Работа

Архангельское история знаменитой усадьбы. Музей-усадьба архангельское и его история

December 20th, 2015

Среди множества памятников культуры Подмосковья усадьба в селе Архангельском занимает особое место. Ее история - это чередование периодов расцвета, упадка и полного забвения. В лучшие свои времена она служила для увеселения и сменила двух владельцев, имена которых были знакомы каждому россиянину тогда и не забыты теперь. Ни один из хозяев не жалел средств на ее украшение, и Архангельское, впитав в себя достижения западноевропейского искусства, стало, как ни странно, образцом чисто русской культуры.

Усадьба Архангельское известна по письменным источникам со времен Ивана Грозного. В течение трёх столетий её владельцами являлись князья Одоевские, Голицыны, Юсуповы.

На рубеже XVIII-XIX вв. возник архитектурно-парковый ансамбль в стиле классицизма. Архангельское осталось единственным в Подмосковье цельным архитектурно-парковым ансамблем, сохранившим все основные элементы планировки и застройки.

Вход на территорию музея-усадьбы платный, но не обременительный.

История усадьбы длинна и невероятно насыщена фамилиями, деталями, отсылками к текущей историко-политической обстановке. Имение неоднократно переходило из рук в руки, но основных владельцев было действительно двое. Если предельно кратко описать дела давно минувших дней, то получится так:

Прежде Архангельское носило название Уполозы, по фамилии одного из владельцев — Алексея Ивановича Уполоцкого. Впервые упомянуто в 1537 году в «разъезжей грамоте» звенигородских писцов, определявшей границы поместных земель. В 1646 году здесь во владении Федора Ивановича Шереметева значилось имение и в нем деревянная церковь. В XVII веке его владельцами стали князья Одоевские. С 1681 года по 1703 год вотчина принадлежала князю М. Я. Черкасскому. Последний, если верить летописцам, приобрел усадьбу уже с новой каменной церковью Михаила Архангела, которая заменила ветхую деревянную заботами Якова Никитича Одоевского. Будучи постройкой значительной для своего времени и места, она дала название селу, с той поры (приблизительно с 1646 года) именовавшемуся не иначе как Архангельским.

С 1703 до 1810 годы усадьба оставалась в роду Голицыных. С 1703 года усадьба перешла к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при императрице Анне Иоанновне был обвинён «в преступных намерениях» лишить государыню власти. Высланный в Москву, он большей частью жил в Архангельском — до 1736 года, когда был арестован. Однако в 1741 году усадьба была возвращена его сыну, Алексею Дмитриевичу, после которого перешла к Николаю Алексеевичу Голицыну. Последний начал возводить новый дворец по проекту французского архитектора Ш. Герна. В 1790-х годах по проекту итальянца Джакомо Тромбаро (Giacomo Trombaro) перед дворцом были устроены две террасы с мраморными балюстрадами. На террасах разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1810 году Архангельское приобрёл князь Н. Б. Юсупов, известный коллекционер и любитель искусств. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций (в числе скульптур был и «Поцелуй» Кановы). Но началась война с Наполеоном и коллекции пришлось спешно эвакуировать в далекую Астрахань. Усадьба была разграблена. К тому же в 1820 году усадьба пострадала от пожара. Для восстановления были приглашены лучшие московские архитекторы Жуков, О. Бове, Е. Тюрин; Джузеппе Артари были заново расписаны стены столовой (Египетский зал), парадные и другие комнаты. Достойным обрамлением дворцового комплекса стал парк, благодаря которому усадьбу называют «подмосковным Версалем» (к слову, "русским Версалем" именовали еще один шедевр дворцово-парковой архитектуры - усадьбу Кусково, принадлежавшую Шереметевым; не говоря уж о Петергофе) . В начале XX века в усадьбе проводились масштабные реставрационные работы.

После революции усадьба была реквизирована, в 1919 году усадьба превращена в историко-художественный музей. Позднее, в 1934—1937 годах, на месте прежних оранжерей над Москвой-рекой появились корпуса Центрального военного клинического санатория «Архангельское» (архитектор В. П. Апышков), изменившие вид на долину Москвы-реки.

Проект Большого дома принадлежал французскому архитектору Ш. Герну. Строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Они имеются на всех фасадах, придавая достаточно монументальному зданию легкость и изящество. Еще одной особенностью дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором - жилые комнаты и библиотека.

Как и во многих подмосковных и московских усадьбах в Архангельском проводят выездные регистрации брака. Мы были на прогулке в пятницу в конце августа - более свадебно-насыщенными бывают только субботы:)

Свадебные процессии встречали ряженые казаки. Обратите внимание на жениха справа. Вся безысходность и безнадежность в его фигуре))

Колоннады из четырнадцати пар тосканских колонн организуют переходы от северного фасада дома к флигелям.

Боковой фасад Дворца. Полагаю, что в деревянных будках парковые скульптуры, укрытые для сохранности.

Один из красивейших зеленых арочных тоннелей.

Кирюше тоже понравился;)

Место для разбивки парка было выбрано очень удачно и во многом облегчило задачу садового архитектора. Парк Архангельского рождался одновременно со строительством Большого дома, а после приобретения усадьбы Н.Б.Юсуповым постоянно совершенствовался. По своей композиции и гармонической красоте он почти безупречен и отражает вкусы разных эпох, влияние различных традиций. При этом перед нами - одно из лучших произведений садово-паркового искусства России конца XVIII - начала XIX столетий.

Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII в. был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, подобных тем, что устраивали в итальянских садах XVI века. Основная же часть парка - это сеть аллей и проспектов со стрижеными деревьями на боскетах и в шпалерах, многочисленные мраморные изваяния, оттеняющие своей белизной зелень живой архитектуры. Все это характерные черты сада в регулярном, или французском, стиле.

Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру. В центре террасы - скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII в., замыслом восходящее к Микеланджело. Ее динамичные формы контрастируют с холодной статикой герм.

На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак. Она приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д.Джиромелло.

При взгляде с Верхней террасы особенно ясно прочитывается композиция садово-паркового ансамбля: симметричное расположение газонов и аллей, удивительная гармония архитектурных объемов.

Маленькие нюансы старинной усадьбы: утраченные фрагменты каменной балюстрады заменены...деревянными.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII - нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины XVIII в. с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.

Правда, Кирюша похожа на первоклассницу? ;) Я не люблю банты, но очень люблю ленты и с удовольствием вплетаю их в косички.

Великолепен скульптурный декор монументальной подпорной стены (ее длина составляет 150 м) Нижней террасы: кажется, что многочисленные бюсты римских императоров, полководцев и мифологических героев повествуют о древности рода владельцев имения.

Одна из наиболее значительных частей парка - Большой партер. Масштаб этой пейзажной картины достоин быть сочинением лучших садовых архитекторов школы Ленотра. Огромный прямоугольник (240x70 м), окруженный зелеными шпалерами, огибными аллеями и ритмично чередующимися мраморными статуями (в реставрации), образует свободное пространство, удивительное по благородству и мощи.

По сторонам от Большого партера раскинулась сеть боскетов - небольших рощиц из зеленых газонов, обсаженных рядами лип. Подстриженные в форме овала или прямоугольника, эти липы то мерно чередуются, то срастаются кронами, увлекая гуляющих по саду посетителей разнообразием композиций.

:)

Неотъемлемой частью ансамбля являлись павильоны, беседки, памятные колонны. Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III. Стоявшие на оси Большого партера колонны Александра 11 и Николая II разрушены в 1930-е годы.

От декорации голицынского периода по краям подпорной стены сохранились небольшие руинные арки из «дикого камня», напоминающие о бренности мира, представленного «мраморными героями».

Западная часть парка богата архитектурными памятниками. Среди них - павильон «Каприз» и небольшое здание «Чайный домик» (часть бывшей библиотеки), составлявшие когда-то своеобразный ансамбль в духе излюбленных в XVIII в. «эрмитажей». Для «деревянной общекатуренной Библиотеки» архитектор Ф.И. Петонди создал изысканный павильон с ротондой в центре, украшенной лепным потолком и колоннами. Два зала располагались в боковых крыльях строения. Высокие окна, лепные медальоны на стенах залов делали павильон изящным и легким. В 1829 г. крылья сооружения сгорели, книги перенесли на второй этаж Большого дома, а сохранившаяся часть павильона обрела новое название - «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха.

В «Капризе» располагались гостиная, бильярдная, девичья и кухня. Несмотря на это, интерьеры залов первого и второго этажей носили дворцовый характер: их украшали картины, скульптура, зеркала и китайский фарфор. В бильярдной было размещено около 30 женских «головок» кисти известного итальянского художника XVIII в. Пьетро Ротари. Всего здесь хранилось около 70 полотен западноевропейских мастеров.

Нам с Кирой очень понравилось гулять по боскетам. Последуйте нашему совету: приезжайте в Архангельское в будни. В выходные всё будет заполнено народом (хотя территория усадьбы огромна), а в субботы из-под каждого куста будет торчать невеста;)

Нет ничего лучше уединенных аллей. Весной, когда все эти липы цветут, в парке должно быть одуряюще ароматно.

За неимением детских развлечений Кира сама себе придумывала забавы. Например, кидаться листьями.

Уютные арки и тоннели.

Как будто гирляндами увешаны своды тоннеля - такую иллюзию дают солнечные зайчики, проникающие сквозь листву покрова.

Южную границу Большого партера определяют две статуи «боргезских бойцов» (копии с античных оригиналов) - они сейчас в стеклянных "чехлах". До середины 1930-х гг. на площадке позади партера находился цветник с фонтаном и двумя огромными статуями Геркулеса и Флоры, позже перенесенными на другое место.

Самый классический вид на Большой дворец.

Большое оранжерейное хозяйство в Архангельском включало Лавровую и Лимонную оранжереи на высоком холме у Москвы-реки. Они были разрушены во время строительства корпусов санатория в 1930-е гг. Сейчас Центральный военный клинический санаторий «Архангельское» - известная здравница.

На клумбе как раз выложено слово "санаторий" :)

Отдыхающие имеют перед глазами прекрасный вид на партер и Большой дворец.

Смотровая площадка.

Вид на Москву-реку.

Лестница вниз. В будках - статуи.

Спустились вниз по боковой лесенке.

Полное ощущение советского санатория.

А внизу - буйство зелени.

Набережная не облагорожена, но дорожка вдоль нее есть.

Кирюша скормила свои баранки уточкам. Утки были рады))

Кира как настоящая барышня сменила наряд, и мы пошли дальше.

Вперед, в лес!

В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан - маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».

К сожалению, мрамор не вечен. Для сохранности скульптуры ее поместили в стеклянный короб. И спасибо, что не в деревянный (не всем скульптурам усадьбы так повезло).

Стреловидные окна дома для приезжающих поддерживают тему псевдоготики в усадьбе Архангельское. В Архангельском любили гостить знаменитые люди своего времени, кроме уже упомянутых императоров Российских, здесь, при Юсуповых, гостил Отто фон Бисмарк. Конечно такие высокие гости вряд ли соизволили бы жить в этом домике. Здесь останавливались приезжавшие в усадьбу по делам архитекторы, живописцы и прочие мастера. Современное отреставрированное состояние не дает представления о том, как выглядел дом раньше. Сравните сами:

Храм-усыпальница "Колоннада". Это здание поразило меня.

Замысел величественного мемориального сооружения в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы - гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича - Николая Феликсовича Юсупова (1883 - 1908). Молодой князь был влюблен в Марину Гейден, родители не одобрили выбор сына и не дали разрешения на брак и Марина вышла замуж за другого, но продолжала любить и поддерживать отношения с Юсуповым. Муж Марины не мог стерпеть позора и вызвал Юсупова на дуэль.

Безутешные родители решают построить усыпальницу. Строительство неоклассического храма по проекту архитектора Клейна началось в 1909 году и было закончено за 3 года. Но отделка интерьеров храма продолжалась вплоть до революции. Здание храма-усыпальницы, наиболее позднее по времени создания, умело включено в ансамбль, складывавшийся более двухсот лет. Оно является композиционной доминантой восточной части усадьбы.

Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России.
Усыпальница не использовалась по прямому назначению (не потому, что была чем-то нехороша или не удовлетворяла высоким запросам. Просто никто из Юсуповых не успел умереть до осени 1917 года, когда, не дожидаясь залпа «Авроры», семейство в полном составе покинуло Отечество, унеся с собой лютую ненависть к большевикам и чудом уцелевшее состояние - разумеется, движимую его часть.). В 1960-е -1970-е гг. в «Колоннаде» проходили выставки произведений искусства из фондов музея-усадьбы «Архангельское», а в наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания. Уникальная акустика залов в сочетании с неповторимой красотой здания неизменно привлекают ценителей искусства на проходящие летом концерты классической музыки.

Галереи просто потрясающие.

Пока я восторгалась, Кира как-то умудрилась вскарабкаться на колонну.

За "наскальную живопись" в таком месте порола бы розгами, честное слово!

Над скульптурным декором здания - лепными деталями и барельефами барабана купола - работал ученик и ассистент Клейна Г.Б.Бархин.

Кладовая над оврагом. Проектировал ее один из лучших архитекторов того времени — Осип Бове. Тот самый, что проектировал Манеж, Большой театр и Триумфальную арку в Москве. Возможно, что это одна из немногих хозяйственных построек его авторства. Кладовая была построена в 1813 году, в процессе восстановления усадьбы после Наполеоновского разорения. Конечно, Осип Бове был слишком занят, чтобы лично контролировать процесс постройки. Фактическим строителем усадьбы в те времена был крепостной архитектор Василий Стрижаков. Юсупов своего крепостного не баловал, архитектор работал фактически за еду.

Святые ворота. Построенные в 1824 году, они ведут нас в самую древнюю часть усадьбы.

Пройдя по аллее мы подходим к глинобитной стене, которая ограждает храм Архангела Михаила - который и дал название всему селу и усадьбе.

Стена завершается по краям деревянными башенками со шпилями, что придает ограждению несколько необычный, сказочный вид. Авторство башенок тоже приписывают Бове.

О непосредственном строителе храма сведений не имеется, но им, скорее всего, является Павел Сидорович Потехин - крепостной зодчий, незадолго до этого украсивший подобным произведением село Николо-Урюпино, коим владели Черкасские, родичи его хозяев Одоевских.

Невысокая, простая по конструкции церковь в Архангельском была лишена пышного декора, зато радовала взор прекрасными пропорциями. Ее отличала едва заметная наивность облика, характерная для провинциальной архитектуры. Еще одной оригинальной чертой послужила асимметричная композиция: одноглавый четверик в центре и такие же, четырехгранные в плане, приделы, стоявшие не на одной линии, как полагалось, а по диагонали. Необычной была и конструкция сводов, каждый из которых опирался на 2 столпа вместо привычных 4.

Среднюю часть храма венчала живописная пирамида из кокошников с венцом в виде луковичной главки. Световой барабан центрального купола смотрел на прихожан узкими прорезями окон и опирался на распалубку, благодаря чему небольшое здание казалось выше снаружи и просторнее внутри. Своеобразным украшением служили окна в круглых апсидах - узкие, окаймленные скромными наличниками и забранные решетками, они позволяли солнечным лучам свободно проходить в зал, где не было ни росписей, ни богатого иконостаса, которых, впрочем, нет и сейчас. Все убранство церкви до сих пор составляют чисто выбеленные стены, черно-белый плиточный пол и отнюдь не драгоценная утварь - подношения часто сменявших друга друга вотчинников.

Храм несколько раз перестраивали, возводили и отдельную колокольню (которую впоследствии снесли).

К сегодняшнему дню вблизи храма сформировалось маленькое кладбище. Среди разнородных, хотя и одинаково ухоженных могил внимание чаще привлекает надгробная плита у южной стены. Под ней покоится княжна Татьяна Николаевна Юсупова, дочь одного из последних владельцев усадьбы, умершая от тифа в 1888 году.

Стены храма очень похожи для меня на один из храмов Новоспасского монастыря.

В настоящее время храм действующий, в нём возобновлены богослужения (по выходным).

Очень своеобразные башни.

На территории храма очень уютно, тихо и благостно.

Храм отгородила от мира глинобитная ограда, украшенная в модернистском духе мелкой галькой.

Выйдя из святых ворот мы увидим два здания в классическом стиле.

Левее — конторский флигель. Кроме заботы о престарелых дворовых князь Борис Николаевич Юсупов увлекался «экономическими затеями». При нем в усадьбе работало несколько заводиков, включая хрустальный и фарфоровой, а также прядильная фабрика. В усадьбе пряли изделия их козьего пуха. Впрочем, все эти затеи не покрывали расходов на содержание усадьбы. Однако князь не унывал:


  • Как Архангельское не есть доходная деревня, а расходная и для веселья, а не для прибыли, то стараться…то заводить, что редко, и чтобы все было лучше, нежели у других.
Понятно, что за всем огромным хозяйством усадьбы нужно было следить. Центром административной жизни было ведомство управляющего имением — Конторский флигель. Справа — богадельня, построенная в 1887 году, в ней жили престарелые дворовые. Крепостное право было уже отменено и в общем-то Юсуповых никто не обязывал заботиться о своих работниках по достижении ими пенсионного возраста. Но на дворе было время меценатов и благотворителей.

На этом общепознавательную часть прогулки я бы закончила. Но покажу буквально несколько еще фотографий, вы просто полюбуйтесь.

Приезжайте в Архангельское, друзья! Только делайте это в будни. И народу будет меньше, и есть шанс запарковаться. Ибо своей парковки у усадьбы нет, и нужно как-то втискиваться прямо на Ильинском шоссе.

Наверное, многим из нас приходилось слышать о таком удивительном месте, как усадьба «Архангельское». «Как доехать туда?» - именно такой вопрос часто задают те, кому хотелось бы там побывать.

Данная статья поближе познакомит с чудесным парком, который непременно стоит посетить самостоятельно или в компании друзей. Даже детям здесь, как правило, нравится.

Читатели узнают об истории строительства, о некоторых основных достопримечательностях, о тайнах и о том, чем живет это место сегодня. Кроме этого, будет дана подробная информация о том, как доехать до усадьбы «Архангельское», и график работы парка.

Общее описание парка

Усадьба «Архангельское» представляет собой дворцово-парковый комплекс конца XVIII века, на площади которого находятся сразу три парка, соответствующих различным архитектурным стилям. Роскошные террасы итальянского оформлены мраморными балюстрадами, статуями и цветниками. В регулярном французском парке можно увидеть крытые галереи берсо и геометрически подстриженные деревья. Английский завораживает своей природой, здесь растут вековые деревья и причудливые кустарники.

Находится музей-усадьба в Подмосковье, недалеко от Красногорска. Именно поэтому вопросы типа «Где расположена усадьба «Архангельское»? Как доехать туда?» не требуют долгих объяснений.

На ее территории имеется множество памятников архитектуры:

  • малый дворец «Каприз»;
  • Большой дворец;
  • храм Михаила-архангела;
  • «Колоннада» (храм-усыпальница).

Эти места прекрасно подходят для семейного отдыха и романтических прогулок. В выходные дни сюда приезжают свадебные кортежи, проводятся свадебные съемки. Музей-усадьба «Архангельское» (фото имеются в статье) независимо от времени года оставит у вас множество впечатлений.

История музея-усадьбы

История усадьбы насчитывает почти пять столетий. Первые упоминания об этих местах относятся к 1537 году, когда имение принадлежало дворянину А. И. Уполоцкому и носило название Уполозье. На протяжении веков усадьба переходила от одного владельца к другому. В конце 40-х годов XVII века имение находилось во владении Ф. И.Шереметева, затем перешло князьям Одоевским. В период 1681-1703 гг. земли принадлежали князю М. Я. Черкасскому, а после - роду Голицыных (1703-1810 гг.).

Князь попавший в немилость к императрице Анне Иоанновне, был выслан в Москву и до ареста в 1736 году жил в Архангельском. В 1741 году усадьбу вернули сыну князя, Алексею Дмитриевичу, а после этого имение перешло к Николаю Алексеевичу Голицыну. Именно он положил начало строительству большого дворцово-паркового ансамбля. Архитекторами сооружений были француз Ш. Герн, итальянцы Джакомо Тромбаро и Джованни Петонди.

По проектам этих архитекторов были сооружены:

  • террасы с балюстрадами из мрамора, украшенные цветниками, скульптурами и бюстами античных героев;
  • ансамбль зданий «Каприз» с библиотекой, манежем и садом.

В 1810 году музей-усадьба «Архангельское» была приобретена известным коллекционером Н. Б. Юсуповым. Князь купил ее для хранения своих экспонатов, но война с Наполеоном заставила его перевести все в Астрахань. Само Архангельское впоследствии было разграблено.

После пожара в 1820 году имение заново отреставрировали, для чего были приглашены лучшие архитекторы из Москвы И. Жуков, Е. Тюрин, О. Бове и Джузеппе Артари. После появления нового парка усадьбу стали называть «подмосковным Версалем».

Сюда любили приезжать не только известные деятели русской культуры, но и члены царской династии. Вот именно в это время усадьба «Архангельское» начинает пользоваться популярностью, и туда массово устремляются посетители.

В начале XX века в усадьбе архитектором П. В. Харко был проведен ремонт помещений. Также в 1910 году художником И. И. Нивинским были отреставрированы росписи и гризайли основного дома. И в 1919 году имение получило статус историко-художественного музея. В период с 1934 по 1937 годы здесь построили корпуса военного санатория «Архангельское».

На протяжении 35 лет (1945-1980гг.) на территории усадьбы находился спортклуб ЦСКА.

Усадьба «Архангельское» - как доехать к месту назначения?

Как показывает практика, добраться до музея из Москвы можно без особых проблем. Например, на общественном транспорте, курсирующем от станции м. «Тушинская» (автобус. № 549, марш. такси № 151). При отсутствии пробок на дороге время в пути составит всего 30 минут.

Абсолютно разные категории граждан круглогодично привлекает к себе музей-усадьба «Архангельское». Как доехать туда тем, кто предпочитает комфорт или отдых на природе в компании маленьких детей? На автомобиле нужно проехать по Новорижскому шоссе, затем на развязке, в 3 км от МКАД, повернуть на Ильинскую трассу и ехать в сторону Ильинского еще примерно 3 км.

Время работы и цена

Чудесна усадьба «Архангельское»… Как доехать в этот удивительный парк, было подробно рассказано выше, однако для комфортного посещения этого, конечно же, будет мало. Во избежание досадных оплошностей необходимо обращать внимание и на время работы объекта.

В период с мая по октябрь парк ждет посетителей с 10.00 ч. до 21.00 ч., выставки открыты с 10.30 ч. до 17.00 ч. В выходные и праздничные дни - до 18.00 ч.

В период с октября по апрель парк открыт с 10.00 ч. до 18.00 ч., выставки - с 10.30 ч. до 16.00 ч. В выходные и праздничные дни - до 17.00 ч.

Нерабочие дни - пн., вт., последняя среда каждого месяца - санитарный день.

Стоимость входа в парк - 100 рублей

Экскурсии: Большой дворец - 50 рублей; Колоннада - 80 рублей; Конторский флигель - 100 рублей; театр Гонзаго - 200 рублей (посещение только с экскурсионной группой). Фотосъемка в помещениях музея - 50 рублей.

Тайны усадьбы

Существует легенда, что в усадьбе обитает приведение дочери Н. Юсупова Татьяны, умершей от туберкулеза в юности. На ее могиле стоял памятник в виде ангела с расправленными крыльями, сделанный из После кончины князя эту статую для сохранности перенесли в помещение, но многие местные жители утверждают, что часто видят памятник на могиле девушки.

Усадьба сегодня

В наши дни усадьба имеет две территории, разделенные Ильинским шоссе. Одна из них сейчас огорожена и находится под охраной, вход на нее платный. Другая часть, включающая театр Гонзаго и Апполонову рощу, свободна для посещения. После открыты многие дворцовые и выставочные залы, проводятся концерты и фестивали.

Недалеко от усадьбы находится Музей техники Задорожного. А в 2005 г. рядом с усадьбой было решено начать строительство элитного жилого комплекса «Рублево-Архангельское».

Основные достопримечательности

Усадьба является уникальным памятником русской художественной культуры. В Большом дворце, созданном в 80-х гг. XVIII столетия, размещалась известная библиотека и картинная галерея князя Юсупова. В конце XVIII века по проекту Д. Тромбаро перед дворцом были сооружены террасы с балюстрадами, цветниками и скульптурами. Дворцовый ансамбль окружает парк.

В 60-х годах XVII века на месте церкви XVI века был построен храм Михаила Архангела. В театре Гонзаго, созданном в 1817-1818 гг., до сих пор сохранились работы художника П. Гонзаго. Усыпальница «Колоннада», не использовавшаяся по назначению, была сооружена в 1909-1916 гг. после гибели одного из князей Юсуповых.

В 1919 году на базе имения был создан музей-заповедник, в музейный фонд которого входят уникальные собрания живописи XVII-XIX вв. зарубежных и отечественных мастеров, литературы и декоративно-прикладного искусства.

Фестивали и праздники

Ежегодно здесь проводится фестиваль «Усадьба Jazz», который радует любителей джаза встречей с зарубежными и российскими музыкантами. Также в начале июня прошел первый фестиваль «Шедевры барокко», где звучала классическая музыка. Организаторы надеются, что такие концерты станут традицией.

Усадьба Архангельское – родовое имение двух древнейших родов Голицыных и Юсуповых. Голицыны происходят из рода великого литовского князя Гедимина, внук которого получил место при дворе Московского князя Василия I в начале 15 века. Голицыны владели усадьбой на протяжении 18 и до середины 19 века.

Юсуповы были потомками ногайского хана Юсуфа, один из сыновей которого отличился в военных походах с Иваном Грозным. После вступления на престол первого из Романовых – Алексея Михайловича, внуки ногайского правителя приняли православие и получили право именоваться Юсуповы-Княжи. Именно один из князей этого рода превратил в середине 19 века Архангельское в цветущий дворец.

Последний владелец Архангельского, понимая историческую ценность имения для страны, собирался оставить его в дар государству и указал это в завещании еще 31 мая 1900 г. После прихода к власти большевиков началась повсеместная национализация.

Никого в те годы не интересовало содержание последней воли представителя враждебного класса и 1 мая 1919 г. состоялось торжественное открытие уже музея в усадьбе. В 1937 году на месте прекрасной оранжереи были выстроены корпуса военного санатория.


Первые экскурсоводы в музее Архангельское, показывая сохранившиеся после революционных погромов предметы роскоши, объясняли посетителям, что все это убранство было создано потом рабочих и крестьян, погибавших от тяжкого труда на благо своих угнетателей.


По пути к усадьбе, заезжая по Ильинскому шоссе с севера, не забудьте посетить самый крупный в России музей техники Вадима Задорожного. Здесь представлены ретро автомобили, мотоциклы, военная техника, самолеты и многое другое.

Происхождение названия Архангельское

Как и большинство именитых мест, усадьба Архангельское получила свое название не сразу. Изначально, это место называлось Уполозьем. Однозначно сказать откуда оно взялось сложно: одни утверждают, что имя дали в силу частых оползней в данной местности, другие – в честь московского дворянина-хозяина Алексея Ивановича Уполоцкого.


В 17 в. русское государство испытывало сложные времена – Смутное время. Со смертью Ивана Грозного и его сыновей Федора и Дмитрия прекратилась царствовавшая династия Рюриковичей. К власти поочередно стали приходить боярские роды Годуновы, Юрьевы, Шуйские и другие. Первым на царский престол был возведен Борис Годунов, но его правление началось с трехлетнего неурожая, массового голода и народных бунтов.


В результате всех этих событий страна погрузилась в хаос. На престол взошел Лжедмитрий I. Его правление не было долгим и после очередного переворота царем был избран Василий Шуйский. Следом пришли времена правления Лжедмитрия II, королевича Владислава и Семибоярщины.

Села и деревни продавались за гроши, лишь бы избавиться от хлопотного хозяйства, не приносившего дохода. В итоге, Уполозье купили по дешевке братья Киреевские, а вскоре перепродали. Около 20 лет вотчина переходила из рук в руки и принадлежала Шереметевым, Одоевским, Черкасским и приобретала разные названия.


В начале 16 века на территории Уполозья стояла деревянная церковь Архангела Михаила. При князе Одоевском, во времена смуты, вместо деревянного храма возвели белокаменный, по данным старых приходных книг строительством руководил крепостной зодчий Павел Потехин. Храм отличается диагональным расположением пределов и сводчатыми, ажурными перекрытиями.

Церковь была одним из немногих каменных строений в округе. В 17 веке храм был не только местом совершения церковных обрядов, но и центром общественной жизни всей деревни. С этого момента вотчину официально переименовали в Архангельское.

Владельцы поместья

Усадьба Архангельское при Голицыных

В 1703 г. усадьба сменила хозяина на князя – Д. М. Голицына. Дмитрий Михайлович был известным политиком и сподвижником молодого Петра I. Начинал службу Голицын в Преображенском полку в чине капитана, был доверенным лицом Петра I и после его смерти вошел в состав Верховного тайного совета при императрице Екатерине I.


Будучи влиятельным государственным мужем и членом тайного совета, Голицын инициировал приглашение на русский престол курляндской герцогини Анны Иоанновны. Новая императрица после коронации распустила тайный совет, а всех его членов, приказала отправить в ссылку в Сибирь.

Памятуя о том, что именно Голицыну она обязана престолом, Анна Иоанновна, приказала Дмитрию Михайловичу отбыть в Москву. Большую часть времени князь пребывал в Архангельском. Усадьба была приданым его молодой супруги княжны Анны Яковлевны Одоевской.

Голицын активно изучал труды английских и французских политических деятелей той эпохи. В Архангельском Дмитрий Михайлович разместил обширную коллекцию европейской литературы, более 5 тыс. томов. Прежний старорусский вид усадьбы его не вдохновлял, и он решил все перестроить.


Начал с возведения двухэтажного главного дома и сада, но закончить переделку не успел. По приказу государыни был арестован по обвинению в подготовке заговора в 1736 г. и помещен в крепость, где в скором времени скончался.

С приходом к власти Елизаветы Петровны имение было возвращено сыну Д. М. Голицына Алексею Дмитриевичу. Заниматься благоустройством имения Алексей Дмитриевич не стал. Внук князя Голицына Николай Алексеевич, задался целью довести начинание деда до конца и сделать из Архангельского эталонную усадьбу.


Архангельское при Николае Алексеевиче Голицыне

Николай Алексеевич получил лучшее образование того времени. Три года он путешествовал по разным странам Европы, ведя при этом личный дневник и записывая все свои впечатления. В 1780 г., будучи в Париже, князь купил за 1200 ливров проект дворца у французского зодчего Шарля Герна.

Началось возведение архитектурно-дворцового ансамбля Архангельское. В 1790 г. была сооружены террасы, и отделенная мрамором балюстрада по проекту архитектора из Италии Д. Тромбаро.

В 2003 г. в Архангельском проводились реставрационные работы, в ходе которых была обнаружена закладная плита, гласившая, что строительство дворца было начато князем Николем Голицыным в 1784 г. Главную балюстраду поместья украшают бюсты и статуи древних богов, мифологических героев и античных философов.

На нижней террасе расположился фонтан, в котором белокрылого лебедя обнимают четыре младенца. Сюжет фонтана созвучен античному мифу о Зевсе, соблазнившем Леду.

В парке уютно расположился малый дворец Каприз, в котором до пожара 1820 г. была прекрасная библиотека и манеж. Каприз был местом уединения и отдыха от шума и суеты Большого дворца. Здесь собирались гости на музыкальные вечера и непринужденные ужины.


На возведение дворца и парка ушло 25 лет. Его еще называют Большим домом. Здание было почти полностью завершено, за исключением отделки в некоторых частях, но Николай Алексеевич ушел в отставку и его финансовое положение не позволило довести дело, начатое его дедом, до конца. После смерти князя его вдова принимает решение продать Архангельское.


Архангельское при Николае Борисовиче Юсупове

Князь Николай Борисович выкупает Архангельское за 245 тыс. рублей в 1810 г. В возрасте 60 лет, имевший огромное состояние и влияние, он приобретает усадьбу в качестве произведения искусства. К слову сказать, у него уже на тот момент была многочисленная коллекция живописи, скульптур, книг и других редких артефактов, которым он давно искал пристанище.


Первыми в коллекцию Юсупова, еще во времена его учебы в Лейдене, попали несколько редких книг и рисунков. В числе которых было издание трактатов Цицерона, отпечатанное в Венеции знаменитой типографией Альд, основанной в 1494 г. Альдо Ману́цием.

Собрание князя Юсупова составили более 600 картин, скульптур, более 20 тыс. книг и фарфора. В Архангельском разместились полотна Рембрандта, Клода Лоррена, Антонио да Корреджо, Франсуа Буше и многих других известных художников.

Юсупов обладал большим числом разных регалий: директор Эрмитажа, главной управляющий Оружейной палаты, министр Департамента Уделов, почетный член Российской Академии Художеств, руководитель многочисленных производств и много другое. Усадьба для князя была исключительно местом для развлечений и веселья, что и написал в письме управляющему сразу после приобретения.


При Николае Борисовиче усадьба Архангельское была доведена до совершенства. Над окончательным образом поместья работали известные архитекторы своего времени: О. И. Бове, который также восстанавливал Тайницкую башню Московского Кремля , Е. Д. Тюрин, М. М. Маслов и другие. Из разных городов сюда стекались караваны с книгами, мебелью, необходимыми материалами.

Во время Отечественной войны с французами строительные работы были приостановлены и возобновлены сразу после ее окончания. Коллекцию ценностей Юсупова спешно эвакуировали в Астрахань, откуда она в целостности и сохранности была возвращена по окончании восстановительных работ. Юсупов за счет собственных средств помогал возвращать прежний облик Москве после пожара 1812 г.


Лето 1818 г. ознаменовалось для Архангельского открытием театра. Свидетелем события стал сам император Александр I, прибывший со светским визитом в поместье. Год спустя переделали малый дворец «Каприз» и построили храм-памятник Екатерине II.

После кончины Николая Борисовича все наследство получил его сын – Борис Николаевич. Несмотря на огромное состояние в 40 тысяч крестьян и почти 230 тысяч га земли, в наследство также был передан громадный долг. Чтобы его покрыть князю пришлось продать немалую часть знаменитого поместья.


Достопримечательности

Усадьба Архангельское – это музей с множеством шедевров и, если хотите по достоинству оценить все произведения искусства, то выделите на это как минимум целый день. Композиция включает в себя дворец (Большой дом), малый дворец «Каприз», театр, храм-усыпальницу («Колоннада»), скульптуры, живопись, редкие книги, рукописи, фотофонды и, конечно же, чудесный парк.


Театр

Театр в Архангельском спроектировал мало известный зодчий Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Он же является автором декораций для всей усадьбы. В прошлом, итальянскими архитекторами было возведено много зданий в России. К примеру, Московский Кремль , был спроектирован Миланскими инженерами.

Юсупов и Гонзаго познакомились в конце 18 в. Будучи посланником Екатерины II в Турине, Николай Борисович по достоинству оценил труды архитектора. Гонзаго был учеником художников братьев Галлиари и талантливейшим декоратором театра Ла Скала.

Юсупов пригласил Гонзаго в Петербург, где тот стал декоратором придворных театров. В дальнейшем талантливому художнику стали поручать оформление балов, маскарадов, коронационных торжеств, бракосочетаний членов царских фамилий, похоронных церемоний и многих других мероприятий, требующих торжественности. Только для театра Архангельского Гонзаго создал 12 смен декораций.

Редкий случай, но театр ни разу не подвергался реконструкции с момента его возведения. Первозданный вид его почти полностью сохранен. Но проход на территорию вокруг театра и в сам театр закрыт. В здании за высоким забором сейчас находится коммерческая организация. Суровая частная охранная не допускает на территорию посторонних, хотя формально, здание является частью музея-усадьбы Архангельского.


Вопрос, как так получилось, что памятник архитектуры попал в руки какой-то коммерческой организации? Ответ прост – в 30-е годы усадьба Архангельское стала подведомственна министерству обороны. На территории построили военный госпиталь, но памятники архитектуры были сохранены.

Но каким-то “удивительным” образом, человек, который никогда даже в армии не был, стал министром обороны. “Господин” из налоговой почти полностью уничтожил и распродал всю российскую армию, но его даже не пожулили за это, хотя в любой другой стране человека посадили бы пожизненно, но наш суд самый “гуманный” суд в мире.

Смерть одного из сыновей сподвигла чету Юсуповых (Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович) построить этот монумент. Для проектирования привлекли русского инженера Р. И. Клейна. На строительство усыпальницы в Архангельском ушло около 4 лет, но в преддверии открытия мемориала началась война и работы так и не завершили.


Зинаида Николаевна хотела, чтобы усадьба стала усыпальницей для их рода, но этому не суждено было сбыться: после революции они всей семьей эмигрировали во Францию и более на родину не возвращались.


Большой дом (дворец) – главная достопримечательность усадьбы. Дворец является ярким примером русского классицизма, популярного в то время. Использованы в том числе мотивы римского господства и египетских дворцов.


Свадьба в Архангельском

Каждый год десятки пар приезжают в усадьбу, чтобы запечатлеть памятную дату в духе 19 века. Администрация с удовольствием принимает брачующихся, но делает это не бескорыстно. Свадебная фотосессия во дворце обойдется в 15 000 руб. Количество гостей – до 25 человек. Если ваша делегация составляет более 25 человек, то за каждого придется заплатить стоимость билета в парк и во дворец.

Кроме этого, вы можете заехать через Императорскую аллею прямо на свадебном лимузине, но идеально для это мероприятия подойдет открытая карета с четверкой белых лошадей. Стоит это удовольствие 3 000 рублей, без учета аренды кареты и лошадей. Церемония проводится со среды по воскресенье с 10:00 до 16:00. Не забудьте про предоплату – за 7-10 дней до назначенного дня.

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен , увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада » храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго , созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке .

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен. Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры. Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол . Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных. Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека. В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг. были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья. При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов. В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья». Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни. Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. . Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами. По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы. Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи. Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси. С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской. С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид. Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри. Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад. И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой. Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства. Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором. Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино. Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года. Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями. Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом. Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма. Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта . В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном. Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады» стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром. Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом. Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников». В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола. Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора. В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес. Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.