Разное

Чёрно-Белая археология. «черные археологи» делают открытие

Черную окраску понятию придает неофициальность этой группы искателей. Они входят в более широкое понятие «черные копатели» которое включает организованные группы либо одиночек, осуществляющие разнонаправленный неофициальный поиск артефактов путем выполнения земляных работ. Существует 3 основных направления черных копателей: черные археологи, кладоискатели и трофейщики.

Чёрные археологи

Их иногда называют «полевиками» либо же просто «копателями». Они занимаются поиском исторических артефактов на объектах археологии. Однако у них отсутствуют все необходимые для осуществления таких поисков разрешительные документы. Поэтому их исследования выпадают за рамки закона. Введение в название черной окраски служит своеобразным противопоставлением официальной – «белой» археологии. Научный мир выступает против применения «археологи» в отношении этих копателей.

Размах «черной археологии» на территории постсоветского пространства стал катастрофическим, просто устрашающим. Процветанию этого явления способствовало появление в свободной продаже металлоискателей.

Над обслуживанием корпорации черных археологов работает огромный вспомогательный штат в виде перекупщиков, экспедиционных проводников, информаторов. Есть сведения о том, что к сотрудничеству могут привлекаться и профессиональные археологи. Известны случаи, когда работа таких копателей покрывается фирмами торгующими «разрешениями» на снос памятников истории.

Находки черных археологов редко попадают в музеи, чаще всего они отправляются в частные коллекции, антикварные магазины и рынки. В результате историческая наука утрачивает безвозвратно не только исторические артефакты, но и связанную с ними информацию.

Кладоискатели и трофейщики

Родственной чёрным археологам группой являются кладоискатели, орудующие в заброшенных деревнях. В их добыче оказываются как небольшие предметы быта, так и настоящие клады. По мнению официальной археологии ситуация с кладами более напряженная, т. к. это явление более массово. Находки также безвозвратно уходят на черный рынок.

Черные следопыты или диггеры обследуют места боев, в основном периода Великой Отечественной. Их название, подобно названию археологов сформировалось как противопоставление названию красных следопытов, занимавшихся официальной поисковой работой. Среди их находок боеприпасы и оружие, амуниция либо ее части, награды, взрывчатка, солдатские жетоны, предметы солдатского быта.

Магазин декоративных отделочных материалов RoomDecor () предлагает продукцию по крайне выгодным ценам.


Черные археологи Перу. Они смеются над учебниками истории


  • Археология всё больше и больше проникает в недра нашей жизни. Прикоснуться рукой к историческим ценностям, обнаружить клад и раскопать могилу. ...


  • Сегодня приходят сообщения о том, что объектом хищения «черных копателей» стала Мечеть в Алеппо. Также ряд старинных храмов в Сирии, ...


  • На протяжении многих лет об археологии помнили лишь черные археологи, для которых этот процесс являлся заработком, да еще ученые, которые...

Что знают нелегальные перуанские копатели уакерос об истории древних цивилизаций? Андрей Жуков

В странах, богатых археологическими пластами, образуется чёрный рынок предметов древностей. Местные чёрные копатели неплохо зарабатывают на торговле артефактами, найденными в земле. Рынок предметов истории входит в пятёрку самых доходных рынков мира. Со временем возникают целые кланы таких “чёрных археологов”. В Перу они называются уакерос (от “уака” - священное место). Багаж знаний этих людей в области подлинной истории существенно превышает знания многих официальных археологов, копающих на ограниченных участках и делающих выводы на основании заранее определённых шаблонов. Безусловно, чёрные археологи наносят вред, потому как многие бесценные артефакты утекают в неизвестном направлении, даже не будучи сфотографированными. Но вместе с тем они - уникальный источник информации о прошлом человеческой цивилизации. Именно поэтому с ними необходимо устанавливать контакт. Историк и путешественник Андрей Жуков делится своими впечатлениями от общения с перуанскими чёрными археологами уакерос.

Андрей Жуков: Патриарх перуанской археологии Хулио Тельо в начале 20 века назвал территорию центрального побережья Перу археологическим раем. Здесь сохранилось огромное количество древних артефактов, возрастом от тысячи до трех тысяч лет, которые представляют огромную ценность, как научную, так и художественную, поэтому черный рынок антикварный на этой территории имеет огромные масштабы. Естественно, основными покупателями являются штатовцы и европейцы, потому что именно в этих странах древние культуры Перу наиболее известны. То есть, допустим, для наших граждан, про пустыню Наска, естественно, все знают, слышали. Про культуру Паракас с ее сумасшедшими тканями вряд ли кто слышал. Инки и Наск, в общем, все, что мы знаем. На самом деле, пласт культур уходит на этой территории в древность, второе, может быть, третье тысячелетие до новой эры, а, возможно, и на десятки тысяч лет, скажем, глубже, говоря археологическим языком. Поэтому бизнес черных археологов здесь уже более столетия поставлен на широкую ногу. Вообще, я где-то читал, что рынок антиквариата в мировых масштабах входит в пятерку наиболее крупных по обороту денежному, естественно, после оружия, наркотиков, золота, нефти, алмазов. Вот в этих районах центрального Перу: Ика, Наска, Паракас, насколько мне известно, уже существуют семейные кланы, которые на протяжении поколений имеют бизнес, налаженные связи, имеют свои, скажем так, делянки в пустыне, поделенные между собой, с которых они берут материал. Во время двух поездок предыдущих в Перу я встречался с такими местными ребятами. В первую поездку меня, естественно, привели за ручку, американский товарищ, с которым мы вместе ездили туда, был уже с ними знаком, привел, порекомендовал, показал, во второй раз было проще. И поэтому они, естественно, не раскрывают каких-то своих профессиональных секретов, тем не менее, поведали много интереснейших вещей. Во-первых, дома мы видели, что количество артефактов, которые просто дома на стенах, на подоконниках вполне могло бы составить такой небольшой краеведческий музей. Во-вторых, тоже пояснили, что работают они в основном сейчас на заказ, то есть поступает, естественно, не от клиента, а от постоянного посредника. Вот нужна керамика, или нужны ткани культуры Наска, или нужно золото, но золота там на самом деле не так много, и оно не такое ценное в плане антикварной стоимости, как те же ткани Паракаса или керамика культуры Наска, которые имеют на антикварном рынке гораздо более высокую стоимость. То есть сейчас они уже работают под заказ, я заранее попросил, они подготовили несколько камней Ики, которые мы купили и вывезли без особых проблем, потому что камни Ики признаны новоделом и не попадают под статью о вывозе археологических ценностей, с этим проблем поэтому никаких не было.

И получается, что местные археологи, которые всю жизнь этим занимаются из поколения в поколение, имеют совершенно другое представление о древней истории перуанцев, живших на этой территории, и их представление совершенно отличается от тех, которые прописаны в книгах специалистов американистов, будь то историки или археологи. И вот эта вот живая история глазами, так сказать, местных жителей, завязанных на этой проблематике всю жизнь, была бы очень интересна для нас, как сторонних исследователей. Сторонник, в смысле не живущих там в Перу, а приехавших с другого конца света. И если в планируемой поездке удастся выйти на такие контакты, я думаю, что это будет тоже очень интересно и познавательно, потому что, еще раз повторюсь, местные уакерас, как их называют, знают совершенно больше, чем наезжающие из, допустим, Штатов археологи раз в несколько лет, которые покапают несколько сезонов на одном памятнике, сделают свою книжку напишут или диссертацию сделают, но у них нет масштабной картины вот этого всего древнего наследия, которое хранится до сих пор в земле в этом регионе. И сколько бы там не выкопали за последние сто лет, сколько бы это не ушло на сторону, все равно в земле еще гораздо больше.

К сожалению, к самому большому моему сожалению, то, что уходит на черном рынке антикварном, не попадает в научный оборот, потому что коллекционеры, да и сами уакерасы публиковать эти вещи никогда не будут, поэтому с точки зрения науки, археологии, истории мы теряем 80-90% археологического материала, потому что он не поступает в научную обработку, и, соответственно, картина, официальная картина древней истории, да и не только Перу, любой другой страны, богатой древностями, является очень ущербной, именно по этой простой причине,. Потому что такое же существует и в нашей стране, особенно в тех регионах, которые богаты ценными древностями, будь то Крым, Украина, Поволжье, Алтай, Средняя Азия, все это длится, начиная с бугровиков в Крыме 18 века, которые раскапывали скифские курганы. Везде одна и та же история, и у нас, и в Перу, и в Мексике, и в Индии, поэтому, говорю, очень грустно и печально, что вся эта информация остается нам недоступной, потому что не поступает в руки ученых.

Большой удачей, конечно, является возможность знакомства с такими людьми, когда особенно возникает личное доверие, а, по моему опыту, те, кого я знаю, душевные образованные люди, между прочим, много знающие, и возможность, допустим, даже ознакомится с какими-то их частями коллекции, там даже сфотографировать, тоже дает новую и неожиданную информацию, в чем я лично убедился во время своих предыдущих поездок, то есть я увидел такие вещи, которые я не видел ни в одной публикации, посвященных археологии этого региона.

Приобрести книги Андрея Жукова можно на сайте издательства "Концептуал":

Эту фразу можно часто услышать у тебя за спиной, в какой-то деревне, когда приехал на место копа. На самом деле это не совсем так, черная археология и обычное хобби поиск старинных монет, это две разных вещи.

Чёрные археологи – люди занимающиеся раскопками на исторических ценностях, не имея при этом разрешения на право производства раскопок археологических памятников.Ни какой ценности эти люди в государство не несут. Как правило находки сдаются на черный рынок.

По мнению ученых, черная археология, это такое же варварство, как вырывание страниц из старинной книги. Ведь вещи найденные черными археологами, как правило оседают в частных коллекциях и оказываются потерянными для науки.

Но сами черный копатели, считают что лучше они будут оседать в частных коллекциях, чем сгнивать в земли. Ведь государство не выделяет на раскопки археологам деньги, придя на место так называемых раскопок, там не ведется никаких работ годами.

Жаль что этих людей не интересуют поля после распашки, или старинные села. Их цель, это курганы, места раскопок, солдатские могилы. А прочитавши мой , можно понять, что на могилах не всегда хорошо копать.

Ежегодно в нашей стране, действует тысячи армии таких черных копателей, разрушая тонкий слой земли и наполняя черный рынок находками. Как говорят белые археологи «если решил что-то ценное продать, так благодаря черным уродам цена жутко занижена»

Черная археология и закон

Существует закон, правда он утвержден в Украине. За незаконные раскопки, на местах которые несут археологическую ценность, можно получить штраф 2550 гривен, (раньше было 1700), или два года тюрьмы. Правда как всегда черных копарей награждают условным сроком.

Для белых археологов с металлодетектором есть зона от курганов, которую следует соблюдать. Она составляет 50 м, от насыпи. Будьте внимательны, а то можно хорошенько попасть.

ст. 243 Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры.

ст. 243.1 Незаконная добыча археологических предметов, имеющих историческую, культурную или научную ценность.

Кстати внимание! Наша рада хочет ввести закон, «уклонение от обязательной передачи на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда археологических предметов», но его вводят уже около года. А если введут, будет плохо.

Черная археология второй мировой войны

Куча солдат считают пропавшими без вести. Есть клубы, которые находят такие захоронения и сообщают родственникам. Их не стоит путать с черными делами.

Черные копари мешают работу таким клубам и волонтерам. У них это «черный бизнес». Часто снимая ордена и значки отправляют за границу, не оставляя родственникам таких солдат ничего. А ведь возможно их кто-то искал?

Очень охотно продаются ордена наших солдат и немецких в германию. Так же немецкие коллекционеры готовы купить места где находятся остатки танков. Хоть в каждой деревне есть легенды о затонувшем в озере тигре.

Если вас задержала милиция, что делать?

Это не как не относится к черным археологам. Если их задержали правоохранительные органы, то это на долго. А бывает гуляешь с металлодетектором по пляжу, или идешь к машине по обочине, а тут к тебе подходит жирный дядька в форме и начинает качать права, думая «этот дурень все равно законов не знает».

Поэтому чтобы такого не было в первую очередь вы должны не волноваться, волнение видно сильно, и тогда натиск со стороны милиции может усилится, в итоге отдадите мд и все.

В первую очередь милиционер должен представится и показать удостоверения. Если такого не произошло, попросите об этом его, причем грозно попросите. Если милиционер не реагирует на вашу просьбу, то вы должны сказать «Согласно ч.2 ст.5 Закона Украины «о милиции»» вы как сотрудник милиции при обращении к гражданину, должны представится, сказать свою должность, показать удостоверение. Так, как он этого не сделал вы можете смело идти.

Другой разговор, если милиционер представился и показал удостоверение. Тогда, вы должны записать его фамилию и имя. Хоть вам это и не пригодится, если будете действовать согласно моей схеме. Ну все равно запишите, так он поймет что не с тем связался и возможно даже побоится продолжать разговор.

Главное не сопротивляться, не убегать, не показывать взволнованный вид, пугать законом, ничего не подписывать. Можете требовать соблюдения своего конституционного права, включите в телефоне камеру или запись аудио, это не противозаконно.

Ну на этом я закончу свою статью, теперь вы знаете что такое черная археология и черная археология второй мировой войны и самое главное, знаете что делать если вас остановили правоохранительные органы милиции.

P.S . И на последок советую посмотреть видео, один день с черным археологом.

В последнее время мы уже меньше вздрагиваем по этому поводу. Но не потому что деятельность «чёрных копателей» сошла на нет, а потому что ими практически всё уже уничтожено. Так что вздрагивать особенно не приходится. Я, конечно, сгущаю краски, и есть ещё что охранять, искать и изучать, но в начале XXI века был нанесён такой сильный и серьёзный удар по археологическому наследию в Пермском крае, что оправиться от него нам будет очень и очень сложно.

Пока все мы переживаем об утраченных артефактах сирийской Пальмиры, у нас происходит то же самое, даже, может быть, нечто более глобальное, просто это выглядит не так устрашающе со стороны. На сегодня практически все значимые средневековые памятники разграблены, многие из них разграблены «под ноль». Даже знаковые для Пермского края памятники неоднократно подвергались разграблению  -  например, Гляденовское костище, Мокинский могильник. Оба этих объекта находятся под боком, недалеко от Перми, а что творится в отдалении от крупных городов, за пределами обитаемых зон, вообще страшно подумать. Там гектарами вскрываются памятники.

Раскопки, о которых я упомянул, ведутся десятилетиями. Получается, мы не успели их закончить потому что трепетно относились к памятникам. Ко многим старались вообще не прикасаться. Причина проста: чем позднее раскопаешь, тем больше информации получишь. Шлимана, который копал Трою, несколько поколений археологов «проклинают», потому что методики, которыми он пользовался, были крайне несовершенны, и то, что он нашёл, даёт минимум информации. Поэтому мы активно занимались только теми объектами, которым грозило уничтожение. Это могло быть связано с природными явлениями или жизнедеятельностью человека (например, строительством). Если угрозы не было, считалось, что раскопки могут и подождать. Иногда нас останавливали этические нормы. В итоге осталось много роскошных памятников, которые были недоизучены, а оставлены потомкам, чтобы потом, когда-нибудь, когда методики будут более совершены, их можно было бы раскопать. Но вот пришел XXI век, и, к сожалению, вместо новой информации по этим памятникам, мы получили ямы и полностью разрушенный культурный слой.

Археология  -  это не поиск находок, а изучение прошлого. Не находка как таковая самоценна, не кладоискательством занимается археология, и это проблема  -  археологов от кладоискателей не отличают. Кто у нас самый известный «киношный» археолог? Индиана Джонс! Нет, археологи занимается совершенно другими вещами. Они изучают историю, изучают прошлое, но, в отличие от «классических» историков, опираются не на летописи и другие письменные свидетельства (которых, зачастую, просто нет  -  они уничтожены, отрывочны либо их вообще никогда не существовало), а на то, что входит в содержимое так называемого культурного слоя.

Для того чтобы реконструировать тот или иной объект, важны мельчайшие подробности: не только сам артефакт, но и место его залегания, где и как он располагался по отношению к другим вещам, земельным напластованиям и т. д. Важны остатки сооружений, очертания могил, их заполнение. А человек с металлодетектором разрушает всю картину: он пришёл, выкопал артефакт и по ходу дела необратимо разрушил слои. Изъятый же им предмет потерял свою научную ценность, потому что невозможно определить его местоположение, зачастую невозможно дать ему хронологическую, культурную и иные точные привязки. Археологию можно сравнить с чтением книги, вот только учёный бережно читает её от корки до корки, а человек с металлодетектором вырывает самые красивые иллюстрации, а саму книгу выкидывает.

К сожалению, мы же не можем засекретить данные по расположению археологических памятников. Если памятник не зафиксирован юридически, то он не охраняется государством, и основ для пресечения незаконных действий нет. Естественно, надо поставить его на учёт! И тут же происходит утечка информации по каким-то каналам: находишь новый памятник, приезжаешь на следующий год, а он разграблен. Вдобавок, «чёрные археологи» ведут самостоятельную разведочную деятельность, а методики проведения разведки тоже особо никто и никогда не скрывал. И современные технологии позволяют быстрее и проще находить памятники, опираясь на снимки из космоса и другие новшества.

Вот уже несколько лет в российском законодательстве существуют статьи, запрещающие проведение археологических полевых работ без разрешения, изъятие археологических предметов из мест залегания, продажу, покупку и дарение археологических предметов. Но правоприменительной практики не хватает. И количество случаев в России, когда за такие преступления привлекали к уголовной ответственности можно пересчитать по пальцам. Есть удачные примеры, в той же Казани, когда «чёрных» копателей удалось поймать с поличным, но это целая спецоперация, связанная со слежкой и сидением в засаде. Пока можно сказать, что правоохранительные органы всерьёз не воспринимают этот вид преступлений. У нас в Чердынском районе тоже задержали нескольких таких «любителей». Все они были благополучно отпущены. По моей информации, даже штраф на них не наложили.

На мой взгляд, надо вести борьбу по двум направлениям. Первое: ограничить продажу металлоискателей или поставить её под строгий контроль, с обязательной регистрацией. Об этом давно говорят, но дальше разговоров дело не идёт. Второе: ударить по рынкам сбыта. Надо выбить экономическую базу из-под этого постыдного явления, чтоб просто было некому продавать артефакты или чтобы этот процесс был максимально сложен.

«ЧЕРНЫЕ АРХЕОЛОГИ» ДЕЛАЮТ ОТКРЫТИЕ

«А может, я где-нибудь клад нашел, а ты не знаешь? Вот я вчера и расщедрился… Вон господин Заметов знает, что я клад нашел!..»

Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание

Небольшой древнегреческий городок Никоний существовал на берегу Днестровского лимана всего лишь около 400 лет, с VI до III века до нашей эры. Здесь довольно рано начали чеканить собственные монеты, что и предопределило в наши дни особый интерес к городу коллекционеров и «черных археологов».

Ученым Никоний известен еще с XIX века, когда у села Роксоланы Одесской области Украины были открыты остатки городских сооружений античного времени. Вот уже более сорока лет здесь ведутся научные исследования. И практически все эти годы на древних развалинах идет незримое состязание между археологами и грабителями. Пока со значительным перевесом его выигрывают «любители». Каждый год ученые с трудом находят деньги, которых хватает на полтора, максимум на два месяца раскопок. Их же конкуренты могут «работать» все оставшееся время, Им помогает то, что Роксоланское городище с некрополем не охраняется, находится за пределами села и интенсивно разрушается из-за эрозии высоких берегов. Поэтому неудивительно, что самую интересную находку за все время исследований и грабежей этого памятника опять же совершили не археологи, а грабители. И известно об этом стало случайно.

В 1997 году один из местных «знатоков» Роксоланского городища неожиданно разоткровенничался. Он рассказал музейным сотрудникам, что в 1994 году, после закрытия археологической экспедиции, внимательно осмотрел незасыпанные раскопы. На одном из них заметил выступающую обработанную плиту и вместе с товарищем стал ее подкапывать. Под плитой оказалось несколько золотых бляшек! Воодушевленные находками, «искатели» принялись за самовольные раскопки, в результате которых был полностью вскрыт каменный склеп с уникальными находками. Сами того не подозревая, они совершили интереснейшее открытие. Точнее, могли совершить и навсегда вписать свои имена в историю науки. Но этого не произошло. Их интересовала только нажива и совсем не волновала известность. Найденные находки были проданы коллекционеру из Одессы, и лишь случайные откровения с учеными позволили установить масштабы утраты.

Участники экспедиции впоследствии подтвердили, что действительно видели на краю раскопа сооружение из боль ших, плотно подогнанных друг к другу каменных плит. Но раскопки, как и деньги, уже заканчивались. На изучение этих плит не было ни средств, ни времени. Как не было и особого желания: никто не сомневался, что это остатки рядового подвального помещения. Дело в том, что до этого на городище встречались только остатки каменных подвалов и хозяйственных ям. Опыт на этот раз сыграл с археологами злую шутку и отвернул от них удачу.

Зато самовольные раскопщики проявили большую настойчивость и «исследовали» каменное сооружение с почти научной скрупулезностью. В течение месяца они приходили на городище, как на работу, тщательно просеивали землю внутри склепа, выбирая из нее все находки. На расстоянии 1 м вокруг него ими все было также перекопано и перепроверено. И за все это время им никто не помешал!

Кладоискатели не вели какой-либо документации и лишь значительно позже сделали аляповатый чертеж и дилетантские рисунки найденных вещей. Судя по ним, удалось выяснить, что склеп находился на двухметровой глубине от поверхности и сверху был перекрыт хорошо обработанной известняковой плитой. Еще в древности его ограбили, поэтому скелета на дне не оказалось, но в заполнении на различной глубине встречались бляшки-нашивки от одежды. По-видимому, ограбление произошло вскоре после погребения, когда тело еще не разложилось и было вытащено на поверхность вместе с дорогим инвентарем и обшитой золотом одеждой. Тем не менее в склепе, по словам местных «экспертов», осталось не менее… 750 золотых бляшек и украшений. Не зря они так тщательно просеивали землю! Некоторые большие предметы из золота они даже взвешивали для определения цены для коллекционеров. Себе на память была оставлена лишь одна-единственная золотая бляшка. В порыве великодушия они даже готовы были ее продать археологам. Но денег на подобную покупку у государства не оказалось.

Это второе в мире бронзовое навершие с изображением Папая и орлов так и не попало в руки археологов

Но самой интересной находкой «раскопщиков» стало бронзовое навершие, лежавшее в углу погребального сооружения под слоем утрамбованной глины. Оно представляло собой втульчатый предмет с центральным стержнем в виде обнаженной фигуры бородатого мужчины с вытянутыми вперед руками. От него равно удалены четыре ветки-рожка, на концах которых расположены фигурки орлов с распростертыми крыльями. По единодушному заключению специалистов, эта находка из Никония является ритуальным навершием с изображением Папая - одного из главных скифских богов. Папай у этих племен соответствовал образу Зевса в древнегреческой мифологии. Открытие навершия трудно переоценить, так как до этого была известна лишь одна подобная находка под Днепропетровском.

Этот символ власти, безусловно, свидетельствует о том, что здесь был погребен представитель высшей знати Скифии. Он представляет собой редчайший культовый предмет на всей территории евразийских степей и по своему значению соответствует «царским штандартам» Египта и Вавилона. Применение навершия в различных церемониях при перемещении скифского царя, размещении его ставки, проведении определенных празднеств и ритуалов было несомненным. Подобные регалии, скорее всего, как и власть, передавались по наследству и могли принадлежать только царю.

В пользу этого вывода свидетельствует и тот факт, что у южной стенки склепа под слоем специально положенной глины были найдены два золотых ритона и череп лошади. Ритон в виде барана имел литую оковку из золота с валиками по краям, второй - изображал голову лани или зайца с плотно прижатыми ушами.

Описанные грабителями предметы позволили ученым четко датировать никонийский склеп серединой V века до нашей эры.

В целом этот комплекс имеет много общего с богатыми скифскими погребениями Северного Причерноморья. Отдаленной аналогией ему может служить даже знаменитое погребение в кургане Куль-Оба, где в расшитой золотыми украшениями одежде с великолепным набором ритуальных сосудов был погребен, скорее всего, скифский царь вместе с женой.

Расположение склепа на территории античного города - сам по себе экстраординарный случай. Он свидетельствует, что погребенный был важной персоной в полисе. Учитывая монетную чеканку Никония, всплывает имя скифского царя Скила, судьба которого была очень популярной в античном мире. О нем нам известно из рассказа Геродота о Скифии. Скил был сыном скифского царя Ариапифа и женщины- гречанки из Истрии. Мать обучила сына греческому языку и письму. Он, вероятно, был одним из первых грамотных царей Скифии. Под влиянием матери Скил не испытывал уважения к грубым скифским обычаям и склонялся к эллинскому образу жизни. Известно, что он часто приходил со своим войском к городу Ольвия, где у него был дворец. Свою стражу Скил оставлял за городскими стенами, а сам переодевался в эллинские одежды и месяцами жил среди греков.

Скифы осуждали такое поведение царя и в итоге восстали против него, обвинив в предательстве. Они выбрали царем его брата Октамасада. Скил вынужден был бежать во Фракию, против которой сразу выступили его соплеменники. Не желая войны, фракийский царь Ситал к выдал Скила в обмен на своего брата, находившегося в плену у скифов. Милые семейные отношения закончились тем, что Окгамасад сразу же отрубил голову своему непутевому брату и показал соплеменникам, чем может закончиться преклонение перед иноземцами. «Вот таким образом скифы охраняют свои обычаи, а тех, кто перенимает чужеземные законы, вот так наказывают», - резюмировал свой рассказ Геродот. Эта поучительная история отнюдь не является легендой. Археологические находки подтвердили историчность биографии Скила и его смерть около 450 года до нашей эры.

Находки монет с именем Скила, чеканенных в Никонии в середине V века до нашей эры, открывают абсолютно новые страницы его жизни. В свете данного открытия вполне правдоподобно звучит гипотеза о том, что после бегства из Ольвии Скил мог какое-то время скрываться в этой небольшой древнегреческой колонии.

Необычное расположение склепа не на некрополе, а внутри городских стен, находка скифского навершия явно царского ранга, а также данные о тесной связи Скила с Никонием позволяют предположить, что именно он был похоронен в дважды ограбленном захоронении. Это предположение более чем вероятно, так как датировка этого сооружения и дата гибели Скила полностью совпадают. К тому же Октамасад, обезглавив брата, вряд ли собирался оказывать ему какие-либо посмертные почести. Опального царя-изменника не могли похоронить в Скифии как представителя царской семьи.

Но находка уникального навершия показывает, что Скил имел преданных соратников, которые могли тайно вывезти тело и захоронить его в любимом греческом городе. Ведь в ограбленной могиле находился традиционный набор скифского инвентаря, свидетельствовавший о былой власти погребенного. Найденное навершие с изображением главного бога скифов можно рассматривать не только как наследственную регалию, но и как символ прерванной насилием царской власти.

Открытый грабителями античный погребальный комплекс поистине уникален. Лишь случайность привела к тому, что его не обнаружили профессиональные археологи. Но мы знаем, сколь велика роль случая в археологических исследованиях.

Корявые рисунки - все что осталось от изящных ритонов с изображениями головы барана и лани (?) из склепа в Никонии

Поражает другое. На берегах Днестровского лимана было сделано редчайшее научное открытие. Если бы его сделали ученые, то можно было бы дописать несколько страниц в древнейшей истории не только Украины, но и юга Восточной Европы. Однако это событие никого не взволновало. В Никонии открыто велись грабительские раскопки и продажа найденных находок. Сами «раскопщики» не очень то и прятались и, в конце концов, рассказали о своих «достижениях». Правда, рассказали только тогда, когда распродали все найденное. И вновь никакой реакции от властей.

Я хорошо понимаю своих коллег, которые, узнав о находках, предпочли наладить хорошие отношения с «раскопщиками», вместо заявления в милицию. Во-первых, последнее небезопасно, во-вторых, бесполезно. Сложившаяся практика показала, что власть не может и, главное, не хочет поставить надежный заслон расхитителям культурного достояния. Сегодня у власти масса других забот, и защита археологических ценностей не входит в сферу ее приоритетов. Скорее наоборот, очень влиятельные силы заинтересованы в том, чтобы «теневая» археология продолжала безнаказанно крушить памятники старины. И это при том, что официальная украинская идеология не прочь причислить скифов, наряду с носителями трипольской культуры, к прямым предшественникам украинского народа!

Если же учесть, что не только в России, но и у наших соседей наплевали на дальнейшее развитие науки, довели до нищенского состояния различные НИИ и государственные музеи, отказались от проведения целенаправленных научных экспедиций и закупок даже уникальных экспонатов, то становится понятно, почему вновь возродилась и успешно развивается деятельность «черных археологов». И не стоит удивляться, что в данном случае одесские археологи установили контакте милыми сельскими ребятами, промышляющими грабежом древних могил, и получили хоть какую-то научную информацию, а не действовали по неработающему закону.

Сегодня Одесский археологический музей продолжает ежегодные кратковременные раскопки на Роксоланском городище. Но это возможно лишь благодаря сотрудничеству и финансированию Торуньского университета в Польше. Узнав, что в музее хранится уникальная коллекция из Кипра, греки отремонтировали протекающую в здании крышу и оплатили работы по переоформлению экспозиции античного зала. В одном из самых богатых городов Украины на это денег не нашлось. И никому из власть предержащих ни в Одессе, ни в Киеве от этого не стыдно. Еще в 60-70-е годы прошлого века была сделана попытка организации археологического заповедника в Никонии, но она так и не была осуществлена. Подобные разговоры продолжаются и сегодня, но их реализация уже даже не рассматривается. А за это время был обнаружен и разграблен склеп скифского царя и масса других ценнейших объектов. Что еще должно случиться на развалинах античного полиса, чтобы их взяли под охрану?

Как-то при встрече директор Одесского археологического музея В.П. Ванчугов рассказал мне, что бронзовое навершие из Никония якобы было перепродано из Одессы неизвестному коллекционеру в Тирасполь. Судьба остальных находок неизвестна… Можно лишь констатировать, что у этой истории трагичный для науки финал.