Инф. технологии

Что повлияло на формирование характера обломова. Воспитание и образование обломова

Формирование образа Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Гончаров начал писать свой роман с главы «Сон Обломова», которая была напечатана в журнале «Современник» в 1849 году. Сам Гончаров называл «Сон Обломова» «увертюрой всего романа», поэтому считал, что ее можно публиковать отдельно. Полностью роман был впервые опубликован в 1859 году. Таким образом, Гончаров работал над своим самым главным произведением более десяти лет - в период в 1848 по 1859 год.

В центре всего произведения стоит фигура главного героя, в его честь и назван роман. В своем сборнике критических заметок «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров писал: «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова - в себе и в других - и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало- помалу элементарные свойства русского человека - и пока этого инстинкта довольно было, чтобы образ был верен характеру». То есть если Гоголь считал, что «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», то Гончаров видел во всех людях Обломова.

Он видел Обломова как некий вечный, общечеловеческий тип. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина», вышедшей в журнале «Отечественные записки» в 1859 году, писал, что Обломов - это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью», то есть воспринимал его как знамение нынешнего общественного состояния страны. Этот определенный исторический тип завершает галерею «лишних людей» в русской литературе. В образе Обломова есть что-то, что свойственно всем русским людям. Советский исследователь-литературовед Л. М. Лотман (сестра Ю. М. Лотмана) писала, что «Обломов» - произведение «об умирании воли, «затухании» личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве рабства и барства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества».

Получается, что Обломов тоже принадлежал к типу «лишних людей», хотя он по характеру не похож ни на Онегина, ни на Печорина. И все потому, что вырос Обломов в семье очень патриархальной, то есть в семье уходящего в прошлое типа. Вот и получилось, что из жизни Обломовки Илья Ильич вышел, а в новую жизнь войти не смог.

Гончаров, безусловно, создал новый тип «лишнего человека». Но он изображает главного героя своего романа в новых исторических обстоятельствах и видит причины его бездеятельности не столько в противостоянии с окружающим обществом, сколько в обломовщине - социальных условиях, сформировавших личность героя. Поместное дворянство, ярким представителем которого является Обломов, долгое время бывшее экономической и политической опорой российского государства, постепенно начинает утрачивать былые позиции, вырождается.

Когда Гончаров рассуждает о том, как формировался характер Ильи Ильича, он описывает, как рос Обломов. Его родители «понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», то есть они осознавали, что без образования особо ничего не добьешься, но любой труд считали неприятной необходимостью, формальным препятствием. Они хотели сделать так, чтобы для их сына было возможно «учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Эту мораль и это отношение к труду Илья Ильич усвоил с детства.

Для Гончарова в «Обломове», как и для Пушкина в «Евгении Онегине», было очень важно показать истоки характера, именно поэтому он описывает детство и родителей своего героя, его воспитание. Для этого и нужна была автору глава «Сон Обломова».

В ней Гончаров показывает идиллию. Обломов, засыпая, видит «благословенный уголок земли», природа которого - «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Он видит семилетнего себя, ему «легко, весело», потом он видит всю свою семью и свой дом в Обломовке, где «главною заботою была кухня и обед». Он видит няню, которая рассказывает ему «об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет».

Обломовка рисуется как целое царство. Гончаров говорит, что жизнь в том краю дышала «первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью», что родители Ильи Ильича «никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами», а потом, описывая обучение у Штольца, он отмечает, что «ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу».

Можно сказать, что Обломов принадлежит некоей эпохе, в то же время в нем есть признаки человека, который не смог полноценно реализовать свой потенциал, найти применение своим лучшим качествам.

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Я старался показать в «Обломове», как

и отчего у нас люди превращаются прежде

времени в «кисель» — климат, среда...

дремот-ная жизнь и еще частные,

индивидуальные у каждого обстоятельства.

И. А. Гончаров

Началось с неумения надевать чулки,

а кончилось неумением жить.

И. А. Гончаров

Первое мая 1843 года. Петербург. В квартире на Гороховой улице лежит на диване Илья Ильич Обломов. Молодой (ему 32—33 года) человек испытывает чувство «мир-ной радости» при мысли о том, что не надо идти на службу, беспокоиться, хлопотать о чем-то, «что есть простор его чувствам, воображению». Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет ее такой, где будет вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень. Правда, дальше мечтаний (даже таких!) дело не идет: Обломов не только сам не трудится, но и презирает людей, занимающихся трудом. «Я барин и делать ничего не умею», — гордо заявляет он. Службу Илья Ильич оставил, хозяйством заниматься не хочет и не умеет, живет на деньги, присылаемые из имения (сколько пришлют, он никогда не знает).

В портрете Ильи Ильича автор подчеркивает мягкость, доброе выражение лица, приветливый взгляд, «вольно порхающую» по лицу мысль. Человек этот чем-то даже симпатичен. Он укоряет себя, задает себе вопрос: «Отчего я такой?» В самом деле, отчего? Родился таким? Кто дал возможность ему бездельничать? Ведь он еще молод, полон сил. Но суета большого города не для него. И нет у него желания служить, не хочет он никуда ехать, не хочет сойти с дивана. Тихая, спокойная жизнь в имении, «полнота удовлетворенных желаний, разумных наслаждений» — вот обломовский идеал.

Путь к этому «идеалу» начался в Обломовке. В главе «Сон Обломова» Гончаров рисует Илюшу семилетним ребенком, рассказывает о его воспитании, об обстанов-ке, в которой рос мальчик, о среде, формировавшей его характер. В детстве Илюша был подвижным и любознательным, но ему и словом, и личным примером вну-шали, что самому делать ничего не надо, для этого есть Ваньки, Васьки, Захарки. К обучению сына его родители тоже относились своеобразно, полагая, что учиться следует слегка, «не до изнурения души и тела». Становясь старше, мальчик понял, что так и легче гораздо, научился сам покрикивать на слуг и увиливать от учебы. Такое воспитание подавляло в ребенке все хорошее и развивало все дурное. И ок-ружающая обстановка этому способствовала: никто ничего не делал, хозяйство разваливалось; обильная еда и сон, «подобие смерти», — вот круг интересов обломовцев. Любознательность Илюши удовлетворялась сказками няни, которые так на него действовали, что «воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». Он, уже взрослый человек, грустил, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Рисуя детство Обломова, Гончаров не раз повторяет мысль: все, что видит Илю-ша, и делает его таким, каким мы встречаем его в квартире на Гороховой улице. Оттуда, из Обломовки, его апатия, лень, безволие. Влияние на Илюшу Обломовки было таким сильным и глубоким, что ни в студенческие годы, ни после его уже нельзя было искоренить.

Посеешь характер — пожнешь судьбу... Ильей все больше овладевали лень и апа-тия, у него не хватало сил бороться с ними (благо, обломовских денег хватало на барскую жизнь, а чего еще человеку надо?). Первые столкновения с жизнью, пер-вые трудности испугали Обломова. Однажды он отправил деловое письмо вместо Астрахани в Архангельск и, напуганный этим, подал в отставку. «Так кончилась и потом уже не возобновлялась его государственная деятельность», — иронически замечает автор.

Обломов отгородился от мира, распрощался с «толпой друзей», все реже стал выходить из дома, как будто прирос к своему дивану (диван, халат и туфли стано-вятся символом сибаритства барина). Иногда ему хочется стать другим, покончить с ленью, он даже (в мечтах, конечно!) составляет планы переустройства имения, решает бороться со злом, но только изменит позу и продолжает обдумывать, «не щадя сил», — вот и вся работа.

Даже такое нехитрое дело, как переезд на новую квартиру, представляется ему неразрешимой проблемой и тяжким жизненным испытанием. «Трогает жизнь, везде достает», — жалуется Обломов. Друг детства, настойчивый, энергичный Штольц пытается пробудить его от летаргического сна — напрасно!

Когда в жизнь Ильи Ильича вошла умная, деятельная, романтичная Ольга Ильин-ская, в нем вспыхнула надежда на возрождение. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время преобразился. Он рано встает, тщательно одевается («халата не ви-дать на нем»), вместе с Ольгой посещает театры, музеи, даже взбирается на холмы, начинает вести переговоры о строительстве нового дома в Обломовке. Материал с сайта

Но даже ради любимой девушки Илья Ильич не смог преодолеть рокового влия-ния обломовщины. Его по-прежнему тянет к дивану. Он хочет, чтобы любовь не на-рушала привычного образа жизни. «Жалкое состояние нравственного рабства» (Доб-ролюбов) побеждает, и Обломов отказывается от Ольги, от надежд, от любви, находит утешение и новую Обломовку, женившись на доброй, безответной, умеющей предан-но любить, но совершенно неразвитой Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, нежизнеспособ-ный характер, определили трагическую судьбу неплохого человека, рожденного, может быть, для иной участи.

Писатель очень убедительно показывает драму Ильи Ильича, его постепенную гибель, причина которой — губительное влияние феодально-крепостнической сис-темы, породившей обломовщину.

Гончаровская критика, проникнутая сочувствием отдельному человеку, но бес-пощадная по отношению к крепостнической системе, оказывает очень сильное воз-действие. Недаром впечатление от романа было «огромно и единодушно», как с удов-летворением отмечал И. А. Гончаров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характер обломова
  • обломов сочинение краткое
  • если в романе причины, сформировавшие обломова таким
  • как повлияла обломовка на судьбу ильи ильича
  • сущность характера обломова

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее "увертюрой всего романа". Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких... Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об "истинном подобии смерти", заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?".

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня".

Штольц и Обломов - две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

В романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению