Интернет

Базаров верность самому себе. Евгений базаров, герой или антигерой

Янв 28 2015

Базаров представляет собой силу, которой могли бы позавидовать люди каждого поколения. М. Салтыков-Щедрин Выйдя в свет в 1862 году, И. С. Тургенева “Отцы и дети” вызвал целую волну разнообразных, часто противоречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать. Я считаю, что главный герой этого произведения - Евгений Базаров - неординарный и очень сильный , мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был “человек высокого, роста в длинном балахоне с кистями”. Длинное и худое лицо с широким лбом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета выражало самоуверенность и ум. Внешность выдает в Базарове незаурядную , умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит работать. Действительно, познания Базарова в естественных науках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зоологию, ботанику.

Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опытным путем. Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Базаров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: “А мы драться хотим!” Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Павлом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) даёт интересные результаты. Базаров является новой, разрушительной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов - холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, “коли он заслуживает презрения”, за косность взглядов и невежество, однако никогда не отрекается от него: “Он русский, а разве я сам не русский?” Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет отстаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне кажется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевернула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства…

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не всегда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глубокая и нежная. Единственное, с чем я в корне не согласен, так это с отношением Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к искусству, которые он считал чепухой, “художеством”, “гнилью”, бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты - как же отказаться от него?!

Да и потребитель-, ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Базарова были собраны все те качества, которые характеризовали демократически настроенных людей. Роман был написан в то время, когда обозначился идейный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бороться за свое и свою свободу.

Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родителей, будут другими.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Чем мне близок и интересен Базаров(по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”) . Литературные сочинения!

Базаров представляет собой силу,

которой могли бы позавидовать

люди каждого поколе-ния.

М. Салтыков-Щедрин

Выйдя в свет в 1862 году, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» вызвал целую волну разнообразных, часто проти-воречивых откликов. Важно то, что никто из читателей, современников Тургенева, не мог остаться равнодушным к этому произведению. Однако роман актуален и сегодня, он волнует наши сердца, заставляет думать.

Я считаю, что главный герой этого произведения — Евгений Базаров — неординарный и очень сильный человек, мне близки многие его взгляды, интересна его судьба.

Это был «человек высокого роста в длинном балахоне с кистями». Длинное и худое лицо с широким лбом, боль-шими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета «выражало самоуверенность и ум». Вне-шность выдает в Базарове незаурядную личность, умную, решительную, но сдержанную. Красные руки без перчаток говорят о том, что Евгений привык и даже любит рабо-тать.

Действительно, познания Базарова в естественных на-уках высоки, он изучает химию, физику, медицину, зооло-гию, ботанику. Не желая ничего принимать на веру, этот человек добывает знания, постоянно проверяя их опыт-ным путем.

Занимаясь самообразованием и самовоспитанием, Ба-заров пришел к выводу, что принципы и догмы прошлого века уже устарели, и он пошел наперекор существующему строю: «А мы драться хотим!»

Наиболее полно Евгений раскрывается в схватке с Пав-лом Петровичем Кирсановым, и это столкновение двух поколений (по жизненным принципам и убеждениям) дает интересные результаты. Базаров является новой, разруши-тельной, освобождающей силой, в то время как Кирсанов — холодной, реакционной силой прошлого.

Евгений прав, когда говорит, что народу нужна воля и кусок хлеба, а не иностранные слова и пылкие речи. Он умеет разговаривать с мужиками и вызывать их симпатию и доверие. С другой стороны, он презирает народ, «коли он заслуживает презрения», за косность взглядов и невеже-ство, однако никогда не отрекается от него: «Он русский, а разве я сам не русский?»

Мне нравится в Базарове верность своим принципам, твердость убеждений, которые он замечательно умеет от-стаивать.

И все же, холодный и рациональный, Базаров мне ка-жется немного искусственным, поскольку все его эмоции подчинены строгому контролю разума. Но вот в его жизнь пришло чувство, которого он не ожидал в своем сердце и над которым всегда язвительно смеялся. Любовь перевер-нула всю его жизнь и привела к конфликту с самим собой, а такой Базаров вызывает у меня сочувствие и жалость. Имея высокие цели, Евгений убежден, что нельзя ставить всю жизнь на карту из-за женской любви, тем более нельзя раскисать от неудач, но не так-то просто освободиться от сильного чувства...

Неоднозначна и любовь Базарова к родителям, не все-гда проявляемая из-за разницы во взглядах и целях в жизни, иногда обидно-отчужденная, но на самом деле глу-бокая и нежная. Материал с сайта

Единственное, с чем я в корне не согласен, так это отно-шение Евгения к поэзии, музыке, живописи, вообще к ис-кусству, которые он считал чепухой, «художеством», «гни-лью», бесполезным занятием. Но ведь искусство всегда вдохновляло людей, утешало, радовало, поддерживало и возвышало, помогало пережить тяжелые и критические минуты — как же отказаться от него?! Да и потребитель-ское отношение Базарова к природе меня не устраивает. Однако в остальном, на мой взгляд, в облике Евгения Ба-зарова были собраны все те качества, которые характери-зовали демократически настроенных людей.

Роман был написан в то время, когда обозначился идей-ный разрыв между общественными классами, Базаров же представил собой то новое поколение, которое будет бо-роться за свое счастье и свою свободу. Он показал, что наступает новое время, и дети, в отличие от своих родите-лей, будут другими.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чем вам близок и интересен базаров
  • чем близок базаров людям 21 века
  • Занимаясь самовоспитанием базаров
  • что мне близко в базарове и в чем я с ним не согласна
  • самовоспитание базарова

Мода и убеждения – весьма не простые понятия. Мода - это не просто господство в определенной среде в то или иное время каких-то правил и вкусов. Главное в том, что эти правила и вкусы проявляются во внешних формах, не затрагивающих глубинных процессов жизни. Вот почему мода довольно быстро проходит, Мода не всегда безобидна, часто она идет вразрез с моральными принципами общества. Так уже не однажды случалось в истории нашей страны.

В десятые-двадцатые годы XIX века, - когда складывались декабристские идеи и убеждения, стали

Возникать тайные общества, и в среде дворянской молодежи появилась мода на «секретнейшие союзы», члены которых не имели никаких Политических убеждений. И потому грибоедовский Чацкий, человек стойких убеждений, которые вели его, как считал Герден, «прямой дорогой на каторжные работы», резко бросаем Репетилову: «Шумите вы, и только?» Да, за убеждения люди шли на тяжкие испытания и даже смерть. Убеждения приводили к самоотверженным поступкам таких героев, как Инсаров, Рахметов, Базаров.

На фоне дворянской среды, изображенной в романе «Отцы и дети», фигура Базарова приобретает особую рельефность. Тургеневский

Герой убежден в необходимости коренной ломки существующего строя. «В теперешнее время полезнее всего отрицание, - говорит он и следует этому убеждению до конца. Всеразрушающую, проникнутую максималистским пафосом, устремленную за все и всякие пределы силу отрицания тургеневского героя нельзя себе представить отдельно от его внутренней свободы, от его неспособности как-то ограничивать, утешать или обманывать себя. Полюбив Одинцову, но, поняв, что между ними пропасть, Базаров оставляет ее, хотя чувство любви сохранит до самой смерти. Верность своим убеждениям ученого-атеиста он проявит и перед смертью.

В любви, в дружбе, в жизни Базаров трагически одинок. И это одиночество подчеркивается образами его «учеников», для которых выстраданные базаровские убеждения становятся просто модой. Насколько естественен Базаров со своей беспощадной резкостью и прямотой, настолько неестественны Ситников с Кукшиной. Ситникову очень хочется прослыть человеком, близким к Базарову, он щеголяет резкостью взглядов, но это человек без убеждений, готовый, поддавшись моде, стать нигилистом. Кукшину Тургенев изображает резко карикатурно, показав на ее примере уродливые формы женской эмансипации. Это ничтожная женщина, у которой сумбур в голове, нет никаких собственных убеждений.

Ситников и Кукшина как бы сильнее оттеняют самобытность, величие, верность убеждениям Базарова, его трагическое одиночество.

Базаров не оставил последователей, не выполнил громадной, поставленной перед собой задачи. Но это не значит, что он не был нужен России. Герои не погибают бесследно: их жизнь, их стремления и неудачи, и сама их смерть имеют историческое значение.

Да, люди, имеющие собственные убеждения, верные им до конца, являются «двигателями истории», и, может, наши трагические неурядицы последних лет происходят потому, что для кого-то, к сожалению, для очень многих, является модой то» что стало выстраданными убеждениями для других.

Евгений Базаров, герой или антигерой?

План.

  1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» и конфликт его героев.

  2. Что я принимаю в Базарове, и с чем я спорю?

    1. Положительные качества Евгения:

      1. простота и искренность;

      2. трудолюбие;

      3. отношение к «аристократишкам»;

      4. стремление доказать все собственным путем;

      5. верность своим идеям.

    2. Отрицательные качества «лекарского сына»:

      1. самолюбие и эгоизм;

      2. мировоззренческий кризис базаровского нигилизма;

      3. отношение к природе и любви.

    3. Благородная смерть Базарова.

  3. Мое отношение к «молодому нигилисту».

Всякий человек сам себя

воспитать должен... А что

касается до времени – от-

чего я от него зависеть

буду? Пускай же лучше

оно зависит от меня.

И. С. Тургенев.


Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» появился в свет в 1862 году. И с тех пор он все продолжает восхищать читателей своими художественными достоинствами, а политические проблемы, поднятые писателем на его страницах, все продолжают вызывать несомненный интерес. Причина последнего заключается в том, что Тургеневу, как великому художнику, удалось запечатлеть в «Отцах и детях» несколько ярких эпизодов идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х годов Х1Х века. В то время самым животрепещущим был вопрос об отмене крепостного права. И выразителем этой борьбы в романе является именно Евгений Базаров, разночинец-демократ. Так что же отличает его от других? Что в нем привлекает наше внимание, а что отталкивает?

Сначала давайте рассмотрим положительные качества «молодого нигилиста»... Во-первых, как только в романе появляется Евгений Базаров, мое внимание сразу же привлекает его простота и искренность. Посмотрим на его одежду - она представляет собой простой, «длинный балахон, с кистями», и в ней нет никакой напыщенности и сверх элегантности. А «висячие бакенбарды песочного цвета», разве это не признак простоты?! А речь Базарова? Она чиста и «прямолинейна». Базаров не привык льстить, он всегда говорит то, что думает. И эта честность заставляет искренне его уважать.

К тому же Евгений очень трудолюбив, он не привык сидеть, сложа руки. «Базаров обыкновенно встает рано и отправляется куда-нибудь»: в первый же день он «в несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними на небольшое болотце, ... за лягушками». Все время пребывания в имении Кирсановых Базаров проводит в постоянной работе. Ему не понятна другая жизнь, ему свойственно движение.

Поэтому Базаров не понимает и не может понять ленивой жизни аристократов. Ему чуждо их низменное пристрастие к роскоши, их циничное отношение к жизни Базаров не может понять, как эти «аристократишки» могут заботиться о своем внешнем виде, сидеть, сложа руки, и при этом считать себя общественно-полезными. И в этом я, считаю, Базаров прав, потому что в обществе того периода, действительно, существовало много «аристократишек», которые не приносили никакой пользы, а лишь, подобно желтым листьям, крепко держались за ветви дерева. Дереву эти сухие, безжизненные листья уже не нужны, но они по-прежнему продолжают медленно и жадно забирать его силы. Но не стоит сравнивать аристократов с «аристократишками»: это две совершенно разные категории людей. Не все аристократы ничтожны и жалки, как те, кого называет Базаров «аристократишками», ведь наши великие поэты тоже были аристократами. Но молодой нигилист не понимает этого, в этом и была пагубность его суждений.

Базаров всегда стремится всё доказать собственным путём. Он – яростный поклонник науки, в особенности медицины. Евгений проводит опыты на лягушках, чтобы посмотреть, «что у них там внутри делается, ведь мы те же лягушки, только что на ногах ходим». Это указывает на его любознательность, на то, что его тянет ко всему неизвестному. И это заставляет преклониться перед этой личностью.

Базаров также отличается большим усердием и умением всё доводить до конца. Его жизненной моралью является пословица: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж».

Среди этих положительных качеств необходимо выделить верность своим идеям и принципам. Ведь когда Базаров встречается с Одинцовой и влюбляется в неё, он всё же остаётся верен своему нигилизму, своему полнейшему отрицанию всего. Базаров мужественно выдерживает «испытание любовью», хотя Аркадий пасует перед ней. Евгений же предпочитает общественное благосостояние личному счастью и поэтому, действительно, заслуживает внимания.

Но автор не идеализирует своего героя, поэтому у Базарова есть и отрицательные качества. Одним из них и наиболее весомым является эгоизм и самолюбие молодого нигилиста. Ведь как Евгений относится к помощи простым мужикам? Базаров говорит: «Я должен из кожи лезть, а он мне даже спасибо не скажет... да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет; ну а дальше?». Да, не хватает нашему герою душевной теплоты, он привык быть «властелином», в руках которого находятся марионетки-Ситниковы и другие «олухи», ведь как говорит Евгений, «не богам же, в самом деле, горшки обжигать». Возможно, Базаров и «бог» в своих глазах, но разве дозволено оскорблять такому «богу» достоинства других, особенно друзей. Столь шокирующие слова: «Ты нежная душа, размазня, как тебя ненавидеть?» – ранят сильнее пули, ведь «слово лечит, слово и калечит». А Аркадий же романтик, действительно, «нежная душа» – каково ему это все слышать от лучшего друга и учителя, для которого даже «честность – ощущение»?! К тому же Базаров слишком серьезно относится к нигилизму: он отрицает то, что нив коей мере отрицать нельзя, то есть искусство, поэзию, культуру. Он напрочь отрицает романтизм: для него не существует таинственного взгляда, это все «чепуха, гниль, художество», а стихи Пушкина – просто «ерунда». Но разве так можно?? Ведь нравственность людей формируется под влиянием, в большей степени, литературы, поэзии, романтики. А что будет, если каждый станет отрицать искусство и литературу?! Человечество деградирует и превратится в примитивных обезьян.

Да и отношение к природе у Базарова не из лучших: для него «природа – не храм, а мастерская и человек в ней – работник». Базаров не способен любить природу; по-моему, он вообще не способен любить. Помешанный на науке и своих идеях, Евгений не осознает то, что любовь – это святое чувство, состояние души, а не какой-то физиологический процесс.

В конце романа Евгений достойно умирает. Он прощается с жизнью как гигант: «умирает прилично, не виляя хвостом». Базаров сомневается: нужен ли он России, и приходит к выводу, что нет! Не знаю, прав ли он, но живым Базаров не смог остаться. Он не смог понять человеческой души, для него ее вообще не существовало. Его идеи высоки в научном направлении, но они не могут быть применены на улучшение общественного строя, оказание России той помощи, в которой она так нуждалась. Базаров не был патриотом своей Отчизны, более того, он отрицал все русские достижения прошлых лет, он презирал русский народ, потому что «мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке». И поэтому, я считаю, он не смог стать практически полезным человеком, который бы яростно боролся за свободу крепостных и «шел на пролом» несправедливости и предрассудкам общественного строя. Он «расчищал место», а строить еще, увы, не получалось...

Базаров - очень спорный персонаж, поэтому одинакового отношения к нему нет и не может быть. С одной стороны, это человек не просто идеи, но и действий. Он благоразумен и честен, но с другой стороны, он слишком самолюбив и предан своим идеям. У меня даже «изменщица» - Катерина вызывает большее сочувствие, чем Базаров, потому что смерть Катерины не была бесплодной: она как «луч» на мгновенье развеяла темноту царства Диких и Кабаних, а Базаров умер, так и ничего не сделав для общества, кроме распластания лягушки, циничных речей и оскорблений.

Ниже — пример итогового сочинения для 11 класса по теме «Верность и измена своим убеждениям» с аргументами из литературы.

«Верность и измена своим убеждениям»

Вступление

Верность и измена – понятия абстрактные, применимые к различным областям жизни человечества. Каждый сам решает быть ли ему верным своему государству, друзьям, любимым, себе.

Проблема

На мой взгляд, самая крайняя степень предательства – предательство самого себя, измена своим принципам, убеждениям. Если человек пошел на такую измену, от него можно ожидать чего угодно: люди сильные могут сломаться, заболеть от чувства вины, а слабые, возможно, даже не поймут, что натворили.

Тезис №1

Люди делятся на две категории. На одних можно положиться в любой ситуации, под страхом смерти они не предадут ни себя, ни близких, ни страну. Другие же при малейшей опасности готовы подставить кого угодно, оговорить, оклеветать, лишь бы выйти сухими из воды.

Аргументация

Так в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» сталкиваются герои с кардинально противоположными взглядами на жизнь. Петя Гринев – сильный духом, верный себе и своему слову, бесстрашный человек. Он в любой ситуации готов пожертвовать собой ради спасения окружающих, не боится на равных разговаривать с предводителем разбойников Пугачевым. Под страхом смерти он не предает своих убеждений, остается верным своему слову и Родине.

Швабрин же, близкий Гриневу по возрасту и воспитанию, не гнушается хитростью, шантажом и предательством, чтобы добиться любви Маши и сохранить свою жалкую жизнь. В результате, настоящим героем предстает перед читателями Петя Гринев, награжденный за стойкость духа любовью замечательной девушки Маши Мироновой, которая впоследствии спасла его от казни. Швабрин же, несмотря на свои козни, находит лишь смерть.

Вывод

Только человек, верный себе и слову, способен многого достичь и быть счастливым в жизни. Судьба рано или поздно накажет тех, кто был слаб и предал законы морали.

Тезис №2

Особенно трогательно и ценно, когда люди вопреки своим чувствам и желаниям следуют тем убеждениям, которые сформировались у них на протяжении многих лет.

Аргументация

С такой силой преданности себе мы сталкиваемся в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня романа настолько наделена волей, что отказала любимому человеку, Евгению Онегину, не желая причинять боли мужу. Она говорит: «Но я другому отдана и буду век ему верна». Такая верность себе удивила даже Пушкина, когда он заканчивал роман и понимал, что иначе поступить героиня не могла. Если бы Татьяна поступила по-другому, она была уже не той девушкой, которую полюбил Онегин.

Вывод

Верность себе – залог уважения и восхищения окружающих. Это то, что делает нас цельными, сильными. Лишь человек, уважающий себя, способен вызвать уважение других.

Тезис №3

Порой человек не сразу находит себя. Он может долго пребывать в поиске, меняя взгляды на жизнь.

Аргументация

В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» дружба двух молодых людей – Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова – строилась на общности интересов и убеждений. Они были настоящими нигилистами, отрицающими семью, любовь, природу, искусство… Но когда Аркадий влюбился, он понял, что невозможно отрицать чувства, которые его переполняют. Он женился и стал настоящим семьянином, постепенно забыв дружбу с Евгением. Я думаю, в этом случае Аркадий не предал себя, напротив, он нашел себя настоящего.

Вывод

Иногда требуется время, чтобы понять, кто ты на самом деле и что для тебя действительно важно.

Заключение (общий вывод)

Верность самому себе важнейшее качество, делающее человека гармоничным, полноценным, способным на правильные действия в любой ситуации. Изменять своим взглядам нельзя, иначе выстоять в жизни не получится.