Государство

Анализ рассказа «Судьба человека» (М.А. Шолохов)

В чем гуманистический пафос произведения?

В рассказе «Судьба человека» М.А. Шолохова выражен гуманистический протест писателя против бесчеловечности войны. Великую народную трагедию военного времени изоб­ражает писатель в этом рассказе. Война противопоставлена у Шолохова картинам мирной жизни.

В небольшом по объему произведении перед читателем про­ходит жизнь героя, вобравшая в себя жизнь Родины. Андрей Соколов - мирный труженик, ненавидящий войну. Как ве­личайшую драгоценность хранит он в сердце память о дово­енной жизни своей семьи: «Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка… Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желан­ней ее…».

Счастье мирной жизни Соколова нарушило вероломное нападение врагов. Фашизм, чужая земля несут в себе смерть, разрушение. Война уничтожила семью, дом Соколова. И здесь начинает ощутимо звучать мотив вечной разлуки. В плену герой «почти каждую ночь, про себя, конечно, и с Ириной, и с детишками разговаривал», а их уже не было на свете. На долю героя Шолохова выпадают немалые испыта­ния: ранение, фашистский плен, гибель оставшейся в тылу семьи, трагическая смерть любимого сына Анатолия в пос­ледний день войны. Все это наложило свой отпечаток на на­туру, положение героя. «За что же ты, жизнь, меня так пока­лечила? За что так исказнила?» - спрашивает сам себя Соко­лов и не находит ответа. И гуманизм писателя в этом присталь­ном внимании к судьбе простого человека, в сочувственной позиции.

Раскрывая образ своего героя, писатель использует порт­ретные детали. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно при­сыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?» - спрашивает Шолохов. Противопоставляя войну и мирную жизнь, писатель умело использует пейзажи. Так, после ряда трагических картин в рассказе дается картина природы: «В залитом полой водою лесу звонко выстукивал дятел. Все так же лениво шевелил су­хие сережки на ольхе теплый ветер; все так же, словно под тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве об­лака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим сверше­ниям весны, к вечному утверждению живого в жизни». Здесь ощутима мысль автора о вечном противоборстве жизни и смерти.

Война разрушила миллионы судеб. Остался сиротой ма­ленький мальчик Ванюша, которого приютил Андрей Соко­лов. И эта любовь к ребенку оказалась той живительной вла­гой, которая стала исцелять израненное сердце героя. Остав­шись в одиночестве, Андрей Соколов заменил отца малень­кому Ванюшке. И эта любовь стала той живительной силой, которая постепенно возвращала героя к жизни.

Образ Андрея Соколова критики соотносили с образом сказочного солдата, подчеркивая фольклорную основу рас­сказа. Как и сказочный солдат, герой Шолохова был масте­ром на все руки, с честью вышел он из всех испытаний, мно­гократно уходил он от смерти. В сюжете мы видим троекратность событий - у героя трое детей, трижды он был ранен, трижды говорит о своей вине перед женой. Троекратность со­бытий - излюбленный фолклорный прием. Также значимо в рассказе противостояние света и тьмы, символизирующее противостояние мира и войны. Когда Соколов попадает в плен, немецкий ефрейтор приказывает идти ему «на заход солнца», туда, где ночь, смерть. Когда герой совершил побег, он держал путь «прямо на восход солнца», туда, где свет и жизнь. Когда нашелся сын Анатолий, то в жизни его «блеснула радость, как солнышко из-за тучи».

Вообще о диалектическом противоборстве жизни и смерти в рассказе напоминают многие выразительные детали. На­пример, портретные. Глаза у мальчика, усыновленного геро­ем, - светлые, как небушко. У Соколова же - «словно при­сыпанные пеплом».

Война 1941 - 1945 годов. День Победы. Мое поколение почти лишено возможности услышать о тех событиях из уст их участников. Но есть литература, бессмертные произведения, благодаря которым память будет жить.

Одним из таких произведений является рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В нем описана жизнь простого русского солдата Андрея Соколова. Вернее, то, что было после того, когда настоящая его жизнь закончилась, когда безжалостная война внесла свои кровавые правки.

Вместе с рассказчиком мы невольно вздрагиваем, ощущая внутренний озноб: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало не по себе...Видели ли вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего собеседника». Никто не в силах без волнения прочитать и следующий монолог Андрея Соколова в начале рассказа: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!»

«Судьба человека»… Сколько их, таких судеб? Недаром Шолохов выбрал герою такое простое и распространенное русское имя. Время неумолимо бежит вперед, людей поколения Соколова сегодня уже не осталось, все меньше их, свидетелей той страшной войны. Нет в живых и солдата второго Белорусского фронта Донникова, рассказавшего о своей судьбе Шолохову и ставшего прототипом Андрея Соколова. Ниточка становится все тоньше. Но она не оборвется, покуда мы будем читать подобные рассказы, покуда не погаснет живой огонь. ..

Языковой анализ произведения

Задача писателя – приобщить читателя к своему материалу не только посредством рассказа. Писатель-художник должен и своих героев, и пейзаж, и все зримые подробности, которые попали в его живописную орбиту, не отражать как в зеркале, а воссоздавать в своеобразном, ему одному свойственном ритме, в своем стиле.

У каждого писателя-художника свое чувство языка. Стиль – выразитель творческой психики и жизненной философии писателя. Недаром живет старый афоризм: стиль – это человек.

У Михаила Шолохова свой, удивительный по меткости словарь, свой стиль и свой ритм чудесного русского языка. Во всем его богатстве – все качества, которые и создают писателя-художника.

«Образ автора на протяжении всего рассказа формируется и развивается». В начале произведения у автора и Соколова «нет ничего общего». Авторский язык заметно отличается от языка Соколова литературностью, живописностью. Драматически ускоренный рассказ Соколова резко контрастирует с замедленным эпическим зачином автора.

«…В рассказе Соколова очень мало изобразительных эпитетов (и даже определений вообще), между тем как авторский текст насыщен ими».

Язык Соколова, по сравнению с авторским, более экспрессивен, отличается разговорным характером, употреблением просторечных слов («тюкнуть», «огромадный», «ихний», «милаха», «посымали»), в том числе разговорно–просторечных вводных слов («стало быть», «может»).

Особенности языка рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

Структура рассказа и язык героев

По своей структуре рассказ «Судьба человека» представляет сказ в рассказе – здесь два субъекта: рассказчик-персонаж, бывалый человек Андрей Соколов, и автор, который выполняет функцию собеседника и слушателя; его повествование как бы обрамляет рассказ Соколова (автору принадлежит вступление и заключение). Такое построение произведения подчеркивает, что главным для автора было изображение строя мысли и чувства своего героя, его отношения к окружающему миру, его представления одолжном и желаемом, т.е. об идеале.

«Только не пришлось мне и года повоевать…Два раза за это время был ранен, но оба раза по легкости: один раз – в мягкость руки, другой – в ногу; первый раз – пулей с самолета, другой – осколком снаряда. Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, браток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки… Попал я в плен под Лозовеньками в мае сорок второго при таком неловком случае: немец, тогда здорово наступал, и оказалась наша… батарея почти без снарядов; нагрузили мою машину снарядами по самую завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам прикипала. Надо было сильно спешить потому, что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным…»

«Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? «Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!» - «Ну, - говорит, - дуй! Жми на всю железку!».

Помимо сведений об определенном из жизни рассказчика-персонажа, в этом тексте заключено очень важное образное содержание. Легко установить, что в употреблении слов: по легкости, по самую завязку, чухаться, баста, дуй, жми на все железку – обнаруживается принадлежность Соколова к определенной культурной, профессиональной и территориальной среде.

Более важную образную информацию – о строе мысли и чувства рассказчика – несут в этом тексте высказывания: «Только не пришлось мне и года повоевать…»; «Дырявил немец мне машину… но мне, браток, везло на первых порах». «Везло-везло, да и довезло до самой ручки…»; «Попал я в плен…при таком неловком случае…»; «оказалась наша… батарея…» . Все они имеют значение объективной необходимости – безличные предложения, например, в сравнении с личными, выражают действие, навязываемое субъекту со стороны, помимо его воли. Эти высказывания семантически соотнесены с вынесенным в название рассказа словом «судьба» , которое (среди прочих значений) имеет значения: «стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий».

Такое понимание судьбы Соколовым подтверждается употреблением высказываний: «Надо было сильно спешить…»; «Я должен проскочить, и баста!», выражающих в данном тексте самую важную информацию о строе мысли и чувства героя. Эти высказывания имеют значение долженствования, т.е. обязательности на основе твердого решения самого говорящего. В их употреблении находит выражение главная мысль рассказа «Судьба человека», авторский идеал, представление о должном и желаемом, - как бы тяжело ни складывались обстоятельства для человека, человек может относиться к обстоятельствам активно, поступать так, как требует этого его человеческое достоинство и гражданский долг.

То, что это – главная мысль, которую хотел выразить М. Шолохов, подтверждается всем строем рассказа «Судьба человека».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идет речь о каком-то эпизоде из его жизни. В каждой из этих новелл обнаруживает себя скрытая от поверхностного чтения упорядоченность языковых единиц, выражающих строй мысли и чувства рассказчика. И в каждой новелле выступают языковые средства, с помощью которых выражается отношение Соколова к обстоятельствам.

Так, о первых впечатлениях от пребывания в плену Соколов рассказывает следующее:

«Прошел немного, и догоняет меня колонна наших пленных, из той же дивизии, в какой я был. Гонят их человек десять немецких автоматчиков. Тот, который впереди колонны шел, поравнялся со мною, не говоря худого слова, наотмашь хлыстнул меня ручкой автомата по голове. Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью, но наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки. А когда я очухался, один из них шепчет: «Боже тебя упаси падать! Иди из последних сил, а не то убьют». И я из последних сил, но пошел.

В этом тексте также встречаются слова, характеризующие принадлежность рассказчика к определенной культурной среде: «хлыстнул, очухался». Здесь же находим высказывание, семантически соотнесенное со словомсудьба в значении «стечение обстоятельств»: «Упади я, - и он пришил бы меня к земле очередью…» - высказывание с глаголом в условном наклонении, показывающее, как бы сложилась судьба рассказчика, если бы подчинился обстоятельствам. Наконец, здесь же в предложении: «И я из последних сил, но пошел » (где противительный союзно вносит смысл: «вопреки сложившимся для рассказчика крайне сложным обстоятельствам») находит выражение активное отношение героя к обстоятельствам.

И в каждом последующем эпизоде рассказа Соколова о пребывании в плену непременно выступают языковые средства, имеющие значение долженствования.

С точки зрения отношения к обстоятельствам оценивает Соколов действующих лиц своего рассказа в эпизоде, где речь идет о ночевке пленных в церкви. Главным в его оценке человека в каждом случае является верность своему гражданскому и воинскому долгу.

Кульминацией эпизода в церкви является рассказ Соколова о взводном и Крыжневе.

В речи Крыжнева употреблена пословица «Своя рубашка к телу ближе» . Во всем рассказе «Судьба человека», кроме этой, употребляется еще одна пословица, в речи самого Соколова, адресованной автору:«Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить и помирать тошно ». Образный смысл двух этих пословиц обусловлен тем, что они соотнесены между собой семантически – они выражают крайне противоположное отношение Соколова и Крыжнева к окружающему миру, к людям.

Как отмечалось в рассказе «Судьба человека», повествование ведется не только от лица Соколова, но и от лица самого автора. Авторская речь составляет введение к рассказу Соколова и заключение к нему. Специфика образа автора в рассказе «Судьба человека» состоит в том, что он подвижен - в пределах рассказа в определенном отношении изменяется строй его мысли и чувства. В авторском повествовании, составляющем экспозицию рассказа «Судьба человека», речь идет о трудностях, выпавших на долю автора в пути, когда в «недобрую пору бездорожья» ему «пришлось ехать в станицу Букановскую». В этом тексте многие предложения имеют значение объективной необходимости и семантически соотнесены со словом «судьба» в значении «стечение обстоятельств»:

«...мне пришлось ехать в станицу Букановскую; ...Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек; Во время переправы... мне некогда было думать о папиросах, надо было, бросив весло, побыстрее вычерпывать воду, чтобы лодка не затонула» .

«...но одолеть (т. е. «осилить, преодолеть что-либо, требующее физических усилий») их оказалось не так-то просто; Только часов через шесть покрыли (т. е. «преодолели») расстояние в тридцать километров…»

«Это был первый после зимы по-настоящему теплый день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству, и, сняв с головы старую солдатскую шапку, сушить на ветерке мокрые после тяжелой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блеклой синеве белыми грудастыми облаками.»

С точки зрения человека, только что преодолевшего тяжелый путь, воспринимает автор и появление незнакомого человека с мальчиком:

В экспозиции рассказа было: «...следить за проплывающими в блеклой синеве белыми, грудастыми облаками ». Здесь же -«словно под тугими, белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака ».

В экспозиции рассказа слово весна выступало в значении «время года». И только. Здесь же наблюдается семантический сдвиг в этом слове.Весна в этом контексте приобретает смысл: «созидающая сила, способствующая утверждению живого в жизни».

В экспозиции рассказа языковые средства, выражающие исходный строй мысли и чувства автора, были стилистически нейтральными. Здесь же выступают языковые единицы, которые имеют окраску высокого стиля: «в вышней синеве», «минуты скорбного молчания» , «к великим свершениям весны ,к вечному утверждению живого в жизни.»

От обыденного взгляда на окружающий мир до глубокого, философского его осмысления - так изменяется строй мысли и чувства автора в рассказе «Судьба человека».

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина.»

В этом фрагменте авторской речи углубляется одно из высказываний Соколова. Свой идеал поведения на войне Андрей Соколов выразил так: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда, позвала » . Слово вытерпеть и его синоним «снести» означают «перенести, выдержать страдания».

Слово «преодолеть», употребленное вместо словаснести , более точно выражает характер его действий, поступков, а формула «если к этому позовет его родина» , употребленная вместо «если к этому нужда позвала» - более определенно называет мотивы действий и поступков Андрея Соколова.

Заключение

В речи Соколова звучат слова и выражения, взятые из языка шофера, солдата, крестьянина, эпитеты и метафоры, связанные с народно-поэтическим творчеством. В том, что и как отбирает герой в неоценимом фольклорном богатстве, что оказывается наиболее близким его душевному строю, с достаточной отчетливостью проявляются его нравственно-психологические особенности. Соколов любит ласковые обращения, слова с уменьшительными суффиксами (они особенно свойственны фольклорным произведениям). В соответствующем контексте они принимают ласкательную окраску, отражают открытость, душевность, дружелюбные чувства героя («милая Иринка», «милок», «браток», «детишкам», «папанька», «воробышек», «звездочка»).

Различия в языке автора и героя не приводят к разностильности произведения; общее в его стилистическом фундаменте заключается и в том, что «как в речи автора, так и в речи героя - то и дело смыкаются, скрещиваются, срастаются извечные, отшлифованные столетиями речения и сегодняшние разговорные обороты, подчас еще совсем не освоенные литературой». Это общее в ходе развития повествования крепнет, приобретает более широкие очертания, более глубокую основу. В «Судьбе человека» постепенно сближаются и сливаются голоса автора и героя, столь различные, несовместимые в начале рассказа... Андрей Соколов, заново пережив в рассказе свою судьбу, поднимается на высоты человеческого сознания и сливается в самом своем слоге с художником».

В авторской речи наиболее определённо выражена главная мысль рассказа о неиссякаемой способности человека к преодолению обстоятельств, как бы трудно они ни складывались, о способности человека при любых условиях поступать так, как требует этого его гражданский долг и человеческое достоинство.

Список литературы

Навозов А. Шолохов и «Правда» // Михаил Александрович Шолохов. – М.: Правда, 1966. – С. 199-208

Огнев А.В. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека». М.: Высшая школа, 1984.

Шолохов М. Собр. соч. в 9 т. Т.8. М.: Художественная литература. 1960.

Форш О. Рожденные бурей…// Михаил Александрович Шолохов. – Правда, 1966. – С.286-287

Анализ рассказа М.Шолохова «Судьба человека».
Рассказ написан в 1956 году во время хрущевской «оттепели». Шолохов был участником Великой Отечественной войны. Там он услышал историю жизни одного солдата. Она его очень тронула. Шолохов долго вынашивал в себе идею написания этого рассказа. И вот в 1956 году он отважился на запретную после войны тему. Тема – человек на войне – широко освещена в литературе, но автор нашел свой подход в решении этого вопроса, нашел новое оригинальное художественное решение проблемы. Жанр произведения – рассказ, где ведется эпическое повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа. Как он добился этого? В этом и заключается мастерство Шолохова – писателя.
Интересна композиция произведения. В начале его дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию. В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.
Шолохов – мастер создания образов. Во весь рост зримо предстает человек с тяжелой судьбой. Из его рассказа мы узнаем, что он ровесник века. Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Характер Соколова раскрывается постепенно. До войны он был хорошим семьянином. «Работал я эти десять лет и день и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали...». «Перед войной поставили домишко.» Во время войны он ведет себя как настоящий мужчина. Терпеть не мог Андрей «этаких слюнявых», которые «сопли по бумаге размазывали». «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все вынести, если к этому нужда позвала.» Соколов был простым солдатом, выполнял свой долг, был как на работе. Потом попал он в плен и узнал и настоящее солдатское братство, и фашизм. Вот как их вели в плен: «...наши подхватили меня на лету, затолкали в середину и с полчаса вели под руки». Писатель показывает ужасы фашизма. Немцы загнали пленных в церковь с разбитым куполом на голый пол. Затем Андрей видит пленного доктора, который проявляет настоящий гуманизм по отношению к другим товарищам по несчастью. «Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал». Здесь же Соколову пришлось совершить свое первое убийство. Андрей убил пленного солдата, который хотел выдать немцам своего взводного. «Первый раз в жизни убил, и то своего.» кульминацией рассказа является эпизод с Мюллером. Мюллер – комендант лагеря, «невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый». «По-русски говорил как мы с тобой». «А матерщинничать был мастер ужасный». Действия Мюллера – воплощение фашизма. Он каждый день в кожаной перчатке со свинцовой прокладкой выходил перед пленными и бил каждого второго в нос. Это была «профилактика от гриппа». Андрея Соколова вызвали к Мюллеру по доносу «какого-то подлеца», и Андрей приготовился к «распылу». Но и тут наш герой не ударил в грязь лицом. Он захотел показать, «что хотя и с голоду падает, но давиться ихней подачкой не собирается, что у него есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они его не превратили». И Мюллер, хотя и был истинным фашистом, зауважал Андрея и даже наградил за смелость. Таким образом, Соколов спас себе жизнь. После он сбегает из плена. Тут его подстерегает новый удар. Андрей узнал, что его жена и дочери погибли. Но Соколова ждет и радостное известие – его сын стал командиром. Андрей готовится к встрече с Анатолием, но этому не суждено сбыться, потому что в День Победы Толика убивает снайпер. Любой человек после таких событий сломался бы, но Андрея Соколова не ожесточила его трагичная судьба. После войны он усыновил мальчика Ванюшку, и у него появился смысл жизни – заботиться о сиротке, воспитывать мальчика.
Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки – мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет «розовую холодную ручонку», а потом «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова.
В расказе мы видим еще один очень яркий образ – образ Ирины. Воспитывалась она в детском доме. Ирина была «смирная, веселая, угодливая и умница». Андрей очень хорошо о ней отзывается: «Хорошая попалась мне девка!»
В рассказе постепенно вырисовывается образ автора. Мы видим, что он любит жизнь, природу, весну. Ему было хорошо на природе. Автор был участником войны. Он очень внимателен к людям. Переживает автор ничуть не меньше Андрея, «с тяжелой грустью» смотрел он на уходящих людей. В конце рассказа по щеке его бежит «жгучая и скупая мужская слеза».
На протяжении всего рассказа автор пытается показать душевную красоту человека-труженика, которого не сломают никакие трагедии.

Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)

Рассказ «Судьба человека»

«Судьба человека» была прочитана киноактёром Сергеем Лукьяновым по Всесоюзному радио, после чего получила народное признание.

Символика названия

В произведении показана не просто жизнь отдельного солдата Андрея Соколова, а судьба человека вообще, воплотившего в себе все основные национальные типические черты (обобщающее слово «человек» в названии).

Испытания, которые пережил герой, - это испытания, выпавшие на долю каждого прошедшего Великую Отечественную войну. Это судьба целого поколения, у которого война отобрала самое дорогое - дом, семью, работу, здоровье, жизнь близких людей.

Композиция и сюжет

«Судьба человека» написана в форме «рассказа в рассказе».

В произведении в концентрированном виде дана эпическая картина происходящего во время войны.

М.Н. Липовецкий выделяет в рассказе десять своеобразных микроновелл, каждая из которых внутренне завершена, имеет завязку, кульминацию, развязку:

1.Довоенная жизнь

2.Прощание с семьёй

3.Пленение

4.В церкви

5.Неудачный побег

6.Поединок с Мюллером

7.Освобождение

8.Гибель семьи

9.Смерть сына

10.Встреча с Ванюшкой

Обрамление

Действие происходит в период первой послевоенной весны. Повествователь, ведущий рассказ от первого лица, дожидаясь переправы, встречает мужчину с сынишкой. Отец мальчика, Андрей Соколов, решает рассказать о своей судьбе.

После исповеди повествователь расстаётся с чужим, но ставшим ему близким человеком, прощание с Ванюшкой заставляет мужчину, прошедшего войну, заплакать.

Символические образы в обрамлении

Весна

Символ вечного возрождения, обновления, надежды. «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая». Безбрежный мир готовился «к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Дорога, путь

Символ жизни, движения вперёд, один из главных архетипов жизни.

Отец и сын

Фигуры Андрея и Ванюшки - мужчины и маленького мальчика - обретают обобщённо-символический смысл, предстают в образах Отца и Сына, идущих по дороге жизни: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…»

Исповедь Андрея Соколова

Андрей Соколов рассказывает о своей жизни. Герой вспоминает о своём детстве, семье. Гражданская война, голод, разруха лишь фон событий. Основное внимание Соколов уделяет воскрешению в памяти образов самых дорогих людей, которые погибли во время войны: жены Иринки («И не было для меня красивее и желаннее её не было на свете и не будет!»), детей («сначала сынишка родился, через год ещё две девочки…»). Для героя важны были работа, семейный достаток и уют. Духовные ценности, обретённые в довоенное время, помогают Андрею Соколову выстоять в тяжёлое время.

Война нарушает благополучную, счастливую жизнь семьи Соколова. Следующие эпизода, рассказанные героем, контрастируют с первой «спокойной» микроновеллой. Далее Соколов будет проходить проверку на моральную стойкость.

Герой два раза был ранен, попал «в плен под Лозовеньками в мае сорок второго года». Когда русских солдат немцы загнали на ночёвку в церковь, один из пленных, Крыжнев, пригрозил выдать командира. Андрей Соколов не выдержал и задушил предателя: «Первый раз в жизни убил, и то своего…Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель».

Андрей Соколов пробовал бежать, но его поймали и вернули обратно. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там…». Били солдат «так, как у нас сроду животину не бьют».

Однажды герой выиграл моральный поединок с врагом. Он показал свою силу духа («в скотину они меня не превратили, как ни старались») , за что заслужил признание от немцев (Мюллер: «Я - тоже солдат и уважаю достойных противников» ). Герой пробудил в Мюллере и его сослуживцам человеческое: они «тоже рассмеялись», «поглядывают вроде помягче».

Соколов возил немца-майора. В одну из поездок герою удалось сбежать из плена, привезти майора и отдать русским командирам.

В госпитале Соколов узнал о том, что его семья погибла, остался один сын, Анатолий, который «получил звание капитана, командует батареей «сорокапяток», имеет шесть орденов и медали». В последний день войны убивают и Анатолия. Испытанием оказываются не только муки в фашистском плену, но и смерть детей и любимой жены, которую он не понял в момент прощания («До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..»).

Приехав жить к старому другу, Соколов встречает мальчика-сироту Ванюшу и решает его усыновить. «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…». Теперь вся жизнь Андрея Соколова посвящена ребёнку.

В рассказе оказывается важной сердечная реакция героя на происходящее («осердеченность повествования»): «у самого от жалости к ней сердце на части разрывается», «сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

Новаторство рассказа

Рассказ долгое время считали образцом соцреалистического канона (таким оказывается финал произведения). Современные исследователи находят в произведении черты новаторства:

Шолохов первым показал события 1941 - 1945 годов как трагедию всего человечества;

Автор показывает героя, побывавшего в плену и вернувшегося на родину. Не многих солдат, освободившихся из немецкого плена, Советский Союз принимал радушно (пример тому - судьба героя А.С. Солженицына Ивана Денисовича;

Политико-идеологический аспект в рассказе приглушён. Слова «советский солдат» автор заменяет на «русский солдат»;

По канонам соцреализма, гуманизм - не столько любовь к людям, сколько деятельная ненависть к врагам. Однако Андрей Соколов не убил ни одного немца, зато расправился с русским предателем. Автор обращается в рассказе к общечеловеческим ценностям.

Язык рассказа

Основной массив речи в рассказе - просторечия с вкраплениями профессионализмов, конкретизирующих облик главного героя.

Важным в «Судьбе человека» оказывается фольклорный пласт речи, народно-песенный, плачевой «(«Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке…Нету и не дождусь!»).

При всей глубине содержания рассказ-эпопея «Судьба человека» отличается простотой и скупостью художественных средств, которые, однако, все использованы Шолоховым для выражения главной идеи произведения: человек может восторжествовать над своей трагической судьбой, может сохранить в себе человечность вопреки войне и бесчеловечности окружающего мира.

По композиции «Судьба человека» - рассказ в рассказе. Он открывается авторским зачином-описанием тёплого весеннего дня на берегу широко разлившейся речки Бланки. Это экспозиция рассказа. Завязка происходит, когда Андрей Соколов и Ванюшка садятся рядом с автором на поваленный плетень, чтобы отдохнуть и дождаться у переправы лодки. Рассказ главного героя о своей жизни является кульминацией всего произведения, а заключительное авторское рассуждение о человеке-герое играет роль развязки. Исповедь Андрея Соколова может рассматриваться как законченный рассказ с самостоятельным сюжетом, где есть своя экспозиция (жизнь героя до войны), завязка (начало войны, прощание с женой), несколько кульминаций (сцена у Мюллера, похороны сына, объяснение с Ванюшкой), но нет развязки. Открытый финал исповеди показывает, что жизнь Андрея Соколова и его приёмного сына продолжается, и это оставляет некоторую надежду на счастливый конец (герой не умрёт прежде того, как поставит Ванюшку на ноги).

Композиция «рассказ в рассказе» предполагает двух рассказчиков: «внешний» рассказ, который открывает и заканчивает произведение, ведётся от лица автора, «внутренний» рассказ - от лица главного героя. Наличие двух рассказчиков позволяет описать трагическую судьбу Андрея Соколова с двух точек зрения: взгляд «изнутри» самого Андрея Соколова и взгляд «со стороны» слушателя, всем сердцем сочувствующего незнакомому шофёру. Андрей Соколов в своём рассказе-исповеди говорит только о своих чувствах и мыслях, а автор дополняет его историю описанием внешнего вида и манеры поведения героя. Таким образом, изображение Андрея Соколова в рассказе получается более полным: сам герой не находит ничего особенного в своей судьбе по причине личной скромности, но автор-рассказчик в случайном собеседнике увидел героическую личность, в которой воплотились лучшие черты русского характера и человеческого характера вообще. Подтверждением такой высокой оценки героя является название произведения.

Излюбленным художественным приёмом писателя Шолохова является антитеза, которая усиливает трагическую напряжённость повествования. В «Судьбе человека» противопоставляются смысловые символы: весна, жизнь, ребёнок - война, смерть; человечность - изуверство; порядочность - предательство; мелкие трудности весеннего бездорожья - жизненная трагедия Андрея Соколова. На контрасте построена композиция рассказа: эпический зачин - драматическая исповедь - лирическая концовка.

Композиционное построение «рассказ в рассказе» позволило Шолохову применить все три способа изображения, используемые в художественной литературе: эпос, драму, лирику. Авторский зачин представляет собой эпическое (то есть внешнее по отношению к автору-рассказчику) описание весеннего дня и дороги (вернее, распутицы) до станицы Букановской. Автор перечисляет обычные признаки весны: горячее солнце, половодье, запах сырой земли, чистое небо, душистый ветерок с полей. В положенный срок приходит весна, природа просыпается, и по-другому быть не может. Так конкретный пейзаж превращается в символ: как природа оживает после зимы, так и люди приходят в себя после страшной войны, которая принесла столько страданий и смертей. Недаром герои сидят на берегу реки и смотрят на текущую воду, которая с давних времён олицетворяла для поэтов изменчивость жизни.

В рассказе-исповеди Андрея Соколова присутствуют главные признаки драмы. Во-первых, главный герой рассказывает о своей жизни и, как в пьесе, раскрывается через собственное слово. Во-вторых, автор наблюдает Андрея Соколова со стороны (в текст включены авторские разъяснения-ремарки по поводу пауз в монологе героя). В-третьих, исповедь Андрея Соколова - чрезвычайно насыщенный, напряжённый рассказ не только о жизни, полной катастрофических событий, но и о стойкости человека, который выжил всем смертям назло.
Лирический мотив звучит в заключительной части рассказа, когда автор смотрит вслед Андрею Соколову и Ванюшке и пытается разобраться в своих чувствах. В его душе сложно переплелись: глубокое потрясение от услышанного, симпатия к отцу и мальчику, уважение к солдату, удивление перед его мужеством, сочувствие главному герою в его великом, непоправимом горе, страх за будущее ребёнка, стремление запечатлеть в памяти встречу с замечательным русским человеком, надежда на то, что Андрей Соколов, вопреки всему, «выдюжит» и сможет вырастить сына.

Две трети текста занимает рассказ главного героя о своей жизни. Исповедальная форма позволяет Шолохову достичь максимального правдоподобия и добиться сильного эмоционального эффекта. Как в целом рассказе, так и в монологе Андрея Соколова есть эпические части, лирические отступления и драматические диалоги.

Автор, описывая обстоятельства встречи с незнакомым шофёром, недаром отмечает, что переправа через разлившуюся речку занимает час. Незнакомец с мальчиком вышли на берег спустя несколько минут после отплытия лодки (лодочник должен был перевезти с противоположного берега товарища автора). Андрей Соколов заканчивает исповедь как раз тогда, когда послышались удары вёсел по воде. То есть рассказ продолжается всего два часа, по объёму текста можно предположить, что он передан автором почти слово в слово, без каких-либо изъятий. Вот так за два часа можно переправиться через разлившуюся речку или рассказать человеческую жизнь. И какую удивительную жизнь!

Сжатость во времени и одновременно смещение реальной временной протяжённости событий придают взволнованность и естественность рассказу Андрея Соколова. Например, в две страницы текста умещается описание жизни героя до войны (сорок один год), и столько же страниц занимает одна сцена - прощание с женой на вокзале, которая реально длилась двадцать-тридцать минут. Годы плена описываются вскользь, а эпизод у Мюллера - подробно: фиксируются не только слова, но и движения, взгляды, мысли участников этой сцены. Таковы особенности человеческой памяти - отбирать и запоминать то, что кажется человеку наиболее важным. Шолохов из истории Андрея Соколова очень продуманно выбирает несколько эпизодов, которые проясняют разные черты характера героя: прощание с женой (непоказная, но сильная любовь), первая встреча с фашистами (человеческое достоинство), убийство предателя Крыжнёва (чувство справедливости), сцена у Мюллера (мужество), второй побег из плена (смекалка), смерть сына и объяснение с Ванюшкой (любовь к детям).

Рассказ от первого лица позволяет охарактеризовать героя через манеру говорить, через выбор слов. Андрей Соколов довольно часто употребляет просторечные формы и обороты («поиграйся у воды», «трудящая женщина» и т.д.), что свидетельствует о его недостаточной образованности. Герой и сам не скрывает, что он обыкновенный шофёр. Внешне суровый, сдержанный, он употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, когда рассказывает о своём приёмном сынишке (глазёнки, личико, травинка, воробушек).

Итак, чтобы выразить идейное содержание рассказа, Шолохов употребляет такие выразительные приёмы, которые сразу не бросаются в глаза, но незаметно выполняют труднейшую задачу - создать в небольшом художественном тексте убедительный образ настоящего русского человека. Разнообразие этих приёмов вызывает восхищение: композиция «рассказ в рассказе», при которой два рассказчика дополняют друг друга и усиливают драматическое напряжение повествования; антитезы философского характера, углубляющие содержание; противопоставление и взаимное дополнение эпического, драматического и лирического изображения; реальный и одновременно символический пейзаж; форма исповеди; изобразительные возможности художественного времени; речевая характеристика героя. Варьирование этих художественных средств доказывает высокое мастерство писателя.


Страница: [ 1 ]