Все вопросы

Без знаний прошлого нет будущего значение пословицы. Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»

Мы уже сообщали читателям о том, что в этом году учитель русского языка и литературы Боровлянской средней школы Ольга Григорьевна Хлюст стала лауреатом премии им. С.П. Титова за краеведческую деятельность и работу школьных музеев.

Школьный краеведческий музей появился в Боровлянке в 2010 году по ее инициативе и при ее непосредственном участии. Экспозиции музея соответствуют основным направлениям исследовательской работы школы: «История села Боровлянка», «История Боровлянской школы. Учителя – участники Великой отечественной войны», «Воины-интернационалисты». Особое место занимает экспозиция о детях блокадного Ленинграда, эвакуированных в Боровлянку в 1942 году.

Экспонатами музея становятся не только фотографии и документы, но даже пуговицы с военных кителей, пряжка с ремня, ржавая каска, чернильницы-неваляшки и многое другое, что приносят в музей школьники, – рассказывает Ольга Григорьевна. – Значит, они считают важным сохранить память о Великой Отечественной войне. Это формирует в них чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда… По некоторым данным, наши боровлянцы воевали на многих фронтах, в Сталинграде, участвовали в защите Ленинграда и Москвы. Многих военные дороги довели до Берлина. И в музее хранится материал о двух наших земляках, участвовавших в битве за рейхстаг.

Говоря о роли школьного музея в нравственном воспитании молодежи, Ольга Григорьевна подчеркивает, что каждая экспозиция, каждый экспонат передают массу суждений, оценок и чувств, которые постепенно переходят в знания, формируют личность ребенка. Именно поэтому она считает, что особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу своего народа, учится на героических примерах наших отцов и дедов.

В экспозициях музея отражена героическая работа тружеников тыла, перечислявших средства на строительство танков и самолетов, драматические страницы истории Сиблага, рассказывающие о судьбах репрессированных и спецпереселенцев разных национальностей (немцев, поляков, литовцев, японцев и так далее), и, конечно же, трагические события 1942-1943 г.г., когда в Боровлянку были эвакуированы дети из детских домов блокадного Ленинграда.

Вот как отвечает Ольга Григорьевна Хлюст на некоторые вопросы, связанные с ее разносторонней педагогической деятельностью.

С чего началась ваша любовь к истории, ведь вы учитель литературы?

Лет десять назад я вела в пятом классе предмет «Литература родного края». Готовила урок, который назывался «Тайны бабушкиного сундука». Для этого взяла самый настоящий (еще мамин) сундук и начала собирать предметы быта: угольные утюги, прялку, ступу, сковородник, берестяной туес, веретено и т.д. Урок прошел… А я поймала себя на мысли, что наши дети даже названий этих предметов не знают. Так появился в кабинете литературы «Уголок старины». Кроме того, не знаю, почему, но все старинные вещи приводят меня в трепет… Особенно старые фотографии, монеты, пожелтевшие документы. За каждой вещью скрывается целая история… И пусть даже история одного человека. Но эта история перерастает в историю края, страны.

Как создавался музей в школе?

Зная мой интерес к предметам быта и старым фотографиям, учителя школы стали приносить в «Уголок старины» старинные же предметы. Появились швейная машинка, часы с маятником, прялка с колесом, керосиновая лампа, вышитые рушники. Предметов оказалось уже достаточно много, и я попросила директора школы выделить отдельное помещение для музея. Татьяна Викторовна Анисимова оказала всестороннюю помощь, началась работа по оформлению музейных стендов и экспозиций. Я в то время занималась с детьми краеведческой работой. Был собран материал о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла. Затем мы стали работать над темой репрессированных и депортированных в Боровлянку немцев, литовцев, поляков. В результате исследовательских работ музей пополнялся экспонатами, документами, фотографиями. Материала оказалось достаточно, чтобы в школе появился зал боевой славы.

На данный момент наш школьный музей прошел паспортизацию и имеет сертификат.

Вы активно занимаетесь сохранением истории событий Великой Отечественной войны, а какие страницы истории Алтайского края нашли отражение в экспозиции музея?

На данном этапе мы работаем над сбором материалов по истории возникновения и образования нашего села. Оказалось, что эта история не только обширная и глубокая, но и полная драматических страниц.

Надо ли как-то мотивировать современных детей изучать историю или они сами заинтересованы в ее изучении? Как вы вовлекаете детей в изучение истории?

День Победы – вот вам самый распространенный способ мотивации! Рассказы родителей о героических бабушках и дедушках… Семейная гордость! Праздничный салют… Шествие Бессмертного полка… Традиционный митинг… Георгиевские ленточки… Ветераны (которых у нас в селе осталось только четверо) с орденами и медалями. Блеск в их старческих глазах видели в этот день? Гордо поднятые головы! Но… вот только говорить никто из них уже не может… Они сидят и задумчиво водят по траве каждый своим костыльком.

И, кстати, сходить домой к ветерану, отнести сувениры, открытки и цветы никто не отказывается! В школах к этому событию также приурочены различные мероприятия: вечер солдатских писем, концерт военных песен, конкурсы сочинений «Орден в моем доме», «Наши семейные традиции», «Мой дедушка – ветеран», «Письмо ветерану»… Всего и не перечислишь. Самое главное – не нужно принуждать, заставлять… Покажется что-то интересным – детям самим захочется узнать побольше фактов, сведений, найти фотографии, прочитать что-то о времени этих событий.

Но патриотическое воспитание должно вестись не только в преддверии 9 Мая, а регулярно, чтобы каждый из ребят чувствовал сопричастность к великой истории.

Занимаетесь ли вы сейчас музеем Приобских лесов и что для вас ближе?

Сейчас я являюсь хранителем музея Приобских лесов и руководителем школьного лесничества. Это тоже для меня оказалось очень интересным. Но все это отнимает уйму времени. Поэтому, отдав школьному музею более десяти лет, я думаю, что пора уже передать его молодому учителю истории Екатерине Анатольевне Кротовой, которая привнесет в работу новые идеи, темы, интересные для наших школьников. А вот с музеем леса я еще поработаю. Тем более, что есть много идей и задумок.

Есть ли определенные темы, особо интересные для изучения вашими воспитанниками?

Темы… Думаю, что детям интересны истории наших земляков-ветеранов. А вообще чаще темы для изучения определяются случайно… Но после поисков информации и любых сведений (иногда это всего лишь скупая строчка) постепенно проявляется история семьи или судьба человека. Например, так появились исследовательские работы «История одной фотографии», «Улицы села Боровлянка», «Из истории памятников села Боровлянка», «Герой Советского Союза – Яков Филиппович Фефелов», «Ленинград и Боровлянка, 1942 год. Эвакуированный детский дом». В музее хранятся военные билеты, письма с фронта и похоронные извещения, пожелтевшие, ветхие, но… за каждым из этих документов – целая история.

Какую роль в патриотическом воспитании детей играет музей, созданный под вашим руководством?

Материалы музея максимально используются в учебно-воспитательной работе школы. Причем как экспонаты, так и материалы. Проводятся тематические классные часы, тематические вечера, встречи, общешкольные мероприятия, уроки литературы и истории. На основе материалов музея создаются работы для выступления на краеведческих конференциях, проводятся сельские и межрайонные мероприятия. Мы не преследуем таких уж «больших» целей… Просто хотим, чтобы наши дети были добры и отзывчивы, знали историю села и края и гордились тем местом, где родились. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.

Ольга Григорьевна, а в какой момент вашей жизни вы выбрали для себя профессию учителя? Какие качества считаете главными для педагога?

Учителем решила стать еще в восьмом классе, поэтому два года училась на подготовительных курсах и с легкостью сдала вступительные экзамены в педагогический институт. С книгой засыпала и просыпалась… Читала даже в перерывах между прополкой грядок. Помню, как меня наказывали в 1-2 классах за то, что я читала книжки на уроках, на которых мне было скучно.

Взаимопонимание с детьми – это первое и самое важное. Уважение к детям, к их самостоятельности, к их такому разному внутреннему миру, к их особенностям и неповторимости обернется любовью и уважением и к самому учителю.

Увлеченный учитель увлечет и детей – это второе.

Профессиональное мастерство – это третье. Успех учителя – это, прежде всего, успех его учеников.

Причем все это можно поставить в любом порядке.

Ну, и традиционный вопрос: опишите, пожалуйста, мир ваших увлечений.

Книги, хорошие фильмы, поездки на природу, горы… Очень люблю рисовать. Жаль, что сейчас свободное время – это по-настоящему роскошь.

Сегодня Ольга Григорьевна ведет большую общественную работу, связанную с сохранением памяти о детях блокадного Ленинграда в Боровлянке. Она поддерживает связь с автором проекта «Петербург – Ленинград – Боровлянка» Еленой Сафиной и лидерами молодежного добровольческого движения Санкт-Петербурга, которые побывали в Боровлянке в январе 2015 года, когда школа стала организатором грандиозного мероприятия, посвященного 70-летию Великой Победы и годовщине снятия блокады Ленинграда. А в апреле 2016 года по приглашению отдела проектов и молодежных социальных инициатив Дворца учащейся молодежи Санкт-Петербурга Ольга Григорьевна и ее ученица, девятиклассница Анна Анисимова приняли участие в Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство как эффективный механизм интеллектуального и культурного развития детей и учащейся молодежи». На конференции они представили работу по теме, связанной с эвакуированными в Боровлянку в 1942 году детьми блокадного Ленинграда.

Елена Сафина и лидер санкт-петербургского движения добровольцев Наталья Симанкова организовали прибывшим к ним с ответным визитом гостям встречи с учащимися Санкт-Петербурга, которые в 2015 году прислали письма боровлянским школьникам, а также с бывшим блокадником О.Н. Низовским. В ходе этих встреч гости и хозяева обменялись фотографиями и подарками.

Ольга Григорьевна придает большое значение развитию добровольчества. Ведь все события, связанные с увековечением памяти детей блокадного Ленинграда, тоже возникли на общественных началах.

Валентина Михайловна Каркавина, возвращаясь к истокам этих событий, вспоминает, как библиотекарь Е.А. Березикова и социальный работник О.Н. Куракина при большой поддержке В.Е. Фомина и Н.С. Уманчука начали поисковую работу, к которой тут же подключилась школа. После того как общими усилиями в 2001 году установили на месте захоронения железный крест, появилась идея установления памятника. Чтобы собрать деньги на его строительство, надо было поднимать общественность. И тогда сыграло большую роль обращение боровлянских школьников, которое взял за основу созданный при районном музее ветеранский клуб, начав большую работу по проведению марафонов по сбору средств на строительство мемориала. По мнению Валентины Михайловны, именно благодаря Ольге Григорьевне работа эта не затихла после открытия мемориала, а разгорелась с новой силой, и появилась обратная связь между поколением 40-х и поколением XXI века, которая продолжает развиваться. А еще она внесла свой вклад в книгу «Зажгите свечи в нашу память» в виде трогательного документального рассказа «Сынок Ванюшка».

Несколько лет назад Ольга Григорьевна стала хранительницей музея Приобских лесов, доставшегося ей по наследству от прежней «хозяйки» – Е.А. Березиковой. Этот музей, появившийся в Боровлянке по инициативе В.А. Елизарова и Д.Н. Голотвина, приобрел известность в Алтайском крае.

Работа с двумя музеями, поисковая работа и руководство школьным лесничеством, не считая основных обязанностей, которых у сельского учителя более чем достаточно, – все это хоть и приносит чувство удовлетворенности, но отнимает немало времени и сил, требует большого внимания и сосредоточенности. Несмотря на все свои заслуги, Ольга Григорьевна Хлюст – скромный и даже немного застенчивый человек, не боящийся, тем не менее, с готовностью взяться за новое и ответственное дело, если оно во благо родному селу и его жителям, а особенно – подрастающему поколению, которое так важно научить ценить свою историю, потому что без знания прошлого нельзя построить счастливое будущее.

Светлана КУДИНОВА.

Губернатор Алтайского края Александр Богданович Карлин поздравляет Ольгу Григорьевну Хлюст, учителя русского языка и литературы Боровлянской средней школы, ставшую лауреатом премии им. С.П. Титова.

Фото из личного архива О.Г. Хлюст.

Память предков, традиции, обычаи, все это приходит к нам из прошлого, передается из поколения в поколения от прадеда к деду и нам. Прошлое – это начало всего настоящего. Будущее невозможно без прошлого.

Чем живем мы сегодня? У каждого из нас есть свои привычки, устои. Каждое общество обладает своими традициями и обычаями. Все это собиралось на протяжении многих лет. Нельзя, например, отметить свадьбу без традиционного сватовства или встретить важных гостей без хлеба и соли.

Благодаря прошлому мы можем сегодня с уверенностью сказать, что

Война – это плоха, что для того, чтобы чего-то в жизни добиться, нужно трудиться. Кто-то до нас уже испробовал различные методы изобретения велосипеда или добычи огня.

И благодаря этому опыту предков мы сегодня можем кататься на горном велосипеде и пользоваться спичками, чтобы развести огонь. Мы сегодня – это тоже прошлое для наших потомков. И наши ошибки, способ жизни и опыт тоже кому-то станут хорошим уроком.

А зачем нужны эти традиции, опыт предков? Если бы не было прошлого, то общество стояло бы на месте, мы бы также пытались добыть огонь при помощи палки с камнем или ели бы пальцами без помощи кухонных

Приборов, мы бы не научились разговаривать, а также, как пещерные люди, общались бы жестами и звуками.

Даже если мы возьмем просто одну семью. Если бы не было дедушки или бабушки, то не было бы мамы или папы. А без них не появились бы мы. Значит, жизнь попросту остановилась бы.

Прошлое – это то, чего никогда нельзя забывать. Прошлое позволяет узнать об ошибках или достижениях других и сделать так, чтобы в будущем не случилось ничего плохого или усовершенствовать что-то, чтобы потомкам стало еще лучше, чем нам. Прошлое бывает интересно вспоминать, когда собираешься в кругу семьи и рассматриваешь фотографии с отдыха прошлым летом.

В такие моменты сразу становиться тепло и радостно. Прошлое говорит, что думай о том, что ты делаешь сейчас. Ведь еще вчера твои предки дрались с динозаврами, а сегодня ты уже ездишь на машине и разговариваешь по мобильному телефону. И то, как ты проживешь сегодняшний день, позволит тебе проснуться или нет завтра.

Мы живем благодаря тому, что добыли, придумали или изобрели наши предки. Зада каждого гражданина мира не забывать, что когда-то было хуже, что наши поступки могут нас опять вернуть в прошлое. прошлое должно нас научить тому, что только наши поступки способны изменить будущее. Только усердным трудом можно чего-то добиться. Ведь именно усилиям человек добыл огонь, а обезьяна стала ходить на двух ногах.

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

* Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник http://aftershock.su/?q=node/278741).

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», - тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее…

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин.
Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Вариант 1:

Прошлое, будущее и настоящее связаны между собой. От многих событий в прошлом зависит то, каким будет настоящее и будущее. Вернуться в прошлое нельзя, как и нельзя его поменять.

Но из прошлого можно вынести хорошие уроки, которые помогут строить дальнейшую жизнь. Не стоит забывать прошлое. Нужно всегда относиться ко всему, что с вами происходило, с уважением.

Часто во время семейных бесед мои родители рассказывают о важных событиях, которые происходили когда-то. А бабушки и дедушки любят вспомнить свою молодость и поведать какие-то интересные истории. Получается, если бы в прошлом не встретились мои бабушки и дедушки, то не было бы моих родителей и меня. Все семейные традиции, которые передаются из поколения в поколение, в нашей семье очень ценят. Из них состоит вся наша жизнь.

Мы не должны забывать о наших предках, которые порою переживали трудные времена. А самое главное – нужно учиться на их ошибках, чтобы не повторять их в своем будущем. Благодаря прошлому мы знаем, что самое страшное на свете – это война, а самое важное – семья. Если хочешь чего-то достичь, то нужно много работать. У нас есть огромный багаж знаний, которым нужно только правильно пользоваться. И тогда жизнь будет счастливой.

Если бы не открытия, которые совершали наши предки, не было бы ни современных телефонов, ни телевизоров, ни других благ цивилизации. Все то, что есть у нас, это собранные столетием секреты. Хорошо, что мы живем сейчас и имеем возможность пользоваться бесценными советами наших предков. А еще у нас есть возможность передавать знания следующим поколениям. Нельзя прерывать цепочку, связывающую прошлое и будущее. Сегодня за нее ответственные мы и должны прилежно выполнять свою миссию.

Вариант 2:

Все мы живем сегодня, но часто вспоминаем о прошлом. Без прошлого нет настоящего и будущего. Мы тесно связаны с людьми, которые жили до нас и с событиями, которые происходили раньше. Зачем современные люди заглядывают в прошлое и изучают историю? Прошлое учит нас, как избежать многих ошибок. Советы и знания, накопленные тысячелетиями, становятся необходимыми сегодня.

Благодаря нашим предкам мы можем жить в красивой, успешной и активно развивающейся стране. Мы являемся частью многовековой истории и должны с уважением относиться к историческим событиям. Наши соотечественники совершили много подвигов. Иногда они жертвовали своей жизнью, чтобы мы сегодня могли продолжать их великие дела.

К истории нужно относиться с особым трепетом, потому что она является фундаментом будущего. Я говорю и об истории страны, и об истории отдельного человека. Каждая семья бережет традиции и реликвии, которые достались им из прошлого. Так люди показывают связь с предками.

В нашем семейном альбоме сохранилось несколько старых фотографий. На них изображены родственники, которые жили сотню лет назад. Мне всегда интересно рассматривать их лица. Я часто слышу от своей бабушки истории об ее родителях, бабушках и дедушках. Это и веселые, и грустные сюжеты. Эти рассказы вдохновляют быть настоящим человеком, помогать людям и творить добро.

Если мы станем забывать свои корни, то у нас не будет светлого будущего. Все в мире связано и только осознав важность событий, которые происходили когда-то, можно двигаться дальше. Прошлое – это хороший учитель, который помогает найти ответы на многие вопросы. Мы не можем узнать свое будущее, зато мы можем проанализировать события прошлого. Это поможет преодолеть многие трудности в жизни.

С детства нам говорили, что без прошлого нет настоящего, а без настоящего будущего. Однако, будущее невозможно создать только из настоящего, пусть оно и впитает в себя что-то из прошлого. Только совокупность прошлого и настоящего является той базисной основой, на которой вырастает будущее.

Кто-то скажет, что можно попытаться забыть, выбросить прошлое и, довольствуясь настоящим, создать будущее. Конечно, можно, однако, любая попытка игнорировать прошлое рано или поздно приведет к тому, что это прошлое напомнит о себе в той или иной, подчас неожиданной и необычной форме его проявления, в будущем, которое (будущее) в момент такого напоминания уже станет настоящим. Напомнит в любой как отдельно взятой, так и в некой совокупности сфер жизнедеятельности человека.

И каким будет это напоминание: полезным или нет, никто заранее не знает.

Хотелось бы, конечно, чтобы полезным, но для этого надо или не забывать прошлое, или, что правильнее во всех отношениях, строить будущее из прошлого и настоящего!

Но всегда ли мы готовы строить настоящее из прошлого, а будущее из прошлого и настоящего? Нет, далеко не всегда и далеко не каждый.

Если бы мы "оглядывались" на прошлое, соизмеряя его с настоящим, учитывали и применяли прошлое, то не было бы для нас многое из настоящего, да и, несомненно, в будущем, "неожиданным". Столкнувшись с этим, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что это "неожиданное" и вовсе не такое уж "неожиданное". А вполне закономерное и допустимо ожидаемое.

И это игнорирование прошлого и настоящего происходит в большинстве случаев, несмотря на то, что человек сохраняет веру в лучшее. Веру, реализовать которую, без учета прошлого в настоящем, и прошлого и настоящего в будущем невозможно.

Так, почему же такое происходит? Только ли потому, что человек не привык предварительно обстоятельно анализировать, "силен задним умом" или все-таки многое зависит от морально-психологического настроя человека? Морально-психологического настроя, находящего свое воплощение посредством выбираемого человеком собственного волеизъявления в его практической, главным образом созидательной деятельности.

А может быть такое происходит потому, что не человек не привык, а его не приучили предварительно обстоятельно анализировать, не воспринимать все за "чистую монету". Не воспитали у него "врожденную" привычку, прежде чем что-то сделать, обстоятельно все "взвесить". И только поняв и осознав (именно поняв и осознав!), приступить к действиям?

Если бы все было "чистой монетой", не было бы тех "неожиданностей", столкнувшись с которыми, анализирующий ситуацию человек, игнорировавший прошлое в настоящем, и прошлое и настоящее в будущем, начинает понимать, что эти "неожиданности" и вовсе не такие уж "неожиданные", а вполне закономерные и допустимо ожидаемые.