Инф. технологии

Анализ стихотворения "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" Маяковского В.В. План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром

«Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…»
В.Маяковский

Поэзию Владимира Маяковского вряд ли можно сравнить с фольклором. Но в его творчестве есть произведение, которое необычностью своего сюжета напоминает сказку. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» является стихотворением волшебства.

Герои произведения - поэт и солнце. В порыве гнева поэт обвиняет дневное светило в дармоедстве и бесполезном времяпровождении: «Дармоед!...чем так без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» «Златолобо», как называет его поэт, принимает вызов, спускается с небес и, «раскинув луч-шаги», приходит к поэту на чай: «гони, поэт, варенье!» Сама необычность ситуации дает читателю размышление: что может связывать поэта и солнце? Какая развязка истории ждет впереди? Однако «товарищи» проболтали всю ночь, сетуя друг другу на свою нелегкую жизнь. Они договорились, что будут лить свет на мир каждый свои путем: солнце - лучами, поэт - стихами. И под «солнц двустволкой» не сможет выстоять «стена теней, ночей тюрьма». Теперь лирический герой принимает лозунг солнца: «светить - и никаких гвоздей!»

Образ двух светил - светила света и светила слова подан автором так просто, что у читателя не возникает сомнений и путаницы в их трактовке. Метафоры - одна из особенностей лирики В.Маяковского, они у него точные и сильные.

Под сказочным сюжетом, метафоричностью образов, гиперболизацией скрыта одна истина: в чем видится предназначение поэта. В. Маяковский говорит о том, что миссия творца слова нести людям свет, во что бы то ни стало. И как бы труден ни был путь, нельзя жаловаться и злиться, упрекая других в том, что им дается все намного проще. Солнце каждый день «мир залить вставало», и не подняться на небо оно не могло - люди ждали тепла и света. Поэт же может найти другую профессию, чтобы не выходить на «небо жизни» каждый день. Но тогда как же люди увидят свет? Когда дождутся тепла? От чего испытают радость? Поэтому в стихотворении и заключается этот жизнеутверждающий «лозунг мой и солнца!» Два светила будут делать свое дело. И если каждый будет делать это хорошо, то мир станет светлее и радостнее.

На уроке учащиеся познакомятся с биографией Владимира Маяковского, своеобразием его поэзии на примере стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Анализ стихотворения поможет понять автора и его гражданскую и творческую позицию.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимаелся революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 году Маяковский был освобожден из Бутырской тюрьмы, где он провел одиннадцать месяцев. Именно здесь он пишет свои стихи. Можно сказать, что выход Маяковского из тюрьмы был символическим входом в искусство.

В 1911 г. он поступает в Московское училище живописи, зодчества и ваяния. Социальная ситуация России поставила перед Маяковским выбор - старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни. В стенах училища будущего поэта поджидало во многом судьбоносное знакомство с организатором группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком, который стал одним из основоположников футуризма. Именно в альманахе этой группы — «Пощечина общественному вкусу» — в декабре 1912 года состоялся литературный дебют Маяковского.

В 1913 г. поэт издает свой первый стихотворный сборник под названием «Я», пишет трагедию «Владимир Маяковский» (режиссером постановки и исполнителем главной роли выступил он сам). В составе группы футуристов Маяковский ездит по городам и весям России. Публичные выступления стали причиной его исключения из училища.

Октябрьская революция 1917 года была встречена Маяковским с радостью и энтузиазмом. Поэт поддерживает молодое государство доступными ему художественными средствами.

С 1919 года он в течение трех лет работает в «Окнах РОСТА», выпускает агитационно-сатирические плакаты со стихотворными строками. Всего за этот период он выступил автором порядка 1100 таких «окон» (рис. 2).

Рис. 2. Плакат, созданный Маяковским в 1920 г. ()

Маяковский называл «Окна РОСТА» фантастической вещью. Плакаты художников «Окон...» выставляли в витринах центральных магазинов Москвы, на Кузнецком мосту, а некоторые даже отправляли в другие города.

Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно ездил в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

В этом стихотворении необычно все: сюжет, в котором сочетается реальность и фантастика, особый ритм, сочетание простых и даже просторечных слов с авторскими неологизмами.

Название стихотворения

Поэт намеренно выбирает длинное, громоздкое название своему стихотворению: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Да еще добавляет подзаголовок: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.» Т. о., заголовок и подзаголовок контрастируют друг с другом: необычное с обыденным, фантастическое с реальным.

Композиция стихотворения

  1. Экспозиция. «Обыденная работа поэта»
  2. Завязка и развитие действия. «Ссора поэта с солнцем. Приглашение "на чай"»
  3. Кульминация. «Шествие солнца. Разговор поэта со светилом»
  4. Развязка. «Поэтическое кредо поэта»

Тема, идея, проблематика стихотворения

Стихотворение, по словам известного актера Владимира Яхонтова, ошеломляет «дерзостью сюжета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Одно — светит, другой — поет». Все оно просвечено радостной, задушевной улыбкой. Каскад разнообразных, иногда неожиданных рифм, тончайший ритмический рисунок усиливают впечатление живости, сказочности, занимательности повествования.

Измученный летней жарой и изнурительной работой поэт-художник позавидовал солнцу в том, что оно ночью не светит, т. е. не работает, а отдыхает (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация ()

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут — не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!

Солнце приходит к поэту в гости и в их разговоре выясняется, что у обоих много общего. Задача солнца, как и поэта, - освещать этот серый мир, наполнять его красками, жизнью, смыслом. Оба осознают важность своего труда. И несмотря на сложность задачи, автор провозглашает их общий лозунг, ставший главной идеей стихотворения:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить —

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

и солнца!

Т. о., Маяковский выразил в стихотворении свое отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия.

Средства художественной выразительности и стилистические приемы

Метафора - один из главных художественных тропов, которые использует поэт. Его метафоры необычны, оригинальны.

Например:

1. Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы —

деревней был,

кривился крыш корою.

2. Раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Такие метафоры называются развернутыми. В отличие от простой метафоры, такая метафора заключает в себе образное подобие определенного жизненного явления и раскрывается на протяжении отрезка или всего стихотворения.

Гипербола (художественное преувеличение). Ее использование помогает автору наделить героя стихотворения темпераментом, эмоциональностью творческой личности. Например, невыносимая жара передается в такой гиперболе: «в сто тысяч солнц закат пылал». Характер героя стихотворения, склонность все преувеличивать, воспринимать и переживать острее, чем обычные люди, звучит в реплике: «Что я наделал! Я погиб!».

Каламбур (игра слов)

Например:

без дела заходить ,

на чай зашло бы!

(Заходить — прятаться, скрываться, падать в дыру; зашло бы — приглашение в гости).

Стилистическая лексика

В диалогах между героем и солнцем автор намеренно использует просторечную, разговорную лексику . Это делает беседу непринужденной и очень естественной. В начале, когда герой рассержен, его речь груба и резка. Поэт называет солнце дармоедом , утверждает, что оно шляется без дела . Солнце тоже не уступает: «-Чаи гони, гони, поэт, варенье !». Герой в ответ восклицает в досаде: «-Черт дернул дерзости мои орать ему ». И скоро разговор переходит в дружескую беседу:

не горюй,

на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

— Поди, попробуй!

Кроме разговорной лексики, Маяковский, как представитель футуризма, экспериментирует со словом, создавая авторские неологизмы .

Например:

«Пригорок Пушкино горбил » (горбил — производное от горбится ).

«Погоди! послушай, златолобо » (златолобо образовано по аналогии с златоволосо ).

«Но странная из солнца ясь струилась» (ясь - т. е. свет, производное от ясный )

«Пойдем, поэт, взорим, вспоем » (производное от взирать , спеть )

«И хочет ночь прилечь, тупая сонница » (сонница - производное от бессонница ).

Стихотворная форма

Читая стихотворение, вы, наверняка заметили, что оно состоит из неодинаковых по количеству слогов строк. Такой прием называется лесенкой . Придумал его Маяковский. Поэт разрывает строку и продолжает запись с новой.

Сравните:

Основные причины использования новой стихотворной формы Маяковский назвал в своей книге «Как делать стихи» (1926) (рис. 4). Это прежде всего более чёткое оформление ритма стиха, так как, по мнению Маяковского, традиционные знаки пунктуации недостаточно для этого приспособлены.

Статья была написана Маяковским в 1926 году. В ней он высказывает свой взгляд на искусство.

Для поэтической работы необходимо:

1. Наличие задачи в обществе (социальный заказ)

2. Целевая установка

3. Материал. Слова́. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.

Маяковский приводит пример, как он пополняет новыми словами-образами свои хранилища. У поэта с собой записная книжка, в которую он записывает интересные слова. Об одном случае он вспоминает: «Году в тринадцатом, возвращаясь из Саратова в Москву, я, в целях доказательства какой-то вагонной спутнице своей полной лояльности, сказал ей, что я «не мужчина, а облако в штанах ». Сказав, я сейчас же сообразил, что это может пригодиться для стиха, а вдруг это разойдется изустно и будет разбазарено зря? Страшно обеспокоенный, я с полчаса допрашивал девушку наводящими вопросами и успокоился, только убедившись, что мои слова уже вылетели у нее из следующего уха. Через два года «облако в штанах» понадобилось мне для названия целой поэмы».

Еще одним важным моментом в процессе создания стихотворения Маяковский назвал навыки и приемы обработки слов: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т. д. В статье поэт делится тем, как он работал со словом в процессе создания стихотворения «Сергей Есенин»:

«Без всяких комментариев приведу постепенную обработку слов в одной строке:

1. наши дни к веселью мало оборудованы;

2. наши дни под радость мало оборудованы;

3. наши дни под счастье мало оборудованы;

4. наша жизнь к веселью мало оборудована;

5. наша жизнь под радость мало оборудована;

6. наша жизнь под счастье мало оборудована;

7. для веселий планета наша мало оборудована;

8. для веселостей планета наша мало оборудована;

9. не особенно планета наша для веселий оборудована;

10. не особенно планета наша для веселья оборудована;

11. планетишка наша к удовольствиям не очень оборудована;

и, наконец, последняя, 12-я —

12. для веселия планета наша мало оборудована.

Я мог бы произнести целую защитительную речь в пользу последней из строк, но сейчас удовлетворюсь простым списыванием этих строк с черновика для демонстрирования, сколько надо работы класть на выделку нескольких слов».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Развернутой метафоры;

Гиперболы;

Просторечной, разговорной лексики;

Неологизмов.

  1. В чем уникальность и неповторимость поэзии Маяковского?

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.

Развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.

Воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

Ход урока:

Каждый человек индивидуален, и прежде всего тем, что в его характере сочетается множество личностных качеств, проявляющихся в той или иной степени. Какие качества характера вы знаете?

Есть ли те, которые необходимы в какой-то определенной сфере деятельности, профессии?

Быть поэтом – тоже профессия, какими качествами должен обладать поэт?

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством В.В.Маяковского и постараемся увидеть, в чем поэт видит предназначение своего поэтического дара, а также какими средствами выразительности языка он пользуется, чтобы дать нам это понять. Кроме того, я очень надеюсь, что сегодня на уроке вы не будете забывать такие качества личности, как вежливость, трудолюбие, терпимость, потому что они очень нам пригодятся.

Чтение эпиграфа на доске:

Поэзия –

вся! –

езда в незнамое.

Уже в одной этой строке мы видим великолепную метафору. В чем она заключается?

(Поэт сравнивает поэзию с путешествием в незнакомые, таинственные, притягательные страны)

Как вы думаете, нужна ли людям поэзия, для чего?

(Чтобы познать самого себя, лучше поднять окружающий мир, а также мир чувств и переживаний человека)

Все ли стихотворения могут затронуть души читателей? Что нужно, чтобы это случилось?

(Необходимо подбирать такие слова, фразы, которые как можно точнее передают те или иные явления, чувства)

Роль поэта в жизни общества, предназначение его поэзии – вопрос, волновавший множество писателей в разные времена. Сегодня на уроке мы должны с вами увидеть, как понимает эту тему В.В. Маяковский.

Писатель очень серьезно относился к своему поэтическому дару, многие его поэтические произведения и статьи были написаны именно на эту тему. В частности, одна из его работ – «Как делать стихи». Давайте теперь посмотрим, какие принципы, этапы работы над стихотворением выделил поэт.

(сообщение по его статье «Как делать стихи»)

Из данного сообщения, как вы поняли, что было очень важно для поэта в процессе создания стихотворений?

Действительно, поэт был требователен к себе и относился к своему призванию как к очень тяжелому труду.

Давайте же посмотрим, какой мир поэтических образов создает писатель. Для этого прослушаем отрывок из стихотворения «Разговор с фининспектором о поэзии», слова из которого стали эпиграфом к нашему уроку:

Поэзия

Вся!-

Езда в незнаемое.

Поэзия -

Та же добыча радия.

В грамм добыча,

В год труды.

Изводишь

Единого слова ради

тысячи тонн

Словесной руды.

Но как

Испепеляюще

Слов этих жжение

рядом

С тлением

Слова-сырца.

Эти слова

Приводят в движение

тысячи лет

Миллионов сердца.

Как поэт понимает сущность поэтического творчества согласно данному отрывку? Что вам кажется необычным?

(Сравнивает поэзию с производственными процессами – «добыча радия»; «слово-сырец», «словесная руда». Утверждает, что труд поэта ничуть не легче труда чернорабочего, ведь конечная цель – затронуть сердца и души людей – не из легких)

Действительно, В.В.Маяковский говорит, что работа поэта требует огромной ответственности и трудолюбия, ведь от нее зависит нравственное воспитание, прозрение людей.

Давайте теперь поближе познакомимся с миром образов поэта. Откройте стр. 351 вашего учебника. Перед вами стихотворение В.В. Маяковского – «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». О чем, по-вашему, может идти речь в стихотворении с таким названием?

(О приключении, о чем-то необычном, невероятном)

Прочитаем подзаголовок. Как вы думаете, для чего автор не просто указывает место действия в названии, но еще и приводит точное его место в подзаголовке?

(установка на правдоподобие, хочет убедить читателей, что подобное происходило на самом деле)

Еще не прочитав стихотворение, что вы можете сказать по его названию. Как вы думаете, какими особенностями это произведение будет обладать?

(сочетание правды и вымысла, черт реального и сказочного, фантастического)

Давайте прочитаем это стихотворение

(чтение стихотворения)

Данное стихотворение интересно уже тем, что оно сюжетно. И его можно разделить на несколько частей. Как вы думаете, что это будут за части? Как бы вы могли их озаглавить?

(- работа поэта;

Ссора и примирение с солнцем;

Разговор за чаем;

Вывод)

Сейчас разделимся на группы. Каждая группа попробует проанализировать одну из этих четырех частей, опираясь на предложенные вопросы:

1 группа: отвечает на вопросы по части «работа поэта»:

Найдите гиперболу в начале стихотворения. Для чего

Используется этот прием?

(«В сто сорок солнц закат пылал» - благодаря этой гиперболе

мы можем ярче представить изнуряющую жару, при которой

работает поэт)

Обратите внимание на описание местности. Где находится поэт?

(Он смотрит на окружающее будто свысока)

Уже здесь происходит наше знакомство с солнцем. Что о нем сообщается?

(Солнце предстает перед нами живым существом, которое ежедневно выполняет работу, а ночью идет отдыхать, чтобы

завтра снова приступить к труду)

Что разозлило поэта?

(Однообразность течения дней и бесконечная жара, мешающая

работать)

2 группа: отвечает на вопросы по части «ссора и примирение с солнцем».

Проследите как изменяется отношение поэта к солнцу. Как это

Можно проследить через лексический строй речи?

(Сначала он употребляет довольно грубые слова: «слазь», «дармоед»,

«довольно шляться». Лирический герой утомлен работой и жарой, рутиной вокруг него. Затем он меняет гнев на милость, осознав свою ошибку: «погоди», «златолобо», «зашло бы». Смена настроения проявляется и в речи, если сначала мы слышали обвинение, приказ, то теперь – просьбу)

Почему солнце-таки захотело спуститься на чай?

3 группа: «разговор за чаем»

Как вы думаете, какие взаимоотношения (дружеские,

Враждебные, нейтральные) завязались за разговором между

Поэтом и Солнцем? Какие детали помогают нам это понять?

(Перед нами картина дружеской беседы на наиболее сокровенные и волнующие героев темы. Причем беседа эта происходит в уютной, домашней обстановке: чай и самовар – символы гостеприимства.

Кроме того, Солнце изначально поддерживает дружеский, даже свойский тон в разговоре с поэтом – «чаи гони», «гони варенье», «ладно, не горюй». Поэт же, помня свое грубое отношение, теперь обращается к Солнцу с почтением, но при этом рассказывает ему все проблемы, связанные с работой).

О чем говорят Поэт и Солнце? Почему они так быстро нашли

Общий язык?

(Они говорят о работе. О том, что ответственность и верность избранному делу должно быть превыше каких-либо трудностей, связанных с ее выполнением).

4 группа: вывод.

Почему в финале стихотворения поэт заводит речь о ночи и

Тени? Что противопоставлено этим явлениям?

(Им противопоставлен образ поэта, чье творчество равносильно свету дня. Такой контраст ярче показывает силу, которой обладает поэзия)

В чем поэт видит главное предназначение своей жизни как

Писателя?

(Светить всегда, светить везде…)

Зачем в стихотворение введен образ солнца?

(С помощью этого сопоставления мы можем увидеть отношение лирического героя и автора к своему труду. Поэзия сравнивается с солнцем, она освещает человеческие души, но вместе с тем это еще и огромный труд ума и души)

На работу в группах дается 3 минуты, после чего учащиеся дают ответы на вопрос, основные мысли записываются.

Как вы думаете, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением?

(Профессия поэта – тяжелый и нужный труд. Превозмогая трудности необходимо выполнять дело, за которое ты отвечаешь, тем более, что дело это важное и нужное).

Какие качества провозглашает поэт, для того чтобы показать свой замысел?

Можно ли сказать, что такое отношение к своей профессии – удел лишь творческих личностей?

(Нет, важна любая профессия. Необходимо найти именно ту, которая бы доставляла удовольствие ее обладатели и одновременно приносила пользу окружающим. При этом важно не забывать о таком важном качестве, как трудолюбие, ведь именно оно поможет достичь наибольших высот).

По сути, посещение школы и уроков – это тоже работа, которую вы выполняете. Я предлагаю вам сейчас подумать, какие личностные качества пригодились именно вам на сегодняшнем уроке. Для этого – заполните небольшую анкетку.

Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос «Как вы думаете, поэзия – это тяжелый физический труд или состояние души».

ФИ _______________

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

ФИ _______________

  1. Какие личностные качества пригодились вам сегодня на уроке?
  1. Какие личностные качества вы бы хотели у себя развить для более успешной работы.

Не только способ написания «лесенкой» стихотворений, был отличительной чертой творчества поэта Маяковского. Особая метафоричность придает образность произведениям Маяковского. Их хочется цитировать, рассказывать в его манере. Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» необходим, чтобы узнать замысел, идею и позицию автора.

Жанр и сюжет стихотворения

Мы смело можем отнести данное стихотворение к народному эпосу. Главный герой – солнце, но оно не изображено в привычном для читателя образе: источник света, тепла, радости, жизни. Маяковский вложил в него другой смысл: солнце только и занимается тем, что путешествует и не знает, чем себя занять.

Как-то солнце опускалось за горизонт, за деревней его и увидел Маяковский. Он гневно упрекнул его в безделье и попросил зайти в гости, но не думал, что оно действительно придет. Солнце пришло, опалив поэта и провело с ним целую ночь. Этот промежуток времени они посвятили тому, что рассказывали друг другу, кому из них хуже живется, какие у кого беды и трудности. И тут к Маяковскому пришло озарение: он ведь может всегда сменить род своей деятельности, а солнце нет. Каждый день оно встает, наполняя этот мир светом, грея его, а потом садится за горизонт. После такого откровенного диалога Маяковский понял, что высказывался о солнце неправильно и что работа солнца труд и важна – оно приносит пользу и радость людям, делает мир лучше, светлее и краше.

Продолжим анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Заключительная часть посвящена призыву к людям. Нужно подходить к выполнению любого дела, даже самого пустякового, максимально ответственно и показывать хороший результат, вкладывать в него все силы. Иначе зачем работать посредственно. У каждого человека есть своя миссия и нужно выполнять ее не только ради себя и для себя, а думая и о других людях, как делает это солнце.

Маяковский сделал для себя вывод, что не нужно жаловаться на свою жизнь, работу, ведь кто-то может жить хуже тебя и заниматься более ответственным делом.

Средства художественной выразительности

Кажется, что может быть необычного в описании солнца? Но Маяковскому с помощью гиперболы удалось сделать его фантастическим - «в сто солнц закат пылал». Метафоричное изображение солнца позволяет читателю поверить в то, что это что-то живое. Особенно, когда солнце приходит в гости к поэту. Красочные детали добавляют стихотворению выразительности: «ввалилось, дух переведя, заговорило басом…», «сконфужен, я сел на уголок скамьи…», «И скоро, дружбы не тая, бью по плечу его я».

Когда мы читаем диалог с солнцем, то кажется, что они старые друзья. Маяковскому удалось передать непринужденную обстановку благодаря простой лексике и наличию восклицательных предложений.

Делая анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» становится понятно, что герои своеобразны по своей натуре: солнце одновременно и сильное, и ласковое, а поэт уставший, разозленный, но любящий свое творчество.

Оригинальность этих образов заключается в простом отношении друг к другу. Поэт и солнце – товарищи. Но после теплой встречи, они приступают к серьезному разговору. Прослеживается тема стихотворения: назначение поэта и поэзии. Солнце и поэт имеют определенное сходство: солнце греет людей своими лучами, а Маяковский – словами.

Произведение действительно очень интересно и по своей структуре, и по смыслу, и по количеству ярких образов. Вы прочитали анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Читайте и другие статьи по литературе на нашем сайте в разделе

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» посвящено теме нелегкого, но благородного поэтического труда. Как и большинство произведений В.В. Маяковского, оно построено на диалоге и несет в себе ярко выраженное публицистическое начало. Основной художественный прием в данном произведении - параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта.

Довольно-таки длинное название стихотворения, снабженное также еще подробным подзаголовком, четко конкретизирующим место действия, нацеливает на обстоятельный рассказ о реально происшедших событиях.

Стихотворение открывается дачным пейзажем, который выполнен также необычно, как необычно заявленное в названии приключение поэта.

Его открывает выразительная гипербола «В сто сорок солнц закат пылал», подчеркивающая силу летнего зноя и одновременно задающая динамику всему последующему дейст-ную произведения:

А завтра
снова
мир залить
вставало солнце ало.
И день за днем
ужасно злить
меня
вот это
стало.

Так намечается в произведении мнимый конфликт. Далее задиристый лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов:

В упор я крикнул солнцу:
«Слазь!
довольно шляться в пекло!»

В репликах героя много разговорных и просторечных фраз. Это придает его речи панибратский характер. Первоначально дерзнувший пообщаться с солнцем, человек словно кичится своим бесстрашием. Затем солнце все-таки откликнулось на брошенный вызов, настроение героя меняется:

Черт дернул дерзости мои
орать ему, -
сконфужен,
я сел на уголок скамьи,
боюсь - не вышло б хуже!

В стихотворении (как и в лирике В.В. Маяковского в целом) чрезвычайно сильно драматургическое начало. Фантастическое действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самоваром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на повседневные проблемы и в конце концов договариваются объединить свои усилия в общем деле:

Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты - свое,
стихами.

При этом «златолобое солнце» окончательно приобретает человеческий образ: оно не только ведет неспешный разговор, но его даже можно похлопать по плечу.

В финале стихотворения разрушается абстрактный образ общего врага:

Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала.

Произведение заканчивается оптимистической картиной торжества стихов и света, всего самого прекрасного на земле.

Поэтичные метафоры помогают В.В. Маяковскому совместить фантастический и реалистический планы художественного отражения действительности:

Ко мне,
по доброй воле,
само,
раскину в луч-шаги,
шагает солнце в поле.

Лирический герой воспринимает небесное светило как некое реальное существо - помощника поэта. Оба они делают одно общее дело - несут миру свет.

В.В. Маяковский стремился быть последовательным в своих взглядах на искусство. Данное стихотворение поэта перекликается но проблематике с рядом других его произведений, посвященных теме поэта и поэзии.