Разное

Чесноков, павел григорьевич. Чуток к музыкальной красоте, к движениям душевным За веру родной старины

«Далеко не всякое собрание поющих можно назвать хором». Эти слова приписывают Павлу Чеснокову. Он сочинял и светскую музыку, но прославился в первую очередь как церковный православный композитор. Его энциклопедическую работу «Хор и управление им» можно назвать библией хоровых дирижеров.

Его имя называют вместе с именами таких корифеев, как Рахманинов и Чайковский. Наследие Чеснокова включает около пятисот хоровых произведений. Он писал обработки народных песен, хоры и романсы на стихи русских поэтов, детские песни. Но основная часть его творчества - духовные произведения: авторские песнопения и переложения традиционных распевов православного богослужения. В их числе - полные циклы Литургии и Всенощного бдения, опусы «Хвалите имя Господне», «Великое славословие», «Ко Пресвятой Владычице» и другие сочинения, вошедшие в золотой фонд церковной музыкальной культуры. Музыка Чеснокова глубоко национальна и самобытна, каждая его мелодия помогает донести слова молитвы до верующих сердец.

Безусловно, в советские годы церковную музыку Павла Григорьевича не исполняли. Но в 80-е духовные произведения Чеснокова стали проникать в репертуар академических хоров и выдержали испытание самым строгим судом - временем.

Татьяна Клименко

Павел Григорьевич Чесноков – один из крупнейших представителей русской хоровой культуры конца XIX - первой половины ХХ столетия, разносторонний хоровой деятель – композитор, дирижер и педагог.

П.Г.Чесноков родился 24 октября 1877 года в селе Ивановское Звенигородского уезда Московской губернии, в семье служащего. Отец совмещал службу с работой церковного регента в небольшом фабричном хоре, где и началось музыкальное развитие мальчика. В 1886 году он был определен в Московское Синодальное училище, которое блестяще окончил в 1895 году. В том же году он начал преподавать в родном училище (в 1901-1904 был помощником регента Синодального хора и в 1895-1904 - преподавателем Синодального училища). Примерно в эти же годы музыкант работал в двух городских начальных мужских училищах, а позднее преподавал пение в женских учебных заведениях.

Хормейстерская деятельность П.Г.Чеснокова началась в 1900 году в церкви Косьмы и Демьяна в Шубине (около Тверской улицы). С 1902 по 1914 годы он руководил любительским хором при церкви Троицы на Грязях, где добился значительных результатов. Затем в 1915-1917 годах П.Г.Чесноков стоял во главе Русского хорового общества (в 1916-1917 – также руководил хором РХО), приглашался в крупные города России для участия в концертах и на летние регентские учительские курсы в Петербурге (1911-1916).

В советскую эпоху исполнительская деятельность музыканта достигла новых вершин. Чесноков возглавлял многие профессиональные хоровыми коллективами Москвы: Второй государственный хор (1919, 1921), Государственную академическую хоровую капеллу (1922-1927), рабочий хор Пролеткульта (1928-1932), работал хормейстером Большого тетара, руководил хоровой капеллой Московской филармонии (1932-1933).

В середине 1930-х годов Павел Григорьевич работал в хоровой самодеятельности, добиваясь в ряде случаев замечательных результатов (хор ЦПК и О имени Горького и др.), проводил методические курсы для руководителей самодеятельности, преподавал специальные хоровые дисциплины в училище имени Октябрьской революции.

Характерным качеством исполнительского облика хоров, руководимых Чесноковым, являлся легкий, красивый, полетный звук. Хоровые коллективы под его управлением отличались прекрасным ансамблем, строем, тонкостью исполнения. Широко известен теоретический труд П.Г.Чеснокова - "Хор и управление им", над которым автор трудился с 1918 по 1929 годы (издана в 1940 г.) Пособие для хоровых дирижёров обобщило исполнительский и педагогический опыт автора.

Как композитор Павел Григорьевич окончил консерваторию в 1917 году с серебряной медалью. Осенью 1920 года Чесноков вошел в состав преподавателей Московской консерватории, где работал до конца своих дней. В консерватории он вел занятия по сольфеджио и теории (1920-1924), руководил хоровым классом (1924-1926; 1932-1934), участвовал в постановках оперного класса, читал созданный им курс хороведения (1925-1928). В 1932 году, став профессором, вел класс специального дирижирования. Среди его учеников: И.Лицвенко, Г.Лузенин, Ю.Петровский, А.Покровский, С.Попов, А.Хазанов.

Перу композитора принадлежат около 360 песнопений, 18 произведений для смешанного хора a cappella , 21 произведение для женского хора с фортепиано, 20 детских песен, 21 романс.

В последние годы жизни композитор сделал 22 обработки русских народных песен для солистов, смешанного и мужского хора a cappella , создал около 20 песнопений и 4 романса. Многие хоровые сочинения еще при его жизни были широко известны и любимы исполнителями. Духовные опусы П.Г.Чеснова - две Литургии св. Иоанна Златоуста для женского хора, опус 9 и 16; Литургия преждеосвещенных даров, опус 24; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 42; Литургия св. Иоанна Златоуста, опус 50-а и Всенощное бдение, опус 50-б; и отдельные песнопения – ярчайшие образцы русской музыкальной культуры.

ЧЕСНОКОВ,ПАВЕЛ ГРИГОРЬЕВИЧ (1877–1944),русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовныхкомпозиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уездаМосковской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети всемье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разноевремя учились в московском Синодальном училище церковного пения(дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал урокикомпозиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова;гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классамкомпозиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разныхмосковских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировалкапеллой Русского хорового общества.

С 1900-х годов Чесноков получилбольшую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководилхором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церквиВасилия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давалдуховные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора идругих крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес –духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколькополных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы Ко ПресвятойБогородице , Во дни брани , Ко Господу Богу ), обработокнародных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболеевидных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке (см .РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА); для него типичны, с одной стороны, великолепноевладение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (чтоособенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение кбольшой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть допрямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично дляпользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло схором).

После революции Чесноковруководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстеромБольшого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение вМосковской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинениедуховной музыки. В 1940 опубликовал книгу Хор и управление им . УмерЧесноков в Москве 14 марта 1944

Недавнолюбители музыки в России отметили 125 лет со дня рождения Павла Чеснокова. Онписал и светскую, и церковную, музыку, но чествовали его, в первую очередь, какцерковного православного композитора и руководителя многих церковных хоров.

ПроизведенияПавла Чеснокова очень выигрышны в концертном плане. Они позволяют певцамнаилучшим образом продемонстрировать свои вокальные возможности, поэтому кдуховным песнопениям Павла Чеснокова нередко обращаются звёзды российскойоперы, например, Ирина Архипова, бывшая солистка Большого театра. Но это невсегда хорошо с точки зрения церкви, ведь для богослужения не требуетсяэффектности и яркой красочности звучания. Напротив, они мешают углублённости истрогости молитвы, и поэтому мало совместимы с богослужением. Однако в этом ипроявилась универсальность дарования Павла Чеснокова. Ему было тесно в узкихрамках и композитор милостью Божией спорил с регентом церковных хоров. И этотспор не всегда заканчивался однозначным решением вопроса.

ИмяПавла Чеснокова называют рядом с такими знаменитыми именами, как ПетрЧайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Танеев, Михаил Ипполитов-Иванов. Все онипринадлежат к так называемой Московской композиторской школе. Музыке этихкомпозиторов присущ глубокий лиризм и психологичность.

Павел Чесноков родился в 1877 году в Московскойобласти в семье потомственных регентов. В 1895 году он окончил МосковскоеCинодальное училище церковного пения, затем брал уроки у композитора итеоретика музыки Сергея Танеева, в те годы директора Московской консерватории.Сергей Танеев вошёл в историю музыки как мастер хоровой полифонии, и этомуискусству он обучил Павла Чеснокова.

ПавелЧесноков был высококлассным мастером полифонии. Русская православная духовнаямузыка в том виде, как она существует сегодня, по преимуществу, многоголосна.Многоголосие стало проникать в русскую духовную музыку в XVII веке. А до этого,на протяжении шести веков, с момента крещения Древней Руси в 988 году, бытовалоодноголосное церковное пение, пришедшее на Русь, как и само христианство, черезВизантию. Стихия одноголосия была по-своему богата и выразительна. Такое пениеназывалось знаменным пением от древнеславянского слова «знамя», чтоозначает «знак». Ещё «знамена» назывались«крюками». С помощью «знамен» или «крюков» наРуси записывались звуки, и знаки эти действительно напоминали внешне разные поформе крюки. Такая запись звуков не имела ничего общего с нотной не только повнешнему виду, но даже и по принципу записи. Это была целая культура,существовавшая более 500 лет и затем, в силу исторических причин, словноушедшая в песок. Среди современных музыкантов находятся энтузиасты,разыскивающие в архивах древние рукописи и расшифровывающие их. Знаменное пениепонемногу возвращается в церковный обиход, но пока воспринимается больше какраритет, экзотика.

Кчести Павла Чеснокова следует сказать, что он тоже отдал дань знаменному пению,и в этом проявилась его чуткость музыканта, ощущавшего перспективу музыкальногоисторического развития. Он делал гармонизации знаменных распевов, пытаясьсоединить прошлое с настоящим. Но всё же он по своей музыкально-художественнойсути принадлежал нашей эпохе и практиковал многоголосие.

В1917 году Павел Чесноков окончил Московскую консерваторию, он был ученикомкомпозитора Михаила Ипполитова-Иванова. Павел Чесноков много работал: вёл классхорового дирижирования в Московском Синодальном училище церковного пения,преподавал хоровое пение в начальных и средних школах и, кроме того, руководилхором Русского хорового общества и был регентом в нескольких церковных хорах.Регентство было для него главным в жизни. Мог ли он помыслить в то время, когдаРоссия была еще православным государством, что грядущая революция перевернётвсе устои жизни, и его благородное дело станет неугодным в собственнойстране?.. Но так случилось в годы советской власти, с которой у Павла Чесноковасложились довольно напряжённые отношения, хотя представители официальногогосударственного атеизма в Советском Союзе не могли не видеть его большоготаланта композитора и хормейстера. Музыкальная энциклопедия, выпущенная всоветское время, писала о Павле Чеснокове так: «Он был одним из крупнейшихмастеров русской советской хоровой культуры. Обладая большим педагогическимопытом, Чесноков как руководитель хоров добился совершенной техники исполнения,безупречного строя и ансамбля, точной передачи замысла композитора».

ПавелЧесноков и при новой власти трудился очень активно, хотя регентской работы вцерковных хорах, самой его любимой, было уже не так много, как раньше. Помиморуководства целым рядом хоров, композитор преподавал в Московском Синодальномучилище церковного пения, которое было преобразовано новой властью в светскоеучреждение и получило название Хоровой капеллы. Руководил Павел Чесноков иМосковской Академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра,преподавал в Московской консерватории и училище при ней. И, конечно, писалмузыку.

Помнению специалистов, Павел Чесноков был гениальным хоровым дирижёром. Оннаписал книгу «Хор и управление им». Сейчас она считается настольнойкнигой крупных хоровых дирижёров. В 30-40-е годы Павел Чесноков, после того,как долго не мог её издать, обратился за помощью к Сергею Рахманинову,находившемуся тогда в эмиграции в США. Наконец, книга Павла Чеснокова была вСоветском Союзе издана, но с неодобрительным предисловием. Постоянноерегентство так ему и не простили…

ПавелЧесноков скончался в 1944 году в Москве. Это было время второй мировой войны.Московская консерватория, где он преподавал, была эвакуирована, но композиторот эвакуации отказался. Он не хотел расставаться с церковью, с регентством,которое было возможно в то время далеко не везде. Церковное служение ПавелЧесноков почитал выше собственной жизни.

Современныемузыканты отмечают интересный музыкальный язык Павла Чеснокова, написавшегосвыше 500 хоровых произведений. Вот что сказал руководитель церковного хораМосковского храма Покрова Пресвятой Богородицы Валентин Масловский: «Этобыла незаурядная личность. Он был последним регентом Храма Христа Спасителя,бывшего Московского кафедрального Собора, взорванного в сталинское время. Когдахрам был разрушен, Павел Чесноков был настолько потрясён этим, что пересталписать музыку. Он дал своеобразный обет молчания. Как композитор он умер вместес Храмом Христа Спасителя. Великолепнейший музыкант, Павел Чесноков очень тонкочувствовал каждое слово, каждый стих, каждую молитву. И всё это отражал вмузыке».

«Чесноковзвучит в храмах много, и это не случайно, - говорит Марина Насонова, регентхрама святых бессеребренников Косьмы и Дамиана в Москве, кандидатискусствоведения. - Это уникальная фигура среди композиторов церковной музыки,потому что он сочетал очень хорошее академическое композиторское образование свысочайшей композиторской техникой. В то же время, происходя из семьипотомственных регентов, он с детства был в храме, служил певчим и очень хорошознал прикладную церковную традицию. Он тонко чувствовал богослужение. Музыкаего чрезвычайно глубока по своей духовности».

Всенощная и литургия

Всенощное бдение - вечерняя служба, котораяначинается вечером. Чин, содержание этой службы сложился в первые века принятияхристианства. В чем же смысл всенощной? Спасение человечества в ветхозаветномвремени (до рождения Иисуса Христа) через веру в грядущего Мессию - спасителя.Всенощная открывается колокольным звоном - благовестом и объединяет в себевеликую вечерню с литией и благословением хлебов, утреню и первый час. Векамискладывался нравственно-назидательный характер чтений и песнопений. Во времяслужбы обязательно прославляется Святая Троица. В основных хоровых частяхзаключены важные событийные моменты, в них развивается сюжетная канваповествования, и одновременно они являются эмоциональными, психологическими идуховными кульминациями.
Один из первых больших номеров - «Благослови, душе моя, господа» на текст 103псалма. Это рассказ о создании Богом мира, прославление Творца всего земного инебесного. Это торжественная, радостная песня о гармонии мироздания, всегосуществующего. Но человек ослушался запрета Бога и за свой грех был изгнан израя.

После чтения Евангелия и хора«Воскресение Христово видевше» читается канон в честь какого-либо святого ипраздника данного богослужения. Перед песнью 9 канона дьякон призываетвозвеличить пением Богородицу, и хор поет песнь «Величит душа Моя Господа». Этопеснь от лица Богородицы, собственное славословие Марии, сказанное при встречес праведной Елисаветой. Дева Мария обращается к ней со словами, раскрывающимивосторг и радость Ее души. «И сказала Мария: величит душа Моя Господа; ивозрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабыСвоей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил мне величиеСильный и свято имя Его» (Евангелие от Луки, глава 1, ст. 46-49).
Сравним кратко разные варианты - обиходные и концертные - четырех основныххоров всенощной.
В обычном распеве «Благослови, душе моя, Господа», несмотря на скупостьвыразительных средств в мелодии и гармонии, создается образ возвышенный,чистый, выражающий восторг души. Во «Всенощной» Рахманинова «Благослови, душеМоя, Господа» написан для хора и солиста-альта. За основу темы композитор взялстаринный греческий распев и в сложной хоровой обработке сохранил черты древнихпеснопений. Образ, созданный Рахманиновым, суровый, аскетичный, строгий и приэтом «выписан» в музыке более детально, с тонкой нюансировкой динамики и темпа.
«Свете тихий» - как правило, развернутые, большие хоры. Хор киевского распевапроникновенно-лирический, возвышенно-умиротворенный. Музыка передает сутьпроисходящего - погруженность в восприятие, созерцание тихого, благодатногосвета. Мелодия верхнего голоса как бы плавно покачивается и парит на фонедругих голосов, образующих едва заметную, мягкую смену гармонических красок.

Павел Григорьевич Чесноков (12 (24) октября 1877, Звенигородский уезд, Московской губернии - 14 марта 1944, Москва) - русский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций.

Биография

Родился близ города Воскресенска (ныне Истра) в семье сельского регента. Отец - Григорий Петрович, мать - Марфа Федоровна Чесноковы. С пяти лет начал петь в хоре отца. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое - Михаил, Павел и Александр).

В 1895 году Чесноков с отличием окончил Синодальное училище. Впоследствии брал уроки композиции у С. И. Танеева, Г. Э. Конюса и М. М. Ипполитова-Иванова. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах: в 1895-1904 годах преподавал в Синодальном училище, а в 1901-1904 годах был помощником регента Синодального хора. В 1916-1917 годах дирижировал капеллой Русского хорового общества (на Кузнецком Мосту в доме Торлецкого - Захарьина).

В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год - хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров.

После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра. С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма. Похоронен на Ваганьковском кладбище. С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

Музыкальные произведения

Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес- духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков - один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все - до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Духовные сочинения Чеснокова стали исполняться (после долгих лет замалчивания) лишь в последнее время.

Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева. Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова, «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) - более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова - переложение тех же произведений для смешанного состава.

, Московской губернии - 14 марта , Москва) - русский композитор , хоровой дирижер , автор широко исполняемых духовных композиций.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1917 году Чесноков получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования.

    С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 год - хором церкви Василия Кесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. После революции Павел Григорьевич руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра . С 1920 года до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории . После 1928 года вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 году опубликовал монументальный труд по хороведению «Хор и управление им».

    Скончался Чесноков в Москве 14 марта 1944 года от инфаркта миокарда. По распространенной версии он упал, стоя в очереди за хлебом, а причиной инфаркта стало общее истощение организма [ ] . Похоронен на Ваганьковском кладбище . С начала 2000-х годов делались попытки получить официальное разрешение на установку памятника на могиле композитора, но ни одна из них успехом не увенчалась.

    Музыкальные произведения

    Всего композитором создано около пятисот хоровых пьес: духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы «Ко Пресвятей Владычице», «Во дни брани», «Ко Господу Богу»), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков - один из наиболее видных представителей так называемого «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой - тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором). Его хоры отличаются широтой диапазона, использованием низких басов (октавистов), применением комплементарного ритма и доступны, как правило, высококвалифицированным коллективам.

    Основным направлением творчества Чеснокова была духовная музыка, он написал свыше 400 духовных хоров (почти все - до 1917 года) разных жанров («Литургия», «Всенощная», концерты с соло сопрано, альта, тенора, баса, баса-октавы; переложения древнерусских распевов, переложения для мужского хора и др.). Эти сочинения были очень популярны (хотя автор не избежал упреков в «романсовости»). Многие духовные сочинения Чеснокова стали исполняться лишь в постсоветское время.

    Содержанием светских произведений Чеснокова обычно является созерцательное восприятие природы, именно таковы «Теплится зорька», «Август», «Ночь», «Зимой», «Альпы». Даже в «Дубинушке» музыка Чеснокова смягчает социально заостренный текст Л. Н. Трефолева . Композитор сделал ряд сложных концертных обработок русских народных песен («Эй, ухнем», «Во поле березонька стояла», «Ах ты, береза»), нередко вводя в них солистов («Ах вы, сени», «Канава», «Ходила младешенька», «Лучинушка и дубинушка»). Некоторые его авторские хоры написаны в народном духе, таковы «Лес» на слова А. В. Кольцова , «За рекою за быстрой» и «Не цветочек в поле вянет» на слова А. Н. Островского ; в «Дубинушке» используется в виде фона подлинная народная песня.

    В общей сложности Чесноков написал свыше 60 светских смешанных хоров a cappella, а также (в связи с педагогической работой в женских пансионах) - более 20 женских хоров с развернутым сопровождением фортепиано («Зеленый шум», «Листья», «Несжатая полоса», «Крестьянская пирушка»). Несколько мужских хоров Чеснокова - переложение тех же произведений для смешанного состава.

    Pусский композитор, хоровой дирижер, автор широко исполняемых духовных композиций. Родился близ г.Воскресенска (ныне г.Истра) Звенигородского уезда Московской губернии 12 (24) октября 1877 в семье сельского регента. Все дети в семье проявляли музыкальную одаренность, и пятеро братьев Чесноковых в разное время учились в московском Синодальном училище церковного пения (дипломированными регентами стали трое – Михаил, Павел и Александр). В 1895 Чесноков с отличием окончил Синодальное училище; впоследствии брал уроки композиции у С.И.Танеева, Г.Э.Конюса (1862–1933) и М.М.Ипполитова-Иванова; гораздо позже (в 1917) получил диплом Московской консерватории по классам композиции и дирижирования. По окончании Синодального училища работал в разных московских училищах и школах; в 1895–1904 преподавал в Синодальном училище, в 1901–1904 был помощником регента Синодального хора, в 1916–1917 дирижировал капеллой Русского хорового общества.

    С 1900-х годов Чесноков получил большую известность как регент и автор духовной музыки. Долгое время руководил хором церкви Троицы на Грязях (на Покровке), с 1917 по 1928 – хором церкви Василия Неокесарийского на Тверской; работал также с другими хорами, давал духовные концерты. Его произведения входили в репертуар Синодального хора и других крупных хоров. Всего Чесноковым создано около пятисот хоровых пьес – духовных сочинений и переложений традиционных распевов (среди них по несколько полных циклов литургии и всенощного бдения, панихида, циклы "Ко Пресвятой Богородице", "Во дни брани", "Ко Господу Богу"), обработок народных песен, хоров на стихи русских поэтов. Чесноков – один из наиболее видных представителей т.н. «нового направления» в русской духовной музыке; для него типичны, с одной стороны, великолепное владение хоровым письмом, отличное знание разных видов традиционного пения (что особенно проявляется в его переложениях распевов), а с другой – тяготение к большой эмоциональной открытости в выражении религиозного чувства, вплоть до прямого сближения с песенной или романсовой лирикой (особенно типично для пользующихся и ныне большой популярностью духовных сочинений для голоса соло с хором).

    После революции Чесноков руководил Государственной академической хоровой капеллой, был хормейстером Большого театра; с 1920 до конца жизни преподавал дирижирование и хороведение в Московской консерватории. После 1928 вынужден был оставить регентство и сочинение духовной музыки. В 1940 опубликовал книгу "Хор и управление им". Умер Чесноков в Москве 14 марта 1944.

    Чесноков, Александр Григорьевич (1890–1941), младший брат Павла Григорьевича, также известный регент и композитор. Окончил с отличием Синодальное училище, а затем Петербургскую консерваторию по классу композиции Н.А.Римского-Корсакова. Был педагогом и регентом Придворной певческой капеллы, профессором Петербургской консерватории. Эмигрировал в 1923 сначала в Прагу, где руководил Общестуденческим русским хором им. А.А.Архангельского, затем переехал в Париж. Автор ряда духовно-хоровых произведений в стиле «нового направления», оригинальной оратории для хора, солистов и оркестра "Реквием – Таинство смерти" (впервые исполнено в Москве во второй половине 1990-х годов) и ряда светских произведений.

    Энциклопедия Кругосвет