Разное

Боб марли кто он такой. Боб марли - биография, информация, личная жизнь

Родился Боб Марли в ямайской деревне Найн-Майлс. Музыкой интересовался с детства, а после переезда в Кингстон стал развивать свои способности. Окончив школу, пошел работать слесарем. А в свободное время вместе Невиллом Ливингстоном и Джо Хиггсом занимался музыкой.

Первая песня в биографии Боба Марли была записала в 16 лет – «Judge Not». Затем в 1963 он организовал группу «The Wailers», музыка которой стала очень популярна в Ямайке. Но уже в 1966 группа распалась. После недолгой работы в США Марли вернулся на родину и восстановил группу.

Международная известность, наконец, пришла к «The Wailers» в 1972, когда был заключен контракт с компанией «Island Records» и вышел альбом «Catch A Fire». А в следующем году группа начала гастролировать по США. После того, как группу покинуло несколько участников, Марли дополнил состав женским трио и изменил название (на «Bob Marley And The Wailers»).

После мировых гастролей и громадной популярности биография Боба Марли стала известна как одного из лидирующих исполнителей в стиле регги (хотя группа играла также в стилях ска, фьюжн, калипсо). Также Марли поддерживал движение панафриканизма, был участником общественного движения растафарианства. Скончался Боб Марли от злокачественной опухоли 11 мая 1981 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Жители Ямайки говорили о Бобе Марли:

«У меня не хватает слов, чтобы рассказать, сколько хорошего Боб Марли сделал для Ямайки и для всего мира. Об этом может рассказать только всевышний»

«Боб Марли был, несомненно, королем регги»

«Он научил нас всему, что мы знаем»

«Боб… он повлиял на всех нас»

Когда Бобу Марли исполнилось пять лет, мать Седелла увезла его в Кингстон, с надеждой на то, что жизнь там будет благополучнее. Они жили вместе с семьей Ливингстон, и Боб подружился с их сыном Банни (Bunny Livingston). Мальчики увлеклись музыкой, осваивали новые ритмы. Музыка позволяла друзьям забыть о насилии и нищете, царивших в Кингстоне. Вскоре Боб, благодаря своей чуткости, понял, что ему удается через песни и музыку выражать чужие страхи и заботы. В своих песнях он рассказывал притчи - это были послания веры и своего рода предупреждения. Его песни часто восхваляли растафарианскую веру, но еще чаще они рассказывали о радостях, бедах и мечтах всего человечества - Боб считал всех людей братьями, в независимости от их цвета кожи.

Отец Боба жил в этом доме, здесь он встречался с женщинами. Он был белым, англичанином. Он следил за демобилизованными солдатами и людьми, которые работали на их поле и в горах. Его любили, он был приятным человеком.

Стико, друг Марли, показывает дом Боба: «Он жил здесь когда ему было 16-17 лет. Он родился в этом доме и прожил здесь несколько лет перед тем как переехать в Кингстон». Боб ел только из традиционной ямайской посуды (калабах), спал на узкой кровати. Боб не был похож на других музыкантов города, в отличие от них он знал о жизни за пределами города. Люди, которые провели жизнь в городских стенах, не знали о времени и о природе того, что знал Боб. В этом было его преимущество над всеми остальными музыкантами. В районе Тренчтаун по-прежнему царит музыка, именно поэтому Тренчтаун так вдохновлял Боба на написание музыки. Здесь люди живут музыкой, дышат ею.

«Боб был особенным, а все особенное всегда кажется странным. Он стал частью Тренчтауна, он вдохновляет нас добиваться лучшего. Боб показал людям Тренчтауна, что есть лучшая жизнь. Благодаря его песням мир узнал, что здесь живут неплохие люди, Боб воспел нас, жителей трущоб, показал, что в трущобах есть что-то хорошее. Мы гордимся Бобом» - говорят жители Тренчтауна.

Из Тренчтауна Боб переселился в Булл-Бей, Кингстон (Bull Bay, Kingston), здесь он познакомился с Гэби, который помог Бобу освоиться здесь. Сначала Марли жил в Кол-Корнел, на холме, затем переехал в другой дом, где позже поселился с Джадемор. Боб, Джадемор и Банни жили здесь. Они дружили с одним парнем по имени Джон Марке.

Зигги Марли: «Мой отец повлиял на жителей Ямайки больше, чем кто-либо другой. Его влияние было и в самой музыке, и в жизни. Отец показал нам тот свет, к которому нужно стремиться. Он призывал нас не сходить с этого пути. И мы все больше убеждаемся в том, насколько он был прав. Мы решили пойти по стопам отца. Когда мы нашли сумму денег, достаточную для того чтобы купить необходимое оборудование для записи музыки, мы отремонтировали студию, где записывался мой отец и начали работать там. В этой студии особенная атмосфера, хорошая энергетика».

Детство Боба было совершенно обычным, что нельзя сказать об его увлечением музыкой и желание дарить с ее помощью надежду людям. Боб захотел записывать свою музыку, поэтому он бросил учиться на сварщика и собрал свою первую группу «Руд Бойз» («Rude Boys»), которая позже сменила название на «The Wailers».

В 16 лет Бобу наконец удалось воплотить свою давнюю мечту - он записал свой первый сингл под названием «Judge Not» (1962). Вскоре к ним с Банни присоединился Питер Тош (Peter Tosh) - так складывался состав группы «The Wailers». В переводе название группы означает «плакальщики», говорят, что при рождении все члены команды плакали. Их первая песня «Simmer Down» («успокойся») мгновенно стала хитом номер один на Ямайке. Ранние композиции «The Wailers» были записаны в популярном тогда танцевальном стиле «ска», но постепенно группа перешла к спокойному, насыщенному басами звуку регги.

Седелла Марли, мать Боба Марли: «Боб был первопроходцем, он открыл путь другим. Это трудно объяснить, но мне всегда кажется, что он рядом с нами. Душу невозможно потрогать руками, ее можно только почувствовать. Я всегда ощущаю его присутствие рядом. Ведь он сейчас здесь».

В 1866 году все участники группы обратились в растафарианство. Они пели о бедственном положении угнетенных жителей Ямайки, пытавшихся покинуть трущобы. А песня «Exodus» («Исход») была призывом для всех униженных покинуть ямайский «Вавилон» и вернуться на священную землю в Эфиопию.

В 1966 году Ямайку посетил Хайле Селассие (Haile Selassie). Для ямайцев это означало, что сбылось пророчество основателя культа растафари, Маркуса Гарви (Marcus Garvey), который предсказал прибытие чернокожего царя. Боб, как многие другие, считал Селассие новым спасителем. После визита Селассие на Ямайку, влияние религии растафари начало стремительно расти. Боб и старейшина культа верили, что Спаситель обязательно придет, но под другим именем. Он верил, что западные религии глубоко заблуждаются, ожидая искупителя под именем Иисус.

Зигги Марли: «Боб был отличным отцом и наставником. Он не столько учил на словах, сколько подавал пример своими действиями. Дети быстро учатся, особенно у своих родителей. Мы учились, наблюдая за отцом, впитывая все, что происходит вокруг него. Он учил нас верить в то, что мы делаем, быть твердыми в своих убеждениях, не позволять никому себя запугивать. Он учил нас всегда иметь чувство достоинства, самоуважения. Музыка окружала нас все время, я слышал ее всегда, сколько себя помню - можно сказать, что это было нечто врожденное».

В 1972 году Крис Блэквелл (Chris Blackwell), владелец компании «Island Records», подписал контракт с «The Wailers». И уже в следующем году вышел альбом «Catch a Fire», который принес группе всемирное признание. Впервые в истории регги, группа записывалась на профессиональном оборудовании. До того как группа подписала контракт со студией, регги-песни звучали только в дешевых альбомах-сборниках.
Крис Блэквелл: «Я думаю, это вечная музыка - она никогда не умрет, как Моцарт, который уже четыре столетия оказывает на людей такое влияние».

Патрик Нельсон (друг Боба Марли): «Он всегда будет звездой. Он был из тех, чье предназначение - рассказать людям нечто важное».

Эдвард Сэага (Edward Seaga), бывший премьер-министр Ямайки: «Я считаю Боба величайшей звездой третьего мира. Он был не просто певцом с Ямайки, его музыка принадлежит всем. Он поведал всему миру о жизни третьего мира и прославил музыку Ямайки».

Патрик Нельсон: «Боба считают пророком. Я считаю его посланником Бога. Он верил, что Бог живет в каждом из нас, поэтому мы никогда не бываем одиноки. И мы должны помнить о том, что придет судный день и придется отвечать за все поступки. Думаю, что если бы он этого не понимал, то не был бы самим собой».

Седелла Марли: «Боба ничто не интересовало кроме музыки - она была его жизнью, главной музыкой для него было регги. Это был его способ сказать всем людям, что нужно жить в мире, что они должны объединиться. Он пел о том, как хорошо будет жить в мире, где все люди - братья, где царит гармония и мир, ведь миром правит любовь».

Зигги Марли: «Он научил нас всему что мы знаем - он научил нас петь, играть, мы идем по его стопам. Все в нашей семье музыканты - и наша бабушка, и дяди и тети».

Тони Калдер (Tony Calder, музыкальный менеджер, работал с «The Rolling Stones»): «Что мне нравилось в Бобе так это его вкус в отношении жещин. Как все растафариане, он считал женщин людьми второго сорта, но я часто видел его в окружении потрясающе красивых женщин. По законам растафари, он имел много детей от разных женщин, и все его подруги были очень красивыми».

Деннис Боувелл (Dennis Bovell): «Во многих странах подобные отношения не поощряются, но если считать что каждый ребенок - это благословение свыше, то Боба несомненно благословил Бог».

Патрик Нельсон: «Думаю, от мужчин требуют слишком многого, Боб просто любил женщин».

Банни Мелоди (Bunny Melody): «Да, он очень любил женщин. На Ямайке нет ничего странного в том, что у мужчины есть дети от разных женщин, а уж если вы великий музыкант как Боб Марли, перед вами открывается больше возможностей».

Боба считали мистиком и пророком, на него стали обращать внимание политики. Когда премьер-министр Ямайки Майкл Мэнли предложил предоставить Бобу сцену для бесплатного концерта, тот согласился. Остров разрывали политические конфликты. Шла гражданская война, и представители различных групп хотели использовать Боба в своих интересах. 25 ноября 1976 года кто-то пробрался в особняк Боба и начал стрельбу. Среди пострадавших был сам Боб, его жена Рита и его менеджер Дон Тейлор (Don Taylor).

Патрик Нельсон: «Каждая политическая партия пыталась переманить его на свою сторону, но он был ни на чьей стороне, а это им не нравилось и они решили припугнуть его».

Натти Ребел, философ растафарианского учения (Nattie Rebel): «Для того, чтобы стать президентом Ямайки или политиком, нужно быть преступником».

Деннис Боувелл: «Думаю, Боб отказался бы от высокой должности в политике, но при этом он мог бы быть великим политическим советником».

Патрик Нельсон: «Если бы он попал в парламент, все бы изменилось к лучшему, но быть политиком очень опасно. На Ямайке политика - это борьба не на жизнь, а на смерть, поэтому и приходится быть эгоистом».

Натти Ребел: «Человек, который выступал против власти, не мог сам стать политиком. Боб скорее был революционером, он возглавлял движение растафари, и мог разговаривать с народом посредством музыки. На Ямайке был только один телевизионный канал. Большинство людей слушали радио или покупали газеты, хотя не каждый мог себе это позволить. Музыка была самым доступным способом сообщать людям что-то важное, поэтому мы, музыканты регги, поем о тех вещах, которые важны для общества - в этом мы похожи на политиков. Боб пел об идеях растафарианства. Для него не было ничего важнее этого».

Интервью с Бобом Марли:

- «Боб, как вы относитесь к тому, что вас считают влиятельной политической фигурой?»

- «Я просто стараюсь нести идеи мира. Ни один конфликт нельзя решить с помощью войн. Убийства не решают ни одной конфликтной ситуации, я считаю что мир - это лучшее из всех решений. Ведь это духовные вещи».

- «Вам не кажется, что для того чтобы изменить общество, нужно изменить закон. В стране неблагоприятные экономические условия - высокая безработица…»

- «Мы хотим изменить не только наш остров, но и весь мир».

- «Растафарианство, столько распространенное на Ямайке, не приветствуется в Канаде и США - оно ассоциируется с наркотиками, распространением марихуаны и преступностью».

- «Да, это правда».

Бывший премьер-министр Ямайки Майкл Менли:

«Боб Марли - очень значительная фигура в мире музыки - такие люди рождаются раз в десятилетие, может даже реже, такие люди как он благодаря своей энергии, гениальности, могут превратить местную музыку в явление международного значения. Боб не обладал чертами характера, необходимыми политику, и не состоял в какой бы то ни было политической партии. Но он был рупором народа - своими песнями он рассказывал о нищете и лишениях. Когда Боб стал миллионером, многие задумались - а не станет ли он петь коммерческую музыку или пойдет на другую тропу, но ничего не изменилось. Теперь он пел не только о Тренчтауне, но и о Зимбабве, но вопросы которые он затрагивал, оставались прежними».

Деннис Боувелл: «Боб умел зарабатывать деньги, у него всегда они были. Его благосостояние начало расти когда он стал известным музыкантом, не знаю, пользовался ли он своим богатством…»

Банни Мелоди: «Он был добрым, у него было много друзей, думаю деньги не изменили его… Он писал о самом очевидном, доступном. Его песни были как поговорки, он просто складывал вместе простые вещи».

Как растафарианин он не верил в медицину, особенно западную, он никогда не ходил к врачам. Когда у него нашли рак на ноге, он отказался лечиться. Для Боба тело было храмом - он считал, что если господь решил что тебе пора покинуть этот мир - ты должен готовиться к уходу. Он выбрал альтернативный метод лечения - его положили в клинику, где ему прописали особые микстуры, диету, лечение травами, но было слишком поздно. Многие говорили что это был заговор, и Боба убили намеренно, но это не так. Он знал, что его время пришло. Лечение в клинике только помогло ему спокойно подготовиться к уходу в другой мир. Он умер от рака в возрасте 36 лет.

Катафалк с его телом в сопровождении машин проехал 100 км к северу от Кингстона. Тысячи людей выстроились на улице, чтобы посмотреть на это. Безусловно, это были самые пышные похороны среди ямайских певцов. Из огромных динамиков звучала его музыка. На похоронах присутствовали оба премьер-министра Ямайки, а обсуждение вопросов госбюджета было отложено на несколько дней в связи со смертью национального героя. Музыка Марли была бунтарской, и вряд ли бы его удивили волнения, возникшие на его похоронах. Само прощание с телом певца прошло по растафарианскому обряду. Прощальную речь читал премьер-министр Ямайки, Майкл Менли. Сам Менли раньше был музыкальным продюсером, ему была близка жизнь и творчество Боба. В речи он перечислил наиболее известные песни Боба и рассказал, о чем пел Боб. На похоронах выступили различные музыканты, в том числе Рита Марли, жена Боба. Затем в непосредственной близости от гроба отца танцевали двое сыновей Боба Марли. Тело Боба Марли было похоронено в усыпальнице на севере Ямайки.

Статья составлена на основе фильма «Viasat History: Bob Marley»

Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.

Его образ как музыканта - мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках - стал олицетворением регги как оно есть.

Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.

Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.


Музыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Музыка

Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.


Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).

В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.


Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».

Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.

Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.

Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.

Смерть

В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.


Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.


Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.


Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.


Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.

Наследие

Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».


Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.


Боб Марли в последние годы

Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы и , актриса Элиза Тейлор и многие другие.
Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.

В 1944 году офицер ВМС Великобритании Норвал Марли женился на молодой девушке с Ямайки Седелле Букер. 6 февраля 1945 года у них родился сын, которого назвали Роберт Неста Марли. Вскоре после рождения Боба отец оставил мать, однако он оказывал им финансовую поддержку и периодически встречался с сыном.
В конце пятидесятых, на Ямайке стало не хватать рабочих мест, и мать Боба в поисках работы была вынуждена переехать в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в район Тренчтаун, который получил свое название от пересохшей сточной канавы, проходившей неподалеку. В Тренчтауне Боб проводил много времени со своим хорошим приятелем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни. Они вместе посещали бесплатные уроки вокала, который давал известный ямайский музыкант Джо Хиггс. Здесь они познакомились с Питером Макинтошем и стали добрыми друзьями.
Тем временем на Ямайке развивалась и становилась все более популярной ска музыка. Когда Бобу исполнилось 16, он решил исполнить свою мечту стать музыкантом. Для многих молодых ямайцев музыка стала своего рода побегом от окружающей действительности. Одним из таких людей стал Джимми Клифф, кто до 14 лет успел записать несколько синглов. Джимми познакомил его с Лесли Конгом. Музыкальные таланты Боба впечатлили продюсера, и вскоре он оказался на студии, чтобы записать своей первый сингл «Judge Not». К сожалению ни этот сингл, ни песня 1962 года «One more cup of Coffee» не представляли особого интереса.
В следующем году Боб, Банни и их друзья организовывают группу Wailing Wailers. По началу они не добились успеха, и после пары записей группу покинули Шерри Смит и Юниор Брайтуэйт. Костяк Wailing Wailers остался прежним: Боб Марли, Питер Тош и Банни. Группа продолжила работу и представила ее Клементу Додду, продюсеру звукозаписывающей компании Coxsone. Здесь Wailing Wailers записали свою первую песню «Simmer Down», ставшую хитом. Их популярность быстро росла, и вскоре они записали еще несколько песен, в том числе «It Hurts to be Alone» и «Rule the Roadie».
Жизнь Боба засияла новыми красками, когда 10 февраля 1966 года он женился на своей подруге Рите Андерсон. На следующий день он улетел в Ньюарк, штат Делавэр, чтобы встретиться со своей мамой. Во время пребывания в США у него появляются новые идеи. Когда Боб Марли возвращается к Wailing Wailers, их музыка начинает двигаться от ска в сторону рокстеди. Это привело к конфликту с Coxsone, которым была нужна ска группа. Вскоре Wailing Wailers расстаются с Coxsone и сокращают свое название до Wailers. Вместо того, чтобы искать новый лейбл Wailers решили организовать свой собственный бренд под названием Wail’N’Soul. Прежде чем прекратить свое существование на следующий год, группа успела выпустить на нем несколько синглов. Закрытие лейбла подкосило группу, но все изменилось, когда они встретили продюсера Ли Перри, с которым записали такие известные хиты как «Duppy Conquerer», «Soul Rebel», «400 Years» и «Small Axe».
В 1970 году в Wailers появляются новые участники коллектива: Астон Баррет и его брат Карлоторн. Wailers становятся все более и более популярны. На волне успеха они решили основать еще один лейбл под названием Tuff Gong в честь прозвища Боба Марли. Wailers познакомились с Джонни Нэшем, и вскоре Боб сопровождал его во время гастролей в Лондон. Здесь в надежде заключить контракт он отправился на встречу с основателем студии Island Recrordz Крисом Блэквеллом.
Тот уже слышал о Wailers и предложил Марли немыслимый для регги-группы контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Впервые группа, играющая регги, могла использовать для записи хорошие инструменты и дорогостоящую аппаратуру. Выпущенный на Island альбом назывался «Catch a Fire» и был хорошо принят критиками. Это был один из первых альбомов в стиле регги.
Весной 1973 года Wailers вернулись в Лондон, чтобы начать свой трехмесячный гастрольный тур по Великобритании, дальше они должны были отправиться в США. Банни отказался выступать в Америке, и его место занял Джо Хиггс. Вместе с ним Wailers отправляются на гастроли. Несколько концертов она дали совместно с Брюсом Спрингстином. Wailers выступают на разогреве у популярной группы Sly and the Family Stone, но после четырех концертов группу вычеркнули из программы, так как они были более популярны, чем хедлайнеры. Во время выступления Sly and the Family Stone толпа скандировала: «Wail-ers».
После расставания с Sly and the Family Stone они выступили самостоятельно в Лас-Вегасе, а после дали живой концерт на радиостанции KSAN-FM в Сан-Франциско. Это повысило их популярность в Северной Америке.
В 1973 году выходит следующий альбом Wailers - «Burnin». На нем звучат песни, ставшие классикой: «I shot the Sheriff» и «Get Up Stand Up». Популярность Wailers в Северной Америке продолжает расти, а когда Эрик Клептон перепевает «I Shot the Sherif» он становится хитом номер один в американских чартах.
В 1975 году вышел в свет новый альбом Wailers «Natty Dread» с такими великими синглами как «Talking Blues», «No Woman No Cry» и «Revolution». После этого группу покидают две трети от оригинальных Wailing Wailers: Питер Тош и Банни, чтобы заняться своими сольными карьерами. В связи с этим было принято решение сменить название группы еще раз на Bob Marley and the Wailers. Отсутствие двух участников создало существенную брешь в коллективе. Бывших участников заменили женским трио «I-Threes», которое состояло из жены Боба Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моватт. Летом группа отправилась на гастроли по Европе. Два концерта приходили в лондонском зале Lyceum Ballroom. Они были записаны и вышли на альбоме «Live», который включал в себя концертную версию мирового хита "No Woman No Cry”. В ноябре Wailers возвращаются на Ямайку, где дают совместный концерт со Стиви Уандером. Состав группы меняется. На место Эла Андерсона и Бернарда Харвея пришли Джуниор Марвин и Тайрон Дауни.
В 1976 году группа выпускает альбом «Rastaman Vibration». Вершиной регги-мании стало признание Bob Marley and the Wailers журналом Rolling Stone лучшей группой 1976 года.
В это время в Тренчтауне развернулась настоящая война в гетто, и Марли загорелся идей дать концерт с целью призвать жителей к миру. Трагедия произошла за два дня до выхода Боба на сцену. Бандиты ворвались в дом Марли и стреляли в него, Риту и двоих друзей, которые в тот момент находились в доме. К счастью, все выжили. Не смотря на этот инцидент, два дня подряд Марли выступал на концерте. Через двадня его спросили:"Почему?"А он ответил:"Те кто разрушает наш мир работают без отдыха, значит и я тоже". После этого группа уехала в Великобританию. Здесь до 1977 года они записывали альбом «Exodus». Возможно, это лучший альбом группы к этой дате, он укрепил международную славу Bob Marley and the Wailers. Альбом занял лидирующие позиции во многих чартах мира, включая в Англию и Германию.
В 1977 году Боб повредил палец ноги, играя в футбол. Позже это диагностировали как злокачественную опухоль. Марли отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Болезнь не мешала ему заниматься дальше музыкой, и в 1978 году выходит альбом «Kaya», намного более зрелый, чем предыдущие работы группы.
В апреле 1978 года Боб вернулся на Ямайку, чтобы принять участие в концерте One Love Peace, на котором он примирил лидеров власти и оппозиции. Боб попросил их подняться на сцену и обменяться рукопожатием. В этом же году в штаб-квартире ООН его наградили Медалью Мира, а в конце года он впервые отправился в Кению и Эфиопию. В этой поездке он начал работу над политической песней «Zimbabwe».
Семидесятые подходили к концу, а Bob Marley and the Wailers были самой популярной группой.
В начале 1980 года группа впервые дала концерты в Африке, в том числе на церемонии обретения независимости Зимбабвы. Позже Боб скажет, что это приглашение стало самой большой честью в его жизни.
В 1980 году Боб Марли записывает альбом «Uprising» и планирует совместные гастроли со Стиви Уандером. Здоровье Боба ухудшается, но доктор разрешил ему отправиться в путь. Однако гастроли закончились, не успев толком начаться. На концерте в Нью-Йорке Боб выглядит больным и слабым. На следующее утро во время пробежки в центральном парке Боб упал в обморок и был доставлен в больницу. После обследования доктора дали ему месяц жизни. Лечение продлило его жизнь, но конец был неизбежен.
Последняя попытка спасти его жизнь была в Германии, где он прошел курс лечения, который не дал результатов. Здесь он отпраздновал свой 36 день рождения. Боб хотел умереть дома, но по состоянию здоровья не успел добраться до Ямайки. 11 мая 1981 года он скончался в больнице в Майями. Поклонники по всему миру оплакивали его смерть, а 21 мая множество людей пришло на похороны, чтобы почтить его память. В церемонии принимали участие все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли покоиться в мавзолее на месте его рождения. За месяц до смерти его наградили орденом «За заслуги».
Боб Марли знал о своей судьбе. Он предсказал ее в строчках своей песни: «Однажды утром, когда я закончу свою работу, я отправлюсь домой».

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли , обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние. Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций. История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией. Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами. В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре. То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. 1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги. Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров. В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен. В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира. В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.