Все вопросы

Анализ «Гамлет» Шекспир. У

  • Категория: Подготовка к ГИА

Время и история создания

Пьеса Уильяма Шекспира в пяти актах «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» написана в 1600-1601 годах.

Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Амлетус, запи­санной датским летописцем Саксоном Грамматиком, и посвящена прежде всего мести - в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида о принце Гамлете.

Перед замком в Эльсиноре появляются офицеры, несущие стражу. К ним позднее присоединяется Горацио, друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. В полночь грозный призрак появляется. Горацио рассказывает о ночном видении принцу Гамлету. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскоре после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «баш­маков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного.

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии: когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. Призрак про­сит Гамлета отомстить за него.

Гамлет клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения. С этой минуты его жизнь переворачивается: он должен «соединить суставы вывихнутого века».

Вельможа Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, остерегает ее от любви Гамлета. Отец также запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает от­цу, что Гамлет как будто не в себе. Полоний решает, что он «безумен от любви».

Король обеспокоен поведением Гамлета. Он просит Розенкранца и Гильде- стерна, друзей Гамлета, выведать у принца его тайну. Они безуспешно пытаются выведать тайну принца: он понимает, что они подосланы королем.

Приехали актеры, столичные трагики, и Гамлету приходит в голову мысль использовать актеров, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается, что они будут играть пьесу о гибели Приама, в которую он вставит два-три стиха своего сочинения.

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехе их миссии. Они признаются: «Расспрашивать себя он не дает и с хитростью безумства усколь­зает...»

Гамлет размышляет о том, как ему поступить. Он произносит монолог: «Быть или не быть...». Один из вопросов, который он пытается разрешить: почему мы так держимся за жизнь, в которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца»? И сам отвечает:

Страх чего-то после смерти - Безвестный край, откуда нет возврата Земным скитальцам - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет понимает, что их подслуши­вают и что Офелия служит орудием в игре короля и отца. Он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь.

Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы ее комментирует. Во вре­мя сцены убийства король не может пересилить своих чувств: он разоблачен. Начинается переполох. Игру актеров прекращают. Гамлет и Горацио убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве. Короля терзает нечистая со­весть. Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, молится. Гамлет, идя в покои матери, видит молящегося короля, но не хочет убивать его во время молитвы.

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью. Королева страдает от упреков сына. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде:

Ты мне глаза направил прямо в душу, И в ней я вижу столько черных пятен, Что их ничем не вывести...

Появляется призрак, который требует пощадить королеву.

Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета.

Узнав о гибели отца, из Парижа возвращается Лаэрт. Офелия под бременем горя сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Король направляет гнев Лаэрта на Гамлета. Гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении.

Король предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта предлагает смазать смер­тельным ядом. Тот согласен.

Сообщают о гибели Офелии: она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

Сцена на кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и по­чему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

Приближается похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в мо­гилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гам­лет. Между ними возникает конфликт. Гамлет говорит:

Ее любил я; сорок тысяч братьев всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Гам­лет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля, в котором содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Он подменил письмо, в ко­тором написал: «Подателей немедля умертвить» - Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели.

Гамлет готов к мщению.

Приближенный короля сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок. Перед по­единком он просит извинения у Лаэрта.

Король ставит кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот за­хочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не успевает ее остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт, умирая, признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

Гамлет отравленным клинком поражает короля. И умирает сам. Горацио хо­чет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит:

Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть.

Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей тра­гедии.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения - высокая трагедия.

В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит кон­цепция самодостаточности человека.

«Гамлет, принц Датский» - не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и не­свободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.

Шекспир изобразил исключительное злодейство - брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсемест­ным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть чест­ным при том, каков этот мир, - это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».

Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и про­тиворечивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет - сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие - мысль, она же источник его несчастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жиз­ненному назначению - мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни - коварство, измену и убий­ство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него цен­ность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем - трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.

На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розен- кранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Кос­венно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.

Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные пере­живания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вы­нужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет - совесть своего века и всякого другого века, когда про­тиворечия жизни становятся невыносимы.

Мучительные колебания Гамлета - высшая точка трагедии. Шекспир пока­зывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.

Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смер­ти, чести и справедливости - это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.

Гамлет – одна из величайших шекспировских трагедий. Вечные вопросы, затронутые в тексте, волнуют человечество до сих пор. Любовные коллизии, темы, связанные с политикой, размышления о религии: в этой трагедии собраны все основные интенции человеческого духа. Пьесы Шекспира одновременно трагичны и реалистичны, а образы уже давно стали вечными в мировой литературе. Возможно, именно в этом заключается их величие.

Знаменитый английский автор был не первым, кто написал историю Гамлета. До него существовала «Испанская трагедия», написанная Томасом Кидом. Исследователи и литературоведы предполагают, что Шекспир позаимствовал сюжет у него. Однако сам Томас Кид, вероятно, обращался к более ранним источникам. Скорее всего, это были новеллы раннего средневековья.

Саксон Грамматик в своей книге «История датчан» описал реальную историю правителя Ютландии, у которого был сын под именем Амлет (англ. Amlet) и жена Герута. У правителя был брат, который завидовал его богатству и решился на убийство, а затем женился на его жене. Амлет не покорился новому правителю, и, узнав о кровавом убийстве отца, решает отомстить. Истории совпадают вплоть до мельчайших деталей, но Шекспир иначе трактует произошедшие события и глубже проникает в психологию каждого героя.

Суть

Гамлет возвращается в родной замок Эльсинор на похороны отца. От солдат, служивших при дворе, он узнает о призраке, который приходит к ним по ночам и очертаниями напоминает покойного короля. Гамлет решает пойти на встречу с неведомым явлением, дальнейшая встреча приводит его в ужас. Призрак раскрывает ему истинную причину своей смерти и склоняет сына к мести. Датский принц растерян и находится на грани сумасшествия. Он не понимает, действительно ли видел дух отца, или это дьявол наведался к нему из глубин ада?

Герой долго размышляет над случившимся и в итоге решает самостоятельно узнать, действительно ли виновен Клавдий. Для этого он просит труппу актеров сыграть пьесу «Убийство Гонзаго», чтобы посмотреть на реакцию короля. Во время ключевого момента в пьесе Клавдию становится плохо, и он уходит, в этот момент раскрывается зловещая правда. Все это время Гамлет притворяется сумасшедшим, и даже подосланные к нему Розенкранц и Гильденстерн не смогли выведать у него истинных мотивов его поведения. Гамлет намеревается поговорить с королевой в её покоях и случайно убивает Полония, который спрятался за шторой с целью подслушать. Он видит в этой случайности проявление воли небес. Клавдий понимает всю критичность ситуации и пытается выслать Гамлета в Англию, где его должны казнить. Но этого не происходит, и опасный племянник возвращается в замок, где убивает дядю и сам же погибает от яда. Королевство переходит в руки норвежского правителя Фортинбраса.

Жанр и направление

«Гамлет» написан в жанре трагедии, но при этом следует учитывать «театральность» произведения. Ведь в понимании Шекспира мир – это сцена, а жизнь – театр. Это некое специфическое мироощущение, творческий взгляд на явления, окружающие человека.

Драмы Шекспира традиционно относят к . Ей свойственны пессимизм, мрачность и эстетизация смерти. Эти черты можно обнаружить и в творчестве великого английского драматурга.

Конфликт

Основной конфликт в пьесе разделился на внешний и внутренний. Внешнее его проявление заключается в отношении Гамлета к обитателям датского двора. Он считает их всех низменными существами, лишенными разума, гордости и достоинства.

Внутренний конфликт очень хорошо выражен в душевных переживаниях героя, его борьбе с самим собой. Гамлет выбирает между двумя поведенческими типами: новым (ренессансным) и старым (феодальным). Он формируется как борец, не желая воспринимать действительность такой, какая она есть. Потрясенный тем злом, которое окружило его со всех сторон, принц собирается бороться с ним, несмотря на все трудности.

Композиция

Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.

Действие можно разделить на пять частей:

  1. Первая часть – завязка . Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
  2. Вторая часть – развитие действия . Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
  3. Третья часть – кульминация . Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
  4. Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
  5. Пятая часть – развязка . Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
  6. Главные герои и их характеристика

  • Гамлет – с самого начала пьесы интерес читателя сосредотачивается на личности этого персонажа. Этот «книжный» мальчик, как писал о нем сам Шекспир, страдает от болезни приближающегося века – меланхолии. По своей сути он является первым рефлексирующим героем мировой литературы. Кто-то может подумать, что он слабый, неспособный к действиям человек. Но на деле мы видим, что он силен духом и не собирается покоряться тем проблемам, которые обрушились на него. Его восприятие мира меняется, частицы былых иллюзий превращаются в прах. От этого появляется тот самый «гамлетизм» — внутренний разлад в душе героя. По натуре своей он мечтатель, философ, но жизнь вынудила его стать мстителем. Характер Гамлета можно назвать «байроническим», ведь он максимально сосредоточен на своем внутреннем состоянии и довольно скептически относится к окружающему миру. Он, как и все романтики, склонен к постоянному сомнению в себе и метаниям между добром и злом.
  • Гертруда – мать Гамлета. Женщина, в которой мы видим задатки ума, но полное отсутствие воли. Она не одинока в своей утрате, но почему-то не пытается сблизиться с сыном в момент, когда в семье произошло горе. Без малейших угрызений совести Гертруда предает память покойного мужа и соглашается выйти замуж за его брата. На протяжении всего действия она постоянно пытается оправдать себя. Умирая, королева понимает, насколько ошибочным было её поведение, и каким мудрым и бесстрашным оказался её сын.
  • Офелия – дочь Полония и возлюбленная Гамлета. Кроткая девушка, любившая принца до самой своей смерти. На её долю тоже выпали испытания, которые она не смогла вынести. Её безумие — не наигранный ход, придуманный кем-то. Это то самое сумасшествие, которое наступает в момент истинного страдания, его невозможно остановить. В произведении есть некоторые скрытые указания на то, что Офелия была беременна от Гамлета, и от этого осознание её судьбы становится вдвойне тяжелее.
  • Клавдий – человек, который убил родного брата, ради достижения собственных целей. Лицемерный и подлый, он все же несет тяжкое бремя. Муки совести ежедневно пожирают его и не дают в полной мере наслаждаться правлением, к которому он пришел столь ужасным способом.
  • Розенкранц и Гильденстерн – так называемые «друзья» Гамлета, которые предали его при первой же возможности неплохо заработать. Без промедлений они соглашаются доставить послание, в котором говорится о смерти принца. Но судьба приготовила для них достойное наказание: в результате они погибают вместо Гамлета.
  • Горацио – пример настоящего и верного друга. Единственный человек, которому принц может довериться. Они вместе проходят через все проблемы, и Горацио готов разделить с другом даже смерть. Именно ему Гамлет доверяет рассказать свою историю и просит его «подышать ещё в этом мире».
  • Темы

  1. Месть Гамлета . Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
  2. Любовь Гамлета . До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
  3. Дружба Гамлета . Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.

Проблемы

Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.

Одна из главных – проблема выбора , с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.

Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?

Смысл

Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.

Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.

Критика

Белинский в 1837 году пишет статью, посвященную «Гамлету», в которой называет трагедию «блистательным алмазом» в «лучезарной короне царя драматургических поэтов», «увенчанного целым человечеством и ни прежде, ни после себя не имеющего себе соперника».

В образе Гамлета присутствуют все общечеловеческие черты « <…> это я, это каждый из нас, более или менее…», – пишет о нем Белинский.

С. Т. Колридж в «Шекспировских лекциях» (1811–1812 гг.) пишет: «Гамлет колеблется в силу природной чувствительности и медлит, удерживаемый рассудком, который заставляет его обратить действенные силы на поиски умозрительного решения».

Психолог Л.С. Выготский акцентировал внимание на связь Гамлета с потусторонним миром: «Гамлет - мистик, это определяет не только его душевное состояние на пороге двойного бытия, двух миров, но и его волю во всех ее проявлениях».

А литературовед В.К. Кантор рассмотрел трагедию с другого ракурса и в своей статье «Гамлет как «христианский воин»» указал: «Трагедия «Гамлет»- это система искушений. Его искушает призрак (это главное искушение), и задача принца — проверить, не дьявол ли его пытается ввести в грех. Отсюда театр-ловушка. Но при этом его искушает любовь к Офелии. Искушение — это постоянная христианская проблема».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Трагедия «Гамлет, принц Датский» является одним из величайших произведений. Она написана на основе древнего предания о ютландском принце Амлете, излагаемого в истории Дании и, возможно, использованного в некоторых пьесах, которые предшествовали этому произведению Шекспира. Трагедия была создана на рубеже XVI и XVII веков, то есть её появление символически отмечает границу двух эпох: конец Средневековья и начало Нового времени, рождение человека Нового времени. Трагедия была написана едва ли позднее 1601 года: в течение нескольких лет она игралась на разных сценах, а затем была опубликована в 1603 году. С этого времени «Гамлет» Шекспира вошёл в мировую литературу и историю театра.

Каждый артист мечтает сыграть на сцене роль Гамлета. Причина этого желания не в последнюю очередь заключается в том, что Гамлет — вечный герой, потому что ситуация принципиального выбора, от которого зависит дальнейшая жизнь, встаёт перед каждым человеком.

Сюжет трагедии Шекспира построен на безвыходной ситуации, в которую попадает принц Гамлет. Он возвращается домой, к датскому двору, и застаёт ужасное положение: его отец, король Гамлет, предательски убит братом, дядей принца; мать Гамлета замужем за убийцей; герой оказывается в кругу малодушных и лживых придворных. Гамлет страдает, борется, пытаясь вскрыть ложь и пробудить в людях совесть.

Для того чтобы разоблачить убийцу своего отца — короля Клавдия, — Гамлет ставит на придворной сцене написанную им пьесу «Мышеловка», в которой изображено злодейское убийство. Само слово «мышеловка» повторяется в трагедии неоднократно, этим Шекспир хочет сказать, что человек нередко оказывается в плену жизненных обстоятельств и его выбор определяет и его самого как человека, и возможность существования правды в мире. Гамлет притворяется сумасшедшим, теряет возлюбленную Офелию, однако остаётся непобеждённым, его никто не понимает, он оказывается почти в полном одиночестве. Трагедия заканчивается всеобщей гибелью: умирает неверная жена отца Гамлета — Гертруда, заколот принцем злодей — король Клавдий, погибают другие персонажи, умирает от отравленной раны и сам принц Гамлет.

На русской сцене трагедия «Гамлет» становится популярной с конца XVIII века. В XIX веке роль Гамлета с большим мастерством сыграл знаменитый трагик П.С. Мочалов, в XX веке самым удачным исполнением этой роли считается игра выдающегося артиста И.М. Смоктуновского в двухсерийном фильме режиссёра Г.М. Козинцева.

О трагедии «Гамлет» написаны тысячи исследований, к образу героя обращались многие писатели и поэты. Большое влияние трагедия оказала на русскую литературу, в том числе на творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и других. Например, И.С. Тургенев написал статью «Гамлет и Дон Кихот» и рассказ, в котором называет героя этим именем — «Гамлет Щигровского уезда», а поэт Борис Пастернак, лучший переводчик трагедии на русский язык, в XX веке написал стихотворение под названием «Гамлет».

Композиция

В первой сцене Гамлет встречается с призраком отца и узнаёт от него тайну смерти короля. Эта сцена является завязкой сюжета, в ней перед принцем поставлен выбор: принять Призрак за наваждение или отомстить за отца. Слова Призрака: «Прощай, прощай! И помни обо мне» становятся для Гамлета наказом умершего короля. Гамлет должен дать клятву отомстить за отца. Появление Призрака означает призыв восстановить честь и власть рода, пресечь злодеяние, смыв его кровью врага.

Во второй сцене, представляющей самый известный в истории театра монолог «Быть или не быть...», выбор Гамлета усложняется, переходит на новый уровень. Теперь он заключается не в обычной мести злодею и наказании отступников: Гамлет должен сделать выбор между жалким существованием, означающем небытие, если он смирится и будет покорно бездействовать, и истинной жизнью — бытием, которое достигается только в честной и бесстрашной борьбе. Гамлет делает выбор в пользу бытия, это выбор героя, определяющий суть человека Нового времени, нашей эпохи.

Третья сцена в том же III действии означает переход от выбора и решимости к действию. Гамлет бросает вызов королю Клавдию и упрёк матери, изменившей памяти отца, разыгрывая перед ними пьесу «Мышеловка», в которой присутствует сцена убийства и звучат ложные заверения королевы. Эта пьеса страшна для короля и королевы тем, что в ней показана правда. Не месть и убийство избирает Гамлет, а наказание правдой, ослепляющей, как яркий свет.

Развязка трагедии происходит в четвёртой сцене. Пьеса Гамлета не пробудила совесть в короле Клавдии, а вызвала страх и намерение избавиться от Гамлета, убить его. Он заготавливает чашу с отравленным вином для племянника и распоряжается отравить ядом клинок рапиры соперника Гамлета — Лаэрта. Этот коварный замысел оказывается гибельным для всех участников сцены. Необходимо заметить, что Гамлет не мстит, убивая короля, он воздаёт ему за преступное намерение. Мать Гамлета, королева Гертруда, как бы сама наказывает себя, отпивая из отравленной чаши, Лаэрт умирает в раскаянии, Гамлет уходит, завещая рассказать потомкам свою историю, чтобы предостеречь людей от алчности и злодеяния.

Второй период творчества Шекспира (1601-1608) характеризуется глубоким трагизмом. Трагедия , вызывая чувства сострадания и страха, приводит зрителей к нравственному очищению. Характеры в трагедии должны увлекать не только страстью, но и мыслью.

В произведениях Шекспира изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий – человек высокой самооценки, который вступает в с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает огромные мучения, тяжелые переживания и неизбежно гинет. Действия трагедий разворачиваются не в узкой сфере приватной жизни, а выводит на широкое пространство исторических, социальных конфликтов, охватывает разнообразные явления реалий. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит ренессансная концепция самодостаточность человека, рассматривается его способность отстаивать права. Постепенно углубляется анализ психологии человека, стимулов его поведения в жизни общества.

Особое место в творчестве Шекспира занимает трагедия «Гамлет – принц Датский» - не просто драматическая история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и несвободы в мире и понимания трудностей взятого на себя бремени. Автор заимствовал сюжет «Гамлета» у Бельфоре «Трагическая история», а тот, в свою очередь у средневекового датского летописца Саксона Грамматика. Шекспир перенес действия трагедии в прошлое. Гамлет у Шекспира – сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и слабость в сфере нравственности, его оружие – мысль, и она же источник его несчастий. Гамлет, в произведении предстает одиноким идеалистом, по натуре мечтатель и философ, в сердце – гуманный человек, но по жизненному назначению мститель, одинокий воин, окруженный врагами или равнодушными созерцателями. Трагедия Гамлета состоит в том, что человек прекрасных душевных качеств, надломился, когда увидел ужасные стороны жизни – коварство, измену и убийство и утратил веру в людей, любовь, а жизнь, утратила свою для него ценность. Он обретает мужество для борьбы, но скептически, со скорбью смотрит на жизнь. Причиной душевной гибели Гамлета послужили: его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Обманывать, притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его он не знал, что привело к его ранней кончине.

«Ромео и Джульетта» - единственная трагедия, написанная в первый период творчества Шекспира, пьеса о трагедии любви, особенностью которой составляет «пафос любви как божественного чувства». Историю появления «Ромео и Джульетты» схематически можно изобразить:

Сюжет, воссозданный в этой трагедии, был широко распространен в итальянской новеллистке эпохи Возрождения, но наполняет ее особым смыслом. В любовной трагедии юных героев находит выражение глубокий конфликт: гуманистическая история любви по свободному выбору сталкивается с предрассудком родовой вражды между двумя почтенными семействами, которая приводит к их скорой гибели. Лирическая атмосфера трагедии, сила и энергия ее героев сообщают действию пьесы при всем драматизме не безнадежный, а жизнеутверждающий характер. В финале пьесы, любовь торжествует, она побеждает вражду, происходит примирение семей и преобразование жизни людей.

Система образов трагедии «Ромео и Джульетта» и их роль в конфликте
семей Монтекки и Капулетти.

При составлении этого материала использовались:

1. Гончаренко В.Н., Степанова Н.В., Козорог О.В. Нетрадиционные уроки по зарубежной литературе (5-9 классы): Учебно-методическое пособие для учителей. Интерактивные методики. – Х.: «Скорпион», 2003. – 64с.
2. Давиденко Г.Й., Акуленко В.Л. Історія зарубіжної літератури середніх віків та доби Відродження: Навч.посібник. – К.: Центр учбової літератури, 2007 – 248 с
3. Зарубежная литература. 8-9 класс.: Метод.пособие / Н.П. Михальская. О.В.Ковалёва. – М.: Дрофа, 2005.- 317, с.
4. История зарубежной литературы. Шаповалова М.С., Рубанова Г.Л., Моторный В.А. – Львов: Вища школа. Изд-во при Львов.ун-те. 1982.- 440 с.
5. Кирилюк З.В. Зарубіжна література. Античність. Середньовіччя. Відродження. Бароко. Класицизм. Тернопіль.: Астон, 2002. – 259 с.
6. Комарова В.П. Творчество Шекспира. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – 256 с. – (Филология и культура).
7. Шавурський Б.Б. Уроки зарубіжної літератури. 8 клас. За програмою 2001 року. Навч.посібник.- Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2003. – 128 с.
8. Шекспир. Энциклопедия / Сост., вступ. статья, именной указатель В.Д. Николаева. – М.: Алгоритм, Эксмо; Харьков: Око, 2007. – 448 с.: ил.

Переработал сюжет старой английской пьесы о принце Амлете.

Гамлет. Художественный фильм 1964

Гамлет, принц датский , узнает тайну о гнусном убийстве его отца и решает мстить за него, считая своим моральным долгом бросить вызов испорченному обществу:

Век расшатался, – и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!
(Пер. М. Лозинского)

Однако в этой борьбе Гамлет медлит, порой жестоко упрекая себя за бездействие. Причина этой медлительности Гамлета, внутренних затруднений, осложняющих для него борьбу, была предметом долгих споров в критической литературе. В старой критике был широко распространен ложный взгляд на Гамлета как на слабовольного от природы человека, мыслителя и созерцателя, неспособного к действию. Однако принц – личность недюжинная. Он приехал из Виттенбергского университета, страстно любит искусство, театр, сам пишет стихи, наставляет актеров, говоря, что цель драматического искусства «как прежде так и теперь была и есть держать как бы зеркало перед природой...». Гамлет – не наивный человек. Услышанную ночью от призрака весть о преступлении нового короля он не принимает на веру, а решает вначале проверить. Он умён, остро проницателен и глубоко проникает в суть событий, с которыми сталкивается.

В Гамлете показана та мощная сила чувств, которой отличались люди эпохи Возрождения . Он горячо любил отца, его гибель и позорный брак матери вызывают у него беспредельную боль и гнев. Гамлет любит Офелию, но не находит счастья с этой мелкой душой и циничной обманщицей. Его ярость и оскорбительные слова в адрес Офелии свидетельствуют о силе прежней любви к ней, окончившейся разочарованием.

Гамлет благороден и исходит из высоких представлений о морали. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства.

Гамлет способен на большую и верную дружбу. Людей он ценит по личным качествам, а не по положению, которое они занимают. Единственным его близким другом оказывается студент Горацио; презирая царедворцев, Гамлет дружески и радостно встречает людей искусства – актеров. Гамлета любит народ. Об этом с тревогой говорит убивший его отца король Клавдий.

Гамлету свойственна сила воли, способность увлекаться борьбой. Разгадав заговор своих врагов, он говорит матери:

Ну, что ж, пускай;
В том и забава, чтобы землекопа
Взорвать его же миной; плохо будет,
Коль я не вроюсь глубже их аршином,
Чтоб их пустить к луне. Есть прелость в том,
Когда две хитрости столкнутся лбом!
(Пер. М. Лозинского)

Гамлет способен на смелое решение: на корабле, когда его везут в Англию, на смерть, он с молниеносной находчивостью изобретает способ спастись и вместо себя послать на казнь предателей Розенкранца и Гильденстерна.

Медлительность Гамлета в борьбе, его колебания отчасти объясняются отчаянием, которое порождает в нём несообразность действительности с его жизненным идеалом.

Гамлет – человек философской мысли. В отдельных фактах он умеет видеть выражение больших общих явлений. Но не тяга к рефлексии задерживает его действия в борьбе, а те мрачные выводы, к которым он приходит в результате размышлений над окружающим. Гамлет называет мир «буйным садом», плодящим лишь дикое и злое семя (акт 1, сцена 2-я); он заявляет своим приехавшим товарищам, что Дания – тюрьма и весь мир – тюрьма.

Владимир Высоцкий. Монолог Гамлета «Быть иль не быть»

В знаменитом монологе «Быть или не быть» Гамлет высказывает сомнения в ценности самой жизни. Перечисляя бедствия человека, он обрисовывает нравы общества, где царят гнет и несправедливость:

Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным...
(Пер. Б. Пастернака)

Король Клавдий – один из лучших реалистических образов королей-злодеев у Шекспира. Коварный, расчетливый и проницательный, он добивается престола ценой кровавого преступления – братоубийства – и потом зорко охраняет свою власть такими же нечистыми способами. Но в отличие от более ранних шекспировских пьес-хроник в «Гамлете» личность короля-злодея показана не обособленной. Здесь развернута широкая картина королевского двора, отравленного, развращенного грязной политикой Клавдия. Под его власть попадает и королева Гертруда, слабовольная женщина. Подкупленные им Розенкранц и Гильденстерн с готовностью принимают на себя роль шпионов и предателей по отношению к Гамлету – своему университетскому товарищу.

Угодливый балагур и в то же время хитрый придворный Полоний усердно и суетливо помогает королю в его интригах против Гамлета. Он не брезгует использовать в этих целях собственную дочь, которую любит Гамлет: подстроив встречу Офелии с Гамлетом, подслушивает вместе с королем их разговор. К мелкой хитрости прибегает Полоний и в своих семейных отношениях: за сыном, уезжающим в Париж, устанавливает тайную слежку.

Гораздо более благородные персонажи – сын Полония Лаэрт и племянник норвежского короля Фортинбрас, которые также ставят себе целью отомстить за смерть своих отцов. Но Фортинбрас легко отказывается от мщения. Лаэрт же не осложняет кровавой мести глубокими общественными или моральными задачами. Он стремится убить Гамлета, и только. Король подговаривает его драться отравленной шпагой – поступок, противный идеалам старой рыцарской морали . Трагичнее всего для Гамлета то, что любимая им Офелия,кроткая, но слабохарактерная, не находит в себе сил противиться воле отца. Она покорно соглашается на предательскую беседу с Гамлетом, которую собираются подслушивать, и тем самым становится орудием гнусного заговора против любимого человека.

Таким образом, Гамлет сталкивается не с единичным врагом, а с целым враждебным обществом. Он порой близок к тому, чтобы ощутить свое бессилие в борьбе против зла.

Интерес к Гамлету, смелому, благородному и одинокому борцу против зла, к его мучительным переживаниям в условиях неравной схватки, не слабеет с веками. Следующие великие трагедии Шекспира продолжают развивать тему гибели лучших людей и внутреннего их разлада.