Государство

Анализ охоты в войне и мире. Война и мир

Над образом каждого своего героя Толстой работал очень тщательно, продумывая внешность персонажа, характер, логику поступков. Особенно много внимания уделил автор своей любимой героине - Наташе Ростовой, прототипом которой были сразу две женщины: Софья Андреевна, жена писателя, и ее сестра, Татьяна Берс, очень дружившая с Толстым, поверявшая ему все свои тайны. Она замечательно пела, и А.А. Фет, завороженный ее голосом, посвятил ей стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...». Лучшие черты этих неординарных женщин нашли свое отражение в образе Наташи.
Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским.
Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, «толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами». Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое «отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой». Все было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. «Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».
Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла туда, чтобы лучше их слышать: «Ей так же, как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести». Но когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: «Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!» И она обняла дядюшку и поцеловала его. Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни.
Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же «сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала». Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизу- чаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка». Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста, как народ: «Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: «Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял». Да, тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы, но суть в том, что она не знает его по-настоящему. «Мой Болконский», - думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала.
Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей «с совершенно новой нежностью».
По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: «Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвои- вавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива».
Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее. Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: «Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».
В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день 15-го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать. Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что-то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меринка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянный; сам же он должен был прямо на оставленный ему лаз выехать в дрожечках. Всех гончих выведено было пятьдесят четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более сорока борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около ста тридцати собак и двадцати конных охотников. Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров, равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу. Как по пушному ковру, шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистывание охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте. Когда отъехали с версту, навстречу ростовской охоте из тумана показались еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами. — Здравствуйте, дядюшка! — сказал Николай, когда старик подъехал к нему. — Чистое дело марш!.. Так и знал, — заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), — так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя — чистое дело марш! — под носом выводок возьмут. — Туда и иду. Что же, свалить стаи? — спросил Николай. — Свалить... Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из-под которых виднелось оживленное, с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой-охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему-то смеялся и бил и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его. Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты. — Здравствуйте, дядюшка, и мы едем, — прокричал Петя. — Здравствуйте-то здравствуйте, да собак не передавите, — строго сказал дядюшка. Николенька, какая прелестная собака Трунила! он узнал меня, — сказала Наташа про свою любимую гончую собаку. «Трунила, во-первых, не собака, а выжлец», — подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое их должно было разделять в эту минуту. Наташа поняла это. — Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому-нибудь, — сказала Наташа. — Мы станем на своем месте и не пошевелимся. — И хорошее дело, графинечка, — сказал дядюшка. — Только с лошади-то не упадите, — прибавил он, — а то — чистое дело марш! — не на чем держаться-то. Остров Отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих, и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом. — Ну, племянничек, на матерого становишься, — сказал дядюшка, — чур, не гладить. — Как придется, — отвечал Ростов. — Карай, фюит! — крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам. Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую, как и он сам, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хоть и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся, улыбаясь. Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но так же зажиревших, как хозяин и лошадь, волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянный графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф, по старинной привычке, выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо. Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил тридцать лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из-за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна. — Ну, Настасья Ивановна, — подмигивая ему, шепотом сказал граф, — ты только оттопай зверя, тебе Данило задаст. — Я сам... с усам, — сказал Настасья Ивановна. — Шшшш! — зашикал граф и обратился к Семену. — Наталью Ильиничну видел? — спросил он у Семена. — Где она? — Они с Петром Ильичом от Жаровых бурьянов стали, — отвечал Семен, улыбаясь. — Тоже дамы, а охоту большую имеют. — А ты удивляешься, Семен, как она ездит... а? — сказал граф. — Хоть бы мужчине впору! — Как не дивиться? Смело, ловко! — А Николаша где? Над Лядовским верхом, что ли? — все шепотом спрашивал граф. — Так точно-с. Уж они знают, где стать. Так тонко езду знают, что мы с Данилой другой раз диву даемся, — говорил Семен, зная, чем угодить барину. — Хорошо ездит, а? А на коне-то каков, а? — Картину писать! Как намеднись из Заварзинских бурьянов помкнули лису. Они перескакивать стали, от уймища, страсть — лошадь тысяча рублей, а седоку цены нет! Да, уж такого молодца поискать! — Поискать... — повторил граф, видимо сожалея, что кончилась так скоро речь Семена. — Поискать, — сказал он, отворачивая полы шубки и доставая табакерку. — Намедни как от обедни во всей регалии вышли, так Михаил-то Сидорыч... — Семен не договорил, услыхав ясно раздавшийся в тихом воздухе гон с подвыванием не более двух или трех гончих. Он, наклонив голову, прислушался и молча погрозился барину. — На выводок натекли... — прошептал он, — прямо на Лядовской повели. Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос по волку, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку. Доезжачие уже не порскали, а улюлюкали, и из-за всех голосов выступал голос Данилы, то басистый, то пронзительно-тонкий. Голос Данилы, казалось, наполнял весь лес, выходил из-за леса и звучал далеко в поле. Прислушавшись несколько секунд молча, граф и его стремянный убедились, что гончие разбились на две стаи: одна, большая, ревевшая особенно горячо, стала удаляться, другая часть стаи понеслась вдоль по лесу, мимо графа, и при этой стае было слышно улюлюканье Данилы. Оба эти гона сливались, переливались, но оба удалялись. Семен вздохнул и нагнулся, чтоб оправить сворку, в которой запутался молодой кобель. Граф тоже вздохнул и, заметив в своей руке табакерку, открыл ее и достал щепоть. — Назад! — крикнул Семен на кобеля, который выступил за опушку. Граф вздрогнул и уронил табакерку. Настасья Ивановна слез и стал поднимать ее. Граф и Семен смотрели на него. Вдруг, как это час-то бывает, звук гона мгновенно приблизился, как будто вот-вот перед ними самими были лающие рты собак и улюлюканье Данилы. Граф оглянулся и направо увидал Митьку, который выкатывавшимися глазами смотрел на графа и, подняв шапку, указывал ему вперед, на другую сторону. — Береги! — закричал он таким голосом, что видно было, что это слово давно уже мучительно просилось у него наружу. И поскакал, выпустив собак, по направлению к графу. Граф и Семен выскакали из опушки и налево от себя увидали волка, который, мягко переваливаясь, тихим скоком подскакивал левее их к той самой опушке, у которой они стояли. Злобные собаки визгнули и, сорвавшись со свор, понеслись к волку мимо ног лошадей. Волк приостановил бег, неловко, как больной жабой, повернул свою лобастую голову к собакам и, так же мягко переваливаясь, прыгнул раз, другой и, мотнув поленом (хвостом), скрылся в опушку. В ту же минуту из противоположной опушки с ревом, похожим на плач, растерянно выскочила одна, другая, третья гончая, и вся стая понеслась по полю, по тому самому месту, где пролез (пробежал) волк. Вслед за гончими расступились кусты орешника и показалась бурая, почерневшая от поту лошадь Данилы. На длинной спине ее комочком, валясь вперед, сидел Данило, без шапки, с седыми встрепанными волосами над красным, потным лицом. — Улюлюлю, улюлю!.. — кричал он. Когда он увидал графа, в глазах его сверкнула молния. — Ж...! — крикнул он, грозясь поднятым арапником на графа. — Про...ли волка-то!.. охотники! — И как бы не удостоивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению. Но Семена уже не было: он, в объезд по кустам, заскакивал волка от засеки. С двух сторон также перескакивали зверя борзятники. Но волк пошел кустами, и ни один охотник не перехватил.

Говоря о самом понятии «эпизод», в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.

Роману «Война и мир» свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.

Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л.Н.Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает «непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы».

Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л.Н.Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих «соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом». Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.

Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: «Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку...» Читатель становится невольным участником этих событий.

С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, «чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины».

В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. «Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!» - думает он.

Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: «Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места… , он видел только волка».

Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.

«С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь» - охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.

Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.

Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и «забавлялись». Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

Говоря о самом понятии “эпизод”, в первую очередь следует отметить, что это та или иная завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Роману “Война и мир” свойственна эпизодичность или, другими словами, сценичность. За счет этого автором достигается полнота всей картины жизни героев, их мировосприятие, психическое и душевное состояние, создается широкая картина действительности.
Эпизод охоты в Отрадном занимает особое место в романе, поскольку в нем подробно и достоверно показаны нравы дворян девятнадцатого века. Л. Н. Толстой во всех деталях рисует сборы и саму охоту. Любителей этого развлечения, по мнению автора, всегда охватывает “непреодолимое охотничье чувство, в котором человек забывает все прежние намерения, как человек влюбленный в присутствие своей любовницы”.
Приготовления к охоте была всегда тщательными и серьезными. Л. Н. Толстой называет точное количество собак, которых сопровождало двадцать конных охотников. В дороге был встречен дальник родственник, небогатый сосед Ростовых. Тут же гончих “соединяли в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом”. Каждый из героев по-своему относится к этой забаве. Граф Илья Андреевич не был охотником по душе, но прекрасно знает охотничьи законы.
Толстой рисует всю панораму охотничьего действия не со стороны, а глазами участников этой забавы: “Граф, забыв стереть улыбку с лица, смотрел перед собой вдаль по перемычке и, не нюхая, держал в руке табакерку. Вслед за лаем собак послышался голос, поданный в басистый рог Данилы; стая присоединилась к первым трем собакам, и слышно было, как заревели с заливом голоса гончих, с тем особенным подвыванием, которое служит признаком гона по волку…” Читатель становится невольным участником этих событий.
С новой стороны показан в этом эпизоде Николай Ростов, который очень увлечен гонкой за волком. Перед нами предстает человек, тонко и чувствительно воспринимающий все происходящее. Он с надеждой ждет, что волк побежит в его сторону, состояние героя близко к отчаянию. Николай молил бога, “чтобы волк вышел на него; он молился с тем страстным и совестливым чувством, с которым молятся люди в минуты сильного волнения, зависящего от ничтожной причины”.
В этом своем качестве Ростов похож на маленького ребенка, ему важно, чтобы один из псов на глазах у дядюшки вцепился в волка. “Только один раз бы в жизни затравить матерого волка, больше я не желаю!” – думает он.
Появление волка стало совсем неожиданным для Ростова. Теперь молодой человек ничего не видит вокруг, он одержим только своим желанием: “Николай не смыкал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места…, он видел только волка”.
Герой боится, что волка затравит дядюшка и его охотники. Сейчас это были его единственные соперники. Когда пес Карай схватил жертву за горло, это была самая счастливая минута для Николая во всей его жизни. Ростов с отчаянием закричал, когда Карай с ощетинившейся шерстью вылез из оврага. Каждый из охотников пытался заколоть волка, но это удалось сделать только Даниле, который оказался самым отважным.
“С счастливыми, измученными лицами живого матерого волка взвалили на шарахающую и фыркающую лошадь” – охота закончилась успешно, и все ее участники поехали к месту общего сбора. Охотники съезжались со своими добычами и рассказами, все подходили смотреть на волка, который большими стеклянными глазами смотрел на всю эту толпу, собак, людей, окружающих его.
Охота завлекает героев в разной степени. Если старому графу охота совсем неинтересна, то его сын Николай Ростов просто одержим ею. Азарт юноши схож с азартом ребенка, который очень хочет что-то получить, а если это не удается, то готов плакать и кричать. Николай считает своим долгом загнать матерого волка.
Толстой дает картину охоты в четырех главах. Автор вырисовывает каждого героя, каждое событие с удивительной точностью. Здесь особую роль играют детали, одно это не мешает динамичности сюжета. Толстой рисует нравы и забавы, которые привлекают дворян. Из этого эпизода мы узнаем, как жили и люди в то время, чем увлекались и “забавлялись”. Также мы видим героев романа в новой обстановке: не в салонах, светских приемах или на поле боя, а на природе, занятых общим делом.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало часть действия между выступлениями хора. Эпизод в Read More ......
  2. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе идеи о человеке, истории и Read More ......
  3. В романе-эпопее “Война и мир” есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе множество идей о человеке, истории Read More ......
  4. Лев Николаевич Толстой s романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек – Пьер ранил на дуэли Долохова Read More ......
  5. Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в Read More ......
  6. Поражение под Аустерлицем произвело в Москве странное впечатление. Сначала все недоумевали и старались не говорить о войне. “Но через несколько времени… были найдены причины тому неимоверному, неслыханному и невозможному событию, что русские были побиты”. Надо сказать, что среди этих причин, Read More ......
  7. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – один из самых “густонаселенных” романов, известных мировой литературе. Каждое событие повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных творческой фантазией автора. Вслед Read More ......
  8. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну Read More ......
Анализ эпизода “Охота в Отрадном” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Урок 4 Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения) Л.Н.Толстой Война и мир




«Мысль народная» - идея романа идея романа 1)Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; 2)Мир семьи («мысль семейная»); 3)Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); 4)Мир нации; 5)Мир всех людей, живущих на земле; 6)Мир природы в ее самостоятельном развитии. СФЕРЫ БЫТИЯ:




Проблематика романа Вопросы жизни и смерти правды и лжи радости и страдания личности и общества свободы и необходимости счастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. АНТИТЕЗА Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?


«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805 года Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?


Структура эпизода «охота» Описание утра – часть4,гл.3 Разговор Николая Ростова с Данилой Наташа заявляет брату о своем решении ехать на охоту Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4 Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой. Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5 Молитва Ростова. Травля зверя. Встреча Николая с соседом Илагиным



Способ выражения авторской позиции позиции 2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва Ростова). Характеристика героя с помощью художественной детали. Поведение героев во время охоты. Прямая авторская характеристика героя. Художественно-выразительные средства (олицетворение; сравнение; аллегория; ирония и т.д.),позволяющие проникнуть в идейный замысел романа. Речевая характеристика героев. «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев Стиль писателя




Петя Ростов Система образов в эпизоде 3 Данило Данило- ловчий, крестьянин Ростовых Помещик Илагин- сосед Ростовых Дядюшка Михаил Никанорыч Старый граф Илья Андреевич Ростов Николай Ростов- молодой барин НаташаРостова По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.


Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы? «Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо»


«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником с тем выражением самостоятельности в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»? Данило - охотник


Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?




«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. 1805г1809г 1812г Идет «охота» За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19) Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) Николай Ростов охотится в своем имении на волка (т.2, ч.4,гл.3-6)


Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия) Что объединяет понятия: война и охота? война и охота? Уничтожить (лишить жизни) Уничтожить (лишить жизни) Результат: военные трофеи, шкура убитого зверя.




Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то!..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?


«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.» Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?


В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.» Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?


Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?


Травля волка заканчиваетс я «победой» Данилы Бородинское сражение 1812 год Травля зайца заканчиваетс я «победой» пса Ругая Итог сцены «охота» 1809 год «…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа. Кто настоящий победитель «сражений»? Народ Русскиймужик