Семья и Дети

Цель — процесс или результат. Что важнее в бизнесе, процесс или результат

В кадровом делопроизводстве принято разделение кандидатов на должность по ориентированности на процесс или результат. Например, человек-процесс не боится однообразной работы, и может занимать позицию системного администратора, бухгалтера и т.д. Человек-результат, напротив, настроен на , например, выполнения плана продаж или других планируемых показателей эффективности. Конечно, в каждом человеке присутствует что-то от каждого из описанных случаев, абсолютные крайности встречаются редко. Цель этой статьи – определить, в каких случаях лучше ориентироваться на процесс, а в каких – на результат.

Человек-процесс и человек-результат в каждом из нас

Поскольку мы растем, меняемся и переживаем разные жизненные этапы, в один промежуток времени человек может больше значения придавать результату, а в другой – процессу, идеальная комбинация – гармония между этими крайностями. Если у вас стоит четкая задача и сроки ее выполнения поджимают, конечно, акцент смещается в сторону результата, о наслаждении процессом как-то не думаешь. Но если постоянно функционировать в таком режиме, рано или поздно перестаешь наслаждаться вообще, поэтому многие люди не умеют , а это, в свою очередь, ведет к .

Как не устают повторять многие , если процесс занятия чем-либо не приносит вам удовольствия, то результаты не оправдают ваших ожиданий. Открывая свое дело, устраиваясь на работу, выбирая себе профессию, даже решая, стоит ли , всегда отдавайте предпочтение тому занятию, которое приносит вам удовлетворение, а придет как приятное дополнение. Я уже не раз говорила о том, что заниматься чем-то просто ради денег не эффективно – и желаемого уровня вы не достигнете, и удовольствия не получите, только потеряете свою .

Что же получается, всем нужно просто наслаждаться процессом и бесцельно двигаться по жизни, не ориентируясь на результат? Давайте посмотрим на это утверждение по-другому:

  • Цель процесса – получение приятных .
  • Наслаждаясь процессом своей деятельности, подумайте, чего бы вы еще хотели достичь в жизни или как можно усилить то приятное состояние, в котором вы находитесь сейчас.
  • и выберите тот путь к ней, который принесет вам удовольствие.
  • Достигнув цели, наслаждайтесь результатом.

Как видите, наслаждение процессом не обязательно бесцельно, оно может привести вас к желаемым результатам. Не отказывайтесь от того, что вам действительно нравится, соглашаясь на какие-то выгоды взамен ненавистной вам деятельности. Это не принесет вам , гарантирую. Имейте делать то, что вам нравится, даже если никто этого не понимает, даже если пока это не приносит вам желаемого дохода – не ждите денег, продолжайте получать удовольствие от процесса, и они придут сами!

Напоследок хочется сказать, что в жизни каждого человека должно быть что-то, что он делает исключительно ради «фана», не ожидая вообще никаких результатов. Может быть, вам нравится ставить кляксы гуашью на листах бумаги – и плевать, что это не картины, а странная мазня – наслаждайтесь процессом! Делайте то, что доставляет вам радость само по себе.

Вы любите детей?

Не особо. Но сам процесс...

Как больше наслаждаться жизнью или Метапрограмма "ориентация на процесс и ориентация на результат"

Что это такое и как это может нам помочь?

Например, есть люди, которым в сексе нравится сам процесс - прикосновения, поцелуи, долгие занятия сексом. А есть и те, кому важен только результат - скорее бы получить оргазм и перейти к другим делам (поесть, покурить, уснуть, например). Представляете о чем речь, да?! Может, даже вспомнили кого-то…

Другой пример: есть люди, которые едят медленно, разрезая каждый кусочек пищи, и затем так же неторопливо отправляют пищу в рот и долго ее пережевывают, наслаждаясь вкусом. Как думаете, это ориентация на процесс или на результат ?!

И есть те, кто ест быстро, большими кусками, опустошая тарелку в считанные минуты. На что ориентация у этих людей?!

Итак, что такое метапрограмма НЛП "ориентация на процесс и ориентация на результат ", думаю, стало понятно. Теперь посмотрим, как это поможет нам в нашей жизни?

Иногда мы догадываемся, что делаем что-то не очень эффективно, но не вполне понимаем, как это изменить.

Доводилось ли вам видеть, как один человек рассказывает что-то неторопливо и в деталях, а другой его торопит, выпрыгивает уже штанов и умоляет: "К делу переходи уже!"?

Две разные ориентации. У одного на ориентация на процесс - ему нравится беседовать, у другого ориентация на результат - ему хочется быстрее получить информацию и ему безразлична вся сопутствующая лирика. Бывают ли из-за этого конфликты и всплески отрицательных эмоций?! Еще как! А хотелось бы этого как-то избежать?! Это тоже возможно!

В начинающихся отношениях мы часто видим некоторое несовпадение: у девушки чаще бывает ориентация на процесс , мужчины же больше нацелены на результат . По разному, конечно, случается, но, как правило, девушке хочется встреч, взглядов, объятий, разговоров и прогулок, а мужчина не понимает зачем вообще все это нужно. Мы ж нравимся друг другу?! Ну, так понеслась!! Какие прогулки, давай сексом займемся поскорее.

Узнаваемая картинка?!

Вот так и начинаются иногда конфликты. И даже расставания. Люди нравятся друг другу, но если у одного сильная ориентация на достижение результата (заняться сексом как можно скорее), а у другой сильная ориентация на процесс и желание растянуть конфетно-букетный период до бесконечности, то обвинения в том, что "Ты меня не любишь" весьма вероятны. Причем, с обеих сторон.

А что делать-то?!

Ну, для начала определить какая у вас ориентация по данной метапрограмме ?!

В современном быстро меняющемся мире, у нас чаще наблюдается жесткая ориентация на результат , - скорее окончить институт, написать книгу, получить мертификат, быстрей бы вырастить детей, скорей бы добраться до финиша в любом деле.

Станем ли мы счастливее, если по дороге к результату будем думать не только о нем, но и о том, что можно наслаждаться процессом?! Можно ехать куда-то и думать "Ну, когда же уже я туда доберусь", а можно еще посматривать по сторонам и наслаждаться видами, общением, хорошими людьми, которые нам встречаются.

Да, иногда можно увидеть человека, который сосредоточен на процессе и мало думает о результате. Такое встречается чуть реже, но бывает все же и так. Наверное, именно такие люди будут смотреть на то, что происходит вокруг и вечно опаздывать к месту назначения.

Мы не говорим о том, что тут хорошо, а что не очень. Все индивидуально. Хороша та модель, которая помогает вам быть максимально эффективными и счастливыми.

Если же вы чувствуете, что не так счастливы, как хотелось бы, из-за того, что вечно думаете только о результате , или же если вы полностью погружены в процесс и от этого получаете не такие высокие результаты, как могли бы, то есть смысл просто что-то подрегулировать.

Выявите у себя те ситуации, когда ваша нацеленность на результат или на процесс не помогают, а совсем наоборот. И поменяйте настройки в нужную сторону.

Если мужчина занимается сексом 30 секунд или минуту, думаю, его партнерша будет в два раза счастливее, если теперь он станет чуть больше думать о процессе и секс затянется хотя бы на пару минут А если дольше?! А если партнер сделает еще что-то до и что-то после… Жизнь вообще начнет налаживаться

Теперь вы знаете про метапрограмму "Ориентация на процесс и ориентация на результат ". Посмотрите, как у вас с этой метапрограммой . Хотелось бы что-то изменить к лучшему?! Тогда сдвиньте немного фокус внимания в противоположную сторону. Насколько сдвинуть?! Вам виднее. До получения желаемого эффекта, вероятно. Чтобы и процесс радовал, и результаты.

Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека, конкретнее - в учебно-воспитательном процессе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Еще в конце XIX века П. Ф. Каптерев отмечал, что образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного другому, он не есть только посредник между поколениями и представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, нельзя. (См. дополнительный иллюстративный материал.) По П. Ф. Каптереву, сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; а передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего - это только внешняя сторона этого процесса.
По сути, в таком определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Образование как результат может рассматриваться в двух значениях:

  • Первое - образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированный в форме образовательного стандарта. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Второе значение существования результата образования - это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяет ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая может быть общей и профессиональносодержательной. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется специальным профессиональным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Проблемы для обсуждения :
1. Понимание образования как образа Божия.
2. Два значения образования как результата.

Замечали ли вы когда-нибудь, что мы разные? Некоторым людям проще работать увлеченно над одной задачей, и они так увлекаются процессом , что совершенно не задумываются над результатом, точкой назначения. Другие же стараются выполнить больше разных задач и мечтают поскорее завершить их для получения результата , и не получая большого удовлетворения от процесса их выполнения. И ещё бывает, что человек наслаждается тем состоянием , в котором он находиться, совершенно не заботясь о том, куда и как дальше двигаться. Работодатели любят определять тип мышления человека во время собеседований, чтобы узнать, подходит человек для работы, ориентированной на процесс (например, работник службы поддержки), или ориентированной на результат (инженер-программист 1-й категории). Полагаю, людей, ориентированных на состояние наниматели вообще не берут, (только если в качестве президента компании, пусть наслаждается, главное, чтобы не мешал работать J ). Эти три категории являются крайностями. Хотя люди из каждой категории умеют радоваться и получать удовольствие по-своему – от состояния, процесса либо результата – не стоит лишать себя удовольствия от остальной 2/3 части своей жизни.

Когда впервые устраивался на работу специалистом по тестированию программного обеспечения, я был больше ориентирован на процесс. Для меня было обычным делом засиживаться ночью и программировать, просто ради удовольствия. У меня было много идей, и я часто бросался их выполнять, не обдумывая, к чему они приведут. Некогда было остановиться и подумать, кем же я являюсь, чего я уже достиг? Влечение к процессу вылилось в желание устроиться на две работы на полную ставку сразу (8ч на одной, 8ч на другой, 1.5ч на дорогу, 1 ч на завтрак, обед и ужин, остаётся 5.5ч на друзей, личную жизнь, хобби, сон и т.д. J ). Не сложно представить, какой был бы исход такого расписания, и как скоро бы он наступил. Спасибо заведующему кафедрой (второй «потенциальный» работодатель), который отговорил меня от этой затеи.

Через полгода я познакомился со своей будущей женой. Целое лето мы проводили почти все вечера вместе. Я наслаждался каждым моментом нашей встречи, в то время как на работе дела шли по инерции. У меня не было того обилия новых идей, что раньше, и ни одна из существовавших не применялась на практике. Одним словом, я был заморочен на моём состоянии, не думая о будущем, о результатах, и не сильно уж наслаждаясь процессом, так как не было никакого прогресса. Это длилось 3-4 месяца.

Во время ночной беседы после моего мальчишника один мой друг заметил, что я сильно изменился со времени предыдущей нашей встречи. Дело в том, что я тогда был сильно поглощён идеей постановки и достижения целей, процесс рассматривался как путь, который вторичен, не важно какой мы его выберем, главное – достичь цели в кратчайшие сроки и тут же поставить себе следующую. Возможно, всё было не так патологически, но факт остаётся фактом, – в тот момент я был сильно ориентирован на результат.

Я верю, что каждый из нас в разные моменты может наслаждаться как состоянием, так и процессом, так и результатом. Правда в том, что эти чаши трёхплечных весов не находятся всегда в равновесии – какая-то часть все время перевешивает. Всегда полезно остановиться, и насладиться тем, что вы имеете сейчас. Потом, подумайте, как бы это состояние можно было улучшить, чего бы я хотел достичь ещё в жизни? Определившись, выберите самый приятный путь достижения цели – он может быть сложным, новым, но все же приятным. Развивайтесь, двигайтесь по направлению к своей цели, наслаждайтесь каждым моментом движения, получайте от этого удовольствие. Получив результат, насладитесь этим моментом – вы сделали то, что по истинному хотели. Ваше состояние изменилось, наслаждайтесь тем, что вы получили.

Интересно, что все эти типы отношения к жизни очень связанны между собой. Если хорошенько увлечься процессом, то непроизвольно мы будем получать какие-то результаты, правда, неосознанно. Наслаждаясь полученным результатом, мы непроизвольно наслаждаемся тем состоянием, в котором находимся. Получая удовольствие от состояния, мы, так или иначе, вовлечены в какой-то процесс, правда, опять же, неосознанно.

Полноценную и счастливую жизнь можно прожить благодаря гармонизации между тремя составляющими: состоянием, процессом и результатом. Определите, какая часть в вас перевешивает, и пробуйте получать больше удовольствия от других сторон вашей личности.

Кто вы сейчас, человек состояния, человек процесса или человек результата?

Нередко мужчины и женщины старше тридцати вдруг ловят себя на мысли: «Ставишь перед собой цели, карабкаешься, стремишься, добиваешься, и вот, у тебя есть практически все, о чем только можно было … Но отчего-то пусто. И нерадостно».

Часто думают, что достижения в области социальной (карьерной, финансовой) часто противоречат достижениям в области личной, семейной. Может, и так, особенно для женщин, но самым интересным было бы рассмотреть вариант, где, на первый взгляд, есть все — и карьера, и муж, и дети, и достаток. А все равно пусто и неопределенно в душе.

Когда я спрашивал у таких людей, что они думают о прошедшем отрезке времени, в течении которого они добивались поставленных целей, то они редко вообще что-то вспоминают. Точнее, память хранит формальную цепочку событий, человек утешает себя, что многое сделано, мысленно поздравляет себя с достигнутым, но сами по себе воспоминания «не греют». И в этом кроется суть проблемы — жизнь была не прожита, а пробегана, пережита в спешке и суете, во многом себе было отказано, на многом поставлен крест. А от достижений так и нет удовольствия. И даже дети и семья быстро превращаются в рутину — еще бы, человек «достиг» свадьбы, произвел на свет ребенка, но дальнейшая жизнь-то состоит из процесса! А ему уже «скучно жить », ему нужны новые цели, новые «завоевания».

Условно назовем одну категорию людей процессуалами, а другую — результативщиками. Формируются они по-разному. Психология результативщика зарождается в постоянных требованиях со стороны социума, близких: ты должен достичь того-то и того-то, а иначе тебя будут считать неудачником. Результативщик не умеет довольствоваться тем, что есть, он вечно недоволен собой, своим уровнем жизни, он постоянно сравнивает себя с другими (как, скорее всего, сравнивали его родители). И потому всегда находится кто-то или что-то, что не позволяет ему спокойно жить, заставляя ставить все более высокие цели и рваться к ним со всей силой.

Уязвимость этой позиции в том, что у такого человека не всегда хватает времени и желания обдумать: а его ли это цели? И действительно ли ему нужно иметь то, к чему он так упорно стремится? Ведь у всех действительно разные.

И не успев подумать о том, нужно ли конкретно ему означенное богатство или статус или даже семья, результативщик оказывается заложником идей, которые могут на самом деле противоречить его подсознательным стремлениям. Ведь у любого человека в подсознании есть какой-то уголок истинных желаний, если угодно — его миссии в этом мире. Но задумываться об этом тоже нет времени.

Лилиана, успешная бизнес-леди. Муж ее — солидный делец, она — владелица сети салонов красоты. Оба они стремились к достатку, спешили «взять свое», что включало в себя и деньги, и создание семьи, и рождение ребенка. И вдруг в тридцать с лишним лет Лилиана понимает, что совсем не знает свою дочь-подростка, которая «почему-то» начала употреблять наркотики! И «почему-то» совсем не понимает, отчего муж стал к ней равнодушен. Она может легко перечислить все, чего она добилась, но толком не может ответить на вопрос, какие вкусы у мужа, какой он на самом деле, о чем он мечтает, равно как и она для него — несколько абстрактная женщина. И на день рождения он дарит ей все те же розы, хотя она их не любит. Их альбом полон фото из экзотических стран, но когда я прошу описать какой-то романтический миг, миг настоящего единства — она вдруг начинает плакать. Потому что память молчит. И не спасает ни двухэтажная квартира в Сокольниках, ни три норковые шубы, ни даже свое дело — ведь и оно выбрано не по душе. А потому что «престижно, выгодно, стабильно».

Беда всех результативщиков — скука, усталость от того , что их окружает, постоянная тяга к смене партнеров (ведь тот/та уже завоеваны, надо еще!) и установка, что внешний мир должен постоянно давать им стимулы — новые «приманки», развлечения, встряски.

Когда-то Милан Кундера писал, что скорость прямо пропорциональна силе забвения. Это означает то, что чем быстрее мы идем по жизни, тем меньше мы помним и тем беднее наш внутренний мир, меж тем как человек, желающий по-настоящему наполнить его, невольно замедляет шаги, смакуя каждый шаг, каждое воспоминание или душевное движение, каждый свой вздох.

Процесс

Процессуал же вырастает из интереса к собственному «я». Для него принцип «познай себя» — не пустой звук. Помимо интереса к себе у него есть и не меньший интерес к миру. Он не торопится, а потому познает все куда глубже, чем его оппонент. Именно процессуал может годами наслаждаться одним партнером и ему не знакомо слово «скука», именно он может, посидев пару часов на диване, придумать гениальное решение в области бизнеса и назавтра проснуться богатым. Это он — «баловень судьбы», которому , хотя на самом деле секрет прост: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится» — отвечает профессор Преображенский на вопрос Борменталя. И ведь не скажешь, что герой Булгакова ничего не достиг в жизни! Просто в силу отсутствия спешки процессуал успевает выделить главное и правильно использовать как свои способности, так и возможности мира. Философия процессуала сконцентрирована вокруг того, что каждым мигом жизни стоит насладиться, ведь следующего может и не быть.

Максим — ныне востребованный дизайнер. Поначалу путь его был непрост: он долго искал себя, отказывался работать там, где ему не нравилось, довольствовался малым. Однако, с душой делая ту работу, в которую был фактически влюблен, через какое-то время смог заявить о себе. И стал вкладывать деньги в рекламу своих идей и решений. Еще через пару лет нашелся партнер, готовый вложить деньги в общий бизнес. Дело пошло нормально, образовался достаток. Удалось купить жилье, обзавестись машиной. А через какое-то время встретилась и «женщина мечты». Что интересно — Максим ведет довольно замкнутый образ жизни, часами просиживает за рисунками, выстраивает компьютерные решения для них. Много занимается домом, недавно родившимся ребенком. И никуда не торопится. На него приятно смотреть — он счастлив.

Гонку за результатом, который не был должным образом осмыслен, можно уподобить невротическому реагированию: люди словно убегают от себя, прячутся за достижениями, как будто желая сказать «посмотрите на меня, у вас не может быть ко мне претензий, я вас всех обставил, у меня все есть, уважайте меня!» И звучит это как крик о помощи.

Потому что за этим часто стоит — страх пустоты внутри, страх недооценки окружающих, и выходит, что такой человек редко уверен в себе — иначе он жил бы так, как хочет. И ему было бы все равно, что думают окружающие. Но если нет внутреннего знания себя, нет чувства внутренней правоты — то заслонить себя от правды можно лишь гонкой за результатами. Где главное — не остаться наедине с самим собой.