Здоровье

Анализ стихотворения “Живым сочувствием привета…” Тютчева.

Анализ стихотворения

Ф.И.Тютчева

« Живым сочувствием привета »

Дидактический материал

к уроку литературы в 9 классе

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия


проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Живым сочувствием привета», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка


Ф.И.Тютчев

«Живым сочувствием привета»

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

Порой доступен их страстям,

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными

Проходит он, главу склонив,

Или стоит он перед ними

Смущен и гордо-боязлив.

Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет,

И сквозь величия земного

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

Изящно-дивные черты, -

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!


К какому типу лирики относится данное стихотворение:

а) любовная;

г) пейзажная

в) гражданская;

б) философская;


Ведущей темой стихотворения является тема:

г) поэта и поэзии

а) любви и дружбы;

б) города и деревни;

в) родины и отчего дома;


В какой строфе сосредоточена

вся противоречивая гамма

чувств и настроений лирического героя:

б) во 2-ой;


Лирический герой стихотворения:

а) ничего не чувствует;

б) суеверен, но не служит властям;

в) боится увидеть что-то прекрасное;

г) молча наблюдает за всем происходящим


Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях

«живое слово», «всемогущей красоты» :

г) метафора

а) эпитет;

б) метонимия;

в) сравнение;


Назовите ключевую фразу стихотворения:

«Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!»


Укажите название средства иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для передачи состояния лирического героя в строке

«О, как в нём сердце пламенеет!»:

метафора


Назовите строфы, состоящие

из риторических восклицаний:

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

О, как в нём сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!

первая и шестая


Определите размер, которым написано стихотворение:

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

Всю жизнь в толпе людей затерян,

Порой доступен их страстям,

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными

Проходит он, главу склонив,

Или стоит он перед ними

Смущен и гордо-боязлив.

Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет,

И сквозь величия земного

Вся прелесть женщины мелькнёт,

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

Изящно-дивные черты, -

О, как в нём сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!


5

Как вы оцениваете свои знания?


  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М.: Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008

“Живым сочувствием привета…” (1840). В стихотворении рассматривается роль поэтического творчества: поэт служит жи­вому слову и красоте, а не властям:

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям…

Поэт “в толпе людей затерян”, но ему не чужды человече­ские страсти: он является истинным поклонником женской кра­соты, которую боготворит. Именно тогда:

… в нем сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилен!

Глоссарий:

– анализ стихотворения живым сочувствием привета

– живым сочувствием привета анализ стихотворения

– живым сочувствием привета

– тютчев живым сочувствием привета анализ

– анализ стиха тютчева живым сочувствием привета


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сопоставьте стихотворение Тютчева с произ­ведениями Пушкина “Поэт” и Лермонтова “Поэт”. Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, –...
  2. Русской женщине В стихотворении “Русской женщине” Ф. И. Тютчев пишет о тяжкой судьбе простой крестьянки. Анафорический повтор в первой строфе подчеркивает однообразие жизни женщины. Нереализованные...
  3. “Как океан объемлет шар земной…” (1830). Тютчев возвел метафору в метод, наполнив художественный прием философ­ским содержанием. В стихотворении дан образ земли, как днев­ной жизни, которую...
  4. “Фонтан” (1836). Постижение мира человека путем сопос­тавления его с миром природы нашло выражение в этом стихо­творении философского характера. Произведение имеет двухча­стную композицию с четким разделением...

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, Поэта -

Не искушай его мечты…

Всю жизнь в толпе людей затерян,

Порой доступен их страстям -

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными

Проходит он, главу склонив -

Или стоит он перед ними

Смущен и гордо-боязлив…

Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет -

И сквозь величия земного

Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

Изящно-дивные черты -


О, как в нем сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилен -

Пускай любить он не умеет,

Боготворить умеет он…

Другие редакции и варианты

3   О не тревожь души поэта,

Список - ГАРФ. Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6–6 об.


16   Вся прелесть женщины мелькнет,

        Изд. 1868. С. 86, и след. изд.


23   Пускай служить он не умеет, -

Русская беседа. 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 6, и след. изд.

КОММЕНТАРИИ:

Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1–2.

Первая публикация - РБ . 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 5–6, с подписью «Ф. Тютчев». Затем - в Изд. 1868 . С. 85–86; Изд. СПб., 1886 . С. 115–116; Изд. 1900 . С. 130–131.

Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 253.

В автографе тщательно переписано на трех страницах - по две строфы на каждой, строфы отчеркнуты. Как обычно у поэта, в конце строк часты тире и многоточия, по пяти, шести и более точек. Тире, а особенно многоточия многозначительны, они как бы дорисовывают образ поэта, внутренний мир которого лишь слегка приоткрывается, но полностью не раскрыт: его «мечты», гордая боязливость, способность «боготворить» обладают таинственной недоговоренностью. В конце стихотворения указано: «(Мюнхен. 1840)».

В РБ, Изд. 1868, Изд. СПб., 1868 и Изд. 1900 - вариант автографа 3-й строки («О, не смущай, молю, поэта»), но в списке ГАРФ (Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6–6 об.) - «О не тревожь души поэта». В 16-й строке в указанных изданиях, кроме РБ (здесь, как в автографе), - «Вся прелесть женщины мелькнет», в списке ГАРФ - как в автографе («Вся прелесть женщины блеснет»); 23-я строка в тех же изданиях - «Пускай служить он не умеет», но в автографе - «Пускай любить он не умеет». Дата и место написания стихотворения в изданиях указываются (кроме РБ ). Отступления от автографа заметно меняют мысль автора. Слово «смущай» (в 3-й строке) больше соответствует нарисованному образу «гордо-боязливого» поэта, а слова «не тревожь» в данном контексте - более нейтральные, не характеризующие личность. В 16-й строке слова «блеснет» и «мелькнет» по отношению к женской «прелести» правомерны оба, и у Тютчева есть образ - «Мелькнут твои младые годы» («Русской женщине»), но в стихотворении более позднем поэт говорит о «мелькании» лет жизни женщины, о трагизме ее скоротечной судьбы. В этом же стихотворении он скорее славит женскую красоту - ее «прелесть», исполненную блеска; в стихотворении представлено не затухание женской красоты, а ее расцвет, и слово «блеснет» (как в автографе) больше соответствует мысли поэта. Особенно она изменена в последней строфе, когда вместо слова «любить» (автографа) печатают слово «служить». Поэт говорил о другом - не о «службе» (угождении, прислуживании), а о «любви»; по мысли автора, поэт не «любит» в обычном смысле слова, а больше чем любит - «Боготворить умеет он».

Адресовано Великой княгине Марии Николаевне (1819–1876), дочери Николая I, к которой поэт относился с уважением и симпатией; в письме к своим родителям, написанном в октябре 1840 г., он говорил о коронованных особах, которые находились в Тегернзее (вблизи Мюнхена), и заметил: «Великая княгиня Мария в самом деле очаровательна». Он не мог сказать ей о том, что отказывается служить ей. Поэт выразил максимальное признание женщины, сказав и о блеске ее красоты и о своей способности ее не любить, а «боготворить» ее. Дошел отзыв В. кн. Марии Николаевны об этих стихах Тютчева (см. «Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым». СПб., 1896. Т. I. С. 183). Г.И. Чулков пишет: «А.Д. Скалдин сообщал нам, что у покойного Н.В. Недоброво были документы, на основании коих он строил предположение, что у Тютчева был роман с какой-то великой княгиней. Семейное предание Тютчевых не подтверждает подобного домысла. Бумаги Н.В. Недоброво, материалы и заметки, собранные им для работы о Тютчеве, находятся в Рукопис<ном> отд<еле> б<ывшего> Пушкинского Дома в Ленинграде. В этих бумагах мы также не нашли документов, подтверждающих домысел Н.В. Недоброво. С другой стороны, Д.Д. Благой сообщил нам, что оригинал тютчевского стихотворения, находившийся в архиве Зимнего дворца, был помещен в пачке рукописей, принадлежавших императрице, жене Николая I, что, впрочем, не доказывает еще, что пьеса Тютчева относилась к императрице» (Чулков I . С. 396). См. отзыв о Великой княгине в дневнике и мемуарах А.Ф. Тютчевой (см.: Тютчева А.Ф . При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853–1882. Тула, 1990. С. 150, 152–153).

Датируется предположительно октябрем 1840 г.

На это стихотворение отозвался В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса . С. XX–XXI). Считая, что оно адресовано В. кн. Марии Николаевне, он полагает, что Тютчев рассчитывал на ее поддержку в своих служебных делах - поэт хотел возвратиться на службу, и в последней строфе стихотворения Брюсов видел намек на личную судьбу Тютчева: «Пускай служить он не умеет / Боготворить умеет он…) (В.К .).

Действительно, обоюдная приязнь с оттенком дружбы сохранилась между поэтом и дочерью русского императора и в дальнейшем. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно. Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая - В. кн. Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине (письмо Ф.И. Тютчева к Эрн. Ф. Тютчевой от 3.IX.1852. ЛН . Т. 97. Кн. 1. С. 521). Мария Николаевна способствовала и определению старшей дочери Тютчева Анны во фрейлины (см. письмо Тютчева к В. кн. Марии Николаевне от 31 августа 1852 г.).

Предположительно, стихотворение «Живым сочувствием привета» было написано в октябре 1840 года; адресовано Великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, к которой поэт относился с большим уважением и глубокой симпатией. Тютчева и Марию Николаевну связывала обоюдная приязнь с оттенком дружбы. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно.

Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая – Великой княгини Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор

Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Стихотворение написано в 1858 году; обращено, предположительно, ко второй жене Тютчева Эрнестине Федоровне. После первого же прочтения чувствуется грустное настроение,...
  2. Стихотворение написано 26 апреля – начало мая 1867г. Написано в связи с появлением в мартовской книжке РВ за 1867 г....
  3. Стихотворение «Предопределение» предположительно написано Ф. И. Тютчевым в 1851 году. Оно входит в знаменитый «денисьевский цикл», в который вошли такие...
  4. Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую...
  5. Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Летний вечер» Тютчева. Пейзажную лирику данного автора часто сравнивают с творениями не менее вдумчивого и...
  6. Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет...
  7. Кризис среднего возраста у каждого мужчины протекает по разному. Однако если речь идет о поэтах, то это состояние внутренней дисгармонии...

«Живым сочувствием привета…» Федор Тютчев

Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты…

Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он…

Анализ стихотворения Тютчева «Живым сочувствием привета…»

Произведение, появившееся осенью 1840 г., было навеяно встречей с представительницей российской императорской семьи. Поэта, в ту пору отставного дипломата, познакомили с великой княгиней Марией Николаевной, гостившей на баварском курорте у родителей своего супруга. Сохранился восторженный отзыв Тютчева об этом знакомстве: естественность и доброжелательность, «изысканный облик» - очарование царственной особы кроется в сочетании редких качеств. Ее благосклонное отношение позволило поэту неоднократно обращаться с просьбами к могущественной покровительнице. Известно, что великая княгиня приняла участие в устройстве судеб старших дочерей Тютчева.

Появлению образа поэта-творца, представленного в тексте, предшествует описание отношений лирического адресата и героя. Последний смущен приветливым приемом и «живым», сердечным сочувствием. В начальном катрене четко обозначена разница между общественным положением героев. Она указана при помощи пространственной характеристики. Величественная героиня принадлежит к числу могущественных правителей, «кумиров земных», которые располагаются на «недостижимой высоте».

Эмоциональное участие, способность произнести «живое слово» - неожиданная черта, выделяющая адресата из ряда царственных небожителей. Она придает облику героини новые оттенки значения, акцентируя женское начало, которое выражено образами сияющей красоты, изумительного изящества.
Лирический герой-поэт не скрывает своего восхищения личностью адресата. Глубокое почтение, трепетное преклонение - прекрасная героиня достойна большего, чем земная любовь.

Во втором и третьем четверостишиях представлен авторский кодекс поэта. Он декларирует независимость человека-творца, который порой участвует в общественной жизни, однако свободен от обременительных обязательств перед властью. С помощью однородных сказуемых, выраженных причастиями в краткой форме, автор передает противоречивые эмоции героя-поэта. Почтительное смущение и боязнь перед вершителями чужих судеб сочетаются с чувством гордости, порожденным осознанием собственного достоинства.

Встреча с участливой красавицей-аристократкой поколебала уверенную позицию лирического субъекта, вызвала эмоциональное потрясение. Эффект, произведенный знакомством, передан с помощью обращений, замыкающих первый катрен. Восторженный отзыв, размещенный в финальной строфе, отображает кульминационный момент переживания.