Непознанное

Что можно нарисовать на гравюре для начинающих. Цветная гравюра для детского творчества своими руками

Цели и задачи:

а) образовательные : изучить:

Термин “Графика”;
- различные виды графики,
- технологию выполнения “Гравюры на картоне”;

научить:

Основным этапам выполнения гравюры на картоне;
- применять подручные средства для выполнения отпечатков (копировальная бумага, утюг)

б) развивающие:

развитие:

Графических и композиционных навыков;
- воображения и творческой фантазии;
- эмоционально- ценностного отношения к жизни;
- внимания, наблюдательности.

в) воспитывающие:

воспитывать:

Трудолюбие, аккуратность и усидчивость;
- чувство взаимопомощи, товарищества;
- уважение к труду.

Оборудование:

Для учителя:

Образцы работ с различными видами графики (Рисунок 1- 7);
- Методические таблицы по выполнению гравюры на картоне:
“Отпечатки материалов разной фактуры” (Приложение 3 ),
“Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж”. “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”. (Приложение 1 , Приложение 2 )
- Образцы детских работ, выполненные в данной технике. (Рисунок 11-17)
- Различные материалы (картон, ткань, кружево, кожа и т. д.), ножницы, клей, копировальная бумага, утюг, листы белой бумаги.

Для обучающихся:

Альбом, простой карандаш, ластик, кусочки различных материалов (картон, ткань, кружево, кожа и т.д.), ножницы, клей, копировальная бумага, 2-3 альбомных листа.

Урок № 1

1. Беседа о видах графики, гравюре на картоне.
2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.
3. Практическая работа “Выполнение эскиза пейзажа или натюрморта” (на выбор).

Ход урока

1. Беседа : “ Виды графики. Гравюра на картоне”.

Справочный материал для учителя:

Слово графика происходит от греческого “графо” - “пишу, рисую”. Это - вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости. Графика - это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – и карандаш, и уголь или другой красящий материал.

Графика делится на два вида :

- единичный рисунок на бумаге - рисунки, сделанные акварелью, гуашью, карандашом, углем, сангиной (палочки красного и коричневого цвета). Воспроизводятся один раз.
- печатная графика - позволяет воспроизводить рисунок в большом количестве экземпляров.

Печатная графика бывает разных видов:

1. Книжная графика – оформление книг и журналов;

2. Прикладная графика – оформление открыток, марок, грамот;

3. Гравюра - вид графики, который можно повторять, делая оттиски. Каждая страница книг, которые мы читаем, тоже отпечатана, но гравюрой мы называем только рисунок. По-французски “гравер” означает “вырезать”. Гравюру на дереве называют ксилографией , на камне - литографией , на линолеуме - линогравюрой , на металле - офортом , на картоне – гравюра на картоне.

4. Монотипия,

5. Сухая игла.

6. Граттография

Ксилография. Как создают гравюру на дереве? Задуманный рисунок художник наносит на доску твердого дерева - самшита или пальмы. Все места, которые по рисунку должны быть белыми, художник-гравер в доске углубляет, вынимая дерево специальными резцами - штихелями. На оттиске-гравюре черными будут те места, которые не тронул резец художника. Когда весь рисунок вырезан, на доску валиком наносится типографская краска, затем накладывается лист бумаги и прижимается к доске прессом. Так рождается гравюра. Черным и белым цветом гравюра может передать и яркий солнечный день, и туманный, пасмурный, с тяжелыми тучами, и весеннюю прозрачность неба. Бывают гравюры и цветные, когда на бумагу наносится по очереди несколько слоев разной краски.

Литография - гравюра на камне (от греческого “литос” - “камень”). Гравирование делается на особом известковом камне. Перед работой камень шлифуют, и мастер наносит на него рисунок жирным литографским карандашом или тушью. Затем камень обрабатываются специальными составами, и рисунок на камне как бы “закрепляется”. Когда рисунок готов, на камень кладут бумагу и под прессом делают оттиск - эстамп. В отличие от деревянной гравюры и линогравюры, в литографии поверхность камня не углубляется, а остается ровной.

Линогравюра - гравюра на линолеуме, по которому художник режет как по дереву. <Рисунок 1 >

Офорт - гравюра на металле. Медная или цинковая пластина полируется и покрывается лаком. Затем художник рисует на пластинке острой стальной иглой. Игла идет по лаку очень легко, на нее не надо нажимать с силой, как при работе резцом по дереву или линолеуму. Когда рисунок готов, пластинку травят азотной кислотой. Кислота выедает углубления в процарапанных местах, потому что их уже не защищает лак. В эти углубления втирается краска, на пластинку накладывается влажная бумага, и под прессом получается оттиск. <Рисунок 2 >

В гравюре на дереве и линолеуме углубленные места остаются на оттиске белыми. В офорте наоборот: углубленные места на оттиске - черные, все остальное белое. Такую технику изобрели в XVII веке. А самым замечательным мастером офорта был великий голландский художник Рембрандт.

Монотипия – графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Бывает цветная и одноцветная.

Цветная монотипия – художник пишет масляными красками на гладкой поверхности стекла, затем сверху кладут увлажненную бумагу и прокатывают на печатном станке.(можно получить только один оттиск). <Рисунок 3 >

Граттография – техника царапания рисунка. натирают лист бумаги свечой, сверху наносят гуашь перемешанную с тушью, наносят карандашом рисунок и острыми предметами процарапывают по рисунку изображение. <Рисунок 5 >

2. Знакомство с одним из видов печатной графики “Гравюрой на картоне”.

(Показать образцы работ, выполненные в этой технике. <Рисунок 6 , Рисунок 7 >)

Этапы выполнения работы в технике “Гравюра на картоне”:

(Использовать учебные таблицы: “Этапы выполнения гравюры на картоне. Натюрморт”- Приложение 1; “Этапы выполнения гравюры на картоне. Пейзаж ” - Приложение 2)

1 . Выполнение нескольких эскизов пейзажа (натюрморта). Выбор лучшего из них.
2 . Увеличение эскиза.
3 . Продумать, какие материалы будут использоваться в работе. (Кусочки различной ткани, кожи, картона, мятая бумага, наждачная бумага). Проанализировать отпечатки материалов разной фактуры по учебной таблице с образцами - Приложение 3 .
4 . Выполнение картона. Наклеивание подобранного материала на эскиз.

(Показать образцы подготовленного картона <Рисунок 8 , Рисунок 9 , Рисунок 10 >)

5. Выполнение отпечатков: полученный картон покрывается типографской краской, сверху кладут чистый лист и прокатывают через печатный станок.

Рассказать об использовании подручных средств для выполнения отпечатков: Так как у нас нет ни станка, ни краски, можно использовать копировальную бумагу и теплый утюг:

На готовый картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх;
- затем сверху кладут чистый лист бумаги;
- теплым утюгом, сильно нажимая, проутюживают всю поверхность. В результате отпечатывается изображение.

Показать образцы отпечатков (детских работ) - <Рисунок 11 , Рисунок 12 , Рисунок 13 , Рисунок 14 , Рисунок 15 , Рисунок 16 , Рисунок 17 >.

Гравюра- это игра светлых и темных пятен. С помощью их изображение получается живым и интересным.

3. Практическая работа : “Выполнение эскиза пейзажа (натюрморта):

  • Разделить лист бумаги на четыре части. Выполнить 3-4 наброска эскиза.
  • Выбрать лучший эскиз и увеличить его на большом листе.
  • Проработка и прорисовка эскиза в тоне (определение черно-белых пятен).
  • При выполнении эскиза ребята используют свои наблюдения в природе, знания об архитектуре нашего города (церкви, соборы, памятники).

    ЗАДАНИЕ НА ДОМ: принести различные кусочки материалов, копировальную бумагу, ножницы, клей, эскиз, 2-3 альбомных листа

    Урок № 2

    1. Беседа об этапах выполнения картона;
    2. Практическая работа: “Выполнение картона и отпечатков”.
    3. Подведение итогов.

    Ход урока

    1. Беседа об этапах выполнения картона.

    На этом этапе на эскиз наклеиваются разного рода материалы, которые принесли ребята.

    На прошлом уроке дети уже определили, что у них на рисунке будет самое темное, что самое светлое.

    Чтобы получить на изображении темное пятно, нужно наклеить на него картон, ткань или кожу. Чтобы получилось белое пятно, ничего не приклеивают или прорезают это место. Тогда при отпечатывании, самым темным получится то место, где наклеен самый толстый материал (картон, кожа), а белым - где ничего не приклеено или вырезано.

    Этот этап работы напоминает чем-то аппликацию: мы вырезаем и приклеиваем. Например, чтобы выполнить башню (Спасская) или другое изображение, нужно перевести ее с рисунка через копировку на тот материал, который будет наклеиваться. Таким образом, выполняют картон.

    Следующий этап - выполнение отпечатков :

    1 способ - На картон кладут копировальную бумагу красящей стороной вверх, затем кладут чистый лист и проглаживают горячим утюгом. В результате получается зеркальное изображение.

    2 способ - На картон кладут чистый лист, затем копировальную бумагу красящей стороной вниз, сверху другой лист или газету. Проглаживают горячим утюгом. В результате получается отпечаток изображения, как на картоне.

    2. Практическая работа:

    “Выполнение картона и отпечатков”.

    Ребята выполняют картон по выше указанным правилам. Затем вместе с учителем делают несколько отпечатков. Выбирается лучший отпечаток, который и является конечным результатом выполнения работы.

    3. Подведение итогов:

    1. Минивыставка - просмотр работ: определение ошибок и недочетов, выявление лучших работ.

    2. Оценка работ учащихся по критериям:

    Композиция эскиза;
    - проявление фантазии в использовании материала;
    - понятность изображения (соотношение белых и темных пятен).

    РАБОТА ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ НА ДОМ: Оформить работу известными ребятам способами.

    Для знакомства со стилем “гравюра” и приобретением первого опыта можно воспользоваться набором для творчества, которое так и называется “Гравюра”. Такие наборы можно купить как в магазинах с художественными отделами, так и в интернет-магазинах. Модели для работ предлагаются различной сложности, есть простые небольшие картинки, но есть и достаточно сложные и тонкие по исполнению картины. Рекомендуемый возраст художника-гравировщика указан на упаковке. При этом такое занятие может увлечь как школьника, так и вполне взрослого человека. На картинке, представленной для примера, указан возраст от 3-х лет. Но детям в младшем возрасте нужно работать обязательно под присмотром взрослых.

    2 шаг

    Заготовка для гравюры выглядит как плотный лист металлизированной бумаги, покрытой тонированным слоем, на которую нанесены контуры будущего рисунка. Металлизированная бумага бывает разных цветов: серебро, золото или радуга (переливающиеся цвета).

    3 шаг

    В набор входит и инструмент для выполнения работ – штихель. Этим инструментом делают насечки на верхнем темном слое, через который в результате проявляется слой металлизированный. Штихель похож на ручку, только стержень у нее металлический. Для безопасности на острие надевается колпачок, когда штихелем не работают. Если работа выполняется детьми, то нужно обязательно контролировать обращение со штихилем, чтобы не было травм.

    4 шаг

    Для выполнения гравюры следует нанести все нарисованные штрихи, сняв в этих местах тонированный слой. Штихель может выполнять тонкие насечки или насечки пошире, в зависимости от того, какой стороной вы его повернете. Такая работа требует усидчивости и аккуратности.

    Сегодня, мне захотелось посвятить мастер класс для детей, интересной и одной из самых древних техник рисования. Речь идет о гравюре, которая может стать открытием великого мира изобразительного искусства как для вас так и для вашего ребенка.

    Творческая жилка всегда присутствовала в людях и вызывала желание оставить свой след на различных поверхностях, что послужило началом создания интересных и необычных техник рисования. Ведь что может быть проще процарапывания рисунка на камне, глиняной табличке или дереве? Если же заполнить бороздки краской, получится яркий рисунок, который сохранится довольно долго. Так зародилась одна из древнейших техник рисования — гравюра. Пришла она из ювелирного дела, все инструменты и техники используются ювелирами, по сей день. Она очень многогранна и включает в себя множество различных техник исполнения. Это и линогравюра, и гравюра по металлу, на картоне, ксилография и литография. Появление техники гравировки, послужило толчком для создания печатных станков.

    Множество великих художников уделяли гравюре огромное внимание и создавали удивительные и прекрасные шедевры. Одним из ярчайших мастеров был Альбрехт Дюрер.

    Как сделать гравюру

    Создание гравюры своими руками, как бы это не показалось странным, дело довольно простое. Детские рисунки легко можно разнообразить предложив ребенку технику гравюры или ее имитацию – граттаж, процарапывание в покрытой цветной краской или воском пластины рисунка.

    Эти занятия гравюрой в домашних условиях отлично развлекут малышей, поспособствуют развитию любви к прекрасному. И будут первыми шагами в искусстве. Работа в этой технике способствует развитию у ребенка мелкой моторики, усидчивости и аккуратности.

    Создавать картины в этой технике могут даже маленькие детки. Для малышей можно упростить процесс и им понадобится помощь взрослых. Для этой технике нам понадобится:

    — тонкие пластины пенопласта или пенополистирола;
    — палочка для процарапывания рисунка, штихель или обычная шариковая ручка.
    — ножницы;
    цветная бумага;
    — краски;
    — резиновый валик для прокатки работы.

    Ребенок может нарисовать рисунок на пластине пенополистирола шариковой ручкой, посильнее нажимая на нее.

    Получится рисунок, контуры которого продавлены в материал.

    Вырежем город и положим его на поднос, чтобы не запачкать краской все вокруг.

    При помощи валика нанесем краску на пластину.

    Наложим ее на лист цветной бумаги и крепко прижмем.

    Аккуратно сняв пластину с бумаги, мы увидим получившуюся гравюру.

    Сегодня расскажу об увлекательном занятии как для детей, так и для взрозлых.


    Для начала давайте вспомним свое дество. Я имею ввиду тех, кто был рожден ещё в СССР. Чем мы только не занимались!!! Но надо признать, делали мы это не от хорошей жизни. Компьютеров не было, мультики по телевизору - 20 мин. в день, видики у избранных. В такой ситуации волей-неволей ходишь в разные секции и кружки. Вот и вспомнил, как в одном из кружков я делал гравюры. Решил научить этому и своего сына.

    А ведь всё очень и очень просто. С помощью инета каждый выбрал себе рисунок, который будем переводить в гравюру. Мне нравятся акулы, поэтому выбор пал на эту зарисовку:

    Распечатал на принтере и с помощью копирки перенес изображение на кусок линолеума. В некоторых местах пришлось снова обводить ручкой. И начал потихоньку вырезать.

    Процесс вырезания занимает время, но учит терпению и выдержке:

    Вырезают специальным инструментом, причём его можно сделать своими руками, используя спицу от ненужного зонтика. Мы сделали такой:

    Однако, в нашем распряжении был и вот такой раритет:

    Это советский набор, который облегчает работу гравёра:

    Итак, потихоньку я вырезал на линолеуме выбранный мною рисунок:

    Заключительный этап - получение отпечатка. В качестве краски мы использовали тушь и гуашь.
    Губкой нанёс тонким слоем краску на линолеум, приложил бумагу, прижал и получилась гравюра.

    Самый лучший отпечаток. Конечно, лучше было наносить краску валиком, но у нас его не было.

    Вот такое занятие. Попробуйте сами, и у вас всё получится:)

    Гравюра на картоне появилась относительно недавно, сумев завоевать симпатии многих художников, в том числе и начинающих. Этот вид относится к высокой печати, т. к. пропечатываемые элементы образуются после выбирания резаками пробельных элементов, которые не будут касаться бумаги.

    Данная техника требует, чтобы были подготовлены определенные материалы:

    • надфили (можно заменить шилом, иглой);
    • картон, который может быть любой фактуры и толщины. Для более профессиональной печати картон должен быть не меньше двух миллиметров;
    • картон или бумага для оттиска, подойдет чертежная;
    • резиновый валик или шпатель. В самом крайнем случае можно заменить кистью со щетиной;
    • калька;
    • копировальная бумага;
    • оргстекло;
    • тушь (не обязательно);
    • масляная или акриловая краска, для детского творчества подойдет гуашь.

    Иглы должны быть остро наточены, т. к. от этого зависит эффективность их использования и аккуратность проводимых линий.

    Процесс и способы изготовления гравюры на картоне

    1. Рисование эскиза. Этот этап выполняется на обычной бумаге и включает в себя создание композиции, компоновку. При продумывании эскиза нужно учитывать, что создание изображения происходит за счет вырезания на картоне определенных участков. Поэтому, чтобы избежать разрывов рабочей поверхности картона, выполнять рисунок стоит пятном или простыми штрихами, но не перекрестными.
    2. После разработки эскиза рисунок переносится на кальку.
    3. Эскиз на бумаге разбивается на тени и свет. Свето-теневую разбивку проводят тушью или фломастером. Это поможет не запутаться при работе с картоном. Если предполагается цветной, желательно выполнить цветовое решение. При этом надо учитывать, что процарапываемые на картоне детали будут светлыми.
    4. С кальки эскиз переносится на картон. Это делается двумя способами:
      • В первом случае рисунок на кальке рисуется очень мягким карандашом. Тогда для переноса его на картон достаточно будет просто положить кальку рисунком к картону и пригладить поверхность ложкой. Или же обвести не пишущей ручкой по просвечивающимся линиям. Но тогда есть вероятность, что не все линии пропечатаются, да и сам рисунок отобразится в зеркальной проекции.
      • Во втором случае можно просто перевести рисунок через копировальную бумагу. Этот способ удобнее, а изображение можно сделать «смотрящим» как вправо, так и влево.
    1. На получившемся на картоне изображении надо при помощи инструментов вырезать пробельные элементы. Процарапывать картон следует аккуратно, т. к. любой огрех будет заметен на готовой работе. Для лучшего сцепления с пигментом картон можно загрунтовать. В этом случае наносить рисунок можно горячей иглой для выжигания. Плюс грунта еще и в том, что он сохраняет штамп более долговечным и позволяет сделать рисунок четче.
    2. Помимо процарапывания, можно клеить на картон аппликацию. Особенно интересно будет смотреться результат использования настоящих веток, травинок, листьев. Техника аппликации хороша не только как вспомогательная, но и как самостоятельная.
    3. После того как подготовительный этап окончен, можно переходить к заливке пигментом. Независимо от того, предполагается конечное изображение монохромным или цветным, техника здесь одна: на оргстекло наливается небольшое количество нужного пигмента, равномерно распределяется на валик и переносится на картон. Переносить нужно слоем 0,1–0,5 мм, равномерно распределяя пигмент по работе.

    Важно! При использовании масляной краски поверхности, взаимодействующие с ней, нужно грунтовать. Для других красок этого можно не делать.

    1. Если используется акрил или гуашь, то перед отпечатыванием краску, если она подсохла, нужно смочить. Высохший цвет не даст никакого эффекта.
    2. Далее происходит печать. Для этого в классической графике используется офортный станок. В домашних условиях он заменяется столовой ложкой без каких-либо надписей и узоров. Для отпечатывания на прокрашенный картон накладывается чистый лист плотной бумаги или картона бо́льшего размера. Для надежности его можно закрепить скрепками. Для создания рисунка лист приглаживается ложкой по направлению от центра к краям. Делать это нужно внимательно, не пропуская участков.
    3. Качество получаемого изображения проверяется при отгибании угла листа. После проглаживания всей поверхности лист надо аккуратно, не смазывая краску, отделить от картона.
    4. Дать изображению высохнуть.

    Получившийся оттиск должен быть хорошего качества, без потеков краски, без дефектов. Прокраска должна быть равномерной, а изображение хорошо читаемым. В случае если есть какие-то огрехи, не стоит отчаиваться. Можно постараться исправить ситуацию, внеся исправления в наработку на картоне. А также можно менять цветовое решение, получая несколько вариантов изображения.

    Учтите! Если нужно поменять цвет изображения, а картон был покрыт масляной краской, то предыдущий цветной слой нужно максимально удалить сухой салфеткой, т. к. даже тонкий слой масла может сохнуть до полугода.

    Этапы выполнения гравюры на картоне

    Оформление работы

    Оформить работу не меньшее искусство, чем создание ее. Неправильно подобранная рамка может испортить впечатление даже от шедевра. Она не должна быть слишком громоздкой, отвлекать на себя внимание. Рамка - это лишь элегантное дополнение для картины, соответствующее настроению, цветовой гамме и тональному исполнению изображения.

    Удачным решением будет бесшовное паспарту. Это рамка, выполненная из белого или тонированного картона (плотной бумаги). Ширина ее может начинаться от трех сантиметров, в зависимости от размера картины. Главное правило при создании паспарту - никаких швов. Оно делается из цельного листа бумаги и наклеивается сзади на изображение. Верхняя и боковые части одинаковые по ширине, а нижняя немного шире. Например, если три полосы равны трем сантиметрам, то нижняя будет равняться - пяти. Несмотря на простоту, такое оформление зачастую смотрится гораздо аккуратнее, чем полноценная рамка.

    Оформленную в паспарту работу можно закрыть оргстеклом, размер которого выбран в соответствии с крайними границами рамки. Оно защищает изображение от пыли и грязи, а также придает аккуратность при вывешивании на стену. Если же хочется обойтись без него, картину стоит покрыть специальным лаком, подобранным с учетом использовавшейся краски.

    Если гравюра выполнялась масляной краской, то не стоит сразу оформлять работу. Даже если верхний слой масла кажется просохшим, это впечатление обманчиво. Такая краска способна сохнуть от шести месяцев и до нескольких лет, в зависимости от толщины слоя. Процесс сушки ускорится, если покрыть готовую работу тонким слоем ретушного лака. В противном случае при оформлении сырой гравюры в паспарту, есть шанс увидеть на нем масляные пятна, что не добавит эстетической ценности работе.

    Вывод

    Гравюра на картоне - простой вид высокой печати, легко исполняемый в домашних условиях. Но для полного раскрытия техники и получения достойного результата стоит использовать если не профессиональные, то хотя бы качественные материалы. Картон лучше брать плотный, не «съедающий» краску. Бумагу для оттиска предпочтительно применять акварельную (использовать глянцевую сторону) или чертежную. Тогда работа над гравюрой принесет море удовольствия и порадует прекрасным результатом.