Внешние изображения
Конкурсные проекты станции «Завод имени Сталина»
Проект Н.Н. Андриканиса №1.
Проект Н.Н. Андриканиса №2. Центральный зал. 1938 год .
Проект Л.М. Полякова. Центральный зал. 1938 год .

В соответствии с первоначальными планами строительства Московского метрополитена, так называемый «Тверской радиус» (от района Тверской улицы к аэропорту) планировалось соединить с предполагаемым «Таганским радиусом», который также начинался бы в центре Москвы, проходил через Таганскую площадь , Крестьянскую Заставу и затем поворачивал бы к заводу имени Сталина (ЗИС) . Однако британские специалисты, приглашённые в Москву в начале 1930-х годов в качестве консультантов при проектировании метрополитена, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как планировалось. Вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров они порекомендовали построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году, и Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде, при этом южная конечная станция должна была обслуживать ЗИС .

Помимо Душкина, в проектировании станции принимал участие Н. С. Князев. Инженерами-конструкторами станции являлись Н. А. Кабанов, Г. И. Кибардин и С. Рыбкин . Работы по возведению станции по новому проекту были приостановлены с началом Великой Отечественной войны, но уже в декабре 1941 года возобновлены . Строительство велось быстрыми темпами, и 1 января года станция «Завод имени Сталина» первой в составе очереди вступила в строй . При этом станция «ЗИС» была открыта раньше «Новокузнецкой» и «Павелецкой», принявших первых пассажиров лишь 20 ноября 1943 года. В течение этих 11 месяцев поезда следовали по 6,3-километровому перегону «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина» без остановок .

Своё изначальное название станция носила до 5 июля года. После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь по наименованиям улиц разработала проект переименования большинства станций московского метро с целью, во-первых, освободить его от «политической нагрузки», и, во-вторых, упростить ориентировку, присвоив станциям исконные названия мест, рядом с которыми они находятся. В рамках этого проекта предлагалось переименовать станцию «Автозаводская» в «Симоново». Проект, однако, так и не был осуществлён .

Замоскворецкой линии Московского метрополитена.
Открыта 1 января 1943 г.
Код станции: 029.
Названа по расположенному вблизи Московскому автомобильному заводу имени И.А. Лихачёва .
До 5 июля 1956 г. называлась «Завод имени Сталина».

Станция имеет два выхода, ведущие на ул. Автозаводская и Мастеркова, Автозаводску пл., 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские пр. Северный выход, построенный в 1968 г., заканчивается в подземном переходе под ул. Мастеркова, а южный - в наземном вестибюле .

Колонная трёхпролётная станция мелкого (11 м) заложения. Платформа островная. Сооружена по индивидуальному проекту. Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет из себя вариацию на тему «Кропоткинской» . Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с ребрами поддерживают уплощенные, но вместе с тем рельефные безбалочные своды. В торцах станции расположены эскалаторы, проход к которым со станции осуществляется через круглые аванзалы.
Архитектор А. Н. Душкин при участии Н. С. Князева.
Архитектор северного подземного вестибюля М. Г. Файнштейн.
Инженеры-конструкторы С. Рыбкин, Г. И. Кибардин и Н. А. Кабанов.

Путевые стены станции облицованы мрамором Прохоро-Баландинского месторождения. Колонны отделаны жёлто-лиловым алтайским мрамором «Ороктой», основание колонн - черный диабаз. Пол также выложен черным диабазом с простым геометрическим орнаментом из черного и серого гранита. В северном торце центрального зала размещалась скульптура Иосифа Сталина (демонтирована при сооружении северного выхода в город). Путевые стены украшены восемью смальтовыми мозаичными панно под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (выполнены В.А. Фроловым по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта). Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Панно размещены по четыре с каждой стороны платформы. Мозаики восточной стены посвящены работникам завода ЗИС (ныне ЗИЛ). На первой показан монтаж гусениц на танк КВ-1. Вторая мозаика изображает литейный цех, третья - механосборочный, четвёртая - кузнечный. Западная стена воспевает мирный труд и боевые успехи народов СССР, которые стали возможны благодаря продукции завода ЗИС. Первое панно изображает погрузку бомб в дальний бомбардировщик Ил-4, отправляющийся бомбить Берлин. На второй мозаике показана жатва, где трактора тянут за собой жатки завода ЗИС. На третьей изображены астраханские рыбаки, вытаскивающие из сетей гигантских осетров и отгружающие бочки с икрой. На четвёртой мозаике - картина морского боя. Кроме мозаик, станция декорирована четырьмя барельефами скульптора И. С. Ефимова, размещенными на уровне центра зала. Барельефы выполнены из серо-жёлтого московского известняка. На восточной стене установлены барельефы «Летчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Западную стену украшают барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа».

Южный вход, в отличии от северного, не имеет гермозатвора.

За станцией находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг, теперь они используются для технического обслуживания и ночного отстоя составов. Часть перегона «Автозаводская» - «Коломенская» наземная и проходит по мосту над Москвой-рекой.

Предыдущая станция на линии «Павелецкая» .
Следующая станция на линии «Технопарк» [

Станция «Автозаводская»

Станция была открыта для пассажиров 1 января 1943 года в составе Замоскворецкой линии метро. За время существования название изменялось 1 раз: Завод имени Сталина (до 05.07.1956).

Станция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская и Мастеркова. Оба выхода, кроме того, находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую выходят 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды.

Двухэтажный южный вестибюль - ровесник станции, также выполнен по проекту А. Н. Душкина. Некогда отдельно стоящий, сейчас он встроен в жилое здание. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями - прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные кованными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган.

Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора - крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него идут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре - командир танка КВ, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане - силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (при участии Е. Е. Лансере).

Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором.

Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».

Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году и в целом типичный для московского метрополитена, заканчивается в подземном переходе под улицей Мастеркова.