Домашний очаг

Анализ художественного произведения по экспериментальной методике. Анализ произведения с точки зрения жанра

Анализ художественного произведения — вещь очень субъективная. Статьи классиков критики – сами по себе художественные произведения. Часто мнения как литературоведов, так и, читателей расходятся полярно. Как тут найти объективную истину? Как дать исследуемому фрагменту адекватную оценку?

Сегодня мы обсудим два вопроса:

  • что должно быть оценено и
  • как это оценить.

Это и составляет суть такого анализа.

На вопрос о том, что именно следует оценить, можно дать вполне объективный ответ. Мировой опыт сходится в понимании того, что именно характеризует произведение, какие элементы структуры можно выделить, что важно, а что – не очень. Это означает, что удаётся сформулировать приёмы анализа художественного произведения, отвечающие современным представлениям о таком анализе и предложить формализованную схему анализа художественного произведения.

Предлагаемая схема анализа включает семь шагов, поделённых на два этапа.

Шаг 1. Жанр.

Шаг 2. Концепция.

Шаг 3. Композиция.

Шаг 4. Герои.

Шаг 5. Язык.

Шаг 6. Верю – не верю.

Шаг 7. Зацепил – не зацепил.

Итак, всё по порядку.

Этап 1. Шаг 1. Жанр

Правильное определение жанра – необходимое начало анализа литературного произведения. В этом посте мы обсудим, прежде всего, именно литературу. Анализ художественных произведений других видов искусства, таких как картины или симфонии, хоть и имеет общие черты с литературным анализом, но обладает столь выраженной спецификой, что заслуженно требует отдельного обсуждения. Мы остановимся на прозаических литературных текстах. Речь пойдёт, прежде всего, о рассказах и повестях. В значительной мере сказанное относится к романам и пьесам. В меньшей степени – к поэзии.

Жанровую принадлежность необходимо учитывать при анализе для того, чтобы тексты не соревновались с другими жанрами. Фантасты должны соревноваться с фантастами, а фельетонисты – с фельетонистами. У них просто разные правила и критерии. Хоккей с мячом – тоже хоккей, но в хоккее с шайбой – другие клюшки и разрешены силовые приёмы. В жанре «инструкция» лирические отступления не очень уместны, а в жанре «эссе» вполне приветствуются.

Этап 1. Шаг 2. Концепция

При анализе литературного произведения, прежде всего, необходимо понять, какой теме оно посвящено и в чём его идея.

Под темой обычно понимается объект изображения: ситуации, взаимоотношения, поступки героев и т.д., Идея отражает цели и задачи, которых автор стремится достичь, работая над текстом.

Другими понятиями концептуального уровня являются проблема и конфликт.

Проблема — это вопрос, который писатель ставит перед читателем. Авторы редко формулируют такой вопрос напрямую, но обычно дают понять в чём им видится ответ.

Важно отличать понятие «проблема» от понятия «тема». Тема — это ответ на вопрос «о чём писал автор?». Скажем: о любви. Проблема же — это вопрос, на который произведение ищет ответ. Например: чем может пожертвовать любящий человек?

Проблема — это суть конфликта, в который вовлечён главный герой. Ему может противостоять другой персонаж, группа персонажей, общество в целом или какие-либо обстоятельства

Бывает, что герой конфликтует с самим собой, например, со своей совестью.

В результате разрешения конфликта. Герой либо погибает, либо примиряется с обстоятельствами, либо побеждает. Подробнее про конфликт рекомендую почитать посты « » и « «.

Все эти понятия входят в концептуальный контур анализа. В хорошем рассказе они ясно читаются. Если по прочтении текста вы чётко понимаете, о чём он, в чём заключается идея, проблема и конфликт, значит, у автора есть внятная концепция того, что он написал.

Очень важна жанровая адекватность концепции. Рассказ на тему «ужасы холокоста» не выглядит уместным в жанре «пародия», детской сказке «про Деда Мороза» вряд ли подойдёт жанр «сатира».

Этап 1. Шаг 3. Композиция

Следующий уровень анализа – композиционный. Здесь, прежде всего, следует проанализировать сюжет. Часто выделяют такие компоненты сюжета: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

Экспозицией в литературоведении обычно называют ту часть текста, которая предшествует началу развёртывания событий. В экспозиции даётся первоначальная характеристика действующих лиц, описываются обстоятельства места и времени, показываются причины, которые двигают сюжетный конфликт.

Завязка - это событие, которое является началом действия, она запускает конфликты.

Помните, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский», Гамлет встречается с призраком? Это завязка. Завязка — один из ключевых моментов сюжета.

Развитие, в литературоведении часто понимают как ход событий, пространственно-временную динамику изображаемого. Напряжение в процессе развития конфликта растёт до тех пор, пока не наступает кульминация.

Кульминация в литературоведении – это событие, где конфликт достигает максимального напряжения и происходит решающее столкновение между сторонами конфликта.

Развязка – последняя часть развития конфликта, где он приходит к логическому завершению. Здесь герой побеждает, терпит поражение или погибает. Если он выжил, то за развязкой, бывает, следует эпилог. Здесь рассказывается о том, что произошло за пределами сюжета, как говорится «на чем сердце успокоилось».

Подробнее про сюжет мы рассказывали в прошлом посте — « «.

К анализу композиции относят также, так называемые, внесюжетные элементы. Они не двигают действие вперёд, персонажи остаются в прежнем положении. Различают три вида внесюжетных элементов: описания, авторские отступления и вставные эпизоды. Наличие внесюжетных элементов не должно нарушать естественной динамики развития сюжета, только при этом условии они могут служить дополнительным средством композиционной выразительности.

Этап 1. Шаг 4. Герои

С уважением,

По настоящему качественное литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, это целостный комплекс, единство философских, этических, социальных, исторических, эстетических и пр. пр. вопросов (и очень редко - ответов ), которые автор сформулировал на своём языке. Как только Вы начинаете раздёргивать это сплетение на отдельные части, оно рушится и перестаёт быть фактом искусства. Помните, пушкинские строчки - признание Сальери: "Звуки умертвив, музыку я разъял, как труп. Поверил я алгеброй гармонию..." Поэтому, такой вандализм, как "анализ ", по своей инициативе лучше не совершать. А вот уметь вдумываться в текст, адекватно отрефлексировать его - абсолютно необходимо.

А если всё же от Вас это потребуют обстоятельства, то готовиться надо долго. Начиная с первого класса. Но в начальной школе Вас знакомят с текстами дидактическими, воспитывающими. Например: "Что такое хорошо и что такое плохо " Владимира Владимировича Маяковского.

Лишь c 9-го класс начинают учить читать литературные тексты по-настоящему. А Вам надо приступить к такому чтению намного раньше. Хотя бы с "Капитанской дочки ", "Дубровского ", "Тараса Бульбы ". Многим девочкам нравится Маша Троекурова. Но почему-то редкая девочка задумывается над тем: а почему Маша в финале сама отказывается от своего спасителя? А если бы задумались, то им намного понятнее стали бы и Татьяна Ларина, и Анна Каренина, и Катюша Маслова - весь тот нескончаемый ряд замечательных русских женщин с нелёгкой судьбой, о которых рассказывает классическая русская литература.

Конечно. начинать надо с понимания цели такого анализа. Если это экзаменационное сочинение, а скорее всего об этом и спрашивают, то нужно и работу свою подогнать под стандарты этого жанра. Но при этом нужно знать, что настоящая литература, а в школе изучаются именно такие книги, никак не не ограничивается такими понятиями как "тема " и "идея ". Великие авторы не ставят себе цель "раскрыть глаза " своему читателю. Они, всматриваясь и вслушиваясь в жизнь, видят проблему и пытаются донести это видение до читателя. Именно об этом пишет М.Ю.Лермонтов во вступлении к "Герою нашего времени ". Они сами не знают ответа или решения, но призывают и нас задуматься над тем или иным феноменом. Чаще всего именно в этом и состоит т.н. "авторская позиция ". По крайней мере, в русской классической литературе XIX века. И если при своём анализе, помимо идейно-тематического и литературного содержания (композиция, язык, образная система и пр.) Вы сумеете показать свою, пусть ещё наивную, подростковую, но именно свою, рефлексию , то такая работа будет оценена достаточно высоко.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

7. Ваше читательское восприятие произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Анализ художественного произведения

Примерный план сравнительной характеристики героев:

  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающая жизненная обстановка
  • отношение с близкими ему людьми, с социумом
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою

Алгоритм сопоставительного анализа поэтического текста

1. Найти черты сходства двух текстов на уровне:

2. Найти различия на тех же уровнях.

3. Объяснить выявленные различия:

а) в произведениях одного и того же автора;

  • разницей времени написания, определившей изменение взглядов;
  • различием художественных задач;
  • противоречиями мировоззрения и мироощущения;
  • другими причинами.

4. Уточнить интерпретацию каждого из анализируемых текстов в соответствии с проведённым сопоставительным анализом.

План анализа стихотворения

1. Название стихотворения и его автор.

2. Ведущая тема (о чём стихотворение?).

3. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.)

4. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

5. Главные образы стихотворения.

6. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись.

7. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. С какой целью использует их автор?

8. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении? ).

9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

Словарь настроений

Положительное (хорошее) настроение: торжественное, восторженное, поэт с восторгом описывает…, поэт испытывает восторг…, восторженно-радостное, поэт очарован…, поэт восхищается…, радостное, веселое, легкое, светлое, нежное, поэт с нежностью пишет о…, игривое, умиротворенное, теплое, спокойное, приподнятое.

Отрицательное (плохое) настроение: грусть, поэт с грустью говорит о…, поэт тоскует по …, печаль, поэт жалеет о …, сожаление о…, поэту жаль …, поэт переживает за …, поэт негодует… , поэт расстроен…, поэту больно от …, с болью в сердце поэт пишет о…, поэт с волнением говорит о…, поэт испытывает чувство горечи…

Подробный план анализа стихотворения

2. Жанр стихотворения. Какое место этот жанр занимает в творчестве поэта, является ли для него типичным, к какому литературному направлению относится.

3. Анализ тематики (любовь, ненависть, природа, свобода и т.д.) и проблематики стихотворения. Отвечает ли оно запросам времени? Актуально ли на современном этапе и почему.

4. Анализ сюжета и композиции.

5. Лирическое «я», лирический субъект, образ автора. Совпадает ли образ лирического героя и лирического субъекта, как реализуется образ автора, присутствует ли он вообще.

6. Формальные признаки стихотворения. Определите размер, метр стихотворения, систему рифмовки, строфику.

7. Стилистика. К стилистическим средствам традиционно относят: тропы, фигуры, звукопись. Приведите слова одной тематической группы, которые играют большую роль в стихотворении. Найдите устаревшую лексику и неологизмы, объясните, почему автор их употребляет.

8. Ваше личное отношение к прочитанному

План анализа эпизода эпического произведения

1. Место и роль эпизода в композиции произведения. Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог

2. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

3. События, описанные в эпизоде

4. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев

5. Художественные выразительные средства

6. Особенности использования в эпизоде внесюжетных элементов: описание, пейзаж, портрет, интерьер

7. Роль данного эпизода в произведении. Характерологическая . Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение. Психологическая . Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа. Поворотная . Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев. Оценочная . Автор даёт характеристику персонажа или события.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки. Проблема. Основная мысль (идея).

3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?

4. Сходство с народными сказками (с примерами).

5. Художественное своеобразие сказки (с примерами).

6. Особенности языка (с примерами).

7. Значение сказки.

План анализа роли эпизода в тексте

Вступление

1. Что такое эпизод? Дать определение.

2. Предположение о роли этого эпизода в произведении (тезис сочинения).

Основная часть (аргументы и примеры).

1. Сжатый пересказ данного фрагмента.

2. Место эпизода в композиции текста (Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?)

3. Место эпизода в сюжете произведения (завязка, экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог).

4. Какие темы, идеи, проблемы (вопросы) текста нашли отражение в этом эпизоде?

5. Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.

6. Каков предметный мир произведения (Пейзаж, интерьер, портрет)? Почему именно это в данном эпизоде?

7. Мотивы эпизода (встреча, спор, дорога, сон и тому подобное). Ассоциации (библейские, фольклорные, античные).

8. От чьего имени ведется повествование: автор, рассказчик, герой (от 1 или 3 лица)? Почему?

9. Организация речи (повествование, описание, монолог, диалог). Почему?

10. Языковые средства (тропы и фигуры).

Заключение (вывод)

1. Роль эпизода в произведении (перекличка с вступлением).

2. Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?

3. Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.

Примерный план анализ эпизода драматического произведения

1. Границы эпизода уже определены самой структурой драмы (явление отделено от других компонентов драмы); дать название эпизоду.

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, завязка, эпизод развития действия всего произведения, кульминация, развязка?)

3. Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить, кто они, каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические).

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.

6. Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев - участников эпизода: их отношение к событию; к вопросу (проблеме); друг к другу; кратко проанализировать речь участников диалога; сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев); выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; иначе говоря, по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Охарактеризовать диалогическую композицию эпизода: по какому принципу освещения темы строится диалог?

11. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

12. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами драмы.

Анализ песни

План:

1. Смысл названия песни

2. Кто и когда мог её исполнять?

3. Каким чувством проникнута песня?

4. Из каких частей она состоит?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в ней?

Художественные особенности народной песни

1. Постоянные эпитеты: «дружинушка хоробрая», «красна девица», «синее море», «шелковое стремечко», «дорога прямоезжая», «конь добрый», «тучи черные», «поле чистое»;

2. Краткие формы прилагательных: добра молодца, (чарка) зелена вина, на добра коня, мил сердечный друг, на ворона коня, по чисту полю;

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «нежная ветка», «пшеничка», «носик», «дружочек», «солнышко», «дороженька»;

4. Отрицательные сравнения: «не кукушечка во борочке скуковала», «не пером-от пишет, не чернилами, а пишет горючими слезами»;

5. Психологический параллелизм - уподобление явлений природы состоянию героя;

6. Звукопись - прием создания музыкальности произведения. При отсутствии в народных песнях рифмы с помощью повторения отдельных гласных и согласных звуков ярче рисуется определенный образ, подчеркивается мелодичность стихотворных строк.

Для литературного анализа следует очень внимательно прочитать литературное произведение, чтобы разобраться, как автор доносит свои ключевые идеи. Начните делать примечания к тексту и читайте произведение с максимальной концентрацией, после чего сформулируйте свои доводы и составьте план. Напишите анализ в соответствии с планом и отредактируйте свою работу, чтобы сдать чистовой вариант текста.

Шаги

Делайте заметки и формулируйте доводы

    Записывайте идеи, когда читаете текст. При первом знакомстве с текстом делайте записи о тех аспектах, которые обращают на себя внимание, - основной конфликт, мотивы персонажей, тон повествования и место действия.

    • Выделяйте отрывки текста , которые кажутся вам интересными или заслуживающими внимания. В одном из абзацев автор делает важное заявление? Текст внезапно стал философским? Выделяйте или отмечайте такие отрывки.
    • Например, одна из главных цитат романа Джорджа Оруэлла 1984 , которая часто повторяется: «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила». Поскольку это слоган Партии (одной единственной политической партии государства), нам становится понятно, что данный текст будет важен для сюжета. Можно использовать цветной маркер, чтобы выделять этот отрывок текста при каждом его упоминании. Так вам будет проще найти утверждение, чтобы проанализировать, когда, где и зачем Оруэлл повторяет эти строки.
  1. Замечайте литературные приемы. Автор использует литературные приемы, чтобы доказать свою точку зрения или рассказать историю. В литературных произведениях используется аллитерация, художественные образы, метафоры, аллюзии, аллегории, повторения, ретроспектива, различные предзнаменования и другие приемы.

    • Например, художественные образы - это живой язык автора, который помогает сформировать мысленное представление. Они могут задавать тон всего текста. Рассмотрим пример из романа 1984 Джорджа Оруэлла, который встречается в четвертом абзаце:
      • «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным - кроме расклеенных повсюду плакатов».
    • Этот короткий отрывок позволяет представить суровый мир, очень холодный и лишенный цвета.
  2. Сосредоточьтесь на ключевых темах. Темы - это те основные идеи, который автор повторяет на протяжении всего текста. Темой может быть религия, правительство, борьба добра и зла, власть, социальный строй, взросление, война, образование, права человека и многое другое. Определите темы как можно раньше, чтобы вам было проще выписывать примеры таких тем в процессе чтения текста.

    • Среди главных тем романа 1984 можно назвать войну, власть и социальный строй.
  3. Обратите внимание на форму произведения. Форма - это особенности устройства текста. Так, в объемном произведении форма включает особенности деления текста, а также повествование от первого или третьего лица. В стихотворении обращайте внимание на переносы строк, порядок куплетов, внешний вид и даже задействованное негативное пространство. Почему автор выбрал именно такую форму и как она помогает лучше представить ключевые идеи?

    • Проанализируйте, как соотносятся форма и содержание. Вступают ли они в противоречия?
    • Например, в стихотворении часто содержится меньше информации, чем в романе, в связи с чем автор может использовать форму, чтобы привлечь внимание к скрытому или вопросам без ответа.
  4. Учитывайте исторический контекст. Произведения не создаются в вакууме, так что время и место, в котором работал автор, всегда влияют на произведение. Узнайте, где жил автор, когда написал роман, что происходило в это время в мире.

  5. Определите цель автора. При создании произведения автор может ставить перед собой несколько целей. Ваша задача - определить хотя бы одну из них, чтобы написать анализ. Если вы способны подтвердить свои идеи доказательствами из текста, то можно выбрать любую цель на свое усмотрение.

    • Чтобы определить цель автора, проанализируйте исторический контекст книги, а также важные темы автора. Также можно прочитать другие анализы и рецензии, включая интервью автора.
    • Например, одной из главных целей Оруэлла при работе над романом 1984 было показать, что ждет граждан, если не контролировать работу собственного правительства - тоталитарный режим, который следит за каждым шагом и мыслью людей.
    • Так, слоган «Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила» становится введением к цели автора. Он позволяет читателю представить, что произойдет дальше: представителей такого общества заставляют молча проглатывать противоречивые утверждения правительства. В романе этот концепт получил название «двоемыслие».
  6. Сосредоточьтесь на теме, чтобы определиться с доводами. Сосредоточьтесь на одном элементе сюжета, который олицетворяет собой выбранную вами главную цель произведения. Чем именно вас затронула эта конкретная тема. Почему она кажется важной?

    • Например, вы хотите сосредоточиться на том, как художественные образы задают тон в романе 1984 . Почему это важно? Без таких образов роман воспринимался бы иначе, а Оруэллу было бы трудно показать читателю убедительный мир.
  7. Проанализируйте, как ваши доказательства поддерживают вашу основную идею. На этом этапе нужно ответить, почему ваше утверждение действительно важно. Продемонстрируйте читателям, что ваши доказательства связаны с утверждением.

    • Например, завершите абзац с цитатой следующим образом:
      • Этот мир жесток к своим обитателям, от него веет «холодом» и предчувствием беды, а будни не чередуются с радостными днями. Даже яркий солнечный день не помогает забыть о мрачности и унынии. Посредством таких описаний Оруэлл демонстрирует, что мир романа может оказаться и нашим будущим, суровой реальностью без возможности найти отраду в фантазиях или веселье.