Все вопросы

Что нужно знать редактору. Профессия главный редактор

Редакторы отвечают за проверку качества рукописей, присылаемых в издательство. Редактор должен прочесть текст, убедиться в соответствии текста стилистике издания, а также проверить текст на наличие ошибок и отсутствие фактических ошибок. На долю редакторов выпадает отбор материалов для публикации и прочая соответствующая работа. Если вам все это интересно - статья расскажет вам, как стать редактором.

Шаги

Часть 1

что нужно сделать

    Полюбите чтение. Редакторы читают много, долго и часто. Лучше бы вам полюбить чтение сразу. Чтобы стать хорошим редактором, нужно развить в себе чувство языка, разбираться в грамматике, пунктуации и синтаксисе. А для этого нужно читать, читать много и, при всем при этом, совсем не бульварное чтиво.

    • Из газетных текстов можно получить представление о том, какой должна быть структура текста. Читайте передовицы, анализируйте особенности подачи материала.
    • Читайте романы, развивайте фантазию и воображение. Во многих романах раскрываются темы, помогающие лучше понять человеческую природу - не говоря уже о других их полезных особенностях.
    • Читайте историческую и научно-популярную литературу, чтобы расширить собственный кругозор. Хороший редактор может узнать немало полезного даже из простого исторического романа.
  1. Пишите каждый день. Если вам кажется, что редактор - читатель, а не писатель, то вы заблуждаетесь. Редакторы, конечно, не писатели в классическом смысле этого слова, но и они тратят немало времени, выгранивая фразы и играя со стилистикой текста. Пишите каждый день - не важно, про что именно. Главное - пишите. Единственный повод не писать - смерть.

  2. Расширяйте свой словарный запас. Богатый словарный запас - важная составляющая на пути становления редактором. Новые слова, новые смыслы, новые оттенки значений - редактор должен хорошо ориентироваться во всем этом.

    • Держите под рукой толковый словарь, пусть даже и в виде приложения на смартфоне. Встретили незнакомое слово - посмотрели значение - выучили слово.
    • Научитесь выражать мысли метко и точно, как говорят французы - mot juste . Чтобы, как говорится, не в бровь, а в глаз. Лучшие редакторы и писатели известны тем, что без труда находят нужные слова к любой ситуации.
  3. Не запрещайте себе быть любопытным. Писатели, читатели и редакторы - что общего у них всех? Врожденное любопытство, вот что. Это любопытство заставляет их узнавать про окружающий мир больше, а затем делиться своими открытиями с другими людьми.

    • Если у вас есть такая возможность, то путешествуйте! Это лучший способ узнать про другие культуры и страны. Встречайтесь с людьми, общайтесь с ними, задавайте вопросы и слушайте ответы, попадайте в ситуации, участвуйте в приключениях - и пишите, пишите!
  4. Мыслите четче. Чтобы стать редактором, ваш разум должен сочетать в себе креативность, постоянство (чтобы выдержать долгие часы работы над текстом) и способность к аналитическому анализу (чтобы быстро принимать решения о том, насколько текст отвечает предъявляемым к нему требованиям).

    • Общайтесь с теми, кто умнее вас. Если вы - молодец среди овец, то среди молодцев сами рак-рыбой будете, как гласит народная поговорка. Вам станет скучно, вы зазнаетесь, прогресса не будет. Окружите себя теми, кто умнее вас, и вы увидите вещи под новыми углами и познакомитесь с новыми взглядами на существующее положение вещей.
    • Допускайте ошибки. Ошибки - ваши друзья, пока вы учитесь на них. Допускайте ошибки, пожалуйста, но всегда прорабатывайте их потом, анализируйте, что пошло не так и как это можно исправить. И не допускайте одну и ту же ошибку дважды.

    Часть 2

    Получаем образование и начинаем искать работу
    1. Определитесь, каким именно редактором вы хотите стать. Определитесь также с отраслью, где вы хотите работать, и какую литературу редактировать. Как только вы решите, чего же вы хотите от профессии, станет понятно, что делать дальше. И не бойтесь - определиться можно с достаточной долей достоверности!

      • Вам должны нравиться те книги, которые вы хотите редактировать, более того - вы должны любить и хорошо разбираться в самом направлении, по которому пишутся книги или журналы.
      • Редакторы, хоть и совмещают в себе частенько все и сразу, все же бывают разными. Некоторые следят за достоверностью изложенного материала и стилистикой текста, некоторые выискивают пропущенные запятые и ошибки в корневых гласных.
      • В ряде случаев, как, например, в юридических, медицинских и технических текстах, необходимо соблюдение четких стилистических требований. В других областях, возможно, потребуется развить дополнительные навыки - скажем, научиться рисовать обложки.
    2. Подумайте, где бы вы хотели учиться, чтобы стать редактором. Как правило, люди поступают в университеты на соответствующие специальности - но далеко не все идут именно на “Редакторское дело”. Если вы хотите стать редактором - конечно, идете на такую или аналогичную специальность. Впрочем, мы должны вас предупредить: многие из тех, кто оканчивает такие факультеты, впоследствии начинают жалеть о собственном выборе, особенно когда долго не могут найти работу.

      • Высшее образование желательно, но не обязательно. Да, с дипломом вам будет проще устроиться в штат - но, собственно говоря, если вы умеете писать и редактировать, то вас возьмут и без диплома.
      • Фрилансеру-редактору важнее уметь редактировать хорошо, чем иметь диплом. Хотя, конечно, если идти к фрилансу через офис, то диплом нужен.
    3. Приобретите опыт во время практик или стажировок. Если вы пока еще студент, то стажировка и практика в каком-нибудь издательстве для вас будет более чем желательна, благо что во время учебы такая возможность предоставляется. Если вы уже не студент, то поищите по друзьям или НКО - возможно, кому-то нужен помощник.

      • В некоторых организациях на стажеров спихивают всю черную работу, об обучении тут речь уже не ведется. Поэтому не лишним будет узнать мнения тех людей, кто уже проходил там стажировку.
    4. Подумайте, не стать ли вам литературным негром или фактчекером. В редактуре, как и во многих других областях человеческой деятельности, нужно пройти долгий и непростой путь, чтобы оказаться на вершине “пищевой цепочки”. Начать, скорее всего, придется снизу. Конечно, вовсе не обязательно впрягаться в ярмо фактчекера - но так вам будет проще войти в специальность, у вас будет шанс показать всем, как вы можете работать, и впечатлить окружающих остротой ума и готовностью работать. Стоит ли говорить, что так вам будет куда проще пробиться к вершине?

      • Литературные негры пишут тексты за других. С одной стороны - работы хватает надолго, да и полезных знакомств (дорожите ими) заведете порядочно. С другой стороны, имя литературного негра публике не станет известно.
      • Фактчекер - это самый низ пищевой цепочки издательского дела. Эта работа, конечно, мало пересекается с непосредственно написанием текстов, но она отлично воспитывает в людях внимательного к фактам журналиста. Кроме того, в некоторых изданиях фактчекеров любят и ценят.
    5. Расскажите о себе настолько большому количеству работодателей, насколько это позволяет ваша специальность. Будьте гибким, будьте многогранным. Чем больше вы умеете и знаете, тем более полезным редактором вы будете. Соответственно, тем лучшие вас ждут перспективы!

      • Например, вы можете предлагать свои услуги редактора как начинающим писателям, так и издательствам. В первом случае можете сделать акцент на, собственно, качество редактуры, во втором - на умение работать с графическими редакторами.

Редакторы бывают разные. Они могут работать на телевидении, на радио, в киноиндустрии. А также в книжных издательствах и периодике.

Я - редактор-издатель. Моя стихия - тексты, книги и журналы (в том числе электронные). Художественный редактор, например, тоже работает с изданиями. Но мое отличие в том, что я работаю большей частью с текстами.

Вы уже знаете, чем отличается редактор от корректора? Нет? Объясняю.

Корректор (от лат. corrector - исправитель) - это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, удаляет лишние пробелы, вставляет недостающие, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. А вот содержание, смысл текста - это не его головная боль. О содержании должен думать редактор. Редактор (от лат. redactus - приведенный в порядок) - это специалист, который отбирает произведения для публикации или заказывает их авторам. Он же помогает автору устранить недостатки, расставить акценты, выразить главную мысль.

(Надо сказать, что в западной практике существуют два вида редакторов. Первые (copy editor ) готовят рукописи к печати. Их также можно назвать литературными редакторами. Вторые (commissioning editor ) специализируются на формировании редакционного портфеля: отбирают или заказывают рукописи авторам, разрабатывают идеи будущих книг.)

Но! Руководство жизнью периодического издания или сайта - это тоже редактирование.

Поэтому, если кто-то говорит: "Петр Иванов редактирует газету", - вовсе не обязательно, что он вычитывает все тексты, выправляя огрехи. Это может означать, что он руководит процессом в целом. Он определяет концепцию, направление, ему подчиняются редакторы разделов, колумнисты, выпускающие, ответственный секретарь, литературные редакторы, корректоры, дизайнеры, верстальщики… Т.е. все специалисты, отвечающие за творческую и техническую сторону процесса.

Многие издания настолько объемны, что один человек спланировать, заказать, оценить все тексты, а потом еще и выправить их - просто не может. Этим занимается целый коллектив.

Лично мне больше нравится работать с отдельными проектами - книгами, текстами. На 200% нравится работа с художественными произведениями. Они требуют какой-то глубинной, очень личностной отдачи. Здесь работает вся гуманитарная часть тебя.

Хотя сайтом заниматься мне тоже очень нравится. Но по другим причинам: это как lego , конструктор из текстов, картинок, концепций, тем… И многое в твоих руках. Не всё, но многое.

Главный поединок

Как я уже сказала, редактор работает с авторами. Дело это нелегкое и часто превращается в настоящий поединок. С одной стороны - редактор со своими эстетическими принципами и концепцией издательства, с другой - автор. У автора есть полное право отстаивать свой художественный стиль, свой замысел или главную идею.

Но для редактора самое трудное - не тогда, когда автор упирается, а когда он писать не умеет вовсе. Но почему же издательство с ним работает? А для этого есть разные причины.

И все-таки я очень хорошо понимаю авторов, которые с подозрением относятся к каждому редакторскому исправлению. Потому что ведь и редакторы бывают плохими. Не каждому можно свой текст доверить без потерь. И не каждому издательству. Не каждому журналу или сайту. С другой стороны, у каждого издания свои особенности, требования. Слово «формат» ведь не с неба упало - это реальность. Т.е. взаимопонимание между сторонами - вещь трудная.

Суть работы

Редактор работает и с формой, и с содержанием. И часто текст - это своего рода логическая задача. Например, автор пишет: «Я не видел Сергея. Было так темно, что я не мог никого не заметить». Чувствуете подвох?

Или: «В стройотряде Марк с товарищами по утрам отправлялся рыть траншеи, крыть крыши, строить коровники…» Тут даже не нужно быть логиком. Для человека, который знает жизнь реальную, а не по книгам, ясно, что коровник за одно утро не построишь. Что на коровник может уйти всё лето.

Или: «Анна вышла в сад и увидела Педро, стоящего под дубом. Он был по-весеннему зелен и шумел кроной под порывами ветра». Вроде бы и понятно, что кроной шумел не Педро, но больно уж потешно получается.

Что касается стиля… Тут сложнее. Стиль и авторское «Я» неразделимы. И все же есть некоторые законы. Приведу хрестоматийный пример.

Горький, как известно, злоупотреблял определениями. И вот Чехов ему (тогда еще Пешкову) пишет: «У Вас так много определений, что вниманию читателя трудно разобраться и оно утомляется. Понятно, когда я пишу: "человек сел на траву"; это понятно, потому что ясно и не задерживает внимания. Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: "высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородкой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь". Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».*

Замечательный редакторский совет писателя писателю!

Читать или писать?

Плох тот редактор, который сам писать не любит. Это значит, что он отводит себе роль судьи, не понимая ни природы творчества, ни чувств автора - ничего! Если бы Чехов не был писателем, он бы не мог дать Пешкову никакого совета. Потому что такой совет нужно выстрадать.

Это не просто редактор, который любит время от времени писать. Это тот, чья работа состоит в составлении обзоров и написании статей.

Еще одна ипостась профессии - рерайтер. Это тот, кто вгрызается в текст гораздо глубже, чем того требует простое литературное редактирование. Он может вообще всё в тексте переделать, поменять что-то местами, что-то вписать… Т.е. практически пишет заново. (Потому он так и называется.) Если тема интересная, то и работа доставляет удовольствие.

Я совершенно не понимаю редакторов, которые писать не любят. Такой коллега обязательно возразит что-то в том духе, что «он не писатель, он читатель». Очень глупо. И бездарно, доложу я вам.

Профессиональная деформация

Бывает ли у редакторов профессиональная деформация?

Да, бывает. Во-первых, если ты редактор, то каждую фразу услышанную взвешиваешь на весах. На предмет логичности, стиля, грамотности. На предмет банальности/оригинальности.

И ляпы всевозможные, которых пруд пруди вокруг, вгоняют в тоску. И мысль при этом гложет такая: «Вот! Приучают людей! Неприкосновенных называют неприкасаемыми (противоположные по смыслу слова), говорят "одевать" вместо "надевать"… Куда катится мир!!!»

Да и людей уже оцениваешь по тому, как они разговаривают. Если человек не звони т, а зво нит, - пиши пропало. Хоть ты тресни, но я уже не могу воспринимать его всерьез. И это ужасная нелепость с моей стороны, и я с этим борюсь.

Есть еще большой грех для редактора - вообразить себя судьей автора. Вот это как раз свойственно редакторам, которые сами не пишут.

А еще редакторы любят цепляться за формальности: «Ах! У вас в абзаце слово "редактор" повторяется несколько раз! Ах, у вас тут стоит "во-вторых". А где "во-первых»???!!!" Чтобы объяснить такому редактору его неправоту, нужно дать ему образование, заставить читать классику и научить писать.

Такие редакторы - это мученики, которые при этом мучают других.

Но даже у талантливого редактора со временем может появиться зашоренность. Непосредственность восприятия уменьшается, съеживается и с годами, я боюсь, может исчезнуть вовсе. Чтобы этого не случилось, рецепт один: читать хорошие книги - ту же классику.

Хорошие книги - это ключевая вода для редакторского ума. Она смывает налет рабочей рутины, информационного шума, в котором все мы живем.

И тысячу раз счастлив тот редактор, что работает с талантливыми авторами.

Печальные моменты

Поверхностные авторы часто бывают очень плодовиты. Это проблема. Открываешь текст, продираешься сквозь сложные наукообразные фразы, и обнаруживаешь, что там нет ни одной свежей мысли. Вот такие моменты доводят до отчаяния. Столько трудов - и все впустую?!

И еще ненавижу читать неряшливые тексты, написанные одной левой. Иногда открываешь, а там - сарай, а не текст. Куча опечаток, точки стоят в километре от фразы и пр. Сижу и ставлю точки на место. Бредовое занятие. И бросить не могу, потому что корректор, даже если он очень хороший, может что-нибудь пропустить. Да и невежливо это - отдавать корректору текст в таком виде.

Как выглядит карьера?

Периодика. В бумажных или интернет-изданиях, в информагентствах редакторами часто становятся журналисты.

Карьерная лестница может быть такой: корреспондент - редактор отдела - выпускающий редактор. (Выпускающий редактор отвечает за размещение материалов, соблюдение сроков и пр.)

Кроме того, существуют литературные редакторы (заняты исключительно текстами), ответственные секретари (координаторы процесса: задания, сроки и пр.).

Ответственного секретаря иногда путают с выпускающим редактором. В их обязанностях действительно есть много общего. Но есть одно важное различие: ответсек текстом как таковым обычно не занимается.

И наконец, главный редактор - это вершина. Должность главреда сопряжена с администрированием и с публичной деятельностью. По идее он тоже должен читать статьи, поступающие от авторов, давать им задания и пр. Но я знаю примеры, когда главный редактор ограничивается общим руководством, контактами с властью и другими СМИ.

Книжные издательства. В книжном издательстве в наши дни тоже всё может выглядеть по-разному. В маленьких издательствах редактор может быть и литературным редактором, и ведущим (руководит работой над изданием). Он же отчасти корректор и даже дизайнер. Он же контактирует с типографией.

В крупных издательствах существует разделение труда - это добавляет порядка и заметно облегчает жизнь.

В книжном издательстве свои силы можно попробовать в качестве внештатного редактора. Или, если позволяет образование, устроиться младшим редактором - человеком, который помогает ведущему редактору в организационных вопросах.

Со временем можно стать ведущим редактором - так называется редактор книги, который отвечает за её выпуск в целом, в отличие, например, от художественного редактора, который отвечает лишь за художественное оформление.

Ведущий редактор решает, публиковать произведение или нет, работает с автором и т.п., и т.д. Он же организует работу других сотрудников над изданием. Иными словами, занимается полноценной редакторской работой.

Как стать редактором?

Надо начать с вопроса: «А могу ли я быть редактором?»

Можете, если вас интересует литература, если вы любите и читать, и писать, если у вас достаточно усидчивости и въедливости, если вас привлекает творчество и не пугает рутина.

Еще один важный момент - грамотность. Вы не сможете работать редактором, если пишете жи/ши через ы , а запятые расставляете по законам симметрии, а не русского языка.

Чтобы стать профессиональным редактором, нужно получить образование по специальности «издательское дело и редактирование». Лично я училась в вузе, который в наши дни называется Московским государственным университетом печати (МГУП).

Но также хорошие редакторы получаются из дипломированных филологов и литераторов. Из журналистов, если говорить о периодике.

Но образование - это только база. К ней нужно приложить опыт, профессиональную и общую эрудицию, пытливый ум и постоянную работу над собой.

Начинающему редактору важно определиться, какая тема ему ближе. Экономика? Политика? Экология? Религия? Художественная литература?

Иначе получится, что редактор - это всё и ничего, на все руки мастер, профессиональный дилетант.

Тема - это вообще главный вопрос жизни. Даже когда профессия уже выбрана.

* Из писем А.П. Чехова А.М. Пешкову, 3 сентября 1899 г.

Ирина Давыдова


Время на чтение: 9 минут

А А

О престижной профессии мечтают все. И один из вариантов удовлетворения своих амбиций – это профессия «редактор». Творческая, увлекательная, но и сложная работа для волевых целеустремленных людей с организаторской жилкой.

Можно ли стать редактором «с нуля», и что нужно знать о будущей работе?

Особенности работы редактора – что делает редактор на интернет-ресурсе, графический редактор или редактор в издательстве?

Прежде всего, стоит отметить, что редактор – одна из самых ответственных профессий. Именно редактор «получает по шапке» в случае ошибок или ложной информации в финальной версии статьи.

Поэтому основная задача редактора – неустанно и неусыпно бдить, то есть, следить за работой своих подчиненных и за качеством их работы.

Впрочем, многое зависит от профиля работы.

Редактор может быть…

  • Литературным.
  • Техническим.
  • Научным.
  • Художественным.
  • Или редактором телевещания либо веб-сайтов.

Особенности работы зависят от специфики конкретной работы.

Чем занимается редактор – основные обязанности:

  1. В первую очередь, редактирование материалов, их коррекция в соответствии со стандартами, стилями, определенными форматами и пр.
  2. Помощь авторам (прим. – по улучшению структуры текстов).
  3. Решение вопросов технического, а также художественного характера.
  4. Выбор и формулирование актуальных тем материалов, формирование замысла и определение хода работы.
  5. Подготовка материалов к печати, к публикации, к выходу в эфир.
  6. Управляющие функции: распределение заданий среди подчиненных и контроль над их исполнением.
  7. И пр.

Необходимые личные качества и профессиональные навыки для работы редактором – подходит ли эта работа вам?

С реди основных качеств, которыми должен обладать редактор, можно отметить…

  • Ответственность.
  • Внимательность и аккуратность.
  • Отличная память.
  • Логика и интуиция.
  • Терпение, выносливость, эмоциональная устойчивость.
  • Аналитический склад ума.
  • Коммуникабельность.
  • Организаторские способности.
  • Грамотная устная/письменная речь.

Каковы требования к профессиональным навыкам?

Редактор должен знать…

  1. Основы законодательных актов.
  2. Основы экономики (прим. — издательского дела, СМИ).
  3. О перспективах развития рынка.
  4. О порядке создания планов, графиков в редакционных процессах.
  5. Авторское право.
  6. Основы редактирования и всей подготовки статей, рукописей, иных материалов.
  7. О порядке заключения договоров.
  8. Технологию полиграфич/производства.

Особенности карьеры редактора и зарплата

Сегодня редактор может трудиться не только в редакции газеты, в книжном издательстве или на ТВ.

Сфера редакторской работы включает в себя также профессиональную деятельность в электронных СМИ, на радио, в информагентствах и продюсерских компаниях и пр.

Может трудиться редактор и удаленно (прим. – фриланс).

Какова зарплата редактора?

Все зависит от места работы. В среднем, в крупных городах, месячный заработок редактора может составлять 25000-70000 руб.

Стоит сказать и о конкуренции, которая достаточно высока в престижных местах. Если в редакцию небольшой газеты или же в электронное издание устроиться на работу не так уж и сложно, то очередь из амбициозных специалистов в престижные издательства и СМИ весьма длинная, и нередко сами компании обеспечивают ужесточение борьбы за вакантные должности.

Впрочем, уверенный в себе профессионал с солидным багажом знаний без работы никогда не останется.

Карьерный рост – на что может рассчитывать редактор?

Что касается перспектив относительно карьерной лестницы, они зависят от опыта, места работы — и, конечно, региона.

В редакции маленькой газеты где-нибудь в глубинке подняться высоко, конечно, не получится.

В мегаполисах возможностей гораздо больше, и у каждого специалиста есть возможность стать руководителем отдела или главным редактором.

К примеру, карьера редактора в бумажном либо электронном издании выглядит следующим образом:

  1. Выпускник-журналист, ставший корреспондентом.
  2. Далее редактор отдела.
  3. И выпускающий редактор.

А в книжном издательстве…

  1. Внештатный редактор либо младший редактор.
  2. Ведущий редактор.

Как стать редактором с нуля – где учиться, чтобы получить профессию редактор?

Понятно, что без образования устроиться редактором в престижное место (да и даже в маленькую газету) не получится, высшее гуманитарное образование – одно из главных условий.

Причем, чем оно ближе непосредственно к специфике выбранной профессии – тем больше у соискателя шансов на должность.

При больших амбициях и запросах придется освоить…

  • Лингвистику и филологию.
  • Журналистику.
  • Издательское дело.
  • Литературное творчество.
  • Редактирование.

ВУЗов, в которых обучают данным специальностям, в нашей стране немало. И для обучения не обязательно ехать в столицу.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Редактор подбирает интересные и актуальные темы, ищет подходящих авторов и журналистов, согласовывает содержание и формат текстов, приводит их в соответствие стандартам издательства и готовит авторский материал к выпуску. Существует масса специализаций этой профессии: редактор журнала, газеты, интернет-издания, издательства и т.д.

Человек такой профессии должен быть умелым руководителем, т.к. в его прямом или функциональном подчинении находится ряд специалистов — журналистов , корреспондентов , копирайтеров , корректоров , дизайнеров , верстальщиков и многих других.

Места работы

Должность редактора обязательно есть в книжных издательствах, в рекламных агентствах и в самых разных СМИ — в редакциях газет, журналов, на телевидении и радио, в крупных новостных интернет-сайтов. В некоторых крупных организациях есть корпоративные редакторы, отвечающие за внутренние СМИ.

История профессии

Профессия редактора зародилась еще в Древней Руси, когда церковные переписчики самостоятельно определяли содержание рукописной книги или отбирали тексты для сборника, учитывая пожелания заказчика и назначение будущего произведения. Только в XVII веке, с развитием книгопечатания, редактирование и подготовка текста к печати стало самостоятельной специальностью, и начали закладываться основы профессионального обучения специалистов.

Обязанности редактора

Основные должностные обязанности редактора таковы:

  • составление плана работ по определенным срокам (день, неделя, месяц, год);
  • поддержание концепции издания, отбор контента;
  • составление анонсов и пресс-релизов;
  • подготовка рекламных акций издания;
  • контроль верстки и печати издания (если это печатное СМИ);
  • сбор и анализ информации о работе конкурентов.

В некоторых компаниях редактор занимается:

  • подбором журналистов, авторов, копирайтеров;
  • мониторингом читательской или зрительской аудитории;
  • работой с письмами читателей;
  • переводом текстов иностранных изданий;
  • самостоятельным написанием материалов и статей.

Требования к редактору

Не зависимо от места работы к редактору предъявляется ряд основных требований:

  • высшее гуманитарное образование;
  • опыт работы в издательстве более 2-х лет;
  • отличное знание русского языка;
  • свободное владение ПК, в том числе специальными текстовыми и графическими программами.

Знание иностранного языка обычно не обязательно, но является существенным преимуществом.

Образец резюме

Как стать редактором

Чтобы освоить профессию редактора, нужно окончить любой гуманитарный ВУЗ по специальности «филология» или «журналистика». Также подойдет высшее педагогическое образование.

Зарплата редактора

Заработная плата редактора варьируется от 20 до 70 тысяч рублей в месяц. Доход также включает в себя солидные премии, которые сильно зависят от известности СМИ. Средняя зарплата редактора составляет 40 тысяч рублей в месяц.

О престижной профессии мечтают все. И один из вариантов удовлетворения своих амбиций - это профессия «редактор». Творческая, увлекательная, но и сложная работа для волевых целеустремленных людей с организаторской жилкой.

Можно ли стать редактором «с нуля», и что нужно знать о будущей работе?

Особенности работы редактора - что делает редактор на интернет-ресурсе, графический редактор или редактор в издательстве?

Прежде всего, стоит отметить, что редактор - одна из самых ответственных профессий. Именно редактор «получает по шапке» в случае ошибок или ложной информации в финальной версии статьи.

Поэтому основная задача редактора - неустанно и неусыпно бдить, то есть, следить за работой своих подчиненных и за качеством их работы.

Впрочем, многое зависит от профиля работы.

Редактор может быть…

  • Литературным.
  • Техническим.
  • Научным.
  • Художественным.
  • Или редактором телевещания либо веб-сайтов.

Особенности работы зависят от специфики конкретной работы.

Чем занимается редактор - основные обязанности:

  1. В первую очередь, редактирование материалов, их коррекция в соответствии со стандартами, стилями, определенными форматами и пр.
  2. Помощь авторам (прим. - по улучшению структуры текстов).
  3. Решение вопросов технического, а также художественного характера.
  4. Выбор и формулирование актуальных тем материалов, формирование замысла и определение хода работы.
  5. Подготовка материалов к печати, к публикации, к выходу в эфир.
  6. Управляющие функции: распределение заданий среди подчиненных и контроль над их исполнением.
  7. И пр.

Необходимые личные качества и профессиональные навыки для работы редактором - подходит ли эта работа вам?

С реди основных качеств, которыми должен обладать редактор, можно отметить…

  • Ответственность.
  • Внимательность и аккуратность.
  • Отличная память.
  • Логика и интуиция.
  • Терпение, выносливость, эмоциональная устойчивость.
  • Аналитический склад ума.
  • Коммуникабельность.
  • Организаторские способности.
  • Грамотная устная/письменная речь.

Каковы требования к профессиональным навыкам?

Редактор должен знать…

  1. Основы законодательных актов.
  2. Основы экономики (прим. — издательского дела, СМИ).
  3. О перспективах развития рынка.
  4. О порядке создания планов, графиков в редакционных процессах.
  5. Авторское право.
  6. Основы редактирования и всей подготовки статей, рукописей, иных материалов.
  7. О порядке заключения договоров.
  8. Технологию полиграфич/производства.

Особенности карьеры редактора и зарплата

Сегодня редактор может трудиться не только в редакции газеты, в книжном издательстве или на ТВ.

Сфера редакторской работы включает в себя также профессиональную деятельность в электронных СМИ, на радио, в информагентствах и продюсерских компаниях и пр.

Может трудиться редактор и удаленно (прим. - фриланс).

Какова зарплата редактора?

Все зависит от места работы. В среднем, в крупных городах, месячный заработок редактора может составлять 25000-70000 руб.

Стоит сказать и о конкуренции, которая достаточно высока в престижных местах. Если в редакцию небольшой газеты или же в электронное издание устроиться на работу не так уж и сложно, то очередь из амбициозных специалистов в престижные издательства и СМИ весьма длинная, и нередко сами компании обеспечивают ужесточение борьбы за вакантные должности.

Впрочем, уверенный в себе профессионал с солидным багажом знаний без работы никогда не останется.

Карьерный рост - на что может рассчитывать редактор?

Что касается перспектив относительно карьерной лестницы, они зависят от опыта, места работы — и, конечно, региона.

В редакции маленькой газеты где-нибудь в глубинке подняться высоко, конечно, не получится.

В мегаполисах возможностей гораздо больше, и у каждого специалиста есть возможность стать руководителем отдела или главным редактором.

К примеру, карьера редактора в бумажном либо электронном издании выглядит следующим образом:

  1. Выпускник-журналист, ставший корреспондентом.
  2. Далее редактор отдела.
  3. И выпускающий редактор.

А в книжном издательстве…

  1. Внештатный редактор либо младший редактор.
  2. Ведущий редактор.

Как стать редактором с нуля - где учиться, чтобы получить профессию редактор?

Понятно, что без образования устроиться редактором в престижное место (да и даже в маленькую газету) не получится, высшее гуманитарное образование - одно из главных условий.

Причем, чем оно ближе непосредственно к специфике выбранной профессии - тем больше у соискателя шансов на должность.

При больших амбициях и запросах придется освоить…

  • Лингвистику и филологию.
  • Журналистику.
  • Издательское дело.
  • Литературное творчество.
  • Редактирование.

ВУЗов, в которых обучают данным специальностям, в нашей стране немало. И для обучения не обязательно ехать в столицу.

Поиски работы можно начинать с фриланса, для накопления опыта. Сегодня во многих электронных издательствах набирают удаленных сотрудников - это отличная возможность для людей, живущих в маленьком городе, а также для людей с ограниченными возможностями.

Помощь в работе редактору — полезные книги, сайты, программы и приложения

Среди полезных будущему редактору интернет ресурсов можно отметить…

  1. starling.rinet.ru (прим. - грамматический, этимологический и другие словари).
  2. kursy.ru (прим. - курс А. Левитаса об ошибках словоупотребления).
  3. typo.mania.ru (прим. - о типографике и не только).
  4. www.kursiv.ru/ (прим. — о корректурном процессе в издательстве).
  5. www.litsite.ru/category/pomosch-redaktora (прим. — крайне полезный блог редактора Раисы Пирагис).
  6. az.lib.ru/h/hawkina_l_b/text_0010.shtml (прим. - 2-значные таблицы Хавкиной).
  • Редактору печатного издания не помешает опыт работы журналистом, для редактора интернет-издания важно знать принципы СЕО, а книжному редактору лучше начинать карьеру с помощника.
  • Развивайте скорость печати и общие навыки владения ПК, включая все важные программы (от Excel и Word до Photoshop и пр.).
  • Набивайте руку в авторской работе, пробуйте себя в различных жанрах, ориентируйтесь на целевую аудиторию, выбирая язык и стиль соответственно задачам текстов.
  • Учитесь работать с серьезными объемами информации.
  • Учитесь быстро проверять факты.
  • Изучайте основы правописания. Редактор не имеет права на ошибку (во всех смыслах).
  • Найдите подработку в местной газете. Даже если там платят «копейки», данный опыт (пусть даже удаленно или на полдня) будет вам полезен. Ищите возможность поработать помощником профессионального редактора.
  • Много читайте. Не упускайте возможности расширять кругозор и искать ошибки. Чем больше читаете, тем больше ошибок замечаете, тем острее глаз.