Интернет

Чехия или чехословакия. Границы братства

Первая Мировая война шла своим чередом. Правители одних воюющих стран старались перехитрить правителей других воюющих стран. Войсковые командиры отдавали приказы, а их солдаты, повинуясь воле начальства, стреляли друг в друга, вкладывая в каждый выстрел внушенный им высокий идеологический смысл.

Оппозиционные действующим правителям политики размышляли о своих выгодах после войны.

Чехи Томаш Гарриг Масарик (историк и философ, профессор пражского университета), Эдвард Бенеш (философ и социолог) и словак Милан Штефаник (астроном и авиатор) – те самые активные политики, категорически не согласные с внутренним устройством Австро-Венгрии и её внешнеполитической доктриной. Все трое прилагали усилия по созданию военных формирований чехов и словаков, сражающихся на стороне Антанты. В итоге все трое объединили свои усилия в созданном ими же в феврале 1916 года Чехословацком национальном комитете.

Этот Комитет появился на свет 13 февраля в городе Париже. Смысл его состоял в консолидации сил чехо-словацкой эмиграции в период Первой Мировой войны. Задача Комитета – посильная помощь в развале существующего политического режима и организация новой жизни на обломках старой. И вообще Комитету хотелось коренного изменения политической географии старушки-Европы.

Наладив активные контакты с правительствами стран Антанты, согласовав с ними конечные цели и заручившись всесторонней поддержкой, Комитет довольно быстро перешел от слов к делу и теперь не только расшатывал Австро-Венгрию изнутри, но и всячески вставлял палки в её имперские колеса снаружи.

В итоге для вдохновителей Комитета все задуманное обернулось чувством глубокого удовлетворения и на обломках Австро-Венгерской монархии образовалась Чехословацкая Республика.

По окончании Первой Мировой войны в отношении проигравших сторон победителями были заключены специальные мирные договоры. Версальский – для Германии, Сен-Жерменский – для Австрии, Трианонский – для Венгрии, Сервский – для Османской империи и Нёйисский для Болгарии. В числе прочих решений, зафиксированных этими договорами, было подтверждение независимости Чехословакии с соответствующим очертанием границ новорожденного государства.

28.10.1918 года в Праге Национальный чехословацкий комитет известил весь мир о рождении новой страны. В её состав вошли: Богемия, Словакия, Силезия, Моравия и Подкарпатская Русь. Президентом стал Томаш Гарриг Масарик.

В течение некоторого времени устранялся текущий кавардак и наводился необходимый порядок. 29.02.1920 года появилась Конституция нового государства и образовался двухпалатный парламент. Всему миру было сообщено, что молодая Чехословацкая Республика планирует неуклонно развивать на подведомственной территории парламентскую демократию, после чего страна начала расти и строиться.

Некоторое время возникали споры с внешними соседями, касающиеся вопросов территорий. Эти споры преимущественно затрагивали территории, ранее принадлежавшие Венгрии. Однако после вступившего 21.07.1921 года в силу Трианонского договора все территориальные разногласия были остановлены.

Как всегда бывает в этих «переходных периодах», возникали множественные внутриполитические споры между представителями различных точек зрения на текущее положение вещей и на их положение в некотором обозримом будущем.

Однозначно лишь благодаря личному авторитету, Т. Г. Масарику удалось навести порядок, остановив споры с наименьшими возможными потерями. В этом смысле его имя для чехов означает примерно то же, что для американцев означает имя Джорджа Вашингтона.

Огромное внимание в этот период уделялось стабильности внутри партий, представлявших интересы своих избирателей в парламенте встающей на ноги Чехословакии. Благодаря разумному подходу и принятию взвешенных решений чехословацкому руководству удалось обойти множество граблей, всегда с удовольствием поджидающих своих клиентов на каждом углу строящегося общества. Сто раз правы чехословацкие политики, договорившиеся придерживаться правила: «Мы договорились, что обязательно договоримся»!

Если бы этот принцип неукоснительно воплощался в жизнь повсеместно и во все времена, в учебниках истории описывали бы не Цивилизацию Войны, а Общество Разума.

Благодаря грамотному политическому курсу, Чехословакии достаточно быстро удалось завести свой экономический мотор. В одном из своих эссе я как-то вскользь упомянул о том, что на территории Богемии в конце XIX века австрийскими немцами была созданы мощная промышленная инфраструктура. Этим «наследством» умело распорядилось молодое чехословацкое правительство.

Прибавочная стоимость чехословацкой экономики выковывалась в цехах холдинга Шкоды, на пивоваренных и винокуренных заводах, химических производствах и т.д. и т.п. И вообще, на тот момент Чехословакия входила в десятку мировых промышленных лидеров мира. Традиционно развитая сельско-хозяйственная инфраструктура Чехии, Словакии и Силезии не успела сломаться за время Первой Мировой войны и практически с первых лет исправно кормила и поила молодую республику.

К сожалению, стремление договариваться о делах внутри страны не означало успешности такого же курса на внешне-политической арене. Основные промышленные районы Чехословакии располагались в Судетской области, которую преимущественно населяли немцы. Немецкие банки имели огромное влияние на чехословацкую промышленность. Тяжелейший экономический кризис в послевоенной Германии самым серьезным образом мешал развитию чехословацкой экономики.

Непростая ситуация складывалась и в сельском хозяйстве. Огромная доля земель на территории Чехословакии принадлежала немецкой аристократии, венграм и Римско-католической Церкви. Несмотря на принятый еще в апреле 1919 года «Закон о землевладении», регулирующий права владельцев и устанавливающий правила экспроприации государством некоторой доли частных владений, быстрых изменений и, стало быть, увеличения доходов из сельскохозяйственной сферы быстро добиться не получилось.

Помимо прочего, проблемы у Чехословакии того периода были еще и с тем, что политическая расстановка сил в Европе создавала обстановку запросто могущую привести к очередному военному конфликту. Вокруг демократической Чехословакии после 1933 года сформировалось плотное кольцо диктаторских и авторитарных режимов.

30 сентября 1938 года Англия и Франция с одной стороны и Германия и Италия с другой, в Мюнхене подписали договор. В нём Чемберлен и Деладье согласились с отнятием Судетского края у Чехословакии и передачи его под юрисдикцию Германии. Таким образом французы и англичане выступили гарантами ненападения гитлеровской Германии на Чехословакию и, как считалось в тот момент, поспособствовали миру. Чехословацкую делегацию на подписание этого документа не пустили. С итогом чехов ознакомили лишь постфактум.

Вскоре последовала оккупация Польшей принадлежащей Чехословакии Тешинской области. Позже произошло отделение Подкарпатской Руси и части Словакии в пользу Венгрии.

Завершился этот политический цирк в марте 1939 года аннексией Германией оставшейся Чехословакии.

Т. Г. Масарик к тому времени уже умер, а президентом Чехословакии был Эдвард Бенеш. Именно ему германские власти после подписания Мюнхенского договора указали на дверь с заявлением: «А не позволите ли вам выйти вон». На освободившееся президентское место был определён прогерманский Эмиль Гаха и начался период Протектората Богемии и Моравии. Однако это уже другая история и тема для совсем другого эссе на тему «История Чехии ».

А завершая данное сообщу, что история Первой Чехословацкой Республики считается завершенной 30 сентября 1938. То есть днем подписания злополучных Мюнхенских соглашений.

Вторая республика и Вторая мировая война: 1938–1945.

Преданный своими союзниками, президент Бенеш, не желая вступать в конфронтацию с Германией, 15 октября 1938 ушел в отставку и эмигрировал в Великобританию. Правительство Чехословакии под руководством нового президента Эмиля Гахи вынуждено было проводить коллаборационистскую политику. Новая конституция, принятая под давлением Германии, предоставила широкую автономию Словакии и Закарпатской Украине, а Партия национального единства, в состав которой вошли аграрии, национальные социалисты, католики и партия мелких ремесленников, взяла на себя обязательство сотрудничать с Германией. Тем не менее Гаха, под угрозой воздушных налетов на Прагу, согласился 15 марта 1939 признать Чехию и Моравию протекторатом Германии. Гахе было разрешено по-прежнему занимать свой пост, но фактически «Протекторатом Богемия и Моравия» правил немецкий наместник. Словакия провозгласила свою независимость, но по существу стала союзником Германии; Закарпатская Украина отошла к Венгрии.

В ноябре 1939 в Париже был создан Чехословацкий национальный комитет, во главе которого встал Бенеш. После падения Франции в 1940 чехословацкие воинские части переправились в Великобританию; в Лондоне было создано временное правительство во главе с президентом Бенешем, премьер-министром Яном Шрамеком и министром иностранных дел Яном Масариком. В июле 1940 Великобритания и СССР признали это правительство, другие союзники последовали их примеру. США признали правительство Бенеша в ноябре 1942.

В конце 1943, когда на советско-германском фронте началось крупное наступление Красной Армии, Чехословакия подписала соглашение с СССР сроком на 20 лет. Оно подтверждало договор 1935 о взаимопомощи в случае агрессии со стороны Германии. Стороны также брали на себя обязательство уважать независимость и не вмешиваться во внутренние дела друг друга.

Успехи советской армии в Восточной и Центральной Европе и реальность скорого освобождения большей части Чехословакии ускорили переговоры Бенеша с чехословацкими коммунистами, которые еще не были представлены в его лондонском кабинете. В марте 1945 Бенеш и Масарик прибыли в Москву, где советское правительство вновь выступило с заверениями об уважении независимости Чехословакии и ее территориальной целостности. После этого кабинет министров был реорганизован, и в него вошли ведущие представители КПЧ, некоторые из которых провели военные годы в Москве. Новый кабинет, прибывший в освобожденную Словакию в мае 1945 и разработавший т.н. Кошицкую программу, возглавил социал-демократ Зденек Фирлингер. Портфели министров внутренних дел, образования и информации достались коммунистам, их лидер Клемент Готвальд стал заместителем премьер-министра. Ян Масарик остался на посту министра иностранных дел, его заместителем стал представитель коммунистов. Правительство опиралось на партии Национального фронта, в состав которого вошли чешские и словацкие коммунисты, социал-демократы, национальные социалисты, представители Чехословацкой народной и словацкой Демократической партии. Деятельность всех остальных политических группировок была запрещена.

10 мая новое правительство переехало из Кошице в Прагу. За исключением небольшой территории в западной Чехии, освобожденной войсками США, всю страну вплоть до декабря 1945 занимала Красная Армия. Этим обстоятельством воспользовались коммунисты, которые получили непропорционально большое представительство в национальных комитетах. Используя подготовленный в Лондоне документ о привлечении к ответственности военных преступников и лиц, сотрудничавших с нацистами, коммунисты начали действовать через министерство внутренних дел, которое находилось под их контролем, в целях устранения некоторых своих политических противников, обвиняя их в сотрудничестве с Германией. Во временном правительстве, созданном на основе соглашения между партиями Национального фронта, коммунисты получили большое число мест, разделив свою партию на две партии: это дало им возможность выступить с требованием предоставить места в парламенте как для чешской, так и для словацкой фракции компартии.

На парламентских выборах, состоявшихся 27 мая 1946, к которым были допущены только партии Национального фронта, коммунисты получили 2,7 из 7,1 млн. голосов и 114 мест из 300. 19 июня президентом был избран Бенеш, 2 июля он предложил Готвальду сформировать кабинет министров.

Границы довоенной Чехословакии были восстановлены и даже несколько расширены за счет Венгрии, но Закарпатскую Украину пришлось уступить Советскому Союзу. Проблема немецкого меньшинства была решена путем массового выселения судетских немцев. Произошел обмен населением между Словакией и Венгрией.

С июля 1947 по февраль 1948 политическая обстановка в стране все больше накалялась. Коммунисты раскрыли «заговор» в Словакии, что повлекло за собой массовые аресты лидеров словацкой Демократической партии. Представители Коммунистической партии отказались сотрудничать со словацкими демократами и подали в отставку. Их поддержал премьер-министр Готвальд, и процедура назначения членов корпуса уполномоченных (правительства) была изменена. В ноябре 1947 съезд Чехословацкой социал-демократической партии сместил прокоммунистически настроенного Фирлингера и избрал лидером социал-демократов более независимого Богумила Лаушмана. В феврале 1948 большинство кабинета министров выступило с протестом против деятельности министра внутренних дел, члена КПЧ, который наводнил полицию коммунистами. Этот шаг, бросавший вызов коммунистам, привел к открытому столкновению. Двенадцать членов кабинета министров подали в отставку (представители Чехословацкой национально-социалистической, Чехословацкой народной партии и словацкой Демократической партии), надеясь привлечь внимание к сложившейся ситуации.

Успех их демарша зависел от позиции социал-демократов, реакции президента Бенеша и народной поддержки. Демарш потерпел неудачу. Социал-демократы не подали в отставку, одобрив тем самым действия коммунистического большинства; президент Бенеш был серьезно болен и опасался начала гражданской войны; коммунисты, под контролем которых находились полиция, профсоюзы и служба информации, оказались хозяевами положения. В каждой общественной организации и среди предпринимателей организовывались комитеты для подавления и искоренения любой оппозиции; премьер-министр Готвальд выступил с разоблачением подавших в отставку министров. 25 февраля Бенеш принял отставку министров-антикоммунистов, а двумя днями позже принял новое правительство, сформированное из коммунистов, представителей левого крыла социал-демократов и нескольких членов других партий. Единственный независимый министр, Ян Масарик, был вскоре найден мертвым – было объявлено, что он покончил жизнь самоубийством.

Получив неограниченную власть, коммунисты провели чистку в средствах массовой информации, университетах, общественных организациях и других учреждениях. Новый закон о выборах предусматривал единственный список кандидатов с заранее распределенными местами для партий Национального фронта. На выборах в мае 1948 этот единственный список кандидатов получил 90% голосов избирателей в чешских землях и 86% в Словакии. 6 июня президент Бенеш ушел в отставку, а 3 сентября умер. Новую конституцию подписал президент Готвальд, который назначил премьер-министром Антонина Запотоцкого.

В Чехословакии по примеру Советского Союза проводились чистки и показательные судебные процессы. Масарик и Бенеш изобличались как «лакеи западного империализма». Широкомасштабная чистка КПЧ (1950–1952) достигла кульминации, когда был осужден и казнен генеральный секретарь КПЧ Рудольф Сланский.

В марте 1953 умер Клемент Готвальд. Президентом был избран Антонин Запотоцкий, пост премьер-министра получил Вильям Широкий. В июне 1953 в Пльзене и других промышленных районах начались волнения, поводом для которых послужил значительный рост цен, результат проведения денежной реформы и отмены ограничений на приобретение продовольствия и потребительских товаров. Стремясь успокоить население, правительство приняло ряд мер по увеличению производства товаров массового потребления. В июле общественность потребовала от правительства отмены суровых наказаний за уход с работы. Чтобы успокоить крестьян, форсированная коллективизация была приостановлена, а крестьянам разрешили выходить из коллективных хозяйств. В мае 1956 в Праге студенты провели демонстрацию с требованием отмены контроля за культурной и интеллектуальной жизнью.

Смерть Запотоцкого в ноябре 1957 и избрание Антонина Новотного на пост генерального секретаря КПЧ и одновременно президента страны означало наступление новой волны репрессий. Политике репрессий помешали начавшиеся в Советском Союзе реформы Хрущева. В 1960 начались первые шаги в сторону десталинизации. Готвальд подвергся критике за «культ личности». В 1961 его тело было вынесено из мавзолея. Несколько высокопоставленных лиц, осуществлявших репрессии в период сталинизма, были выведены из состава руководящих органов, других заключили в тюрьму. Был демонтирован памятник Сталину в Праге.

Разоблачение культа Сталина было продолжено в 1962–1963. Коммунисты, подвергшиеся репрессиям в сталинскую эру, например Владимир Клементис и Рудольф Сланский, были посмертно реабилитированы, премьер-министр Широкий смещен, его пост занял Йозеф Ленарт. Для ликвидации «бюрократических методов» в КПЧ были созданы четыре специальные комиссии. Были нормализованы отношения с Католической церковью и Ватиканом, Йозефа Беран, архиепископ Праги, и несколько других священников были освобождены из-под ареста.

Продолжение политики либерализации привело к ряду политических изменений в 1968. В январе президент Новотный был отстранен от руководства партией, а в марте смещен с поста президента страны. Президентом стал Людвик Свобода, герой Второй мировой войны. Олдржих Черник сменил на посту премьер-министра Йозефа Ленарта. Александр Дубчек, первый секретарь Коммунистической партии Словакии, выступавший с критикой правительства Новотного, стал новым партийным лидером и главной политической фигурой в стране. Новые чехословацкие руководители, будучи приверженцами идеи «социализма с человеческим лицом», провозгласили планы дальнейшей либерализации экономики и разработки новой конституции, гарантирующей права национальных меньшинств.

Реформы, связанные в первую очередь с устранением цензуры в печати, встретили резкую критику в СССР, Польше, Венгрии, Болгарии и ГДР. Руководство Дубчека, однако, имело сильную поддержку со стороны как коммунистов стран Западной Европы, так и Румынии и Югославии. В июле в словацком городе Чьерна-над-Тисоу вблизи советско-чехословацкой границы чехословацкое руководство встретилось с политбюро ЦК КПСС, прибывшем почти в полном составе, а в начале августа – в Братиславе со своими критиками из стран Восточной Европы. Участники этих встреч договорились сохранить основные коммунистические принципы в сфере экономики, политики, военного сотрудничества.

Неожиданно в ночь на 20–21 августа 1968 крупные армейские соединения СССР, а также войска ГДР, Венгрии, Польши и Болгарии общей численностью 650 тыс. человек вторглись на территорию Чехословакии и оккупировали страну. Были арестованы ведущие деятели руководства страны, включая Дубчека, Свободу и Черника. Большинство оставшихся на свободе чехословацких лидеров отказалось от коллаборационизма. Население, не прибегая к насилию, оказывало стойкое сопротивление оккупантам. Подпольные радиостанции передавали антисоветские передачи, горожане снимали таблички с названиями улиц и указывали ложные направления командирам советских танковых частей. Около 25 чехословацких граждан были убиты во время антисоветских демонстраций. Пассивное сопротивление продолжалось до конца 1968 и достигло кульминации в начале 1969, когда один из чешских студентов совершил акт самосожжения на Вацлавской площади в Праге.

Советскому руководству, которому не удалось сформировать в Праге просоветское правительство, пришлось начать переговоры с находившимися в Москве интернированными чехословацкими лидерами. В результате переговоров правительство Дубчека было восстановлено, но инициаторам реформ пришлось согласиться с новыми ограничениями и размещением в Чехословакии войск стран Варшавского договора на границе с Западной Германией – в обмен на постепенный вывод оккупационных войск. Был подписан договор об условиях временного пребывания советских войск на территории Чехословакии, узаконивший оккупацию. Страну наводнили советские военные и гражданские советники. Была восстановлена цензура печати, расформированы некоммунистические организации; к концу 1969 большинство либеральных начинаний было ликвидировано. Важным исключением явилась возросшая автономия Словакии в рамках нового федеративного государства, официально провозглашенного 1 января 1969.

В апреле 1969, после антисоветских выступлений, связанных с победой чехословацких хоккеистов над командой СССР, Дубчек был вынужден покинуть пост партийного лидера и передать руководство партией Густаву Гусаку. Гусак – один из руководителей антигитлеровского восстания в Словакии в 1944 – оказался в тюрьме как ярый словацкий «националист» в период сталинских чисток в 1950-х годах. Он принимал участие в движении за демократизацию, которое возглавлял Дубчек в 1968, но придерживался просоветской ориентации после вторжения войск Варшавского договора. Гусак проводил просоветский курс во внешней политике и прилагал усилия к либерализации внутри страны. Эти усилия, однако, встретили сопротивление тех членов партии, которые склонялись к возврату сталинской политики и вынашивали планы мести лидерам реформ. В 1970 Черника на посту премьер-министра сменил Любомир Штроугал. Дубчека (после кратковременного пребывания послом в Турции) и Черника исключили из КПЧ. В результате среди высших руководителей страны из реформаторов остался только президент Свобода. В 1975 Свободу на его посту сменил Гусак, который одновременно занимал пост генерального секретаря партии.

В 1975 чехословацкая делегация присутствовала на конференции по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (Финляндия). Конференция зафиксировала существовавшие в послевоенной Европе границы государств, а страны-участницы взяли на себя обязательства уважать права человека в своих странах и способствовать установлению контактов и обмену мнениями между Востоком и Западом. 1 января 1977 ок. 500 граждан Чехословакии подписали петицию, в которой выдвигалось требование к правительству уважать права человека в соответствии с Хельсинкской договоренностью. Лидеры «Хартии 77» подвергались преследованиям и арестам; один из них, философ Ян Паточка, умер в марте 1977, сразу после длительного «допроса» в полиции.

Под влиянием процессов либерализации в Польше, а позднее – в Советском Союзе росло недовольство населения. С января по сентябрь 1989 в Праге проходили многочисленные демонстрации протеста, все они были подавлены полицией, а лидеры диссидентов периодически подвергались арестам. Студенческая демонстрация 17 ноября 1989, в день 50-й годовщины студенческих выступлений против нацистов, привела к избиениям и вынесению смертных приговоров, закрытию всех чешских вузов, проявлениям грубости и жестокости со стороны властей. В последующие дни студенты университета и представители художественной интеллигенции начали забастовку. 20 ноября был создан союз всех оппозиционных сил страны, получивший в чешских землях название Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН), под руководством драматурга и правозащитника Вацлава Гавела, участника движения «Хартия 77», неоднократно подвергавшегося арестам. Постепенно нараставший и ширившийся протест достиг кульминации 25 ноября, когда на митинг в Праге собралось 750 тыс. человек, а всеобщая забастовка протеста 27 ноября охватила всю страну.

В результате этих событий наиболее одиозные партийные лидеры и министры в правительстве подали в отставку, и было сформировано новое коалиционное правительство. В начале декабря было отменено зафиксированное в конституции положение о «руководящей» роли КПЧ, а неделей позже президент Гусак подал в отставку.

28–29 декабря 1989 федеральное собрание, ставшее представительным органом после отставки многих коммунистов и кооптации в его состав членов ГФ и ОПН, избрало Вацлава Гавела президентом Чехословакии, а Александра Дубчека – своим председателем. В феврале 1990 Гавел посетил Москву и принял извинения советского правительства за вооруженное вторжение 1968, а также получил обещание о выводе из Чехословакии всех советских войск к июлю 1991. В следующем месяце федеральное собрание узаконило частное предпринимательство и в принципе одобрило приватизацию государственных промышленных предприятий. 20 апреля 1990 федеральное собрание из уважения к национальным чувствам словаков изменило официальное название Чехословакии, которая стала называться Чешской и Словацкой Федеративной Республикой (ЧСФР).

8 и 9 июня состоялись первые после 1946 свободные выборы, в которых приняло участие 96% избирателей. Кандидаты от ГФ и ОПН победили с большим преимуществом, получив более 46% голосов и большинство в федеральном собрании. Коммунисты оказались на втором месте, набрав почти 14% голосов, а коалиция из группировок христианских демократов заняла третье место. 5 июля 1990 новое федеральное собрание переизбрало Гавела на пост президента республики на двухлетний срок, а Дубчека – на пост председателя собрания.

В конце лета и осенью 1990 проходили переговоры между представителями Чехии и Словакии, закончившиеся подписанием конституционного акта о передаче основных полномочий республикам. В марте 1991 ОПН раскололась, и наиболее многочисленная из отколовшихся групп оформилась в партию Движение за демократическую Словакию (ДЗДС). Вскоре после этого произошел раскол в рядах ГФ с образованием трех группировок, в том числе Гражданской демократической партии (ГДП). В июне 1991 переговоры между лидерами Чехии и Словакии возобновились, но руководство ГДП уже понимало, что они ни к чему не приведут, и обратилось к рассмотрению варианта «бархатного развода».

В июне 1992 состоялись всеобщие выборы. ДЗДС получило большинство голосов в Словакии, а ГДП – в чешских землях. Предложение ДЗДС создать конфедерацию не встретило одобрения со стороны руководства ГДП. Несмотря на оппозицию со стороны большинства как чехов, так и словаков, ГДП и ДЗДС договорились о роспуске федерации в полночь 31 декабря 1992. 17 июля 1992 Словацкий национальный совет провозгласил суверенитет Словакии. Президент Гавел подал в отставку. Предложение провести референдум по вопросу о роспуске федерации было отклонено ГДП, недовольной тем, что граждане Словакии, принявшие участие в голосовании в июне, уже решили этот вопрос за ДЗДС. В октябре федеральное собрание передало большую часть государственных полномочий республикам. 25 ноября 1992 федеральное собрание ЧСФР с перевесом в три голоса приняло Закон о прекращении существования чехословацкой федерации. В полночь 31 декабря 1992 ЧСФР прекратила свое существование, а ее государствами-преемниками с 1 января 1993 стали Чешская Республика (ЧР) и Словацкая Республика (СР).

БЕЗ ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА

«Без железного занавеса» – большой проект собственного корреспондента «СБ» в ЕС Инессы Плескачевской. Первой страной этого проекта стала бывшая ГДР, материалы о которой можно прочитать здесь:

Сегодня мы начинаем публикацию нового материала проекта, посвященного бывшей Чехословакии.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ: СТРАНА, КОТОРОЙ БОЛЬШЕ НЕТ. Часть 1.

В революционные 1990-е не только Советский Союз исчез с карты. Мира, в котором многие из нас родились и успели повзрослеть, давно нет. Родилось поколение, которое не всегда знает, что с Таджикистаном и Узбекистаном мы были одной страной (и даже были счастливы вместе), а с Польшей и Чехословакией – в одном «лагере». Социалистическом. Чехословакии тоже больше нет. Многие в Чехии и Словакии об этом жалеют.

Готовя этот материал, я сделала шестнадцать больших интервью, и многие из тех, с кем я беседовала, были уверены: за распадом федеративного государства стояли амбиции двух политиков – тогдашних премьер-министров Чехии и Словакии Вацлава Клауса и Владимира Мечьяра, а главной жертвой «бархатного развода» (названного так по причине своей бескровности) стал президент Чехословакии Вацлав Гавел, активно выступавший против разделения. 1 января 1993 года Чехословакия исчезла, на карте появились две страны: Чешская Республика (население 10.5 млн. человек, ВВП на душу населения почти 20 тыс. долларов США) и Словацкая Республика (население 5.4 млн. человек, ВВП на душу населения чуть больше 18 тыс. долларов США). «А ведь если бы мы были единой страной, с нами больше бы считались в мире!», – мечтательно говорят сегодня и чехи, и словаки (но больше все-таки словаки).

Во время встреч и интервью в Чехии и Словакии мы говорили об этом и о многом другом: о лихих девяностых (да, у них они тоже были лихие – с купонной приватизацией, в одночасье появившимися миллионерами и олигархами, гибнущей промышленностью) и о том, конкурируют ли сегодня в мире Чехия и Словакия.

Интересное наблюдение: организовать интервью в Словакии оказалось намного проще. Люди (политики и бизнесмены в том числе) шли на контакт охотнее, выглядели откровеннее и практически все признавались в любви к Беларуси.

История все время меняется


Журналисту встретиться сегодня с первым премьер-министром независимой Словакии Владимиром Мечьяром (одним из тех двух, которые, по мнению многих, «развалили» Чехословакию) дело почти безнадежное: словацким и чешским СМИ интервью он не дает. С этим я уже сталкивалась, когда делала интервью с последним Генеральным секретарем ЦК СЕПГ Эгоном Кренцем: он не дает интервью немецким журналистам, но мы с ним все же смогли поговорить. Вдохновленная этим, я решила проверить на практике «теорию пяти рукопожатий». Сработало!

Владимир Мечьяр трижды был премьер-министром Словакии, дважды исполнял обязанности президента. То, какой стала Словакия сегодня, во многом его заслуга. На парламентских выборах 2010 года возглавляемая им «Народная партия – Движение за демократическую Словакию» впервые не вошла в парламент. Владимир Мечьяр спел (в прямом смысле) коллегам прощальную песнь и уехал, как он сам сказал, «медитировать в леса».

Сегодня он живет в небольшом курортном городке Тренчьянске Теплице. Разыскать дом бывшего премьер-министра удалось не сразу: мы заблудились среди разбросанных по живописным холмам улочек. Останавливались и спрашивали у прохожих: «Как проехать к Владимиру Мечьяру?». Каждый знал и охотно объяснял. Нам показалось, что соседством с ним горожане гордятся, а самого его любят, несмотря на то, что официальное к нему отношение куда более сложное. Впрочем, к фигуре такого масштаба отношение простым не бывает.

Когда началась Бархатная революция в ноябре 1989 года, думали ли Вы о том, что через несколько лет Словакия станет независимой? Какие тогда были ожидания и мечты?

Эта революция, которую потом назвали бархатной, имела несколько этапов. Сначала это был демократический социализм, демократия в социализме. Потом пошло по-другому. Некоторые шаги федерации были направлены против словаков. Например, у нас была очень развитая промышленность – производство оружия. Вацлав Гавел, ни с кем не посоветовавшись, поехал в США и сказал: «Остановим». Но остановили только в Словакии. Здесь с утра до вечера стояли 100 тысяч безработных, никто не знал, что им сказать. Безработица выросла почти до 20%. Чехи думали, что они работают на нас, мы думали, что отдаем им. Многие из тех реформ были не в пользу Словакии. А в Чехии настроения были такие: если словаки недовольны, хотят больше денег для социальной сферы, мы лучше будем без них. А мы говорили: слава Богу, мы будем одни. В Чехословакии, конечно, некоторая децентрализация была. Были у нас какие-то региональные органы, но без влияния и власти. Здравоохранение, школы, культура, мелкая торговля. Но все центральные органы были в Праге, мы никогда не определяли государственную политику.

Скажите, что это было за ощущение – мы будем сами, у нас все получится, мы строим новую Словакию. Был такой подъем?

Там, где 900 лет не было государства, было историческое чувство: хотим быть самостоятельными. Это было у всех. Вопрос о строительстве государства – и сложный, и нет. Опыта нет, но вдохновение огромное. Мы все создали за 10 месяцев. Не было здания, не было служащих, не было своей валюты, не было опыта, надо было подбирать людей, которые хотели и умели. Сколько раз так было: пригласил человека и говоришь: будешь министром – ищи здание, людей, через два месяца должны быть результаты. И это все делалось очень, очень быстро, у населения росло убеждение, что мы можем жить одни, что не надо бояться такого шага. До того было очень много разговоров, что будет война, экономически не выдержим, у руководства нет опыта – пугали людей.

- Кто?

Мы имели, например, большую оппозицию в лице Госсекретаря США, которая была родом из Чехословакии…

- Мадлен Олбрайт.

И она нас так критиковала! (На лице Владимира Мечьяра появляется усмешка – прим. И.П.). Совет Европы решил, что три года – и Словакии не будет. Но уже, слава Богу, больше двадцати лет прошло, а мы существуем. Надо с народом сотрудничать, и будет результат. Помощь из-за границы принять, но прежде всего самим делать. А потом пошло все очень быстро. Переход с федеральной валюты на национальную – две недели. Выход на международный валютный рынок – полгода. Но еще полгода никто с нами даже разговаривать не хотел. Это был самый трудный момент: изоляция через финансовую сферу. Но мы выдержали. Политически нас принял весь мир, мы радовались. Но в мире уже не было двух центров, остался один, который говорил: «Я победил!». А тому, кто победил, принадлежит все. С этим нужно было научиться жить, и это было нелегко. Мы получили кредиты от МВФ, но оказалось, что не только деньги нужно вернуть с процентами, но есть и политические условия: нами хотят руководить. Был и очень важный вопрос собственности: почти все отрасли перешли в частные руки, в первую очередь зарубежные. Был вопрос интеграции, кризис, инфляция, неплатежеспособность – все было.

Владимир Мечьяр умолкает, отпивает кофе и аккуратно ставит чашку на блюдце. Я молчу, тихо, слышно, как позвякивает фарфор. Видно, что об всем этом он уже много раз думал, но не слишком часто говорил.


Когда это все начиналось, было несколько основных принципов. Первый – политический: создать государство, завязать контакты за рубежом. Второй – экономический: был большой кризис. Социалистической системы больше не было, надо было строить что-то новое. Хозяйственное сотрудничество шло очень тяжело: все распалось, платить нечем, товаров не стало, надо было все перестраивать. Правда, эту перестройку каждый видел по-своему: мы – как получить прибыль, другие – как получить собственность. Еще – перестройка социальной системы. Она должна была перейти от системы солидарности к принципу личной ответственности. Очень серьезным был вопрос и о том, как развиваться в духовной жизни. Как общество, в котором прежде всего христиане, удержать на моральных принципах. Мы встретились с неолиберализмом. В нем есть кое-что положительное, но не все: он очень ослабляет чувство социальной солидарности. В нем главное не человек, главное – потребитель. А это означает: твоя ценность в том, сколько ты покупаешь. В таких отношениях бывает очень много нравственного мрака.

- Человека за этим не видно.

Не видно. Человека начинают ценить по тому, как он выглядит, и это очень плохо. Национальное развитие, экономика перестроилась на то, что надо прислушиваться к тому, что говорят в Вашингтоне. И никогда не быть против. Говорят в Брюсселе – не быть против. У нас был случай, когда мы с чем-то не согласились, отправили для разъяснений члена правительства, а нам сказали: «Безразлично, что вы думаете, будет так, как мы говорим». (Горько усмехается). Вопрос ведь не в том, что мы хотим быть солидарными, а в том, что обязаны. Были шаги, которые нас опозорили. Через территорию Словакии американцы бомбили Сербию – это позволило правительство, которое пришло после меня. Мы были в позорных войнах в Ираке, Афганистане, это были войны «солидарности». То же самое сейчас происходит на Украине. Это вопрос не правды, а политики, власти и влияния.

- Скажите, такие небольшие страны как Словакия могут влиять на принятие решений в Европейском союзе?

В той мере, в какой сила государства. А у нас такой экономической силы больше нет. Существует внутренняя разница между государствами, например: мы полностью открыли свой рынок труда, но нам пришлось несколько лет ждать, чтобы его открыли для нас. По сельскому хозяйству нам сказали: будете ждать десять лет, пока получите дотации, как в других странах. А это означает, что десять лет наше сельское хозяйство неконкурентоспособно. Партнеры из Евросоюза, где большое производство (и большие дотации), набросились на наш рынок низкими ценами и держали их три года. А когда наши производители не выдержали и ушли, они подняли цены. Очень большой ущерб был для сельского хозяйства из-за этой политики.

- Какие главные проблемы в Словакии сегодня?

В экономике главная проблема – безработица. Очень много людей работает за границей. И дело не в том, что они могут выехать, они должны, потому что дома нет работы. Официальные данные говорят о 12-15%, но фактически каждый четвертый без работы. Бывает так, что родители оставляют детей старикам и – один в одном государстве, другой в другом, встречаются раз-два в год на каникулах. Вторая проблема, что все банки, все решающие отрасли – энергетика и другие – перешли в руки зарубежных собственников. У нас нет контроля. Капитал, который здесь возникает, вывозится за границу, и часть его мы потом получаем как помощь ЕС. Но если бы он оставался здесь, нашей экономике было бы лучше. В свое время мы принимали те инвестиционные предложения, которые были завязаны на дешевую рабочую силу. Но потом цена рабочей силы стала расти, инвесторы идут дальше – ищут, где дешевле. Инвесторов интересует прибыль, а социальные вопросы пусть решает государство. Но оно слабеет, потеряло некоторые инструменты руководства, когда приняло валютный союз с Европой. Дальнейшее развитие Словакии зависит не только от нас. Однополярный мир, созданный США, идет к своему кризису, есть стремление создать многополярный мир, идет огромная борьба в политике, экономике. Станет ли она «горячей» – не знаю.

- Но такую возможность исключать нельзя?

Зависит от подхода Соединенных Штатов. Они власть отдавать не хотят. Второе – какая будет Европа: выдержит ли Евросоюз, что есть сверхбогатый север и бедный юг, и отставание юга будет продолжаться. Все рецепты сводятся к одному – затягиваю поясов. Но это не развитие: деньги идут, но безработица растет. А ведь Европа заканчивается не на границе Словакии, а на Урале. Очень много таких, которые хорошо жили во время холодной войны, им и сегодня нужен враг.

Так получилось, что многие политики, которые пришли во власть на волне революционных движений в начале 1990-х, быстро ушли. Это исторический процесс, что уходят политики, которые привели страну к независимости?

Исторический опыт говорит, что многие платят за это не только политически, но и физически. Я ушел из политики в 1998 году.

- Это было тяжелое решение?

Тяжелое, когда чувствуешь ответственность за то, что делаешь, это как ответственность за ребенка. И внутри это очень тяжело. Но потом, когда видишь, что теряешь влияние, лучше бросить, принять негативную роль и уйти.

- Сейчас, оглядываясь назад, Вы думаете, что что-то нужно было делать по-другому, поступить иначе?

Надо сказать честно: ничего бы не делал по-другому. Почему. Была определенная информация, которую я получал. Я всегда хотел поступать правильно, честно. Было много кризисных ситуаций. Если есть время анализировать – это одно, ну, а если надо решить вопрос в течение нескольких минут и нет времени на анализ? Звать кого-то, обращаться с вопросами? Не очень-то другим и хотелось. Разбивалась компартия, разбивалась Чехословакия, создавались новые отношения. Кто где? Чей? Так что говорить сегодня, что я вел бы себя по-другому – нет, в тех же условиях я принимал бы те же правильные решения и делал бы те же ошибки. Можно думать: я был бы другой. Нет, я свой. Был и есть. Можно говорить: это было плохо, а это было невыгодно. Но чтобы дать правильный ответ, надо быть намного дальше от всего. Многие шаги проявятся через 20, 30, 50 лет, и тогда будет понятно – правильно это было или нет. Сейчас ответить тяжело. Я думаю, что работал добросовестно и на пользу словакам. Исторически это было время огромного значения. Мы можем нравится или нет. Посмотрим, как нас оценит следующее поколение.



И, хитро улыбаясь, добавляет: «Ясно ведь только то, что будет в будущем, а история все время меняется».

С коммунистическим приветом

Эмблема Коммунистической партии Чехии и Моравии – две красные черешни на веточке. Мне этот символ кажется немного легковесным, что ли, но Войтех Филип, руководитель Коммунистической партии Чехии и Моравии и вице-спикер Палаты депутатов Парламента Чехии, объясняет: «Черешня – символ Парижской коммуны». Сегодня в Коммунистической партии Чехии и Моравии более 50 тыс. членов. На последних парламентских выборах она получила почти 15% голосов избирателей и получила 33 места (из 200) в Палате депутатов. Так что коммунисты в Чехии – серьезная сила.


Благодаря кропотливой работе и преданным членам. Были и экономические сложности, и политические. Нас несколько раз пробовали запретить. Последний раз в 2009 году. Но я сказал тогда министру внутренних дел: попробуйте. Есть решение Европейского суда в связи с коммунистической партией Турции. Компартия Турции, когда ее запретили, в Европейском суде выиграла, и государство должно было заплатить партии 3.5 млн. евро. Хотите нас запретить? Попробуйте, но это будет вам дорого стоить. Так что мы существуем, каждый год принимаем 800-1000 новых членов.

- Что изменилось за последние 25 лет в независимой Чехии? Что удалось, а что не очень?

Что изменилось? Многое. Все. Но 54% чехов и более 70% словаков считают, что сейчас хуже, чем было до 1989 года. Это официальная статистика. Почему они так думают? Говорят, многое не выполнено. Особенно в социальной сфере. Здравоохранение это уже не здравоохранение, не забота, а сервис за деньги. Политические партии работают для себя, а не для народа. Во время социализма была ведущая роль компартии, сейчас Конституция стоит на том, что есть свободное соревнование политических партий. Но на самом деле его нет. Есть небольшие группы, у которых деньги, телевидение, радио и газеты. Я бы говорил о медиакратии, а не о демократии. И это очень опасно, потому что это манипуляция людьми. К тому же у нас в СМИ много иностранных денег. Знаете, мы ведь сердце Европы, перекресток. Это и важно, и сложно. Все хотят в этом центре быть, покупают то, что в Чехии есть хорошего. Возьмите, к примеру, приватизацию. Это ведь не только фабрики и заводы, иностранцы покупали и нашу воду, а вода – наше золото. Французские, немецкие, английские компании покупали водохранилища, водораспределительные системы, организации, связанные с промышленностью и водой. Главной ошибкой приватизации было то, что продали все фабрики. Не было людей, которые основали бы что-нибудь новое. Продавали то, что было.

- И проели деньги?

Проели. А иностранцы эти фабрики покупали и закрывали. Так в Чехии была ликвидирована сахарная промышленность. Многие вот говорят, что хорошая приватизация была на «Шкоде», она теперь принадлежит «Фольксвагену». Но разве этот завод нужно было продавать? Был чешский, стал германский, прибыль уходит в Германию. А ведь когда-то мы были лучше, чем ГДР. В обрабатывающей, химической промышленности, машиностроении. А сейчас все в Чехии выкупили немцы… Так что много радости из перемен после 1989 года быть не может. И вообще это была никакая не революция, а контрреволюция. Да и разделение Чехословакии было ненужным, нельзя было этого делать.

- Тогда почему разделились?

Кое-кому надо было, чтобы экономика в Чехии и Словакии стала такой, чтобы фабрики и заводы можно было купить подешевле. И пока мы строили границу между Чехией и Словакией, в Европе уже шенгенские договоры были, она объединялась, а мы здесь теряли деньги, строя границу.

- Между братскими народами.

Именно. Потом мы видели, что случилось с Югославией, в других странах, и не хотели, чтобы здесь была кровь, хотели сотрудничать как братские народы. Это было очень сложное время – с 1993 по 2004 год.

- Кто выиграл от того, что Чехословакия разделилась?

Глобальные банки и международные компании, которые купили наши фабрики. Чехословакия как унитарное государство была бы сильнее. Но благодаря близости чехов и словаков мы разошлись мирно, и у нас прекрасные отношения.


- Какие сейчас в Чехии экономические проблемы и сложности?

Главные экономические проблемы в том, что Европа не работает как суверен. Многие европейские политики работают в американском русле.

- Вашингтонский обком?

- (Смеется) Да-да. Я это называю сессией центрального комитета. Европе нужна эмансипация. Не только Евросоюзу, но и всей Европе. Это и Балканские государства, и Россия, Беларусь, Украина. Без сотрудничества мы проигрываем. Сейчас время возникновения мультиполярного мира. Биполярный мир был хорош для американцев: надо было разговаривать только с Советским Союзом. А сейчас надо разговаривать и с Китаем, и с Индией, Бразилией, арабскими государствами. Европа делает то, что хочет Америка. Но это против европейских интересов, против интересов Чехии.

- Вы санкции против России имеете в виду?

Наши американские друзья хотят видеть Европу без нашего главного спонсора, без России, а это страшно. Европа без России экономически невозможна. Мы энергетически ничего не сумеем сделать, потому что здесь энергии нет. Норвегия, между прочим, тоже не в Евросоюзе, а там нефть и газ. И Россия, и каспийские государства, и арабский мир. Из-за американских интересов мы против России, а у кого будем покупать? В смысле энергетической безопасности ситуация в Чехии лучше, чем в других государствах ЕС. У нас до 50% ядерной энергетики, уголь. Американцы хотят, чтобы у Европы были проблемы, и тогда они смогут экономически выиграть.

Во времена социализма многим странам не нравилось то, что они не чувствовали себя полностью самостоятельными. Сейчас, когда Чехия является членом ЕС, она ведь тоже не полностью самостоятельна в своих решениях, часть полномочий передана органам ЕС. Какие есть сходства и различия?

Знаете, бывший СЭВ был межправительственной организацией, а ЕС – надправительственная организация, там унижается суверенитет государства и в основных вещах суверенитет передан в Брюссель. ЕС стоит над нацией, над народом. В Евросоюзе огромный демократический дефицит. Там единственная демократическая институция – Европарламент. Все остальные – бюрократические.

- И их очень много.

И их не избирали. Кто, например, избрал Туска? Мы не избирали. Это сложная вещь, уменьшение суверенитета в процессе глобализации, конечно, объективный процесс. Но нам нужна эмансипация Европы, чтобы на первом плане стояли интересы европейские, а потом уже все остальные. В наших интересах – сотрудничество с Россией, государствами на востоке, с Китаем, Африкой, Южной Америкой. Мы видим, что все технологические процессы, IT технологии американцы держат в своих руках. А вот если бы было сотрудничество европейских технологий и российских природных ресурсов, мы были бы непобедимы.

Молодой ветеран большой политики


Если руководителя Коммунистической партии Чехии и Моравии Войтеха Филипа можно смело отнести к «старой гвардии», то 34-летний председатель Конституционного комитета Парламента Словакии Роберт Мадей – представитель нового поколения политиков. Что не мешает ему быть – вы удивитесь – ветераном. Будучи студентом третьего курса юридического факультета университета в Братиславе он принял участие в конкурсе, организованном партией «СМЕР-Социальная демократия». «Они хотели, чтобы молодые люди больше занимались политикой, – рассказывает Роберт Мадей. – Предложили: примите участие в нашем конкурсе, а кто его выиграет, сможет стать депутатом парламента. Я выиграл в 2002 году». Ему тогда был 21 год, и он стал самым молодым депутатом парламента. Но Роберт Мадей гордится не только этим, но еще и тем, что став депутатом, активно отстаивал сохранение в Словакии бесплатного высшего образования. Так что в том, что сегодня словаки учатся в своих университетах бесплатно, есть и его заслуга. В политике и парламенте он уже 13 лет (четыре раза принимал участие в выборах), говорит – много, зато для юриста – огромный опыт.

Поначалу было нелегко, – говорит Роберт Мадей, вспоминая первые годы независимости Словакии. – Людям пришлось поменять свои взгляды. Теперь особое значение имеют активность и ответственность каждого отдельного человека. Либеральная экономика означает свободу предпринимательской деятельности, и это отличная основа для малого и среднего бизнеса. В большинстве стран именно это является движущим мотором экономики, поддерживает внутренний спрос и производство. Для моей партии наиболее важной является социально-защитная функция государства. Мы занимаемся решением одной из самых злободневных проблем – безработицей. На нее влияет мировая экономическая ситуация, ведь Словакия – открытая экономика. С 2009 года у нас в стране введено евро, это дало валютную стабильность, которая оберегает нашу небольшую чувствительную экономику, но мировой экономический кризис и на нас негативно влияет.

- В Европе иногда говорят о «словацком экономическом чуде». Что это такое?

Словаки – очень трудолюбивый и смиренный народ. Мы провели реформы в финансовом секторе, предпринимательстве, устранили много административных барьеров. Мы сейчас часть общеевропейского рынка и нам приходится конкурировать с развитыми западными экономиками. Поначалу это было непросто, но, на мой взгляд, мы заняли достаточно хорошее положение. За последние годы в Словакию пришло много иностранных инвестиций, у нас производится самое большое количество легковых автомобилей на душу населения в мире. Сегодня Словакия – одна из стран Евросоюза с наиболее высоким ежегодным экономическим ростом. И этим мы обязаны нашим трудолюбивым людям.

Разделение Чехословакии было объективной исторической необходимостью или все дело в чьих-то субъективных желаниях? Кто от этого разделения выиграл, а кто проиграл?

Во время разделения Чехословакии я был еще школьником, мне трудно высказать личное мнение по этому поводу. Однако я могу сказать, что словаки очень гордятся своим независимым государством, мы к нему привыкли, и нет никаких дискуссий о том, что должно было быть иначе. Я ценю то, что разделение произошло мирным и спокойным путем. Благодаря вступлению в Евросоюз в 2004 году словаки и чехи вновь оказались вместе, сегодня мы даже не замечаем, когда пересекаем границу. Люди очень близки друг другу. Нельзя сказать, кто победил, а кто проиграл, сегодня мы просто гордимся своей государственностью.


Продолжение материала «Без железного занавеса. Чехословакия: страна, которой больше нет» читайте 22 августа. В нем я расскажу историю выживания предприятий Чехословакии в лихие 1990-е, а из интервью в Словацком агентстве по инвестициям и развитию торговли (SARIO) узнаете, как Словакии удалось стать первой автомобильной державой мира.



План:

    Введение
  • 1 История
    • 1.1 Первая республика
    • 1.2 Немецкая оккупация
    • 1.3 Чехословацкая республика после войны (1945-1948)
      • 1.3.1 Восстановление экономики Чехословакии
    • 1.4 Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)
    • 1.5 Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)
    • 1.6 Распад Чехословакии (1993)
  • 2 Административное устройство
  • 3 Политические партии
    • 3.1 1918-1939, 1945-1948
    • 3.2 1948-1989
  • 4 Демография
  • 5 Религия
  • 6 Транспорт
    • 6.1 Грузовые перевозки
    • 6.2 Порты
    • 6.3 Телекоммуникации
  • Примечания

Введение

Координаты: 50°05′00″ с. ш. 14°26′00″ в. д.  /  50.083333° с. ш. 14.433333° в. д. (G) (O) 50.083333 , 14.433333

Национальности в ЧСР (1930 г.)

Чехослова́кия (чеш. Československo , словацк. Česko-Slovensko (до 1990 г. - Československo )) - государство в Центральной Европе, существовавшее в период с 1918 по 1993 г. (за исключением периода оккупации накануне и во время Второй мировой войны). После Второй мировой войны граничила с ГДР, ФРГ, Польской Народной Республикой, Австрией, Венгерской Народной Республикой и СССР.


1. История

и История Словакии.

1.1. Первая республика

Создана в ноябре 1918 в ходе распада Австро-Венгрии при активной поддержке держав Антанты. Движение за признание «чехословаков» отдельной нацией и выделения чешских земель и Словакии из состава Австро-Венгрии возглавил находившийся во время войны в эмиграции Томаш Гарриг Масарик, избранный президентом Первой Чехословацкой республики. В 1935 году Масарика сменил многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш. Сохранив многопартийный либерально-демократический строй и не скатившись, в отличие от многих государств Европы, в 1930-е годы к диктатуре, Чехословакия, однако, не смогла справиться с внутренними противоречиями, прежде всего национальными (вопрос судетских немцев и венгров Словакии), а также агрессией германского нацизма, во многом подпитывавшего эти противоречия.

Осенью 1938 года после Мюнхенских соглашений Чехословакия лишилась Судетской области, отошедшей к гитлеровскому Рейху. На смену Первой республике пришла недолговечная и подконтрольная нацистам Вторая республика во главе с Эмилом Гахой, в её составе Словакия получила широкую автономию (при этом 2 ноября 1938 года по первому Венскому арбитражу южные районы Словакии с городом Кошице и часть Подкарпатской Руси были переданы Венгрии). Чешская часть Тешинской Силезии до сентября 1939 г. была аннексирована Польшей, которая вскоре сама стала жертвой гитлеровской агрессии.


1.2. Немецкая оккупация

14 марта 1939 г. Гитлер вызвал чехословацкого президента Эмиля Гаху в Берлин и предложил ему принять немецкую оккупацию Чехии. Гаха согласился на это и германская армия вторглась на чешскую территорию практически без какого-либо сопротивления (единственную организованную попытку сопротивления в городе Мистек (ныне Фридек-Мистек) предприняла рота капитана Карела Павлика).

Колонна германских военных в Чехословакии

15 марта 1939 года личным указом Гитлера Богемия и Моравия были объявлены протекторатом Германии. Главой исполнительной власти протектората был назначаемый фюрером рейхспротектор (нем. Reichsprotektor ). Первым рейхпротектором 21 марта 1939 года был назначен Константин фон Нейрат. Существовал также формальный пост президента протектората, который всё его существование занимал Эмиль Гаха. Личный состав отделов, аналогичных министерствам, был укомплектован должностными лицами из Германии. Евреи были изгнаны с государственной службы. Политические партии были запрещены, многие лидеры Коммунистической партии Чехословакии перебрались в Советский Союз.

В эмиграции (Лондон) с началом Второй мировой войны Бенеш создал Правительство Чехословакии в изгнании, которое пользовалось поддержкой антигитлеровской коалиции (с 1941 г. к ней присоединились США и СССР). Существует теория продолжения существования чехословацкого государства, согласно которой все решения, принятые на территории страны после Мюнхена до 1945 г., были недействительными, а Бенеш, подавший вынужденно в отставку, всё это время сохранял президентские полномочия.

Население Чехии было мобилизовано в качестве рабочей силы, которая должна была работать на победу Германии. Для управления промышленностью были организованы специальные управления. Чехи были обязаны работать на угольных шахтах, в металлургии и на производстве вооружений; часть молодёжи была отправлена в Германию. Производство товаров народного потребления было уменьшено и в значительной мере направлено на снабжение немецких вооружённых сил. Население протектората было подвергнуто строгому нормированию.

Министр юстиции протектората Богемии и Моравии Ярослав Крейчий произносит речь в Таборе, 1942 год

В первые месяцы оккупации немецкое правление было умеренным. Действия гестапо были направлены преимущественно против чешских политиков и интеллигенции. Однако 28 октября 1939 года на годовщину провозглашения независимости Чехословакии чехи выступили против оккупации. Смерть 15 ноября 1939 года студента-медика Яна Оплетала, раненого в октябре, вызвала студенческие демонстрации, за которыми последовала реакция Рейха. Начались массовые аресты политиков, также были арестованы 1800 студентов и преподавателей. 17 ноября все университеты и колледжи в протекторате были закрыты, девять студенческих лидеров казнены, сотни людей были отправлены в концлагеря.

Осенью 1941 года Рейх предпринял ряд радикальных шагов в протекторате. Заместителем рейхпротектора Богемии и Моравии был назначен начальник Главного управления имперской безопасности Рейнхард Гейдрих. Премьер-министр Алоис Элиаш был арестован, а затем расстрелян, чешское правительство реорганизовано, все чешские культурные учреждения были закрыты. Гестапо начало аресты и смертные казни. Была организована высылка евреев в концлагеря, в городке Терезин было организовано гетто. 4 июня 1942 года Гейдрих умер, будучи раненым во время операции «Антропоид». Его преемник, генерал-полковник Курт Далюге, начал массовые аресты и смертные казни. Были разрушены посёлки Лидице и Лежаки. В 1943 году около 350000 чешских рабочих были депортированы в Германию. В пределах протектората вся невоенная промышленность была запрещена. Большинство чехов подчинились и лишь в последние месяцы войны вступили в движение сопротивления.


1.3. Чехословацкая республика после войны (1945-1948)

1.3.1. Восстановление экономики Чехословакии

Кошицкая правительственная программа от 5 апреля 1945 в городе Кошице [уточнить ] . В экономической части программы правительство Чехословакии выделило несколько ключевых проблем - быстро восстановить народное хозяйство опустошенное во время войны, заложить основы новой социальной политики "в интересах всех слоев трудового народа ", и оперативно обеспечить передачу имущества предателей под руководство национальных активов (документ говорит " имущество немцев, венгров, предателей и изменников родины ", с исключением немецких и венгерских антифашистов), на утерянной земле осуществить земельную реформу. Требование национализации народного хозяйства правительством в программе конкретно не упоминается, но в целом считалось с ним. Ее объем должен был быть решен только после освобождения всей страны. Это требование было настолько популярно среди населения, что против него никто не вышел открыто. Оговорки несоциалистических партий являлись в обсуждении национализации указов, касающихся в основном диапазоне национализации, о скорости, о роли кооперативов, а также некоторых организационных и процедурных вопросов.


1.4. Социалистический период (25.2.1948 - 31.12. 1989)

Поражение нацизма в 1945 г. привело к восстановлению чехословацкой государственности на прежней территории (за исключением Подкарпатской Руси, в этом же году переданной вместе с частью словацкого Кралёвохлмецкого района (Чоп и окрестности) УССР). Президентом вновь стал Бенеш. 4 июля 1947 г. кабинет министров Чехословакии проголосовал за план Маршалла и за участие в Парижском саммите. Но уже 7 июля премьер-министр Готвальд был вызван для объяснений в Москву. Сразу вслед за этим, кабинет министров принял решение не ехать в Париж. В это-же время проводилась политика депортаций - немцы и венгры были депортированы из страны (см. Декреты Бенеша). Экономическое положение страны ухудшалось, и большинство населения напрямую связывало это с отказом от плана Маршалла. При поддержке СССР силу набрала Коммунистическая партия Чехословакии, пришедшая к власти в феврале 1948 г. Летом того же года ушедшего в отставку Бенеша (вскоре он умер) сменил коммунист Клемент Готвальд. В стране установился обычный восточноевропейский коммунистический режим, первые пять лет сопровождавшийся репрессиями по образцу сталинских. Некоторая либерализация была связана с почти одновременной кончиной Сталина и Готвальда в марте 1953 и затем - хрущёвскими реформами в СССР. Иногда дело доходило до беспорядков, так 1 июня 1953 г. в чешском городе Пльзень рабочие заводов «Шкода» недовольные денежной реформой - отказались выйти на работу, и вместо этого - вышли на улицы. Демонстранты захватили ратушу, сожгли городской архив. После мелких столкновений с полицией в город были введены танки, и демонстранты были вынуждены разойтись.


1.5. Чехословацкая Социалистическая Республика (ЧССР) (1960-1990)

С 1960 Чехословацкая республика стала называться Чехословацкой социалистической республикой (ЧССР). В этой аббревиатуре одному слову «Чехословацкая» соответствует две буквы - «ЧС ».

С 1962 г. экономика страны находилась в перманентном кризисе - пятилетний план 1961-1965 гг. был провален по всем показателям. Осенью 1967 г. в Праге прошли демонстрации протеста против курса правительства. В 1968 году попытка реформирования политической системы (Пражская весна) была подавлена войсками Варшавского договора (операция "Дунай"). С 1 января 1969 года в ЧССР было введено федеративное деление страны на Чешскую и Словацкую социалистические республики, (Чешская социалистическая республика) и (Словацкая социалистическая республика), по аналогии с республиками СССР и СФРЮ. Последующие двадцать лет, когда страной руководил Густав Гусак, были ознаменованы политикой «нормализации» (политического застоя при экономическом стимулировании). В 1989 коммунисты лишились власти в результате бархатной революции, а страну возглавил писатель-диссидент Вацлав Гавел c 31.12.1989 - последний президент Чехословакии и первый президент Чехии.

Чехословацкая социалистическая республика 1969-1989


1.6. Распад Чехословакии (1993)

Падение коммунистического режима в 1989 году привело к усилению тенденций политического размежевания Чехии и Словакии. Посткоммунистические элиты обеих частей государства взяли курс на независимость.

В 1990 году разгорелась так называемая «дефисная война». Чешские политики настаивали на сохранении прежнего написания «Чехословакия» в одно слово, словаки требовали дефисного написания: «Чехо-Словакия». В результате компромисса с 29 марта 1990 года страна стала официально именоваться «Чешская и Словацкая Федеративная Республика» (ЧСФР), сокращенное название «Чехословакия» по-словацки могло писаться с дефисом, по-чешски - без дефиса . В русском языке был принят вариант с дефисом.

1 января 1993 страна мирным путём распалась на Чехию и Словакию, произошёл так называемый бархатный развод (по аналогии с бархатной революцией).


2. Административное устройство

карта Чехословацкой Социалистической Республики 1969-1989

Столица - город Прага.

До 1945 года в состав Чехословакии входила территория Закарпатской области современной Украины. Первая Чехословацкая республика с 1928 делилась на четыре земли: Чехия, Моравия, Словакия и Подкарпатская Русь (с 1938 года именовалась Карпатской Украиной). Во Второй республике в 1938-1939 г. Словакия и Карпатская Украина получили статус «автономных земель». В 1949 году была проведена реформа и создано 19 краёв (14 в Чехии и 5 в Словакии)

С 1960 года страна состояла из Центральной, Западной, Северной, Южной, Восточной Чехии, Северной и Южной Моравии, Западной, Восточной, Центральной Словакии. Равноценный статус с краями имели также Прага и Братислава, а в 1968-1971 Брно, Острава и Пльзень. С января 1969 Чехословакия стала федеративным государством из двух социалистических республик - Чешской и Словацкой, каждая из которых в свою очередь делилась на области. В 1990 году слово «социалистическая» было убрано из названий обеих республик.


3. Политические партии

3.1. 1918-1939, 1945-1948

  • Коммунистическая партия Чехословакии
  • Немецкая социал-демократическая рабочая партия в Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия судетских немцев
  • Национал-демократическая партия Чехословакии
  • Национал-социалистическая партия Чехословакии
  • Социал-демократическая партия Чехословакии
  • Чехословацкая народная партия
  • Республиканская партия крестьян

3.2. 1948-1989

  • Национальный фронт
    • Коммунистическая партия Чехословакии
      • Компартия Словакии
    • Чехословацкая народная партия
    • Чехословацкая социалистическая партия
    • Партия словацкого возрождения
    • Партия свободы

4. Демография

Население (1991): 15.6 миллионов, национальный состав: чехи - 62,8 %, словаки - 31 %, венгры - 3,8 %, цыгане - 0,7 %, силезцы - 0,3 %. Также в состав входили люди других национальностей - русины, украинцы, немцы, поляки и евреи.

Естественный прирост - 2,7 % в 1985 году, 1,7 % в 1990 году. В 1989 году продолжительность жизни составляла 67,7 лет для мужчин и 75,3 лет для женщин. 23,1 % населения было моложе 15 лет, а 19 % были в возрасте старше 60 лет.

Плотность населения в 1986 году составляла примерно 121 человек на квадратный километр. Наиболее населённый географический регион - Моравия, 154 человека на квадратный километр. Средний показатель для Чехии был около 120 человек, а для Словакии - около 106 человек. Крупнейшие города по состоянию на январь 1986 года были следующие:

  • Прага (Чехия) - 1,2 млн человек
  • Братислава (Словакия) - 417103 человек
  • Брно (Чехия) - 385684 человек
  • Острава (Чехия) - 327791 человек
  • Кошице (Словакия) - 222175 человек
  • Пльзень (Чехия) - 175244 человек.

5. Религия

По переписи 1991 года: католики - 46,4 %, евангелисты (лютеране) - 5,3 %, православные - 0,34 % (около 53 тыс. человек), мусульмане, буддисты, атеисты 29,5 %/16.7 % (имеются большие различия между республиками (см. Чехия и Словакия)).


6. Транспорт

Чехословакия была транзитной страной.

  • Железные дороги - 13141 километров.
  • Автомобильные дороги
    • всего - 74064 километров
    • с твёрдым покрытием - 60765 км
    • без твёрдого покрытия - 13299 километров.
  • Водные пути - около 475 километров.
  • Трубопроводы
    • 1448 километров - на сырую нефть.
    • 1500 километров - нефтепродукты
    • 8000 км - на природный газ.

6.1. Грузовые перевозки

В 1985 году около 81 % дальних перевозок осуществлялось по железной дороге. Автомобильные перевозки составляли 13 %, внутренние водные пути - 5 %, гражданская авиация - менее 1 % от общих грузовых перевозок.

6.2. Порты

Морские порты отсутствуют, торговля по морю осуществлялась в соседних странах, например - Гдыня, Гданьск и Щецин в Польше; Риека и Копер в Югославии; Гамбург в Федеративной Республике Германия, в Росток в Германской Демократической Республике. Основные речные порты - Прага, Братислава, Дечин и Комарно.


6.3. Телекоммуникации

Телекоммуникация в Чехословакии была современная, автоматическая система с прямым набором подключений. В январе 1987 года были - 54 AM и 14 FM радиостанций, сорок пять телевизионных станций.

В 1989 г., перед крушением коммунистического режима, политическое, экономическое и социально-психологическое положение в Словакии было иным, нежели в Чешской Республике. Большая часть словаков относительно хорошо адаптировалась к социально- экономическим условиям «реального социализма». Словацкое общество не считало - в отличие от чешского - сорок лет «реального социализма» однозначным шагом назад. Словацкая республика развивалась это время в лучшую сторону, жизненный уровень повышался. Словакия в 1989 г. не была достаточно готова к радикальным общественным

переменам, но лишь к определенному варианту перестройки.

В 1992 г. словацкие граждане ретроспективно оценивали коммунистический режим положительнее, чем чехи. В Словацкой Республике меньшинство опрошенных видело в существующем строе больше преимуществ, чем в предыдущем - коммунистическом, в то время как в Чешской Республике так считало большинство 12 .

Новые демократические институты пользовались в Словакии меньшим доверием, чем в Чешской Республике. Словаки гораздо больше, чем чехи, опасались угроз на этнической почве; большой процент словацкого населения был озабочен возможностью гражданской войны вследствие неспособности политиков решить проблему чехословацкого государственного строя 13 . В Словакии были также громче призывы к сильной личности политического лидера. Граждане Словакии были заметно более недовольны политическим и экономическим развитием после 1989 г. 1 , что было обусловлено частично тем, что социально-экономические условия в Словакии были хуже, чем в Чешской Республике.

Фундаментальное значение приобрели различия отношений к рыночной экономике и приватизации. Большинство чехов придерживались мнения, что только рыночная экономика обеспечит успех экономического развития. В Словакии сторонники рыночной экономики составляли только треть. Чехи в своем большинстве приветствовали приватизацию, большинство словаков ее отвергали 13 . Эти различия решающим образом влияли на поведение электората на выборах в обеих частях Чехословакии. Чехи голосовали на парламентских выборах 1992 г. преимущественно за реформы, словаки - против. Это привело к тому, что представители чехов и словаков, которые были избраны в парламент 1992 г., придерживались диаметрально противоположных политических и экономических концепций. Итоги этих выборов придали чехо-словацкой дилемме взрывную динамику, которая в течение немногих привела к политическому решению о разделе единого государства.

Адаптационный кризис при переходе к демократии и рыночной экономике. Переход от централизованной государственной к рыночной экономике и от однопартийной диктатуры к плюралистической системе не мог не сопровождаться экономическими и социальными кризисами. Экономически коммунистическая система разрушалась уже много лет, сохраняя политическую стабильность. Она распалась лишь тогда, когда все ресурсы были исчерпаны. Новый оборот событий не мог не повлечь за собой дальнейшего ухудшения жизненного уровня населения, усугубить социальные проблемы, унаследованные из коммунистической эры. Этот процесс шел в Словакии намного драматичнее, чем в чешской части государства. Экономические трудности Словакии привели к непризнанию организованных Прагой рыночных реформ.

Еще одним фактором раздела стало образование в процессе трансформации в Чехии и в Словацкой Республике 1990-1992 гг. двух полностью автономных партийных систем. Обособлению словацкой и чешской партийных систем содействовал составленный с серьезными ошибками избирательный закон, позволяющий политической партии входить не только в Национальный совет соответствующей республики, но и в Федеральное собрание, если она получала определенный процент голосов избирателей лишь в одной из двух республик.

Граждане Чехословакии - и новая политическая элита - не имели в начале девяностых годов опыта демократии, что негативно сказалось

на дальнейшем политическом развитии. Демократия неизбежно связана с конфликтами, которые должны решаться публично. Граждан раздражали длительные споры и разногласия политиков в различных комиссиях, их неспособность найти консенсус в отношении нового государственного устройства отношений между чехами и словаками. Они просто приравняли в известной мере чехо-словацкую дилемму к конфликтам, желая быстрого государственно-правового разрешения вопроса. Разделу также в негативном плане способствовали средства массовой информации. Их анализ причин и вероятных последствий раздела был поверхностным. Они некритично повторяли мнения политиков и в основном защищали мнимые интересы «своего» народа. СМИ ответственны за по-

с? 133

ляризацию общественного мнения чехов и словаков.

Фактором раздела стала деформация политической культуры, обусловленная господством в предшествовавший период коммунистической идеологии и разрывом преемственности исторического развития в эру коммунизма «Посткоммунистическая паника», беспомощность граждан в политической ориентации после распада авторитарных структур, - типичны для поставторитарных обществ. Атомизация общества породила спрос на харизматического вождя. Это было время решительных популистских политиков таких как Владимир Мечиар и Вацлав Клаус, крайне неохотно допускавших компромиссы. Новый национализм, коллективно-идеологическая функция которого сменила коммунистическую доктрину, также способствовал развитию в этом направлении.

Чехословакии после ноября 1989 г. пришлось столкнуться со сложной ситуацией в плане своей конституции. Федерация Двух конституирующих единиц весьма неблагоприятный вариант федеративного государства 13 . Институционально решающая проблема заключалась в том, что не удалось своевременно, к началу девяностых годов принять новую - демократическую и одновременно действенную - конституцию. Конституция времен «пражской весны», продолжавшая действовать и после перелома, абсолютно не подходила для облегчения поиска демократического консенсуса. Ее положение, обеспечившее абсолютное право вето одной десятой части выбранных в одной из республик депутатов Федерального собрания, запрограммировало конституционный кризис. Авторы конституционного закона чехословацкой фе-

дерации 1968 г. не рассчитывали (и в тот момент, очевидно, и не могли рассчитывать) на то, что в Чехословакии в будущем могут состояться выборы, в которых чехи и словаки проголосуют за противоположные политические ориентации и разные модели чехо-словацкого государственного устройства. Положения конституции требовали вновь и вновь добиваться единства коалиции чехов и словаков в парламенте, что стало обстоятельством, из-за которого после выборов 1992 г. Чехословакия разрушилась.

Чешская и словацкая политические элиты несут совместную ответственность за то, что до выборов 1992 г. не был достигнут консенсус в отношении нового устройства государственно-правовых отношений обоих наций и что не была использована возможность создания адекватных конституционных механизмов, делавших возможным дальнейшее существование единого государства. Активно за раздел выступали словацкие политики, руководство Движения за Демократическую Словакию (ДЗДС), возглавляемого Владимиром Мечиаром. Оно воспрепятствовало избранию президентом государства единственной сильной личности, способной интегрировать федерацию, Вацлава Гавела. ДЗДС инициировало в словацком Национальном совете объявление независимости и принятие словацкой конституции, не учитывает федеральную конституцию. Делегация ДЗДС потребовала после выборов 1992 г. на коалиционных переговорах с чешской Гражданской Демократической Партией (ГДП) полной независимости и субъектности Словакии в соответствии с международным правом, что было равносильно требованию раздела государства.

Столкнувшись с действиями руководства ДЗДС, учитывая соотношение политических сил и угрозу конституционного кризиса, чешская сторона не могла воспрепятствовать разделу. Когда стал очевидным раздел государства, чешские политики настаивали на том, чтобы это произошло быстро, по возможности, без насилия и осложнений («цивилизованно»).

Раздел Чехии и Словакии был, мотивирован интересами вышедшей из выборов 1992 г. словацкой властной элиты. В новом словацком государстве имелись несколько тысяч высоко оплачиваемых должностей во вновь создаваемых министерствах, посольствах, центральном банке и других институтах, которые сторонники ДЗДС и их партнеры по коалиции разделили между собой. Вся государственная собственность, которая была приватизирована в независимой Словацкой Республике, за часть реальной цены перешла в собственность тех, кто лично или политически стоял близко к новой правительственной команде . Продажи по символическим ценам лицам, близким к одной из трех партий правительственной коалиции, были во время Мечиара практически единственным методом приватизации 13 .

Чешская сторона несет свою часть ответственности, корни которой следует искать в истории. Чехи рассматривали Чехословакию как свое национальное государство, которое дополнено словацкой территорией. Они не обеспечили обещанную словакам автономию, исторические шансы конституционного уравнивания. В течение чувствительной фазы после поворота федеральные органы в Праге, в которых доминировали чехи, с трудом уступали соответствующую часть их компетенций словацким органам в Прессбурге и учитывали в федеральной политике желания словацкого населения.