Психология

Биография александра александровича фадеева. Актер Фадеев Александр Александрович: биография, творчество, личная жизнь

Александр Александрович Фадеев — советский актер, сын писателя Александра Фадеева. Стал известным благодаря роли виконта в фильме «Война и мир».

Принято считать, что талант человека всегда поможет ему стать успешным в жизни, добиться славы и всеобщей любви. Но как часто это утверждение оказывалось ошибочным. Много воистину одаренных людей так и не смогли правильно распорядиться этим подарком судьбы, растратили его понапрасну и не достигли никаких высот. Это в полной мере относится и к актеру Александру Фадееву. Не помог ему в жизни ни удивительный талант, ни влиятельные родители.

Что же произошло, почему блистательно начавшаяся творческая биография артиста так быстро сошла на нет и закончилась эпизодическими ролями, имени исполнителя которых даже не было в титрах?

Звездные родители

Имени настоящего отца Александра Фадеева никто никогда не знал. Это так и осталось тайной, которую мама актера хранила до самой своей смерти. Зато маму Саши все знали очень хорошо – это Ангелина Степанова, одна из культовых актрис времен СССР, имя которой было на всех театральных афишах МХАТа.

Мужем Ангелины был режиссер театра МХАТ Николай Горчаков, но брак этот нельзя назвать счастливым, потому что тайной страстью красавицы Ангелины был литератор Николай Эрдман. Их роман продолжался целых семь лет, но несмотря на это, Ангелина так и не подала на развод с мужем и не связала свою жизнь с любимым человеком. Причина до банальности проста – она боялась, что этот развод скажется на ее карьере, которая так сильно зависела от мужа-режиссера. Да и потом разводы в Советском Союзе не поощрялись и Степанову запросто могли сделать невыездной, даже не приняв во внимание все ее заслуги.

Фото: Александр Фадеев в детстве с семьей

Выход из этого непростого треугольника предоставила сама судьба – в 1933 году любовник актрисы был арестован и сослан в ссылку. Спустя 2 года Степанова и Горчаков все-таки расстались. И настоящая причина этого разрыва так и осталась неизвестной, то ли актриса перестала бояться за свою карьеру и порвала с нелюбимым мужем, то ли сам Горчаков боялся за свою репутацию, которую мог подпортить брак с любовницей репрессированного литератора.

Но Ангелина совсем недолго была одна. Гастролируя в Париже вместе с театром, она знакомится с известным писателем – Александром Фадеевым, который находился там же по служебным делам.

Их роман развивался очень стремительно, поэтому после возвращения домой они решили пожениться. Он прожили в браке двадцать лет, до самого самоубийства Александра, которое он совершил в 1956 году. За это время случалось многое — и частые выпивки мужа и его измены, но эта красивая, элегантная, умная и мужественная женщина вынесла все. Наверное потому, что очень сильно любила своего Сашу. Ангелина пережила мужа на 44 года и просила похоронить ее рядом с любимым. Это было в 2000 году, актрисе исполнилось 95 лет.

В июле 1936 года, буквально сразу после свадьбы, у молодых супругов родился сын, которого в честь приемного отца назвали Сашей. Фадеев усыновил ребенка, дал ему не только свою фамилию и отчество, но и имя. Сын стал полным тезкой приемного папы, и чтобы не было путаницы, его стали называть Александром Фадеевым-младшим.

Ранние годы

Фадеев-старший был очень известным писателем. Он написал «Молодую гвардию», «Разгром», «Последний из Удэге». Эти книги зачитывали до дыр, они были любимы несколькими поколениями советских людей. Он был депутатом, награжденным орденами Ленина и Сталинской премией, стоял у истоков создания Союза писателей СССР, с ним считалась правящая верхушка.

Ангелина Степанова была успешной, востребованной актрисой, примой МХАТа. В те годы было непросто, но семья имела нормальный достаток, поэтому в детстве Саша Фадеев-младший в материальном плане ни в чем не нуждался.

У супругов скоро родился и совместный сын, которого назвали Мишей. Мальчики были очень дружны между собой, и старались не забывать и сестру – внебрачную дочь отца Машу. Несмотря на такое количество детей, Сашу любили больше всех.

Выбор жизненного пути

Так и осталось загадкой, почему Саша решил посвятить свою жизнь актерской профессии. Может сказались гены матери, или детство, которое прошло практически в театре. А возможно его утонченной натуре больше нравилось искусство театра, чем писательский труд его отчима. Выбор молодой человек сделал в пользу театра, а уж родители подняли все свои связи, чтобы пристроить любимое чадо. И вот сразу после окончания школы-студии МХАТ, Сашу принимают в труппу Театра Советской Армии, где он и блистал несколько лет.

Дебют в кино

Дебют Фадеева-младшего в кино состоялся в 1965 году – он исполнил роль виконта в съемках фильма «Война и мир» по роману Л.Толстого. Роль была не основная, но исполнена Александром просто великолепно. Красивый молодой человек с аристократическими манерами и прямой осанкой – таким он запомнился зрителям. Это даже не было похоже на игру, так натурально он выглядел в этой роли.

Успешный дебют показал всем, что юноша несомненно очень талантлив и может достичь самых высоких вершин в кино.

Только одно угнетало Александра – его успех не видел отец. К этому времени Фадеев-старший покончил с собой, он выстрелил в себя из пистолета, оставшись один на даче.

Жена в это время гастролировала с театром за рубежом. Случилось это трагическое событие в 1956 году, после того, как Хрущев выступил с разоблачительной речью против Сталина. Писателю было всего 54.

Эта трагедия сильно сказалась на всех детях Фадеева. Спустя годы дочь Маша также покончит жизнь самоубийством, и у Александра-младшего родные тоже стали замечать склонность к суициду. Но это в будущем, а пока карьера Фадеева-младшего после успешной дебютной роли стремительно рванулась вверх – его утверждают на главную роль в фильме, повествующем об альпинистах.

Главная роль в фильме «Вертикаль»

Сюжет фильма был довольно простым, но несмотря на это, «Вертикаль» получила очень высокую оценку зрителей. Львиная доля успеха фильма заключалась в песнях, которые специально для него написал В.Высоцкий. Эти песни стали хитами, их слушает уже не одно поколение поклонников певца. Успех картине принес и актер Фадеев, который очень гармонично сыграл главную роль – Никитина.

Во время съемок между актером Александром Фадеевым и актрисой вспыхнул роман. Нравилась симпатичная девушка и Владимиру Высоцкому, но его популярность нельзя было сравнить с Фадеевской, поэтому предпочтение было отдано красавцу Александру. К тому же он был более перспективной партией, чем малоизвестный Владимир. Лариса уже готова была вступить в брак с Александром, но вовремя остановилась. Актер сильно и много пил, становился неуправляемым и импульсивным, хватался за ружье, чтобы застрелиться и Ларисе иногда приходилось его спасать от верной смерти. Это и остановило девушку от замужества.

Крах кинокарьеры

Окрыленный первыми успехами в кино, актер слишком воспарил в небесах и очень скоро стал жертвой настоящей звездной болезни. Он ругается с режиссерами, не приходит на репетиции, а на съемках появляется в состоянии сильного похмелья. Ему прощали много и долго, может быть благодаря таланту и обаятельности, а может из чувства уважения к матери, которая просила за своего беспутного сына. Всем казалось, что это временно, Саша одумается и начнет работать в полную силу. Но эти надежды актер не оправдал.

В конце 60-х годов актера Фадеева практически перестали приглашать в кино. После выхода фильма «Вертикаль» он снялся в лентах «Один шанс из тысячи» и «Совесть» — это были серьезные роли, а после этого ему доверяли только эпизоды. «В одном микрорайоне», «Фронт за линией фронта», «Одиноким предоставляется общежитие», «Авария – дочь мента», «Мать» — в этих фильмах он мелькает исключительно в эпизодах, его имени даже нет в титрах к фильмам.

Театральная карьера

По сравнению с киношной карьерой, карьера в театре Александра Фадеева-младшего была более успешной. Но это не благодаря его таланту, а скорее стараниям матери, которая пользовалась уважением среди коллег. Она поняла, что карьере сына в кино пришел конец, а в театре ему грозит увольнение из-за недостойного поведения. Поэтому обращается к с просьбой принять Александра во МХАТ. Ефремов был не в восторге от такого предложения, но согласился на уговоры.

Александр Фадеев был известен своими скандальными выходками, но в плане актерского мастерства был очень даже полезен в театре. Он участвовал в постановках самого Ефремова, у него была роль в спектаклях «Сон разума» и «Старый Новый год».

Но снова почувствовав вседозволенность, Александр понемногу начинает наглеть, вступать в споры с Олегом Ефремовым. Конфликт был грандиозным, МХАТ разделился на две части и Фадеев не желая больше работать у Ефремова, переходит к , а Степанова остается у Олега Николаевича. В новом театре Фадеев продолжал играть до 1993 года.

Личная жизнь

Александр Фадеев был очень известен театральному бомонду. И дело не только в творчестве, которое начало идти на спад – он славился своими любовными интрижками и кутежами. Природа наделила Александра красотой, но это не главное, он был очень обаятельным и внимательным кавалером, умел красиво ухаживать и заинтересовать любую даму. Он в полной мере пользовался связями своего отчима и авторитетом матери, его жизнь была вольной и обеспеченной, причем сам он для этого не приложил никаких усилий.

Но наступило время, когда Александр пресытился романами и понял, что хочет серьезных отношений. Впервые официальный брак он заключил с Людмилой Гурченко. Их знакомство состоялось в ресторане ВТО. Людочку просто очаровал столичный красавец-кавалер. Встречались они не долго, вскоре зарегистрировали брак. Но долгой и счастливой личной жизни не получилось. Слишком избалованный судьбой Александр продолжал вести прежнюю жизнь – рестораны и веселые компании, а Людмила усердно трудилась. Их брак длился всего 2 года, после чего Гурченко поняла, что это была ошибка и развелась с супругом.

В личной жизни Александра Фадеева было еще два брака. Второй женой артиста стала Натэлла Канделаки. Но и этому браку был отведен недолгий срок, очень быстро они развелись.

Фадеев женится третий раз. Теперь это Надя Сталина, внучка Иосифа Виссарионовича и дочь его сына Василия. Это была последняя жена актера, они прожили вместе до ее смерти. Никто не знает насколько счастливы были супруги, потому что Надя никогда никому не рассказывала о том, что творится в семье. Но судя по характеру Александра, можно не сомневаться, что жизнь у его жены была трудной. В этом браке в 1974 году у Фадеева родилась дочь Анастасия, которая записана по фамилии деда и отца – Сталина. В 1992 году у Анастасии родилась дочка Галя, которую мама записала Фадеевой.

Последние годы

Уже будучи в зрелом возрасте, артист так и не изменил свой образ жизни. Пьянки и гулянки продолжались. У артиста была алкогольная зависимость и суицидальные наклонности.

Избранная фильмография

  • 1965 год - Война и мир
  • 1966 год - Вертикаль
  • 1968 год - Один шанс из тысячи
  • 1974 год - Совесть
  • 1989 год - Мать

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ И МАСС В РОМАНЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.А ФАДЕЕВА

Александр Александрович Фадеев родился 24 декабря 1901 года в деревне Кимры Тверской губернии (ныне Калининская область). Родители, а затем и отчим (отца Фадеев лишился рано) принимали активное участие в революционной борьбе против самодержавия. Преследуемая царским правительством семья Фадеевых в 1908 году переезжает на Дальний Восток, в деревню Саровку, а затем поселяется в живописнейшей Сучанской долине в селе Чугуевке Южно-Уссурийского края. Природа Дальнего Востока с ее грозной суровостью и трепетной красотой воспитывала в чутком юноше чувство прекрасного. А люди, чей труд преобразовывал эту природу и придавал ей особую одухотворенность, рабочие и земледельцы, портовые грузчики и таежные охотники, дровосеки и рыбаки, - были близки сердцу юноши, привыкшего с малых лет уважать людей труда.

«Мы учились на медные деньги своих родителей, - писал он. - Мой отец и мать, фельдшер и фельдшерица в глухой деревне, еще сами обрабатывали землю. Таковы были и мои немногочисленные товарищи по школе. Жизнь рабочих и крестьян была нам близка» В коммерческом училище Владивостока, где несколько лет занимался Фадеев, многие из его друзей были настроены революционно. А его двоюродные братья и их мать - Сибирцевы, в доме которых жил в эти годы Фадеев, связали свою судьбу с революционной борьбой против самодержавия. Будущий писатель горячо и восторженно разделял их свободолюбивые взгляды. И когда на Дальнем Востоке развернулись бои за установление Советской власти, Фадеев в числе многих юношей оказался в гуще революционных событий.

Образы большевиков выведены уже в ранних рассказах Ф. Комиссар Соболь и комендант парохода Селезнев («Против течения») - это стойкие, неуклонно идущие «против течения» большевики, подчиняющие стихию взбунтовавшегося партизанского отряда.

Молодой крестьянин Иван Неретин («Разлив») в напряженной обстановке классовой борьбы обнаруживает все качества мужественного руководителя-большевика, не теряющегося в трудных условиях, умеющего поставить интересы общего дела выше своих личных. Эти два ранних произведения, страдающие известной схематичностью, не лишенные внешних романтических эффектов, явились как бы подготовительной работой к большому роману Фадеева «Разгром», вышедшему в 1927. «Разгром» по праву вошел в железный фонд советской литературы. Центральная проблема романа - проблема партийного руководства в революции - раскрыта в образе командира отряда, коммуниста Левинсона. Создание полноценного образа большевика - Левинсона - и является одной из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

В лице Левинсона Ф. сумел впервые дать полноценную фигуру партийца-вождя, противопоставив ее схематичному образу большевика в «кожаной куртке» «железобетонному пролетарию».

Типическое значение характера Левинсона тем более велико, тем более убедительно, что важнейшие черты большевика выступают здесь в глубоко индивидуальном своеобразии.

Перед читателем раскрывается не только внешнее поведение Левинсона, но и его внутренний душевный мир. Оказывается, что сила Левинсона, большевика-командира, заключается не в отсутствии у него тех слабостей и желаний, которые есть у остальных людей, а в том, что, сознавая свой революционный долг, напряжением воли Левинсон подавляет и преодолевает свои слабости. В этой борьбе противоречивых тенденций раскрывается образ Левинсона.

Большевик-организатор, кровно связанный со своим отрядом, он, опираясь на него, никогда не подчиняется ему, а руководит массой, умея в нужную минуту противопоставить дезорганизованности партизан свою несокрушимую волю.

Реалистичность образа Левинсона, лишенного какой бы то ни было ходульности, подчеркивается отсутствием внешних героических черт, описанием физической слабости этого тщедушного, невзрачного на вид человека.

Рисуя образ Левинсона, Фадеев разрешает проблему пролетарского гуманизма: для спасения отряда Левинсон не останавливается перед жестокими мерами, вплоть до отравления раненого Фролова, но все его поступки, все его взаимоотношения с партизанами в конечном счете определяются подлинной любовью к человеку, ради которого и стремится он к торжеству революции.

Пролетарский гуманизм Левинсона еще резче оттеняется в сравнении с ложным, отвлеченным гуманизмом Мечика, его «гуманистической» фразеологией, за которой скрывается только ограниченное себялюбие.

Имя Мечика стало уже нарицательным для обозначения мелкобуржуазной слабости, дряблости, бесхарактерности, узкого индивидуализма, соединения возвышенных и красивых представлений и фальшивых иллюзий о себе самом с трусостью и подлостью в реальной жизни. Мечику по существу дорог только он сам, его собственная личность.

Защищая в теории высокие принципы гуманности, он в то же время думает только о спасении своей шкуры и в результате предает отряд. Мечик - раб своих слабостей, Левинсон - их властелин. Ценность романа заключается также в изображении и других бойцов партизанского отряда.

2.УЧАСТИЕ ФАДЕЕВА В РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ

Осенью 1918 года семнадцатилетним юношей Фадеев вступает в Коммунистическую партию, верным и славным сыном которой остается всю жизнь. В апреле 1919 года по решению дальневосточной партийной конференции С. Лазо, А. Фадеев, И. Сибирцев и ряд других коммунистов организовывают в Приморской области партизанское движение.

В 1919-1920 годах молодой дальневосточный партизан Булыга (подпольное имя Фадеева) был пламенным агитатором и мужественным бойцом в борьбе против белогвардейцев и иностранных интервентов. Вместе с партизанами будущий писатель совершал длительные переходы по сопкам и таежным тропам, вел большую массово-политическую работу в отрядах и среди местного населения. В задушевных беседах с бойцами он рассказывал о значении Октябрьской социалистической революции, о первых декретах Советского правительства. Принимая непосредственное участие в вооруженной борьбе против врагов революции, Фадеев пристально наблюдает жизнь и быт народа, познает мысли и чувства окружающих его людей, их характеры, неповторимые в своей индивидуальности. Здесь в огне революционных битв рождался писатель, который с полным правом мог сказать: «Как писатель, своим рождением я обязан этому времени. Я познал лучшие стороны народа, из которого вышел. В течение трех лет вместе с ним я прошел тысячи километров дорог, спал под одной шинелью и ел из одного солдатского котелка... Я понял значение партии для судьбы народа и горжусь, что был принят в ее среду»

После разгрома Колчака Фадеев находился на политической работе в Красной Армии. В феврале 1921 года большевики Дальнего Востока избирают его делегатом на X съезд РКП (б), и в марте 1921 года Фадеев впервые попадает в Москву. Когда вспыхнул белогвардейский мятеж в Кронштадте, вместе с другими делегатами съезда. А Фадеев пошел штурмовать неприступную Кронштадтскую крепость, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Хотелось рассказать людям о величии лет гражданской войны и подвигов простых, сдержанно-суровых ее участников.

Материала было много, но из него надо было отобрать главное - то, что определяло сущность событий и поступки людей, пробужденных к новой жизни великой революцией. Однако Фадеев не сразу смог художественно воплотить свой замысел. После выздоровления Фадеев демобилизуется из Красной Армии и поступает учиться в Московскую горную академию. Он мечтал стать инженером и вернуться на Дальний Восток к своим товарищам по оружию - шахтерам Сучана.

В академии он пробыл с 1921 по 1924 год, одновременно работая инструктором Замоскворецкого райкома партии Москвы и секретарем парткома одного из московских заводов. Партийная работа для Фадеева в эти и последующие годы, когда он работал на Кубани и Северном Кавказе, была большой жизненной школой. В 1926 году Фадеев возвратился в Москву; он становится одним из активнейших деятелей советской литературы. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника.

И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма. Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека.

3. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ « РАЗГРОМ»

Действие в романе "Разгром" происходит в партизанском отряде на Дальнем Востоке. Однако хотя герои Фадеева на стороне большевиков, писатель вовсе не вводит в роман их рассуждения о власти, Боге, старой и новой жизни. Весь исторический и культурный контекст ограничивается упоминанием "Миколашки", Колчака, японцев и максима - листов. Главное, что занимает писателя,- изображение самой жизни партизан: мелких и крупных происшествий, переживаний, размышлений. Герои Фадеева вроде бы вовсе не борются за светлое будущее, а живут ближайшими, конкретными интересами. Однако попутно они решают сложные нравственные проблемы выбора, проверяются на прочность внутреннего стержня.

Фадеев Александр Александрович

Александр Александрович Фадеев родился в 1901 году, 24 (10) декабря в небольшом селе Кирмы Тверской губернии.

Его отец, Александр Иванович Фадеев, состоял в Санкт-Петербургской группе народовольцев, за что был арестован. Во время пребывания в тюрьме познакомился со своей будущей женой Антониной Кунц, которая уехала вместе с ним в ссылку.

Саша Фадеев уже в раннем детстве отличался богатым воображением. В четыре года он научился читать и писать. Маленький мальчик с головой уходил в приключенческий мир Джека Лондона, Фенимора Купера, Майна Рида. Семья жила в бедности, однако это не помешало родителям воспитать в Саше доброго, трудолюбивого человека. В 1908 году семейство Фадеевых перебралось в Приморский край.

В 1910 году было решено отправить Александра во Владивосток, к его тетке М. Сибирцевой. Там он получал образование во Владивостокском коммерческом училище, был лучшим учеником, получил даже похвальную грамоту. Посещал литературный кружок. Нехватка денег вынудила будущего писателя уже в 13 лет помимо учебы заняться репетиторством и зарабатывать себе на жизнь.

В доме у Сибирцевой почти каждый день принимали гостей. Разговоры велись в основном о революции, часто упоминались имена Маркса, Энгельса, Ленина. Это повлияло на формирование мировоззрения Фадеева. В 1918 году, не окончив 8-ой класс, Александр бросил учебу и стал членом Коммунистической партии. Для конспирации он была взята фамилия Булыга.

Александр Фадеев принимал активное участие в партизанском движении 1919-1921 гг. на Дальнем Востоке. Дослужился до звания комиссара. Был ранен в боях под Спасском. Революционная и партизанская деятельность имели огромное значение в жизни писателя и были отражены в его произведениях.

После выздоровления Фадеев активно занялся партийной работой и в феврале 1921 г. был избран делегатом на Х Всероссийский съезд РКП(б). Во время работы съезда вспыхнул контрреволюционный мятеж в Кронштадте, и часть делегатов съезда, среди которых был и А. Фадеев, отправились на подавление мятежа. Он снова был тяжело ранен и доставлен в госпиталь. Находясь на лечении, Фадеев начал писать свои первые произведения о гражданской войне на Дальнем Востоке. После выздоровления писатель поступил в Московскую Горную академию, где проучился 2 курса.

Дальнейшую свою жизнь Фадеев полностью посвятил литературной деятельности. Он был одним из руководителей РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей) в 1926 - 1932 гг., председателем правления Союза писателей СССР, вице-президентом Всемирного Совета Мира. Фадеев принял активное участие в разработке теоретических проблем социалистического реализма, выступал как теоретик литературы. Выступления Фадеева касались и развития литературы народов СССР. Также неоднократно выступал от имени Союза писателей СССР и советского народа на международных конгрессах защиты мира.

В начале 20-х гг. Фадеев заинтересовался работой молодых литераторов, объединенных вокруг журналов «Октябрь» и «Молодая гвардия». Первый его рассказ, «Против течения», был опубликован в 1923 г. в «Молодой гвардии». Следующим этапом стало издание в 1927 г. романа «Разгром». В основу романа легла партизанская война на Дальнем Востоке.

В 1930-1936 гг. А. Фадеев написал три части романа-эпопеи «Последний на удэге». Не прекращалась работа и в дальнейшем, однако роман так и не был окончен. Для писателя важно было показать события гражданской войны на Дальнем Востоке, крах старого и возникновение нового уклада жизни, передать чувства людей, переживших революцию и стоящих на пути в светлое будущее.

Во время Великой отечественной войны участвовал в боях под Ленинградом, три дня провел в осажденном городе. Это дало ему повод для создания книги очерков «Ленинград в дни блокады». Также являлся военным корреспондентом Софинформбюро и газеты «Правда». Также занимался редактированием «Литературной газеты» и журнала «Октябрь». Известен также очерк Фадеева «Боец», рассказывающий о подвиге Я. Н. Пандерина, посмертно удостоенного звания Героя Советского Союза.

В 1946 г. издан роман «Молодая гвардия», в основу которого легла деятельность Краснодонской подпольной комсомольской организации во время Великой отечественной войны. Роман подвергся жесткой критике и в 1951 г. был издан еще раз, уже отредактированный.

Последней крупной работой Фадеева стал роман «Черная металлургия», который, однако, так и не был завершен.

Под конец жизни Фадеев разочаровался в своих жизненных целях и идеях. У него развилась глубокая депрессия, появились серьезные проблемы с алкоголем. Ключевым моментом стал ХХ съезд КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина. 13 мая 1956 Александр Фадеев покончил жизнь самоубийством, застрелившись из револьвера.


Министерство образования РБ

ГБОУ СПО Октябрьский нефтяной колледж

им.С.И. Кувыкина

Тема: "Биография Александра Александровича Фадеева"

Выполнил: ст. гр.1Кс-13Васлеев А.А.

Проверила: Хасанова А.В.

Оглавление:

  • Детство писателя
  • Революционная деятельность
  • Жены и дети писателя
  • Фадеев - писатель
  • Болезнь Александра Фадеева
  • Список литературы

Фадеев Александр Александрович

Фадеев Александр Александрович - советский писатель, общественный деятель, Лауреат Сталинской премий I первой степени (1946), руководитель союза писателей СССР, прозаик, критик, теоретик литературоведения. Был награжден двумя орденами Ленина и одним орденом Красного знамени.

Детство писателя

Отец Александр Иванович профессиональный революционер, родился в бедной крестьянской семье, часть своей жизни провел в скитания пока его не посадили в петербургскую тюрьму. Мать Антонина Владимировна Кунц (одна из обрусевших немцев), встретила Александра Ивановича в тюрьме, по просьбе Красного креста, она посещает его как слушательница Петербургских фельдшерских курсов. Александр и Антонина понравились друг другу, даже когда Александру объявили приговор пять лет ссылки в отдаленном северном городке Шенкурске, Антонина поехала с ним и вскоре в июне следующего года они обвенчались.

Александр Фадеев родился в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии 10 или 24 декабря 1901 года. С самого начала своей жизни Александр был очень одаренным ребенком. Из-за стремления к познаниям уже к четырем годам Саша выучил азбуку, самостоятельно овладел грамотой. Очень рано начал читать книжки, его любимыми писателями были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. А также он не только любил читать книги, он поражая своей необъятной фантазией, сочинял собственные истории, сказки и так далее. В дальнейшей жизни Александр очень пристрастился к литературе, например, сотрудничал с рукописными ученическими журналами, помещал туда свои стихи, рассказы, истории, сказки и так далее.

Любовь к труду и уважению друг к другу заложили его родители. Александр Александрович Фадеев кратко описал своё детство: "Мы сами пришивали себе оторванные пуговицы, клали заплатки и заделывали прорехи в одежде, мыли посуду и полы в доме, сами стелили постели, а кроме того - косили, жали, вязали снопы, пололи, ухаживали за овощами в огороде. У меня были столярные инструменты, и я, а особенно мой брат Володя, всегда что-нибудь мастерил. Мы всегда сами пилили и кололи дрова и топили печи. Я с детства умел сам запрячь лошадь, оседлать ее и ездить верхом…".

В 1908 году семья Фадеевых переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский)

Может быть семья и привила все качества воспитанного человека Александру, но, как и каждому любому воспитанному человеку он должен был продолжить образование ведь сельская школа не удовлетворяла данным критериям, поэтому было решено отправить его во Владивосток, к родственнице, так как она была начальницей мужской прогимназии. Так осенью 1910 по 1918 год Александр Александрович Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище. Довольно быстро Саша выбился в лучшие ученики, получая отличные отметки (даже получил похвальную грамоту от дирекции, получал несколько премий за свои сочинения короткие стишки и так далее. Жил он у родственников, чтобы не доставать их материально, сам решил заработать на жизнь, уже 13 лет работал репетиром помогал отстающим ученикам, давая частные уроки, совмещал учебу и работу одновременно.

Однако, несмотря на хорошие отметки, решил стать революционным деятелем. Во Владивостокском училище был подпольный комитет большевиков, Александр выполнял различные поручения комитета. В 17 лет 1918 году вступил в РКП (б) и принял партийный псевдоним Булыга. Стал партийным агитатором. В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан. Дальнейшая жизнь уже связана с революционной деятельностью.

Революционная деятельность

Сблизившись с большевиками, включился в революционную деятельность. Участвовал в партизанском движении против Колчака и войск интервентов (1919 - 1920). После разгрома Колчака - в рядах Красной Армии, в Забайкалье - против атамана Семенова зимой 1920 - 1921 получил ранен.

В 1921 попал в Москву как делегат Всероссийского партийного съезда, вместе с другими делегатами, подавляя Кронштадтский мятеж, был серьезно ранен. Он получил тяжелое ранение и долго пролежал без всякой помощи на льду Финского залива, потеряв много крови. Но врачам в госпитале, куда его затем доставили, удалось спасти ему жизнь. (Стоит отметить, что участие Фадеева в этой военной операции будет отмечено орденом боевого Красного Знамени). В госпитале Александр Фадеев пролежал несколько месяцев. Но времени даром не терял - прочитал гору всяких книг, начиная от произведений утопических социалистов и заканчивая Лениным и Блоком. Там же Фадеев влюбился в одну из медсестер, и хотя его чувство так и осталось неразделенным, в сердце будущего писателя оно оставило след на всю жизнь. Время, проведенное в госпитале, он всегда будет вспоминать как один из самых прекрасных периодов своей жизни". Начал учиться в Московской горной академии, но со второго курса был переведен на партийную работу. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Жены и дети писателя

Фадеев был женат дважды. Первая жена - Валерия Анатольевна Герасимова. О ней мало что известно. С 1936 г. он был женат на Ангелине Иосифовне Степановой (1905-2000 год), актриса МХАТ, народная артистка СССР). Михаил, сын Фадеева от второй жены, был женат на внучке Сталина - Н.В. Сталиной. До встречи с Н. Сталиной женами М. Фадеева были актрисы Л. Гурченко (рожденная 1935 г.; народная артистка СССР) и Л. Лужина (рожденная 1939 г.; заслуженная артистка РСФСР). Дочь А. Фадеева от поэтессы Маргариты Алигер - Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энцесбергер родилась 1943 году. (1943-1991), работала переводчиком, долгое время жила в Англии. 1991 году покончила жизнь самоубийством.

Фадеев - писатель

Произведения Фадеева посвящены изображению революционного движения и борьбы против белогвардейцев и интервентов на Дальнем Востоке. Специфичность художественной манеры Фадеева заключается в обнажении внутреннего мира своих героев, в детальном анализе глубочайших переживаний человека. Одним из средств психологической характеристики является у Фадеев подчеркивание определенной портретной детали, подробное описание жестов, мимики, сопровождающих речь и действия героя, своеобразно поясняющих его внутреннее состояние. К особенностям художественной манеры Фадеев. относятся изображение описываемых явлений, событий не непосредственно от автора, а через восприятие тех или иных действующих лиц, глазами тех или иных героев. Иногда дается как бы двойное изображение явлений с разных позиций, с разных точек зрения. Заслуга Фадеев не только в создании выпуклых, запоминающихся образов отдельных героев, прочно утвердившихся в советской литературе, но и в уменье дать образ массы, образ партизанского отряда, этого живого коллектива, меняющего свой облик в зависимости от условий, обстановки, ситуаций. Несмотря на то, что роман Фадеев в дальнейших изданиях подвергся частичным композиционным переработкам, сокращениям, он носит следы некоторой растянутости и насыщенности.

В 1921 Фадеев начал писать, участвовать в работе молодых литераторов, которые объединились вокруг журналов "Октябрь" и "Молодая гвардия". В "Молодой гвардии" в 1923 был опубликован первый рассказ Фадеева "Против течения". За роман "Молодая гвардия" Фадеев получил премию Ленинского комсомола (посмертно - 1970 год) и Сталинская премия 1946 год.

Роман "Разгром", увидевший свет в 1927, принес писателю признание читателей и критики и ввел его в большую литературу. В романе "Разгром", отразившем личные впечатления Фадеева, участника партизанского движения на Дальнем Востоке, - попытка показать изнутри превращение стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело. Он написан в Краснодаре и Ростове, где Фадеев был на партийной работе. Спустя много лет высокая оценка прозвучала в выступлении В. Быкова, в повестях "Сотников", "Круглянский мост" не без оснований видят спор с "Разгромом". В романе "Разгром", отразившем личные впечатления Фадеева, участника партизанского движения на Дальнем Востоке, - попытка показать изнутри превращение стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело.

Долгие годы он отдал созданию романа-эпопеи "Последний из Удэге". Несмотря на незавершенность, роман занял свое место не только в творчестве А. Фадеева, но и в историко-литературном процессе 1920 - 1950-х. Роман еще не закончен, он охватывает пока период гражданской войны. Однако уже в первых трех частях дан огромный материал из истории пролетарской революции на Дальнем Востоке, описано партизанское движение, борьба против белогвардейцев и интервентов, изображены жизнь и быт племени "удэге", живущего в условиях родового строя, хотя уже распадающегося; создана целая галерея образов - капиталиста Гиммера и его семьи, вождей и рядовых бойцов революции, представителей кулачества и т.д.

Идею своей книги Фадеев взял из книги В.Г. Лясковского и М. Котова "Сердца смелых", изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941-1945) Фадеев садится за написание романа о Красно-донской подпольной организации "Молодая гвардия", действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами. Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Сам Фадеев, создававший свое произведение по горячим следам событий, естественно, этого предугадать не мог. Как правоверный коммунист он находился в плену царившей в те годы в стране идеологии и отступить от нее не имел права. Да и не для того он садился за этот роман, чтобы на его основе выносить суд истории. В чем же он был не прав? Каждый из критиков предъявлял ему свой счет. Иосиф Сталин, который рукописный вариант романа принял с восторгом, после его экранизации воспылал совсем иными чувствами. Он разглядел страшный изъян - полное отсутствие и в книге, и в фильме руководящей роли партии. Получалось, что молодогвардейцы совершали подвиги исключительно по своей инициативе. Сталина это возмутило. Как гласит одна из легенд, однажды он вызвал к себе на дачу Александра Фадеева. Когда тот вошел в кабинет генсека, Сталин сидел за столом и что-то читал. Наконец он поднял глаза на гостя и, смерив его своим колючим взглядом, неожиданно спросил:

Вы, товарищ Фадеев, кто?

Александр Фадеев похолодел. Он явственно почувствовал в этом вопросе какой-то подвох, но какой именно, никак не мог сообразить. Между тем пауза затягивалась, и Фадеев понимал, что его молчание только усугубляет ситуацию. Наконец он ответил:

Я писатель, товарищ Сталин.

Как оказалось, тот ждал именно такого ответа. Потому что он смерил гостя презрительным взглядом и произнес:

Вы говно, товарищ Фадеев, а не писатель. Писатель - это Чехов Антон Павлович, - и Сталин похлопал ладонью по раскрытой книге, которая лежала перед ним на столе. - Мало того, что вы написали беспомощную книгу, вы написали еще идеологически вредную книгу. Вы изобразили молодогвардейцев чуть ли не махновцами. Но разве могла существовать и эффективно бороться с врагом на оккупированной территории организация без партийного руководства? Судя по вашей книге - могла.

Сталин выдержал паузу, видимо, надеясь, что Александр Фадеев сделает попытку защищаться. Но тот молчал, стиснув зубы и сжав кулаки. И тогда Сталин раздраженно махнул рукой и произнес:

Идите и думайте, товарищ Фадеев.

3 декабря 1947 года вышла редакционная статья в газете "Правда" с критикой романа Александра Фадеева "Молодая гвардия". Роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете "Правда", органе ЦК КПСС, фактически от самого Сталина. В ответ Фадеев говорил: "Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел".

Тем не менее писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа "Молодая гвардия". В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП (б) .

Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: "переделываю "Молодую гвардию" на старую…". Фильм "Молодая гвардия" был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.

До конца 1980-х годов роман "Молодая гвардия" воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 гг.

фадеев революционный писатель биография

Общественная и политическая деятельность

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. в 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

1. 1932 году после распада РАПП вошел в Оргкомитет по созданию СП СССР.

2. 1934-1939 год заместитель председателя Оргкомитета.

3. 1939 год секретарь Оргкомитета.

4. 1946-1954 год генеральный секретарь и председатель правления.

5. 1954-1956 год секретарь правления.

6. 1950 год вице-президент Всемирного Совета Мира.

7. 1939-1956 год член ЦК КПСС.

8. 1946 году депутат ВС СССР 2-4-го созывов и ВС РСФСР 3-го созыва.

9. В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором "Литературной газеты", был организатором журнала "Октябрь" и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты "Правда" и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете "Правда" статью "Изверги-разрушители и люди-созидатели", где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В очерке "Боец" он описал подвиг красноармейца Я.Н. Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно. Фадеев писал: "В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом".

Болезнь Александра Фадеева

Медицинское заключение о болезни и смерти было жестоким: "А.А. Фадеев в течение многих лет страдал прогрессирующим недугом - алкоголизмом. За последние три года приступы болезни участились и осложнились дистрофией сердечной мышцы и печени. Он неоднократно лечился в больнице и санатории (в 1954 г. - четыре месяца, в 1955 г. - пять с половиной месяцев и в 1956 г. - два с половиной месяца).

Последние годы жизни Илья Эренбург писал о нём

"Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего".

Он же в 1948 году просил о том, чтобы выделить большую сумму из фондов СП СССР для оставшегося без копейки М.М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б.Л. Пастернака, Н.А. Заболоцкого, Л.Н. Гумилёва, несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение А.П. Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. Это и стало причиной болезни Александра-алкоголизм.

В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М.А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС. Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда КПСС конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому - Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками.

13 мая 1956 года на своей даче в поселке Переделкино, Александр Александрович Фадеев застрелился из револьвера. Основная причина самоубийства алкоголизм. Но в действительности за две недели до своего самоубийства А.А. Фадеев бросил пить, "примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям".

Предсмертное письмо Фадеева в ЦК КПСС впервые было опубликовано 20 сентября 1990 г. в еженедельнике ЦК КПСС "Гласность". Привожу полный его текст:

"Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. Лучшие кадры литературы - в числе, которое даже не снилось царским сатрапам, физически истреблены или погибли, благодаря преступному попустительству власть имущих; лучшие люди литературы умерли в преждевременном возрасте; все остальное, мало-мальски способное создавать истинные ценности, умерло, не достигнув 40-50 лет.

Литература - это святая святых - отдана на растерзание бюрократам и самым отсталым элементам народа, и с самых "высоких" трибун - таких как Московская конференция или XX партсъезд - раздался новый лозунг "Ату ее!" Тот путь, которым собираются исправить положение, вызывает возмущение: собрана группа невежд, за исключением немногих честных людей, находящихся в состоянии такой же затравленной и потому не могущих сказать правду, - выводы, глубоко антиленинские, ибо исходят из бюрократических привычек, сопровождаются угрозой, все той же "дубинкой".

С каким чувством свободы и открытости мира входило мое поколение в литературу при Ленине, какие силы необъятные были в душе и какие прекрасные произведения мы создавали и еще могли бы создать!

Нас после смерти Ленина низвели до положения мальчишек, уничтожили, идеологически пугали и называли это - "партийностью". И теперь, когда все это можно было бы исправить, сказалась примитивность, невежественность - при возмутительной доле самоуверенности - тех, кто должен был бы все это исправить. Литература отдана во власть людей неталантливых, мелких, злопамятных. Единицы тех, кто сохранил в душе священный огонь, находятся в роли париев и - по возрасту своему - скоро умрут. И нет никакого стимула в душе, чтобы творить.

Созданный для большого творчества во имя коммунизма, с шестнадцати лет связанный с партией, с рабочими и крестьянами, одаренный богом талантом незаурядным, я был полон самых высоких мыслей и чувств, какие только может породить жизнь народа, соединенная с прекрасными идеалами коммунизма.

Но меня превратили в лошадь ломового извоза, всю жизнь я плелся под кладью бездарных, неоправданных, могущих быть выполненными любым человеком, неисчислимых бюрократических дел. И даже сейчас, когда подводишь итог жизни своей, невыносимо вспоминать все то количество окриков, внушений, поучений и просто идеологических порок, которые обрушились на меня, - кем наш чудесный народ вправе был бы гордиться в силу подлинности и скромности внутренней глубоко коммунистического таланта моего. Литература - это высший плод нового строя - унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти - невежды.

Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из этой жизни.

Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение трех лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять.

Вопреки последней воле - быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище".

Список литературы

1. http://www.hrono.ru/biograf/bio_f/fadeev_aa. php

2. http://bibliofond.ru/view. aspx? id=54700#1

3. http://to-name.ru/biography/aleksandr-fadeev. htm

4. http://www.km.ru/referats/2D564B51EDFE4FFAA558BB73445A64EB#

5. http://ru. wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B5%D0%B2,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Подобные документы

    Жизненный путь Александра Фадеева. Активное участие Фадеева в революционном движении. Образы большевиков в его ранних произведениях. Создание полноценного образа большевика Левинсона - одна из крупнейших побед искусства социалистического реализма.

    реферат , добавлен 30.04.2009

    Детство и юность русского писателя Александра Грина. Скитания и революционная деятельность (1896-1906). Первый рассказ писателя "Остров Рено". Особенные герои Грина - романтически настроенные люди, которым дано счастье делать чудеса. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Биография известного американского писателя Э. Хемингуэя: детство, школьные годы, работа полицейским репортером. Служба в армии, возвращение домой. Краткий и насыщенный стиль романов и рассказов писателя. Последние годы жизни, библиография произведений.

    презентация , добавлен 06.11.2010

    Биография Снегина Дмитрия Фёдоровича - советского писателя, кинодраматурга, Народного писателя Казахской ССР. Его служба в армии и участие в Великой Отечественной войне. Послевоенная деятельность писателя, творчество, награды и увековечение памяти.

    презентация , добавлен 15.05.2016

    История создания романа советского писателя Александра Фадеева "Молодая гвардия" (1946). Идеологическое значение книги. Реально существовавшие люди - главные герои сочинения: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Любовь Шевцова, Иван Земнухов и Сергей Тюленин.

    презентация , добавлен 13.04.2014

    Творческий путь известного английского писателя Д. Свифта, его легендарные произведения, их политическая тематика. Общественная деятельность Свифта, отражение в его рассказах разочарования результатами буржуазной революции. Анализ произведений автора.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    Биография Н.В. Гоголя: детские годы писателя, родители, домашнее образование, обучение в Полтавском уездном училище и Неженской гимназии высших наук. Творческая деятельность писателя. Произведения, которые принесли Гоголю литературную известность.

    презентация , добавлен 28.01.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления известного американского поэта периода "поэтического возрождения" Карла Сэдберга, начало его пути. Анализ самых известных произведений Сэдберга, их своеобразие. Политическая деятельность поэта.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2009

    Детство и юношеские годы известного русского писателя А.И. Куприна. Первые произведения писателя и начало его литературной деятельности. Потрясение Куприна после Очаковского восстания. Литературные достижения и успехи, последние годы жизни Куприна.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Биография писателя Александра Ивановича Куприна. Репортерская работа в местных и провинциальных газетах "Киевское слово", "Киевлянин", "Волынь". Издание очерков "Киевские типы" и рассказов "Миниатюры". Участие писателя в политической жизни страны.

Молодость

Александр Фадеев родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). Был крещён в кимрском Покровском соборе. С самого детства рос одарённым ребёнком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой - наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон , Майн Рид, Фенимор Купер .

В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), в 1912 поселилась в селе Чугуевка, где прошло детство и юность Фадеева.

С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском Коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.

Революционная деятельность

Ещё учась во Владивостокском коммерческом училище, выполнял поручения подпольного комитета большевиков.

В 1918 году вступил в РКП(б) и принял партийный псевдоним Булыга . Стал партийным агитатором.

В 1919 году вступил в Особый Коммунистический отряд красных партизан.

В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. Занимал посты: комиссар 13-го Амурского полка и комиссар 8-й Амурской стрелковой бригады.

В 1921-1922 годах учился в Московской горной академии.

В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б), принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Творчество

Начало литературной деятельности

Своё первое серьёзное произведение - повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-1923 годах. В 1925-1926 годах в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание, но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем. Один из лидеров РАППа.

Дальнейшая литературная работа

Действие ранних произведений - романов «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика «Разгрома» относится к вопросам руководства партией, в романе показана классовая борьба, становление советской власти. Главные герои - это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-1941, не закончен).

Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.

«Писательский министр», как называли Фадеева, в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Чёрная металлургия» остался незавершённым. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа.

Роман «Молодая гвардия». Правда и вымысел

Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году.В 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной нацистской Германией территории, многие члены которой были уничтожены нацистами.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечёно несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия».А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»

Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина.

Фадеев объяснял:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б).Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…».

Фильм «Молодая гвардия» был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.

До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950-1980 годов.

Общественная и политическая деятельность

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. В 1926-1932 годах был одним из организаторов и идеологов РАПП.

В Союзе писателей СССР:

  • 1932 году входил в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП;
  • 1934-1939 - заместитель председателя оргкомитета;
  • 1939-1944 - секретарь;
  • 1946-1954 - генеральный секретарь и председатель правления;
  • 1954-1956 - секретарь правления.

Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-1956); на XX съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат ВС СССР 2-4-го созывов (с 1946 года) и ВС РСФСР 3-го созыва.

Полковник (1942), бригадный комиссар (1941).

В 1942-1944 годах Фадеев работал главным редактором «Литературной газеты», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

Общественная позиция. Последние годы

Стоя во главе Союза писателей СССР, Александр Фадеев проводил в жизнь решения партии и правительства по отношению к своим коллегам: М. М. Зощенко, А. А. Ахматовой , А. П. Платонову. В 1946 году после доклада А. А. Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор.

В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков»(?), эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом».Осенью 1949 года участвовал в травле в прессе Бориса Эйхенбаума и других работников ЛГУ.

Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза писателей СССР для оставшегося без средств к существованию М. М. Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Б. Л. Пастернака , Н. А. Заболоцкого, Л. Н. Гумилёва, несколько раз передавал деньги на лечение А. П. Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои. Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».

Илья Эренбург писал о нём:

Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.

Хрущевской оттепели Фадеев не принял. В 1956 году с трибуны XX съезда КПСС деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жёсткой критике М. А. Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС.Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда КПСС внутренний конфликт Фадеева обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому: «Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками».

Самоубийство

13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм. В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов). В соответствии с последней волей писателя (быть похороненным рядом с матерью) его похоронили на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:

Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено.<…>Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.

Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956
(Известия ЦК КПСС. - 1990. - № 10. - С. 147-151)

Исследователи указывают на странные обстоятельства вокруг самоубийства писателя.

Личная жизнь

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами. Отец - Александр Иванович Фадеев (1862-1917), мать - Антонина Владимировна Кунц (1873-1954).

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) - Ангелина Иосифовна Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и М. И. Алигер: Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энценсбергер (покончила с собой 06.10.1992.).

Награды

  • два ордена Ленина (31.01.1939; 23.12.1951)
  • орден Красного Знамени (1922)
  • медали
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за роман «Молодая гвардия»,
  • премия Ленинского комсомола (1970 - посмертно ) - за роман «Молодая гвардия».

Память

Мемориальная доска на здании памятника культуры «Большая сибирская гостиница» (Башкортостан, Уфа, улица Карла Маркса , 14 / улица Коммунистическая, 43), где 12 апреля 1932 года состоялось выступление Александра Фадеева

Именем Фадеева названы:


Библиография

  • «Разлив» (повесть)
  • «Рождение Амгуньского полка» (рассказ) - экранизация Против течения (1981)
  • «Один в чаще» (рассказ; глава из начатой, но недописанной повести «Таёжная болезнь»)
  • «Землетрясение» (рассказ)
  • «О бедности и богатстве» (рассказ)
  • «Разгром» (1926, роман) - экранизации «Разгром» (1931, немой фильм) и «Юность наших отцов» (1958)
  • «Столбовая дорога пролетарской литературы» Л., 1929
  • «Последний из Удэге» (роман-эпопея, целиком написаны 2 тома, 3-й том не окончен)
  • «Ленинград в дни блокады»
  • «Молодая гвардия» (1945, 2-я ред 1951) экранизация 1948
  • «За тридцать лет» (сборник статей и публицистики)
  • «Чёрная металлургия» (написано 8 глав; не окончен)