Работа

Человек на войне и правда о нем. По прозе К.Воробьева

Асаналиева Нургуль Чынтемировна
(МКОУ Панинская СОШ)

Человек на войне и правда о нем
(по материалам прозы К.Д.Воробьева)

В последние годы не утихают споры о том, как и для чего преподавать литературу сегодня, каков общественный заказ на предмет, который во все времена – и в дореволюционной, и в советской истории – оставался главным идеологическим предметом. К всестороннему обсуждению современного состояния школьного преподавания литературы есть все основания и в настоящий момент. Подчиненный сдаче ЕГЭ, предмет перестал выполнять свою наиглавнейшую роль – воспитательную, перестал формировать сознание школьника, его мировоззренческую позицию.
Размышление над книгой как процесс внутреннего становления сложен и требует от учащегося серьезной работы души, времени на преодоление возрастных и психологических барьеров. Поэтому и интерес к книге в школьной аудитории проявляется только тогда, когда «вдумываемся, вслушиваемся, читаем»
Высший уровень художественного восприятия произведения литературы достигается, если читатель душой и разумом постигает жизненные явления, запечатленные в художественных образах, видит особенности авторского стиля, испытывает полноту эстетического чувства и делает нравственные выводы для себя.
«Передавая уму и сердцу ученика литературное произведение, мы должны помнить, что литература – это искусство»
Единство аналитического и эмоционального в читательской деятельности чрезвычайно сложный процесс, и нелегко добиться этого на практике Так возникает потребность в организации учителем учебного процесса, для установления духовного контакта между учащимся и автором.
Наиболее «благодарный» литературный материал, который позволяет учителю организовать поле восприятия, эмоционального взаимодействия с текстом, но вместе с тем требует большой аналитической работы – это литература о Великой Отечественной войне.
Произведения советских писателей изучаются в 11 классе, когда возраст и аналитические навыки учащихся «совпадают» с задачами изучения.
Литература о войне стремится осмыслить нравственный опыт минувшего. Подвиг нашего народа в Великой отечественной войне – это «тот моральный капитал, из которого новые поколения черпают духовную силу», но также война тесно связана с современностью, так как в ней видятся ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.
Начиная с 60-х годов ХХ века, литература получила возможность в полной мере охватить войну и как этап жизни народа, и как значительное явление истории всего человечества. Именно в эти годы появляется ряд писателей, избравших главной темой своего творчества тему войны (Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков, А.Адамович, В.Астафьев, К.Воробьев)
Заявленный военной прозой (60 – 90 г.г.) взгляд на войну, потребовал от писателей пристальнее вглядеться в человека на войне, показать его в сложной психологической ситуации. Недавние лейтенанты, ставшие писателями, внесли в развитие темы особый психологизм, изображали людские судьбы в их противоречивой сложности, использовали при создании картин войны особую систему деталей. Книги этих авторов обогатили литературу опытом пережитого. Беру для аналитического чтения произведения К.Д.Воробьева, так как они невелики по объему (повети, рассказы), но емки по художественной наполняемости.
В 60 –90 –е годы в литературе, обращенной к опыту Великой Отечественной войны, усилилось внимание к общечеловеческим ценностям: совести, доброте, справедливости. Особый гуманизм военной прозы проявился в признании несовместимости войн с идеалами человеческого общежития, хотя в то же время военная проза раскрыла сущность фашизма, неизбежность вооруженной борьбы против него.
Война, как совершенно правильно поняли и показали ее писатели, явилась продолжением бытия советского человека в иных, чрезвычайных условиях. Она не в состоянии изменить нравственные основы жизни. Ни совесть, ни вера не противопоставлены военной действительности. Они сосуществуют в ней.
Объектом пристального внимания авторов является отдельный человек. Герой выступает в роли и наблюдателя и участника событий, что дает возможность показать особенность конфликта, не выходя за рамки одной человеческой судьбы.
Сюжетная линия судьбы героя К.Воробьева начинается с узнавания мира. До начала военных действий он находится в единстве с окружающей действительностью, в которой все гармонично. Когда появлялись «юнкерсы»(«Убиты под Москвой»), «рота согласно приникала к раздетой ноябрем земле, и все падали лицом вниз, но все же кто-то непременно видел, что смерть пролетела мимо, и извещалось об этом каждый раз по-мальчишечьи звонко и почти радостно» (147) «Впереди - и уже недалеко – должен быть фронт. Он рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти, и все они шли не нему, а в него, чтобы заселить и оживить один из его временно примолкших бастионов» (148).
Объектом пристального внимания автора является отдельный человек. Он сам –часть целого и целостного представления в его представлении мира, и согласие с миром лишь подчеркивает
вечность жизни. Его воображению смерть рисуется как нечто неопределенное, не имеющее к нему никакого отношения, но обязательно картинно-героическое: «надо упасть кверху лицом, а не вниз и не на бок, и руки надо разбросать, а не скрючить, и ноги тоже раскинуть, чтобы носки сапог стояли прямо»(«Крик» (138)). Отрытый в полный профиль окоп вызывает мысль о домашнем тепле и уюте, совершенно не напоминая могилу: « все это (окоп – А.Н.) было сделано с тем сосредоточенным старанием, которое полностью исключает чувство тревоги и опасности. Видно, оттого окоп и не выглядел так, как положено на войне: в нем было что-то затаенно-мирное и почти легкомысленное» (156).
И все же сознание героя чутко улавливает несовпадение априорного представления о войне с той реальной картиной, которая предстала перед его глазами. «немцы безудержно продвигались вперед, к Москве...Это было, конечно правдой, потому что потому что об этом говорил сам Сталин. Именно об этом, но только один раз, прошедшим летом. А о том, что мы будем бить врага только на его территории, что огневой залп нашего любого соединения в несколько раз превосходит чужой, - об этом и еще о многом, многом другом, непоколебимом и неприступном, Алексей – воспитанник Красной Армии – знал с десяти лет. И в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны» (152 – 153). Герой какое-то время сопротивляется открывшейся истине, не совпадающей с официальными мифами, но уже первый бой разрушает эту двойственность, уничтожает иллюзорность романтических представлений о войне и вносит в сознание героя чувство горечи и утраты той наивно-детской веры, для которой нет основания.
Первый бой становится началом пути солдата на войне. Однако личный опыт находится в связи с общей судьбой народа. И здесь каждый выбирает себе дорогу. Своеобразной метафорой войны служит окоп с ходами сообщения «в церковь, на кладбище и в опустевший коровник» (152), обозначая возможные варианты судьбы человека на войне. Длинное каменное строение коровника, из которого несло «сывороткой, мочой и болотом», напоминает о плене, «заброшенное кладбище за толстой кирпичной стеной» - знак трагической сущности войны, несущей уничтожение всему живому. И над всем этим возносится «церковь без креста» как знак общей для всех беды. («Убиты под Москвой»)
Война неизбежно ведет к гибели, и все же церковь выступает как знак общей веры, не порушенной годами лихолетий, веры, которая «уходила куда-то в преисподнюю» - символически - в самую глубину народного представления о смысле бытия. Выход в бессмертие может значить только одно – победу человеческого начала над бесчеловечием войны.
К.Воробьев сразу выделяет главную проблему: конфликт из частного и возрастного (неопытность молодых бойцов) перерастает в более значимый. Сложность борьбы и победы над врагом для солдата заключается в том, что надо было победить врага внутри себя. Автор показывает, как герой формирует себя в соответствии не с официальным, а народным опытом. Личность, обретшая самостоятельность, достигшая нравственной свободы, способна противостоять бездуховности, насилию, в какие бы формы они ни облекались.
В финале от героя отторгается оболочка неведения и, задыхаясь от внезапного открытия, врывается в жизнь новый человек, с иным, чем прежде, знанием жизни. Герой, ничего не забыл из прошлого, не простил себе неведения и допущенных ошибок, но, избрав раз и навсегда самостоятельный путь, обрел право исполнить долг солдата, защитника Родины.
Важную концептуальную роль играет финал повести «Убиты под Москвой». Алексей должен вступить в неравный бой с фашистским танком. Танк олицетворяет бездушную силищу, механическое выражение сущности войны, бесстрастное и потому враждебное человеческой природе порождение. «До танка оставалось несколько метров, - Алексей хорошо различал теперь крутой скос его лба, ручьями лившиеся отполированные траки гусениц и, снова болезненно-остро ощутив присутствие тут своего детства, забыв все слова, нажитые им без деда Матвея, пронзительно, но никому не слышно крикнул: «Я тебе, матери твоей черт! Я тебе зараз»(199).
Из неравного сражения Алексей вышел победителем, потому что должен был выжить, ибо теперь ему есть что хранить. Опыт деда Матвея, капитана Рюмина стали звеньями общенародной судьбы, того единения, что вмещает в себя понятие Родины. Почувствовав личную ответственность за происходящее, герой поднялся до понимания высшей ценности бытия, которое утверждало право на жизнь всего сущего. В единстве живого, естественного, человеческого мира вырабатываются те ценности, которые искони помогли человеку выжить. Личность, унаследовав опыт поколений, усвоив его как основное правило жизни, получает право представлять собой народ, Россию
Бороться и победить войну можно, если противопоставить войне-машине иную систему ценностей. Это способна сделать личность, свободная от идеологических догм и вобравшая в себя опыт народной жизни, который помогает герою выжить не только физически, но и духовно.

Список литературы:
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения:Пособие для учителя., М., 1985. С. 39
2.К.Д.Воробьев.Собр.соч.в 3-х т. Т1. Повести/Сост.В.В.Воробьева;-М.: Современник, 1991.- 479 с. Здесь и далее цитируется по данному изданию

Самая тяжелая за всю историю война, которая была в этом мире это Великая Отечественная . Она ни один год испытывала силы и волю нашего народа, но наши предки прошли это испытание с честью. Многие писатели описывали в своих произведениях любовь к Родине советского народа и ненависть к врагу, они показали, что не может быть ничего выше интересов человечества. Но, то, что люди испытывали на самой войне в центре событий – никто не может описать, так как сами солдаты. К сожалению многих из них уже нет в живых. Мы можем это только представлять и догадываться.

Четыре года длилась война, залита болью, ужасом, страданиями и мучениями. Сотни тысяч солдат, наших дедов и прадедов, полегло в той битве, оставив миллионы детей сиротами, а жен вдовами. Но, ценой своих жизней, мы все-таки получили Великую Победу, веру в светлое будущее, счастливые дни и возможность насладится ярким солнцем на Родной земле.

Война искалечила жизни и психику многих людей, измучила души принуждая воевать не только мужчин, а и женщин с детьми. Их точное количество невозможно счесть, ведь до сих пор археологи находят остатки тел погибших тогда и возвращают для долгожданного захоронения родственникам.

Война для всех нас не пустое слово, а ассоциация с бомбежкой, автоматными очередями, взрывающимися гранатами, кучами трупов и рекой крови. Эти беспощадные уроки оставили след в жизни всего человечества от малого до старого. Старики учат молодежь, призывая к миру, своими ужасающими историями и рассказами.

Человечество не знало что такое счастье, справедливость, свобода в течение четырех лет пока не одержало победу. Эти действия перевернули мир до неузнаваемости, разрушили сотни городов, сел, поселков…

После той войны, каждый человек изменился.

Невозможно представить то, насколько мужественны, отважны и бесстрашны были вставшие на тропу войны люди. Они своей грудью перекрывали путь врагу и благодаря любви к Родине отвоевали свободу, мир и любовь.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение История Катерины и Бориса в пьесе Островского Гроза

    В пьесе Островского Гроза представлена проблема, которая встречается у многих на жизненном пути. Екатерина и Борис это два важных персонажа, которые замешана в данной ситуации. Посмотрим на то, как развивалась любовь между этими двумя героями.

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Сочинение Зарецкий в романе Евгений Онегин Пушкина

    В произведении Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» немало персонажей, которые играют значимую роль в романе, но их присутствие не столь яркое, как у главных героев. Одним из таких персонажей является господин Зарецкий

  • Сочинение по картине Мавриной Кот ученый (описание)

    Художница Т.А. Маврина сделала целый цикл картин под названием "Кот Учёный". В своих произведениях она изображала кота не привычно ярким. Таким приёмом Т.А. Маврина подчёркивала особенность животного.

Человек на войне

(По одному из произведений современной литературы.)

Великая Отечественная война была самой тяжёлой из войн, какие только пришлось пережить нашему народу за свою многовековую историю. Война была величайшим испытанием и проверкой сил народа, и эту проверку наш народ выдержал с честью. Война была также и серьёзнейшим испытанием для всей советской литературы, которая в дни войны показала всем миру, что у неё нет и не может быть интересов выше интересов народа.

Замечательные произведения были написаны М.Шолоховым, А.Фадеевым, А.Толстым, К.Симоновым, А.Твардовским и многими другими писателями.

Особое место среди произведений периода Великой Отечественной Войны занимает рассказ М.Шолохова «Наука ненависти», опубликованный в июне 1942 года.

В этом рассказе автор показывает, как мужает и крепнет в советских людях чувство любви к Родине и народу, как зреет презрение и ненависть к врагу. Писатель создаёт типичный образ участника войны – лейтенанта Герасимова, в котором воплощает лучшие черты воюющего советского народа.

Шолохов в предыдущих своих произведениях рисовал изумительные картины русской природы, которая у него никогда не была фоном для действия, а всегда помогала раскрыть глубже и полнее человеческий характер, психологические переживания героев.

Рассказ начинается с описания природы. Уже первой фразой Шолохов сближает человека с природой и этим как бы подчёркивает, что она не осталась безучастной к начавшийся тяжёлой борьбе: «На войне деревья, как и люди, имеют каждое свою судьбу». Символическое значение имеет в этом рассказе образ искалеченного снарядом дуба, который, несмотря на зияющую рану продолжает жить: «Рваная, зияющая пробоина иссушила полдерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой. И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текущей воде, а верхние - всё ещё жадно притягивают к солнцу сочные тугие листья…» Разбитый снарядом дуб, но сохранивший жизненные соки, даёт возможность лучше раскрыть и понять характер основного героя рассказа лейтенанта Герасимова.

Уже первое знакомство читателей с героем, позволяет сделать вывод о том, что это мужественный человек с огромной силой воли, очень много перенёсший и передумавший.

Виктор Герасимов – потомственный рабочий. До войны он работал на одном из заводов Западной Сибири. В армию был призван в первые месяцы войны. Вся семья поручает ему сражаться с врагами до победы.

Трудового человека Герасимова с самого начала войны охватило чувство ненависти к врагу, разрушившему мирную жизнь народа и ввергнувшего страну в пучину кровавой войны.

Вначале к пленным немцам красноармейцы относились добродушно, называли «камрадами», угощали папиросами, кормили из своих котелков. Затем Шолохов показывает, как наши бойцы и командиры в ходе войны с фашистами прошли своеобразную школу ненависти.

Страшные следы фашистского хозяйничанья находили наши войска, изгонявшие гитлеровцев с временно оккупированной территории. Нельзя без содрогания читать описания чудовищных злодеяний врагов: «… Сожжённые дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки…» Эти зверства потрясли бойцов, которые поняли, что фашисты – не люди, а осатаневшие от крови изуверы.

Тяжёлые, нечеловеческие испытания выпали на долю лейтенанта Герасимова, попавшего в плен. Описывая поведение героя в плену, писатель раскрывает новые черты характера, присущие русскому человеку. Раненый, потерявший много крови, Герасимов сохраняет чувство собственного достоинства и полон презрения и ненависти к врагу.

Одно желание владеет лейтенантом – не умереть. В колонне пленных, еле передвигая ноги, он думает о побеге. Огромная радость охватывает Герасимова и заставляет его забыть о жажде и физических страданиях, когда фашисты не находят у него партбилета, это придаёт ему мужество и стойкость в самые тяжелые дни неволи.

В рассказе изображается лагерь, в котором немцы держали пленных, где «их подвергали жесточайшим мучениям, где не было уборной и люди испражнялись здесь же и стояли и лежали в грязи и в зловещей жиже. Наиболее ослабевшие вообще уже не вставали. Воду и пищу давали раз в сутки. Иной день совсем забывали что-либо дать…» Но никакие зверства, пишет Шолохов, не смогли сломить могучий дух в русском человеке, погасить упорную жажду мести.

Многое вынес лейтенант, много раз смотрел он смерти в глаза, и сама смерть, побеждённая мужеством этого человека, отступала. «Фашисты могли убить нас, безоружных и обессилевших от голода, могли замучить, но сломить наш дух не смогли, и никогда не сломят!» Это упорство русского человека и несокрушимое мужество помогли Герасимову совершить побег из плена. Лейтенанта подобрали партизаны. Недели две он восстанавливал силы, участвовал вместе с ними в боевых операциях.

Затем его переправили в тыл, в госпиталь. После лечения он вскоре вновь попадает на фронт.

«Наука ненависти» заканчивается словами Герасимова о ненависти и любви: «… И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу немцев за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под немецким игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, приведут к нам победу».

Образ лейтенанта Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода Великой Отечественной Войны.

Особенность его характера заключается в том, что он всегда чувствует себя сыном народа, сыном Родины. Именно это чувство принадлежности к великой армии русского народа, чувство беззаветной любви к своей Родине и ответственности за её судьбу придают Герасимову силы не только перенести все ужасы плена, но и бежать, чтобы снова вступить в ряды мстителей за все злодеяния, которые фашисты принесли нашей стране.

И вполне убедительно дано в рассказе сравнение судьбы лейтенанта с судьбой могучего дуба, искалеченного снарядом, но сохранившего силы и волю к жизни. И как величественно прекрасен образ русского человека, прошедшего сквозь тяжёлые испытания, выпавшие на его долю, и сохранившего неиссякаемую веру в победу и стремление продолжить войну до победного разгрома фашизма!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

(По произведениям русской литературы XX века)

Яркие и живые страницы о войне создали К. Симонов, Б. Полевой, Ю. Бондарев, В. Гроссман и многие другие писатели.

Но среди них есть такие авторы, которые описывали не столько саму войну, сколько анализировали поведение человека на ней, глубоко проникая в механизм его поступков. Они хотели понять, почему самый обычный человек, попав в экстремальные условия, может презреть опасность и шагнуть в бессмертие. Что двигало поступками таких людей? Об этом я хочу поразмышлять,

Анализируя рассказ Федора Тендрякова «День, вытеснивший жизнь…». Он понравился мне тем, что война показана без прикрас, правдиво.

«День, вытеснивший жизнь…» – первый день вчерашнего школьника на войне.

Описывается всего один день, но он вытеснил собою всю прежнюю жизнь, где осталась школа, экзамены, костер у реки и много счастливых дней. Поэтому рассказ так и называется.

Впереди – неизвестность, возможно, смерть. Герой Тенков видел фильмы о войне, но его впечатления о ней не совпадают с тем, что он видит. Вокруг сгоревшие танки, воронки от мин и снарядов, земля, изуродованная гусеницами танков

И убитые немецкие солдаты.

Но эти солдаты не вызывают ненависти и злобы, а только «смущающую жалость»; «Я стоял над врагом и испытывал только брезгливость… Но брезгливость не в душе, брезгует мое телесное нутро, а в душу просачивается незваная смущающая жалость». Сержант Тенков вспоминает убитого на войне отца, но и после этого ненависть не закипает в нем.

Хочется верить в то, что эта жалость останется в герое, хотя война изменит и его. Она изменяет все: людей, их судьбы, характеры, жизнь. Никто не знает, как поведет себя человек в экстремальной ситуации. Это хорошо видно на примере образов Сашки Глухарева и Нинкина.

Сашка, казавшийся храбрым и мужественным, оказался трусом, а Нинкин, бывший в жизни незаметным и невзрачным, исполнил свой долг и погиб как герой. Но цена его жизни не сотня немцев, а всего лишь штыковая лопата.

Эта первая смерть надолго запомнилась главному герою рассказа. Он вспоминает ее даже после войны, хотя за долгие годы видел немало смертей, даже более героических, чем эта. Подвиг – это самопожертвование. Но человек не всегда осознает, что совершает великое дело – просто он не может поступить иначе, этот поступок кажется ему естественным и единственно верным.

Совершить подвиг может каждый, но не все находят в себе силы переступить страх, как не смог Глухарев. Война изменяет психику и моральные принципы людей. В какой-то момент боя прежние ценности становятся вдруг незначительными. В этот миг перелома человек способен на все. Жизнь его отходит на второй план, и вместо нее возникает нечто большее – судьба остальных. Вот тогда и совершается подвиг. Именно это происходит с Нинкиным.

Тендряков сумел показать, как по-разному влияет на людей война, именно это – главный пафос его рассказа. Она воздействует на отношение человека к жизни, потому что является для него противоестественной, вторгается в его судьбу и ломает ее.

«Война – противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Эти слова принадлежат Льву Николаевичу Толстому. Написаны о другой войне – 1812 года. И хотя она была тоже освободительной и справедливой для русского народа, оружие в ней было менее страшное. Но она такая же бесчеловечная и жестокая.

Подвиг человека – в центре внимания и другого писателя, прошедшего фронтовыми дорогами, – Константина Воробьева. Основная идея его повести «Убиты под Москвой» – прозрение от духовной слепоты, преодоление страха смерти.

Писатель то и дело останавливается, чтобы зафиксировать наше внимание то на согласном, молодцеватом шаге почти как на параде идущей роты, то выхватывает из безликого множества одно-два веселых лица, дает услышать нам чей-то звонкий мальчишеский голос. И тотчас сама рота – отвлеченная армейская единица – становится для нас живым организмом, полноправным и полнокровным действующим лицом повести. Взгляд то останавливается на главном действующем лице – Алексее Ястребове, несущем в себе «какое-то неуемное, притаившееся счастье: радость этому хрупкому утру, тому, что не застал капитана и что надо было еще идти и идти по чистому насту».

Это переполняющее героев чувство радости все больше усиливает открывающийся уже на первых страницах контраст, резче обозначает два полюса – бьющей через край жизни и неизбежной – всего через несколько дней – смерти. Ведь мы-то знаем о том, что ждет их там, впереди, куда так весело они сейчас идут. Знаем сразу, по одному названию, уже начинающемуся с жуткого в своей неизбежности определенности слова – «убиты». Контраст становится еще резче, а ощущение надвигающейся трагедии достигает осязаемой плотности, когда мы сталкиваемся с обескураживающей наивностью курсантов. Они, оказывается, в сущности, еще мальчики, надевшие военную форму и брошенные на фронт неумолимым законом военного времени…

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, хотя ничего не могла сделать против них со своими бутылками и самозарядными винтовками. Но танки были задержаны, хотя и страшной ценой.

Первый бой, который снился Алексею Ястребову как победа под крики «Ура!», протекает совсем иначе. Взвод не кричит «Ура!», а «орет» «бессловесно и жутко», и крик этот потом переходит в вой, потому что ничего вокруг понять нельзя, чувства обостряются, и хочется хотя бы в крике слиться со всеми, почувствовать себя частью всех.

Мальчишка-лейтенант к концу повести становится мужчиной. Это он подбивает танк и уходит в лес с трофейным автоматом, чтобы набрести на рассеявшихся в окружении своих.

«Он почти физически ощутил, – пишет К. Воробьев об Алексее Ястребове, – как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним, как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство…» После того, что он пережил в ночном бою, после смерти капитана Рюмина, который умер у него на руках, после всего, что произошло с его ротой, ему почти все равно – и он поднимается навстречу танку. Сцена написана Константином Воробьевым с разрывающей душу ясностью и напряжением.

Да, русские люди совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчетное это действие – подвиг, а убежденность в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдает свою жизнь. Воины понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Наши солдаты знали, что необходимо победить это зло, эту жестокость, эту свирепую банду убийц и насильников, иначе они поработят весь мир.

Проза К. Воробьева точна, жестока и в подробностях, и в целом. Он ничего не хочет утаить, упустить. Главное достоинство его произведений в том, что с войны сорвана романтическая пелена. К. Воробьев знал: если уж писать, то только правду. Неправда переходит в ложь, в надругательство над памятью погибших…

Бывшие немецкие солдаты, воевавшие под Сталинградом, 9 мая возложили венки на Мамаевом кургане погибшим русским солдатам в знак примирения и покаяния. Это дает надежду на то, что мир изменится и в нем не будет места войне, а память о подвиге останется, потому что недаром тысячи людей не щадили себя, отдавали свои жизни за правое дело. Поэтому с огромным вниманием читаешь строки из письма Маселбека, героя повести Ч. Айтматова «Материнское поле»: «Мы не выпросили себе войну, и не мы ее затеяли, это огромная беда для нас всех, всех людей. И мы должны проливать свою кровь, отдавать свои жизни, чтобы уничтожить это чудовище. Если мы это не сделаем, то мы не достойны будем имени Человека. Через час я иду выполнять задание Родины. Вряд ли я вернусь живым. Я иду туда, чтобы сохранить в наступлении жизнь многим моим товарищам. Я иду ради народа, ради победы, ради всего прекрасного, что есть в Человеке».

Произведения о войне открывают нам не только ее жестокую беспощадность, но и силу героизма, мужества, самоотверженности

наших солдат. Они твердо знали, ради чего шли на гибель: они защищали Родину! А это и есть подвиг.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 8 похожих сочинений.


О Великой Отечественной войне 1941-1945 годов написано немало книг. К теме «человек на войне» обращались К. Симонов, Б. Васильев, В. Быков, В. Астафьев, В. Распутин, Ю. Бондарев и многие другие. При этом невозможно не упомянуть, что эту тему затрагивали и до них, ведь в истории России было немало войн, и все они нашли отражение в литературных произведениях. Война 1812 года - в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», Первая мировая и гражданская война - в романе М. Шолохова «Тихий Дон». Для двух этих авторов характерен своеобразный подход к теме «человек на войне». Толстой рассматривает в основном психологическую сторону явления, причем как с точки зрения русского солдата, так и со стороны противника. Шолохов же и вовсе дает изображение гражданской войны глазами белогвардейцев, то есть, по сути дела, врагов.

Но обычно тема «человек на войне» подразумевает именно Великую Отечественную войну. Одно из первых произведений о Второй мировой войне, приходящее на ум, - поэма «Василий Теркин» А. Т. Твардовского. Герой поэмы - простой русский солдат. Его образ - это воплощение всех солдат, всех их качеств и свойств характера. Поэма представляет собой ряд зарисовок: Теркин в бою, Теркин в рукопашной схватке с немецким солдатом, Теркин в госпитале, Теркин на отдыхе. Все это складывается в единую картину фронтового быта. Теркин, будучи «простым парнем», тем не менее, совершает подвиги, но не ради славы и почестей, а ради исполнения своего долга. Наделяя Теркина многими располагающими к себе чертами русского национального характера, Твардовский подчеркивает, что этот человек - лишь отражение народа. Не Теркин совершает подвиги, а весь народ.

Если Твардовский разворачивает перед нами широкую картину войны, то Юрий Бондарев, например, в своих повестях («Батальоны просят огня», «Последние залпы») ограничивается описанием одного боя и очень короткого промежутка времени. При этом бой сам по себе не имеет особого значения - это лишь один из неисчислимых боев за очередной населенный пункт. Об этом сказал все тот же Твардовский:

Пусть тот бой не упомянут

В списке славы золотой.

День придет - еще повстанут

Люди в памяти живой.

Неважно, идет ли бой местного или общего значения. Важно, как себя в нем проявит человек. Об этом и пишет Юрий Бондарев. Его герои - это молодые люди, почти мальчики, попавшие на фронт прямо со школьной скамьи или из студенческой аудитории. Но война делает человека взрослее, сразу старит его. Вспомним Дмитрия Новикова - главного героя повести «Последние залпы». Он ведь совсем молод, молод настолько, что сам стесняется этого, а многие завидуют, что в столь юном возрасте он добился таких военных успехов. Действительно, неестественно быть столь юным и иметь такие полномочия: распоряжаться не только действиями, но и судьбами людей, их жизнью и смертью.

Бондарев и сам говорил о том, что человек на войне оказывается в положении неестественном, поскольку сама война - неестественный способ разрешения конфликтов. Но, тем не менее, будучи поставлены в такие условия, герои Бондарева проявляют лучшие человеческие качества: благородство, смелость, решительность, честность, стойкость. Поэтому мы испытываем жалость, когда герой «Последних залпов» Новиков умирает, только что обретя любовь, почувствовав жизнь. Но писатель как раз и стремится утвердить мысль, что такими жертвами оплачивается победа. Очень многие положили свои жизни на то, чтобы День Победы все же наступил.

А есть писатели, у которых совсем иной подход к теме войны. Например, у Валентина Распутина. В повести «Живи и помни» именно война движет развитие сюжета. Но она как будто проходит стороной, лишь косвенно влияя на судьбы героев. В повести «Живи и помни» мы не встретим описания боев, как у Твардовского или Бондарева. Здесь затрагивается иная тем^ - тема предательства. Действительно, дезертиры существовали в Великую Отечественную войну, как и в любую другую, и нельзя закрывать на это глаза. Андрей Гуськов самовольно уходит с фронта, тем самым навсегда отделяя себя от людей, ведь он предал свой народ, свою Родину. Да, он остается жить, но жизнь его куплена слишком дорогой ценой: он уже никогда не сможет открыто, с высоко поднятой головой войти в дом своих родителей. Он отрезал для себя этот путь. Более того, он отрезал его для своей жены Настены. Она не может радоваться Дню Победы с другими жителями Атамановки, ведь ее муж - не герой, не честный солдат, а дезертир. Вот что гложет Иастену и подсказывает ей последний выход - броситься в Ангару.

Женщина на войне - это еще более неестественно, чем мужчина. Женщина должна быть матерью, женой, но никак не солдатом. Но, к сожалению, многим женщинам в Великую Отечественную войну приходилось надевать военную форму и идти в бой наравне с мужчинами. Об этом говорится в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» Пять девушек, которым надо было бы учиться в институте, флиртовать, нянчить детей, оказываются лицом к лицу с врагом. Все пятеро погибают, ие все пятеро геройски, но, тем не менее, то, что они Совершили все вместе, - подвиг. Они погибли, положив свои юные жизни на то, чтобы еще чуть-чуть приблизить победу. Должна ли быть женщина на войне? Вероятно, да, ведь если женщина чувствует, что обязана защищать свой дом от врага наравне с мужчинами, то было бы неправильным ей препятствовать. Такие жертвы жестоки, но необходимы. В конце концов не только женщина на войне - неестественное явление. Неестественен вообще человек на войне.