Интернет

Боттичелли все картины. Сандро Боттичелли – биография и картины художника в жанре Раннее Возрождение – Art Challenge

Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли (Botticelli, Sandro). Художник получил признание благодаря тонкости и выразительности своего стиля. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.

Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 года в семье Мариано и Смеральды Филипепи. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом "portate al Catasto", то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. В 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро "учится читать, мальчик он болезненный". Свое имя-прозвище Боттичелли ("бочонок") Алессандро получил от старшего брата. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке - искусстве необходимом для точного и уверенного "чернения", вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных. Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Ранний период творчества

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета - прием, который стал характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине для Торгового суда Аллегория силы. (ок.1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли - Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Вероятно, уже в 1469 году Боттичелли можно считать самостоятельным художником, поскольку в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Ко времени смерти отца Филипепи владели значительным имуществом. Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую.

В 1472 году Сандро поступает в Гильдию Святого Луки. Заказы Боттичелли получает главным образом во Флоренции.

Расцвет мастера

В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого - Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо - друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится покровителем и заказчиком Боттичелли.

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок.1475, Уффици). Два портрета - молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) - датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним. Предметы, окружающие св. Августина, - пюпитр, книги, научные инструменты, - демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что "наш Боттичелли" проявлял мало интереса к пейзажу: "…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж". Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

Художник много пишет по заказам Лоренцо Медичи и его родственников. В 1475 году он расписывает по случаю турнира знамя для Джулиано Медичи. А однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на картине "Поклонение волхвов" (1475-1478) Здесь же можно найти первый автопортрет художника. Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры - к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Кризис души кризис творчества

В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения - изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорентийского патрициата.

Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. В Благовещении Честелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев

В картине "Венчание Богоматери" (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов - почти вакхическая самозабвенность".

После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Одна из известных картин этого времени, "Покинутая" (1495-1500), изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.

"Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных "Оплакиваниях Христа", - пишет Н.А. Белоусова, - где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместо хрупкой бестелесности - четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков - мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета".

В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи.

В 1498 году семья Боттичелли, как показывает запись в кадастре, владела немалым имуществом: имела дом в квартале Санта-Мария Новелла и, кроме того, получала доход с виллы Бельсгуардо, расположенной вне города, за воротами Сан-Фредиано.

После 1500 года художник редко брал кисть в руки. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века - "Мистическое рождество" (1500, Лондон, Национальная галерея). Внимание мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию. Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к "Божественной комедии" Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте.

В 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д"Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась.

Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, которая должна была выбрать место для установки Давида, только что изваянного молодым Микеланджело. Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, и мраморный гигант был помещен на цоколе перед Палаццо делла Синьория. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Анализ некоторых произведений

"Юдифь", ок 1470 г.

Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Ветерок теребит ее платье, волнение складок скрадывает движение тела, непонятно, как она удерживает равновесие и сохраняет ровную осанку. Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию. Перед нами не какое-то определенное чувство, а душевное состояние, стремление к чему-то неясному то ли в предчувствии будущего, то ли из сожаления по содеянному, сознание бесполезности, бесплодности истории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, где все происходит без помощи воли.

"Святой Себастьян" 1473 г.

Фигура святого лишена устойчивости, художник облегчает и удлиняет ее пропорция, для того чтобы прекрасная форма тела святого могла быть сравнима лишь с голубизной неба-пустого, кажущегося еще более недосягаемым из-за удаленности пейзажа. Ясная форма тела не наполнена светом, свет окружает материю, словно растворяя ее, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба. Художник не превозносит героя, а лишь грустит о поруганной или поверженной красоте, которую мир не понимает, ибо ее источник находится за пределами мирских представлений, за пределами природного пространства, равно как и исторического времени.

"Весна" ок.1478 г.

Ее символическое значение разнообразно и сложно, идея ее может быть понята в разных ключах. Ее концептуальное значение доступно до конца лишь специалистам-философам, более того, посвященным, но оно ясно всем, кто способен проникнуться красотой рощи и цветущего луга, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими. хроматическими сочетаниями. Еели смысл условных знаков не сводится более к тому, чтобы зафиксировать и объяснить действительность, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать ее, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено флорентийской живописью в первой половине века и которое привело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро? А посему теряет смысл перспектива как способ изображения пространства, не имеет смысла свет как физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и объема как конкретных проявлений материальности и пространства. Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане "Весны" не имеют ничего общего с перспективой, но именно по сравнению с этим фоном, лишенным глубины, обретает особое значение плавное развитие линейных ритмов фигур, контрастирующих с параллельностью стволов, точно так же, как тонкие цветовые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися на фойе неба темными стволами деревьев.

Росписи в Сикстинской капелле 1481- 1482 г

Фрески Боттичелли написаны на библейские и евангельские сюжеты, но трактованы не в "историческом" плане. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Темы других росписей также имеют переносный смысл: "Очищение прокаженного" и "Искушение Христа" содержат в себе намек на верность Христа закону Моисея и, следовательно, на преемственность Ветхого и Нового заветов. "Наказание Корея, Дафана и Авирона" также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Но, связывая воедино исторически разновременные события, Боттичелли разрушает пространственно-временное единство и даже смысл самого повествования. Отдельные эпизоды, несмотря на разделяющее их время и пространство, спаяны друг с другом бурными взлетами линейного ритма, возникающими после длительных пауз, и этому ритму, утратившему мелодический, плавный характер, полному внезапных порывов и диссонансов, доверена теперь роль носителя драматизма, который не может быть более выражен через действия или жесты отдельных персонажей.

"Рождение Венеры" ок.1485

Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенных в нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды во время крещения. Красота, которую художник стремится восславить,-это в любом случае красота духовная, а не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, ненужность украшений. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Море, волнуемое ветерком, раздуваемым Эолом и Бореем, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой волны изображены одинаковыми схематическими знаками. Символична и раковина. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода - ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет.

"Благовещение " 1489-1490г

художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку. Кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.

"Мистическое Рождество" 1500 г,

Возможно, самое аскетическое, но в то же время наиболее заостренно-полемическое из всех произведений его последнего периода. И сопровождает его апокалипсической надписью, в которой предсказываются огромные беды для грядущего века. Он изображает немыслимое пространство, в котором фигуры на переднем плане меньше, чем более удаленные, ибо так поступали "примитивы", линии не сходятся в одной точке, а зигзагообразно расходятся по пейзажу, словно в готической миниатюре, населенной ангелами.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 13.10.2016 19:14 Просмотров: 2876

«Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее» (А. Бенуа).

Настоящее имя художника – Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи . Родился он в простой семье – его отец был дубильщиком кожи, но воспитывал его старший брат Антонио, который был замечательным ювелиром. Из-за своей полноты он был прозван «Боттичелло» (бочонок), это прозвище и перешло к Сандро. Но существует мнение, что это прозвище Боттичелли получил за особенности своей фигуры. Впрочем, это не имеет никакого отношения к его творчеству.
Сандро Боттичелли (1445-1510) – знаменитый итальянский художник Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Первое, что бросается в глаза при взгляде на картины Боттичелли, – это их одухотворённость и тонкий колорит. Считается, что Боттичелли создал около 50 картин.
Сандро учился, как и все дети его времени, а затем стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Но долго в ней не задержался и около 1464 г. перешел в ученики к Филиппо Липпи , одному из известных художников того времени.

Влияние Филиппо Липпи

Творчество Филиппо Липпи оказало на Боттичелли очень большое влияние, и при внимательном взгляде на картины этих художников это влияние очевидно. Например, поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится. Вот, для сравнения, картины Ф. Липпи и С. Боттичелли.

Ф. Липпи. Алтарь Новициата. Уффици (Флоренция)

С. Боттичелли «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465-1470)
Интересный факт: сначала Боттичелли был учеником Липпи, а затем сын Липпи стал учеником Боттичелли.
Художники сотрудничали до 1467 г., а затем пути их разошлись: Филиппо уехал в Сполето, Боттичелли остался во Флоренции и открыл там свою мастерскую в 1470 г.

Произведения на религиозные и мифологические темы (ранние работы)

Боттичелли был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. А это имело большое значение, т.к. Ме́дичи, олигархическое семейство, известны как меценаты самых выдающихся художников и архитекторов эпохи Возрождения. Представители этого семейства с XIII по XVIII вв. неоднократно становились правителями Флоренции.
Из произведений С. Боттичелли второй половины XV в. хочется выделить несколько.

С. Боттичелли. Диптих об истории Юдифи

Юдифь – ветхозаветный персонаж, еврейская вдова, спасшая свой родной город от нашествия ассирийцев. Юдифь считается символом борьбы иудеев против угнетателей, символом патриотизма. Когда войска ассирийцев осадили её родной город, она нарядилась и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца. Когда он уснул, она острым мечом отрубила ему голову, спокойно прошла мимо спящих воинов и вернулась в спасённый родной город.
Диптих состоит из 2 картин: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».
Именно сцену возвращения Юдифи изображает Ботичелли на этой картине.

С. Боттичелли «Возвращение Юдифи» (1472-1473)
Юдифь сопровождает её служанка. Девушка держит в руке огромный меч, лицо ее сосредоточенно и печально, ноги босы, она решительным шагом идёт домой – служанка еле поспевает за её быстрым шагом, придерживая рукой корзину, в которой находится голова царя Олоферна.
Боттичелли не показывает Юдифь как красивую и соблазнительную девушку (так изображали её многие художники), он отдает предпочтение героическому моменту в жизни Юдифи.

С. Боттичелли «Святой Себастьян» (1474)

Себастья́н (Севастиан) – римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик. Был начальником преторианской гвардии при императорах Диоклетиане и Максимиане. Он тайно исповедовал христианство. Двое его друзей (братья Марк и Маркеллин) были осуждены на смерть за веру в Христа. Родственники и жёны осуждённых умоляли их отречься от веры и спасти свои жизни, и в один момент Марк и Маркеллин стали колебаться, но поддержать осуждённых пришёл Себастьян, его речь вдохновила братьев и убедила их сохранить верность христианству. Слышавшие Себастьяна увидели семь ангелов и Юношу, который благословил Себастьяна и сказал: «Ты всегда будешь со Мною».
Себастьяна арестовали и допросили, после чего император Диоклетиан приказал отвести его за город, привязать и пронзить стрелами. Думая, что он мёртв, палачи оставили его лежать одного, однако ни один из его жизненно важных органов не был повреждён стрелами, и его раны, хоть и глубокие, не были смертельными. Вдова по имени Ирина пришла ночью, чтобы похоронить его, но обнаружила, что он жив, и выходила его. Многие христиане уговаривали Себастьяна бежать из Рима, но он отказался и предстал перед императором с новым доказательством своей веры. По приказу Диоклетиана он был забит камнями до смерти, а тело его было сброшено в Большую Клоаку. Святой явился во сне христианке Лукине и велел ей забрать его тело и похоронить в катакомбах, и женщина выполнила это повеление.
На картине Боттичелли Себастьян спокоен, он не боится смерти; кажется, что стрелы, вонзившиеся в его тело, совершенно не волнуют героя. Свою веру он пронёс терпеливо и покорно через все страдания.

С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (ок. 1475). Галерея Уффици (Флоренция)

В образе волхвов Боттичелли изобразил трёх членов семейства Медичи: Козимо Старшего, преклонившего колени перед Девой Марией, и его сыновей Пьеро ди Козимо (коленопреклонённый волхв в красной мантии в центре картины) и Джованни ди Козимо рядом с ним. Ко времени написания картины все трое были уже мертвы, Флоренцией управлял внук Козимо – Лоренцо Медичи. Он также изображён на картине вместе со своим братом Джулиано.

Автопортрет самого Боттичелли выполнен в образе белокурого юноши в жёлтой мантии у правого края картины.
Д. Вазари так отзывался об этой картине: «Невозможно и описать всю красоту, вложенную Сандро в изображение голов, повернутых в самых разнообразных положениях – то в фас, то в профиль, то в полуоборот, то, наконец, склоненных, а то еще как-нибудь иначе, – невозможно также описать и все разнообразие в выражениях лиц у юношей и у стариков со всеми отклонениями, по которым можно судить о совершенстве его мастерства, – ведь даже в свиты трех царей он внес столько отличительных черт, что легко понять, кто служит одному, а кто – другому. Поистине произведение это – величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».
В это время Боттичелли пишет замечательные портреты.

С. Боттичелли «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи Старшего» (ок. 1475). Уффици (Флоренция)
Картина написана на деревянной доске темперой. Использован уникальный для эпохи Возрождения прием: в доске сделана круглая ниша, куда вставлена пастилья – вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 г.
Новаторство художника заключается в том, что он изобразил юношу почти в фас (раньше изображали погрудно строго в профиль), с отчётливо выписанными руками (этого ранее не делалось) и с пейзажем на заднем плане (ранее фон был нейтральным).

С. Боттичелли «Портрет молодой женщины» (1476-1480). Берлинская галерея
Этот портрет Боттичелли создаёт в соответствии с принципами Ф. Липпи, своего учителя – он возвращается к строгому профилю с изящным силуэтом и жёсткой рамой, нишей или окном. Портрет идеализирован, приближен к собирательному образу.
Кто же была моделью? Ответ дать затруднительно. А предположения такие: Симонетта Веспуччи (тайная любовь и модель Боттичелли и возлюбленная Джулиано Медичи); мать или жена Лоренцо Медичи (Великолепного).

В Риме (1481-1482)

К этому времени Боттичелли стал очень известным художником не только во Флоренции, но и за её пределами. Заказы его были весьма многочисленны. Папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце, также пожелал, чтобы её расписал Сандро Боттичелли. В 1481 г. Боттичелли приехал в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино он украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. Она обретёт всемирную славу после того, как в 1508-1512 гг. потолок и алтарную стену распишет Микеланджело.
Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

С. Боттичелли «Искушение Христа» (1482)

Запечатлены три эпизода из Евангелия – искушение Христа – в верхней части фрески. Слева дьявол под личиной отшельника уговаривает постящегося Иисуса превратить камни в хлеб и утолить голод. В центре дьявол пытается заставить Иисуса спрыгнуть с вершины Иерусалимского храма, чтобы испытать обещание Бога об ангельской защите. Справа дьявол на вершине горы обещает Иисусу богатства земные и власть над миром, если тот отвергнет Бога и поклонится ему, дьяволу. Иисус отсылает дьявола прочь, а ангелы приходят, чтобы послужить Сыну Божьему.
На переднем плане юноша, исцелённый от проказы, приходит к верховному жрецу Храма заявить о своём очищении. В его руках жертвенная чаша и кропило. Верховный жрец символизирует Моисея, принесшего закон, а юноша представляет собой Иисуса, который пролил свою кровь и отдал жизнь во имя человечества, а после был воскрешён.
Некоторые фигуры переднего плана являются портретами современников автора.

Картины Боттичелли светской тематики

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли – «Весна» («Примавера»).

С. Боттичелли «Весна» (1482). Галерея Уффици (Флоренция)
На картине изображена поляна в апельсиновом саду, вся усеянная цветами. Цветы, по утверждению ботаников, воспроизведены с фотографической точностью, но среди них не только весенние, но и летние, и даже зимние цветы.
Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, он преследует Хлориду, изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы; сама богиня цветов Флора щедрой рукой разбрасывает розы.
Центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Над Венерой расположен Амур с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.
Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями. Боттичелли изобразил его охранником сада с мечом.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Существует множество интерпретации картины. Их условно можно разделить на философские, мифологические, религиозные, исторические и экзотические.
Около 1485 г. Боттичелли создаёт другое известное полотно «Рождение Венеры».

С. Боттичелли «Рождение Венеры» (1482). Уффици (Флоренция)

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи.
Картина иллюстрирует миф рождения Венеры (греч. Афродиты. Читайте в статье «Олимпийские боги»). Обнажённая богиня плывет к берегу в створке раковины, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (рим. Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
В позе Венеры явно прослеживается влияние классической греческой скульптуры. Пропорции тела основаны на каноне гармонии и красоты.
Творчество Сандро Боттичелли отличает особая певучесть линии в каждой из его картин, чувство ритма и гармонии, но особенно ярко они выражены в его «Весне» и «Рождении Венеры». Художник никогда не пользовался трафаретными приёмами, поэтому его картины волнуют и современного зрителя.

Религиозные картины С. Боттичелли 1480-х годов

Религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

«Мадонна Магнификат» (1481-1485) стала прославленной ещё при жизни художника. На картине изображено Коронование Богоматери двумя ангелами в облике отроков. Трое других ангелов держат перед ней открытую книгу, в которую Мария вписывает славословие, начинающееся со слов: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»). На коленях Марии – младенец Иисус, a в левой руке она держит гранат, символ Божьего милосердия.

Поздние работы Сандро Боттичелли

В 1490-х годах художник находился в тяжёлом нравственном состоянии. Смерть Лоренцо Великолепного, захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы, которым сочувствовал Боттичелли, – всё это сильно воздействовало на его сознание. Его картины этого периода полны драматизма, тоски и безнадёжности («Покинутая», «Оплакивание Христа», «Клевета» и др.).

С. Боттичелли «Покинутая» (ок. 1495). Рим, собрание Паллавичини
Одинокая молодая женщина изображена в великом горе и смятении чувств. Скорченная фигурка на фоне глухой стены – и больше ничего нет в этой даже для Сандро необычайной и странной картине. Кто она, эта женщина? Её лицо могло бы нам что-то разъяснить, но лица-то как раз и не видно. Изношенные платья намекают на пройденный долгий, одинокий и безнадежный путь. Рубашки распластаны на ступенях как трупы... «Покинутая» так многозначна, что истинный смысл ее шире любого определенного сюжета.

С. Боттичелли «Оплакивание Христа» (1495)
Три Марии и Иоанн Богослов склонились в горе над безжизненным телом Христа. Весь день они простояли у креста, наблюдая его муки и смерть. Иосиф из Аримафеи, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. Иосиф изображён с терновым венком в руке. Взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил в новом своем гробе, который высек в скале – в том гробе, который Иосиф, предчувствуя собственную смерть, приготовил себе самому.
Боттичелли поместил все фигуры очень близко друг к другу и у краёв картины. Они как бы образуют крест и единство над телом Христа.
Иоанн Богослов прижался к Деве Марии, ведь Христос завещал любимому ученику относиться к ней, как к матери. Мария Магдалина обнимает ноги, а Мария, мать Иакова Младшего, голову Христа...
Боттичелли умер 17 мая 1510 г. Похоронен на кладбище церкви Всех святых во Флоренции.
В творчестве Боттичелли ярко воплощены черты возвышенной поэтичности, утонченности, изысканности, одухотворенности, красоты. Это один из самых эмоциональных и лиричных художников Возрождения.

Скорее всего, не все знают имя Сандро Боттичелли – великого итальянского художника, представителя эпохи раннего Возрождения, но его произведение «Рождение Венеры» знают практически все. Оно отмечено одухотворенной поэзией, любованием красотой женского лица и тела, которые царят над временем и пространством.

В течение довольно длительного времени его творчество было несправедливо забыто, но уже в 19 веке французские художники во многом подражали мистически настроенному итальянцу и создали новый образ, к которому мы и сейчас испытываем восхищение и преклонение перед чудесным даром художника.

Биография живописца

Алессандро ди Мариано Филипепи родился в середине 15 века во Флоренции, родине южного Ренессанса, в семье ремесленника – кожевника. Вскоре после смерти отца его дело перешло к старшему брату маленького Алессандра, прозванного «Бочонок» (Боттичелли) из-за его пивного живота или сильной склонностью к винопитию.

От старшего брата смешное прозвище получили и все четыре младших. Благодаря усилиям старших братьев будущий известный художник получил образование в доминиканском монастыре.

Одной из первых профессий, полученных Сандро, была уважаемая и весьма востребованная в то время профессия ювелира. Она научила художника правильному нанесению золотистых и серебристых оттенков в пейзажи своих картин. Кстати, некоторые исследователи искусства эпохи Возрождения считают, что имя «Боттичелли»- означает –серебряных дел мастер.

Средний брат Антонио стал известным ювелиром, а Алессандро решил посвятить свою жизнь живописи. В 1470 году молодой художник получил свой первый заказ от монастыря Святого Доминика: ему поручили изобразить аллегорию Силы для галереи христианских добродетелей. Картина была помещена в зале суда торговой палаты. Уже через год о молодом живописце заговорили во всей Италии.

Его Святой Себастьян, написанный для церкви Святой Марии Марджоре, истинно добродетелен, через прекрасные черты лица юного христианина Сандро показал его душу, чистую и невинную. Все произведения художника пронизаны горячей верой и непоказной любовью к Богу. Они сочетают в себе непревзойденное мастерство и духовную наполненность и непринужденность.

В этом же году он показывает себя искусным реставратором, восстанавливая полностью утраченную фреску в капелле Коронования Божьей Матери.

В 1470-м году живописец сблизился со знатной семьей Медичи, которые окружили себя знаменитыми поэтами, музыкантами, философами и живописцами. Так называемый «медицейский кружок» проповедовал философию Платона, т.е. субъективный идеализм.

Они верили в бессмертную душу, наделенную талантами и способностями, которые душа может сохранять и после смерти и передавать новому владельцу. Этим и объясняется появление гениальных произведений искусства, а также интуитивного знания.

Лучшие произведения художника

Одним из лучших произведений Сандро Боттичелли считается «Поклонение волхвов», созданное после 1470-го года. Она посвящена самому главному празднику христиан – Рождению Иисуса Христа.


Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов»

В образах восточных волхвов, пришедших поклониться Мессии, живописец изобразил членов семьи Медичи, а также и самого себя, стоящим в правом нижнем углу произведения. Яркие и легкие тона картины словно наполнены воздухом и внушают благоговейный трепет и божественную радость.

Одним из самых загадочных произведений художника считается полотно «Весна», датируемая 1475-1480 гг. Картина была создана для Лоренцо Медичи, близкого друга и мецената Сандро Боттичелли.


Картина Сандро Боттичелли «Весна»

Картина написана в совершенно новом для того времени стиле, удачно сочетающем и античность, и христианство, и новые черты Возрождения.

Античный стиль показан представителями мифов и легенд Древней Греции: Бог Зефир, легкий ветер, похищает нимфу – хозяйку полей и лугов Хлориду. Три изящные грации в образе нимф или наяд напоминают о трех христианских добродетелях: целомудрии, покорность и наслаждение, а также вечную любовь.

Меркурий, бог торговли, дорог и мошенничества, срывает с дерева яблоко и невольно напоминает нам о Парисе, отдавшем яблоко богине красоты и любви Афродите. А сама богиня словно летит, не касаясь ногами земли, ее образ легкий и воздушный, и в то же время соблазнительный и пленительный, напоминает о страстной любви и плотской страсти.

В центре полотна изображена Мадонна – Царица Небесная, Богоматерь, возведенная в ранг Богов, и сияющая своей добродетелью и красотой на всю Вселенную. Для всех Дева Мария считается образцом всех женщин, идеалом всех рыцарей, «Прекрасной Дамой», которая вдохновляет всех людей искусства на создание ее образа.

Этим смешением мифов и эпох живописец показывает нам, что люди одинаково во все эпохи любят и мечтают, страдают и стремятся к счастью. И эталоны искусства, и нормы прекрасного не меняются, ибо Вечная красота всегда привлекает к себе все сердца.

Чудесное произведение наполнено светом, радостью и миролюбием. Глядя на него, чувствуешь, что маленькие амуры в реальности посылают свои любовные стрелы во все сердца. Долго не можешь оторвать взгляд от замерших по воле художника фигур на полотне, таких живых и словно на мгновение застывших в изящных позах.

Жемчужина творения

Всемирно известная картина «Рождение Венеры», написана в 1484 году и в настоящее время она находится в галерее Уффици во Флоренции.


Картина Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Среди безбрежного простора лазурного неба и бирюзового моря из пены морской появилась прекрасная Венера, стоящая на перламутровой раковине. Бог западного ветра Зефир своим дуновением помогает вечно юной богине пристать к берегу, а богиня Ора дарует ей бесценный плащ, расшитый цветами и травами.

Вся земная природа ожидает появления богини Любви и Красоты, к ногам ее летят белые розы, а картина освещена лучами восходящего солнца. Ассоциация раннего утра и рождения богини указывает на то, что любовь и нежность всегда юны и востребованы людьми.

Не известно, кто была натурщица художника, но лицо богини с изумительно красивыми чертами кротко, немного печально и смиренно. Длинные золотистые локоны развевает ветер. А поза женщины напоминает позу известной скульптуры Венеры Стыдливой, созданной в 5 веке до н.э.

Последние годы жизни

В конце 1490-х годов скончался Луиджи Медичи, и правлению этой династии пришел конец. К власти пришел заклятый враг этого семейства монах-доминиканец Джироламо Сованарола, который ранее гневно упрекал правящую династию в роскоши и разврате.

Некоторые исследователи творчества эпохи Возрождения считают, что Сандро Боттичелли стал «новообращенным», поскольку резко меняется стиль его творчества.

Но власть монаха Сованаролы была скоротечной, в 1498 году его обвинили в ереси и казнили через сожжение на костре. Но к этому времени слава великого живописца меркнет. Современники пишут, что он «обеднел и зачах», не мог ходить и прямо стоять, поэтому работал очень мало. Произведения, созданные в последние годы жизни – это «Мистическое рождество», «Брошенная», фрески посвященные святым римлянкам, первым христианкам Лукреции и Виргинии.

После 1504 года художник совсем перестал прикасаться к кисти, и если бы не помощь его друзей и близких, то попросту бы умер с голоду.

Сандро Боттичелли, произведения которого являют собой бесценное наследие, воплотившее в себя отблески ушедших времен, - выдающийся живописец эпохи Возрождения, яркая фигура на фоне живописцев периода Лоренцо Великолепного.

Биография итальянского художника

Настоящее имя Ботичелли - Алессандро ди Мариано Филипепи. Прозвище Боттичелли было унаследовано от старшего брата и в переводе означает «бочоночек».

Флорентиец Сандро Боттичелли, произведения которого вызывают восхищение всего мира, появился на свет в 1445 году в семье дубильщика кожи и был самым младшим сыном. Отец Мариано Филипепи с женой Змеральдой арендовал квартиру, собственная мастерская давала очень скромный доход, поэтому кожевник мечтал удачно пристроить своих сыновей и оставить свое ремесло. В 1458 году Сандро подрабатывал подмастерьем в принадлежавшей его брату ювелирной мастерской. Поднаторев в этом тонком искусстве, требующем уверенности и точности в черчении, вскоре увлекся живописью и через два года записался в ученики к флорентийскому живописцу Фра Филиппо Липпи, у которого проучился до 22-летнего возраста.

Первые уроки Боттичелли

Ценные уроки ювелирного мастерства пригодились художнику в дальнейшем: знаменитые произведения Сандро Боттичелли характеризуются четкостью контурных линий и профессиональным применением золота, использовавшегося в чистом виде для изображения фона либо в качестве примеси к краскам. Время, проведенное в мастерской наставника, протекало для юноши продуктивно и весело. Ученик стал последователем своего преподавателя и подражал ему во всем. Последний, отвечая взаимностью на столь искреннюю преданность и стремление максимально впитать получаемые знания, постарался дать Боттичелли все, что было в его силах. Стиль первого учителя оказал огромное влияние на стилистику написания картин Боттичелли, в особенности на орнаментальные детали, колорит и типаж лиц.

Далее Сандро, жаждущий новых познаний, стал посетителем мастерской Андреа Верроккио - итальянского скульптора и живописца, человека разностороннего, возглавлявшего бригаду начинающих талантливых художников. Обстановка творческого поиска, господствовавшая в среде людей искусства, ярко выражена в первых работах флорентийского мастера: «Мадонна с младенцем и двумя ангелами» и «Мадонна в розарии». Именно в них четко прослеживается опыт, полученный Боттичелли у своих преподавателей. В 1467 году флорентиец решился на открытие собственной мастерской.

Основные произведения Сандро Боттичелли: "Аллегория Силы"

Первый заказ художник выполнил в 1470 году для зала Торгового суда - городского учреждения, рассматривавшего дела об экономических правонарушениях. Это была картина «Аллегория Силы», изображавшая восседающую на глубоком троне фигуру. Являя в себе воплощение убежденности и нравственной силы, «Сила» Боттичелли своей позой выражает неустойчивость и внутреннюю хрупкость.

1472 год для Сандро ознаменовался зачислением в объединение художников - гильдию Святого Луки, что дало живописцу возможность содержать мастерскую на законном основании, окружив себя помощниками. Одним из учеников Боттичелли был сын бывшего преподавателя - Филиппино Липпи.

Известность флорентийского живописца

К 1475 году Сандро Боттичелли, произведения которого в большинстве своем написаны на библейские и мифологические темы, стал широко известным и востребованным мастером. Художник писал картины для церквей, создавал фрески, постепенно сменяя перенятую от Филиппо грацию и плоскостную линеарность новым осмыслением объемов и более мощной трактовкой фигур. В отличие от своего первого преподавателя, работам которого присуща бледная палитра, свои полотна живописец обогатил ярким колоритом, постепенно приобретавшим все большую насыщенность. Также Сандро Боттичелли, картины которого воплощают в себе дух эпохи Возрождения, для передачи телесного цвета стал использовать охристые тени - прием, ставший чертой его стиля написания полотен.

Известные произведения Сандро Боттичелли

Фото полотен итальянского художника передают огромнейший талант флорентийца, оставившего яркий след в творческом наследии своей страны. Многие работы Сандро Боттичелли относятся к 1470-м годам, хотя не все они имеют точную датировку. Время написания большей их части определялось путем проведения стилистического анализа.

К этому временному периоду относятся такие полотна как «Поклонение волхвов» (1475), «Св. Себастьян» (1473), «Портрет флорентийской дамы» (1470) и «Портрет молодого человека» (1470). Ориентировочно в 1476 году был нарисован портрет брата Лоренцо Великолепного - Джулиано Медичи, убитого во время заговора 1478 года. Боттичелли тесно контактировал с семьей Медичи - бесспорными правителями Флоренции. Именно для Джулиано художник разрисовал знамя для турнира 1475 года.

Индивидуальность стиля Боттичелли

В произведениях периода 1470-х годов можно проследить постепенный рост художественного умения флорентийского автора: в его полотнах исчезли заимствованные стили других художников и стилистические колебания. У Боттичелли появился собственный стиль написания: персонажи его картин характеризуются крепким строением, контурам свойственна энергичность, элегантность и ясность, а драматическая образность достигается сочетанием сильного внутреннего настроя и активного действия.

Эти составляющие присутствуют во фреске «Св.Августин» (1480). Художник был силен в написании натюрморта. Предметы, присутствующие в его картинах, изображены точно и ясно, выражая умение автора правильно улавливать сущность формы. При этом они не выходят на первый план, сосредотачивая внимание зрителя на ключевых персонажах. В качестве фона Сандро Боттичелли, картины которого представлены в самых знаменитых мировых галереях, использовал готические церкви, стены замков, достигая таким образом живописный романтический эффект.

Фрески для Сикстинской капеллы

Свои заказы Сандро Боттичелли, произведения которого приводят зрительскую аудиторию в полный восторг, в основном получал во Флоренции. Одна из самых известных картин - «Святой Себастьян», написана для старейшей городской церкви Санта Мария Маджоре. Полотно, торжественно помещенное на одной из церковных колонн в январе 1474 года, прочно утвердилось в художественной панораме Флоренции. В 1481 году Сандро Боттичелли вместе с Доменико Гирландайо и Козимо Росселли получил приглашение от папы Сикста IV в Рим для написания фресок на боковых стенах только что возведенной Сикстинской капеллы.

В выполненных работах «Исцеление прокаженного и искушение Христа», «Наказание Корея» и «Сцены из жизни Моисея» автор виртуозно решил проблему трактования сложной богословной программы: в полной мере используя композиционные эффекты, истолковал ее живыми, ясными, легкими драматическими сценами.

Мифологическое веяние в полотнах Боттичелли

Вернувшись в 1482 году во Флоренцию, Сандро похоронил отца. После небольшого перерыва снова взялся за написание картин. Это время было пиком славы Боттичелли: клиенты толпами шли в его мастерскую, поэтому часть заказов исполняли ученики мастера, в то время как сам он брался за сложные и престижные заказы.

В это время мир увидели известные произведения Сандро Боттичелли: «Паллада и Кентавр», «Весна», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», относящиеся к числу самых ценных произведений эпохи Возрождения и являющие собой истинные шедевры западноевропейского искусства. Сюжеты этих полотен, в которых ясно чувствуется воздействие античного искусства и отличное знание классической скульптуры, навеяны мифологией.

"Рождение Венеры"

«Рождение Венеры» символизирует миф о соединении материи и животворного духа, вдыхающего в нее жизнь. Совершенствование человеческого рода воплощено в фигуре Оры, протягивающей богине плащ скромности - исторический момент, который очень четко и проникновенно запечатлел итальянский мастер Сандро Боттичелли.

Картины, список которых достаточно обширен, на поздних этапах стали характеризоваться признаками некоторой манерности, так сказать, самолюбованием собственного мастерства. Для нарастания психологической выразительности идет на нарушение пропорций фигур. Известно, что Боттичелли часто заказывали эскизы для гравюр и тканей, но до нашего времени дошла лишь малая часть этих рисунков.

Знаменитые полотна итальянца

Полотно «Венчание Богоматери» (1490) пропитано волнующей тревогой, обеспокоенностью чувств и светлыми надеждами. Запечатленные на картине ангелы передают встревоженность, в жесте св. Иеронима прослеживается уверенность и достоинство. В произведении чувствуется определенный отход от совершенства пропорций, нарастание напряженности, усиление резкости цвета - некоторое изменение стиля, присущего Сандро Боттичелли.

Произведения, фото полотен выражают стремление к глубокому драматизму, который четко прослеживается в картине «Покинутая», сюжет которой взят из Библии: Фамарь, которую изгнал Аммон. Художественное олицетворение этого исторического факта несет в себе общечеловеческий смысл: понимание слабости женщины, сочувствие к одиночеству и сдерживаемому ею отчаянию, глухой барьер в виде толстой стены и запертых ворот.

Последние годы жизни итальянского художника

В 1493 году Боттичелли похоронил своего любимого брата Джованни, Флоренция в это время прощалась с Лоренцо Великолепным. В городе - бывшей колыбели гуманистической мысли - звучали революционные речи Савонароды. наступил в жизни Сандро Боттичелли. Картины, описание которых характеризуется глубокой печалью и тоской, выражают полный упадок в настроении автора. Проповеди Савонароды о грядущем конце света привели к тому, что народ в феврале 1497 года на центральной площади устроил огромный костер, в котором сжигал ценные произведения искусства. Массовому психозу поддались также некоторые художники, среди которых был Боттичелли. В языках пламени он сжег несколько своих эскизов, хотя точных свидетельств этого поступка не имеется. Вскоре Савонарола был обвинен в ереси и публично казнен.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок, стал немощен и сильно болел. По словам современников, художник был способен передвигаться только при помощи костылей. Его былая слава осталась в прошлом, перестали поступать заказы: менялись времена, на смену пришла новая эра искусства. Художник никогда не был женат и не имел детей. Умер Сандро Боттичелли в полном одиночестве в 1510 году.

Биография Сандро Боттичелли очень богатая. Начнем с того, что его имя это прозвище. На самом деле его звали Алессандро ди Мариано Филипепи. Сандро – это сокращение от Алессандро, а вот прозвище Боттичелли прилипло к нему, потому что так называли одного из старших братьев художника. В переводе это означает «бочоночек». Родился он во Флоренции в 1445.

Отец будущего художника был кожевником. Примерно в 1458 году маленький Сандро уже работал подмастерьем в ювелирной мастерской, которая принадлежала одному из его старших братьев. Но он там долго не задержался, и уже в начале 1460-х годов был записан в ученики к художнику Фра Филиппе Липпи.

Годы в художественной мастерской Липпи проходили весело и продуктивно. Художник и его ученик хорошо ладили между собой. Впоследствии Липпи сам стал учеником Боттичелли. С 1467 года Сандро открыл свою собственную мастерскую.

Первый свой заказ Боттичелли выполнил для зала суда. Это было в 1470 году. К 1475 году Сандро Боттичелли был вполне известным и востребованным мастером. Он стал создавать фрески, писать картины для церквей.

Боттичелли считали «своим» человеком практически везде, в том числе и в богатых королевских семьях. Так, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, когда купил себе виллу, пригласил Сандро Боттичелли жить у него и писать картины для интерьера. Именно в это время Боттичелли пишет две свои самые знаменитые картины – « » и « ». Обе картины представлены на нашем сайте с подробным описанием.

К 1481 году Боттичелли отправился в Рим по приглашению папы Сикста IV. Он принимал участие в росписи , которую только-только закончили строить.

После смерти отца в 1482 году, Боттичелли вернулся в свою родную Флоренцию. Пережив трагедию, художник взялся снова за картины. Заказчики толпами шли в его мастерскую, поэтому некоторые работы выполняли ученика мастера, а он же брался только за более сложные и престижные заказы. Это время было пиком славы Сандро Боттичелли. Он слыл самым лучшим художником Италии.

Но через десять лет власть сменилась. На трон взошел Савонарола, который презирал Медичей, их роскошь, продажность. Боттичелли пришлось нелегко. К тому же в 1493 году умер брат Боттичелли – Джованни, которого он очень любил. Боттичелли лишился всякой поддержки. Хоть этот период длился недолго, потому что в 1498 году Савонарол был отлучен от церкви и сожжен на костре публично, все же он был очень сложным.

К концу своей жизни Боттичелли был очень одинок. О его былой славе не осталось и следа. Его отвергали как художника, и не делали больше заказов. Умер он в 1510 году.