Домашний очаг

Чацкий и Молчалин. Сочинение по комедии Грибоедова "Горе от ума"

В этой статье обсуждаются два самых известных героя Грибоедова из знаменитой комедии «Горе от ума» - Чацкий и Молчалин. Сочинение, в котором нужно провести сопоставление этих персонажей, давно входит в школьную программу. В этой статье мы представим план возможного сочинения и рассмотрим его пункты. Кроме того, проведем подробную сравнительную характеристику героев.

Сочинение «Горе от ума»: Чацкий и Молчалин.

План для любого задания по развитию речи, предполагающего написание собственного текста, невозможен без детализации. Давайте попробуем его составить:

  • Небольшая характеристика комедии.
  • Описание образа Молчалина.
  • Описание образа Чацкого.
  • Сопоставление героев.
  • Подведение итогов.

О произведении

Главными персонажами пьесы «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Сочинение лучше начать с характеристики самого произведения.

Итак, в комедии автор отразил нравы и поведение общества в период с 1808 по 1824 год, а само действие разворачивается после войны 1812 года. Грибоедов поднимает самые главные проблемы этого времени: патриотизм, государственная служба, крепостничество, упадничество в сферах образования и просвещения, человеческие взаимоотношения. И все эти вопросы рассматриваются с двух ракурсов - с точки зрения людей «нынешнего века» и «века минувшего». Именно в борьбе Молчалина и Чацкого наиболее ярко отражается борьба этих поколений.

Образ Молчалина

Но в чем же так несхожи Чацкий и Молчалин? Сочинение должно дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Начнем с рассмотрения образа Молчалина. Он имеет свои идеалы, убеждения и цель в жизни. Вот его цели - высокое положение в обществе, карьерный рост, богатство. Для Молчалина смысл жизни заключается в собственном благополучии: «и весело пожить, и награжденья брать». Чтобы достичь своей цели, он готов на все - хитрить, льстить, обманывать, изворачиваться. Так он сам об этом говорит: «угождать всем без изъятья». Но это относится только к тем, кто выше его по чину. С теми же, кто ниже его, он не церемонится.

Образ Чацкого

Мы начали говорить о том, в чем непохожи Чацкий и Молчалин. Сочинение обязательно должно включать характеристику обоих персонажей, поэтому поговорим об Александре Чацком. Он образованный молодой дворянин, отличающийся передовыми взглядами, типичный представитель «нынешнего века». Чацкий готов к бескорыстному служению Отечеству и желает приносить пользу людям. Герой презирает карьеризм, чинопочитание, лицемерие и притворство. Этот персонаж очень близок к декабристам по своим убеждениям. Чацкий не одобряет крепостничество, с уважением относится к русскому народу, уважает национальную культуру и русский язык. К Молчалину относится с явным презрением.

Отношение к любви

Переходит к описанию отношений героев к любви наше сочинение. Чацкий и Молчалин, характеристика которых здесь представлена, абсолютно по-разному представляют это чувство и соответственно относятся к Софье.

Чацкий искренне привязан к девушке и всем сердцем любит ее. Только ради Софьи он решает вернуться в Москву. Однако его чувства оказываются отвергнуты, что он долгое время не может принять.

Молчалин же обманывает Софью, притворяясь, чтобы добиться продвижения по карьерной лестнице. Несмотря на свою молодость, Молчалин относится к «веку минувшему». Для него нравы и мораль старой Москвы возведены в идеал, поэтому он и принят обществом с таким радушием.

При этом Чацкий слишком поддается собственным эмоциям и не замечает чувств Софьи. Молчалин же остается холодным и расчетливым. Он неспособен на сильное чувство.

Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (сочинение)

Можно сопоставить персонажей по ряду аспектов:

Молчалин

Характер

Искренний, пылкий, прямолинейней молодой человек. чувства часто мешают ему трезво оценивать ситуацию.

Услужливый, осторожный и очень скрытный. Главная цель - карьера и высокое положение в обществе.

Общественное положение

Московский дворянин без большого состояния. Его принимают тепло из-за происхождения и связей.

Мещанин из провинции. Известен в свете, но не имеет никакого веса.

Образование

Очень просвещенный и умный. Получил хорошее образование.

Очень ограниченный человек, суждения которого примитивны. Не получил достойного образования.

Сфера деятельности

Не имеет должности. Есть упоминания о том, что он служил в армии.

Социальные взгляды

Вольнодумец и патриот. Не боится возмущаться порядками, царящими в обществе.

Абсолютно приемлет и уважает существующий строй.

Карьерные воззрения

Убежден, что высокого чина могут добиться только подхалимы. Считает, что перспектив у него нет.

Готов на все ради карьеры - терпеть унижения, заводит связи. Очень серьезно относится к своей службе.

Особенности речи

Красноречив и остроумен. Говорит на русском языке, но может вставлять и французские предложения.

Чиновничья, весьма почтительная речь. Общаясь со старшими по званию, начинает льстить и лебезить.

Отношение друг к другу

Относится с презрением к Молчалину. Считает, что у того нет никаких достоинств. Старается высмеять при любом удобном случае.

Нейтрально воспринимает Чацкого. Обращается с почтением. Но для себя в этом человеке пользы не видит.

Униженный и оскорбленный уезжает из Москвы. Он разочарован в любви и отвергнут обществом.

Его судьба не определена, так как Фамусов не узнает о связи Молчалина со своей дочерью. Герой может продолжить службу.

Роль в комедии

Главный герой, вокруг которого развиваются все конфликты пьесы.

Основной антагонист. Является воплощением закостенелости.

Итоги

Подходит к концу наше сочинение. Чацкий и Молчалин в комедии «Горе от ума» противопоставлены друг другу. Автор делает это для того, чтобы ярче проявились характеры героев. Грибоедов на примере этих персонажей дает характеристику веку нынешнему и веку минувшему, а выводы должен сделать читатель. Позиция автора при этом ясна - он принимает сторону Чацкого.

Несмотря на то, что с момента написания шедевра прошло уже два века, комедия сохранила свою актуальность и сегодня.

Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала редчайшим образцом обличительного, сатирического направления литературы. Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, а отрицательные высмеивались и терпели поражение. У Грибоедова персонажи распределены совершенно другим образом.

Чацкий - смелый и непримиримый борец за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшийся с обществом реакционеров и крепостников, оболганный и оскорбленный этим обществом, но не смирившийся перед ним. Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное, равнодушное отношение с ее стороны.

Он с удивлением замечает, что "век минувший" характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея!". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это в начале комедии герой еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 1810-х начала 1820-х годов.

Фамусов испуган речами Чацкого: "Он вольность хочет проповедать!" Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто?". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

"Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", Чацкий противопоставляет молодое поколение, идущее другим путем. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета - вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово - оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.

Бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Он вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей.

Образ Молчалина противостоит образу Чацкого. Если Чацкий - сын знатного московского дворянина, получивший воспитание в дворянском доме, то Молчалин - человек более низкого происхождения. Он из милости "пригрет" Фамусовым, хотя, безусловно, ему "нужен". Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что "Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выгоды".Молчалин. не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл. Основные качества его натуры - низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он "в небольших чинах". Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может "словечко замолвить". Софья Павловна наделяет Молчалина несуществующими добродетелями, не замечая его низости.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

При батюшке три года служит,

Тот часто без толку сердит,

А он безмолвием его обезоружит,

От доброты души простит.

И между прочим

Веселостей искать бы мог;

Ничуть: от старичков не ступит за порог;

Мы резвимся, хохочем;

А он с ними целый день засядет, рад не рад,

Играет…

Чацкий страдает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин терпит фиаско совершенно случайно. Он "мастер услужить", найдет себе нового покровителя. Если Чацкий, по выражению Герцена, "идет прямым путем на каторжные работы", то Молчалин любым способом устроит свои дела и карьеру. Столкновение между Чацким и Молчалиным - это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Комедия заставляет нас размышлять о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью - или "не сметь свое суждение иметь". Развиваться, расти - или "твердить одну и ту же песнь"? Как относиться к своему народу, России? История доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий. "При резких переходах из одного века в другой, - писал И.А. Гончаров, - чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств - все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым."

    В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных...

    «Грибоедов - «человек одной книги», - заметил В.Ф.Ходасевич. - Если бы не «Горе от ума», Грибоедов не имел бы в литературе русской совсем никакого места». Творческая история комедии, над которой драматург работал несколько лет, исключительно сложна....

    Одним из выдающихся произведений первой половины ХIX века является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих...

    Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали...

Произведение «Горе от ума» А.С. Грибоедова относится к жанру комедии, события происходили в начале 19 века, в ней автор показал образы московских дворян. За основную тему произведения можно выделить противостояние нынешнего века и прошлого, тяжелую смену старых идеалов на новые. На стороне прошлого века было значительное количество людей в комедии, один из них был молодой дворянин, еще не имевший каких-либо чинов Молчалин. Его задачей было прислуживать влиятельным людям.

Сам Молчалин был небогатым дворянином, родился в Твери. В комедии он проживал в доме Фамусова, тот в свою очередь взял Молчалина в секретари. Молчалин влюбляется в дочь Фамусова и тайно с ней встречается. Фамусов выступает противником таких отношений, ведь считает, что его дочери нужен влиятельных муж с чинами. Хоть и Молчалин не соответствует этим требованиям, но есть у него другое качество, которое ценили обитатели фамусовского дома. Он изо всех сил стремился всячески услуживать, этим и привлекал внимание. Именно поэтому ему удалось попасть на должность секретаря, где важны деловые качества, а не честь.

В произведении "Горе от ума" образ главного героя можно назвать стандартным поведением молодого дворянина в окружении. Мы видим как он старается услужить, и если нужно, то даже унизиться перед влиятельными гостями дома Фамусова, всё это идет с расчетом на то, что они могут пригодится в жизни и дальнейшем службе. Молчалин даже брал за должное похвалить шерсть собаки Хлёстовой. Для описания героя подойдет цитата, которая гласит, что пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других». Он считает, что пока ты молод, не обязательно иметь свое мнение.

Фамусовское общество славилось чертой хвастовства, при каждом удобном случае было обычным делом расхвалить новые успехи, таким же был и Молчалин. Он был частым гостем княгини Татьяны Юрьевны. Хоть по характеру и поведению Молчалин был такой же как и все с общества, хоть и соглашался со всеми и поддерживал идеи, все же это не помешало ему пойти на подлость. Например его любовь к Софье была только выдумкой и пошел он на это ради собственной выгоды. По сути искренне он открывается при общении с горничной Лизой, которая ему нравилась. И тут читателю открывается уже другой персонаж, вы видим, что в нем присутствует двуличие, а значит такой человек опасен.

В его душе и сердце нет ни капли уважения и тепла к Софье. Он очень рискует, когда начинает тайно видеться с дочерью Фамусова, ведь он постоянно находился в состоянии страха, что их заметят. В этом выражается трусость. Для Молчалина важную роль играл тот момент, что его волновало мнение окружающих, а так же он боялся, что о нем подумают другие. Эта его подлость и коварство губят его, ведь он начинает вредить тем, с кем давно был в окружении. Он помнил слова своего отца, которые гласили угождать всем без исключения, чему Молчалин и следовал. Исходя из этого мы можем сделать вывод об отношении героя к описанию идеала минувшего века, несмотря на то, что он еще молод.

Автор показал Молчалина как достойное продолжение и пример консервативных дворян. Такое общество характеризуется тем, что для них на первом месте стоит чин и деньги, эти две категории позволяют им оценивать остальных. Как уже было сказано, Молчалин был хитёр и двуличен, это два главных качества описывающие героя.

Грибоедов затронул в комедии проблему, которая актуальна и сейчас. Ведь известны много случаев, когда были такие же люди, которые не видели ничего на своем пути и готовы были идти через всё, ради своих целей. Эта тема будет актуальна до тех пор, пока среди нас будут существовать люди с такими же ценностями, как у Молчалина и его общества.

Сочинение на тему Молчалин

Комедия «Горе от ума», написанная Александром Сергеевичем Грибоедовым в период с 1822 по 1824 года, повествует о светском обществе и жизни тех времен. Одним из центральных героев произведения является Алексей Степанович Молчалин, человек из простого народа, стремящийся к карьерному росту.

Молчалин представляется приличным молодым человеком, который отличается своей добротой и скромностью. Но на самом деле, все эти качества - всего лишь маска, которую герой использует для достижения своих целей. Его мечтой является карьера, высокий чин и богатство. Уважение среди высшего общества – предел его счастья. Существует множество различных способов для достижения данных целей. Но Молчалин выбирает самый быстрый и негативный. Он совершает шаги на пути к мечте с помощью лести, лицемерия и двуличности. Он делает это настолько тонко и незаметно, что многие могут позавидовать.

Герой работал секретарем у Фамусова, человека богатого и уважаемого. Всю работу он выполнял добросовестно, разговаривал ласково и осторожно, отчего и нравился Фамусову. С дочерью своего хозяина, с Софьей, он обращался еще лучше и даже посмел играть влюбленного молодого человека. Естественно, никаких высоких чувств по отношению к девушке он не испытывает. Наоборот, он ее презирает и налаживает отношения исключительно ради собственной выгоды. Однажды провинившись перед девушкой, он бросается к ней в ноги. Причиной этому было далеко не раскаяние, а боязнь потерять доверие своего господина Фамусова. Еще одной персоной, которой посчастливилось слушать от Молчалина ложь, была Хлестова. Он любезно играл с ней в карты и делал комплименты ее собачке. На самом деле, людям очень приятно подобное поведение в свой адрес. Лицемерие и услужливость Молчалин проявлял по отношению ко всем живущим в доме: от слуг до начальства. В этом заключался план героя, которого он строго придерживался.

Таким образом, Молчалин в комедии Грибоедова является отрицательным персонажем. Читатель не может увидеть никаких положительных черт героя, а видит исключительно лицемерие и желание достичь сомнительной цели грязными путями. С помощью данного персонажа автор раскрывает серьезную проблему, существующую и в наши дни. Люди, которые стремятся ни к чему-либо высокому, а к славе и деньгам, готовы идти по головам и надевать маску искренности. Обычно, достигнув своих целей, такие люди живут несчастно и одиноко.

Вариант 3

В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов рассказывает о дворянах Москвы ХІХ века, именно тогда общество раскололось на консерваторов и тех, кому импонировали идеи декабристов. Главной идеей произведения является противопоставление нынешнего века и минувшего века, смена устаревших идеалов дворян на совершенно новые.

В комедии присутствует огромное количество сторонников старых идеалов. Поклонники старых принципов - это весомые и значимые в обществе люди, такие как помещик Фамусов, полковник Скалозуб, так же старым дворянам прислуживают и молодое поколение, которое просто вынуждено прислуживать "старикам". Молчалин один из таких молодых людей, который вынужден прислуживать старым дворянам с их порядками.

Сам Молчалин бедный дворянин, рождённый в Твери, он проживает в доме Фамусова, выдавшего его чин ассерсора и взявшего на работу серкртарем. Еще Молчалин является любовником дочери Фамусова, но сам Фамусов об этом не знает. Отец не хочет иметь такого зятя как Молчалин, потому что в Москве принято иметь богатых родственников. Фамусов ценит в людях желание услужить перед ним, и именно так Молчалин, с помощью своей услужливости получает такие должности.

В данной пьесе образ Молчалина очень точно отвечает характеру повеления молодого, не окрепшего дворянина во влиятельном обществе. Молчалин старается максимально выслужиться перед высокими гостями в доме у Фамусова, потому что они могут быть полезными для его дальнейшего карьерного роста. Молодой дворянин опустился до того, что начинает нахваливать шерсть собачки Хлёстовой. Он считает, что дворяне нижних чинов должны таким образом заслуживать уважение у старших.

Он, как и все персонажи данной комедии считает свои долгом хвастаться и гордиться своими успехами в продвижении по службе. Молчалин отлично налаживает связи с нужными его людьми, которые могут ему помочь по службе. Молчалин несёт огромный урон обществу, в котором он находится. Он также обманывает дочь Фамусова, ведь ухаживает он за ней только ради выслуги перед её отцом. Он такой человек, который для достижения своей цели не остановится ни перед чем, и способен нанести огромный ущерб тому обществу, в котором он находится.


Алексей Степанович Молчалин - один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Молчалин служит секретарём Фамусова и пользуется его доверием в служебных делах. Он видит цель своё жизни в чинах, богатстве и карьере. Высшее счастье его «и награжденья брать и весело пожить». Для достижения свои целей Молчалин заводит связи с влиятельными людьми, считая, что это лучший способ подняться по карьерной лестнице. Трепеща перед Фамусовым, всегда говорит, учтиво прибавляя «с» (с бумагами-с»). С влиятельной Хлестаковой играет в карты, восторгаясь её собакой:

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более напёрстка.

Я гладил всё его – как шёлковая шёрстка.

Он добивается своего, Хлестакова называет его «мой дружок» и «мой родной».

Молчалин обладает говорящей фамилией.

«Вот он на цыпочках и небогат словами» - говорит о нём Чацкий. Молчалин не высказывает своего мнения:

В мои лета не должно сметь

Своё суждение иметь.

Он немногословен, фразы – обрывочны, особенно в общении с людьми по чину выше его. И даже с любящей его девушкой – Софией он молчалив:

Из глубины души вздохнёт,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.

Несмотря на это, Молчалин свободно разговаривает с Лизой, признаваясь ей в своих чувствах, рассказывает Чацкому о своей низменной позиции. Поэтому мы можем сказать, что немногословность не столько черта характера Молчалина, сколько ещё один способ достижения целей. Не зря Чацкий говорил, что Молчалин дойдёт «до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

Кроме того, Молчалин свято чтит наставление отца: «угождать всем людям без изъяны»

Таким образом, мы можем сказать, что Чацкий не ошибался, говоря: «Молчалины блаженствуют на свете».

Характер Молчалина раскрывается постепенно, в отношениях с другими людьми.

Так, с Фамусовым он услужливый и тихий молодой человек. Он зависит от Фамусова, поэтому очень скромен. В общении же с Лизой он гораздо эмоциональнее «Весёлое созданье ты! Живое!»). Он откровенно признаётся Лизе в своей любви, при этом оскорбляя Софью. Он цинично называет её: «плачевной нашей кралей». При этом во время общения с Софьей Молчалин почтителен, он прикидывается влюблённым в девушку и ухаживает за ней для продвижения по службе.

В комедии Молчалин противопоставлен Чацкому, истинно влюблённому в Софью. И мы видим, как медленно развязывается драматический узел между Молчалиным, Софьей и Чацким. Также Молчалин - главная фигура в борьбе Софьи и Чацкого. Ведь Чацкий, называя Молчалина глупым, обидел любимого Софьи. И она отомстила, выставив Чацкого сумасшедшим. Ещё мы не можем не заметить, Молчалин – один из главных лиц в последней сцене, где всё встало на свои места. Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, он же начал униженно ползать на коленях не потому, что почувствовал вину пред Софьей, а потому, что испугался за свою карьеру. Когда же появился Чацкий, он вовсе сбежал. Здесь в полной мере раскрылась вся трусость и подлость Молчалина.

В итоге мы можем сказать, что Молчалину всегда найдётся место в фамусовском обществе.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Коллекция сочинений: Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика героев)

А. С. Грибоедов родился в Москве в семье отставного воен­ного. Поступает на философский факультет в Московский университет. Оканчивает его, затем поступает в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году приступает к осуществлению замысла коме­дии "Горе от ума». В связи с работой комедию заканчивает только через несколько лет.

"Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и является образцо­вым произведением. В нем нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука. Все детали не сочинены, а взяты из московских гостиных и перенесены в книгу.

Комедия "Горе от ума» - одно из самых ярких произве­дений не только писателя, но и всей литературы.

Основной конфликт комедии - столкновение консерва­тивного дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит Молчалин, к "новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого. Бесспорно, Чацкий главный герой, он не только умнее всех прочих, но и положительно умен. Ему принадлежат 300-400 душ, и он возвращается после отдыха на кислых водах в Москву. До его приезда Мос­ква была носительницей старых взглядов (город тирании об­щественного мнения и преклонения перед мундиром и чина­ми). Защищал этот город Фамусов, а прислуживался у него Молчалин. По мнению автора, в отличие от Чацкого, это глав­ный отрицательный персонаж комедии, глупый любовник и сердечный друг Софьи. Но мне знакомы в нем эти черты, ведь все иногда бегают в поисках впечатлений за противополож­ным полом. То есть одной он говорит одно, а другой - другое. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья», даже "собаке дворника, чтоб ласкова была».

Чацкий - человек честный, искренний, способный трез­во и независимо мыслить, видеть пороки и противоречия свое­го общества. Особенно ярко показывает Грибоедов эти каче­ства, противопоставляя Чацкому низкого подхалима и лице­мера Молчалива.

Чацкий, приехав, сразу отправляется к Софье в надежде найти ответ на прежние чувства - и не находит. Но его по­разили две перемены: она необыкновенно похорошела и ох­ладела к нему - тоже необыкновенно. У него возникает со­мнение, что она влюблена. Он пытается узнать, кто это, и по возможности вернуть чувства и расположение Софьи.

Чацкий -сторонник новых рассуждений о жизни, он не старается кого-то переубедить. Он выступает за введение новых порядков и поэтому с самого начала неодобрительно относится к членам фамусовского общества и Молчалину в том числе. Поначалу Чацкий всем приходится по душе. За него даже хотят выдать дочь одной графини, но та, узнав о том, что он не очень богат, опровергает это. Молчалин же пробивается по жизни сам. Он служит секретарем у Фамусова. В сцене бала он услужливо восхваляет шпица Хлестовой, чем заслуживает ее расположение.

На протяжении всей комедии продолжается сюжетный мотив "падения»: Чацкий, едва появившись в доме, расска­зывает, что по дороге падал много раз. Но падение Молчалива с лошади, при вести о котором Софья лишается чувств, "риф­муется» с образцовым падением фамусовского дяди Максима Петровича: "Упал он больно - встал здорово». Это вписывает его в ту неизменную московскую традицию, против которой выступал Чацкий.

Молчалин видит в своем благополучии: "И награжденья брать, и весело пожить». А Чацкий мечтает о бескорыстном служении отчизне, о том, чтобы принести поль­зу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым». В то же время он презирает слепое чинопочитание, угодниче­ство, карьеризм. Он "служить бы рад», но ему "прислужи­ваться тошно».

Единственное, для чего он приехал в Москву, - это уви­деть Софью. А когда он узнает, что она влюблена в Молчалина, начинает всячески ругать его.

В итоге Софья застает Молчалива в объятиях своей слу­жанки Лизы. Чацкого, находившегося наедине с Софьей, после этого увидел Фамусов и посчитал, что это свидание. Чацкий должен покинуть дом и уехать.

По существу, никто из них не выиграл. Чацкий уехал, разо­чаровавшись, Молчалин покинул дом в стыдливом положении.

Мораль комедии такова: во всем, что получим мы от жизни плохого, подчас виноват наш ум. (Самый лучший при­мер - Чацкий.)

"Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пере­жило их, прошло невредимо гоголевский период и проживет еще много эпох.