Инф. технологии

Анализ стихотворения Лермонтова «Утес» (Ночевала тучка золотая…). Михаил Юрьевич Лермонтов

Стихотворение «Утёс» написано в 1841 году, главная мысль стихотворения, его мотив - одиночество. В стихотворении дано описание природы, двух разных природных стихий: лёгкой тучки и неподвижного громадного утёса-великана («старый», «одинокий», «задумался глубоко», «тихонько плачет он в пустыне»).

Образы-символы - золотая тучка и утёс-великан - символизируют человеческие отношения, их непрочность.

Это стихотворение высоко ценили критик В. Г. Белинский, М. Горький. Его иллюстрировали выдающиеся русские художники В. Поленов, В. Конашевич. Множество композиторов положили его на музыку: С. Рахманинов, А. Рубинштейн, Н. Римский-Корсаков и др.

    Ночевала тучка золотая
    На груди утёса-великана,
    Утром в путь она умчалась рано,
    По лазури весело играя;

    Но остался влажный след в морщине
    Старого утёса. Одиноко
    Он стоит, задумался глубоко,
    И тихонько плачет он в пустыне.

Вопросы и задания

  1. Попробуйте устно «нарисовать» картины стихотворения, активно привлекая лексику М. Ю. Лермонтова.
  2. Выучите это небольшое стихотворение наизусть. Выразительным чтением передайте заложенный в стихотворение мотив одиночества и печали.
  3. Какой бы вы сделали рисунок к этому стихотворению? Расскажите об этом.

    Как вы думаете, почему композиторы так часто обращались к лермонтовскому стихотворению? Почему именно музыкой они пытались раскрыть глубину чувств и мыслей этого произведения?

  4. Готовясь к выразительному чтению стихотворений Лермонтова, важно обратить внимание на то, что, описывая судьбу листка или утёса, поэт рассказывает нам о человеческих судьбах, чувствах и псреживаниях, о радостях и страданиях людей. Чувства, настроения поэта становятся близкими читателю. Найдите наиболее верную интонацию, логические ударения при произнесении стихотворных строчек: «оторвался от ветки родимой... жестокою бурей гонимый», «засох и увял он от холода, зноя и горя», «прижался у корня чинары», «приюта на время он молит с тоскою глубокой», «до срока созрел я и вырос в отчизне суровой ».
  5. Какие художественные средства помогают выразить страдание и сочувствие, осуждение? Расскажите об этом на примере одного из прочитанных стихотворений Лермонтова.

    Подготовьте в классе конкурс выразительного чтения стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, прочитанных вами в 5 и б классах (составьте программу, определите участников, членов жюри, критиков, музыкальное сопровождение и т. д.).

Тема: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».

Цели: создать положительную мотивацию на уроке, обогатить словарный запас, выяснить, какие художественные приемы помогают автору передать свои чувства и настроение, формировать умение задавать вопросы к тексту, анализировать, сравнивать; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Оборудование. Изображения тучки, утеса, звезд. Портрет писателя М. Ю. Лермонтова. Лента времени, дерево интонации, таблица «Художественные средства». Памятка «Первые шаги выразительного чтения», словарик настроений, видеофильм «Биография писателя».

Ход урока.
I. Организационный момент.
Релаксация под музыку.
Учитель. Ребята, внутри каждого из вас живет мудрый голос. Он ведет нас по жизни, помогает нам стать добрее, умнее. Давайте прислушаемся к нему. Интересно, что он говорит о предстоящем уроке?
Дети. Я хочу прикоснуться к прекрасному миру искусства.
Хочу раскрывать тайны произведения, попытаться прочитать
между строк.
Мне хочется научиться читать выразительно, с чувством, чтобы
услышать аплодисменты ребят.
Хочу познакомиться с мастерами слова
Учитель. Пусть ваши надежды оправдаются. А наш урок будет интересным, познавательным и затронет струнки вашей души. Что готовили дома?
II. Актуализация знаний.
Дети. Повторяли стихи о природе, которые учили раньше.
Учитель. Оживим нашу память. В каком литературном произведении встречали этот образ? /Учитель показывает репродукцию А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре».
Дети. Произведение А. С. Пушкина «Тиха украинская ночь»
Кто желает прочитать? /Звучит «Сладкая греза» П. И. Чайковского/.
Учитель. Какое стихотворение вам хочется прочитать, рассматривая эту картину?
Звучит произведение П. Чайковского «Октябрь», ученик читает стихотворение К. Кулаковской «Отвеселилось беспечное лето».
Учитель. А этот образ, какое стихотворение навеял? /показ репродукции И. Грабаря
Дети. Д. Кедрин «Осенняя песня».
Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского, ученик читает произведение Д. Кедрина.

Поблагодарим исполнителей аплодисментами.
Учитель. Что объединяет эти произведения? Какие образы создают авторы? Слово «образы» появляется на доске. Как сказать короче? Картина, изображающая природу- это образ… (пейзаж) А это пейзаж? Учитель вешает еще одну репродукцию «В горах» М. Ю. Лермонтова. Опишите.
Учитель. Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов.
Кто знает, как по-другому называется высокая скала? Это утес. Это и произведение, с которым мы познакомимся на уроке.
Написал его М. Ю. Лермонтов. Родился он в Москве 15 октября 1814 года. Давайте обратимся к ленте времени и зажжем на ней звезду творчества М. Ю. Лермонтова. В каком веке он создавал свои произведения? Теперь наша тема урока звучит полно, прочитаем: «Образ- пейзаж в произведении М. Ю. Лермонтова «Утес».
III. Восприятие темы.
Учитель. Откройте словарики настроений, мы отправляемся в мир поэзии.
Звучит произведение М. Лермонтова «Утес».
Поделитесь своим настроением, чувствами, мыслями.
Дети.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы так выразительно прочитать?
Дети. Нужно раскрыть тайны произведения.
Учитель. Что значит, раскрыть тайны произведения?
Дети. Найти художественные приемы, понять, что хотел сказать автор.
Словарная работа.
Учитель. Кто раскрывает тайны?
Дети. Исследователь, следователь, следопыт. Кладоискатель, детектив, сыщик, почемучка, шпион, агент, всезнайка, ученый. Сегодня у вас есть возможность побывать в роли исследователей и почемучек.
Учитель. Исследуйте текст и найдите непонятные слова.
Самостоятельное чтение произведения учащимися.
Учитель. Какие слова предлагаете прокомментировать? Обратимся к словарю.
ЛАЗУРЬ - светло- синий цвет. Небесная лазурь.
УТЕС- высокая скала. Гранитный утес. Как утес стоит кто-то (твердо, непоколебимо)
Учитель. Определите жанровую принадлежность.
Дети. Это стихотворение, так как есть рифма и ритм.
Учитель. Найдем рифмы. Какая рифма?
Дети. Рифма опоясывающая.
Учитель. Она помогает читать произведение в спокойном темпе, раздумывая.
- Какие образы создает поэт?
Дети. Образ тучки и утеса.
/Образы появляются на доске/
Учитель. Какие картины вы представили, читая произведение? Ответы детей подкрепляются словами текста.
Дети. Мы увидели маленькую тучку, которую пронизывают солнечные лучи. Она ярко- желтая, будто из золота. А рядом в пустыне огромный утес. Утреннее сверкающее голубое небо, свежий ветерок подбрасывает маленькую тучку, словно кораблик в бескрайнем океане небес.
Учитель. Вы представили красивый пейзаж. Но в поэзии образы живут двойной жизнью. Только ли о тучке и утесе идет речь в этом стихотворении? Ответ мы дадим, когда разгадаем все тайны произведения. Предлагаю поставить вопросы к ключевым словам стихотворения.
Дети сами ставят вопросы и сами на них отвечают.
- Почему тучка золотая?
Когда солнце заходит, оно освещает тучку желтым цветом, а желтый цвет – цвет золота. А может, она такая красивая, что глаз нельзя отвести.
Учитель. Какие действия совершала тучка? Прочти.
Учитель. Только ли о тучке идет речь? Кто мог совершать все эти действия?
Дети. Человек. Молодая девушка.
Учитель. Да, юная, молоденькая, легкомысленная, игривая, способная к движению, путешествиям девушка. Она веселая, жизнерадостная.
Физкультурная пауза.
Закрыли глазки. Представьте, что к вашим ногам опускается маленькая тучка. Мы садимся на неё, и она поднимает нас выше и выше. Мы видим яркий месяц, блестящие звезды. Наша тучка опускается на вершину высокой горы. Кругом тихо, наступает ночь.
Учитель. Продолжаем задавать вопросы.
- Почему ночевала на груди утеса- великана?
Может быть, ближе к сердцу. Ей, наверное, было плохо.
- Почему утеса- великана?
Он большой, высокий, сильный, может помочь, поддержать в трудную минуту.
Учитель. Только ли размер важен, когда автор говорит об утесе – великане?
Д. Нет, он называется еще и старым, у него морщины, он прикован к месту, не может двигаться и странствовать, как наша тучка. Но может поддержать в трудную минуту, выслушать, дать совет.
- Почему остался влажный след в морщине старого утеса?
Может, это слезы тучки?
А может это слезы утеса?
Встреча оставила след в его душе. Влажный след, напоминающий об облаке. Почему задумался глубоко?
После встречи особенно остро переживаются чувства одиночества и обреченность на невостребованность.
- Почему тихонько плачет?
Он грустит, скучает, ему одиноко без веселой и неугомонной тучки. Совсем недавно он оберегал её, заботился. Тяжело, когда тебя кто-то покидает.
- Почему тихонько плачет?
Ему стыдно плакать. Он большой, сильный. Великан! Он не хочет, чтобы его слезы еще кто-нибудь видел. Стыдно плакать.
- Почему в пустыне?
Когда человеку тяжело, он не замечает ничего вокруг. Он ушел в себя. Учитель. Посмотрите, как все было красиво! Но с уходом тучки все умерло для него (учитель убирает тучку, звезды, месяц). Он остается наедине со своими воспоминаниями. Его сердце переполняют чувства … Помогите мне.
Дети. Чувства грусти, тоски, одиночества, печали, горя.
Учитель. О чем мы сейчас говорили?
Дети. О чувствах.
Учитель. Образ – пейзаж позволил нам говорить не просто об удивительно красивой природе, но и (открывается запись) о человеческих чувствах, о человеческих переживаниях. Значит образ – пейзаж – это мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Какой прием помог нам говорить об утесе как о живом человеке?
Дети. Олицетворение.
Учитель. Найдите олицетворения.
Учитель. А какой прием помог автору ярче передать эти чувства?
Дети. Контраст.
Учитель. Найдите контрасты.
Дети. Тучка – великан.
Тучка золотая - старый утес.
Умчалась рано – одиноко он стоит.
Весело играя - тихонько плачет.
Играет в лазури – стоит в пустыне.
Контрастом выступают первая и вторая строфы стихотворения.
Учитель. А теперь самый сложный вопрос: Кто поведал нам о своем одиночестве? О ком это произведение?
Д. О самом авторе, его переживаниях.
У. С кем сравнивает себя поэт? Почему?
У. Такие произведения, в которых человек выражает свои переживания, называются лирическими. Лирика – род литературы, собственное «я» поэта, это мир, увиденный и пропущенный через сердце. Как и утес, наш поэт был одинок. В три года он остался без мамы, его воспитывала бабушка. В детстве маленький Миша часто болел. Бабушка заботилась о внуке, о его здоровье, часто возила лечиться на Кавказ. Горы он любил с детства. Их снеговые ослепительные вершины, бурные, пенистые речки, пологие склоны, поросшие зеленью. Давайте перенесемся в то время, когда жил М. Лермонтов.
/Просмотр видеофильма/
Учитель. Что вы узнали о М. Ю. Лермонтове?
Миша был удивительно одаренным. Еще ребенком любил подбирать рифмы к словам. Прибежит к бабушке и говорит: речка-печка, кошка- окошко. Лермонтов чудесно лепил из воска, рисовал, знал английский, французский и немецкий языки, играл на фортепиано и флейте.
Учитель. Учился Лермонтов много. Благородный пансионат при Московском университете, военная школа в Петербурге. Повзрослев, став военным человеком, участвовал в боевых походах на Кавказе. Он чувствовал в своей душе необъятные силы, ему хотелось быть полезным людям, всему миру. М. Лермонтов - сильный, храбрый военный человек, но чувствительный, ранимый и одинокий. С ним не было рядом человека, который разделил бы его беды и радости. В стихотворении он пишет о своих чувствах, переживаниях, а мы постараемся передать их при помощи выразительных средств интонации. /Дерево интонации/
Работа в паре.
Учитель. Работать будем в парах. Продумайте тон, темп, силу голоса.
На партах памятка «Выразительное чтение»
У. Послушаем, что у вас получилось.
Вам удалось передать чувства одиночества, тоски. Когда человек чувствует себя одиноким? Что делать, если кому- то одиноко?
Ответы детей.
Учитель. Одиночество - самое большое несчастье в жизни человека, но его нужно преодолевать. Одиноким людям нужно протянуть руку помощи, помочь, проявить сострадание, милосердие.
Читает учитель.
Я шла по улице, я всматривалась в лица.
Хотела я о людях больше знать,
Но люди шли, смотря себе под ноги,
На улице был лед, боялись все упасть.
Не видно глаз людских, все скованы и сжаты,
А ведь в душе они совсем не те…
Боимся мы в глаза смотреть друг друга,
Боимся людям тайны доверять,
Но надо постараться быть открытым,
Друг другу в жизни надо помогать.
Давайте поможем нашему утесу, вернем ему красивую тучку.
IV. Рефлексия.
- Если вам нравилось, как вы работали, если у вас все получалось, то возьмите зеленую тучку.
- Если все удавалось, но не сразу – выбери желтую.
- А если трудных моментов было много, возьмите красную тучку. Давайте подарим их нашему утесу. Посмотрите, как красиво!
V. Творческое домашнее задание.
Учитель. Мы много сделали на уроке. Предлагаю творческое домашнее задание по выбору.
- Создайте образ тучки и утеса красками.
- Выучите стихотворение «Утес», поищите музыку, созвучную тому настроению, что в стихотворении.
- Выучите другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, в котором тоже присутствует тема одиночества, тоски. И каждый раз, идя своей дорогой, помните, ребята, что где- то рядом есть те, кому одиноко. Пусть внутренний мудрый голос подскажет вам, как поступить.

Одним из самых ярких и впечатляющих пейзажно-философских произведений Лермонтова, относящихся к его позднему периоду творчества, является его стихотворение «Утес» (1841 г.), написанное незадолго до преждевременного ухода из жизни выдающегося поэта. И хотя в то время Лермонтов находился в сложном душевном состоянии, и по свидетельствам некоторых очевидцев, даже предвидел скорое окончание своего бренного пути, в стихотворении «Утес» нет никакого намека на прощание или что-то похожее в этом роде. Читатели впервые познакомились с ним в 1843 году, когда его публиковал литературный журнал «Отечественные записки» спустя 2 года после смерти Лермонтова.

Главная тема стихотворения

Данное произведение великий поэт создал, находясь под влиянием великолепных видов и пейзажей окружающей его природы Кавказа, к которой он относился с особым трепетом и превращал в своих произведениях в живое существо, способное мыслить, чувствовать и переживать.

Пропитанное духом одухотворенной романтики стихотворение «Утес» трудно назвать оптимистичным, его главной темой в очередной раз является одиночество главного героя (в данном случае это утес, с которым автор ассоциировал и лично себя) в окружающем мире, ощущение того что он чужой и лишний в этой жизни.

Изумительной красоты пейзажная зарисовка южной природы, которую с таким мастерством передал гениальный поэт в двух небольших четверостишиях, наполнена тяжелыми душевными переживаниями автора, она носит глубокий философский смысл и имеет несколько трактовок.

Некоторые литературные критики говорят о том, что целью автора в данном произведении было пересечение и сравнение материальных и духовных ценностей, ответ на вопрос какую роль они играют в нашей жизни и что из них важнее. Утес в этом случае играет роль всего мирского и обыденного, а тучка нечто эфемерное, неземное и божественное. Их союз был недолговечным и случайным, тучка поутру покидает утес и он остается на прежнем месте в печали «тихонько плачет он в пустыне». Так Лермонтов хотел показать людям насколько они часто в первую очередь заботясь о насущном, забывают о своей душе, а ведь достигнуть настоящего счастья и гармонии можно только объединив эти два начала. По мнению поэта, душа вечна и подобно золотой тучке может путешествовать где угодно безо всякого для себя вреда, в то время, как тело (утес) без души будет вечно мучиться и страдать. Красота и беззаботность золотой тучки и старого, морщинистого утеса подчеркивают различие понятий материального и духовного мира.

Также существует мнение литературных экспертов что стихотворение «Утес» посвящается не единению двух начал, а описыванию человеческих взаимоотношений совершенно непохожих друг на друга людей, в которых тучка это молодая и легкомысленная особа, а утес-великан - немолодой, умудренный опытом мужчина, годящийся по возрасту ей в отцы. Поэт описывает их короткий миг общения, который показался для них обоих весьма приятным, но юной прелестнице он вскоре наскучил и она, например, нашла себе более подходящую по возрасту или по интересам компанию. А довольно немолодой мужчина, подобно старому и морщинистому утесу-великану, остается не у дел и остро ощущает свое одиночество, ненужность, чувство глубокой печали и растерянности.

Структурный анализ стихотворения

При написании стихотворения автор использовал пятистопный хорей, а также двухсложную стопу, имеющую ударение на первом слоге, применяется опоясывающая рифмовка. Настроение двух четверостиший диаметрально отличаются друг от друга, первое пропитано ощущением жизнерадостности и веселья, второе - печали и грусти. Для полной передачи чувств и настроения данного произведения поэтом были использованы следующие средства художественной выразительности: олицетворение (тучка ночевала, утром умчалась, утес задумался, утес плачет), метафора (играя по лазури, утес-великан), эпитеты (золотая тучка, старый утес), перифраз (влажный след в морщине утеса - следы слез). Чередование звуков «р», «л», «в» (аллитерация) и повторение звуков «о» и «а» (ассонанс) придает произведению особой плавности и выразительности.

Стихотворение «Утес» во многом можно назвать автобиографическим, ведь оно раскрывает глубокий внутренний мир поэта с его переживаниями и чувствами, оно отличается глубоким смыслом и неоднозначностью, в нем каждый найдет что-то свое, близкое и понятное только ему.

Стихотворение «Утес» относится к последним произведениям М. Ю. Лермонтова : оно было написано им в 1841 году, за несколько недель до своей гибели. Впервые оно было опубликовано в 1843 году в журнале «Отечественные записки».

Стихотворение относится к пейзажно-философской лирике : в прекрасную пейзажную зарисовку южной природы органично заложен философский смысл.

Основная тема стихотворения – одиночество человека в огромном мире – раскрывается с помощью приема олицетворения . Усиливает мотив одиночества разрыв предложений по строфам, логически выделяющий слово «одиноко» . Этой же цели служит употребление слова «пустыня» , традиционно символизирующее в романтической поэзии одиночество.

В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена на контрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес ), частицы «но» на стыке строф. Психологический контраст между главными персонажами создается с помощью противоположных рядов олицетворений: если тучка «умчалась, весело играя» , то утес «одиноко стоит» , «задумался глубоко» , «тихонько плачет» . Динамичность тучки подчеркивают глаголы действия, утес же, напротив, статичен. Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни.

Две строфы стихотворения диаметрально противоположны по создаваемому настроению. Веселые и жизнерадостные ощущения во второй строфе уходят, словно «умчалась тучка» , уступая место печальному и грустному настроению, превращающему утес-великан в старый и одинокий утес.

Стихотворение имеет различные трактовки . Возможно, в «Утесе» отражена проблема человеческих отношений, а герои символизируют ветреную красавицу и умудренного жизнью мужчину. В душе уже пожилого господина случайная гостья оставляет глубокий след и печаль, вызванную воспоминаниями о давно ушедшей молодости.

Другая интерпретация стихотворения усматривает в образах тучки и утеса духовное и материальное начала, полагая, что в «Утесе» речь идет о единстве этих начал и поиске душевной гармонии. Образ тучки символизирует неземное, божественное начало - человеческую душу. Твердо стоящий на земле утес воплощает материальное, мирское начало. Душа абсолютно свободна, она может, не испытывая боли, существовать без тела. Тело без души обречено на вечные страдания, «тихонько плача в пустыне» . Подлинная гармония возможна лишь при единстве души и тела.

«Утес» написан пятистопным хореем , двухсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал для написания опоясывающую рифмовку .

Среди средств художественной выразительности преобладают олицетворения (тучка ночевала и умчалась, утес плачет, стоит, задумался ). Особую выразительность произведению придают метафоры (по лазури, утес-великан ), эпитеты (золотая тучка, весело играя, старый утес ), перифраз («влажный след» - слеза) и аллитерация звуков «р», «л», в». Плавность стихотворения достигается за счет использования ассонанса «о» и «а».

Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».

В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.