Семья и Дети

Биография федора тютчева кратко самое главное. Краткая биография, жизнь и творчество Ф.И

Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева. О. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянсхой семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано - уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату».

После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился - по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, -

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день - настала ночь;

Пришла - и, с мира рокового

Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами -

Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Зенит!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был -

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, го передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Зенит!»:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими - и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба

Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению это-го образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос… Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты - сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу… Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы: Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальный гул…

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

… Чувства мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий - божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева - это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Творческий путь Ф.И. Тютчева охватывает более полувека. За это время поэт написал не так уж много — около 300 стихотворений, которые помещаются в одной книге. Но эта книга, как справедливо заметил поэт А.А. Фет, перевешивает множество томов…

Историки литературы часто называют Тютчева «поздним романтиком». Приверженность поэта к романтизму во многом объясняется более чем двадцатилетним пребыванием за границей, обусловившим его оторванность от отечественной литературной и культурной жизни. По возвращении на родину Тютчев ощущал себя «обломком» прошлой эпохи и «последышем» поколения, которое уже сходило с авансцены отечественной культуры.

Творчество поэта отчетливо делится на два этапа: 20-40-е и 50-60-е гг. ХIX в.

Первый период протекал под знаком осмысления лирического «я» в мироздании. Даже в стихотворениях любовной тематики чувства лирического героя «вписывались» в картину Вселенной. Исследователи отмечают связь тютчевской поэзии этой поры с идеями русских «любомудров» (членов одноименного философского кружка и представителей соответствующего философского течения в русской поэзии), с основополагающими концепциями немецкого философа Ф. В. Й. Шеллинга и художественным опытом немецкого поэта-романтика Г. Гейне. Материал с сайта

Второй период тютчевского творчества характеризовался углубленным исследованием внутреннего мира человека. Одним из главных достижений этого этапа стал «денисьевский цикл».

Основную часть тютчевской лирики образуют стихи философского, пейзажно-философского и любовного плана. Однако перу поэта принадлежат также образцы гражданско-политической лирики и написанные «по поводу» емкие лирические миниатюры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • второй период творчества (50- 60-е гг.) достоевского
  • тютчев о творчестве
  • книги о творчестве тютчева
  • творчество тютчева краткое
  • сочинение тютьчев творчиства

1. Краткая биографическая справка.
2. Философское миросозерцание поэта.
3. Любовь и природа в поэзии Тютчева.

Ф. И. Тютчев родился в 1803 году в родовитой дворянской семье. Мальчик получил хорошее образование. Интерес к поэзии у Тютчева проявился достаточно рано — уже в 12 лет он успешно переводил древнеримского поэта Горация. Первым опубликованным произведением Тютчева стало вольное переложение «Посланий Горация к Меценату». После окончания Петербургского университета Тютчев поступил на дипломатическую службу. В качестве чиновника русской дипломатической миссии он был направлен в Мюнхен. Нужно отметить, что Тютчев в общей сложности провел за границей более 20 лет. Он дважды женился — по любви, причем и предшествующие браку отношения, и последующая семейная жизнь Тютчева складывались довольно драматично.

Карьерный рост Тютчева, получившего должность дипломатического посланника и звание камергера, прекратился по вине самого поэта, который в период бурного увлечения баронессой Э. Дернгейм, ставшей его второй супругой, он на некоторое время самовольно отставил службу, да еще потерял доверенные ему документы. Получив отставку, Тютчев некоторое время еще жил за границей, но через несколько лет все же вернулся на родину. В 1850 году он познакомился с Е. Денисьевой, которая была в два раза моложе его и которая вскоре стала его возлюбленной. Эта связь продолжалась 14 лет, до самой смерти Денисьевой; в то же время Тютчев сохранил самые нежные чувства к своей жене Элеоноре. Любовь к этим женщинам нашла отражение в творчестве поэта. Тютчев скончался в 1873 году, после того, как потерял нескольких близких людей: брата, старшего сына и одну из своих дочерей.

Что же такого привнес в поэзию этот человек, что его Стихи обессмертили его имя? Литературоведы пришли к выводу, что Тютчев ввел мотивы и образы, которые до него практически не использовались в поэзии XIX века. В первую очередь это вселенский, космический охват мировосприятия поэта:

Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, —
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.

Подобный масштаб впоследствии будет нередко находить отражение в творчестве поэтов XX века. Но Тютчев жил в XIX, таким образом, в чем-то он предвосхитил развитие поэтических тенденций, заложил основы новой традиции.

Интересно отметить, что для Тютчева такие философские категории, как бесконечность и вечность, являются близкими и ощутимыми реалиями, а не абстрактными понятиями. Человеческий страх перед ними проистекает от невозможности рационалистически постичь их сущность:

Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и, с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

Однако Тютчев конечно же является наследником поэтической традиции, сложившейся до него. Например, стихотворения «Цицерон», «Silentium!» написаны в ораторско-дидактическом стиле, который широко применялся в XVIII веке. Нужно отметить, что в этих двух стихотворениях раскрываются некоторые важные элементы философского мировосприятия поэта. В стихотворении «Цицерон» Тютчев обращается к образу древнеримского оратора, чтобы подчеркнуть преемственность исторических эпох и провести идею, что наиболее интересными являются переломные моменты истории:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был —
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил!

Свидетель крупных исторических событий расценивается Тютчевым как собеседник богов. Лишь они могут понять глубокие переживания творческой души. Что касается людей, то передать им свои мысли и чувства крайне сложно, более того, нередко этого не следует делать, о чем поэт пишет в стихотворении «Silentium!»:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.

Использование мифологических образов в поэзии Тютчева также основано на традиции, уже существовавшей в русской литературе. Причудливый мир мифа позволяет поэту абстрагироваться от повседневности, почувствовать сопричастность с некими таинственными силами:

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба
Смеясь, на землю пролила.

Нужно обратить внимание на композицию стихотворений Тютчева. Нередко они состоят из двух взаимосвязанных частей: в одной из них поэт дает что-то а, вроде зарисовки, показывает тот или иной образ, а другая часть посвящена анализу и осмыслению этого образа.

Для поэтического мира Тютчева характерна ярко выраженная двуполюсность, которая является отражением его философских воззрений: день и ночь, вера и безверие, гармония и хаос... Этот список можно было бы продолжать долго. Наиболее выразительно противопоставление двух начал, двух стихий в любовной лирике Тютчева. Любовь в стихах Тютчева предстает то как «поединок роковой» двух любящих сердец, то как смешение, казалось бы, несовместимых понятий:

О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Природа в лирике Тютчева неразрывно связана с внутренней жизнью лирического героя. Отметим, что Тютчев нередко показывает нам не просто картины природы, но переходные моменты — сумерки, когда еще не совсем погас свет и не наступила полная темнота, осенний день, еще живо передающий очарование минувшего лета, первую весеннюю грозу... Как и в истории, так и в природе, поэту более всего интересны именно эти «пороговые», переломные этапы:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул —
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул...

Тема «смешения», взаимопроникновения, нередко звучит и в тех строках, которые посвящены восприятию природы человеком:

Час тоски невыразимой!..
Все во мне и я во всем!..
...Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Для восприятия природы Тютчевым, как и для всей лирики поэта, характерна полярность, двойственность. Природа может представать в одном из двух обличий — божественной гармонии:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!..

или стихийного хаоса:

О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..

Природа для Тютчева — это огромное живое существо, наделенное разумом, с которым человек вполне может найти общий язык:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Биография и эпизоды жизни Федора Тютчева. Когда родился и умер Федор Тютчев, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Федора Тютчева:

родился 23 ноября 1803, умер 15 июля 1873

Эпитафия

«А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом!»
Из стихотворения Николая Рубцова, посвященного Тютчеву

Биография

Он сделал блестящую государственную карьеру, что не помешало ему стать одним из величайших русских поэтов XIX века и мастером лирического пейзажа. Биография Федора Тютчева - биография человека, служившего своей стране верой и правдой, и также искренне и талантливо он служил другому своему призванию - поэзии.

Отец Тютчева был поручиком гвардии, мать - происходила из старинного дворянского рода Толстых. Маленькому Федору дали хорошее домашнее образование - уже к 13 годам он владел латынью и древнегреческим. Мальчику было уготовано хорошее будущее - учеба в Московском университете, а затем государственная служба. Молодой и способный юноша быстро продвигался по карьерной лестнице - вскоре после окончания учебы его направили в Мюнхен в составе Российской дипломатической миссии. Параллельно со службой Тютчев занимался литературным творчеством. Писать стихи он начал еще ребенком, а уже к 20 годам его произведения стали отличаться оригинальностью - Тютчев сумел соединить традиции русской оды и европейского романтизма. За время службы за границей Тютчев получил звание камергера, затем статского советника и, наконец, был назначен старшим секретарем посольства в Турине. Перерыв в работе пришлось сделать из-за личной трагедии Тютчева - умерла его жена, чье здоровье сильно подорвало кораблекрушение, в которое она попала вместе с детьми, направляясь к мужу. Потеря жены, его верного друга и матери его детей, стала для поэта потрясением. Некоторое время он прожил за границей, после чего вернулся в Россию, где возобновил службу в МИД. За несколько лет до смерти Тютчев был произведен в тайные советники, что считалось очень высоким государственным постом - эту должность он получил благодаря своей дипломатичности и мудрости.

Последние годы жизни Тютчев много писал, создав большое число стихотворений на политическую и любовную тематики. За полгода до смерти Тютчева частично парализовало, что привело к сильным головным болям. Вскоре его хватил сильный удар, парализовавший всю левую половину тела. Спустя несколько месяцев Тютчев скончался, причиной смерти Тютчева стали последствия перенесенного им инсульта. Похороны Тютчева прошли 18 июля 1873 года, могила Тютчева находится на кладбище Новодевичьего монастыря.

Любимые женщины Тютчева — Элеонора Ботмер, Эрнестина Пфеффель и Елена Денисьева (слева направо)

Линия жизни

23 ноября 1803 г. Дата рождения Федора Ивановича Тютчева.
1817 г. Посещение историко-филологического факультета Московского университета в качестве вольного слушателя.
1818 г. Зачисление в Московский университет.
1819 г. Член Общества любителей российской словесности.
1821 г. Окончание университета, служба в Коллегии иностранных дел.
1826 г. Женитьба на Элеоноре Петерсон.
21 апреля 1829 г. Рождение дочери Анны.
1834 г. Рождение дочери Дарьи.
1835 г. Рождение дочери Екатерины.
1837 г. Работа старшим секретарем посольства в Турине.
1838 г. Смерть жены Тютчева.
1839 г. Уход с государственной службы, переезд за границу, женитьба на Эрнестине Пфеффель.
1840 г. Рождение дочери Марии.
1841 г. Рождение сына Дмитрия.
1844 г. Возвращение в Россию.
1845 г. Возвращение на службу в Министерство иностранных дел.
1846 г. Рождение сына Ивана.
1848 г. Получение должности старшего цензора.
1851 г. Рождение дочери Елены от отношений с Еленой Денисьевой, любовницы Тютчева.
1854 г. Выход первой книги Тютчева.
1858 г. Вступление в должность председателя комитета иностранной цензуры.
1860 г. Рождение сына Федора от отношений с Денисьевой.
1864 г. Рождение сына Николая от отношений с Денисьевой, смерть Елены Денисьевой.
1865 г. Смерть дочери Елены и сына Николая.
1870 г. Смерть сына Дмитрия.
15 июля 1873 г. Дата смерти Тютчева.
18 июля 1873 г. Похороны Тютчева.

Памятные места

1. Усадьба Овстуг, где родился Тютчев и где сегодня находится музей-заповедник Тютчева.
2. Усадьба Мураново, родовая усадьба Тютчева, где сегодня находится музей Тютчева.
3. Московский государственный университет им. М. Ломоносова, который окончил Тютчев.
4. Дом Тютчева, где он жил в 1805-1810 гг. в Москве (усадьба графа Ф. А. Остермана).
5. Дом Тютчева в Москве, где он жил в 1810-1821 гг.
6. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1822-1828 гг.
7. Дом Тютчева в Мюнхене, где он жил в 1842-1844 гг.
8. Памятник Тютчеву в Брянске.
9. Памятник Тютчеву в Мюнхене в «Саду поэтов».
10. Новодевичье кладбище, где похоронен Тютчев.

Эпизоды жизни

По рассказам очевидцев, сидя у гроба почившей первой жены, Тютчев поседел за одну ночь. Но, поговаривали злые языки, поседел он не от горя, а от того, что раскаивался перед женой в своей любовной измене. Через год после смерти первой жены Тютчев женился на своей любовнице, с которой у него были отношения последние годы его первого брака. Но и эта связь не стала для поэта последней. Так, его роман с Еленой Денисьевой продлился несколько лет, до самой ее смерти. Денисьева родила поэту троих детей, двое из которых скончались за несколько лет до смерти Тютчева, что также стало для него тяжелой трагедией.

И все же Тютчева сложно было назвать жестоким изменщиком - он одинаково сильно любил и свою жену, и любовницу, и не мог себе представить жизни без каждой из них. Своей жене, которую он считал святой, уже во время отношений с Денисьевой Тютчев как-то написал: «Сколько достоинства и серьезности в твоей любви - и каким мелким, и каким жалким я чувствую себя сравнительно с тобою!.. Чем дальше, тем больше я падаю в собственном мнении, и, когда все увидят меня таким, каким я вижу себя, дело мое будет кончено».

Тютчев пережил свою любовницу на девять лет, а его вторая жена пережила мужа — на двадцать с лишним. Именно Эрнестине Пфеффель общество сегодня должно быть обязано за то, что обладает тютчевским наследием. Тютчев никогда не относился к себе серьезно как к литератору, стихи были для него способом сублимации его личных переживаний, а публицистические статьи - результатом его размышлений о судьбе России. После смерти Тютчева его жена собрала и переписала все стихотворения и статьи мужа, даже те, что были посвящены Денисьевой, тем самым их сохранив.

Завет

«Мысль изреченная есть ложь».


Документальный фильм из цикла «Гении и злодеи» памяти Тютчева

Соболезнования

«Тютчев был представитель истинной и изысканной культуры: тип, и в то время редкий по ценности своей, а в наши дни не существующий. В нем, в его культурности, жила глубокая наследственность - рядом с славянской - наследственность латинская, германская. Тютчев, конечно, самый культурный из всех наших поэтов. Даже в Пушкине чувствую это меньше, чем в Тютчеве».
Князь Сергей Волконский, театральный деятель, режиссер, критик

«Еще одним умным, характерным, оригинальным человеком стало у нас меньше. Потеря чувствительная на нашем роковом безлюдье! Федор Иванович Тютчев скончался на 70-м году от роду, в Царском селе, июля 15-го, после нескольких ударов, постигших его в продолжение последнего времени. Кто не знал в Петербурге и Москве, в высших и образованных кругах, Федора Ивановича Тютчева?»
Михаил Погодин, историк, коллекционер

«Милый, умный, как день умный Федор Иванович, прости - прощай!»
Иван Тургенев, русский писатель


Фёдор Иванович Тютчев появился на свет в поместье Овстуг Орловской губернии. Детские годы прошли в Овстуге, а юношеские лета - в Москве.

Его домашним учителем был поэт Семён Раич, который познакомил ученика с творениями литераторов всего мира и одобрявший его первые опыты на литературном поприще. Фёдор изучал поэзию Древнего Рима, латынь и в двенадцатилетнем возрасте успешно переводил оды Горация.

Самым первым произведением Тютчева, вышедшим в свет, стала публикация 1819 года переложения оды «Послание к Меценату». Вскоре Фёдор Иванович поступил в Московский университет на словесное отделение и принял участие в его литературной жизни. По окончании университета в 1821 году, Тютчев получил степень кандидата словесных наук, а в 1822 году стал служить в Коллегии иностранных дел. Затем его назначили чиновником в Мюнхене, и в течение 22 лет поэт посещал Родину лишь наездами.

В это время его связь с литературной жизнью в России надолго прерывается.

Мюнхен во время службы в нём Тютчева мог носить статус культурного и политического центра страны. Этот город приводил в восторг, способствовал расширению знаний в области истории, философских наук, иностранных языков. Круг знакомых Тютчева составляют знаменитый философ и идеалист Фридрих Шеллинг, немецкий поэт и критик Генрих Гейне. Поэт переводит стихи Иоганна Гёте, Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира.

Известность пришла к Фёдору Ивановичу Тютчеву вместе с опубликованием 24 произведений, написанных в Германии, в журнале Александра Сергеевича Пушкина «Современник».

В 1826 году Фёдор Иванович связал свою судьбу с Элеонорой Петерсон, которая была вдовой русского дипломата.

Брак был заключён по лютеранскому обычаю, а не по-православному, так как подобный ритуал венчания дипломатического чиновника за границей требовал продолжительных хлопот. Обвенчались они в 1829 году в греческой православной церкви. Вскоре Элеонора Фёдоровна, у которой уже было четверо детей, родила Тютчеву трёх дочерей.

1833 год даёт начало роману Тютчева с красивой женщиной Эрнестиной Дернберг. Чтобы избежать скандала и различных слухов, поэт переводится секретарём в Турине. Тут он и пережил смерть жены. За одну ночь поэт поседел. Горькие воспоминания об Элеоноре Тютчевой отразились в его произведениях.

Горечь жизненных обстоятельств не погасила пылкие чувства Фёдора Ивановича к Эрнестине Дернберг. В 1839 году, забрав ключи от русского посольства, Тютчев поехал в Швейцарию, дабы обвенчаться с возлюбленной. Служебный проступок не мог позволить дипломатической службе Фёдора Ивановича продолжаться. Подав в отставку, он стал жить в Мюнхене. На протяжении ещё пяти лет, Тютчев не имел никакого официального положения и упорно искал возможность возвращения на службу.

Осенью 1844 года Фёдор Иванович вместе со своей семьёй возвращается на Родину. С 1858 года являлся председателем комитета цензуры, где разными способами стремился умалить гнёт цензуры.

Возвратясь в Россию, Тютчев испытывает новый творческий взлёт. В 1849-1852 годах он создаёт множество стихотворений.

Поэзия Тютчева насчитывает более 400 стихов. Тема природы – одна их самых распространённых в лирике поэта. Так, пейзажи, динамичность, многоликость природы показаны в таких стихотворениях Тютчева, как «Осень», «Весенние воды» и многих других.

Любовь также является важной тематикой лирики Тютчева. Чувственность, нежность, страсть, напряжённость проявляются в его стихах. Любовь представлена поэтом в стихах из «денисьевского» цикла.

1850 год ознаменовался знакомством поэта с воспитательницей Смольного института Еленой Александровной Денисьевой. Этот открытый четырнадцатилетний роман вызвал сильную общественную травлю. Основной груз осуждения выпал на долю впечатлительной женщины. Денисьева умерла, не сумев справиться с предназначенными ей тяжёлыми испытаниями. Она оставила Фёдору Ивановичу троих детей.

1865 году поэту выпало смириться с утратой двоих детей и матери. Позже Тютчеву доводится пережить череду смертей любимых людей. Он похоронил сына и дочь, своего единственного брата.

Беды сломили поэта, здоровье ухудшилось, а 15 июня 1873 года Фёдор Иванович умер в Царском селе. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.