Здоровье

Что ленский вызвал на дуэль онегина. Дуэль Ленского с Онегиным (Анализ эпизода из шестой главы романа А.С

В первых же строках романа главный герой, Евге-ний Онегин, характеризуется как человек корыст-ный, заботящийся только о своем комфорте и благо-получии, ведь ему в тягость ухаживать за умирающим дядей, притворяться внимательным и заботливым:

Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Какое низкое коварство Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство, Вздыхать и думать про себя: Когда же черт возьмет тебя!

Приехав в деревню и похоронив родственника, Онегин через некоторое время знакомится с Ленским, местным молодым помещиком, недавно вернувшим-ся из Германии. Они проводят вместе много времени: совершают прогулки верхом, спорят на различные темы,— став «от делать нечего» друзьями, как пишет автор. А друзья ли?

Евгений, всячески избегавший общения с местны-ми помещиками, сблизился с Ленским. Причина сближения — одинаковый возраст героев, то, что им обоим «господ соседственных селений... не нравились пиры», возможно, даже и то, что в остальном они были совершенно разными людьми. Евгений давно разочаровался в светской дружбе, не любит, а лишь играет чувствами, устал от светской жизни, не нашел себе любимого дела. А Ленский восторженно воспри-нимает жизнь, искренне (с детства) любит Ольгу, ве-рит в настоящую дружбу, сочиняет стихи. Автор пишет:

Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

Эта непохожесть сблизила героев, но она же и при-вела к гибели Владимира Ленского. Обычное недора-зумение, а также чрезмерное себялюбие Онегина, ко-торый, поверив Ленскому, сказавшему, что на именинах Татьяны будут лишь близкие люди, по приезде обнаружил весь «деревенский свет» и решил отом-стить Ленскому. А мстит он сообразно своему харак-теру: начинает оказывать знаки внимания Ольге, ко-торая благосклонно, не замечая, как уязвлен ее же-них, принимает ухаживания Евгения.

Не умеющий скрывать свои чувства, Ленский вы-зывает «друга» на дуэль. Владимир не понимает пере-мены в Онегине, да и не пытается проанализировать его поведение и причины поступка. Он не столько от-стаивает свою честь, сколько спасает Ольгу от Евге-ния. «Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал...» ». Ему и в голову не приходит, что это очередная игра Онегина, способ мщения за испы-танное раздражение при виде многочисленных гос-тей. Ведь Ленский — романтик, для него мир делится на черное и белое, и он воспринимает ухаживания Онегина за его невестой за чистую монету.

Онегин понимает, что был неправ, даже испытыва-ет угрызения совести: « И поделом: в разборе строгом, На тайный суд себя призвав, Он обвинял себя во мно-гом...». Но правила светского общества беспощадны, и Онегин, опасаясь быть обвиненным в трусости, при-нимает вызов: «Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист... Конечно, быть должно презре-нье Ценой его забавных слов, Но шепот, хохотня глупцов...».

Поведение героев перед дуэлью еще раз убеждает читателя в их «разности»: Ленский переживает, «Шиллера открыл», но не может не думать об Ольге и пишет любовные стихи. Онегин же «спал в это время мертвым сном» и едва не проспал.

По правилам того времени Онегин мог предотвра-тить дуэль, извинившись перед Ленским, объяснив причины своего поведения; или выстрелить в воздух.

Но он об этом и не мыслит. Я считаю, что, возможно, он счел бы это даже унизительным для себя.

Смерть Ленского стала трагической случайностью еще и потому, что Евгений выстрелил несколькими мгновениями раньше:

И Ленский, жмуря левый глаз, Стал также целить — но как раз Онегин выстрелил... Евгений поражен смертью приятеля: Убит!.. Сим страшным восклицаньем Сражен, Онегин с содроганьем Отходит и людей зовет. Угрызения совести заставляют героя покинуть де-ревню, отправиться путешествовать.

Считая себя другом Ленского, Онегин не выдержал испытания дружбой, снова поставив превыше всего лишь собственные чувства и интересы.

Сцена дуэли Онегина с Ленским - центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду. Затем следует сцена именин Татьяны и дуэли Онегина с Ленским, смерть которого круто меняет судьбы всех основных героев. Это сюжетный центр романа, после которого опорные эпизоды первой части повторяются как бы в зеркальном отражении. Теперь Татьяна совершает переезд, но из деревни в Москву, затем в Петербурге она вновь встречается с Онегиным, будучи уже замужней дамой, и тогда Онегин влюбляется в нее, пишет письмо, после чего следует сцена объяснения, в которой, в свою очередь, отповедь герою дает уже Татьяна. «Но я другому отдана; / Я буду век ему верна», - так завершается эта последняя встреча героев, а с ней и весь роман.

Сцена дуэли подготовлена всей логикой развития сюжета и характеров героев. Они разные - «волна и камень», «лед и пламень», но в то же время в чем-то схожи. Оба они романтики, но разных типов. Онегин - эгоист и скептик, скучающий и разочарованный в жизни. Ленский наивен и пылок, он не знает настоящей жизни - и не хочет видеть реальность. Поддавшись на уговоры Ленского, Онегин попадает на именины Татьяны, где собрались его докучливые соседи, и решил отомстить за это молодому другу, пригласив на танец его невесту Ольгу. А тот, не разобравшись ни в чем, вызывает Онегина на дуэль. Реальной причины для дуэли нет, но романтик Ленский придумывает «коварного обольстителя», даже уверившись в неизменности чувств к нему самой Ольги. А романтик Онегин равнодушно принимает вызов, хотя слегка корит себя за то, что вынужден соответствовать требованиям «общественного мненья», несмотря на то, что презирает его. Гордость не позволяет ему нарушить законы чести и прослыть трусом. Ведь секундант Ленского Зарецкий быстро разнесет скандальную сплетню о заносчивом соседе. Бретеру Зарецкому так хочется благодаря этой пикантной истории внести в скучную деревенскую жизнь какое-то разнообразие, что он, «в дуэлях классик и педант», не обращает никакого внимание на явное нарушение дуэльных правил: опоздание Онегина, отсутствие у него настоящего секунданта (вместо него присутствует лакей). Зарецкий даже не предлагает бывшим друзьям примириться, как положено по дуэльному кодексу. Онегин стреляет первым и убивает юного поэта. Дуэль закончена, а цена этой нелепой во всех отношениях истории - человеческая жизнь. Размышляя о том, что могло бы ждать Ленского, останься он жив, автор описывает два пути: возможно, он стал бы великим человеком, а может быть, превратился в обыкновенного обывателя. Смерть Ленского позволила автору оставить обе эти возможности развития данного типа личности. Для Онегина дуэль, приведшая к убийству его молодого друга, - поворотный момент в жизни. Недаром автор в лирическом отступлении, после описания дуэли, рассуждает о том, какие чувства может испытать человек в подобной ситуации. Действительно, Онегин «сражен», он «с содроганьем» слышит слово: «Убит!». Теперь нет ему покоя, он бежит из мест, «где окровавленная тень / Ему являлась каждый день». Во время странствий Онегин многое передумал, он изменился и открыл в себе способность к любви, казалось, навсегда утраченную. Но цена, заплаченная за это, безмерно велика. В романе нет окончательного решения судьбы Онегина, обрести счастье в любви ему не дано. И, возможно, причина тому кроется не толь–ко в характере Онегина - «лишнего человека», - но и в самой этой страшной истории дуэли. Ведь искупить грех убийства можно только раскаяньем и страданием.

Сочинение «Дуэль Онегина и Ленского» (Анализ эпизода)

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» - «самое задушевное
», по выражению В. Г. Белинского, произведение поэта, в котором
он с наибольшей полнотой выразил свои мысли и чувства.
Трудно решить, какие страницы можно назвать любимыми, настолько
великолепны все строфы романа. Поначалу мне было непонятно,
почему главные герои - Онегин и Ленский - дерутся на дуэли, ведь
они приятели, пусть и «от делать нечего», как иронично говорит
Пушкин, и причина их ссоры - просто недоразумение. Перечитав
произведение и ознакомившись с комментариями Ю. М. Лотмана,
я разрешил для себя загадку страниц, посвященных дуэли главных
героев, и хотел бы рассказать о них.
Оказывается, причиной поединка мог стать для дворян в XIX веке
сущий пустяк, а ведь Ленскому показалось в его юной, наивной ревности,
что лучший друг взялся ухаживать за его невестой, а Ольга,
вдруг превратившись в кокетку, отвечает Онегину взаимностью, чуть ли
не изменяет. Читатель видит, что ревность Ленского не имеет серьезных
оснований: раздраженный скучным ему обществом поместных
дворян на балу у Лариных, Онегин хотел «взбесить» друга,
уговорившего его приехать, но совершенно не собирался ни ухаживать
за Ольгой, ни затевать серьезную ссору.
Однако Ленский, считая себя оскорбленным, обращается к За-
рецкому с просьбой быть его секундантом. Зарецкий не без удовольствия
вручает Онегину вызов на дуэль, и тот без лишних слов
объявляет, что он «всегда готов». Почему Онегин мгновенно соглашается?
Тот же вопрос задает автор, описывая состояние Онегина перед дуэлью.
Главный герой досадует на свою неуместную шутку с Ленским,
жалеет, что не объяснился с другом. Но мысль об отказе от
поединка представляется ему невозможной. Современному читателю
понятно эмоциональное лирическое отступление автора о нелепости,
даже преступности дуэлей по ничтожным поводам, но непонятно,
почему же Онегин и Ленский, осознав ошибку, становятся к барьеру.
Читателю же пушкинского времени как раз ясны были мотивы поступков
героев, а странными могли показаться рассуждения автора.
Недаром Пушкин так подробно описывает Зарецкого, проведшего
бурную молодость за карточными или трактирными столами, а нынче
ради собственного удовольствия устраивающего чужие поединки.
Откажись Онегин драться, Зарецкий мигом бы ославил его как труса.
Честь Онегина была бы навсегда запятнана, а для дворянина считалось
возможным потерять все, но не честь. Пушкин, как передовой
человек своего времени, гуманист, один из первых в русской литературе
заговорил о бесчеловечности дуэлей. Получалось, что, убей
Онегин друга без всякого серьезного повода, честь его не пострадает,
а откажись от убийства - прослывет трусом.
Онегин изображен типичным человеком своего времени, неспособным
перешагнуть через условности дворянской этики. Пушкин
дает читателю понять, что главный герой всеми силами пытается
сорвать дуэль, но тем страшнее результат. Онегин неприлично опаздывает,
берет в секунданты слугу, дерзит Зарецкому по поводу его
честности, но роковой механизм запущен, и все мелкие ухищрения
бессильны остановить его.
По сигналу вчерашние приятели сближаются, и Онегин стреляет
первым: ...Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Пушкин находит самые выразительные, потрясающие читателя
слова, чтобы показать всю трагичность гибели юного поэта. Всей
сценой дуэли Пушкин словно обращается к современникам с призывом
опомниться, отказаться от «ложного стыда», когда речь идет
о человеческой жизни, не затевать ссор по пустякам, если они могут
обернуться смертным поединком.
Пушкин пишет, что Онегин «сражен» восклицанием Зарецкого
«Убит!» Спрашивается, а чего же он ожидал, когда целился в Ленского?
Напрашивается ответ, что Онегин попал в друга случайно,
собираясь выстрелить мимо. Но тем страшнее неожиданный результат
выстрела.
Пушкин пытается угадать, каким мог бы быть жизненный путь
Ленского. Ему видятся два варианта: Ленский становится великим
поэтом или же превращается в заурядного помещика. Наверное,
Пушкин намеренно рисует две таких противоположных судьбы:
неважно, кем стал бы Ленский, важно, что жизнь человеческая не
была бы так нелепо оборвана.
В заключение хочется обратиться к биографии самого А. С. Пушкина.
Уже Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта», написанном
сразу после смерти своего великого современника, отметил то странное,
пророческое сходство, которое есть в изображении гибели Ленского
и реальной дуэли Пушкина и Дантеса. Правда, повод для дуэли был
нешуточный: была задета честь жены поэта. Но убийству нет
оправдания, и человека не вернуть. И мы можем, как Пушкин о Ленском,
только гадать, какие еще шедевры мог бы создать наш великий
поэт, если бы не трагическая смерть.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" одной из самых печальных сцен является дуэль между Ленским и Онегиным. Но для чего автор решил свести их в поединке? Что двигало молодыми людьми? Можно ли было избежать этой ситуации? Ниже будет представлен анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина.

Прежде чем перейти к обсуждению, составим дуэли Онегина и Ленского. Это нужно для того, чтобы обзор сцены шел последовательно, а читатель смог понять, для чего был введен в роман данный эпизод.

Причины поединка

Почему же Ленский вызвал своего друга на дуэль? Читатели помнят, что Владимир был человек мягкого, романтичного склада, в отличие от Евгения - уставшего от света, всегда скучающего, циничного человека. Причина дуэли банальна - ревность. Но кто и почему ревновал?

Ленский привез Онегина на Лариной. Если у Владимира был свой интерес (он приходился женихом сестре именинницы, Ольге), то Евгений скучал. К этому еще добавляется внимание влюбленной в него Татьяны. Все это вызывает лишь раздражение у молодого человека, и причиной своего плохого настроения он выбрал Ленского.

Онегин решает отомстить другу за испорченный вечер и начинает ухаживать за его невестой. Ольга была ветреной девушкой, поэтому с радостью прининяла ухаживания Евгения. Ленский не понимает, что происходит, и, решив положить этому конец, приглашает ее на танец. Но Ольга игнорирует его приглашение и продолжает вальсировать с Онегиным. Униженный Ленский уходит с праздника и вызывает единственного друга на дуэль.

Краткое описание дуэли между Онегиным и Ленским

Евгений получает вызов через Зарецкого, знакомого Ленского. Онегин понимает, что был виноват, что подобная глупость не стоит того, чтобы из-за нее стрелялись лучшие друзья. Он раскаивается и осознает, что встречи можно было избежать, но гордые молодые люди не отказываются от роковой встречи...

При анализе эпизода дуэли Ленского и Онегина нужно отметить попытки Евгения спровоцировать отказ Владимира от дуэли: он опаздывает на час, назначает слугу своим секундантом. Но Ленский предпочитает этого не замечать и дожидается друга.

Зарецкий отсчитывает положенное количество шагов, молодые люди готовятся стреляться. Пока Ленский прицеливается, Онегин стреляет первым. Владимир умирает мгновенно, Евгений, потрясенный этим, уезжает. Зарецкий, забрав тело Ленского, отправляется к Лариным.

Мог ли быть другой исход поединка?

Анализируя эпизод дуэли Ленского и Онегина, следует отметить то, какую роль в этой истории сыграл Зарецкий. Если внимательно читать роман, то можно найти строки, которые намекают на то, что именно он склонил Ленского к тому, чтобы вызвать Онегина стреляться.

Также в силах Зарецкого было предотвратить поединок. Ведь Евгений осознал свою вину и уже не желал участвовать в этом фарсе. И секундант Левина должен был по правилам попытаться примирить соперников, однако этого не было сделано. Зарецкий мог отменить дуэль уже потому, что Онегин опоздал на нее, а его секундантом был слуга, хотя по правилам дуэли секундантами могли быть только равные по социальному положению люди. Зарецкий был единственным распорядителем дуэли, но он ничего не сделал, чтобы предотвратить роковой поединок.

Итог дуэли

Что же стало с Онегиным после дуэли? Ничего, он просто уехал из деревни. В те времена дуэли были запрещены, поэтому очевидно, что причину гибели Ленского преподнесли полиции совершенно иначе. Владимиру Ленскому был поставлен простой памятник, его невеста Ольга вскоре забыла о нем и вышла замуж за другого.

Как раскрывается главный герой в этой сцене

Когда школьники пишут сочинение по анализу эпизода дуэли Онегина и Ленского, то большое внимание уделяют тому, с какой стороны раскрывается Евгений. Кажется, что он не зависит от мнения общества и устал от круга аристократов, с которыми кутит и веселится. Но не потому ли он не отказывается от дуэли, что на самом деле боится того, что скажет про него общество? Вдруг его сочтут трусом, не отстоявшим свою честь?

Анализ эпизода дуэли Ленского и Онегина представляет перед глазами читателя несколько другой образ: Евгений - слабовольный человек, который руководствуется не собственными суждениями, а мнением света. В угоду своему эгоизму он решил отомстить Владимиру, не думая о том, что ранит его чувства. Да, он пытался избежать поединка, но все же не принес извинения и ничего не объяснил другу.

В завершении анализа эпизода дуэли Ленского и Онегина следует написать о том, какое значение для романа имеет сцена. Именно в этом поединке и раскрывается настоящий характер Евгения. Здесь проявляется его духовная слабость, двойственность натуры. Зарецкого можно сравнить со светским обществом, осуждения которого так боится герой.

Смерть Ленского говорит о том, что люди тонкой душевной организации не могут выжить в лживом Они слишком возвышенные, чувствительные и искренние. Стоит отметить, что Евгений Онегин - это собирательный персонаж, который вобрал в себя типичные черты светского общества.

Но как известно читателям, автор не пожалел Онегина, и в литературе он считается циничным героем с черствым сердцем. Он отверг любовь Татьяны, погубил друга, играл человеческими чувствами. А когда раскаялся и осознал, что поступал неправильно, было уже поздно. Онегин так и не нашел своего счастья, его удел - одиночество среди людей, которые ему неинтересны...

Это был краткий анализ эпизода дуэли Онегина и Ленского, в котором раскрывается суть этой сцены в произведении.

Пушкинские времена - времена дуэлей, когда любое оскорбление принято было смывать кровью.

Сам страстный дуэлянт, Александр Сергеевич не мог не включить эпизод дуэли в свой знаменитый роман «Евгений Онегин», поэтому мы разберем сейчас вкратце дуэль Онегина и Ленского. Дуэль заканчивается смертью одного из героев, милого и романтичного поэта Владимира Ленского, хотя изначально ничто не предвещало такого печального исхода. Итак, о том, почему Ленский вызвал на дуэль Онегина.

Почему произошла дуэль

Онегин и Ленский вместе приехали на именины Татьяны Лариной , где Евгению стало скучно и он захотел разозлить друга, которого посчитал виноватым в своем состоянии. Он начал усиленно приглашать на танцы невесту Владимира, легкомысленную и кокетливую Ольгу Ларину, шептать ей на ушко всякие любезности и полностью завладел ее вниманием. Влюбленный в Ольгу поэт ревновал и не понимал, что происходит, ведь у них дело шло к свадьбе. Страдала и влюбленная в Онегина Татьяна Ларина.

Скуку Онегин развеял, но зато получил вызов на дуэль от оскорбленного Ленского. Записку с вызовом принес Зарецкий, хорошо разбирающийся во всех дуэльных тонкостях, и Онегину ничего не оставалось, как сказать, что он готов. Хотя Евгений раскаялся в своем поведении и был бы рад избежать дуэли, но Владимир решительно хотел стреляться. Даже несмотря на то, что на следующий после именин день приехал к своей любимой Ольге и убедился, что она его любит по-прежнему. Вот что стало причиной дуэли Онегина и Ленского.

Надежда на благополучный исход поединка все же оставалась: можно было выстрелить в воздух или же в ногу. Но Онегин по непонятным причинам выстрелил восемнадцатилетнему Владимиру прямо в грудь и потом в оцепенении смотрел на умирающего приятеля. Старая мельница была немым свидетелем смертельного противостояния.

Чтобы забыть об этом трагическом происшествии и оказаться как можно дальше от злополучного места, Евгений Онегин после дуэли надолго уехал в Европу. Прочитайте также