Семья и Дети

Часть речи обстоятельство на какие вопросы отвечает. Значение обстоятельства в русском языке

1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и. т.д и отвечает на вопросы когда? где? почему? как? и.т.д

Например: Моя сестра потащила его куда то.
2. Обстоятельства чаще всего выражены:

Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;

Жил (где?) в горах; творил (как?) с воодушевлением.
наречием;

Жил (как?) убого.

местоимением-наречием;

Поехал (куда?) в Киев.
деепричастием;

Сидел (как?) подбоченившись.
инфинитивом.

Вышел (с какой целью?) искупаться.

3. Обстоятельство обычно поясняет:

Идти на работу.
прилагательное;

Крайне замученный, усталый до потери пульса.
наречие.

Слишком медленно.

4. Обстоятельства могут быть разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

Виды обстоятельств
1) места. Отвечает на вопросы: где? куда? откуда?
Например: Хорошо (где?) тут.
Я уезжаю (куда?) в город.
Я приехал (откуда?) издалека.
2) Времени. Отвечает на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
Например: Он встал (когда?) вечером.
С весны (с каких пор?) от мамы нет писем.
До завтрашнего дня (до каких пор?) не управимся.
Пять лет (как долго?) от матери писем не было.
3) Образа действия, меры и степени. Отвечает на вопросы: как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?
Например: Она смотрела (как?) недружелюбно.
Они решили идти (как? каким образом? каким способом?) лесом.
Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело.
Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл правила русского языка.
4) Сравнения. Отвечает на вопросы: как? подобно кому? подобно чему?
Например: Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке.
За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.
5) Причины. Отвечает на вопросы:почему? отчего? по какой причине?
Я молчал (почему?) из вежливости.
Он умер (отчего? по какой причине?) от страха.
Он повеселел (почему? по какой причине?) от вина.
6) Цели. Отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
Например: Она сделала это (зачем? с какой целью?) специально.
Они остановились (для чего? с какой целью?) отдохнуть.
Она пошла (с какой целью?) навестить больного.
7) Условия. Отвечает на вопросы:при каком условии?
Например: Она просила позвать ее (при каком условии?) в случае необходимости.
Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
Обратите внимание!
8) Уступки. Отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
Например: Она вернулась (вопреки чему?) вопреки всем ожиданиям.
Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать

1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

Например: Я восхищаюсь их (чем?) добротой. – Он пошёл (как?) быстрым шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

Например: Речка весело блестит на солнце. К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле,в тумане,на солнышке, среди тишины и т.п.

План разбора обстоятельства

Указать разряд обстоятельства по значению.
Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.

Образец разбора

Здесь даже ели с горя поседели.

Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.

С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.

Обстоятельство в русском языке играет важную роль, так как является связывающим и дополняющим Обстоятельства «обладают» широкими возможностями и могут уточнять и дополнять разные действия или признаки.

Обстоятельство: русский язык и иностранные языки.

Итак, какое же место занимают обстоятельства в предложении? Всем известно, что это второстепенные члены. Их задача уточнять что-либо, давать характеристику или просто связывать некоторые части. Обстоятельство в английском языке играет точно такую же роль, только у него есть одно отличие: если в русском языке эти члены предложения могут находиться как в начале, так и в любой другой части предложения, то в английском языке только после подлежащего и сказуемого. Такая строгая форма построения фразы иногда затрудняет перевод. Обстоятельство в русском языке имеет свою структуру, зная которую можно не только без труда узнать разряд, но также и определить тип Итак, ниже будет представлена информация по каждому разряду.

Обстоятельство в русском языке имеет 8 разрядов. Все эти разряды нужно обязательно знать наизусть. Первый разряд - обстоятельства места: они отвечают на вопросы, которые указывают местность или нахождение чего-либо (где?, откуда?, куда?). Например, ветер дул с юга («с юга» - обстоятельство), утром здесь темно («здесь» - обстоятельство). Второй разряд - «временной»: такие обстоятельства поясняют и уточняют временное пространство (когда?/как долго?). Например, вчера был дождь (когда?- «вчера»), он трудился от зари до зари (трудился как долго? - от зари до зари). Третий разряд - обстоятельства причины: чаще всего, эти второстепенные действия отвечают на вопрос почему? Например, было мокро из-за утренней росы (было мокро почему? - из-за утренней росы). Четвертый разряд обстоятельственных второстепенных членов предложения - образ действия/степень. Здесь слова будут отвечать на вопросы как?/в какой мере/степени? Например, нам стало немного грустно (стало грустно в какой степени? - немного), время текло слишком быстро (время текло как? - слишком быстро).

Пятый разряд - сравнительные обстоятельства. Как можно догадаться, здесь все вопросы будут направлены на сравнение - как? Например, он был красив, как будто вышел с обложки журнала. Шестой разряд - обстоятельства уступки. Такой вид, как правило, вызывают большие проблемы у школьников, однако в нем нет ничего страшного. Уступка - это вопрос «несмотря на что?». Например, на улице было очень тепло, несмотря на вчерашнюю метель (на улице было тепло несмотря на что? - на вчерашнюю метель). Седьмой разряд - цель. Обстоятельства в русском языке имеющие вопросы цели, являются одним из сложноузнаваемых разрядов. Например, я спустился на первый этаж узнать расписание (я спустился я зачем? - узнать расписание).Последний разряд - условие. Вопросы: при каком условии? Например, на улице чисто при отсутствии дождя (на улице чисто при каком условии? - при отсутствии дождя).

Обстоятельство в русском языке помогает делать нашу речь более яркой и насыщенной. Поэтому нужно уметь правильно согласовать слова в предложении. Именно для этого следует знать разряды обстоятельств.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в занимает обстоятельство: связывает части текста

Вконтакте

Что обозначает

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

основные вопросы

  • : думает (как?) правильно;
  • : красивый (насколько?) очень;
  • : сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о

выделяют 8 видов

Важно!

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

такие части речи :

  1. : Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно.

Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

цель его употребления:

  • для определения падежа;

Обособление на письме

Весь деепричастный оборот

образуют несколько слов

Важно!

Д, значит имеет вид времени.

Группа второстепенных членов насчитывает большое количество подвидов, считается самой объемной. Такое многообразие объясняется важной ролью, возлагаемой на них грамматическими и стилистическими нормами языкознания. Важное место в предложении занимает обстоятельство: связывает части текста , дополняет и характеризует все члены, кроме подлежащего.

Что обозначает

Насчитывает самое большое количество значений по сравнению с другими второстепенными группами слов. Обстоятельство в предложении отвечает на определенные вопросы, которые легко запоминаются с помощью стихотворной формы:

Где? (Место),

Куда? (Направление),

Когда? (Время),

Откуда? (Направление),

Почему? (Причина),

Зачем? (Цель),

и Как? (Способ).

Здесь перечислены не все, а только основные вопросы , но они помогают понять, что такое обстоятельство, какие из частей речи оно раскрывает и поясняет:

  • глагол: думает (как?) правильно;
  • прилагательное: красивый (насколько?) очень;
  • наречие: сильно (как?) слишком.

Внимание! Примеры о бстоятельств в русском языке найти несложно. Любое распространенное сочетание слов может содержать несколько таких конструкций.

Классификация — деление на подгруппы – осуществляется по значению. Всего выделяют 8 видов , каждый из них отвечает на определенный вопрос и отличается по смыслу:

  1. Где, куда, откуда? – уточняют место расположения или направление.
  2. Когда, с каких пор, как долго? – уточняет временные параметры.
  3. Почему, отчего, по какой причине? – объясняет повод, вызывающий событие, указывает причину.
  4. Зачем, с какой целью, для чего? – какую цель преследует конкретное действие.
  5. Одна группа объединяет три характеристики: образа, меры и степени. Значение группы – качество и способ. Как, каким образом, каким способом? – что требуется для совершения, образ действия. В какой мере, насколько? В какой степени? – объем действия, его степень.
  6. Как, подобно кому (чему)? – используется сравнение.
  7. При каком условии? – объяснение условий.
  8. Вопреки чему, несмотря на что? – несмотря на какие проблемы, все произошло — уступка

Важно! Знание особенностей значения необходимо знать для правильного построения речевых оборотов.

Иногда можно поставить сразу несколько видовых вопросов (места, времени, образа действия). Такое чаще наблюдается в текстах о природе. Их относят к отдельному типу — ситуативные или обстановки: на солнце (уменьшительно-ласкательная форма — на солнышке), в тиши (усеченная форма — в тишине), во тьме, на ветру, в тумане, в пелене. Список вопросов, которые можно поставить:

  • когда?
  • в какой обстановке?

К какой части речи относится

Роль обстоятельства могут выполнять такие части речи :

  1. Имя существительное – употребляется в речи в форме косвенного падежа, чаще требуется предлог, но можно обойтись и без него. Пример: Выступал (как?) с юмором, шел (где?) по лесу.
  2. Наречие. Наиболее часто используется для выражения обстоятельства образа действия. Отвечает на сходный вопрос: как? Пел (как?) звонко, двигался (как?) медленно.
  3. Местоимение: Пошел (куда?) туда, пришел (откуда?) оттуда, нашелся (где?) там.
  4. Деепричастие: Лежал (как? что делая?) задумавшись, двигался (как? что делая?) прыгая.
  5. Неопределенная форма глагола: Отправился (с какой целью?) прогуляться.

Самым сложным для понимания является первый вариант.

С начальных классов учителя объясняют детям, что вопрос следует задавать от самостоятельной части речи, а не от предлога, но ошибки все равно встречаются.

Трудность заключается еще и в том, что изучение падежей и членов предложения в некоторых программах происходит практически одновременно. Дети не успевают усвоить падежные вопросы, начинают путать дополнение с обстоятельством. Как возникает ошибка:

  • шел по (чему?) дороге. Косвенный дат. падеж – дополнение (неправильное решение).
  • шел (где?) по дороге. Обстоятельство со значением места.

Падежные вопросы можно поставить к любому имени существительному, но нужно научиться определять цель его употребления:

  • для определения падежа;
  • для уточнения роли слова в структуре предложения.

Встречаются и другие ошибки. К примеру, необходимо указать, в каком предложении обстоятельство выражено наречием. Сложность вызывают случаи, когда наречие образуется от существительного. Пример: Ночью стало страшно и холодно. Правильно поставленный вопрос подскажет ответ: Когда? Ночью. Если задать вопрос творительного падежа, то возможна ошибка. Чем в таком случае руководствоваться? Смысловым значением.

Обособление на письме

Учащиеся старших ступеней школы изучают синтаксические конструкции, которые требуют знания правил постановки запятых. Так, деепричастные обороты или одиночные деепричастия обязательно выделяются с двух сторон знаками препинания. Именно поэтому его называют обособленное обстоятельство, то есть выделенное знаками. Весь деепричастный оборот является одним членом — обстоятельством: Родственники собрались за ужином, заранее приготовив вкусные блюда.

Исключением, усложняющим изучение, является правило обособления фразеологических оборотов. Они считаются цельными выражениями, одним второстепенным членом, но не выделяются запятыми: Бежал сломя голову. Работал спустя рукава.

Распространенное обстоятельство образуют несколько слов , объединенных одним смысловым значением: Девочка, заблудившись в тайге, сильно испугалась.

Если оно состоит из одного слова, то является нераспространенным: Девочка, заблудившись, стала звать и кричать о помощи. Оба случая требуют выделения знаками с обеих сторон, поскольку в конструкции присутствует деепричастие. В этом случае можно будет задать вопросы: каким образом, как? и что делая? что сделав?

Важно! Благодаря присутствию обстоятельств речь становится ярче и выразительнее, не стоит бояться употреблять разные группы и правильно согласовывать все части текста.

Как грамотно охарактеризовать обстоятельство в предложении? Во-первых, нужно правильно поставить вопрос, во-вторых, разобрать все предложение по членам. Начинать следует с определения разряда, а затем части речи.

Примеры заданий и порядок выполнения работы

Задание 1. охарактеризуйте виды обстоятельств в предложении: Несколько месяцев назад мы узнали об особых случаях написания слов.

Узнали (когда?) несколько месяцев назад. Обозначает определенный перио д, значит имеет вид времени.

Определяем, какой частью речи является каждое слово: «несколько» – неопределенное местоимение, «месяцев» – форма род. пад. имени сущ., «назад» – наречие.

Задание 2. Охарактеризуйте виды обстоятельств: Несмотря на усталость, путники решили идти дальше.

«Решили идти» (несмотря на что?) несмотря на усталость – обособленное обстоятельство, выражено существительным с предлогом (производным). Вид – уступки. Роль в тексте – дополнительное уточнение характера действия.

Обстоятельство в русском языке, примеры

Обстоятельство в русском языке

Вывод

В течение школьного курса знания постепенно расширяются, все чаще в сочинениях и речи учащиеся используют обстоятельственные конструкции, так как это помогает сделать речь яркой, выразительной и богатой. Предложения с использованием образных выражений демонстрируют начитанность и понимание особенностей русского языка.

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Русский язык - сложный предмет. Ведь в нем существуют не только части речи со своими принципами написания, но и члены предложений. Если главные члены - подлежащее и сказуемое - даются детям легко, то со второстепенными возникает немало проблем. Особенно это касается обстоятельств, которые нередко путают с дополнениями. Попробуем разобраться с этим вопросом.

Общие сведения

Обстоятельства в предложении - важный член, который позволяет сохранять колорит нашей речи и обогащает ее. Попробуйте убрать его из любого предложения и убедитесь в этом сами. Например:

  1. Он ударил по столу кулаком. 2. Он ударил по столу кулаком со всей силой.

В первом предложении недостаточно экспрессии, нам не понять, как действовал человек. Второе предложение, благодаря введенному словосочетанию «со всей силой», показывает уже состояние действующего лица.

Давайте теперь выясним, что такое обстоятельство в русском языке . Начнем рассуждения с правила .

Итак, обстоятельством по определению в русском языке принято называть второстепенные члены предложения, которые связаны со сказуемым и обозначают признак действия. Они отвечают на следующие вопросы: где? куда? откуда? как? зачем? и почему? Подчеркиваются обстоятельства пунктирной линией с точками.

Ученикам нужно также знать, чем выражено обстоятельство . Знакомство с данным членом начинается в 4 классе по любой программе, но ученики получают общие сведения. Начиная с 5 класса, информация расширится после изучения новых частей речи, знакомства с устойчивыми словосочетаниями.

Дети должны понимать, что выражаться обстоятельства могут:

Виды обстоятельств

Нередко детям дается задание охарактеризовать виды обстоятельств. Это не совсем легкий вопрос, потому что нужно иметь большой багаж знаний. Помощь в выполнении задания оказывают таблицы , имеющиеся в каждом учебнике русского языка. Нужно только умело ими пользоваться.

Итак, давайте разберемся с видами обстоятельств в русском языке. Всего их насчитывается восемь.

Место и время

Этот разряд обстоятельств указывает на место, где происходит действие. Чаще всего к второстепенному члену задают вопросы: где? куда? откуда? Выражаются они наречием или существительными с предлогами или без них. Например. (Где) Кругом, куда ни глянь, синело море.

Нередко обстоятельство обозначает время действия . К слову можно задать вопросы:

  • когда?
  • как долго?
  • с каких пор?
  • на какое время? и так далее.

В этом случае члены предложения выражаются наречием, существительным или деепричастием:

  1. Бабушка (когда?) от восхода солнца до заката хлопотала по дому.
  2. Новую школу в селе Александровка сдали (когда?) в начале 2017 года.
  3. Солнце (в какое время), уходя за горизонт, окрасило небо в багрянец.

Образ действий, мера и степень

Это еще один представитель разряда обстоятельств . Их задача - выражать признак действия определенным образом или в какой-то степени. Вопросы:

  • каким образом?
  • сколько раз?
  • в какой степени?

Они могут выражаться наречиями, существительными в косвенной форме с предлогами или без них, деепричастиями и деепричастными оборотами. Они чаще всего зависят от глагола, но иногда ими управляют наречия, прилагательные, указывающие на степень качества:

Причина и цель

Член предложения, в этом случае может обозначать причину, по которой происходит действие. Он отвечает на вопросы:

  • почему?
  • отчего?
  • по какой причине?

Варианты предложений:

  1. (По какой причине) Из-за аварии на перегоне, поезд застрял в поле на десять часов.
  2. (Почему?) По милости бабушки у Дашутки появились новые друзья.
  3. В саду (Отчего?) от аромата цветов было душно.
  4. Мы выехали из дома рано, (почему?) чтобы успеть до жары.

Наличие такого второстепенного члена предложения указывает на цель действия. Выражаются начальной формой глагола, существительным в косвенном падеже или наречием. Задаваемые вопросы: для чего? с какой целью?

Если член предложения выражен начальной формой глагола, то перед ним можно поставить союз «чтобы». Например: Маргарита зашла в магазин купить хлеб. Зашла (с какой целью?) - купить хлеб. Перефразируем предложение: зашла в магазин, чтобы купить хлеб.

Сравнения

Нередко необходимо сравнить какие-то предметы, более точно назвать основные характеристики. Вот тут и приходят на помощь обстоятельства сравнения. Они отвечают на вопросы существительных. Вопрос ставится один - как? Перед обстоятельством часто стоят слова «словно», «будто».

Например:

  1. Зеленые глаза подружки сияли, (как?) словно изумруды.
  2. Рябь на реке в лучах заходящего солнца переливалась, (как?) будто фольга.

Условия и уступки

Выражается существительным с предлогом или без него, а также деепричастным оборотом. Этот вид обстоятельств в речи употребляют редко, поскольку это книжные обороты. Обозначает условия, при которых действия могут быть совершены, отвечает на вопрос: при каких условиях? Например: В полицию звонят (при каком условии) в случае возникновения опасности для жизни.

Эти второстепенные члены, выражающие уступку, появляются в предложениях, если нужно обозначить явления, которые препятствуют или не соответствуют действию, состоянию, но все равно происходят как бы вопреки происходящему.

К таким членам предложения задают вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Могут выражаться существительными. Обязательное условие - наличие слов-помощников: хотя, несмотря ни на что, вопреки.

Примеры:

  1. Вопреки плохому прогнозу погоды, мы все равно отправились на рыбалку.
  2. Хотя мама меня отругала, я все равно на нее не рассердился.
  3. Несмотря на невыносимые условия содержания, декабристы всегда оставались настоящими людьми.

Специально заучивать таблицу нет нужды. Нужно только понять суть второстепенных членов, их значение, тогда и трудностей с определением видом не будет.