. М., 1980;

Не ошибиться в диагнозе // Литературная учеба. 1981. №3;

Время полдень: Роман и повести. М., 1982;

Место действия: Рассказы, роман. М., 1983;

В островах охотник: романы. М., 1984;

Горящие сады: романы. М., 1984;

Ядерный щит. М., 1984;

И вот приходит ветер: роман. М., 1985;

Иду в путь мой: Политический репортаж в 2 ч. / в соавт. с Леонидом Герчиковым // Театр. 1985. №3. С.25-50;

На дальних рубежах. М., 1986;

Светлей лазури: повести и рассказы. М., 1986;

Вечный город: роман, повести и рассказы. М., 1987;

Записки на броне: роман, повести. М., 1988;

Избранное. М., 1988;

Там, в Афганистане...: романы. М., 1988;

Рисунки баталиста: роман. М., 1989;

Шестьсот лет после битвы: роман. М., 1990;

Третий тост: новеллы. М., 1991;

Последний солдат Империи: роман. М., 1993;

Дворец: роман. М., 1995;

Чеченский блюз: романы. М., 1998;

Красно-коричневый: роман. М., 1999;

Война с Востока: Книга об афганском походе. М., 2001;

Идущие в ночи: романы. М., 2001;

Последний солдат империи: [новая ред.]. М., 2003;

Крейсерова соната: роман. М., 2003;

Иду в путь мой. М., 2003.

Проханов А. Дерево в центре Кабула. Роман. (Роман-газета № 15 (949).).

Литература:

Гринберг И.Л. Краски и смысл // Москва. 1970. №2. С.218-220;

Трифонов Ю.В. Страсть постижения Родины // Проханов А.А. Время полдень: роман. М., 1977. С.283-285;

Злобин А. Место действия Сибирь // Знамя. 1979. №9. С.243-245;

Бровман Г.А. Постигая связь времен // Новый мир. 1982. №12. С.227-234;

Гусев В.И. Кто видел небо // Литературная учеба. 1982. №1. С.89-93;

Бондаренко В.Г. В сражающемся Афганистане // Огонек. 1982. №19. С.28;

Ганичев В.Н. Между прошлым и будущим // Дружба народов. 1985. №1. С.262-265;

Вирен Г. Когда приходит ветер: О романах А.Проханова // Октябрь. 1985. №4. С.197-202;

Дедков И.А. Живое лицо времени:

Очерки прозы 70-80-х. М., 1986. С.259-285;

Матулявичюс В. Романы на конвейере // Нева. 1987. №10. С.158-164;

Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988. С.70-76, 359-360;

Личутин В.В. Семьдесят лет битвы: Заметка на полях // Москва. 1989. №4. С.174-183;

Бондаренко В.Г. «Московская школа» или эпоха безвременья. М., 1990. С.142-168;

Бондаренко В.Г. Александр Проханов: Последний солдат империи. М., 1992. (Жизнь замечательных россиян);

Парамонов Б.М. Конец стиля. СПб.; М., 1997;

День литературы [Весь номер газеты посвящен 60-летию Проханова]. 1998. №2;

Господин Гексоген: Обсуждаем новый роман Александра Проханова // Завтра. 2001. №48. Нояб. С.7;

«Господин Гексоген» национальный бестселлер!: [Мнение членов жюри] // Завтра. 2002. №24. Июнь. С.7;

Трубадур Красной империи / беседу вела Екатерина Глушик // Литературная газета. 2002. №24-25.19-25 июня. С.7;

Талант русской мечты: Писатель Александр Проханов в беседе с Виктором Кожемяко // Советская Россия. 2003. №17. 13 февр. С.3-6;

Бондаренко В.Г. Пламенные реакционеры: Три лика русского патриотизма. М., 2003.

Предки Александра Проханова были высланы из России в Тбилиси еще во времена Екатерины II. Именно там будущий писатель и появился на свет 26 февраля 1938 года, однако жить в родном городе не остался. После окончания школы он поступает в Авиационный институт города Москвы, который оканчивает в 1960 году. После работает инженером НИИ, а писать стихи и прозу начинает еще на последнем курсе обучения в институте. С 1962 года и последующие два года устраивается на работу в Карелию, лесником. Также занимается туристическим бизнесом (работает проводником по Хибинам). Впрочем, чем бы Проханов не занимался, на первом месте для него всегда была литература – он очень любил читать.

С 1968 года начинает работать в составе коллектива «Литературной газеты», а в 1970 году трудится корреспондентом для нее же в Афганистане, Камбодже, Никарагуа, Анголе и многих других местах. Именно Проханов стал первым репортером, который описал события Даманского острова, когда там произошел советско-китайский пограничный конфликт.

1972 год принес Проханову членство в СП СССР. Этот период стал для него больше рабочим, чем творческим – активно публиковаться Александр начинает лишь с 1986 года, первые его публикации появляются в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия» и в «Литературной газете». В 1989 году его назначают на пост главного редактора в журнале «Советская литература», а в декабре 1990 года Проханов начинает выпуск собственной газеты «День», в которой также состоит главным редактором.

Сентябрь 1993 года стал для Александра Проханова непростым временем. В этот период в его газете появляется публикация, открыто обвиняющая Бориса Ельцина в антиконституционных действиях и называющая их государственным переворотом. Сам Проханов открыто заявляет, что поддерживает ВС РФ. Неудивительно, что вскоре, после танкового расстрела парламента, Министерство юстиции РФ запретило издавать газету «День». Более того, ОМОН разгромил редакцию газеты, избил всех находящихся на рабочих местах сотрудников, уничтожил все принадлежащее ей имущество и архивы. Еще два номера уже запрещенной на тот момент газеты все же были подпольно выпущены, правда, в Минске и под видом спецвыпусков газеты коммунистов «Мы и время». Проханов недолго сокрушался по поводу разгромленной в пух и прах редакции и уже в сентябре 1993 года читатели увидели выпуск его новой газеты «Завтра», в которой он так же является и владельцем, и главным редактором.

Во время президентских выборов в 1996 году Александр Проханов не скрывает своего предпочтения – он всячески поддерживает кандидатуру Геннадия Зюганова, представителя КПРФ. Впоследствии несколько раз подвергался нападениям, но ни разу личность нападавших не была установлена, как и причина самих нападений. Когда в 1999 году в России взрываются жилые дома, Проханов описывает свою версию случившегося в художественном стиле, открыто обвиняя в случившемся российские спецслужбы. Его соображения изложены в виде литературного произведения в романе «Господин Гексоген», за который Проханов в 2002 году получил премию «Национальный бестселлер».

Александр Проханов женат, у него есть два сына и дочь. Помимо многогранной литературной деятельности, увлекается рисованием, создавая работы в стиле примитивизма. Является увлеченным коллекционером бабочек, на сегодняшний день в его коллекции представлено более трех тысяч экземпляров этих насекомых. Его литературный стиль – оригинальный, колоритный, подчеркнуто индивидуальный – обеспечивает неизменный успех всех вышедших литературных произведений.

Сайт « а» открывает серию бесед с общественными и политическими деятелями современной России. В центре нашего разговора проблемы укрепления русской цивилизации, возвращения к духовным корням и традициям, актуальные вопросы современной жизни нашего общества, а также, конечно, размышления об уроках истории нашей страны. Мы также постараемся выяснить, что известно видным политикам и общественным деятелям России о старообрядчестве, о русской церковной традиции. Разумеется, в первую очередь, нас интересуют представители патриотического крыла российской элиты. Люди, для которых понятие «русская цивилизация» не является пустым звуком. Сегодня мы беседуем с главным редактором телеканала «День», заместителем редактора газеты «Завтра» Андреем Фефеловым .

Чем в Вашем понимании является «Русский мир». Насколько далеко географически он простирается и какие мировоззренческие понятия охватывает?

Русский мир — это вся вселенная, потому что русский народ с космическим мышлением, а Россия не имеет ни пространственных, ни духовных, ни временных ограничителей. Потому-то в нее можно только верить, а мерить ее километрами или килограммами совершенно бессмысленно. Россия — это территория чуда. Лучи от этого чуда проницают и стены, и облака, и зоны вечной пустоты, разбегаются по всем закоулкам мироздания.

Конечно, понятие Русского мира связано со сложным, глубоким и таинственным феноменом русского языка, внутри которого, как в колыбели, пребывают смыслы, образы и символы универсального сознания.

Для меня Русский мир — это плацдарм для реализации плана всемирного Преображения. Это площадка для воплощения идеи бессмертия человечества. Идеи, зашифрованной в русской культуре, и не только.

Но не только современная Россия представляет собой русский мир. Семена русскости, русская ойкумена рассеяна по всей планете, по всему мирозданию. В частности, частью русского мира можно назвать староверов, живущих в Латинской Америке сотни лет. К русскому миру можно отнести и какой-нибудь там луноход, застрявший уж много лет назад на Луне. Это тоже часть русского мира. Это те штрихи, которые оставила русская цивилизация, русская культура, русская техника, инженерия, русская мысль.

Далекие предки Вашей семьи были из молокан. Еще один родственник, Иван Степанович Проханов (1869-1935), был известным композитором и проповедником евангелической баптистской церкви. Причем его духовные песни получили известность даже в старообрядческой среде. Ваш отец, А. А. Проханов, отождествляет себя с православием. Что вы можете сказать о духовном пути вашего рода? Можно ли как-то его сопоставить с историческим путем нашей страны?

Часть моих предков — выходцы из русского сектантства. И Прохановы, и Фефеловы, и Мазайевы когда-то были крестьянами и принадлежали к молоканской среде. Их потомки, сделавшись купцами, давали своим детям образование, посылали детей учиться в Европу.

Мой прадед Александр Степанович Проханов стал в императорской России доктором медицины и получил за научные заслуги личное дворянство. Такие люди уже не выражали себя в формате народной молоканской веры. Так появились вариации русского баптизма, секта «Евангельских христиан», которую основал упомянутый вами брат моего прадеда.

Однако вскоре сменилась эпоха, и духовные вопросы отошли на второй план. Скажем, моя бабушка, происходившая из религиозной молоканской семьи, всю жизнь считала себя атеисткой, и только за год до смерти по просьбе сына, своих внуков и невестки она приняла Святое крещение в возрасте 96 лет. Когда ее принимали в пионеры, на торжественном митинге выступал Лев Троцкий.

Таким образом, мой отец получил нерелигиозное воспитание, но опять же пришли 70-е годы, когда интерес к религии вырос среди интеллигенции. Именно тогда мои родители крестились. Таким образом, вопросы веры, церкви, эсхатологии сопровождали меня с раннего детства.

Вероятно, на выбор отца повлиял его друг Лев Лебедев, ставший впоследствии протоиереем, известным церковным историком и богословом. Ко всему отец Лев был еще и монархист, ходил по андроповской Москве в котелке и с длинным, как трость, зонтиком. Пряжка его ремня была тоже старорежимная: на ней мерцал имперский двуглавый орел.

А сочинения А. А. Проханова и апокалиптическая тема в них тоже берут начало в этот период?

Эсхатология является неотъемлемой частью православного мировоззрения. Однако в текстах моего отца эта тема вспыхивает как метафора катастрофичности современной цивилизации. Он как журналист поучаствовал в нескольких войнах, заслужив потом звание писателя-баталиста. Своими глазами он видел развороченный реактор в Чернобыле. Наблюдал распад советского социума, сползание его в кошмарные 90-е годы. Это ли не притча о Последних временах? Горящие горизонты, во сне и наяву — вот что наводит мыcли о скором Апокалипсисе.

Значит, традиция молоканства ушла от вас?

Традиция ушла, но связи существуют. Однажды в газету «Завтра» пришла целая делегация молокан. Такие солидные аккуратные бородатые люди со спокойными лицами. Оказывается, Юрий Лужков в тот период почему-то притеcнял молоканскую общину, лишил ее молельного дома. И тогда, зная о нашем происхождении, они пришли к нам за информационной поддержкой. Мы им не отказали и даже приютили их на время. Несколько подряд по воскресеньям в редакции «Завтра» проходили собрания молокан и пелись псалмы, сочиненные моими прадедами.

Сейчас многие патриоты говорят о величии дореволюционной России. Вместе с тем надо помнить, что династия Романовых сделала трагические шаги к разделению русского народа. В XVII веке при Алексее Михайловиче был совершен церковный раскол, когда русские разделились на старообрядцев и новообрядцев. В начале XVIII века при Петре I произошел культурный раскол на высшую элиту с балами и ассамблеями, с одной стороны, и смердящего мужика — с другой, а уже при последующих Романовых правящий класс России стал франко-немецкоговорящим, иностранно живущим, во многом компрадорским. Что вы думаете об этих разделениях и можно ли было их избежать ?

В русской истории Романовы оставили громадный след. И западный вектор в их деятельности просматривается очень явственно с первых лет существования династии. Однако давать хлесткие однозначные оценки тому или иному деятелю или целой эпохе считаю делом вредным и бестолковым. Скажем, Александр II, крайне сомнительная фигура. Увлекался спиритизмом, провел крестьянскую реформу с колоссальными нарушениями и перекосом в пользу дворянства, открыл дорогу в Россию иностранному капиталу, отдал почти даром Аляску США. Однако эпоха Александра II — это время рассвета русской литературы: Тургенев, Толстой и Достоевский…

Триумфы «белого генерала» Скобелева — это тоже период царствования Александра II. Можно, конечно кликушествовать: «Ах, род Романовых, загубил Россию…». А можно взглянуть на историю страны шире и внимательней. В обществе, как всегда, шли процессы сложные и очень противоречивые, и в эти процессы были вовлечены и государи из Романовых. Следует помнить, что в России после свержения династии наступил другой период, не менее сложный, не менее трагический и противоречивый. А до Романовых были Рюриковичи. И к ним могут быть тоже вопросы. А между тем Рюриковичи заложили фундамент российской империи.

Интересно, что род Романовых — эта когорта государей и государыней — стоит между двумя столпами русской истории: Иваном IV Рюриковичем и Иосифом Сталиным. При этом мы знаем, что и на Сталина, и на Ивана Грозного навешано множество страшных ярлыков. Они и садисты, и кровопийцы, и безумцы. Причем эти ярлыки выдуманы не только ангажированными историками. Здесь постарались и живописцы, писатели и кинематографисты. Хотя бы взять подлый фильм Павла Лунгина «Царь ». Одна только грязь и мистификация! Печально, что в съемках этой гадости участвовал гуру современной патриотической молодежи Иван Охлобыстин. По-моему, он должен извиниться перед народом за эту роль царского шута. Извиниться за участие в деле, порочащем первого русского царя, всю русскую историю и саму идею русского государства.

Особняком стоит фигура Петра Первого. Он великий разрушитель и великий строитель одновременно. В чем-то схож с патриархом Никоном и Ленином. Пушкин очень любил и чувствовал Петра. Он видел в нем то, что не понимал ни один историк, ни один социолог.

Но всё же не разрушая русские обычаи, не отрывая бороду, можно было строить корабли?

Это вопрос дискуссионный, смотря какие корабли. Ведь у поморов были тоже свои корабли — ладьи. Но то был торговый и рыболовный флот. А вот чтобы строить каравеллы, нужен европейский прикид.

Но этот западнический период, по всей видимости, был необходим. Это часть нашего взросления как народа. Мы уже начали возвращаться к русским истокам, к древней культуре, к формам, которые прорастают из самой нашей природы, из языка и веры.

Надо понимать, что вся история России священна, поэтому надо относиться к ней как к некому священному дару свыше и не посыпать ее дустом. Даже демоны русской истории, такие, допустим, как Лев Троцкий, должны быть бережно исследованы и прочтены в едином грандиозном, сакральном контексте. Казалось бы, вот он враг всего русского народа! Но, тем не менее, это «наш» враг, «наш» уникальный демон. И никакая другая история подобную фигуру не произвела. Кстати, если говорить объективно, то Троцкий известен как создатель Рабоче-крестьянской красной армии, которая стала ударной силой собирания территорий Российской империи, рухнувшей в феврале 1917 года.

В современной Украине принято говорить о преступлениях советской власти, валить памятники Ленину и призывать к запрету компартии. Майдан требует дезавуировать и осудить преступления тоталитарного режима. Почему тогда они не требуют дезавуировать такие «преступления тоталитарного режима», как установление исторически необоснованных административных границ УСССР во времена Ленина-Хрущева?

Логики у тех людей, которые валят на Украине памятники Ленину, нет. Их логика в том, что Ленин — это русский человек, «москаль», который со своими большевистскими уложениями пришёл на Украину, эту якобы цветущую, могучую величавую, «незалежную державу». Поработил ее, а затем насадил в ней большевистский тоталитарный режим, учинил голодомор и так далее. Они очень не хотят говорить и даже вспоминать о том, что нынешняя территория Украины есть территория УССР, созданная, составленная из нескольких губерний Российской империи именно большевиками…

История, которая преподается украинским детям, выстроена покруче книг Толкиена. Это не история, а чистая выдумка, построенная на идеологии «бандеровщины». В основе ее помимо ультраукронационализма лежит демонизация большевизма, ассоциация большевизма с выдуманной ими «Московией», а «Московии» с «азиатчиной»… Разрушая связи с Россией, они якобы делают европейский выбор и движутся куда-то в Европу, прочь от Сталина, Ленина и Путина. На деле превращают свою страну в Сомали, со всеми вытекающими последствиями.

Укроманты проявляют настырное желание владеть чужими землями, навязывать свой язык небольшого народа всем остальным многочисленным народам, живущим в этой стране. Последний Майдан породил экспансионистскую волну среди молодёжи, и даже при всей ненависти к Ленину никто от «ленинского территориального наследия» отказываться там не собирается. Но при этом у властных элит Украины нет понимания, что такое подлинная империя.

Это всегда некий компромисс между народами, договорённость на базе сверхценностей. Если империя строится на идее тотального доминирования одной нации, то эта империя обречена. Так крушились один за одним германские рейхи, поскольку не давали возможность цвести всем народам, всем цветам в соцветии. Вот этой имперской терпимости, к сожалению, не наблюдается на протяжении всей истории «незалежности» Украины.

Политика украинизации неукраинского населения ярко проявляется все последние годы. Эту политику можно определить как этноцид. Геноцид — это прямое физическое уничтожение, а здесь применяется перекодирование сознания, ассимиляция, переселение и, конечно, изгнание народов. Вот если бы появилась некая интегральная украинская идеология, которая учитывала бы все факторы, была наднациональной, тогда бы можно было сказать, что Украина состоялась как государство.

Но, к сожалению, нынешний украинизм — это местечковое западничество плюс жлобство, с элементами нацизма. Галичанская группа может реально влиять на ситуацию в Киеве, это действительно пассионарно-активный слой. Фактически, создан один из искусственных этнических мифов о культурном и языковом преимуществе западенского, галичанского субэтноса, который в развитии живущих на Украине народов не имел бы особого значения, если бы не политическая судьба Украины.

Почему на Украине нет митингов против войны?

Потому что Украина сейчас страшно разогрета. СМИ настраивают людей так, что все хотят крови. Обыватели стали заложниками собственных СМИ, учебников, многолетней антироссийской пропаганды. Людей сильно-сильно разогрели. Майдан, который как нарыв прорвался в феврале, — он недоносок. Состоялись преждевременные роды новой власти. Власть слаба и боится толпы. Что касается маршей мира в России, то их проводит либеральная интеллигенция, которая тоже почему-то заткнулась и не проводит больше «Марши мира». Либералы сейчас выступают за активное продолжение военных действий, за бомбежки, за проведение так называемой «антитеррористической операции».

Они ангажированы — это отчетливо видно. Как только Америка начинала свои жесточайшие операции во всю меру, правозащитники замолкали. Как только Башар Асад начал проводить какие-то военные действия, они начинали кричать, вопить, топать ногами, посыпать голову пеплом, рвать на себе рубашки и рвать зубами занавески. Так всегда было и будет, потому что эта группа не самодостаточна и самостоятельна. Центр управления армией правозащитников находится в США. Правозащитные организации работают только на США и в интересах США.

Сейчас появилось такое понятие, как «православный сталинизм». Насколько возможно объединить эти слова вместе и имеет ли это понятие смысл?

Да, имеет серьёзнейший смысл, потому что Сталин на рубеже эпох, на страшном перекате времен выразил русскую идею. А часть русской идеи — это православие. Построение справедливого общества, основанного на христианской морали, — вот что делал Сталин. Еще он строил супермощное государство, удерживающее миропорядок. Сталинская Россия встала на пути Левиафана, всемирного ростовщического капитализма, из недр которого явится Антихрист. Сталинский СССР — это так называемый катехон — удерживающий… Камень на пути мирового зла. Поэтому православный сталинизм не только возможен, но и органичен. Это течение может считаться мистической проекцией всей русской истории ХХ века.

Сергей Борисович Проханов. Родился 29 декабря 1952 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист Российской Федерации (2005).

Имеет поморские и цыганские корни. Один его дед был церковным живописцем, а другой - бессарабский цыган, Тося Прохан, который женился на кубанской казачке (погиб во время войны). Именно свои корни называет основой своего сценического темперамента.

Отец работал на закрытом производстве, мама была домохозяйкой из-за слабого здоровья.

Сначала учился в обычной школе, затем его перевели в учебное заведение с математическим уклоном. "Если артистизм - одна сильная сторона моей натуры, то логика - вторая. Был я в детстве вундеркиндом, трехзначное на трехзначное в уме умножал за считанные секунды", - отмечал он.

Семья жила в Тушине. Посещал расположенный поблизости от его дома Дворец пионеров, в котором, по его словам, обучился музыке, пению и танцам. Также занимался спортом - баскетболом и карате.

В 1974 году окончил Театральное училище им. Б. В. Щукина, курс В.К. Львовой. Затем поступил в труппу Театра имени Моссовета. В 1981 году, сыграв Сашку в одноимённом спектакле по повести В.Л. Кондратьева, режиссёра Г. Черняховского, Проханов заявил о себе как о серьёзном и талантливом актёре.

Среди других театральных работ как актера: «Дальше - тишина...» - Бармен; «Миллион за улыбку»; «Последняя жертва»; «Глазами клоуна»; «Инфанты»; «Пять углов»; «Фабричная девчонка» - Бибичев; «Иисус Христос - суперзвезда» - Царь Ирод; «Премьера».

В конце 1980-х - начале 1990-х годов актёр много времени посвящал эстраде, выступал с концертами и как чтец.

Широкую известность и любовь публики получил как актер кино. Сниматься начал в 1970-м. Прославился, сыграв главную роль - Кеши Четвергова - в комедии «Усатый нянь» . По сюжету его герой - хулиган, по которому, как говорят, тюрьма плачет. И с целью перевоспитания его самого назначают воспитателем - в детский сад. Он воспитывает детей, дети - воспитывают его. В короткий срок его герой взрослееет и становится ответственным мужчиной.

Сергей Проханов в фильме "Усатый нянь"

Среди других известных работ актера в кино - «Молодая жена» (Володька), «Трижды о любви» (Василий Лобанов), «Завтрак на траве» (пионервожатый Ковалёв), «Корпус генерала Шубникова» (подполковник Семён Куценко), «Коррупция» (Бабенко), «Привал странников» (Денис), «Гений» (Костик).

Сергей Проханов в фильме "Молодая жена"

Сергей Проханов в фильме "Гений"

Был ведущим детской телепередачи «Будильник».

С 1991 года сосредоточился на театре и театральной режиссуре.

В 1990 году Сергей Проханов принял участие как режиссёр в создании спектакля «Иисус Христос-суперзвезда» Э. Ллойд-Уэббера на сцене театра имени Моссовета, где также исполнил роль царя Ирода.

Далее решил создать собственный театр. Сначала это коммерческий театр-студия реалистической фантастики при Союзконцерте, а впоследствии на собственные средства Проханов открыл «Театр Луны». Театр был расположен по соседству с театром им. Моссовета, в одном из подвалов на Патриарших прудах, потом переехал в центр Москвы.

"В 90-е годы в период развала всего, в том числе и кинематографа, я пошел в кооперацию и создал свой театральный кооператив под названием «Маскарад». После мне это надоело. Я решил, что заработанное должно быть подкреплено какой-то идеей. И ею стал театр. Вначале это была театральная студия мистической фантастики, а потом – «Театр Луны», который позже стал государственным", - рассказывал он.

Среди известных постановок театра: «Византия», «Мечты маленького Робинзона», «Сны взрослого Робинзона», «Фанта-Инфанта», «Ночь нежна», «Таис сияющая».

Большинство пьес для спектаклей театра написаны или переработаны самим Сергеем Прохановым. "Кто-то берет уже готовые мюзиклы с Запада, кто-то их переводит на русский. Но это уже секонд-хэнд. У нас свой путь. Я сам все пишу – от и до. Если мы попытаемся сделать американский мюзикл, то будет именно то, что произошло с «Чикаго» – вначале небывалый интерес, поскольку мюзикл в тот период был актуален, так как Москва по своей криминальной составляющей напоминала Чикаго 30-х годов, а потом – провал. Это связано с тем, что все-таки западные сюжеты не годятся для нашей психологии и на русскую душу никак не падают", - пояснял он.

В «Театре Луны» в разное время играли знаменитые артисты: Валентин Смирнитский, Дмитрий Певцов, Чулпан Хаматова, Анатолий Ромашин, Марина Блейк. Сейчас в труппе театра тоже немало звезд: Сергей Виноградов, Елена Захарова, Анна Терехова, Евгений Герчаков, Марк Алисов, Алексей Лосихин, Валерия Ланская, Анастасия Стоцкая, Дмитрий Бикбаев, Олег Марусев, Елена Цорн, Вероника Лысакова.

С 1999 года Проханов является руководителем курса в РАТИ.

Сергей Проханов в программе "Наедине со всеми"

Рост Сергея Проханова: 177 сантиметров.

Личная жизнь Сергея Проханова:

Был женат на Татьяне Юрьевне Прохановой (в девичестве Василевская), она внучка сразу двух Маршалов Советского Союза - А.М. Василевского и Г.К. Жукова, по профессии - юрист-международник. Познакомились на даче у знакомых, на тот момент Проханову было 20, а Татьяне всего 16. Через два года они поженились.

В браке родились сын и дочь. Дочь - Анастасия, художник по костюмам, работает в театре отца. Сын - Антон, владелец отеля и дайвинг центра на Филиппинах (остров Миндоро).

Проханов не особо скрывал, что имел романы на стороне, а жена даже комментировала его пассий. Они отдалились, когда Сергей стал жить строительством театра. Он пропадал на стройке, да и дома не мог отвлечься от забот. Татьяна стала резкой, раздражительной. Однажды она ушла в гости к подруге и не вернулась ночевать. Сергей принял это за измену, собрал сумки и съехал с квартиры.

Впоследствии Сергей Проханов отмечал, что не нужно было горячиться. Однако вернуть было уже ничего нельзя. С женой у него остались хорошие отношения.

"Всё было бы у нас с Таней хорошо. Но мне стукнуло 50 и «бес - в ребро»: начался «осенний марафон». А я ханжой никогда не был - вот и результат. Мы расстались, хотя прожили вместе 25 лет и родили двух детей!", - говорил он.

Затем у него была молодая возлюбленная , с которой Проханов прожил 4 года. Она его бывшая ученица, стала фавориткой в театре, а вскоре он доверил ей режиссуру спектакля "Оскар и розовая дама". Также Вика стала руководить занятиями в детской студии "Маленькая луна" при театре.

После расставания с Алмаевой у него было еще несколько мимолетных романов. Он рассказывал: "И тогда девушки стали у меня меняться одна за другой... Едва пожили - начинаются претензии. Они хотят все и сразу: и карьеру, и квартиру, и машину. И даже не прикрываются игрой в любовь! Ни одну из них я не захотел назвать женой".

Фильмография Сергея Проханова:

1970 - Семья, как семья - участник новогодней вечеринки, приятель Лены
1971 - Ох, уж эта Настя! - пионервожатый (в титрах не указан)
1972 - А пароходы гудят и уходят... - Лёня
1972 - Юлька - Петро Дубовой
1973 - Быть человеком
1974 - Весёлый калейдоскоп - Олег
1975 - Ольга Сергеевна - Никита
1976 - Вечерний свет - Степан
1976 - Всего одна ночь - Пашка Пузырёв
1976 - Солнце, снова солнце
1977 - Усатый нянь - Кеша, Четвергов Иннокентий Петрович
1978 - Дальше - тишина... - бармен
1978 - Молодая жена - Володька
1979 - Завтрак на траве - пионервожатый Иван Николаевич Ковалёв
1979 - Небо - земля
1979 - Ты помнишь - Федя Братухин
1980 - Дон Карлос - паж королевы
1980 - Корпус генерала Шубникова - подполковник Семён Куценко
1981 - Деревенская история - Григорий Егорович Горелов, механизатор
1981 - Ленин в Париже - посыльный
1981 - Трижды о любви - Василий Лобанов, колхозный шофёр
1982 - Магистраль - «Студент»
1982 - Оставить след - Толик Смородинцев
1983 - Сашка - Сашка
1984 - Первая конная - Тимошка
1985 - Осторожно, Василёк! - шофёр Аркадий
1985 - Подвиг Одессы - моряк
1985 - Поживём - увидим - Сергей
1985 - Про кота... - Карабас, младший брат
1985 - Ради нескольких строчек - майор Ковалев
1985 - Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор - Иван Агафонов
1986 - Размах крыльев - Веселков
1986 - Тайна Снежной королевы - Крапива
1987 - Мисс миллионерша - ведущий
1987 - Чехарда - папа
1988 - Белые вороны - инспектор ГАИ Сергей Петрович
1988 - С луны свалился
1989 - Пять углов - Ростик
1990 - Бес в ребро - Виктор
1990 - Коррупция - Бабенко
1991 - Гений - Костик
1991 - Привал странников - Денис
2007 - Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28