Здоровье

Алексей кондратьевич саврасов. Алексей кондратьевич саврасов, биография и картины

Алексе́й Кондра́тьевич Савра́сов (1830-1897) - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели».

Родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье купца 3-й гильдии Кондратия Артемьевича Саврасова. Отец и сын некоторое время писали свою фамилию через «о» - Соврасов (в частности, А. К. Саврасов так писал свою фамилию до середины 1850-х годов).

В ранней юности у будущего художника обнаружились способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал приспособить сына к «коммерческим делам», мальчик в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния , где учился в классе пейзажиста К. И. Рабуса. Во время обучения, в 1850 году им была выполнена картина «Камень в лесу у Разлива», который искусствоведы считают несколько неуклюжим по композиции. В этом же году за картину «Вид Московского Кремля при луне» удостоен звания неклассного художника.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Н. А. Рамазанова, художник «передал <…> момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню».

В 1852 году после поездки по южным губерниям России он написал картины «Степь днем» и «Рассвет в степи».

Летом 1854 года, в год окончания училища, Саврасов написал две картины, которые показал на осенней выставке Академии художеств: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Морской берег в окрестностях Ораниенбаума». За них ему было присвоено звание академика; первая из этих картин была приобретена П. М. Третьяковым в 1858 году.

В 1858 году Саврасов стал руководителем пейзажного класса училища живописи и ваяния. В следующем году был написан «Пейзаж с рекой и рыбаком», один из лучших пейзажей Саврасова.

В 1860 году Саврасов участвовал в первой выставке, организованной Московским обществом любителей художеств.

В 1862 году он путешествовал за границей: был на всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Швейцарию, Германию. Написал несколько пейзажей в Швейцарии.

Вместе с В. В. Пукиревым А. К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи. В 1867 году он написал картину «Сельский вид», в 1869 - «Лосиный остров в Сокольниках», в 1878 - «Домик в провинции».

В 1871-1875 годах, живя и работая по большей части в Москве, Саврасов участвовал в экспозициях Товарищества передвижных художественных выставок, в 1873−1878 - в академических выставках. В поисках новых принципов пейзажа он много работал в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Фили, Кунцево, Мазилово, Строгино, Братцево; выезжал в северные губернии России, в Поволжье. В этот период появились его картины: самая знаменитая - «Грачи прилетели» (1871), «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» (1871), «Разлив Волги под Ярославлем» (1871) и «Радуга» (1875), «Просёлок» (1873), «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874).

Картины Саврасова выставлялись также на всемирных выставках - венской 1873 года и парижской 1878 года и на Всероссийской выставке в Москве в 1882 году.

С конца 1870-х годов Саврасов страдал алкоголизмом, в его творчестве появились мрачные мотивы. В 1882 году он был уволен из Московского училища живописи.

Последние годы жизни художник провёл в нужде. «В последние годы, когда А. К. Саврасов уже окончательно спился, он иногда появлялся в мастерской в рубище», - вспоминает В. Гиляровский в книге «Москва и москвичи». Творчество Саврасова стало неровным: в 1887 году была написана картина «Пейзаж. Село Волынское» с фабрикой, чадящей дымом на стоящую рядом церковь, в 1893 - картина «Весна. Огороды».

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Алексей Кондратьевич Саврасов (12(24) мая 1830, Москва — 26 сентября(8 октября) 1897, Москва) — русский художник-реалист, один из учредителей Товарищества передвижников, первооткрыватель жанра лирического пейзажа в русской живописи.

Особенности творчества Алексея Саврасова : личное, интимное восприятие природы; виртуозная работа с цветом и светом, позволившая передать уникальные состояния природы, в частности — особую прозрачность, подвижность весеннего воздуха.

Известные картины художника Алексея Саврасова: «Грачи прилетели », «Радуга », «Лосиный остров в Сокольниках(Сосновый бор) ».

Печальным кругом замкнулась жизнь создателя известных каждому школьнику« Грачей», по которым непременно пишут сочинение. Но не обо всем школьники рассказывают в своих« сочинениях-описаниях по картине». Алексей Саврасов, создатель национального русского пейзажа, начинал как выходец из низов, первыми покупателями картин Саврасова были торговцы на Никольском рынке. В 24 года он стал академиком, по приглашению великой княгини Марии Николаевны писал у нее на даче. А в 67 лет умер в больнице для бедных — в нищете, лишенный семьи, опустившийся и спившийся.

Учиться живописи!

Сыну мещанина, торговца Кондратия Соврасова(именно так, через« о») никоим образом не светила карьера художника. Отец готовил Алексея к дельной профессии« по торговой части». А мальчик рисовал на любом попавшем в руки листке. Родители это не одобряли, а бабушка хвалила, хорошо рисовал малец. Однажды Алеша решился показать рисунки торговцам на рынке — их разобрали влёт и попросили принести еще.

Первым окном в настоящий мир живописи стало случайное знакомство с Александром Воробьевым , который посещал Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Как же об этом мечтал юный Алексей! Последовала череда домашних скандалов, и четырнадцати лет Алеша Соврасов поступил в училище. Деньги на обучение зарабатывал сам, всё так же сбывая торговцам на Никольском свои рисунки. Вскоре пришлось бросить учебу из-за болезни матери.

В 1848 году, когда мать уже умерла от чахотки, а отец привел в дом новую жену, совершенно не соответствовавшую классическому образу злой мачехи, Алексей вернулся в училище. Мачеха уговорила отца не противиться, поэтому теперь всё прошло гораздо мягче. С преподавателем Саврасову(так он начал писать свою фамилию в 50-х годах) повезло — он попал в класс Карла Рабуса , который учил своих студентов видеть величие и красоту природы.

Популярность картин художника Алексея Саврасова

Рабус старался отправлять своих учеников в путешествия, для чего помогал им с меценатами отыскать друг друга. Саврасов ездил в Украину, Крым, а оплачивал это коллекционер Лихачев с условием, что написанные в путешествиях картины принадлежат ему.

С 50-х годов в жизни начинающего художника наступает полоса удач: его картины на всех масштабных выставках. Критики величают Саврасова сильнейшим пейзажистом современности. В 1854 году княгиня Мария Николаевна посетила Московское училище живописи. Высочайшая особа внимательно осмотрела заведение и приобрела семь картин, в том числе две работы Саврасова. Из всего училища княгиня пригласила единственного художника провести лето у нее на даче в Сергиевке, между Петергофом и Ораниенбаумом. Совершенно верно, честь такая выпала именно Алексею Саврасову.

Княгиню в Сергиевке он видел редко. Когда в одну из встреч она спросила, как Саврасов представляет себе дальнейшую деятельность, где планирует жить, где работать, он признался, что хочет вернуться в Москву. Образованная, с тонким художественным вкусом, возглавлявшая Академию художеств Мария Николаевна безусловно намерена была покровительствовать ему в Петербурге. Но настаивать не стала. Кто знает, как бы сложилась судьба художника Алексея Саврасова, сделай он иной выбор во время того памятного разговора…

Но пока он все еще в любимчиках фортуны. В 24 года Саврасов становится академиком. Когда умирает Рабус, в 1857 году Саврасова приглашают преподавать в Училище. О его преподавании ходили легенды. Он мог весенним утром распахнуть окно, вдохнуть свежий воздух, окинуть взглядом собравшихся учеников и отправить их в московские парки« промыть глаза» и писать с натуры.

В этом же году Саврасов женился на Софье, сестре своего товарища по училищу Константина Герца. Брак их казался вполне благополучным до поры до времени. Софье исполнился 31 год, что по тем временам считалось немало. Она была старше Саврасова на 4 года. К мужу поначалу относилась с теплотой, хотя и без страсти, заботилась о нем, создавала по мере своих сил уют. Самого Саврасова считали суровым и непреклонным, хотя скорее он был стеснительным и замкнутым.

Семья и живопись в жизни Саврасова

Несмотря на официальный успех, богатым Саврасов даже в расцвете славы не был. Семья успешного художника жила на казенных квартирах, предоставленных училищем. Горечью и неизбывной болью супругов были многочисленные смерти детей. Самый первый ребенок Саврасовых родился в 1858 году и умер. Вторая дочь, Верочка, росла крепкой девочкой. В 1862 году годовалую Веру супруги оставили на родственников жены и уехали за границу на несколько месяцев: Саврасов был командирован для работы и изучения европейской живописи. Эта поездка оказала на него сильное влияние, причем он не примкнул к западным течениям, а напротив, нашел свой уникальный стиль.

Саврасов, по сути, стал первым русским лирическим пейзажистом, первым, кто сумел показать, что у природы нет« парадных» и «чернорабочих» нарядов. Его ученик Левитан называл Саврасова создателем национального русского пейзажа. Он окончательно отошел от академической традиции. В пейзажах Алексея Саврасова более не найти никакой« прилизанности», картины Алексея Саврасова — это не «без 5 минут Италия», как было принято в те годы. Это — Россия, не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с таким лиризмом, что сердце сжимается .

«Манер в живописи много , — говорил Саврасов. — Дело не в манере, а в умении увидеть красоту» . У него такое умение безусловно было. Причем красоту он видел сам и показывал другим там, где до него никому не приходило в голову ее искать. Он любил весну, но его весна — не буйный в своем цветении май, а почти зимний март. Кажущееся однообразие, тающий снег, еще не проснувшаяся природа. Неужто в этом есть красота? Алексей Кондратьевич Саврасов ее показал на своих картинах. Мартовские пейзажи из-под его кисти выходили живыми, сияющими, наполненными особой музыкальностью…

Саврасов снова побывал в Париже на Всемирной выставке, принимал участие в издании« Курса рисования», активно участвовал в создании Товарищества передвижников. Безоговорочным показателем успеха стал интерес к картинам художника Павла Третьякова , обладавшего незаурядным вкусом и высоко ценившего картины Саврасова.

Семейная жизнь у Саврасовых текла чинно и благородно. Смущало Софи лишь то, что не могла она особо развернуться — достаток был редким явлением в их доме, да и дома своего как такового не было.
60−70-е годы были временем радости, творчества и трагедий — один за одним умирают трое новорожденных детей. Только в 1867 году родилась вторая выжившая девочка, Женни.

В начале 70-х художник открыл для себя Волгу. Волжские пейзажи и сегодня считаются его« фирменными». В Ярославле написаны самые известные картины Алексея Саврасова, в том числе легендарные« Грачи». Они и стали последним большим успехом Алексея Саврасова, дальше дела только ухудшались. Но пока он об этом не знал… Писал Волгу, часто уходил гулять с любимой дочерью Верочкой. Кстати, Вера унаследовала художественный талант отца, но Саврасов наотрез отказался обучать ее живописи. Он полагал, что ни доходов, ни счастья такое занятие не принесет. В его жизни так и случилось.

Падение Саврасова

Под конец 70-х Саврасов утратил благосклонность публики. Большинство его работ теперь воспринимались негативно, подвергались критике. И самое страшное — его выселили из казенной квартиры. В семье обострились конфликты. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим» .

И Саврасов начинает пить, все более опускаясь. Параллельно у него возникли проблемы со зрением, иногда он вообще переставал различать окружающий мир. В 1877 году от него окончательно уходит жена с детьми. Некогда любимец публики, воспитавший плеяду известных художников, среди которых Коровин и Левитан, он всё глубже погружается в безысходное отчаянье. Саврасов на время сходится с простой женщиной, гораздо моложе его. Евдокия Моргунова родила ему двоих детей.

Помнившие о его таланте ученики и коллекционеры делают не одну попытку спасти гения, но удается это только на небольшой период — тогда вновь зажигается блеск в глазах и одряхлевший уже художник берет в руки кисть. Поклоннице его таланта Вере Киндяковой удается почти на два года вернуть Саврасова к нормальной жизни. Он живет у нее, снова пишет… Но срывается. В итоге на старости лет академик Алексей Кондратьевич Саврасов, бывший преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, отмеченный благосклонностью самой княгини Марии Николаевны, пишет за еду и выпивку, сбывает свои рисунки торговцам на рынке — совсем как в детстве… Волшебной истории, «сделавшей всё хорошо», в жизни Саврасова более не произошло. Жизнь пошла под откос, но остались грачи и невыразимо светлые и печальные, а иногда мрачные и тоскливые, но всегда трогающие душу пейзажи Средней России.

При упоминании Саврасова все вспоминают хрестоматийную «Грачи прилетели», наиболее просвещенные – ещё два – три пейзажа: «Лосиный остров в Сокольниках», «Просёлок», «Радуга», а также расхожие штампы – художник одной картины, спился, умер в нищете, царская действительность загубила большой талант. Но так ли уж это верно?

Отец будущего художника – Кондратий Соврасов (так писалась фамилия в XIX веке) – был человеком зажиточным, купцом. Торговал шерстяными изделиями неподалёку от Красной площади. Приобрёл свой дом, нажил небольшой капитал. Склонности сына к рисованию противился, считал её несерьёзной. Алексей целыми днями перерисовывал гуашью картинки из толстых иллюстрированных журналов. А однажды отнёс их на Ильинку, где торговали лубками, старыми книгами и гравюрами, и, к своему удивлению, продал одному из торговцев – по шесть рублей за дюжину рисунков. В 14 лет мальчик поступает в училище живописи, что располагалось на Мясницкой улице. Даже деньги на обучение – около двух рублей в месяц – он мог уже заработать сам.

В училище Саврасов встретил людей, определивших его жизнь – и профессиональную, и личную. Это его учитель, известный живописец Карл Иванович Рабус и товарищ по классу Константин Герц, друг и будущий родственник. Двухэтажный особняк Герцев в Архангельском переулке, наполненный старинной мебелью и картинами, покажется Алексею роскошным дворцом. А образованные и воспитанные сёстры Герц – Софья Эрнестина и Аделаида (семья имела шведские корни) – существами из иного, утончённого и возвышенного мира. Старшая, Софья, была особенно любезна и обходительна…

Любимец преподавателей, Саврасов окончил училище в 20 лет, но связи с ним не разрывает. Занимается в классах, выставляет свои картины и этюды – виды окрестностей Москвы, работы, привезённые из двух поездок по Малороссии. В журналах появляются положительные рецензии. В 1854 году «Москвитянин» назовёт Саврасова «первым среди пейзажистов». В этом же году училище посетила сестра императора, великая княжна Мария Николаевна, любительница искусств. Из семи, купленных ею на выставке картин – две саврасовские. Художнику Саврасову передали приказ прибыть в Санкт-Петербург, на дачу великой княжны с тем, чтобы написать несколько видов.

Благоволение великой княжны – это ли не удача! Удивился и зауважал сына старик Саврасов. Алексей отправился в путь. Больше месяца провёл он на даче в Сергиевке на пустынном берегу Финского залива. Бродил с альбомом по окрестностям, рисовал. Мария Николаевна удостоила своим посещением лишь однажды. Посмотрела рисунки, похвалила. Спросила о планах на будущее.

Остаться в Петербурге, просить о покровительстве, об Академии – заветной мечте всех художников? Приближённость ко двору, возможно, стажировка в Италии. Что ж, милостивый государь? Саврасов растерян, медлит с ответом. Наконец говорит, что хочет вернуться в Москву. Холёная княгиня пожала плечами – как угодно.

Написанные в Сергиевке картины были выставлены в Академии Художеств, и за «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов – в 24 года – получает звание академика живописи. Позднее картину приобрёл П.М.Третьяков. Что бы там ни было, карьера складывалась блестяще – молодость, признание, заказы князей и коллекционеров (правда, это не любимые им виды среднерусской природы, а эффектные романтические пейзажи с горами, водопадами и морем в духе популярного тогда швейцарца Калама), материальная обеспеченность.

Вот тут-то и обратила внимание на молодого академика Софья Карловна Герц. Ей уже тридцать, она на четыре года старше Саврасова, учительствует в пансионе при лютеранской церкви. Алексей Кондратьевич застенчив, малообщителен, многим представляется даже суровым. Да и чего Софье ещё ждать? В январе 1857 года умирает Карл Иванович Рабус, и Саврасову предложили место учителя – вести класс ландшафтной и перспективной живописи. Твёрдое жалованье (500 рублей в год серебром), чин – титулярный советник, с годами выслуга лет, награды, повышение. В сентябре состоялась свадьба. Рождаются две дочери (первая умирает младенцем). Саврасов получает во дворе училища бесплатную казённую квартиру, не нужно платить даже за отопление.

В 1862 году Саврасова и скульптора Сергея Иванова посылают за границу. Средства были собраны продажей билетов на выставку училища и лотереей.

Оставив годовалую малютку Веру на попечение родственников, Саврасов с женой и её сестрой Эрнестиной отправляются в путь. Прежде всего – в Лондон, на всемирную выставку. Саврасов целыми днями пропадает в художественном отделе, совершенно игнорируя последние достижения техники и комфорта. Потом – Франция, Швейцария, Германия. Музеи, выставки, знакомства с художниками. Знаменитый немец Вильгельм Каульбах, увидев швейцарские этюды Саврасова, восхищён: «Это же чудесно, это нечто величественное… с такими сокровищами можно вернуться на родину».

У честолюбивой Софьи были все основания гордиться мужем и ожидать в дальнейшем прочного положения в обществе, своего дома, гувернантки, заграничных вояжей.

И вдруг благополучие начинает рушиться. Рождаются дети – ещё две девочки и долгожданный мальчик. Выживает только одна Евгения, Женни. В августе 1870 года Саврасова лишают казённой квартиры – «мало учеников». Семья оказывается практически на улице. Надо нанимать, да ещё дрова – недешёво. Обиженный Саврасов уезжает с семьёй на Волгу, в Ярославль. Живут там зиму.

Беременная Софья Карловна простужается и рожает недоношенного, последнего (ей уже 44 года) ребёнка. Девочка очень слаба и не выживает. Хоронят её на высоком берегу Волги. Саврасов делает рисунок – обрыв, даль реки, маленький крест. Через три года он создаст картину, пожалуй, единственную, напрямую связанную с личными переживаниями. А ученик Саврасова Исаак Левитан повторит этот мотив в знаменитой картине «Над вечным покоем».

Там же, на Волге, Саврасов создаёт полотно, обессмертившее его имя – «Грачи прилетели». Показанная на Первой выставке передвижников (к которым принадлежал и сам художник) сразу стала знаменитой и была куплена П.М.Третьяковым ещё в мастерской за 600 рублей.

Во второй половине 1870-х годов растёт непонимание и одиночество Саврасова в семье. Софья Карловна постоянно раздражается из-за недостатка денежных средств – она любит комфорт, да и дочери подрастают, нужны деньги на обучение. Появляются отрицательные рецензии на картины.

Художник начинает выпивать и попадает в замкнутый порочный круг, лишается некоторых выгодных уроков. Делает попытки выбраться: хлопочет о возвращении казённой квартиры (у него 15 учеников) – но получает отказы. Просит разрешить ему преподавание в училище пейзажной живописи акварелью – опять отказ. Болезненные удары по самолюбию академик Саврасов сносит молча. Но что делать женщине, жене в такой ситуации? Софья Карловна уезжает с детьми в Санкт-Петербург, к своей замужней и состоятельной сестре Адели (третья сестра Эрнестина, осталось старой девой) Несомненно, подучивает детей писать отцу письма с просьбой о деньгах «на башмаки и жизнь на даче». Впрочем, была и попытка воссоединения семьи, но – неудачная.

Одиночество этих лет скрашивали Саврасову его ученики, многие из которых стали известными художниками. Константин Коровин, Исаак Левитан, 14-15-летние романтики, были особенно близки ему по духу.

Несмотря на громкий успех некоторых картин Саврасова в 1870-е годы, общество в целом было не готово оценить его талант. Для прогрессивной интеллигенции его пейзажи были слишком безыдейными, он не бичевал, не обличал пороки, что было в духе 60-70-х годов XIX века. И европеизированная знать его не принимала.

В 1882 году за пьянство и постоянные пропуски занятий Саврасова увольняют из училища. Он получает небольшое месячное содержание в 25 рублей и перебивается случайными заработками.

Среди написанного в последние годы встречаются и сильные работы, где видна рука прежнего мастера (например, «Ночка»). Однако и за них он уже получает в десятки раз меньше, чем раньше, а предприимчивые торговцы перепродают его полотна с большой выгодой для себя. Сам же Саврасов постоянно обращается то в общество любителей художеств, то в училище, то к П.М.Третьякову с просьбами о денежной помощи. Ему помогают, но распрямиться душевно, он уже не в состоянии.

Он бросил пить. После пятидесяти лет пытается создать новую семью – с мещанкой Евдокией Моргуновой. Рождаются дети – мальчик и девочка, Алексей и Наташа. Но работать не может, почти ослеп. Последние три года практически не выходит из дома.

Одна из последних радостей – в 1894 году в Киеве к пятидесятилетию его творческой деятельности выходит роскошный альбом литографий с двадцатью его рисунками.

И мы, зрители, глядя на великолепные полотна и рисунки Саврасова, чувствуем исходящую от них огромную светлую энергию. Художник был счастлив – в своем творчестве и вечен – в нём. Он оставил нам тонкое понимание красоты природы, жизнеутверждающий лиризм, способность выразить в пейзаже самые разные оттенки человеческих переживаний (нет только отчаяния, даже печаль у него та самая, о которой А.С.Пушкин гениально сказал «светла…»).

Имя: Алексей Саврасов (Aleksey Savrasov)

Возраст: 67 лет

Деятельность: художник-пейзажист

Семейное положение: был в гражданском браке

Алексей Саврасов: биография

Алексей Саврасов – хрестоматийная фигура в русской живописи, человек тяжелой судьбы. Его работы настолько поэтичны, что похожи на стихи классиков, выписанные на холсте. Гения обожали ученики, зрители почитали за сказанное им новое слово в искусстве, но распад семьи, алкоголизм и последовавшие за этим материальные трудности привели художника к трагическому концу.

Детство и юность

О ранних годах в биографии Алексея Кондратьевича известно мало. Он коренной москвич. Родился весной 1830 года в купеческой семье, проживавшей на территории Замоскворечья.


Отец Кондратий Артемьевич промышлял галантереей и мечтал, что дети унаследуют его коммерческую жилку. Возложенные родителем надежды оправдал младший брат живописца – Николай, унаследовавший семейное дело. Интересный факт – до 50-х годов художник писал свою фамилию как отец – через «о», Соврасов, но впоследствии «отретушировал». Таким образом, с единоутробными сестрами и братом фамилии разнились.

Мальчик рано увлекся изобразительным искусством. Уже в 12 лет он рисовал акварелью и гуашью пейзажи романтической направленности. Работы, сделанные подростком, ценили как настоящие произведения искусства и с удовольствием покупали на улице, что поначалу отца, видевшего в этом перспективы прибыли, радовало. Все переменилось с того момента, как юный Алексей огласил решение выучиться на художника и поступать в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ).


Соврасов-старший категорически противился выбору сына, который в 1844 году успешно сдал вступительные экзамены и стал студентом. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами.

Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса.


Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог. Мастер слова вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

Живопись

Картины, созданные в студенческие годы, получили признание публики и коллег. В 1848-м его талант отметили в особом отчете МУЖВ. В 1849-м его как автора лучших студенческих эскизов приглашает в творческое путешествие по югу России меценат Лихачев. О работах, созданных под впечатлением о поездке, критик Николай Рамзанов писал:

"Пейзажи г. Саврасова... дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу".

В 1850-м он представил совету МУЖВ 2 работы: «Вид Московского Кремля при лунном освещении» и «Камень в лесу у Разлива», послужившие достаточным основанием для присвоения ему звания художника.


Одной из ключевых особенностей работ творца являются пронзительные, одушевленные, наполненные чувством виды природы. Переосмысливая романтические традиции, он добавлял на холст реалистичности, безыскусности, искренности.

«Тягучая» красота его манеры изображения привлекла внимание венценосных особ. В 1854-м великая княгиня Мария Николаевна приобрела одну из работ автора и пригласила погостить в загородную резиденцию Сергиевка, расположенную между блистательными петербургскими пригородами: Ораниенбаумом и Петергофом.


Поездка станет плодотворной. Работы, написанные тут, принесут 24-летнему молодому человеку звание академика, а «Вид в окрестностях Ораниенбаума» чуть позже купит . Шедевр войдет в список первых экспонатов коллекции его галереи, где картина хранится до сих пор.

В 1858-м, после смерти любимого Рабуса, художник возглавил пейзажный класс МУЖВ. Его учениками станут выдающиеся мастера: , братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав. Игорь Грабарь писал:

«Саврасов умел воодушевлять своих учеников, и те, охваченные восторженным поклонением природе, сплотившись в тесный кружок, работали не покладая рук и в мастерской, и дома, и на натуре».

Впоследствии его педагогическая манера станет одной из причин увольнения из вуза наряду с алкоголизмом. Превосходно совмещал творческую и преподавательскую деятельности. Через год после назначения написал одну из лучших картин – «Пейзаж с рекой и рыбаком» (ныне хранится в Риге).

В 60-х участвовал в выставке благотворительного МОЛХ, путешествовал по Европе, в соавторстве с Василием Пукиревым выпустил учебник по рисованию. Венцом декады творчества стал «Лосиный остров в Сокольниках».


70-е стали самым ярким периодом в карьере и самым мрачным временем в личной жизни художника. Он много путешествует. Покидая Москву, подолгу живет в провинции. Большое впечатление на Саврасова производят Волга и пейзажи в окрестностях могучей и полноводной реки. Заволжские дали запечатлены на многих полотнах, включая «Бурлаки на Волге». Любопытно, что спустя 2 года холст с таким же названием создаст выдающийся .

Несмотря на то, что Саврасов невольно ассоциируется с весной, художник писал природу во все времена года. Например, в наследии автора много работ с одинаковым названием «Зимний пейзаж».


В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» - картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал

« деревья, вода и даже воздух, но душа есть только в “Грачах”».

В 80-90-х «почерк» автора стал неровным. Сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода - «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог.

Новаторский стиль автора, взгляд на русскую природу стали значимой вехой в истории живописи, его проникновенный художественный голос не стих. Интерес к личности и творчеству Саврасова по-прежнему велик: о нем снимают фильмы, пишут критические статьи, делают выставки, обобщающие богатое наследие художника в глазах потомков.

Личная жизнь

В 1857-м художник сочетался законным браком с Софьей Герц, приходившейся сестрой его другу и университетскому товарищу. В браке родились 5 детей. 2 дочери художника скончались в младенчестве, что стало для него и супруги страшным ударом.


В 1876-м пара разошлась. Жена уехала к сестре, забрав детей, а в жизни художника начался период скитаний. Пристрастился к алкоголю, вел нищенское существование, чураясь помощи, которую предлагали друзья «из прошлого», например, Третьяков. Два года сожительствовал с Верой Киндяковой. С 1983-го до кончины жил с Екатериной Моргуновой, которая родила ему дочь Надежду и сына Алексея, ставшего впоследствии видным советским художником.

Смерть

Годы нужды и пагубное пристрастие к алкоголю подточили здоровье художника. Забытый всеми, в 1897 году он умер в больнице для бедных.


На погребении присутствовали двое: меценат Третьяков и ученик Левитан, описавший мастера так:

«С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Могила находится на Ваганьковском кладбище.

Картины

  • 1850 – «Камень в лесу у Разлива»
  • 1852 – «Рассвет в степи»
  • 1854 – «Вид в окрестностях Ораниенбаума»
  • 1859 – «Пейзаж с рекой и рыбаком»
  • 1862 – «Швейцарский вид»
  • 1869 – «Лосиный остров в Сокольниках»
  • 1871 – «Бурлаки на Волге»
  • 1871 – «Грачи прилетели»
  • 1871 – «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода»
  • 1873 – «Просёлок»
  • 1875 – «Радуга»
  • 1884 – «Кутузовская изба в Филях»

А лексей Саврасов увлекался живописью с детства. Уже в 19-летнем возрасте он был художником, которого знали в кругах петербургской интеллигенции и даже называли «надеждой русского искусства». Художник создал особый жанр русского пейзажа: он писал обыденные для средней полосы России виды, наполняя их особой тонкой лирикой. Позже Саврасов преподавал в Московском училище живописи и ваяния и воспитал целое поколение именитых отечественных художников.

«Надежда русского искусства»: детство и юность будущего художника

Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами. Детство будущего художника прошло в живописных местах Замоскворечья. С 12 лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство - делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу. Рабус вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи , Рафаэле и Гёте . Алексей Саврасов был успешным учеником: во время творческой поездки по Украине он создал полотна, за которые художественные критики стали называть его «надеждой русского искусства». Молодому художнику на тот момент было всего 19 лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу» . В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

Алексей Саврасов. Украинский пейзаж. 1849. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Москвы с усадьбой. 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Камень в лесу у «Разлива». 1850. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Между романтической традицией и реализмом

Саврасов размышлял над важной проблемой, которая стояла перед изобразительным искусством XIX века: как найти прекрасное в обыденности и как перенести его на холст, не нарушая правды жизни.

Стремление к правдивому слову о русской действительности, о тяжелой судьбе крестьянства... столь характерные для той поры, наглядно проявились и в искусстве. Менялись философские основы и историко-художественные ориентиры творчества. Все более конкретным, «бытовым» становилось и восприятие природы.

Владимир Петров, искусствовед

Саврасов писал русскую природу средней полосы, в окружении которой живет обычный человек: широкие плодородные поля с бедными деревеньками, холмы, равнины и леса. На период его становления пришелся рубеж двух художественных стилей - романтизма и реализма. В начале XIX века живописцы искали романтические идеалы, считали изображение быта крестьян недостойным «высокого» искусства. А Саврасов осваивал традиции романтизма и стремился к большей естественности и реалистичности: в его творчестве переплетались обе традиции, и ни одна из них не доминировала.

На полотне «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду» 1851 года на первом плане художник изобразил бегущую от дождя женщину. Он населял свои картины фигурами не романтических мечтателей, а крестьян и рыбаков, окруженных предметами повседневного быта. И в тоже время, отмечал искусствовед Дмитрий Сарабьянов, в этом полотне художник отразил и позднеромантическую традицию. Видовой пейзаж соединен здесь с эффектным мотивом ветра, который колышет одинокое дерево и треплет одежду женщины.

Алексей Саврасов. Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду. 1851. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Степь с чумаками вечером. 1854. Музей изобразительного искусства, Архангельск

Алексей Саврасов. Вид в окрестностях Ораниенбаума. 1854. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте 24 лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского , которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.

Поэтические пейзажи Алексея Саврасова

В Москве остались друзья и близкие люди. В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы.

В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Он учил своих студентов чаще работать на природе: например, мог прервать занятие и позвать всех в парк, чтобы молодые художники зарисовали распускающиеся листья. Его ученик Константин Коровин в своих воспоминаниях описывал Саврасова как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Его мастерская, по воспоминаниям современников, «была свободнейшей из всей школы».

Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов , основатель галереи Павел Третьяков , мастер исторической живописи Михаил Боткин.

В середине 1860-х годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию , Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

В 1867 году Саврасов создал полотно «Сельский вид». Картина стала важным этапом для художника: виды и состояния природы, которые он запечатлел в своей работе, позже станут типичными для всего его творчества. Это характерный для средней полосы России пейзаж: равнина, небольшие холмы, изогнутые речки, деревеньки на горизонте. На первом плане Саврасов изобразил старика-пасечника, который отдыхает около пчелиных ульев в окружении весенних яблонь и ив. Вся картина наполнена светом: художник передал прозрачность воздуха и неуловимый момент, когда деревья пробуждаются после долгой зимы.

На полотне «Лосиный остров в Сокольниках» русскую природу живописец изобразил без прикрас: болото, лужи, чахлые карликовые кусты, и вдалеке, на фоне серого неба с тучами, величественные сосны. Искусствовед Карл Герц писал о картине: «Нельзя не смотреть без внутреннего удовольствия на произведение, в котором художник умел так поэтично перенесть на полотно знакомый каждому из нас клочок природы из окрестностей Москвы. Так смотреть на природу умеют только глаза поэта или художника… На первом плане - местность, изрытая проточной водой, через которую переброшены самые первобытные мосты. Луч солнца, прорезывая облака, осветил часть бугристой поляны, на которой пасется стадо. Среди печальной зелени леса этот луч солнца так хорош, так радостен…»

Алексей Саврасов. Сельский вид. 1867. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Лосиный остров в Сокольниках. 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород

«Грачи прилетели»

Расцвет творчества Саврасова пришелся на 1870-е годы. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, и одним из его учеников был Исаак Левитан , которому Саврасов часто говорил: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно» . Весна была любимым временем года художника.

Живописец часто писал окрестности Москвы, любил бывать на Волге. В 1870 году художник вместе с семьей отправился в Ярославль, он много работал. Но случилось несчастье: умерла новорожденная дочь и заболела супруга. Саврасов болезненно переживал потерю. Потребовалось время, чтобы художник нашел в себе силы и вернулся к работе.

В 1871 году Саврасов написал полотно «Грачи прилетели» - под впечатлением от волжских пейзажей. Он поехал в Кострому и остановился в небольшом селе Молвитине - типичной деревушке с потемневшими избами и старинной церковью Вознесения XVII века. Живописец написал несколько этюдов и позже закончил картину в мастерской. Полотно стало громким событием в художественных кругах Петербурга.

«Грачи прилетели» - чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского ! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает.

Алексей Саврасов. Проселок. 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Саврасов представил картину на первом вернисаже Товарищества передвижных художественных выставок . Он входил в состав учредителей и был членом правления. Полотно купил для своего собрания Павел Третьяков за внушительную сумму - 600 рублей (около 900 тысяч рублей в современном эквиваленте). В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи тонкой лирикой и романтическим настроением.

Кризис последних лет жизни

В конце 1870-х годов период расцвета сменился острым кризисом: Саврасов тяжело заболел, и от него ушла супруга. В творчестве он возвращался к прежним мотивам, к романтическим эффектам. Его ученик, художник Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде:

«В училище говорили, что Саврасов болен. Когда мы собрались в мастерской, приехав из разных мест, то стали показывать друг другу свои летние работы, этюды. Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов, но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое. Он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма. Одет он был крайне бедно: на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель… «Ну что, - сказал он, как-то странно улыбаясь, - давно я не был у вас. Да, да... давно. Болен я и вообще...»

Художника уволили из училища, в котором он работал 25 лет. Друзья старались помочь ему, но безрезультатно. Он продолжал писать, а его работы этого периода за бесценок скупали перекупщики.

Алексей Саврасов умер в 1897 году в Москве. Он воспитал целую школу художников. Среди его учеников были такие мастера, как Михаил Нестеров , Константин Коровин, Лев Каменев, которые с теплотой и благодарностью вспоминали своего учителя. Исаак Левитан писал: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества» .