Психология

Архив рубрики: Французские легенды. Франкская мифология

Как любое другое видное европейское первенство, французская Лига 1 за годы существования обзавелась собственным флером из легенд. Но если в Англии «много денег», в Германии «много забивают», а в Италии «играют по-умному», то большинство мифов о Le championnat проходят по сугубо отрицательному ведомству..

1. У «Лиона» нет конкурентов

Многолетняя гегемония «Лиона» породила миф о том, что на внутренней арене OL непобедим, а достойных конкурентов нет, не было и не будет. Прошлогодний триумф «Бордо» в этой связи рассматривался – вне Франции – как нечто среднее между случайностью и следствием перестройки, затеянной Клодом Пюэлем на «Жерлане». И все же не зря многие верят, что грядущая титульная гонка обернется конфронтацией и – экс-игроков той самой сборной Франции, ныне тренеров «Марселя» и «Бордо» соответственно. Нет слов, укрепился нынешним летом «Лион» мощно. Но мы еще посмотрим, как он будет выглядеть без голов Карима Бензема и стандартов Жуниньо. И как поведет себя Пюэль, если команда слабо стартует, и на «Жерлан» обрушится глыба общественного давления.

2. После отъезда Карима Бензема в Лиге 1 не осталось приличных форвардов

Отчаливший в «Реал» Бензема в свой последний французский сезон даже не сумел стать лучшим бомбардиром чемпионата. Обставил его , 23-летний парень с умопомрачительно меткой правой, начисто стерший из памяти фанов «Тулузы» фамилию «Элмандер». Другой любопытный персонаж – , краучеподобный форвард ПСЖ, купленный во второй лиге и более чем достойно распорядившийся наследством Паулеты – футболкой с девятым номером. Есть еще нападающий «Осера» , во втором круге стрелявший прямо-таки очередями (ему, правда, придется пропустить месяц-другой из-за травмы). Грозится набрать былую форму , в отместку свистевшим на него болельщикам «Сент-Этьена» переметнувшийся в стан «Лиона». Ну и Кавенаги, как же без него.

3. В Лигу 1 не едут суперзвезды

Игроки мирового класса этим летом в принципе никуда не хотят ехать, кроме Испании – не бросать же все и концентрироваться на трансляциях примеры. В любом случае, даже если звезды во Францию не ездят, там они в больших количествах зажигаются – процесс, наблюдать за которым в иной день сильно приятнее, чем за очередными перемещениями Лионеля Месси меж защитников «Хетафе».

4. Из Лиги 1 трудно попасть в сборную

Распечатка последнего созыва Les Bleus сообщает, что место Патрика Виейра в заявке на ближайший отборочный матч получил дебютант – вездесущий центрхав, изрядно поспособствовавший тому, что в минувшем сезоне «Тулуза» пропустила меньше всех. Также в основе французской команды числятся опорник «Лиона» , новая версия Зинедина Зидана по имени , а также кипер . Где-то между «стартом» и лавкой обитают Андре-Пьер Жиньяк, полузащитник «Бордо» Алу Диарра, форвард «Ниццы» Реми и еще два вратаря – Манданда из «Марселя» и жирондинец Карассо. Вспомним также, что еще на ЧМ-2006 в составе Франции блистал представитель «Марселя» Рибери плюс лионцы Абидаль с Малуда – и обозначенный вопрос можно считать закрытым.

5. Во Франции мало забивают

907 мячей, забитых в 380 матчах сезона-2008/09, дают средний голевой коэффициент 2.26. Это и впрямь наименьший результат среди главных европейских первенств – в Англии минувшая кампания завершилась на отметке 2.48, а в Испании с Германией – в районе 2.9. Более того, коэффициент снизился по сравнению с сезоном-07/08 – тогда голеадоры Лиги 1 забивали в среднем 2.29 гола за игру. Обвинить в случившемся позвольте прежде всего «Лион» с «Греноблем». Первые завершили сезон с крайне скромным по своим меркам показателем в 52 мяча – на 22 меньше, чем в позапрошлом году. Вторые же, поднявшись прошлым летом из Лиги 2, решили, что секрет выживания в элите – бескомпромиссная оборонительная тактика; по итогам сезона «Греноблю» было позволено остаться, однако 24 гола за сезон – цифра в любом случае печальная. Выздоровление , формальное завершение лионской перестройки, приезд во Францию с и ряд других факторов дают, однако же, надежду, что в новом сезоне сделать состояние «на низах» в Лиге 1 станет несколько сложнее.

6. В Лиге 1 нет интересных тренеров

Поправить репутацию французского тренерского цеха, изрядно пострадавшего от деятельности Раймона Доменека, собираются уже названные Дешам с Бланом. Поруливший «Монако» и «Ювентусом» Дидье призван заменить соблазненного нефтяными миллионами Эрика Геретса и превратить, наконец, «Марсель» из призеров в победители. Что касается Лорана, то в его грядущем повышении до тренера сборной после ЧМ-2010 сомневаются немногие (точно не Дешам) – кому не интересно посмотреть, как будущий наставник Les Bleus отстаивает чемпионский титул? Любопытная фигура обосновалась в тренерском кресле «Ренна» – 47-летний , прошлогодний номинант премии «Тренер года», два сезона подряд добывавший скромной «Ницце» вписку в топ-10. за пятачок сколотил весьма приятную команду в городе Валансьене, за что был призван ПСЖ на место скандалиста ле Гуэна. Не забудем и о , от которого в Лионе ждут чего-то невообразимого.

7. Клубы Лиги 1 качественных игроков охотнее продают, нежели покупают

Трансферная деятельность одних лишь французских грандов свидетельствует об обратном. «Бордо» заполучило все права на Йоанна Гуркюффа, «Марсель», помимо Лучо Гонсалеса, подписал Фернандо Морьентеса и Габриэля Хайнце. Отдельный разговор – «Лион»: если верить transfermarkt.de, то по состоянию на прямо сейчас масштаб закупок команды – пятый в Европе. Нынешним летом на «Жерлан» уже перебрались прославившийся в «Порту» Лисандро Лопес, движущая сила прошлогоднего «Лилля» бразилец , форвард «Сент-Этьена» Бафетимби Гомис и левый защитник Алу Сиссоко из «Порту», объект пристального интереса, на минуточку, «Милана» (общая стоимость затрат – 72,5 миллиона евро).

8. Каждые два года розыгрыш французского первенства приостанавливается из-за Кубка Африки

Полтора года назад четыре верхних дивизиона страны командировали на первенство черного континента 55 игроков – не так уж и много. Конечно, в основе почти любой команды Лиги 1 найдется по одному-другому незаменимому африканцу, но вообще французская делегация на КА не так уж превысила, скажем, английскую (42 человека). Да и молодым европейским талантам в этот период показать себя становится сильно проще. В общем, красоту и содержание на время главного турнира Африки Le Championnat определенно не теряет.

9. Русские футболисты во Франции не приживаются

Алексей Смертин скрепил полузащиту «Бордо», а Александр Мостовой предугадал свои испанские подвиги яркой игрой за «Страсбур», однако на этом список заигравших в последние лет пятнадцать в Лиге 1 россиян и впрямь обрывается. Игорь Яновский неплохо стартовал в ПСЖ, но с каждым сезоном получал все меньше времени. Не блистал в Париже и Сергей Семак. Игорь Добровольский угодил в «Марсель» накануне скандального сезона-92/93, толком не играл и следующим летом поспешно вернулся в «Динамо». Дмитрий Сычев и Руслан Пименов среди легенд французской лиги тоже не значатся. Александр Панов, только придя в «Сент-Этьен», получил тяжелую травму, футболист Юрий Газзаев угодил в неприятную историю с липовыми паспортами, а футболист Константин Сарсания после полутора лет в «Лансе» и «Дюнкерке» решил вообще завязать с футболом и подался в агенты

10. На игру по-прежнему больно смотреть

А вот с этим, увы, не поспоришь.

    Предисловие
    Кельтская душа

    Когда я задумываюсь над тем, чем была для меня эта книга, в которой я совершил путешествие от вершин Вогезов до равнин Бретани и мыса Финистер, когда я пытаюсь понять, какому внутреннему голосу, какой скрытой воле я подчинялся, когда писал эти строки, я внезапно понимаю, что меня манила мистическая цель, без моего ведома определившая путь, который мне предстояло пройти.

    Эта книга стала путешествием в поисках кельтской души.

    Кельтская душа – внутренний и глубинный дух Франции. Именно от нее исходили первичные импульсы, ставшие высочайшим вдохновением французского народа. Впечатлительная, трепетная, неудержимая, кельтская душа бросается из крайности в крайность, и ей очень нужна направляющая рука, чтобы найти точку равновесия. Послушная инстинктам, она станет яростью, бунтом, анархией; обратившись к своей сути, она станет интуицией, добродушием, человечностью. Страстная жрица или возвышенная Ясновидящая, кельтская душа стала в нашей истории великой воительницей, которая всегда способна возродиться после самых жестоких поражений. Она великая Спящая, всегда воскресающая после векового сна. Подавленная латинским духом, порабощенная духом германцев, древняя пророчица из века в век выходит из своего густого леса. Она появляется вечно молодой, увенчанной венком из зеленых ветвей. Ее глубокий сон всегда предвещает яркие пробуждения, ведь душа – это божественная искра, вдохновляющий огонь, горящий в каждом человеке. И как у каждого человека, душа есть у каждого народа. Когда душа становится темной и гаснет, народ слабеет и умирает. Когда она зажигается и горит, народ исполняет свою миссию в мире. Ведь чтобы человек или народ исполнили свое предназначение полностью, душа должна достичь полноты самосознания, полностью владеть собой.

    Этого еще не произошло с нами, но именно к этому готовится кельтская душа Франции. Бретань – это ее древнейшее святилище, но она живет, она трепещет в каждой крупице нашей земли и в каждой эпохе нашей истории, от Галльских войн до Столетней войны, во Французской революции и даже сегодня она готова раскрыть свои секреты всему миру. Она говорит с миром через героев, поэтов и мыслителей Франции. Я попытался найти кельтскую душу у ее истоков, в нескольких древних легендах и в пейзажах, в окружении которых они родились.

    Легенда, сияющая мечта души народа – прямое их выражение, живое откровение.

    Как глубины подсознания, она отражает Будущее и Прошлое. В ее волшебном зеркале отражаются величественные фигуры и говорят об вечных истинах.

    Если судьба германцев запечатлена в Эдде, предназначение кельтского доброго гения сверкает в тирадах бардов; его воплощением стали великие легенды о святом Патрике, чародее Мерлине и маге Талиесине. Но как часто забывчивые потомки не помнят о предках! Я попытался возродить образы этих первых пророков нашего народа, видевших прошлое и будущее, ведь они вечно живут в Нескончаемом Настоящем.

    О Кельтская Душа, спящая в сердце Франции и бодрствующая в ее глубинах, я хочу, чтобы зазвучали все струны твоей мелодичной арфы, но все, что я могу сделать, это извлечь несколько отдельных нот. Но если любая книга – лишь несовершенное слово, ты, нежная и могущественная душа, можешь раскрыть свету дня свои глубины и величайшую гармонию! Итак, забудь долгие дни траура и заблуждений, слово твое будет не мертвой буквой, но живым звуком. Скажи же в полный голос народам-братьям свое слово Любви, Справедливости и Братства!

    Когда я назвал свою книгу , я осознал, что смог сделать лишь несколько робких шагов по огромному полю. До сих пор легенда была для нас лишь предметом изучения или почвой для фантазии. Ни философия, ни история, ни психология глубинная или трансцендентная еще не осознали важности легенд и не обратились к ним. Романтизм рассматривал легенды просто как материал, который предстоит обработать воображению. Осознание того, что предания – это глубинная поэзия, пришло лишь сейчас. Лишь сейчас стало понятно, что в них душа проявляет себя как интуиция, которую мы называем бессознательным, и что они иногда похожи на явления высшего разума. Мне показалось, что лучшим способом раскрыть этот цветок, объяснить его суть и познать тончайший аромат будет поместить легенду в ее природное и историческое окружение.

    С помощью великих легенд Франции я хотел, чтобы в каждом проснулись чувства, которые помогут подняться над местными интересами и влиться в движение, создающее единство Франции. Мне хотелось, чтобы великие предания разбудили чувство символизма истории, ибо они представляют основной элемент коллективной души народа.

    Итак, эта книга является лишь первым и скромным снопом, собранным во время великой жатвы.

    Рождество 1891 года

    Эдуард Шюре

    Глава I
    Легенды Эльзаса

    Будущее Европы связано с вопросом об Эльзасе-Лотарингии. Немцы порабощены, они утверждают анархию, в которой правит закон Силы. Французы свободны, они утверждают единство Европы, в которой правит закон Права.


    Эльзас всегда играл в истории второстепенные роли, но его географическое положение и скрытое чутье его людей оставили этой земле уникальное место в содружестве европейских народов, и, кажется, предназначили его к особой миссии. Расположенный в самом центре долины Рейна, между Галлией и Германией, на пути всех завоевателей, Эльзас был с начала времен главным театром сражений двух народов, двух цивилизаций. Захватываемый то Германией, то Францией, испытывая их двойное воздействие, Эльзас никогда не терял своей индивидуальности и оставался целью и смыслом этой борьбы. Вот уже две тысячи лет длится соперничество между греко-латинской цивилизацией и цивилизацией германцев. Продолжателем дела первой стали все романские народы, а Франция – авангардом; Германия же – обширный источник сил второй, ставший под рукой Пруссии великолепным и активным соперником первой.

    Альпийское озеро

    Эльзас


    Из ночи времен Эльзас вышел на свет истории в отсветах мечей. Это случилось в тот день, когда римские легионы сбросили в Рейн Ариовиста и его союзников, двенадцать князей тевтонских племен, между Кольмаром и Серне. После этой победы Цезарь с гениальностью провидца предназначил землям между Вогезами и Рейном быть воротами Галлии. Так и было до падения империи. Победы Юлиана и Грациана укрепили римское владычество на этих территориях. Но варвары в конце концов прорвали преграды. С IV по VI в. нашей эры по землям Эльзаса проносятся орды вандалов, готов, остготов и гуннов. Когда король франков Хлодвиг завоевывает Галлию, Эльзас становится частью его державы и сюда приходит мир. Спокойствие царит в Эльзасе при Меровингах и Каролингах. Но с пресечением рода Карла Великого императоры Германии захватывают эти земли, в то время как Капетинги шаг за шагом создают Францию. И пока Эльзас входит в состав Священной империи, его история состоит из войн сеньоров и кланов. Но появляется новая сила: растущая мощь и независимость вольных городов. Можно сказать, что в средневековье вплоть до XVII в. Эльзас все больше тяготеет к Франции. Политическая необходимость пока играет в этом процессе роль меньшую, чем близость черт, составляющих основу французского характера: образованность, обходительность, рыцарственность. Когда Эльзас при Людовике XIV стал частью Франции отделение от Германии прошло без насилия и полюбовно. Если, с одной стороны, Реформация создала между Эльзасом и Германией сильную духовную связь, национальное движение, поднявшееся во Франции во время революции, всколыхнуло Эльзас до основания. Именно в этот момент душа Эльзаса стала французской. Эльзас воссоединяется с Францией потому, что разделяет ее идеалы справедливости и свободы. Ни неудачи, ни просчеты, ни сумасбродства не могут их разлучить. И в тот момент, когда Эльзас, уверенный в себе, сильный своей историей, уверенный в своем будущем, готов сделать вклад в культуру родины, передать родине свои лучшие силы и свою живую оригинальность, жестокая Немезида, неизбежная война вырывает его у матери, чтобы передать связанным по рукам и ногам нерадивой мачехе. Странное стечение обстоятельств снова поставило под вопрос счастье и безопасность Эльзаса, но не его непоколебимую веру.

    Руины замка


    История страны, подобной Эльзасу, сразу же вызывает интерес. Расположенный между Германией и Францией, Эльзас черпал из обоих источников. Сосуществовали или соперничали два духа? Пытались вытеснить друг друга или гармонично соединялись? Что же определило судьбу этой страны, ее характер, одновременно патриотичный и космополитичный?

    Не удивляйтесь, читатель, ответы на эти сложные вопросы мы попробуем получить у скромных народных преданий. В наши дни существуют люди, столь убежденные в превосходстве настоящего, столь ограниченные своей современностью, что готовы стереть из памяти все то, что произошло до их рождения. Они сильно удивятся, если узнают, что корни нашей духовной жизни находятся во временах, как говорят, «царя Гороха». Но эти страницы предназначены не для них, скажем прямо. Те же, кто ценит спонтанные и неосознанные проявления человеческого духа, кто любит выискивать в легендах черты психологии народа и самые тонкие ароматы поэзии, да позволят мне сделать сравнение. В нас живет два существа: несовершенный человек, грубый, полный желаний и слабостей, и другой, сияющий двойник, идеал, заключенный внутри нас, который проявляется в решающие моменты жизни. Это прообраз нас самих, и, уверяю вас, за ним будущее. Это и благородное призвание, и вечная мука для тех, кто лишился рассудка из-за осознания этого. Это счастье и горе тех, кто удостоился этого видения! Они вынуждены вести тяжелейшую битву. Ибо кто захочет отказаться от своей божественной природы, ощутив ее? Однако то, что верно для человека, верно и для народа. В жизни народа бывают проявления духа более или менее поверхностные, более или менее глубинные. На поверхности лежит грубая ткань материальных фактов. Литература рассказывает нам о более глубинных явлениях сознания народа; легенда же открывает нам глубины этого сознания, ибо источник ее – религиозные чувства, а форма – поэзия. История показывает нам народы такими, какими они были; легенда – такими, какими они могли быть, какими мечтали стать в лучшие моменты своей жизни. Неужели легенды не имеют значения для глубинной психологии народа?

    Средневековый замок


    Да не постигнет нас ошибка. Легенды Эльзаса предстают перед нами незавершенными, неопределенными, и это пленяет. Труверы и рапсоды их игнорировали. Бульшая часть этих преданий едва освобождена от пыли хроник, а случайности времени не позволили им развиться полностью. Это, в общем, глупые традиции, непостоянные и находящиеся в начальной стадии развития. Но по сильным семенам и росткам этих легенд можно только догадываться о мощности всходов. Так в питомнике уже виден лес. Под легендами мы понимаем здесь мистические традиции, поэтические видения и все воспоминания, пережившие время, уцелевшие в потоке веков. Источники их могут быть мифологическими, религиозными, народными или историческими. Словом, мы обратимся к тому, что трепетало и жило и до сих пор трепещет и поет в душе Эльзаса.

    Среди бесчисленных вершин, что венчают Вогезы, и скал, что усеивают горные склоны, есть, как в Бретани, говорящие камни . Крепко стоят на горных хребтах или на крутых скалах среди обширных сосновых лесов эти менгиры . Они возвышаются над океанами зелени. Это немые свидетели ушедших столетий. Если темной ночью приложить ухо к трещинам в песчанике, поросшем мхом, можно услышать звонкий смех или мелодичные вздохи, истекающие из глубин камня. Играет ли это ветер в скалах? Поскрипывают ли это ветви вековых сосен? Деревенские девушки скажут вам, что это голоса фей , вспоминающих прошлое и предсказывающих будущее.

    Так прислушаемся же на миг к старым и вечно молодым легендам страны и попробуем расслышать через века песнь ее души.

    I. Эпоха кельтов. – Стена язычников. – Галлы и тевтоны

    Если окинуть взором этот обширный сад, что зовется равниной Эльзаса, на горизонте можно различить волнистую полоску темно-синего цвета. Это Вогезы. Там – желтые нивы и хмельники, здесь – поля рапса, где за занавесом ольхи, что обступает приветливые деревни, не скрывая их, всюду вы увидите эти поросшие лесом хребты и крутые вершины, которые притягивают взгляд и умиротворяют вид.

    Пророческие камни из Морбиана

    Покинем виноградники, которые опоясывают горы, пойдем по одной из долин, что спряталась от глаз, достигнем вершин через леса, где дубы и буки сменяются соснами, и нашему взору откроется другой вид. С пиков Баллон, Онек, Брезуар и Донон вырисовывается рельеф гор. Из лабиринта долин вершины Вогезов поднимаются островами из океана лесов. Это не обрывистые кручи Альп и не монотонные плато Юры, но величественные купола или спины гигантских допотопных животных. Последуйте за каменистыми уступами, пройдитесь по плато, и вы почувствуете, что очутились в другом мире. О таких местах говорят, что они самой природой предназначены для тайных собраний. Современная жизнь отгородилась от этого мира равниной, которая отсюда выглядит огромным изменчивым морем. Бурги , укрепленные поселения, бессчетными руинами исчезли под нашими ногами. Мы двинемся из средних веков во времена доисторические. Хребет Тенишель, который спускается от вершины Брезуар к замку Рибовиль, обрамляют странные камни. Грани этих камней обработаны или выдолблены. Огромные груды камней нависают над пучинами леса. Их контуры вырисовываются под снегом, их покрывающим, или тянутся в пустоту, напоминая морды кабанов. То тут, то там сосны попирают монументальные стены. Чуть дальше россыпи камней уже поглотил лес. Во всем, кажется, можно за капризами природы угадать руку человека, будь то форма камней, их грани, насечки на них. Неужели исчезнувшие племена поклонялись здесь своим ужасным богам?

    Близится буря. Тяжелые грозовые тучи скрывают гору. Молния озаряет тусклую землю. Долины наполняются раскатами грома – и, дрожащему от страха, вам видится Таранн, бог галлов, что бросает на скалы свой каменный молот, и из леса, терзаемого ураганом, слышится голос Эсуса.

    Если пройти по тропинке, ведущей с севера на юг, можно найти более отчетливые следы пребывания здесь примитивных племен. На горе Шнееберг это качающийся уравновешенный камень; на вершине Донон – руины галльского храма; наконец, на горах Сен-Одиль и Меленштейн – языческая стена, величественное сооружение, вот уже сто лет восхищающее туристов и лишающее покоя археологов. Оставим ученым задачу определения эпохи, к которой относятся мегалитические постройки. Им решать, кто первым заселил Эльзас: троглодиты, носители культуры кремневых орудий или полированного камня, племена с вытянутым или приплюснутым черепом, арии или туранцы, а может быть, еще кто-то. Отправимся сразу в эпоху галлов и кельтов, которую можно с уверенность назвать первой исторической эпохой Эльзаса, ибо именно это время оставило следы в языке и легенды.

    Кельтское святилище из Калланиша


    Итак, перенесемся в те времена, когда галлы уже расселились по левому берегу Рейна, за век до Цезаря и за пятьдесят лет до вторжения кимров и тевтонов. Равнина Эльзаса была покрыта лесами и пастбищами. С высоты птичьего полета виднеются более темные пятна. Там находятся деревни секванов и медиоматрисов. Дома в этих поселениях деревянные и круглые, крыши сделаны из тростника. Там живут охотники и рыбаки. Они поклоняются Вогезу, богу гор. Галлы представляют его то в виде пастуха, гонящего стада зубров и диких лошадей, в изобилии обитавших в этих лесах, то в виде огромного воина, стоящего на одной из вершин горной цепи, обратясь в сторону Германии. Они взывают также к Рейну, богу реки, старцу, которому приписывают дар пророка. Но это местные боги, занимающие подчиненное положение по отношению к великим арийским божествам, общим для всех галлов: Эсу, Таранну, Белену. Служение этим богам было прерогативой друидов, а их святилища располагались на горных вершинах.

    Статуи кельтских богов


    Уже в эти отдаленные времена в Эльзасе была священная гора. Как это ни странно, таковой она считается и в наши дни. Ибо, как мы увидим позже, христианская легенда была привита на языческие корни. Но пока нам лучше забыть о том, что мы находимся на горе св. Одили, и вместо монастыря представить себе храм солнца, венчавший ее в те времена. Эта гора – самая замечательная в Эльзасе, как по расположению, так и по форме. Видимая отовсюду, она была предназначена для почитания на протяжении веков. Высокое плато можно заметить уже за десять лье. Гора Менельштейн возвышается на левой стороне плато и является его самой высокой точкой. На равнину спускается длинный отрог, где возвышается замок Ландсберг. На правой стороне плато из мрачного соснового леса поднимается, как осажденная крепость, одинокая скала. Сегодня здесь монастырь, но две тысячи лет назад здесь был храм Белена, а сама скала называлась горой солнца.

    Переместимся на Менельштейн и насладимся восхитительным и диким видом, покоряющим контрастами и величием. Мы парим. Горы и равнины простираются, насколько хватает глаз. Руины Анлау и Спесбурга, столь величественные, если смотреть на них снизу, теряются, превращаясь в лачужки. Четыре или пять горных цепей вздымаются друг за другом, как океанские волны, цвет которых меняется от светло-зеленого до глубокого индиго, когда они накатывают на вас. Но рядом с головокружительными вершинами расстилаются равнины, очаровательные и обещающие отдых. Они подобны бесконечному саду с лугами, колокольнями, купами деревьев и тянутся до самого Черного Леса. Летними вечерами зубчатый силуэт Альп поблескивает миражом за туманными очертаниями Юры.

    Земля, поросшая дроком, занимает вершину и подковой обнимает равнины с севера. Нечто привлекает внимание среди всего, что мы видим. Это старая стена, которая тянется по плато и повторяет изгибы рельефа. Она возведена из огромных блоков грубо обработанного вогезского песчаника. Но блоки эти столь велики и так плотно подогнаны друг к другу, что века их не поколебали. Иногда можно заметить, что некоторые из блоков соединены между собой небольшими деревянными штырями, которые называют «ласточкин хвост». Тут и там камни выступают из скалы, прислоняясь к горным выступам. Согласно кельтской мифологии, они называются алтарями Белена. Иногда стена, следуя рельефу, спускается в расселину, но только для того, чтобы вскоре снова взобраться на горный хребет. Стена тянется по плато более двух лье. Некогда люди, пораженные этой могучей постройкой, приписывали ее возведение дьяволу. Отсюда ее название: стена язычников . Ни люди, ни стихии не смогли ее разрушить. Бури обрушивались на нее, время пробило в ней бреши, сосны бросились во множестве на штурм – стена выдержала все. Деревья захватили простенки, запустили вглубь свои корни. Но деревья сохнут и умирают, а незыблемая стена осталась. Она венчает гору и, похоже, разрушится только с ней.

    Каким бы ни был возраст этой величественной постройки, а над этим вопросом бьются многие ученые , ясно, что стену возвели с целью защиты плато. С другой стороны стены, на огороженном пространстве, обнаружены курганы , поставленные на бок менгиры, дольмены и жертвенные камни усеивают гору и прилегающие долины, даже названия местечек , – все доказывает, что в кельтскую эпоху гора была центром великого культа. Обратимся к фактам, связанным с памятниками и преданиями кельтской эпохи, а также, добавим от себя, историей и легендами, и попытаемся восстановить события доримского периода, свидетелями которых были эти камни.

    В кельтской Галлии было четыре крупных религиозных центра, где собирались племена разных регионов. В определенное время здесь обсуждали религиозные, политические, военные и судебные дела конфедерации племен. Такими центрами были Карнут (современный Шартр) в Центральной Галлии, Карнак в Бретани, Эльзасский массив в Безансоне и гора Элла (Бела или Белена), современная гора св. Одили . Последний центр был самым близким к Германии. Когда друиды, пришедшие из Бретани с кимрами, занялись религиозным и политическим управлением Галлии, они принесли с собой новых богов и новое тайное учение о развитии жизни, о душе и о будущей жизни. Это учение, близкое мистериям самофракийцев, связано с лунными культами. Только друиды и их ученики были допущены к ним. Что же касается племен, живших в страхе перед могуществом друидов, им дозволялось поклоняться высшим богам. О природе этих богов простым людям не сообщалось. Нет ничего более сомнительного, чем неизвестное. Эти боги обитали лишь на горных вершинах или на диких океанских островах. Гора Белена, таким образом, как ни одна другая подходила для религиозных культов. Здесь проводились большие праздники дни зимнего и летнего солнцестояния, когда светило-победитель начинало подниматься к зениту или, достигнув самой высокой точки на небе, останавливалось, чтобы созерцать свои владения. Огромное количество галлов собиралось с севера и запада. У подножия горы все прибывшие разбивали лагерь. Но толпа допускалась на гору только ночью. Собирались в одной из темных долин. Это место было полно страха перед богами зла и демонами земли. Тут и там в чаще в отблеске света факелов можно было заметить сверкание священного ножа, при помощи которого приносились жертвы. Время от времени до слуха непосвященных доносились крики жертв, притворные или настоящие, и вселяли в них ужас. Но мало-помалу через сосновые заросли, через березняки, по тропинкам, словно ленточки опоясывавшим гору, добирались до более высоких мест. Наконец добирались до места, посвященного Менелу и залитого лунным светом, где посетители падали ниц перед Сироной, галльской Дианой. После разнообразных торжественных ритуалов, ближе к рассвету, подходили к храму Белена. Но профанам запрещалось проходить внутрь храма под страхом смерти. Все, что они могли сделать, это увидеть самого бога, Солнце, поднимающегося из-за Черного Леса и освещающего первыми лучами круглый храм, состоявший из семи колонн над пропастью.

    Священный ужас, который галлы испытывали перед своими богами, защищал гору от любых посягательств со стороны непосвященных. Но были и другие враги: германцы, которые с I в. нашей эры угрожали галлам. Римские историки рассказали нам о блестящем завоевательном походе тевтонов, остановить которых смог только Марий. Они нарисовали нам образ людей гигантского сложения, одетых в звериные шкуры, с головами, украшенными звериными мордами, страшными или странными, или же огромными крыльями птиц, позволявшими им чувствовать себя более устрашающими. Они дали нам возможность услышать «их рычание, подобное рыку хищников». Они показали нам эти народы путешествующими в повозках, с их сокровищами и женщинами, и разлившимися, «словно поднявшееся море». Но это завоевание оказалось не единственным. Было множество до него и после него. Эти орды шли из сердца Германии через Герценский лес, чтобы опустошать Галлию. Вогезы приняли на себя первый удар завоевания, сокровища храма оказались тем, что смогло привлечь алчность тевтонов. И именно для защиты сокровищ храма друиды повелели возвести огромную стену. Под защитой стены могла расположиться целая армия. Стену атаковали несколько раз, защитники мужественно оборонялись. Немое красноречие этих мест все еще несет следы одной из этих битв, в которой пылкий гений Галлии сражался с германским вторжением, как с разбушевавшимися стихиями: горящие факелы на наиболее высоких пиках – отметки всех племен Востока; гора Белена осаждена тевтонами; ночные атаки; бои в предгорьях на топорах и фрамеях; укрепление взято, сопротивление подавлено, храм под угрозой; друиды бросаются в бой с зажженными факелами; схватка в самом разгаре, плечом к плечу, среди камней и деревьев, и враг, наконец, отступает по оврагам.

    Таран – бог грома (с ритуального серебряного котла)


    Более грандиозными, чем праздники солнцестояния, были праздники, посвященные победам. Вновь гора войны стала горой Солнца. Она ощетинилась оружием племен. Первые воины удостоились чести посетить круг огня, который горел в круглом храме на черном камне, упавшем с неба. Возрожденное Солнце обняло храм, леса, горы. Возможно, бард у подножия колонн пел окружающим его воинам свои гимны, фрагмент которых сохранила для нас ирландская и галльская традиция: «Нетерпеливый огонь факелов рвется в пожирающую скачку! Мы преклоняемся перед ним больше, чем перед землей! Огонь! Огонь! Он стремится в свирепый полет! Он вплетается в песнь барда! Он превосходит все остальные стихии! Он превосходит даже великое Сущее. В войнах он никогда не медлит! Здесь, в твоем святилище, твоя ярость подобна ярости моря; ты поднимаешься – тени отступают! В равноденствия, в солнцестояния, в любое время года я пою тебя, судия огонь, божественный воин, в священном гневе». – И семь девственниц охраняли огонь, символизируя семь планет. Их одежды были из беленого льна, головы украшали венки из ветвей березы. Они ходили вокруг храма, били в цимбалы и издавали крики радости.

    Что осталось от всего этого сегодня? Несколько камней и нерушимая стена. Гора галлов, франков, французов вернулась под власть тевтонов. Здесь и там видны надписи по-немецки, и на языке Тевтобокхуса нам разъясняют, как пройти к кромлехам, дольменам, камням друидов и на Плато фей ! Иногда кажется, что все вокруг, кроме камней, забыло это отдаленное прошлое, но память легенды сохранила все. Она говорит об армиях, закованных в броню огня, сражающихся на этих землях ночами, о феях, что танцуют в лунном свете среди берез . Лишь один предрассудок связан с часовней, стоящей на месте храма Белена. Девушки, желающие выйти замуж в этом году, обходят ее три раза. Возможно, это память о культе Солнца и девственницах-хранительницах огня.

    Шепфлин в книге «Иллюстрированный Эльзас» (Schoepflin. Alsatia illustrata) ошибочно полагает, что стена была возведена галло-римлянами. Швайгхаузер и Левро считают, что ее построили кельты, что более вероятно. (Здесь и далее – примечания автора. – Т.К.)

    Кирнек, ручей, протекающий в долине Барр, Кракс, соседняя гора, Менельштейн, Элльсберг – названия кельтского происхождения. Труттенхаузен, местность, расположенная у подножия горы св. Одили, означает Дом друидов. Возможно, здесь располагалась одна из коллегий друидов, которая защищала гору и служила богам. Позже, чтобы «очистить» это место, здесь был возведен монастырь, развалины которого видны и поныне.

    М. Вуло нашел восемь захоронений на пространстве, ограниченном языческой стеной. Он описал их в своей книге «Доисторические Вогезы» (Voulo. Les Vosges avant l’histoire. – Mulehouse, 1872). Костяки, топоры, ожерелья и кольца, найденные им в этих захоронениях, находятся сейчас в археологическом музее Эпинал. М. Вуло является хранителем в данном музее.

    Когда все честные французы спокойно разъезжали в серьезных автомобилях квадратной формы с крыльями, «радиаторами», багажниками и даже, подножками, в их уютные кузова стали просачиваться смутные будоражащие слухи: в логове CITROEN замышляют что- то ужасное.

    Спать спокойно стало нельзя. Напуганный незабвенным двухлошадным утенком народ с тревогой вглядывался в будущее. В нервном ожидании проходили месяцы. Слухи появлялись один другого невероятнее. Измотанные французы лишались аппетита, затягивали пояса и начинали откладывать на черный день. Ждали чего-то пострашнее марсианских треножников. Утренние газеты били по нервам криками: «Такого еще не было!» А что там и правда есть и когда ОНО появится, не знал никто.

    И вот, когда страна уже приблизилась к всеобщей истерии, этот час стал знаменит: ноябрь 1956 года. Salon de Paris. Газеты вперебивку печатали шпионские картинки будущих премьер, они еще больше взвинчивали нервы. Накануне Салона LAuto Journal напечатал первое фото. Это было нечто космическое - UFO в варианте для Земли - на колесах! И хотя это был один из предварительных вариантов в общих чертах, но и он разорвал бомбу над Парижем. Теперь уже все только и ждали открытия салона, сон пропал окончательно.

    Ее успех был беспрецедентным: к вечеру было сделано 12 000 заказов, а к концу салона - 80 000! Ее стрелы перелетели океаны и даже пробили черную стену железного занавеса, поразив многие заточенные там сердца.

    Лефевр сделал логический шаг к боксер-мотору. Были 6-цилиндровые прототипы воздушного и водяного охлаждения, но на подготовку производства уже не хватало ни времени, ни денег: их поглотила очень дорогая гидравлика. Только через 13 лет подобный мотор выпустил Porsche. Главный моторконструктор Вальтер Беккия (Walter Becchia) предложил свой вариант модерного рядного двигателя с двумя верхними валами и тремя клапанами на цилиндр)!), однако было уже поздно. Пришлось адаптировать старый двигатель IICV с новой головкой конструкции Мориса Сэнтура (Maurice Sainturat). Пять различных прототипов от D-2 до D-7 подвергаются беспощадным «пыткам» на дорогах и улицах. Нередко Лефевр и Буланже сами садятся за руль.

    Тем временем у Фламинио Бертони созревают первые прототипы кузова. Бертони происходит из Италии, он - скульптор, архитектор, художник, стилист. Он приехал в Париж в 1923 году, в 30-х создал неповторимый дизайн Traction Avant и могут работать совместно. У Лефевра и Бертони это получалось вполне, их объединяла великая идея авангардного автомобиля. И им удалось повернуть ход эволюции автомобильного сознания по дороге, которую указывал им космос.

    Величественный Париж за всю свою многовековую историю был очевидцем множества невероятных, загадочных, а порой и ужасающих событий. Неудивительно, что город просто овеян разными легендами и тайнами, а его жители обожают рассказывать всякие интересные истории про ведьм и призраков, разгуливающих прямо по ночным парижским улочкам.

    Париж – это самая романтичная и таинственная столица Европы, в которой сосредоточено множество великолепных уникальных достопримечательностей, воспетых многими известными художниками, писателями и поэтами разных поколений. Каждый уголок этого удивительного города на Сене хранит не одну памятную дату или мистическую тайну, возбуждающие огромный интерес многочисленных туристов, желающих окунутся в этот мир непознанного и сверхъестественного. Возможно это всего лишь легенды, но не нужно забывать, что человеческое воображение всегда дорисовывает и приукрашивает для будущих поколений отражение реальных фактов и исторических событий. Не стоит гадать о степени правдивости всех этих сказок, а лучше прямо сейчас отправляемся на улицы Парижа в поисках мстительных духов и таинственных привидений.

    Тупик художников — Avenue Frochot

    Тупик художников — такое название в народе получило авеню Фрошо, расположенное в нескольких метрах от площади Пигалль. Здесь проживали многие известные французские художники. К примеру, в 1886 году в доме №25 по улице Виктора Массе творили Винсент Ван Гог и его брат Тео. У знаменитого Тулуза Лотрека здесь находилась студия, где он рисовал обнаженных натурщиц. А художник Джанго Рейнхардт упражнялся в сжигании мебели, пытаясь обогреть своё жилище.

    В настоящее время старинные дома на авеню Фрошо являются частной собственностью, и доступ туристам на эту территорию запрещён. Но это не мешает наслаждаться особой атмосферой искусства, творческой мысли и полёта фантазии, которая царит в этом утопающем в зелени уголке. С этим местом связано множество городских легенд, особенно интересны рассказы про обитающих здесь привидений.

    • Адрес: avenue Frochot
    • Метро: Pigalle, Saint-Georges

    Дом с привидениями

    Это здание сопровождает череда странных событий и загадочных смертей. Его известные жильцы добавили таинственности в копилку историй этого необычного дома. Когда-то его владельцем был композитор Виктор Массе. Потом здесь жила Сильвия Вартан, французская актриса и певица, жена рок-музыканта Джонни Холидея, но вскоре она продала особняк и съехала оттуда без объяснения причин. Следующий жилец через некоторое время серьёзно заболел и вскоре умер от такой же болезни, которая мучала и Виктора Массе. Затем этот дом приобрёл директор кабаре Фоли-Бержер, впоследствии он тоже скончался в стенах особняка. По наследству дом перешёл к экономке Бержера, но и её постигла та же участь: женщину зверски убили ударом кочерги, но виновник этого так и не был найден.

    Эти странные роковые совпадения и непонятные события принесли особняку на площади Пигалль дурную славу, поэтому он долгое время пустовал и приходил в упадок. Недавно здесь появились новые хозяева, которые должно быть настолько бесстрашны, что не верят в злобных духов и привидений, либо нашли способ их усмирить.

    • Адрес: 24 rue Victor Masse
    • Метро: Pigalle, Saint-Georges

    Дворец Тюильри и цветущий каштан

    Этот дворец был возведён недалеко от Лувра в 1564 году для Екатерины Медичи, которая после смерти своего супруга, короля Генриха II, не захотела оставаться в особняке Турнель. Название «Тюильри» происходит от французского слова «черепица», оттого что дворец поставлен на месте черепичного завода. Резиденцию окружал закрытый сад, в котором, по легенде, Екатерина Медичи, известная интриганка и отравительница, выращивала ядовитые растения. Однажды астролог предсказал королеве её смерть рядом с Сен-Жерменом, а так как дворец Тюильри относился к приходу церкви Сен-Жермен л’Оксеруа, то Екатерина, склонная к суевериям, не захотела здесь жить. Хотя пророчество астролога все-таки сбылось, когда королеву на смертном одре причащал монсеньор Сен-Жермен.

    При Наполеоне Бонапарте Тюильри вернули статус императорской резиденции. Но в период Парижской коммуны этот дворец полностью выгорел во время пожара, и руины решили не восстанавливать. А вот замечательный сад уцелел и продолжает радовать всех парижан и гостей столицы.

    Существует удивительная легенда, про одно каштановое дерево, росшее в этом парке, которое отличалось очень ранним цветением каждый год в один и тот же день на 20 марта – день рождения сына Наполеона. Есть несколько версий возникновения этого дерева, по одной из них каштан вырос из штыка, который воткнул в землю гренадёр Наполеона, стоявший на карауле в Тюильри. Он отказался сдать своё оружие, когда войска союзников вошли в Париж, и всадил его в землю с такой силой, что никому не удалось вытащить этот штык, он так и пустил корни.

    Эта история о жутком призраке, который раньше частенько бродил по саду дворца Тюильри. Его прототипом послужил образ реального человека, тайного агента Екатерины Медичи по прозвищу Жан-живодёр. При жизни он отличался особой жестокостью, предпочитая совершать все свои злодеяния на территории парка. Жан знал столько разных секретов, что Екатерина, будучи мнительной и подозрительной, испугалась того, что эти знания могут обратиться против неё и приказала отрубить ему голову. Как гласит предание, палач не смог покончить с Жаном с первого раза, и он, испытывая жестокие мучения, проклял Екатерину и всех её потомков, обещая вернуться и расправиться с ними. А через несколько дней астролог Медичи поведал королеве о страшном видении. Ему явился призрак человека, истекающего кровью, который предсказал её смерть. С той поры призрак всегда появлялся в преддверии каких-нибудь бедствий и неудач. К примеру, Наполеону он привиделся перед битвой при Ватерлоо, а Людовик XVI и Мария-Антуанетта видели его во сне перед казнью.

    В последний раз призрак Красного Человека появился во дворце Тюильри во время пожара в 1871 году, который за пару дней полностью разрушил то, что простояло несколько веков. Очевидцы утверждают, что в здании произошёл сильный взрыв, и в окнах промелькнул красный силуэт. Вместе с дворцом навсегда ушёл и призрак.

    • Адрес: Jardin des Tuileries, place de la Concorde
    • Метро: Tuileries, Concorde

    В укромном уголке, утопающем в зелени, за небольшой аркой на авеню Жюно, в самом сердце Монмартра, находится особняк, в котором, по легенде, жила ведьма. Рядом с домом лежит огромный валун, называемый в народе «ведьмин камень». Местные жители уверяют, что если положить руки на камень и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Существование ведьмы в реальности документально не подтверждено, хотя парижане верят, что здесь жила странная одинокая женщина, не желавшая общаться с окружающими, отчего окрестные ребятишки прозвали её ведьмой.

    Долгое время этот особняк стоял заброшенным, но сейчас здесь располагается шикарный отель класса люкс «l’Hotel Particulier».

    • Адрес: 21 avenue Junot
    • Метро: Lamarck-Caulincourt

    Легенда острова Сите

    Эта история была взята в основу фильма Тима Бертона «Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит», в котором главную роль сыграл Джонни Депп. Сюжет был основан на реальных событиях, происходивших в 16 веке на острове Сите в самом центре Парижа.

    В те времена это было одно из самых криминальных мест столицы, где процветали воровство, мошенничество и проституция. Поэтому, когда здесь стали бесследно исчезать люди, никто поначалу не придал этому значения. На острове, в основном, проживали приезжие студенты, у которых в городе не было родственников. Но однажды собака одного пропавшего молодого человека подняла шум, настойчиво лая на дверь парикмахерской. Тогда-то местные жители заподозрили неладное и провели тщательное расследование. Оказалось, что парикмахер перерезал горло всем своим посетителям, а избавляться от тел и улик ему помогали в ближайшей лавке, где трупы использовались в качестве начинки для мясных пирогов. Двое виновников этого жуткого преступления были казнены.

    Об этой ужасающей легенде знают все окрестные жители, тем не менее, на этом месте находится гараж байкеров.

    • Адрес: 20 rue Chanoinesse
    • Метро: Cite

    Цыган с улицы Бьевр

    Довольно странный случай произошел в небольшом кафе на улице Бьевр. Управляющими там была одна семейная пара. Как-то раз в кафе появился цыган, который приставал к посетителям, предлагая погадать на картах Таро. Это очень не понравилось хозяину заведения, и он пригрозил спустить собаку на цыгана, если тот немедленно не покинет его кафе. Цыгану пришлось подчиниться, но перед уходом он вполголоса произнес какое-то непонятное проклятие. Через пару дней внезапно умирает собака, и владелец кафе тут же обвинил в этом незнакомца и поклялся ему отомстить. Но этого так и не произошло: беднягу парализовало, а через несколько дней он скончался от странной болезни. Поговаривают, что жена этого несчастного вскоре сбежала с тем самым цыганом.

    В 1943 году здание кафе было разрушено во время немецкой оккупации. Сейчас здесь пустырь, который пользуется дурной славой среди местных жителей. Говорят, что цыганское проклятие ещё действует.

    • Адрес: 1 bis rue de Bievre
    • Метро: Maubert-Mutualite

    Призрак Люксембургского сада

    Этот сад появился в 1612 году по желанию Марии Медичи, жены французского короля Генриха IV. Об этом прекрасном уголке сложено немало легенд, среди которых есть настолько невероятные, что их невозможно не упомянуть.

    Одна история произошла в 20-х годах XX века. Один студент по имени Жан Ромье сидел в саду, готовясь к занятиям, когда к нему подошёл странный незнакомец во фраке и пригласил молодого человека на праздничный вечер в дом своего брата на улице Вожирар. Студент с радостью принял это приглашение и оказался в необычной компании, стиль и одежда которых напоминала прошлый век. Интерьер в квартире тоже нельзя было назвать современным. Возвратившись к себе в общежитие, Жан обнаружил, что оставил на вечеринке свою зажигалку и решил за ней вернуться. Когда он снова оказался перед знакомой дверью и позвонил, никто не открыл. Зато удивлённые соседи сообщили обескураженному студенту, что здесь последние 20 лет не было никаких жильцов, а владельцы квартиры давно умерли. Но молодой человек продолжал настаивать на том, что он находился там буквально полчаса назад. Дверь решили открыть, и Жан с удивлением обнаружил, что всё в помещении было покрыто толстым слоем пыли и даже его зажигалка.
    Местные жители верят в эту легенду и утверждают, что призрак мужчины можно встретить в Люксембургском саду и в наши дни, но появляется он поздно вечером и подходит только к молодым людям.

    • Метро: PER Luxembourg

    Монах с бульвара дю Тампль

    Свое название бульвар получил в честь крепости Тампаль, построенной в 1222 году и принадлежавшей ордену Тамплиеров. Так случилось, что французский монарх Филипп Красивый отобрал замок, казнив последнего магистра ордена, Жака де Моле. Есть версия, что магистр перед смертью проклял всю королевскую династию Франции. Судя по трагической судьбе правящих монархов, это вполне похоже на правду.

    Есть еще одна городская легенда о призраке злобного монаха, который появляется на бульваре дю Тампаль в Рождество и начинает пугать прохожих, рассыпаясь в проклятиях. Предание гласит, что это бродит не упокоенная душа одного монаха, которого отлучили от церкви за чревоугодие и прелюбодеяние, поверив доносу горожан. Несчастный от горя покончил с собой, и теперь его обиженный дух нападает на прохожих.

    Эти печальные истории о Жаке де Моле и злом монахе были увековечены в литературных произведениях. Писатель Морис Дрюон в своем романе «Проклятые короли» использовал легенду о проклятии королевского рода, а Виктор Гюго в своем «Соборе Парижской богоматери» описал образ призрачного монаха.

    • Адрес: Boulevard du Temple
    • Метро: Filles du Calvaire

    Легенда о графе Калиостро

    На улице Сен-Клод, известной своими очаровательными галереями, расположен особняк, принадлежавший знаменитому авантюристу графу Калиостро. Он прославился как маг и чародей не только в Европе, но и в России. Его таинственная персона до сих пор будоражит умы многих историков: открытым остаётся вопрос, кем же был граф на самом деле – ловким мистификатором и авантюристом или уникальным человеком со сверхъестественными способностями. Особняк графа Калиостро также породил множество легенд ещё при жизни этого удивительного человека. Ходили слухи, что в подвалах дома проводятся странные эксперименты, для которых специально привозили кровь младенцев. Конечно, такие истории были далеки от реальности, но все местные жители обходили это место стороной. Рассказывают, что ночью в особняке граф проводил «ужины из могилы», на которых присутствовали многие умершие знаменитости, такие как Дидро и Вольтер.

    Калиостро умер 26 августа 1785 года. Официальная причина смерти – приступ эпилепсии, но есть предположение, что графа отравили стражники в тюрьме. Существует легенда, по которой Калиостро вовсе и не умирал, а мистическим образом сбежал с места своего заключения. Благодаря эликсиру бессмертия он до сих пор жив и периодически появляется в разных местах. Молва утверждает, что граф и в наши дни продолжает торговать этим чудодейственным снадобьем для вечной молодости на парижских улочках. Его иногда встречают ещё и в компании молодой девушки.

    • Адрес: Rue Saint-Claude
    • Метро: Saint-Sébastien — Froissart

    Аллан Кардек с улицы Мучеников

    Аллан Кардек был французским философом, педагогом, исследователем психофизических явлений и автором многих фундаментальных работ в области спиритуализма. В 1857 году был издан его первый труд «Книга Духов», который по праву завоевал репутацию «спиритической Библии». Сам автор утверждал, что книга написана в соавторстве с духами, где описаны их ответы на тысячу с лишним вопросов, затрагивающих саму природу происхождения духов, взаимосвязь материального мира с миром усопших, жизнь и смерть. Аллан Кардек пользовался огромным уважением среди своих коллег. Его глубочайшая уверенность в своих суждениях убедила окружающих в том, что он действительно общается с духами и получает от них определённые знания.

    В жизненном пути и смерти этого уникального человека не было ничего трагического, но есть очевидцы, утверждающие, что наблюдали призрак Кардека возле дома №8 на улице Мучеников. Также его дух нередко появляется на собственной могиле на кладбище Пер-Лашез. Сюда съезжаются медиумы со всего мира, желая пообщаться с ним и почтить память удивительного учёного Аллана Кардека.

    • Адрес: rue des Martyrs
    • Метро: Pigalle
    Обновлено: 13.11.2018

    Святой Колумбан и олень

    Французская легенда

    Однажды святой Колумбан, любивший уединенные места, прогуливался в густой лесной чаще. Там он нашел труп убитого волками оленя — и этого оленя готовился сожрать гигантский медведь. Святой человек подошел к медведю и приказал ему есть оленя так, чтобы не повредить шкуру, потому что она нужна была братьям из монастыря, чтобы переплетать жития святых и делать себе обувь. Медведь подчинился. Вернувшись в монастырь, Колумбан приказал братьям пойти в лес и, когда медведь закончит свою трапезу, взять оленью шкуру и принести её в монастырь.

    Капитан и команда «Летучего Голландца»

    Французская легенда
    «Рассказы боцмана Пипи», 1832

    Сперва жестокому капитану Вандербекену на «Летучем Голландце» прислуживал лишь один матрос - дьявольское создание. У него была грубая и бугристая, как у моржа, шкура; кошачья морда и козлиные рога на голове. Но потом его команду начали пополнять негодные матросы: например, те, кто трусил во время боя или те, кто воровал у товарищей.
    Попасть на борт «Голландца» - незавидная судьба; там никогда не останавливается работа. Несясь в центре бури, адский корабль постоянно меняет курс и команде приходиться безостановочно карабкаться по мачтам и бегать от борта к борту. И никакого отдыха, никакой еды, никакого питья: только голод, жажда, усталость, бессонница и страх. А для тех, кто ленится - у шкипера есть плеть-девятихвостка с острыми лезвиями, крючьями и акульими зубами на ней. И это длится вечно - срок контракта на «Летучем Голландце» составляет двадцать пять миллионов лет.
    Рассказывают, что иногда капитан «Летучего голландца» делает визит на борт встретившегося корабля. Во время такого визита провизия портится, а вино скисает. Матросы же впадают в умопомрачение: они кричат, хохочут, дерутся, а некоторые даже прыгают в море с мачт.
    Ничуть не лучше, если он передаёт на борт встречного судна письмо: тогда или капитан сходит с ума и разбивает судно о рифы, или корабль попадает в смерч, который его переворачивает.

    Рассказ боцмана Пипи о «Летучем Голландце»

    Французская легенда
    «Рассказы боцмана Пипи», 1832

    Когда-то давно жил один капитан, который не верил ни в Бога, ни в святых -вообще ни во что. Был он, как говорят, из Голландии. Неизвестно, к какому он был приписан порту, но это и не имеет значения; суть в том, что однажды он из этого порта отплыл на юг. Плавание продолжалось хорошо аж до мыса Доброй Надежды; а там поднялся ужасный ветер. Как описать этот ветер? Он срывал рога у быков, выворачивал с корнем деревья и разрушал дома. Корабль был в опасности - и все, кто был на борту, просили капитана:
    - Господин капитан, прикажите повернуть в порт! Мы погибнем, если останемся в открытом море, а у нас нет даже капеллана, который отпустил бы нам грехи…
    Но капитан в ответ только смеялся. Он напевал похабные песенки, богохульствовал (только это было бы достаточно для того, чтобы молния испепелила корабль вместе с капитаном), дымил трубкой и прихлёбывал из кружки пиво так спокойно, как будто сидел за столом кабачка в Антверпене. Команда чуть ли не на коленях умоляла его переждать бурю в ближайшем порту, но капитан упорно стоял на своём - он хотел плыть дальше, да ещё и под всеми парусами в придачу. Так корабль и плыл, гонимый бурей, под всеми парусами. Такелаж превратился в лохмотья, ветер сломал мачты - а капитан только смеялся; и смех его становился всё громче.
    Матросы пытались связать его и запереть в трюме - но он направлял пистолет в голову любому, кто пытался к нему приблизиться. И вдруг тучи расступились и с неба на палубу спустилась гигантская фигура. Всех обуял сверхъестественный страх и лишь капитан спокойно продолжал курить трубку. Он даже шляпы не снял!
    - Капитан, - произнесла фигура - а вы упрямец.
    - А вы не особо-то вежливы. - ответил капитан - Я вас сюда не приглашал и мне ничего от вас не нужно. Покиньте мой корабль, а не то я разряжу свой пистолет вам в голову.
    Огромный старик - а это был старик с длинной седой бородой - ничего не ответил. Он только пожал плечами. Капитан сплюнул, поднял пистолет и выстрелил - но пуля, вместо того, чтобы размозжить старцу голову, каким-то образом пробила капитану руку. Он перехватил пистолет другой рукой и замахнулся на старика - но рука отказалась ему повиноваться и бессильно обвисла. Тогда он стал осыпать неуязвимого гостя проклятиями и ругательствами.
    - Замолчи, несчастный! - прервал его старец - Отныне ты обречён на вечное плавание: без отдыха, без возможности бросить якорь, стать на рейде или пришвартоваться в порту. У тебя не будет ни пива, ни табака. Твоим питьём будет желчь; а вместо трубки ты будешь держать в зубах прут из раскалённого железа. У твоих матросов будут рога на голове, тигриные морды и кожа, как у моржей.
    Капитан фыркнул, но старец продолжал:
    - Твоё плаванье будет бесконечно. Ты не сможешь заснуть, когда захочешь спать - как только ты закроешь глаза, острый клинок вонзится в твою печень. Ты радовался, видя страх в глазах твоих матросов - и ты будешь внушать матросам страх…
    Капитан улыбнулся, но улыбка эта была больше похожа на оскал.
    - Ты будешь нестись под всеми парусами по всем морям. Ты никогда больше не узнаешь отдыха - и ты никогда больше не увидишь спокойного моря. Буря будет наполнять твои паруса; и твой корабль, мчась впереди с урагана, будет предвестником несчастья для всех, кто его увидит.
    - Аминь! - воскликнул капитан и расхохотался.
    - А когда наступит конец времён - сам дьявол явится за тобой и собственноручно бросит тебя в адский огонь.
    - Плевать. - ответил капитан.
    Старец исчез в облаке из света, а вместе с ним исчезли матросы и пассажиры. Капитан остался на корабле - с новой командой. И что, вы думаете, он сделал? Опять разразился проклятиям!
    С тех пор «Летучий Голландец» со своим капитаном и бороздит моря - всегда окруженный штормовыми волнами.
    Никто точно не знает, как «Летучий Голландец» выглядит - он меняет свою раскраску тринадцать раз за день (это ему ничего не стоит - ведь краску ему выдают со складов ада); так же он когда захочет может менять количество и оснастку мачт.

    Дау

    Бретонская легенда

    В этой части Бретани, которую мы знаем как Финистер, а римляне назвали рогом Галлии, из чего некоторые выводят название Корнуэлл, в V веке правил король по имени Градлон. Он принадлежал к тем вождям клана пиратов и завоевателей, кто защищал бретонцев от завоевателей германцев, и получил титул конана, или короля всей Арморики. Он был еще молодым человеком, когда совершил путешествие на Британские острова, где воевал с камбрейцами против саксов. Он доходил до земель пиктов и скотов. Из своей последней поездки на север Градлон привез черного коня и рыжую женщину. Лошадь по кличке Морварк была замечательной и верной. Единственными людьми, которым животное позволяло садиться на себя, были королева Мальгвен и король Градлон. Когда чужие лишь прикасались к коню, он начинал брыкаться. Его шею покрывала великолепная грива, а черные, умные, почти человеческие глаза притягивали взгляд. Иногда казалось, что из его ноздрей вырывается пламя, и некоторые отступали в страхе. Не менее верной и прекрасной была королева севера. На голове королевы сияла золотая диадема, ее белые, как снег, руки закрывала кольчуга из стальных колец, а золотые завитки ее волос ниспадали на латы насыщенно-голубого цвета, который был бледнее и тусклее голубизны ее сияющих глаз. Ценой какого подвига, какого преступления, какого предательства досталось такое сокровище королю? Никто этого никогда не узнает. Говорят, что Мальгвен была волшебницей, ирландской Сенес или скандинавской сказительницей-Сагой и что она отравила своего первого мужа, чтобы последовать за арморикским вождем. Она счастливо правила сердцем Градлона. Но как только он стал правителем Корнуэлла, Мальгвен внезапно умерла, оставив своему королю лишь маленькую дочь, родившуюся в море во время их приключений. Девочку звали Дау.