Работа

Александровская колонна или Александрийский столп, Александрийский Маяк - Семь Чудес Света. Александрийский столп – история, строительство, легенды Упоминания о строительстве александрийской колонны


На Дворцовой площади Санкт-Петербурга высится уникальный монумент – колонна, увенчанная скульптурным изображением ангела с крестом, а в основании обрамленная рельефными аллегориями победы в Отечественной войне 1812-го года.

Посвященный полководческому гению Александра I, памятник носит название Александровской колонны, а с легкой руки Пушкина зовется «Александрийским столпом».

Возведение монумента пришлось на конец 20-х – начало 30-х годов ХIХ века. Процесс документировался, и потому каких-либо тайн в появлении Александровской колонны быть не должно. Но если тайн нет, очень хочется их придумать, не так ли?

Из чего сделана Александровская колонна

В сети полно уверений об обнаруженной слоистости в материале, из которого изготовлена Александровская колонна. Дескать, мастера прошлого, не умея механически обработать твердый , научились синтезировать гранитоподобный бетон – из которого и отлили монумент.

Альтернативное мнение еще радикальней. Александровская колонна вообще не монолитна! Она составлена из отдельных блоков, водруженных друг на друга подобно детским кубикам, а снаружи облицована штукатуркой с большим количеством гранитной крошки.

Есть и вовсе фантастические версии, способные посоперничать с заметками из палаты №6. Однако на деле ситуация не так сложна, а главное – весь процесс изготовления, транспортировки и установки Александровской колонны задокументирован. История возникновения главного монумента Дворцовой площади расписана чуть ли не по минутам.

Выбор камня для Александровской колонны

Огюст Монферран или, как он сам именовал себя на русский манер, Август Монферанд до получения заказа на монумент в честь победы в Отечественной войне 1812-го года строил Исаакиевский собор. Во время заготовительных работ в гранитном карьере на территории современной Финляндии Монферран обнаружил монолит размером 35 х 7 метров.

Монолиты такого рода – большая редкость и еще большая ценность. Так что нет ничего удивительного в бережливости архитектора, приметившего, но не пустившего в дело огромной гранитной плиты.

Вскоре у императора возникла идея памятника Александру I, и Монферран нарисовал эскиз колонны, памятуя о наличия пригодного материала. Проект был одобрен. Добычу и доставку камня для Александровской колонны поручили тому же подрядчику, который обеспечивал материалом строительство Исаакия.

Искусная добыча гранита в карьере

Для изготовления и водружения на уготованное место колонны требовалось два монолита – один для стержня сооружения, другой – для постамента. Камень для колонны высекали первым.

Первым делом рабочие очистили гранитный монолит от мягкой почвы и всякого минерального мусора, а Монферран тщательно осмотрел поверхность камня на предмет наличия трещин и дефектов. Изъянов не нашлось.

Используя молоты и кованые зубила, работники грубо выровняли верхушку массива и сделали прорезные углубления для крепления такелажа, после чего пришла пора отделения фрагмента от природного монолита.

По нижней кромке заготовки под колонну высекли горизонтальный уступ на всю длину камня. На верхней плоскости, отступив от края достаточное расстояние, вдоль заготовки прорубили борозду в фут глубиной и полфута шириной. В этой же борозде вручную, при помощи кованых шлямбуров и тяжелых молотов пробурили скважины на расстоянии фута одна от другой.

В готовые скважины поместили стальные клинья. Чтобы клинья работали синхронно и дали ровную трещину в гранитном монолите, была использована специальная распорка – железный брус, уложенный в борозду и выравнивающий клинья в ровный частокол.

По команде старшего молотобойцы, расставленные по одному человеку на два-три клина, принялись за дело. Трещина прошла точно по линии скважин!

При помощи рычагов и кабестанов (лебедок с вертикальным расположением вала) камень опрокинули на наклонно выложенную постель из бревен и елового лапника.


Таким же способом был добыт и гранитный монолит для пьедестала колонны. Но если заготовка для колонны изначально весила примерно 1000 тонн, камень для пьедестала откололи в два с половиной раза меньшим – «всего» 400 тонн весом.

Длились карьерные работы два года.

Транспортировка заготовок для Александровской колонны

«Легкий» камень для пьедестала доставляли в Петербург первым, в компании нескольких гранитных валунов. Общая масса груза составила 670 т. Нагруженную деревянную баржу поместили меж двух пароходов и благополучно отбуксировали в столицу. Прибытие судов пришлось на первые дни ноября 1831-го года.

Выгрузка производилась с использованием синхронной работы десяти волокущих лебедок и заняла всего два часа.

Транспортировку большей заготовки отложили на лето следующего года. Бригада каменотесов тем временем скалывала с нее лишний гранит, придавая заготовке округлую форму колонны.

Для перевозки колонны построили судно грузоподъемностью до 1100 тонн. Заготовку в несколько слоев обшили тесом. На берегу для удобства погрузки соорудили пристань из бревенчатых срубов, забалластированных диким камнем. Площадь настила пристани составляла 864 квадратных метра.

В море перед пристанью выстроили бревенчато-каменный мол. Дорогу к пристани расширили, очистили от растительности и выходов камня. Особо прочные останцы пришлось взрывать. Из множества бревен устроили подобие мостовой для беспрепятственного перекатывания заготовки.

Передвижение подготовленного камня к пристани заняло две недели и потребовало усилий более чем 400-т рабочих.

Погрузка заготовки на судно не обошлась без неприятностей. Бревна, выложенные в ряд одним концом на пристань, другим – на борт судна, не выдержали нагрузки и переломились. Камень, однако, не ушел на дно: утонуть ему не дало судно, распертое между причалом и молом.


У подрядчика было достаточно людей и подъемной техники, чтобы выправить ситуацию. Однако начальство для верности вызвало солдат из близлежащей воинской части. Помощь нескольких сотен рук оказалась кстати: за два дня монолит подняли на борт, укрепили и отправили в Петербург.

Во время происшествия никто не пострадал.

Подготовительные работы

Чтобы избежать случайностей при выгрузке колонны, Монферран перестроил петербуржский причал так, чтобы борт судна прилегал к нему без зазоров по всей своей высоте. Мера оказалась успешной: переваливание груза с баржи на берег прошло безукоризненно.

Дальнейшее перемещение колонны велось по наклонным настилам с конечной целью в виде высокой деревянной платформы со специальной тележкой наверху. Тележка, передвигаемая на подкладных роликах, предназначалась для продольного движения заготовки.

Камень, вырубленный для пьедестала монумента, был еще осенью доставлен к месту установки колонны, накрыт навесом и отдан в распоряжение сорока каменотесов. Обтесав монолит сверху и со всех четырех боков, рабочие перевернули камень на песочную кучу – дабы исключить раскалывание глыбы.


После обработки всех шести плоскостей пьедестала гранитный блок водрузили на фундаментную основу. Фундамент для пьедестала опирался на 1250 свай, вбитых в дно котлована на одиннадцатиметровую глубину, опиленных по уровню и вмурованных в каменную кладку. Поверх четырехметровой кладки, заполнившей котлован, выложили цементный раствор с мылом и спиртом. Податливость растворной подушки позволила выставить монолит пьедестала с высокой точностью.

За несколько месяцев каменная кладка и цементная подушка пьедестала схватились и набрали требуемую прочность. К моменту доставки на Дворцовую площадь колонны пьедестал был готов.

Установка колонны

Установка колонны массой в 757 тонн – непростая инженерная задача даже сегодня. Однако инженеры двухсотлетней давности справились с решением проблемы «на отлично».

Расчетная прочность такелажа и вспомогательных конструкций была троекратной. Рабочие и солдаты, привлеченные к поднятию колонны, действовали с большим воодушевлением – отмечает Монферран. Грамотная расстановка людей, безупречная организация управления и остроумная конструкция лесов позволили поднять, выровнять и установить колонну менее чем за час. Еще два дня ушло на выправление вертикальности монумента.

Финишная обработка поверхности, а также монтаж архитектурных деталей капители и скульптуры ангелы заняли еще два года.

Стоит отметить, что никаких скрепляющих элементов между подошвой колонны и пьедесталом нет. Монумент покоится исключительно за счет свих исполинских размеров и отсутствия в Петербурге сколько-нибудь заметных землетрясений.

Ссылки на дополнительную информацию

Чертежи и другие документы о строительстве Александровской колонны в Петербурге:

Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официал...

От Masterweb

17.04.2018 22:01

Приведенные ниже строки великого поэта Александра Сергеевича Пушкина известны практически каждому.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся он главою непокорной

Александрийского столпа».

Конечно, сегодня сложно сказать, какова была задумка автора, когда он писал данное произведение. Однако большая часть историков уверена, что поэт имел в виду тот самый Александрийский столп, которые стоит на Дворцовой площади и является одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга. Это удивительное творение вызывает восхищение у наших современников, поэтому несложно представить, каким знаменательным событием была установка этого памятника, посвященного победе над Наполеоном. Кажется, что история Александрийского столпа не может иметь темных пятен, ведь создавался памятник всего лишь около двухсот лет назад. Однако кроме официальной версии его изготовления и установки, а также небольших рисованных альбомов, дающих весьма смутное представление о технологиях девятнадцатого века, ничего не сохранилось. Удивительно, но при строительстве Санкт-Петербурга архитекторы создавали невероятно точные карты, а технологии строительства описывались в специализированной документации. А вот история создания Александрийского столпа лишена таких подробностей, а при более пристальном взгляде и вовсе изобилует не состыковками и откровенными ляпами. Все это дает историкам массу поводов для сомнений в официальной версии появления памятника. Он обрастает мифами и легендами, о которых мы обязательно сегодня упомянем, не забыв рассказать и об официальной версии.

Достопримечательности Санкт-Петербурга: Александрийский столп

На этот памятник стремятся посмотреть все гости Северной столицы. Однако, чтобы в полной мере оценить мастерство его создателей, нужно запрокинуть голову дабы увидеть саму вершину колонны. На ней установлена фигура ангела с крестом и змеей у его ног, что является аллегорией, символизирующей победу Александра I над армией Наполеона.

Размеры Александрийского столпа поистине впечатляют. Многие наши современники, владеющие техническим знаниями, утверждают, что для создания подобного творения сегодня могут понадобиться десятилетия. А для того чтобы установить колонну на постамент мало будет и двух суток. И это при учете наличия у рабочих огромного количества облегчающих работу машин и различных установок. Как все это было возможно в первой половине девятнадцатого века – настоящая загадка.

Вес Александрийского столпа шестьсот тонн и еще сто тонн весит основание, на которое установлена колонна, изготовленная из редкого розового гранита. Он имел красивое название «рапакиви» и добывался только в Выборгской области в Пютерлакской каменоломне. Примечательно, что вырубалась колонна из цельного куска гранита. По некоторым сведениям, его вес в изначальном виде превышал одну тысячу тонн.

Высота Александрийского столпа составляет сорок семь с половиной метров. К гордости русских мастеров нужно отметить, что колонна значительно превышает все подобные сооружения мира. На фото ниже изображены колонны Траяна в Риме, Помпеи в Александрии и Вандомская колонна, установленная в Париже, в сравнении с памятником на Дворцовой площади. Уже этот рисунок дает представление об этом чуде инженерной мысли, восхищающем всех без исключения туристов.

Ангел, установленный на вершине, имеет высоту в шесть и четыре десятых метра, а его основание – почти три метра. Устанавливалась фигура на колонну уже после того, как она заняла свое место на площади. Александрийский столп, что кажется абсолютно невероятным, никак не закреплен на своем постаменте. Инженеры настолько точно сделали все расчеты, что колонна прочно стоит безо всяких креплений уже практически двести лет. Некоторые туристы рассказывают. что если запрокинуть голову около памятника и постоять так минут десять, то будет заметно как раскачивается верхушка столпа.

Знатоки истории Санкт-Петербурга утверждают, что Александрийский столп на Дворцовой площади мог бы и не появиться. Так как проект памятника на протяжении долгого времени не утверждался императором. В конечном итоге был одобрен его набросок, а затем и материал, из которого планировалось создать сей шедевр.

Предыстория появления колонны

Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.

Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.

Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.

Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.


Первый этап создания памятника

История Александрийского столпа в Санкт-Петербурге началась с выбора материала. Так как предполагалось вырубать колонну из единого куска гранита, то Монферрану пришлось отправиться изучать каменоломни, чтобы выбрать подходящее место для добычи такой массивной глыбы. После некоторого времени поисков архитектор решил направить своих рабочих на Пютерлакскую каменоломню в Финляндии. Именно там находилась подходящая по размеру скала, о которой планировалось отколоть огромную глыбу.

В двадцать девятом году в Северной столице приступили к созданию фундамента Александрийского столпа на Дворцовой площади. Через год начались работы по добыче гранита в каменоломнях. Продолжались они два года, а участие в этом процессе принимали около четырехсот рабочих. По данным, указанным в официальных источниках, они трудились день и ночь посменно. А технологию добычи камня разработал юный самоучка Самсон Суханов. До сих пор неизвестно, как именно от скалы была отколота глыба, которая в дальнейшем пошла на изготовление колонны. Не сохранилось ни одного официального документа, где технология была бы описана в малейших подробностях. В альбомах Монферрана написано только о том, что кусок гранита превышал одну тысячу тонн. Его откололи с помощью каких-то длинных ломов и рычагов. Затем монолит перевернули и отсекли от него огромный кусок для фундамента.


Еще полгода ушло на обработку глыбы. Все это производилось вручную самыми простейшими инструментами. Советуем читателям запомнить этот факт, так как в дальнейшем мы еще вернемся к нему и рассмотрим немного с другой стороны. Практически готовый Александрийский столп был готов к поездке в Санкт-Петербург. Было решено делать это водой и для сложного путешествия пришлось строить специальный корабль, совместивший в своей конструкции все инновационные технологии того времени. Параллельно в Северной столице строился причал, готовый принять необычный корабль и его груз. В планах архитектора было сразу же после выгрузки по специальному мосту из дерева докатить колонну до площади.


Доставка монолитной колонны

О том, как проходила погрузка и выгрузка памятника, известно очень мало. В официальных источниках этот уникальный процесс описан очень скупо. Если доверять альбомам Монферрана и отрывочным сведениям капитана судна, то колонну погрузили выше ватерлинии и практически благополучно довезли до Санкт-Петербурга. Единственным неприятным событием был шторм, который раскачал корабль и чуть было не скинул памятник в воду. Однако капитан огромными усилиями сумел самолично закрепить драгоценный груз.

Еще один казус произошел в момент выгрузки колонны. Под ней прогнулись и треснули бревна, подложенные для передвижения по причалу. Один конец колонны чуть было не упал в воду, но ее удалось удержать, вовремя пропущенными снизу веревками. В таком положении памятник удерживался двое суток. За это время был послан гонец в соседний гарнизон с просьбой о помощи. Около четырехсот солдат по немыслимой жаре смогли за четыре часа преодолеть отделяющее их от пристани сорокакилометровое расстояние и общими усилиями спасли шестисоттонную колонну.

Несколько слов о постаменте

Пока в Финляндии происходила добыча гранитной глыбы в Санкт-Петербурге шли работы по подготовке фундамента для постамента и самой колонны. Для этого на Дворцовой площади велась геологическая разведка. Она выявила залежи песчаника, где и планировалось начать рыть котлован. Интересно, но визуально всем туристам кажется, что Александрийский столп расположен ровно по средине площади. Однако на самом деле это не так. Колонна установлена чуть ближе к Зимнему дворцу, чем к Генеральному штабу.

Во время работы над котлованом рабочие наткнулись на уже установленные сваи. Как оказалось, их врыли в землю по указке Растрелли, который планировал установить здесь памятник. Удивительно, что спустя семьдесят лет архитектору удалось выбрать то же самое место. Вырытая яма была залита водой, но предварительно туда забили более тысячи свай. Чтобы правильно выставить их относительно горизонта, сваи срезали ровно по зеркалу воды. Затем рабочие приступили к закладке фундамента, состоящего из нескольких гранитных блоков. На него и водрузили постамент, весящий четыреста тонн.

Опасаясь, что глыба не сможет сразу же встать так, как нужно, архитектор придумал и применил необычный раствор. Он добавил в традиционную смесь водку и мыло. В итоге глыбу удалось несколько раз передвинуть. Монферран писал о том, что сделано это было довольно легко при помощи всего лишь нескольких технических приспособлений.


Установка колонны

В середине лета тридцать второго года девятнадцатого века строители подошли к завершающей стадии создания памятника. Перед ними стояла едва ли не самая сложная задача за все прошедшие годы – докатить монолит до места назначения и поставить его вертикально.

Чтобы воплотить в жизнь эту задумку, пришлось сооружать сложную инженерную конструкцию. В нее входили строительные леса, рычаги, балки и другие приспособления. По официальной версии посмотреть на установку колонны собрался чуть ли не весь город, даже сам император и его приближенные приехали взглянуть на это чудо.

В поднятии колонны участвовало около трех тысяч человек, которые смогли сделать всю работу за один час сорок пять минут.

Окончание работы ознаменовалось громким восхищенным криком, вырвавшимся из уст всех присутствующих. Сам император был очень доволен работой архитектора и заявил о том, что памятник обессмертил своего создателя.

Заключительный этап работ

Еще два года ушло у Монферрана на то, чтобы украсить памятник. Он «оделся» в барельефы и получил иные элементы, составляющие единый ансамбль из декора. Данный этап работ не вызвал у императора нареканий. Однако завершающая колонну скульптурная композиция стала настоящим камнем преткновения между архитектором и Николаем I.

Монферран планировал поставить на верхушку колонны огромный крест, обвитый змеей. Скульптура должна была быть повернута к Зимнему дворцу, на чем особенно настаивали все члены императорской семьи. Параллельно были созданы проекты и иных композиций. Среди них были ангелы в разных позах, Александр Невский, крест на сфере и тому подобные скульптуры. Последнее слово в данном вопросе оставалось за императором, он склонялся в пользу фигуры ангела с крестом. Однако и ее пришлось несколько раз переделывать.

По задумке Николая I лик ангела должен был иметь черты Александра I, а вот змей не только символизировал Наполеона, но и напоминал его визуально. Трудно сказать, насколько читаемо это сходство. Многие специалисты утверждают, что лицо ангела лепилось с одной из известных женщин того времени, а другие все же видят в нем императора-победителя. В любом случае памятник надежно хранит эту тайну вот уже двести лет.


Торжественное открытие памятника

В августе тридцать четвертого года состоялось открытие монумента в честь победы русского народа над французскими войсками. Мероприятие было проведено с поистине императорским размахом.

Для зрителей заранее построили трибуны, которые не выбивались из общего стиля дворцового ансамбля. На богослужении, проведенном у подножия памятника, присутствовали все важные гости, войско и даже зарубежные послы. Затем на площади был проведен военный парад, после которого в городе начались массовые народные гуляния.

Мифы, легенды и интересные факты

История Александрийского столпа была бы неполной без упоминания разных слухов и фактов, связанных с ним.

Мало кто знает, что в фундаменте памятника заложена целая шкатулка с золотыми монетами. Там же находится и памятная табличка с надписью, сделанной Монферраном. Эти предметы до сих пор хранятся в основании колонны и будут находиться там до той поры пока памятник стоит на постаменте.

Изначально архитектор планировал прорубить внутри колонные лестницы. Он предлагал императору использовать в этих целях двух человек. Они должны были завершить работу за десять лет. Но из-за опасений за целостность колонны Николай I отказался от этой идеи.

Интересно, но жители города очень недоверчиво отнеслись к Александрийскому столпу. Они опасались его падения и обходили Дворцовую площадь стороной. Чтобы переубедить их, Монферран стал ежедневно гулять здесь и со временем памятник превратился в самое любимое место гостей столицы и его жителей.

В конце девятнадцатого века по городу прошел слух о таинственной букве, которая по ночам буквально горит на колонне. С наступлением рассвета она пропадает и вновь появляется в сумерках. Горожане были обеспокоены и придумывали самые невероятные объяснения этому явлению. Но все оказалось крайне прозаично – на гладкой поверхности колонны просто отражалась буква из названия производителя фонарей, которыми был окружен забор около постамента.

Одной из самой распространенной легендой об Александрийском столпе является история о надписи на его вершине. Она была нанесена в ночь после полета в космос Юрия Гагарина и прославляла его. Кто сумел забраться на такую высоту, до сих пор неизвестно.


Неофициальная версия появления памятника

На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.

К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.

Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.

Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.

Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Александровская колонна (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

А. С. Пушкин

Один из известнейших памятников Петербурга, Александровская колонна знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи. С лёгкой руки любимого поэта все так и стали называть монумент - Александрийский столп, хотя, на самом деле, это - поэтический изыск, и памятник вот уже почти 200 лет носит название Александровская колонна.

Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном.

А напоминать монумент высотой в 47,5 м должен был о победе России над Францией в 1812 г. Возникла идея воздвигнуть монумент в центре Дворцовой площади у Карла Росси, и в результате открытого конкурса был отобран именно тот проект, который сейчас мы и имеем удовольствие лицезреть.

Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня.

Название Александровой колонны, с одной стороны, связано с Императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой, с Фаросским (Александрийским) маяком, который является одним из семи чудес света, олицетворяющим предельный уровень достижений человечества. Александрова колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему.

На вершине памятника работа Б. Орловского - ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.

Цифры и факты

Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Петербурге, а в Пютерлакской каменоломне близ Выборга, а фигура ангела сделана из полированного розового гранита. Для того чтобы доставить колонну в Петербург, понадобилось специальное судно, которое буксировали два парохода. Под основание постамента Александровской колонны забиты 1250 свай по 6 метров в длину каждая. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных в Петербурге лесов и кабестанов.

Любопытно, что на установку ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих, поднимавших колонну на постамент.

Сама колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу.

Скульптор придал лицу ангела на вершине памятника черты лица Александра I.

Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой в 6,4 м. Высота пьедестала, на котором и возвышается Александровская колонна, 2,85 м. И вес всей конструкции 704 тонны. Такое вот величие русского оружия, памятник победе не только российской армии, но и всего народа, победе над тем, что другим победить оказалось невозможным.

Как добраться

Александровская колонна возвышается в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Чтобы добраться до площади и памятника, вам необходимо воспользоваться подземным транспортом и доехать до станции «Невский проспект», дальше двигаться к началу Невского проспекта, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства. С места пересечения Невского и Адмиралтейского проспектов открывается вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной в центре. Вот то, что вы искали.

А лександровская колонна украшает Дворцовую площадь с 1834 года: Николай I приказал возвести ее в честь победы Александра I над Наполеоном. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем интересные детали из истории этого сооружения.

Александровская колонна, Санкт-Петербург. Фотография: meros.org

Первые эскизы Александровского обелиска

Степан Щукин. Портрет Александра I. Начало 1800-х. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Евгений Плюшар. Портрет Огюста Монферрана. 1834.

Франц Крюгер. Портрет Николая I. 1852. Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1829 году Николай I объявил открытый конкурс эскизов монумента в память об Александре I. Огюст Монферран - его проект Александровской колонны впоследствии был реализован - сначала предложил установить на площади гранитный обелиск высотой 25 метров. При этом Монферран разработал сразу несколько проектов пьедестала памятника. На одном из эскизов он предлагал украсить пьедестал барельефами Федора Толстого, которые иллюстрировали события Отечественной войны 1812 года, и фигурой всадника, впереди которого летит двуглавый орел, а позади - богиня победы. На другом эскизе он изобразил фигуры слонов, поддерживающих обелиск.

«Передо мной предстала колонна Траяна»

Александровская колонна, фигура ангела

Александровская колонна, пьедестал

Однако ни один проект обелиска принят не был. Монферрану предложили создать что-то вроде Вандомской колонны в Париже или колонны Траяна в Риме. Как писал архитектор: «Предо мной предстала колонна Траяна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже - для колонны Наполеона» .

У колонны Монферрана тоже было несколько вариантов оформления: кроме эскиза с фигурой ангела архитектор предлагал увенчать обелиск крестом, обвитым змеей, или установить наверху фигуру Александра Невского.

Финский гранит для русского памятника

Василий Тропинин. Портрет Самсона Суханова. 1823. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва

Пютерлахская каменоломня, отделение каменной глыбы от скалы. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Материал для своего памятника Монферран выбрал заранее: для Александровской колонны использовали гранит из Финляндии. Из одной скалы были вырублены и сама колонна, и камни для ее фундамента - самые большие из них весили более 400 тонн. Их вытесывали на протяжении двух лет - с 1830 по 1832 год - в Пютерлакской каменоломне. Там работали около 250 человек, а руководил ими известный каменотес Самсон Суханов.

Транспортировка на «Святом Николае»

Погрузка колонны на судно. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Доставка блоков для постамента Александровской колонны. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Перевозка заготовок для обелиска из Финляндии в Петербург была нелегкой задачей. Для транспортировки колонны по воде построили специальный бот «Святой Николай» грузоподъемностью более 1000 тонн. На его борт колонну загружали 600 солдат, при этом они едва не уронили монолит в воду. До Петербурга «Святого Николая» с колонной буксировали два парохода.

Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами

Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836

При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.

При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором - в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.

«Монферран, Вы себя обессмертили!»

Александр Денисов. Подъем Александровской колонны. 1832

Л.П.-А. Бишебуа, А.Ж.-Б. Байо. Подъем Александровской колонны. 1834

Григорий Гагарин. Александрийская колонна в лесах. 1832

Самой сложной задачей, стоящей перед строителями, была установка колонны. Здесь также пригодились разработки, сделанные Августином Бетанкуром при строительстве Исаакиевского собора. Он сконструировал специальную подъемную систему из строительных лесов, кабестанов - механизмов для передвижения грузов - и системы блоков. Сначала колонну по наклонной плоскости подкатили на специальную платформу и закрепили на ней. Потом стали поднимать канаты, размещенные на вершине лесов. Эту операцию почти 40 минут выполняли около 2500 человек. Николая I настолько впечатлил торжественный подъем, что он воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили!» После установки колонны ее шлифовали, полировали и декорировали - на это потребовалось два года.

Скульптурное оформление колонны

Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф

Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru

Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I - благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.

Самый высокий памятник из цельного гранита

Александровская колонна. Фотография: peterburg.center

Торжественная церемония открытия памятника состоялась 11 сентября 1834 года. Архитектор хотел отказаться от участия в церемонии, но Николай I настоял, сказав: «Монферран, ваше творение достойно своего предназначения, вы воздвигли памятник самому себе» . Для праздника на Дворцовой площади возвели специальные трибуны: на них разместилась императорская семья и другие именитые гости.

«И никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трём пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Начался церемониальный марш: русское войско прошло мимо Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище... Ввечеру долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым».

Василий Жуковский

Ангел после революции

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: armycarus.do

Реставрация Александровской колонны в 2002-ом году. Фотография: petersburglike.ru

После революции фигуру ангела на Александровской колонне во время городских праздников маскировали красной тканью или воздушными шарами. Ходила легенда, что вместо нее планируют установить статую Ленина, однако этого не произошло. Ограду вокруг монумента в 1930-е годы переплавили на патроны. В годы Великой Отечественной войны Александровскую колонну замаскировали не полностью, как многие другие архитектурные памятники Ленинграда, а лишь на 2/3 высоты. Ангел получил осколочные «ранения». Колонну и территорию вокруг нее несколько раз реставрировали - в 1960-х, 1970-х и 2000-х годах.

Столб... столба... столбу...
(С) народ

А лександровский столп (Александринский) - памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов.
Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела (похожего внешне на императора Александра), выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита.

Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже - памятника Наполеону (она есть )

Начну с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита — основной части колонны — была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830—1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

""В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда". ".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."


Альбом с рисунками Монферрана.

К июлю 1832 года монолит колонны был на подходе, а пьедестал уже завершён. Настало время приступить к выполнению самой сложной задачи — установке колонны на пьедестал.

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух - кажется что колонна покачивается.

Это настоящее произведение искусства.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, — «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напоминает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.


Парад при открытии Александровской колонны в 1834 году. С картины Ладурнёра. Картина находится в

Для размещения почётный гостей Монферраном была сооружена специальная трибуна перед Зимним дворцом в виде трёхпролётной арки. Она была украшена так, чтобы архитектурно соединиться с Зимним дворцом.

Перед трибуной и колонной прошел парад войск.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу " .

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны на колонне отражалась эта буква.

С колонной связано много баек и легенд))) истории о том, как её случайно раскопали строители во главе с Монферраном или версии об инопланетянах с Альфа-Центавра я сразу опущу... под плинтус. Этого добра будет достаточно в комментах)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!
Дворцовая площадь Санкт-Петербурга

Основа инфы (С) Вики, walkspb.ru и др. инет. Старые фото и гравюры (С) альбомы Монферрана (Государственная публичная библиотека) и интернет. Современные фото частично мои, частично из инета.