И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Еще стихотворения:
- Честон был поражен кинжалом, но слегка. Дан промах, так и быть! Злодей вскричал: «Отселе По крайней мере знак останется на теле». — Черта клеветника....
- Беру трагическую тему и окунаю в тему темя, дальше начинается невероятное. Вера? Яд? Ной? Я? Верую! Профанирую, блефуя!!! Фуй… Чихая нейлоновыми стрекозами, собаки планируют касторкой на вельвет, таракашки-букашки кашляют глюкозой....
- Пробралась в нашу жизнь клевета, как кликуша глаза закатила, и прикрыла морщинку у рта, и на тонких ногах заходила. От раскрытых дверей — до стола, от стола — до дверей,...
- Колеблющийся голос не похож На прежний голос. Смотрит дикой серной. И сердце глухо, точно ржавый нож Тупым концом стучит неравномерно. Как страшно здесь! И вспышки фонарей. И суетня, и улицы,...
- Мысленно, да! но с какой напряженностью Сквозь окна из книг озираем весь мир мы! Я пластался мечтой над огромной сожженностью Сахары, тонул в знойных зарослях Бирмы; Я следил, веки сжав,...
- Отцепись от меня, отвяжись, венский жид, Зигмунд Фрейд. Бред не я, бред оно. Решено, говоришь? Врешь! Я – не отцеубийца!...
- Из темноты углов ее молчащих И из приборов, всюду видных в ней, Из книг ученых, по шкапам стоящих, Не вызвать в жизнь ни духов, ни теней! Сквозь ряд машин, вдоль...
- Все равно мне: человек и камень, Голый пень и свежий клейкий лист. Вечно ровен в сердце вещий пламень И мой Дух непобедимо чист. Всем терзаньям, всем усладам тело Я без...
- Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не...
- «Не трогать, свежевыкрашен»,- Душа не береглась, И память — в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз. Я больше всех удач и бед За то тебя любил,...
- Никого не решайся видеть Закрывай свои взоры стеклом и цветами Отстраняя лучи водопада И красивые флаги С белой чистой страницей бумаги На черном лице Будь похож на часы золотые Где...
- К чему внимание заострять На том, что вместе мы и поврозь? Стрела амура — чтобы застрять. Стрела Господня — чтобы насквозь. Сквозь щель поменее, чем ушко, В какое тщился верблюд...
- Уже бьет полночь — Новый год,- И я тревожною душою Молю подателя щедрот, Чтоб он хранил меня с женою, С детьми моими — и с тобою, Чтоб мне в тиши...
- Как жароцвет Чугуевских степей, Как синие стожары ночи южной, Живут и пламенеют силой дружной Созданья кисти сказочной твоей. Пусть сыплется на кудри иней вьюжный: Неколебим великий чародей Над серой рябью...
- Додумать не дай, оборви, молю, этот голос, Чтоб память распалась, чтоб та тоска раскололась, Чтоб люди шутили, чтоб больше шуток и шума, Чтоб, вспомнив, вскочить, себя оборвать, не додумать, Чтоб...
Стихотворение Ахматовой “Клевета” было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов “Anno Domini”. В то время в России было много таких людей, “безвинно виноватых” только потому, что они были женами, детьми, братьями и сестрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении “Клевета.
“И всюду клевета сопутствовала мне” – это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования.
“Ее ползучий шаг я слышала во сне”. Все это вызывает у нас самые мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая ее с ползучим пресмыкающимся.
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Это оксюморонное выражение “мертвый город” помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для нее город мертв, потому что в нем нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск
Клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.
И сразу же на этот “вызов новый” наша лирическая героиня противостоит всему этому ужасу.
Я не боялась ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но есть ли на самом деле этот “достойный ответ”?
Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.
Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат.
Поэтесса намеренно называет смерь “сладчайшим сном”, так как это избавление от суровой действительности под “под беспощадным небом” в “мертвом городе”.
Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворенность, достигнутые моленья панихиды.
И дальше она пишет:
И станет внятен всем ее постыдный бред
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтобы в последний раз душа моя горела.
Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в неземных муках, но “земным бессмыслием”, “летя в рассветной мгле”.
Ахматова пишет в одном стихотворении:
А в книжках я последнюю страницу
Всегда любила больше всех других.
И в ее собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.
Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа “горела” “дикой жалостью к оставленной земле”.
Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.
Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень емкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: “сон сладчайший”, “город мертвый”, “беспощадное небо”. Есть здесь метафора и оксюморон: “душа горела”, “мертвый город”.
Местоимение “я”, неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: “я не боюсь ее”, “есть у меня”, “предвижу я”, “придут ко мне”, “мой сон”, “душа моя”. Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несет в себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить ее с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч.
Ее ползучий шаг я слышала во сне.
Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает “Я не боюсь ее”.
Вывод
Анна Ахматова – достойная дочь серебряного века. Ее вклад в культуру русского стиха XX века значителен и огромен.
Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.
Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние ее как личности. На ее хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.
В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности – чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним, – получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба – судьба страны, судьба народа – история.
Появляется острое ощущение истории”. Именно это ощущение проникает в “поздние” книги Ахматовой, “книги женской души”, книги человеческой души.
Памятником страшной эпохе стал “Реквием”, посвященный самым “проклятым датам” массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала голосом национальной трагедии:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами черных Марусь.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.
- Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в...
- Когда стихи А. Ахматовой впервые появились в печати, современники отметили какую-то особую непосредственность, почти дневниковость ее произведений. Казалось, что перед читателем не поэтический сборник, а искренний рассказ о жизни современницы,...
- Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову. Анна Андреевна Горенко родилась 11 (23) июня 1889 года под...
- Идея “Реквиема” А. Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен Выразить свое личное горе, иначе – паралич памяти и “безумие”. “Поэт должен выразить народное горе, стать...
- Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя “всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века”....
- Тема любви, безусловно, занимает в поэзии Анны Ахматовой центральное место. Неподдельная искренность любовной лирики Ахматовой в сочетании со строгой гармонией позволили современникам называть ее русской Сафо сразу же после выхода...
- Среди различных мнений и суждений литературных критиков и просто любителей поэтического жанра бытует расхожее выражение “женская поэзия”. Подобный ярлык стремятся повесить на все без исключения творения представительниц прекрасного, но слабого...
- Поэзия Анны Ахматовой периода ее первых книг (“Вечер”, “Четки”, “Белая стая”) – почти исключительно любовная лирика. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционной, вечной, многократно исполь-зованной и,...
- Ахматова вошла в литературу как автор любовной лирики. Все ее стихотворения патетичны, они рисуют высокие, торжественные чувства, но стихотворения первых сборников менее возвышенны, в них больше мятущейся чувственности, они выражают...
- Годы сталинизма отозвались дикой болью и нечеловеческими страданиями в судьбах людей. Многих духовно искалечили, истребили, сломали. Влияние сталинизма – этого чудовищного монстра – перенесла Анна Ахматова. Сына Ахматовой, Льва Гумилева,...
- Удивительно творчество поэтов двадцатого века! В тяжелое для нашей страны время политической смуты, революций, Гражданской войны, а затем и тоталитарного режима, беспощадного к инакомыслящим, когда государство требовало призывающих К борьбе...
- Важнейшие события в истории Москвы, реальные факты, подлинные имена, творчески трансформируясь в сознание писателей, органически входили в контекст художественных произведений. Разграбленная, разоренная в огне пожаров, но не покоренная, ввергшая в...
- Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в “Аполлоне”, но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса,...
- Судьба Анны Ахматовой даже для нашего жестокого века трагична. В 1921 году расстреляли ее мужа, поэта Николая Гумилева, якобы за соучастие в контрреволюционном заговоре. Что из того, что к этому...
- Меня, как реку, Суровая эпоха повернула. А. Ахматова Великий русский поэт Анна Ахматова владела тайной внутренней гармонии. В ней все было значительно – и чеканная, скульптурная внешность, и духовный мир.... Стихи Ахматовой из ее первых книг – “Вечер”, “Четки” и “Белая стая” далеки от “мужественного взгляда” акмеистов на жизнь, оставляют читателя в замкнутом мире грустных интимных переживаний. Через много лет,...
- Стихотворение “Мен голос был. Он звал утешно” было написано в 1917 году. Это произведение вошло в сборник стихов “Белая гвардия”, в котором личные переживания Анны Ахматовой связаны с событиями войны...
«Клевета» Анна Ахматова
И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я, -
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»
В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться друзья – Лозинский и Оцуп. К сожалению, старания их не принесли никаких результатов. 26 августа Николая Степановича расстреляли. Место его захоронения по сей день точно не выяснено, так как в документах того времени оно не фигурирует. Много неясного и в самом деле, касающемся «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В частности, доподлинно неизвестно, какое отношение к ней имел Гумилев.
Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала мне…». У клеветы – мерзкой, гадкой, отвратительной – ползучий шаг. Из-за нее героиня чувствует себя в городе, названном мертвым, одинокой. Впрочем, страха перед ней нет. На каждый наговор найдется достойный ответ. Зато есть предвидение страшного дня. Лирическая героиня боится, что клевета все-таки настигнет ее на собственных похоронах, ведь мертвые не способны защитить себя от наветов. Пришедшие проститься друзья и знакомые поверят в «постыдный бред», навсегда отвернувшись от покойницы.
Клевета, по мысли Ахматовой, - вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.
Сочинение
Стихотворение Ахматовой «Клевета» было написано в 1922 году. Оно вошло в цикл стихов «Anno Domini». В то время в России было много таких людей, «безвинно виноватых» только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Их никто не признавал и никто не подавал им руки при встрече. Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека так, как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета.
«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит, как зловещий приговор для дальнейшего повествования.
«Её ползучий шаг я слышала во сне». Все это вызывает у нас самые мерзкие и отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, сравнивая её с ползучим пресмыкающимся.
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
Это оксюморонное выражение «мертвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души. Во всех глазах лишь предательство, страх и горящий отблеск клеветы. И этот горящий блеск показывает нам огонь – символ не только жизни, но и символ уничтожения и пожиратель всего живого.
И сразу же на этот «вызов новый» наша лирическая героиня противостоит всему этому ужасу.
Я не боялась её. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»?
Здесь у Ахматовой противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.
Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат...
Поэтесса намеренно называет смерь «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой действительности под «под беспощадным небом» в «мёртвом городе».
Иссякла последняя капля жизни, нарушены покой и умиротворённость, достигнутые моленья панихиды.
И дальше она пишет:
И станет внятен всем её постыдный бред
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтобы в последний раз душа моя горела.
Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая мучаться в неземных муках, но «земным бессмыслием», «летя в рассветной мгле».
Ахматова пишет в одном стихотворении:
А в книжках я последнюю страницу
Всегда любила больше всех других.
И в её собственных стихах именно концовка или последняя строка часто имеет особую жизнь, и они начинают излучать энергию.
Вот и здесь в последней строке сосредоточена вся суть, вся идея и весь замысел.
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Последняя строчка звучит как гимн любви и жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высшая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».
Личная драма лирической героини показана через философский мир вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.
Это стихотворение небольшое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и познавательное. Поэтесса использует в стихотворении образные эпитеты: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо». Есть здесь метафора и оксюморон: «душа горела», «мёртвый город».
Местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоции и глубину переживания: «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «душа моя». Чувствуется огромное одиночество человека. Рифмовка парная, мужская. Кажущаяся простота стихотворения несёт в себе глубокий смысл: небом – хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного.Чтобы показать всю мерзость и сущность клеветы, и сравнить её с ползущим пресмыкающимся Ахматова использует чередования каких букв как: з, ш, с, ч.
Её ползучий шаг я слышала во сне.
Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищенность души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она восклицает «Я не боюсь её».
Вывод
Анна Ахматова – достойная дочь серебряного века. Её вклад в культуру русского стиха XX века значителен и огромен.
Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно ясно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берет на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны. Стихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.
Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А. Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого века в двадцатый.
В ощущении судьбы, которое появилось уже у ранней Ахматовой и которое стало одним из главных залогов становления Ахматовой зрелой, есть действительно замечательное свойство. Оно зиждется на исконной национальной особенности – чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним, – получающей в новых общественных условиях и острый нравственный смысл: моя судьба – судьба страны, судьба народа – история.
Появляется острое ощущение истории». Именно это ощущение проникает в «поздние» книги Ахматовой, «книги женской души», книги человеческой души.
Памятником страшной эпохе стал «Реквием», посвященный самым «проклятым датам» массовых убийств, когда вся страна превратилась в единую очередь в тюрьму, когда каждая личная трагедия сливалась с национальной. Ахматова и стала голосом национальной трагедии:
Звёзды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под крышами чёрных Марусь.
Голос Ахматовой стал голосом всего русского народа, голосом его совести, его веры, его правды.