Домашний очаг

Анализ стихотворения «О дряни» Маяковского. Краткий анализ стихотворения маяковского "о дряни"

Владимир Владимирович Маяковский - один из известных писателей старого времени. Он освещал в своих произведениях государственную власть и все что с ней связано. Он был очень талантливым и работал во многих направлениях. На протяжении многих лет произведения изучают в школе и разбирают творчество Маяковского. В начале своего творчества он зарекомендовал себя как сатирик и даже публиковался в газете "Сатирикон". Поэт очень сильно переживает за будущее своей страны и пытается с помощью своих произведений бороться с несправедливостью местных властей.

Стихотворение "О дряни ", является одним из сатирических произведений в котором Маяковский, раскрывает проблемы государства и напыщенность мещанского сословия. В начале произведения поэт как бы предупреждает, что не имеет ничего против мещан, тем не менее, обращается к ним "дряни". Стихотворение было написано в 1921 году против буржуазного общества. Он описывает, что мещане смогли не только пережить революцию, спрятавшись по "норам", но и не поменяли своего отношения и мировоззрения.

В центе описания стихотворения являются мещане, которые зависят от красивых вещей и предметов быта. Он не имеет ничего против этих людей, он высмеивает их мышление и образ жизни. Маяковский описывает что люди, которые занимают высокие должности в государственных органах, абсолютно ничего не делают, а лишь сидят и протирают свои штаны.

Главными героями данного стихотворения являются мещане, у которых низменные желания. Они делают вид, что приняли новую власть и даже на платьях у жен присутствует советская атрибутика, а в разговоре называют друг друга – товарищ. Они окружают себя так же и советской символикой в виде портрета Карла Маркса, но все это напускное. Мещане же переживают лишь о своем материальном достатке. Для них важно красиво и богато выглядеть, а не то, что происходит вокруг них. Маяковский упоминает, и интерьер дома, где находится самовар, и пианино что указывает на их буржуазность.

В произведении поэт пытается отнестись ко всему с иронией, употребляя уменьшительно ласкательные слова как бы высмеивая мещан. В конце своего стихотворения Маяковский вообще описывает фантастическую картину, оживает Карл Маркс, который больше не мог слушать, что говорят "оголтелые канареицы" .

Русский поэт описал действия, происходящие в то время, высмеивая некоторые факты жизни. Но в своих стихах он всегда относится с тревогой к обществу и призывает людей обратить внимание на мещан, которые заняли высокие посты и ломают новые устои власти. Маяковский очень хотел, чтоб общество стало лучше, поэтому до сих пор его произведения включают в школьную программу.

Картинка к стихотворению О дряни

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Жуковскому

    Жуковский был другом Пушкина. Они оба были гениями, великими поэтами, признанными при жизни. Может показаться, что раз два человека, наделённых колоссальным поэтическим даром, встретились и общаются, то они обязательно станут если

  • Анализ стихотворения Апухтина Прощание с деревней

    Читая стихотворение Апухина Алексея Николаевича «Прощание с деревней» понимаешь что, оно о многих из нас. Достигнув, определенного возраста, большинство покидают приют родной, поблагодарив за мир и вдохновения.

  • Анализ стихотворения Фета Буря

    Стихотворение Фета «Буря» - это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

  • Анализ стихотворения Лермонтова Одиночество

    В своих стихотворениях Лермонтов часто обращается к теме одиночества. Он словно ощущает себя лишним в обществе. В своих произведениях писатель закладывает личный опыт и переживания, переполняющие его душу. В 1830 году Лермонтов написал

  • Анализ стихотворения Пушкина 19 октября 1827

    В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

«О дряни» В. Маяковского (восприятие, анализ, оценка)

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.

Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.

Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.

Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.

Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!

В мировой поэзии двадцатого века В. Маяковскому принадлежит особенная, можно сказать, исключительная роль. Он первым из поэтов своей эпохи посвятил талант революционному обновлению жизни, начатому Великим Октябрем. Считая целью поэзии непосредственное участие в строительстве лучшего времени, во имя счастья миллионов, поэт всем своим творчеством стремился к ее достижению. В дооктябрьский период он утверждает пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение. После же свершения революции поэт направил «штык-перо» в сторону ее взглядов. В это время в нем с особой яркостью проявляется талант сатирика.

Сатирические произведения Маяковского 20-х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта- сатирика. Перед нашим взором «целая лента типов тянется»: новый буржуй, кулак, вредитель, хулиган, обыватель, сплетник, ханжа, развратник, пьяница, лодырь, очковтиратель, бракодел, трус, «советский вельможа», взяточник, головотяп. В этот период, с 1920 по 1921 годы, появляется на свет стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» советского времени, которое «вылезло из-за спины РСФСР». Произведение обличает тех, кто:

Крепкие, как умывальник.

Живут и поныне тише воды.

Это люди, засевшие «во все учрежденья», опутавшие революцию «нитями обывательщины». Символом их, по Маяковскому, становится «оголтелая канареица», которая грозит побить коммунизм, если ей вовремя не свернуть голову. Таких «положительнейших типов» поэт противопоставляет «мещанам без различья классов и сословий», воздавая им хвалу и честь:

Мещанам без различия классов и сословий

Стихотворение «О дряни» - это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт». Мещанин предстает перед нами как «та или иная мразь», рассуждающая, «от самовара разморясь», о низменных человеческих потребностях:

К празднику прибавка –

24 тыщи. Тариф. Эх,

и заведу я себе

Чтоб из штанов выглядывать,

Как коралловый риф!

И об этом рассуждают люди, которые с первого дня советского рождения» должны бы были помогать утверждению коммунизма! Поэт беспощаден к тем, кто новый строй воспринимает лишь как время, к которому нужно, да и можно, приспособиться, получив от этого выгоду и признание в обществе. Он высмеивает тех обывателей, для которых эмблемы с серпом и молотом становится лишь модным элементом одежды в постреволюционный период:

Буду фигурять я

На балу в Реввоенсовете.

Поэт с ненавистью относится к таким «типам». Чтобы привлечь внимание людей к необходимости ликвидации такой «дряни», он использует фантастичный образ Карла Маркса:

Маркс со стены смотрел, смотрел…

головы канарейкам сверните –

канарейками не был побит!»

Для создания сатирического образа «мещанина» Маяковский использует целый арсенал изобразительно-выразительных средств. Прежде всего это обилие сниженной лексики: «мурло», «зады», «мразь», «дрянь», «заорет», «головы… сверните». Иронию поэта мы чувствуем и в метко употребленных словах с суффиксами субъективной оценки: «спаленки», «галифища», «потолочек».
Неповторимый стиль Маяковскому удалось выработать, безусловно, и за счет неологизмов, употребление которых не стало для него самоцелью, а расценивалось как средство повышения выразительности стиха. Это и его бесподобное «фигурять», и «оголтелая канареица».

Стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Оно начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям. »

Возглас резко контрастирует с последующим повествованием «о дряни», то есть о тех, кто героями совсем не назовешь. Уже в самом начале мы чувствуем сатирические нотки и нотки горечи в голосе поэта. Это своеобразный зачин стихотворения. Далее идет экспозиция, в которой Маяковский поясняет нам время и причины появления «обывательщины» в стране Советов. Развитие действия раскрывает во всей абсурдности и неприглядности образ мещанина и его жены – «товарища Нади». Кульминационный момент проявляется в образе Карла Маркса, не выдержавшего бестолковых, праздных рассуждений этих мерзких людишек. Экспрессивная речь основоположника научного коммунизма является развязкой, содержащей призыв к борьбе с антикоммунистическими элементами.
Экспрессивность всего повествования достигается особым построением стиха. Поэт разбивает предложения не по логическим его частям, а выделяя те слова, на которых он хочет заострить внимание. Такие слова поодиночке составляют целую строку:

Из-за спины РСФСР

Подводя итог всему сказанному, я хотел(а) бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силой его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране. Я думаю, что значение его творчества для России непреходяще. В нем он увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения Владимира Маяковского «О дряни»

Лично я воспринимаю творчество Маяковского неоднозначно, но его сатирические стихи просто обожаю и читаю с истинным наслаждением. Его юмор, ирония, сатира такие хлесткие и увесистые, словно оплеухи, которые он заслуженно «отвешивает» разного рода негодяям.

В полной мере это относится к творению Владимира Владимировича «О дряни», где он жестко и даже беспощадно высмеивает обывателей, мещан и просто «ту или иную мразь». Ловко используя в своем произведении достаточно своеобразную лексику, он не боится испортить впечатление о себе, как о поэте и замечательном авторе. В этом стихотворении он называет вещи своим именами: если человек -мразь с толстым задом и неприятным мурлом — Маяковский прямо так и пишет. Да и название произведения заставляет задуматься.

Поэт смело критикует тех «революционеров», которые используют новый строй исключительно для собственной наживы и обогащения, он не боится и смело говорит о тех «выскочках», для которых серп и молот стали модной символикой.

При этом автор говорит об этих людях нового социалистического строя с горькой иронией, ведь ждали-то от прогрессивного человечества совсем не этого. А оказалось, что бытовуха смогла ярых революционеров превратить в толстозадых, зажравшихся собственников, главное для которых — сытая и вольготная жизнь. Они пользуются благами и привилегиями, забыв о тех, в рядах которых еще пятилетку назад сражались.

Кульминацией стихотворения, безусловно, стал вышедший из себя, выкрикивающий с портрета обвинительные слова Карл Маркс. Такой оригинальный и неожиданный способ встряхнуть мещан выбрал поэт-сатирик. Забавно и хлестко, всего в двух строках зачинатель коммунистического движения ставит на место зажравшихся управленцев разных уровней.

Не нарушая привычный для себя стиль написания, Маяковский лишь заостряет внимание на тех словах, которые для него самые важные, выделяя их в отдельные строки. К примеру:

И вылезло
Из-за спины РСФСР
Мурло
Мещанина.

Смело выступая против беспредела, который творится в новом государстве, открыто критикуя недостатки тех, кому народ доверил управление страной, Маяковский показал, что он целиком и полностью принял новый строй и готов отстаивать его принципы доступным ему способом.

Меня просто восхищает смелость и прямота поэта, а также приводит в восторг его прекрасное чувство юмора.

Краткий анализ стихотворения Маяковского "О дряни"

Владимир Владимирович Маяковский - один из известнейших поэтов Серебряного века. Его произведения давно стали классикой и были включены в школьную программу. Анализ стихотворения Маяковского «О дряни», которое также входит в учебный план, будет проведен в этой статье.

Творчество Маяковского

Общей чертой всего поэтического наследия Маяковского является неизменная сатирическая направленность. Не случайно уже на ранних этапах творчества поэт публиковался в журнале «Сатирикон».

Темы и пороки постепенно изменялись и трансформировались, но сохраняли свою актуальность и полностью отражали дух эпохи. Беспощадный, издевательский смех поэта неизменно попадал в цель. Маяковский обладал невероятной способностью подмечать все язвы и недостатки окружающей действительности и выставлять их напоказ в неприглядной и ироничной форме. Сам поэт близко к сердцу принимал изъяны своей страны и считал своим долгом громогласно заявлять о них.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» является отличной иллюстрацией сатирического таланта поэта.

Общий план анализа

Любое стихотворение анализируется по традиционному общему плану, который и будет приведен ниже:

  • Тема и идея - определяется главная мысль произведения.
  • Композиционное своеобразие - строение произведение, сюжет, структура.
  • Образы главных героев.
  • Кроме вышеозначенных пунктов могут быть рассмотрены выразительные средства.

Таким образом, можно провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану.

Анализ стихотворения

Рассматриваемое стихотворение, несомненно, относится к сатире. Оно было написано в 1921 году и является гневным протестом Маяковского против мещан. Эта категория людей смогла не только пережить революцию, но и хорошо устроиться при новом режиме, не изменив ни своих ценностей, ни представлений о мире. Как гражданский поэт и верный сторонник революции Маяковский не может спокойно смотреть на подобную язву, образовавшуюся в недавно созданном лучшем и светлом мире. Именно это возмущение поэта легло в основу стихотворения.

Итак, как провести анализ стихотворения Маяковского «О дряни» по плану? Ниже представим разбор произведения, выполненный согласно указанной выше структуре.

Тема и идея стихотворения

Как уже было отмечено выше, в центре повествования находятся мещане. Один из главных их изъянов - вещизм, то есть желание обладать красивыми и дорогими предметами. Маяковский с присущим ему идеализмом не может допустить мысли, что в советской стране люди будут ценить лишь уют, комфорт, благополучие и сытость, пренебрегая общественным долгом и служением новой власти. Обличение мещанства происходит в грубой, резкой и даже жестокой форме.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» можно начать с первых же строк произведения, где поэт дает понять, что мещане как сословие не вызывают у него неприязни: «Меня не поймаете на слове, я вовсе не против мещанского сословия. Мещанам без различия классов и сословий мое славословие». Другое дело - мещанское мышление и образ жизни, заключающиеся в заботе только о своем достатке и благополучии. Именно такой тип людей назван поэтом «дрянью». Они быстро приспособились к новым условиям, «оперенье переменив», хорошо устроились, заняв высокие посты «в различных учреждениях». При этом от них нет никакой пользы, так как они не работают, а лишь протирают зады.

Поэт не может смириться с таким положением дел, он гневно и метко обличает стремление мещан к богатству, их приспособленчество. Такие люди могут лишить все перемены смысла, похоронив идеи о братстве и равенстве под кучами вещей и чувством собственной значимости. Именно поэтому в стихотворении слышны нотки обиды и раздражения поэта.

Герои стихотворения

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» кратко можно начать как раз с описания действующих лиц. Как такового лирического героя в произведении нет, его место занимают ничтожные и мелочные мещане. Внешне эти люди создают впечатление, что живут по законам нового строя. Их быт наполнен советской символикой и атрибутикой: картина Маркса, серп и молот на одежде. Даже обращение друг другу - товарищ. Однако это только внешняя сторона их жизни. Главным для них являются не политические идеи и стремление создать нечто новое и совершенное, а собрать как можно больше вещей. Именно материальный достаток и благополучие имеют для мещан ценность. Они думают лишь о себе. Но главная их опасность даже не в их недостойных устремлениях, а в том, как такие люди легко приспосабливаются к новым условиям и продолжают, подобно болезни, разъедать общественный строй.

Эти обыватели опошляют идеи революции и мешают развитию коммунизма. Подобное не приемлет поэт. Именно поэтому в конце стихотворения возникает фантастическая картина: не в силах больше терпеть разговоры мещан, Маркс на портрете оживает и призывает свернуть им шеи.

Композиция стихотворения и изобразительно-выразительные средства

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» с точки зрения композиции включает оценку способов изложения и построения. Огромное значение в стихотворении имеют диалоги мещан, отражающие их ценности и взгляд на мир.

Немаловажными являются и изобразительно-выразительные средства. Например, частое использование уменьшительно-ласкательных суффиксов («потолочек», «спаленка»), что свидетельствует об иронии. В стихотворении много резких, грубых слов: «мразь», «дрянь», «зады». Часто поэт прибегает к гиперболизации, создавая абсурдные картины.

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» вкратце можно свести к изложению основной идеи произведения. Она заключается в стремлении поэта искоренить мещанские ценности, которые могут пошатнуть основные принципы коммунизма.

«О дряни» В.Маяковский

«О дряни» Владимир Маяковский

Слава. Слава, Слава героям.

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что смена общественно-политического строя должна непременно искоренить все сопутствующие пережитки буржуазии. К ним Маяковский, в частности, относил такое распространенное явление, как вещизм – т.е. погоню людей за модной мебелью, красивой одеждой и предметами быта, призванными подчеркивать их высокий социальный статус.

Именно благодаря своему идеализму Маяковский даже мысли не допускал о том, что при советской власти люди могут ценить личный комфорт и уют выше общественных нужд. Поэт не учел лишь одного небольшого нюанса, заключавшегося в том, что любой человек по своей натуре вне зависимости от воспитания и происхождения является собственником. Но эта досадная мелочь не помешала Маяковскому в 1921 году, когда первое ликование по поводу революции уже поутихло, написать стихотворение «О дряни», в резкой и грубой форме обличающее мещанство.

Буквально с первых строк автор вносит поправку о том, что к мещанам, как к сословию, лично у него нет никаких претензий. Мещанством же поэт называет образ жизни и мышления, когда человек заботится исключительно о собственном благополучии . Таких людей Маяковский именует дрянью, подчеркивая, что на их образ мышление смена власти не оказала никакого влияния. По мнению поэта, «наскоро оперенье переменив» они стразу же подыскали себе теплые места и «засели в различных учрежденьях», где чувствуют себя весьма комфортно. При этом, описывая подобных дряней, автор не жалеет метафор и саркастических эпитетов, отмечая, что подобные мещанские «мурло» на работе занимаются тем, что натирают мозоли на задах, и от непрерывного сиденья стали «крепкие, как умывальники».

В быту такие люди ведут себя не менее вальяжно и самодовольно, измеряя свое благополучие количеством денег и возможностью их потратить на себя, любимых. Например, пошить «тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф», или же модное платье, непременно с эмблемой серпа и молота, как того требует дань времени. При этом Маяковский откровенно издевается над показным благополучием подобных мещан, у которых для души в доме живут котенок и «оголтелая канареица», а для проформы на диване валяется свежий номер газеты «Известия», а на стене висит портрет Карла Маркса, главного идеолога революции.

Однако поэт не хочет и не может мириться с подобными обывателями . которые из прошлого мира перетащили в новую эпоху не только свой образ мышления, но и вещи, призванные тешить их самолюбие. В домах таких мещан можно найти и пузатый самовар, и даже пианино. Поэтому Маяковский использует уже ставший традиционным для него прием гиперболизации действительности, призвав на роль судьи все того же Карла Маркса, который «со стенки смотрел, смотрел… и вдруг разинул рот, да как заорет». Таким образом, обвинительный приговор мещанам поэт вынес устами немецкого философа, который призывает свернуть головы всем канарейкам, олицетворяющим образ мещанства, «чтоб коммунизм канарейками не был побит».

Последняя фраза стихотворения «О дряни» содержит в себе глубокую иронию. Но при этом Маяковский понимает, что именно за ширмой личного благополучия революционные идеи равенства и братства рано или поздно попросту исчезнут. И именно этот факт вызывает у Маяковского раздражение, смешанное с обидой, которыми наполнены строчки культового и достаточно одиозного стихотворения «О дряни».

«О дряни», анализ стихотворения Маяковского

Обращение к будущему – способ забыть о настоящем. Именно по этому принципу пишется фантастика. А когда будущее становится частью твоей жизни, как это произошло с писателями и поэтами начала ХХ века, то остается только верить в это самое будущее. Владимир Маяковский свято верил в то, что придет «в коммунистическое далеко», что его «стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо». Поэтому и воспринимал он поэзию как участницу строительства жизни. При этом, стремясь подстегнуть время, обогнать его, поэт чувствовал, что отстает от него, как бы переходит в разряд отжившего:

С хвостом годов я становлюсь подобием
Чудовищ ископаемо-хвостатых.

Возможно, поэтому и усиливаются в его творчестве сатирические мотивы . И если в предреволюционные годы сатира была направлена против толпы, бесчувственной к словам поэта, то когда революция свершилась, сатирической мишенью Владимира Маяковского стали ее враги, прежде всего, внутренние. Например, мещане, которые не были пережитком прошлого. Мещанство, увиденное Маяковским, – порождение настоящего, а значит, вполне живучее, даже процветающее, особенно в условиях строительства новой советской жизни.

Одним из первых ударов по этому явлению Маяковский наносит в стихотворении «О дряни» . анализ которого и будет далее представлен. Первые строки стиха «Слава, Слава, Слава героям. » сменяются едкой издевкой над «мразью» . сумевшей выжить под натиском революционных бурь, приспособиться, свить себе «уютные кабинеты и спаленки» .

У Маяковского мещане не просто отвратительны, потому что намозолили «от пятилетнего сидения зады, крепкие, как умывальники» . они опасны уже потому, что ловко оказываются, «наскоро оперенья переменив» . в государственном аппарате, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений (ярко воспроизведенную год спустя в стихотворении «Прозаседавшиеся»).

Наверное, намного больше поэта страшит атмосфера, которую создают вокруг себя мещане, озабоченные тем, чтобы «утихомирились бури революционных лон» и «подернулась тиной советская мешанина» . Такая атмосфера тщательно прорисована с помощью бытовых деталей, обозначенных точно и выразительно. Например, непременный атрибут советского времени – портрет Маркса (видимо, вместо иконы). Или газета «Известия», ставшая подстилкой котенку. Разве это не кощунственно? А лоснящаяся самодовольством («от самовара разморясь» ) физиономия советского чиновника, не забывающего даже дома называть жену по-партийному: «Товарищ Надя!» А «партийный товарищ» под стать своему мужу: она не только «за пианином обучающаяся» . она еще хочет «с эмблемами платья» . так как «без серпа и молота не покажешься в свете!»

Быт в стихотворении «О дряни» - это не предмет сатирического обличения, это способ выражения политической сущности явления, называющегося мещанством . Принадлежащие к этому классу люди порождены, как ни странно, революционной эпохой, но способны лишь опошлить связанные с революцией представления. Каждая деталь той обстановки, которую они создают вокруг себя, заставляет иначе оценить принадлежащие революции понятия. Даже слово «Реввоенсовет» . то есть Революционный военный совет республики, оказывается связанным со словом «бал» . на котором Надя и собирается «фигурять» в платье с эмблемами. Что может быть нелепее связи подобных понятий?

Маяковский часто говорил о том, как рождаются сатирические произведения. Работа начинается с выбора темы . «напрашивающейся на издевательство». Именно такая тема и лежит в основе стихотворения «О дряни». Но издевка прозвучит лишь в том случае, если в стихе будет «заострено слово». Некоторые приемы подобного заострения Маяковский перечисляет: это «выделка хлыстов-рифм», эксцентричность выводов, абсурдный гиперболизм.

В стихотворении «О дряни» - полный набор. Во-первых, это убийственно резкие рифмы . «мурло мещанина» . «зады» . «мразь» . резкость которых достигается и грубыми, бранными словами. Во-вторых, эксцентричность выводов действительно потрясает:

Страшнее Врангеля обывательский быт.

И конечно, гротесковый финал . в котором смотрящий со стенки Маркс «разинул рот да как заорет» . Настоящий театр абсурда, в действие которого оказываются вовлеченными все читатели этого стихотворения.

Послушать стихотворение Маяковского О дряни

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения О дряни

«О дряни» Владимир Маяковский

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
«Товарищ Надя!
К празднику прибавка —
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!»
А Надя:
«И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!»
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На «Известиях» лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
«Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!»

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Не секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что смена общественно-политического строя должна непременно искоренить все сопутствующие пережитки буржуазии. К ним Маяковский, в частности, относил такое распространенное явление, как вещизм – т.е. погоню людей за модной мебелью, красивой одеждой и предметами быта, призванными подчеркивать их высокий социальный статус.

Именно благодаря своему идеализму Маяковский даже мысли не допускал о том, что при советской власти люди могут ценить личный комфорт и уют выше общественных нужд. Поэт не учел лишь одного небольшого нюанса, заключавшегося в том, что любой человек по своей натуре вне зависимости от воспитания и происхождения является собственником. Но эта досадная мелочь не помешала Маяковскому в 1921 году, когда первое ликование по поводу революции уже поутихло, написать стихотворение «О дряни», в резкой и грубой форме обличающее мещанство.

Буквально с первых строк автор вносит поправку о том, что к мещанам, как к сословию, лично у него нет никаких претензий. Мещанством же поэт называет образ жизни и мышления, когда человек заботится исключительно о собственном благополучии . Таких людей Маяковский именует дрянью, подчеркивая, что на их образ мышление смена власти не оказала никакого влияния. По мнению поэта, «наскоро оперенье переменив» они стразу же подыскали себе теплые места и «засели в различных учрежденьях», где чувствуют себя весьма комфортно. При этом, описывая подобных дряней, автор не жалеет метафор и саркастических эпитетов, отмечая, что подобные мещанские «мурло» на работе занимаются тем, что натирают мозоли на задах, и от непрерывного сиденья стали «крепкие, как умывальники».

В быту такие люди ведут себя не менее вальяжно и самодовольно, измеряя свое благополучие количеством денег и возможностью их потратить на себя, любимых. Например, пошить «тихоокеанские галифища, чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф», или же модное платье, непременно с эмблемой серпа и молота, как того требует дань времени. При этом Маяковский откровенно издевается над показным благополучием подобных мещан, у которых для души в доме живут котенок и «оголтелая канареица», а для проформы на диване валяется свежий номер газеты «Известия», а на стене висит портрет Карла Маркса, главного идеолога революции.

Однако поэт не хочет и не может мириться с подобными обывателями , которые из прошлого мира перетащили в новую эпоху не только свой образ мышления, но и вещи, призванные тешить их самолюбие. В домах таких мещан можно найти и пузатый самовар, и даже пианино. Поэтому Маяковский использует уже ставший традиционным для него прием гиперболизации действительности, призвав на роль судьи все того же Карла Маркса, который «со стенки смотрел, смотрел… и вдруг разинул рот, да как заорет». Таким образом, обвинительный приговор мещанам поэт вынес устами немецкого философа, который призывает свернуть головы всем канарейкам, олицетворяющим образ мещанства, «чтоб коммунизм канарейками не был побит».

Последняя фраза стихотворения «О дряни» содержит в себе глубокую иронию. Но при этом Маяковский понимает, что именно за ширмой личного благополучия революционные идеи равенства и братства рано или поздно попросту исчезнут. И именно этот факт вызывает у Маяковского раздражение, смешанное с обидой, которыми наполнены строчки культового и достаточно одиозного стихотворения «О дряни».

Владимир Маяковский О ДРЯНИ

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)

Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленкиИ вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
"Товарищ Надя!
К празднику прибавка -
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!"
А Надя:
"И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!"
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На "Известиях" лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

Маркс со стенки смотрел, смотрел...
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
"Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните -
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!"

Анализ стихотворения Маяковского «О дряни»

Раннее творчество Владимира Маяковского ознаменовалось резкой критикой старого мира, который должна была убить, разрушить революция, а на его месте построить новый. Однако обилие тем, проблем, персонажей в сатирических произведениях Маяковского убеждает в том, что «ушедшее» виновато далеко не всегда: сатирического осмеяния достойны многие явления строящейся в Советской стране жизни. Взять хотя бы мещанство, которое не было пережитком прошлого. Оно порождение настоящего, и потому было не только живучим, но и процветающим в условиях новой советской жизни. Одним из первых нанёс удар по этому явлению революционной действительности Маяковский своим стихотворением «О дряни». Этим стихотворением начинается одна из важнейших тем в послеоктябрьском творчестве поэта – тема борьбы с мещанством, с обывательщиной.Стихотворение «О дряни» написано в 1920 – 1921 годах, когда оказалось, что не всё так гладко после революции как ожидалось. Маяковский увидел тогда всю отвратительность мещанского быта и обрисовал его в этом стихотворении со свойственной ему критичностью и иронией. Но стоит заметить, что быт в стихотворении – не предмет сатирического обличения, а форма выражения политической сущности мещанства.Главным «героем» в стихотворении является обыватель с мещанскими интересами, интересами мелкими и ничтожными. Мещанин («иная мразь») мечтает о «тихоокеанских галифищах», а его жена лишь о том, в чём будет «фигурять», то есть в платье, но с советскими символами: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Весь их быт полон советской символики. Это и портрет Маркса в красной рамке, и газета «Известия». Даже отношения между ними стали советскими («Товарищ Надя!» – обращается муж к жене). На основе только этих фактов, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что «герой» стихотворения глубоко советский человек. Но это не так. На нём лишь оперенье советского человека, а на самом деле он мещанин, и многие мещанские признаки налицо: пианино, самовар. Маяковский своим чутким сердцем почувствовал опасность таких людей, так как они скрылись за опереньем советской символики, а на самом деле это всё те же обыватели с мещанскими интересами. Они опасны ещё и потому, что ловко втираются в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Поэта ужасала и мещанская атмосфера, которую несёт с собой обыватель, озабоченный тем, чтобы «утихомирить бури революционных лон», чтобы «подёрнулась тиной советская мешанина». Обыватель, порождённый революционной эпохой, может только испортить и опошлить революционные представления, а значит и коммунистические. Для усиления этой мысли В. Маяковский в конце стихотворения рисует почти фантастическую картину: Карл Маркс оживает и призывает свернуть шеи «канареицам», то есть мещанам. Мещанину автор подобрал выразительный и точный образ «оголтелой канареицы», которая серьёзно может «побить» коммунизм. Отчасти этим образом Маяковский определяет сатирическое звучание стихотворения. Усиливает это звучание автор многочисленными изобразительно-художественными средствами.Во-первых, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («спаленки», «потолочек»), что является одним из признаков иронии. Во-вторых, он заменяет нейтральные слова на эмоциональные. Например, фраза «на балу в Реввоенсовете» нелепа, так как в Реввоенсовете не может быть бала; слово «бал» – слово старой эпохи. Маяковский также употребляет слова убийственно резкие (мурло, зады, мразь) и сталкивает эти просторечные слова с политическими, то есть использует слова различных лексических групп. И, наконец, употребляя выразительную гиперболу («Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…»), выводит изображение на грань абсурда. Строя фразы по принципу стилевого контраста, Маяковский разоблачает стремление мещан спрятать свою сущность. Всё это усиливает ироническое звучание стихотворения, выражая публицистический характер сатиры В. Маяковского.Сатира Маяковского – это острый и язвительный смех, но не надо забывать, что это и тревожный смех. В сатирических стихах поэта чувствуется тревога, беспокойство за общество. Именно поэтому сатира Маяковского актуальна и в наши дни. Она пропитана особым чувством – чувством искренности. За это мы считаем Владимира Маяковского одним из самых талантливых людей двадцатого века и любим его!