Разное

Что сделал царь соломон. История царя Соломона

Более прославленного своей мудростью человека в истории сложно отыскать. К его словам прислушивались современники и о них помнят потомки. Поговаривали, что даже дикие звери, растения, птицы, степные духи и огненные джинны склонялись, лишь заслышав имя царя Соломона. Однажды ночью ему явился сам Бог, у которого мудрец не стал требовать богатств или бессмертия. Он просил только мудрости и разумения, чтобы отличать добро от зла, а хорошее от худого. Об этом гласит легенда, но ведь третий правитель объединенного Израильского царства существовал на самом деле. Давайте разберемся, каким был этот удивительный монарх и как сложилась его судьба, тщательно отбирая зерна от плевел, то есть отсеивая правду из вымысла.

Кто такой Соломон: биография величайшего легендарного мудреца

Своего наивысшего расцвета государство Израиль достигло во времена именно этого правителя. Начало десятого века до нашей эры было для него чрезвычайно удачным. Прозорливость предыдущего царя Давида, а также настоящая мудрость Соломона привели к колоссальному скачку экономики, развитию архитектуры, строительства, науки, искусств. Он был мирным царем, за время его правления не произошло ни единого крупного вооруженного конфликта, а сидеть на троне ему довелось ровно сорок лет.

Историческая достоверность всего, что мы будем обсуждать в статье, является предметом научных споров на протяжении сотен лет. Существование Соломона, как и его отца, вкупе со всем Израильским царством, вызывает сомнение даже у ученых-историков. Профессор Исраэль Финкельштейн из Тель-Авива считает, что в те времена Иерусалим был просто крохотной деревенькой на пересечении караванных путей, а сами евреи – шайкой разбойников. Никаких археологических подтверждений «золотого века» найдено так и не было.

Кратко о царе, благословенным Богом

С самого рождения сын Давида Соломон знал, что предназначен для будущего царствования. Отец готовил его к этому, обучая всему, что требуется знать будущему правителю. Он пришел на престол через кровь своего старшего брата, но тот сам выбрал свою судьбу, предавая его. За сорок лет своего правления царь, получивший в полное и безраздельное владение целое государство, не только продержал его на должном уровне, но и значительно возвеличил и укрепил. Считается, что он не любил воевать, а проблемы с соседями решал по-своему – он просто женился на их дочерях, становясь зятем и близким другом. В его гареме было более семи сотен жен и еще около трех сотен одалисок и наложниц.

Особо прославился этот правитель тем, что в центре Иерусалима возвел огромный храм в честь бога Яхве. Постройка по величию, размерам и красоте ничуть не уступала вавилонским или египетским архитектурным шедеврам. Он первым решил применить в иудейской армии конницу и боевые колесницы, хотя сам воевать никогда не стремился. Он окружил себя и своих подданных роскошью и достатком, а также отличался врождённой справедливостью, чем завоевал доверие и любовь. Но, как и любому несовершенному человеку, ему было присуще совершать ошибки, которые впоследствии привели к развалу державы после его смерти.

Рождение легенды Иерусалима

Чтобы разобраться, существовал ли такой правитель, стоит выяснить, кто такой Соломон в Библии. Именно эта книга является главным источником информации о древнем царе. В священных еврейских текстах, связанных с годами его руководства, имеется множество личных имен, географических мест, а также дат и других цифр. Потому принято считать его исторической персоной. Кроме того, в некоторых античных текстах тоже можно отыскать его имя, что полностью подтверждает военачальник и иудейский историк Иосиф Флавий.

Упоминается пророк Сулейман, которого принято отождествлять с интересующим нас персонажем, и в Коране. Обе истории, рассказанные в священных книгах, очень похожи: Соломон строит храм, развивает добропорядочные отношения с соседями, женится на египетской принцессе, а после смерти, все, созданное с любовью и трудом, разваливается – страна рассыпается на отдельные княжества.

Правда, в историчности событий сомневаются многие ученые. Археолог из Израиля Зеэв Херцог считает, что при полном отсутствии фактических доказательных материалов по поводу существования Израильского царства, Давид и Соломон могли быть и правителями соседних княжеств. Более того, он говорит, что Иерусалим, хотя и был уже довольно большим поселением, но никаких дворцов, а тем более, крупных храмов, в нем быть просто не могло.

Однако стоит вернуться к герою нашего повествования. Согласно Библии, он появился на свет в царском семействе приблизительно в 1010-1011 годах до нашей эры, о чем гласит третья глава Первой Книги Паралипоменон. Матерью его была пресловутая Вирсавия (Бат-Шева), которую Давид сперва изнасиловал, а потом послал ее мужа на верную гибель, чтобы узаконить отношения. Существует версия, будто ничего подобного не было, а супруг женщины, отправляясь на войну, дал ей разводное письмо, как было принято в те времена. Тогда-то ее встретил царь и взял к себе во дворец.

При рождении будущему пророку было дано имя Иедидиа, что значит «друг Бога» или «возлюбленный Всевышним». Имя Шломо (Соломон) появилось несколько позже, когда стала понятна натура будущего правителя, ведь слово это происходит от еврейского «шалом», что значит «мир». Было у него еще семеро братьев и сестер, ничем особенным, кроме предательства и измены, не отличившихся.

Приход к власти младшего из братьев

Задолго до того, как развернулись трагические события, царя Соломона, вернее только будущего правителя, отец выбрал в качестве своего преемника, несмотря на то, что он не был старшим из детей. Причина была проста – другие сыновья не оправдали его ожиданий. Старший отпрыск его – Амнон – имел неосторожность влюбиться в собственную сестрицу Фамарь, которая взаимностью ему не отвечала (на близкородственные связи уже существовал строжайший законодательный запрет). Тогда он заманил ее к себе в покои, где изнасиловал, а затем прогнал. Увидев, что Давид никак не наказал сына за такой серьезный проступок, за сестру решил вступиться еще один брат – Авессалом.

Он выжидал очень долго, целых два года тая обиду и планируя месть. Однажды на пиру он приказал своим верным рабам убить Амнона. Эта смерть была ему выгодной вдвойне, ведь так он становился еще и первым по старшинству наследником империи отца, устранив соперника. На этом Авессалом не остановился. Он стал активно агитировать против отца, и его политические игры привели к расколу в кругах знати. В итоге молодой вождь поднял мятеж и даже на некоторое время занял Иерусалим, но Давид справился с проблемой. Будучи уже старым и дряхлым, он решил помазать на царство своего младшего сына от любимой жены.

Последний акт этой древней трагедии разыгрался уже после того, как прежний правитель умер, а молодой успешно взошел на престол. Еще один из братьев пророка Соломона, Адония, заключив тайный договор с военачальником Иоавом, а также верховным священнослужителем Авиафаром, решил узурпировать власть. Его «потуги» были раскрыты, он бежал и спрятался в храме, опасаясь мести брата-правителя. Но тот, казнив всех участников заговора, его помиловал. Правда, когда Адония пришел просить у него руки одалиски Ависаги, Соломон не на шутку рассердился. В те времена, чтобы доказать и укрепить свою власть, мужчины забирали себе жен и наложниц соперников. Упрямого брата царя схватили и тут же казнили, имея вполне законную причину.

Внутренняя политика справедливого царя

Согласно библейским историям, Соломон всегда старался не уничтожать врагов, а приобрести союзников и друзей. Он действительно был нацелен на процветание государства, потому заботился о собственных подданных. Если верить этим рассказам, то он организовал справедливый и честный суд для каждого, вне зависимости от достатка или положения.

Третья книга Царств как нельзя лучше иллюстрирует это. В ней содержится притча о женщинах, живущих в одном доме и неспособных «поделить» ребенка. Каждая из них утверждала, будто ребенок ее, не собираясь уступать. Тогда Соломон приказал разрубить дитя на равные части. После чего царь приказал отдать малыша той, которая просила сжалиться и сохранить ему жизнь.

Согласно тем же библейским рассказам, создание центрального храма в Иерусалиме – намного больше, чем просто возведения культового здания. Это было символом объединения всего израильского народа под эгидой мудрого правителя. Причем проект его был создан еще Давидом, а Соломон только воплотил его в жизнь, хотя это оказалось вовсе не просто.

Считается, что он приступил к работам на четвертом году своего правления, а уже спустя семь лет храм был открыт в аккурат перед праздником Суккот (Кущей). Но так быстро удалось воздвигнуть только основное строение, весь остальной комплекс доводился еще восемь лет. В 586 году до нашей эры великолепное здание было до основания разрушено вавилонянами. При этом пропали древние еврейские реликвии, к примеру, Ковчег Завета со скрижалями Закона Моисея.

В период правления Соломона наблюдалось также зарождение и расцвет иудейской духовной литературы. Как раз тогда были созданы труды Ягвиста, составлены сборники сказаний об Иисусе Навине, досконально проработаны биографии первых израильских царей. Было написано даже некое подобие официальной хроники – «Книга дел Соломоновых». Правда, большинство текстов полностью утрачены и об их существовании можно судить только из более поздних описаний людей, которые якобы держали их в руках.

Внешняя политика дипломатичного лидера

Как упоминалось неоднократно, про царя Соломона всегда говорили, что он являлся мудрым и справедливым правителем и был крайне миролюбив. Он неохотно вступал в конфликты, старался купировать их в стадии зарождения и воссоединил территории Иудеи и Израиля под собственным руководством. Приоритетным для его царства был торговый путь из Дамаска в Египет, который приносил основные доходы в казну.

Также правитель поддерживал дружбу с финикийским монархом Хирамом I Великим. Но главной заслугой Соломона считается то, что он сумел поставить точку в многовековой войне египтян и евреев. Он взял в жены египетскую принцессу и тем самым породнился с правящей там династией. Исследователи считают, что девушка могла быть дочерью фараона Псусеннеса II, Шешонка I или Сиамона.

Эзотерические послания от царя

Вокруг этого правителя всегда ходило множество разнообразных слухов и сплетен, причем большая часть их была окутана тайнами, мистикой и колдовством. Поговаривали, что, кроме ума, он обладал еще и магическими способностями, а также умел правильно и грамотно их использовать. По легенде, он написал даже несколько трактатов по данной теме, а также являлся обладателем настоящих магических артефактов.

  • «Ключи Соломона» - это тайный гримуар (книга заклинаний), авторство которых приписывают иудейскому царю. Нужно понимать, что этот трактат не является единым текстом, а состоит из разных книг, зачастую представляющих и описывающих различные магические системы вызова демонов и подчинения ангелов.
  • Существует система гаданий, называемых «Круг Соломона», который тоже приписывают именно этому человеку. Он состоит из расчерченного листа, разделенного на сто секторов (по числу библейских псалмов) и пшеничного зернышка.
  • Печать царя Соломона также называют еще и его звездой. Речь идет о символе из наложенных друг на друга треугольников, которые символизируют щит Давида. Считается, что при помощи такой печати царю удалось запечатать в сосуде семьдесят два демона и управлять ими по собственному разумению.
  • Еще один артефакт, заслуживающий внимания, это кольцо Соломона. Легенда гласит, что оно было подарено правителю ангелами и дает силу управлять всеми нечестивыми духами, демонами, которые под его воздействием называют свои имена.

Последний предмет якобы хранится в склепе под охраной драконов, однако точного места за все прошедшие тысячелетия выяснить так и не удалось.

Личная жизнь мудрого царя

Чаще всего в литературе упоминается библейская легенда о встрече мудрого правителя и царицы Савской – Шебы. Она якобы приехала проверить мудрость правителя и стала задавать вопросы, на которые он с легкостью ответил. После этого он осыпал девушку драгоценными дарами, а, возможно, и имел с ней интимную связь. Из-за этого христианские правители Эфиопии впоследствии стали считать, будто ведут род от двух этих прославленных личностей и являются их прямыми потомками (Соломонова династия).

Жены, наложницы и дети

В чем не получилось бы упрекнуть древнего иудейского правителя, так это в отсутствии внимания к прекрасному полу. В его гареме была тысяча женщин только по библейским текстам. Причем каждой своей супруге или наложнице он умудрялся уделить время, окружал их роскошью и создавал все условия для радостного и счастливого существования. После него осталось множество детишек, но только один наследник, упомянутый в Библии – Ровоам, сын аммонитянки Наамы (Ноемы). Он и развалил с таким трудом выстроенное царство своего отца. Однако считается, что вина его в том мала, ведь сам Бог пообещал, что за праведность Давида не будет наказывать его сына, а вот внуков уже настигла справедливая кара.

В те времена браки между израильтянами и язычниками не приветствовались. Однако в гареме царя было множество девушек совершенно разных племен и народностей. Годы Соломона протекали в неге и благоденствии, хотя он со своими женщинами мог отправлять языческие культы и его даже видели на горе Порицания (проклятая местность, куда праведным лучше было не соваться). Там он выстроил жертвенник и со своей новой молодой женой поклонялся языческим идолам, за что и навлек гнев Бога.

Закат правления, отступившего от клятв

Конечно, религия многое значила в жизни, в особенности, когда речь идет о древних временах, когда человек не мог объяснить многих явлений природы и окружающего мира. Однако, скорее всего, причины падения колоссального израильского царства были намного более тривиальны. Рядом с огромным и прекрасным храмом царь приказал возвести еще и дворец, достойный самого Всевышнего. Подданные, в том числе и высокопоставленные, со временем начали потихоньку интриговать против правителя. Назревал реальный политический кризис, но ситуацию под контролем удавалось удержать, благодаря былой мощи и славе.

Все это строительство на протяжении сорока лет правления, а также крайнее угнетение народа со стороны вождя привели к полному истощению казны. Повинность в строительстве, которое вытягивало у народа последние жилы, стали отбывать не только рабы, бедняки, нищие и наемные работники, но и обычные граждане. Для этого они должны были оставить свои текущие дела, что вовсе не способствовало экономическому росту. Народ беднел день ото дня. Еще при жизни Соломона стали вспыхивать мятежи и восстания. После его смерти единое государство снова распалось на Иудею и Израиль

Смерть мистика и мудреца

Разняться сведения в священных книгах по поводу того, сколько лет прожил великий царь. Если верить иудейскому талмуду, то возраст его был всего пятьдесят два года, когда он умер от скоротечной болезни. Однако Коран говорит уже восьмидесяти одном. Приближенные правителя уложили его во дворце, выстроив специальное ложе. Они не торопились хоронить тело, так как опасались летаргического сна. Его периодически обмывали, умасливали и натирали разными магическими мазями.

Когда черви завелись в царском посохе, тогда только Соломон был признан мертвым и захоронен. Могила древнего мудрого правителя была строго засекречена, так как, по легенде, на ней выросла волшебная трава, дающая тайные знание всякому, кто ее сорвет. Ученые так и не выяснили, где находится усыпальница Соломона.

В память о легендарном правителе

Образ этого странного человека, который порой совершал нестандартные поступки и принимал удивительные решения, во все века интересовал поэтов, писателей, художников и композиторов. Люди искусства не могли пройти мимо такого колоритного персонажа. Немецкий поэт восемнадцатого века Фридрих Готлиб Клопшток посвятил ему целую трагедию в стихотворной форме, Рубенс написал прекрасную картину «Суд Соломона», а музыкант Шарль Франсуа Гуно – целую оперу «La reine de Saba».

В 1956 году по мотивам библейской истории об этом человеке была снята историческая картина «Соломон и царица Савская». В честь него даже назван узел, который по сути является только лишь зацеплением, состоящим из двух замкнутых петель, переплетенных дважды.

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

Соломон . Означенное слово означает мирный . Соломон был десятый сын Давида и родился от Вирсавии, бывшей сначала женою Урии, в 1033 г. до Р. X. (). Имя Соломона дано ему родителями, согласно пророчеству Нафана, в знак возвращения к ним мира и милости Божией и в ознаменование мирного его царствования, в противность воинственному царствованию Давида (). Господь возлюбил новорожденного, и пр. Нафан, по слову Господа, назвал его Иедидия – возлюбленный Богом (). О детстве и юности сына Вирсавии свящ. дееписателем не передается никаких сведений. Судя по глубокой любви, оказываемой Давидом своему будущему преемнику, и тем торжественным заветам, которыми он обязал его, передавая ему царскую власть, – заветам, осуществление которых, несомненно, требовало большого ума и большой учености, можно безошибочно предполагать, что Соломон вполне был воспитан и обучен всей тогдашней премудрости израильской и что ум его, кроме того, был глубоко напоен мудростью, сходящей свыше .

Когда Давид состарился, вошел в преклонные лета (), Адония, старший сын его, сделал попытку вступить на престол своего отца. В этом предприятии ему помогали Иоав, главный начальник войска, и первосвящ. Авиафар, как глава церкви по своему высокому положению пользовавшийся большим влиянием среди Израиля. Иоав и Авиафар, конечно, хорошо сознавали, что они жили в переходный период и что наступает новый порядок вещей, при котором легко могут усилиться их сила и влияние. Адония подозревал сына Вирсавии, и когда тот пригласил прочих братьев на предполагаемое венчание на царство, то не послал приглашения к Соломону: вероятно, он уже знал о намерении своего отца и о Божественной на то воле не в его пользу. Пророк Нафан, провидя бедствия, которые могли произойти от этого замысла, немедленно советовал Вирсавии отправиться к своему престарелому царственному мужу и напомнить ему об его клятве – сделать Соломона наследником своего престола. Царица отправилась к Давиду, и благодаря ее усиленным просьбам были своевременно приняты меры, чтобы уничтожить вероломное посягательство Адонии на престол. В предупреждение же чего-либо подобного на будущее время Давид немедленно приказал Ванею, опытному военачальнику, Садоку-первосвященнику, Нафану-пророку привести Соломона к потоку Гион, помазать его миром и провозгласить его пред народом как будущего царя израильтян. Все это было исполнено в точности. И затрубили трубою и весь народ закричал: да живет царь Соломон. Радостные звуки труб, раздававшиеся в городе, скоро были услышаны Адонией и его сообщниками, которые немедленно в страхе разбежались, изъявили раскаяние и принесли присягу будущему царю. Приблизилось время умереть Давиду, и вот он, призвав к себе Соломона, убеждал его тщательно сохранить чистоту сердца и справедливость как в своем собственном лице, так и в управлении делами; сообщил ему подробные наставления относительно устройства храма Иегове, приказал ему наказать Иоава за убийство Авенира и Амессая, равно как Семея за жестокие проклятия, произнесенные им некогда на главу царя. Вскоре после того престарелый царь почил с своими отцами, и Соломон сделался единственным царем в Израиле. Строго исполняя завещание своего отца и в видах обеспечения мира для своего царства, юный царь прежде всего воспользовался случаем освободить свое царство от наиболее могущественных врагов: с этой целью Адония, Ависага, последняя наложица в доме Давида, Иоав и Семей были убиты, первосвящ. Авиафар был лишен своего сана и изгнан в Анафов, в город убежища, в колене Вениаминовом. Согласно с восточными обычаями, Соломон взял за себя дочь фараона, царя египетского, и ввел ее в дом Давидов – событие хотя и бывшее нарушением закона, но отпразднованное и тогда с необыкновенною роскошью (, Пс. ХLIV). Соломон счел необходимым оставить на время нечестивые идольские богослужения некоторых из его подданных, которые даже до сего времени еще не совсем освободились от идолопоклонства, но приносили жертвы и курение на высотах. И хотя он сам возлюбил Господа и ходил по уставу Давида, отца своего, но и он приносил жертвы и курения на высотах (). До построения храма святыня, пользовавшаяся большим благоговением со стороны народа, находилась в Гаваоне, где стоял медный жертвенник и алтарь, сделанный Моисеем еще в пустыне. Сюдато пришел Соломон во время одного из торжественных собраний и здесь принес на этом жертвеннике Господу Богу тысячу всесожжений. Господь явился ему во сне ночью и сказал ему: проси что дать тебе? Молодой царь с глубоким чувством смирения и покорности воле Божией просил себе только одного – сердце разумное, чтобы справедливо судить и управлять многочисленным народом, вверенным его управлению. И благоугодно было Господу, замечает священный дееписатель, что Соломон просил этого. Ему было дано от Господа сердце мудрое и разумное и, кроме того, богатство и слава, гораздо больше, чем было у его предшественников. Соломон возвратился тогда в Иерусалим и пред Ковчегом Завета принес Господу благодарственную жертву. И сделал он большой пир для всех слуг своих ().

Вполне утвердившись на престоле и всецело приготовившись к исполнению своих многотрудных обязанностей, преемник Давида является теперь пред нами мудрым правителем избранных 12 колен. Так как деяния славного царствования Соломона, изложенные в III кн. Царств (III-XI), и в II кн. Пар. (IX), за немногими выдающимися исключениями, имеют отрывочный характер, то мы сделаем краткий очерк во I) – мудрости Соломона, II) – его богатства, III) – его царствования и личного его характера.

I. Мудрость Соломона . Ум Соломона обладал всеми началами, на которых зиждется истинная мудрость, – т. е. здравым суждением, обширной памятью, громадным запасом знаний и искусным применением оных к делу. Мудрое решение спора между двумя матерями касательно живого и мертвого младенца, спора, происходившего в его присутствии, обнаруживает в нем ясное и точное понимание чувств человеческого сердца и глубокую мудрость (). Здравые начала, которыми он руководствовался в административных делах, возбуждали глубокое уважение и страх к столь мудрому судии. Нельзя не заметить при сем, что судебные обязанности в означенное время составляли один из наиболее важных отделов царского правления; и вот мы читаем в Библии , что Соломон, уже в начале своего царствования, сделал притвор с престолом, с которого он судил, притвор для судилища сделал он (), на котором он восседал и решал многочисленные тяжбы, возникавшие в среде его подданных. Различные его познания в различных делах поистине были изумительны. И была мудрость Соломона, замечает свящ. дееписатель, выше мудрости всех сынов Востока, и всей мудрости Египтян. Он был мудрее всех людей (IV, 30, 31). Он изрек три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять (ст. 32). Его познания были очень разнообразны. По словам свящ. дееписателя, и говорил он о деревах от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах (). Кроме сих громадных ученых знаний и указанных выше письменных произведений, Соломон составил еще следующие книги: Песнь песней, Притчей и Екклезиаст, несомненно написанные им по вдохновению Св. Духа. Слава о его необыкновенной мудрости, естественно, не могла при этом ограничиться тесными пределами Иудеи. Между всеми соседними народами и далеко, далеко, даже до границ Аравии, передавались о Соломоне различные удивительные рассказы. И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона (IV, 34). Услышав о мудрости и славе Соломона, к нему пришла в Иерусалим с весьма большим богатством царица Савская, или Южная, чтобы испытать его загадками, и беседовала с ним обо всем, что было на сердце у ней. И объяснил ей Соломон все слова ее, и не нашлось ничего незнакомого Соломону, чего он не объяснил бы ей (X, 1–3). И вот, мне и в половину не сказано о множестве мудрости твоей, воскликнула царица отдаленной Савеи, расставаясь с ним, ты превосходишь молву, какую я слышала ().

II. Богатство Соломона . Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности – земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были поистине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и, может быть, также с Индией. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой – в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. Падут пред ним жители пустынь, восклицает псалмопевец , и враги его будут лизать прах. Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары (Пс. LХХI, 9–10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником при умножении богатства служила слава о его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения – именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, немало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморам. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течение многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большой свитой евнухов и других слуг, конечно, требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами.

Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил на устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным из них, конечно, было храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. ). Он построил также великолепный дворец для себя – дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (), и вне стен града Иудина – дворец для дочери фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили, по-видимому, всякое вероятие.

III. Царствование Соломона . И жили Иуда и Израиль , замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12 областей, не соответствовавших, впрочем, 12 коленам Израилевым, и над каждой из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. Поистине его царствование считалось как бы золотым веком еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешним блеском своего царства, оставил или, по крайней мере, уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большей частью язычниц из окрестных народов – моавитян, аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода идумейского. Во время покорения идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет, здесь благосклонно принят был фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей и, повелевши Иеровоаму взять из них 10, сказал ему: Так говорит Господь, Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранял повеления Мои, а отниму царство от рук сына его; тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов . Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом; но Соломон, узнав об этом, искал погубить его, и он убежал в Египет к Сусакиму, царю египетскому, и там оставался до кончины Соломона (). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли, конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (). Книга Екклезиаста , писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12, 13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости , но при всем высоком поучительном ее содержании она принадлежит позднейшему времени и ее нет на еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с и каждой душой верующей. В Притчах , или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни, полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самым животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искуство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода – все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукой практической и не замедлила сделать значительные успехи. Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые, к сожалению, не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно Иисусом Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Мф. ХП, 42).

Царь Соломон (на иврите - Шломо) - сын Давида от Бат-Шевы, третий еврейский царь. Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета еврейского могущества и влияния, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало очень много о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости. Главной и высшей его заслугой считается построение Храма на горе Цион - то, к чему стремился его отец, праведный царь Давид.

Уже при рождении Соломона пророк Натан выделил его среди других сыновей Давида и признал достойным милости Всевышнего; пророк дал ему другое имя - Едидья («любимец Б-га» - Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» - прозвищем («миротворец»).

Восшествие Соломона на престол описано в высшей степени драматично (Млахим I 1 и далее). Когда царь Давид находился при смерти, его сын Адония, ставший после смерти Амнона и Авшалома старшим из сыновей царя, задумал захватить власть ещё при жизни отца. Адония знал, по-видимому, что царь обещал престол сыну своей любимой жены Бат-Шевы, и захотел опередить своего соперника. Формальное право было на его стороне, и это обеспечило ему поддержку влиятельного военачальника Йоава и первосвященника Эвьятара, а пророк Натан и священник Цадок были на стороне Соломона. Для одних право старшинства было выше воли царя, и ради торжества формальной справедливости они перешли в оппозицию, в лагерь Адонии. Другие считали, что поскольку Адония не был первородным сыном Давида, то царь был вправе отдать престол, кому захочет, хотя бы и своему младшему сыну Соломону.

Приближавшаяся кончина царя побудила обе партии к активному выступлению: они хотели осуществить свои планы ещё при жизни царя. Адония думал привлечь сторонников по-царски пышным образом жизни: он завёл колесницы, всадников, пятьдесят скороходов, окружил себя многочисленной свитой. Когда, по его мнению, настал удобный момент для осуществления замысла, он устроил за городом пиршество для своих приверженцев, где собирался провозгласить себя царём.

Но по совету пророка Натана и при его поддержке Бат-Шеве удалось убедить царя поспешить с исполнением данного ей обещания: назначить Соломона своим преемником и помазать его сейчас же на царство. Священник Цадок в сопровождении пророка Натана, Бнаягу и отряда царских телохранителей (крети у-плети) повезли Соломона на царском муле к источнику Гихон, где Цадок помазал его на царство. Когда раздались звуки рожка, народ закричал: «Да здравствует царь!». Народ стихийно пошёл за Соломоном, сопровождая его во дворец с музыкой и ликующими криками.

Весть о помазании Соломона испугала Адонию и его сторонников. Адония, боясь мести Соломона, искал спасения в святилище, ухватившись за рога жертвенника. Соломон обещал ему, что если он будет вести себя безупречно, «волос не упадёт с его головы на землю»; в противном же случае он будет казнён. Вскоре Давид умер, и царь Соломон вступил на престол. Так как сыну Соломона, Рехаваму, было при воцарении Соломона один год (Млахим I 14, 21; ср. 11, 42), следует предположить, что Соломон не был «мальчиком» при восшествии на престол, как можно было бы понять из текста (там же, 3, 7).

Уже первые шаги нового царя оправдали мнение, составленное о нём царём Давидом и пророком Натаном: он оказался бесстрастным и прозорливым правителем. Между тем, Адония попросил царицу-мать добиться царского разрешения на его брак с Авишаг, рассчитывая на народное воззрение о том, что право на престол имеет тот из приближённых царя, которому достаётся его жена или наложница (ср. Шмуэль II 3, 7 и далее; 16, 22). Соломон понял замысел Адонии и предал своего брата смертной казни. Так как Адонию поддерживали Йоав и Эвьятар, то последнего устранили от должности первосвященника и сослали в его имение в Анатот. Известие о гневе царя дошло до Йоава, и он укрылся в святилище. По повелению царя Соломона Бнаягу убил его, т. к. его преступление по отношению к Авнеру и Амасе лишило его права убежища (см. Шмот 21, 14). Был устранён и враг Давидовой династии, Шими, родственник Шауля (Млахим I 2, 12-46).

Впрочем, о других случаях применения царём Соломоном смертной казни нам неизвестно. Кроме того, по отношению к Йоаву и Шими он лишь исполнил завещание отца (там же, 2, 1-9). Укрепив свою власть, Соломон принялся за решение стоявших перед ним задач. Царство Давида было одним из значительных государств Азии. Соломону предстояло укрепить и сохранить это положение. Он поспешил вступить в дружественные отношения с могущественным Египтом; предпринятый фараоном поход в Эрец-Исраэль был направлен не против владений Соломона, а против ханаанейского Гезера. Вскоре Соломон женился на дочери фараона и получил покорённый Гезер в приданое (там же, 9, 16; 3, 1). Это было ещё до постройки Храма, т. е. в начале царствования Соломона (ср. там же, 3, 1; 9, 24).

Обеспечив, таким образом, свою южную границу, царь Соломон возобновляет союз с северным соседом, финикийским царём Хирамом, с которым был в дружественных отношениях ещё царь Давид (там же, 5, 15-26). Вероятно, в целях сближения с соседними народами, царь Соломон взял себе в жёны моавитянок, аммонитянок, эдомитянок, сидонянок и хиттиек, которые, надо полагать, принадлежали к знатным родам этих народов (там же, 11, 1)

Цари приносили Соломону богатые дары: золото, серебро, одеяния, оружие, лошадей, мулов и т. д. (там же, 10, 24, 25). Богатство Соломона было так велико, что «он сделал серебро в Иерусалиме равным камням, а кедры сделал равными сикоморам» (там же, 10, 27). Царь Соломон любил лошадей. Он первый ввёл конницу и колесницы в еврейскую армию (там же, 10, 26). На всех его предприятиях лежит печать широкого размаха, стремление к грандиозности. Это придавало блеск его царствованию, но, вместе с тем, ложилось тяжёлым бременем на население, главным образом, на колена Эфраима и Менаше. Эти колена, отличаясь по характеру и некоторым особенностям культурного развития от колена Йеуды, к которому принадлежал царский дом, всегда имели сепаратистские стремления. Царь Соломон думал принудительными работами подавить их строптивый дух, но результатов достиг прямо противоположных. Правда, попытка эфраимита Йеровама поднять восстание ещё при жизни Соломона, закончилась неудачей. Мятеж был подавлен. Но после смерти царя Соломона его политика по отношению к «дому Йосефа» привела к отпадению десяти колен от династии Давида.

Большое недовольство среди пророков и людей, верных Б-гу Израиля, вызывало его терпимое отношение к языческим культам, которые вводили его жёны-иноплеменницы. В Торе сообщается, что он построил на Масличной Горе капище для моавитского бога Кмоша и аммонитского бога Молоха. Тора связывает это «уклонение его сердца от Б-га Израиля» с его старческим возрастом. Тогда совершился перелом в его душе. Роскошь и многожёнство развратили его сердце; расслабленный физически и духовно, он поддался влиянию своих жён-язычниц и пошёл по их пути. Это отпадение от Б-га было тем преступней, что Соломон, согласно Торе, дважды удостаивался Б-жественного откровения: первый раз ещё до строительства Храма, в Гивоне, куда он отправился совершить жертвоприношения, т. к. там была великая бама. Ночью Всевышний явился Соломону во сне и предложил просить у Него всё, что царь ни пожелает. Соломон не просил ни богатства, ни славы, ни долголетия, ни побед над врагами. Он просил только даровать ему мудрость и умение управлять народом. Б-г обещал ему и мудрость, и богатство, и славу, и, если он будет исполнять заповеди, также долголетие (там же, 3, 4 и далее). Второй раз Б-г явился ему по окончании строительства Храма и открыл царю, что внял его молитве при освящении Храма. Всевышний обещал, что примет этот Храм и династию Давида под Свою защиту, но если народ отпадёт от Него, то Храм будет отвергнут и народ изгнан из Страны. Когда сам Соломон ступил на путь идолопоклонства, Б-г возвестил ему, что отнимет у его сына власть над всем Израилем и отдаст другому, оставив дому Давида только власть над Иудеей (там же, 11, 11-13).

Царь Соломон царствовал сорок лет. С атмосферой конца его царствования полностью гармонирует настрой книги Коэлет. Испытав все радости жизни, испив чашу наслаждения до дна, автор убеждается, что не удовольствие и наслаждение составляют цель жизни, не они дают ей содержание, а страх Б-жий.

Царь Соломон в Агаде

Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена самого Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1). Соломон вступил на престол, когда ему было 12 лет (по Таргуму Шени к книге Эстер 1, 2-13 лет). Он царствовал 40 лет (Млахим I, 11, 42) и, следовательно, умер пятидесяти двух лет от роду (Седер Олам Рабба, 15; Берейшит Рабба, С, 11. Ср., однако, Иосиф Флавий, Иудейские Древности, VIII, 7, § 8, где утверждается, что Соломон вступил на престол четырнадцати лет от роду и царствовал 80 лет, ср. также комментарий Абарбанеля к Млахим I, 3, 7). Агада подчёркивает сходство в судьбе царей Соломона и Давида: оба они царствовали по сорок лет, оба писали книги и составляли псалмы и притчи, оба строили алтари и торжественно переносили ковчег завета и, наконец, у обоих был руах а-кодеш. (Шир а-ширим раба, 1. с.).

Мудрость царя Соломона

Соломону ставится в особую заслугу то, что во сне он просил только о даровании ему мудрости (Псикта рабати, 14). Соломон считался олицетворением мудрости, так что сложилась поговорка: «Видящий Соломона во сне может надеяться стать мудрым» (Брахот 57 б). Он понимал язык зверей и птиц. Творя суд, он не нуждался в допросе свидетелей, так как уже при одном взгляде на тяжущихся узнавал, кто из них прав и кто виноват. Песнь Песней, Мишлей и Коэлет царь Соломон написал под влиянием руах а-кодеш (Макот, 23 б, Шир а-ширим Рабба,1. с.). Мудрость Соломона проявлялась и в постоянном стремлении распространить Тору в Стране, для чего он строил синагоги и школы. При всём том Соломон не отличался надменностью и, когда нужно было определить високосный год, он приглашал к себе семь учёных старцев, в присутствии которых хранил молчание (Шмот Рабба, 15, 20). Таков взгляд на Соломона амораев, мудрецов Талмуда. Таннаи же, мудрецы Мишны, за исключением р. Йосе бен Халафта, изображают Соломона в менее привлекательном свете. Соломон, говорят они, имея много жён и постоянно увеличивая количество лошадей и сокровищ, нарушил запрет Торы (Дварим 17, 16-17, ср. с Млахим I, 10, 26-11, 13). Он слишком уж полагался на свою мудрость, когда решил спор двух женщин о ребёнке без свидетельских показаний, за что получил порицание от бат-коль. Книга Коэлет, по мнению некоторых мудрецов, лишена святости и является «лишь мудростью Соломона» (В. Талмуд, Рош а-Шана 21 б; Шмот Рабба 6, 1; Мегила 7а).

Могущество и блеск царствования царя Соломона

Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии. Мудрого царя однажды пристыдил муравей, которого он во время одного из своих полётов поднял с земли, посадил на руку и спросил: есть ли на свете кто-либо более великий, чем он, Соломон. Муравей ответил, что считает себя более великим, т. к. иначе Господь не послал бы к нему земного царя и тот не посадил бы его к себе на руку. Соломон разгневался, сбросил муравья и закричал: «Знаешь ли ты, кто я?». Но муравей ответил: «Знаю, что ты сотворён из ничтожного зародыша (Авот 3, 1), поэтому ты не вправе слишком возноситься».
Устройства трона царя Соломона подробно описывается во Втором Таргуме к книге Эстер (1. с.) и в других Мидрашах. Согласно Второму Таргуму, на ступенях трона находилось 12 золотых львов и столько же золотых орлов (по другой версии 72 и 72) один против другого. К трону вели шесть ступеней, на каждой из которых находились золотые изображения представителей царства животных, по два разных на каждой ступени, один напротив другого. На верхушке трона находилось изображение голубя с голубятником в когтях, что должно было символизировать владычество Израиля над язычниками. Там же был укреплён золотой подсвечник с четырнадцатью чашечками для свечей, на семи из которых были выгравированы имена Адама, Ноаха, Шема, Авраама, Ицхака, Яакова и Иова, а на семи других - имена Леви, Кеата, Амрама, Моше, Аарона, Эльдада и Хура (по другой версии - Хаггая). Над подсвечником находился золотой кувшин с маслом, а ниже - золотая чаша, на которой были выгравированы имена Надава, Авигу, Эли и двух его сыновей. 24 виноградных лозы над троном создавали тень над головой царя. При помощи механического приспособления трон перемещался по желанию Соломона. Согласно Таргуму, все животные при помощи особого механизма протягивали лапы, когда Соломон поднимался на трон, чтобы царь мог на них опереться. Когда Соломон достигал шестой ступени, орлы поднимали его и усаживали на кресло. Затем большой орёл надевал ему венец на голову, а остальные орлы и львы поднимались наверх, чтобы образовать тень вокруг царя. Голубь спускался, брал из ковчега свиток Торы и клал его на колени Соломону. Когда царь, окружённый Сангедрином, приступал к разбору дела, колёса (офаним) начинали вертеться, а звери и птицы испускали крики, приводившие в трепет тех, кто намеревался дать ложные показания. В другом Мидраше рассказывается, что при шествии Соломона на трон животное, стоявшее на каждой ступени, поднимало его и передавало следующему. Ступени трона были усыпаны драгоценными камнями и кристаллами. После смерти Соломона египетский царь Шишак завладел его троном вместе с сокровищами Храма (Млахим I, 14, 26). После смерти Санхерива, покорившего Египет, троном вновь завладел Хизкиягу. Затем трон последовательно доставался фараону Нехо (после поражения царя Йошии), Невухаднецару и, наконец, Ахашверошу. Эти правители не были знакомы с устройством трона и потому не могли им пользоваться. Мидраши описывают также устройство «ипподрома» Соломона: он имел три фарсанга в длину и три в ширину; в середине его были вбиты два столба с клетками наверху, в которых были собраны разные звери и птицы.

При постройке Храма Соломону помогали ангелы. Элемент чуда сказывался повсюду. Тяжёлые камни сами поднимались наверх и опускались на надлежащее место. Обладая даром пророчества, Соломон предвидел, что вавилоняне разрушат Храм. Поэтому он устроил особый подземный ящик, в котором впоследствии был скрыт ковчег завета (Абарбанель к Млахим I, 6, 19). Посаженные Соломоном в Храме золотые деревья приносили плоды каждый сезон. Деревья завяли, когда в Храм вошли язычники, но они вновь расцветут с пришествием Машиаха (Йома 21 б). Дочь фараона принесла с собой в дом Соломона принадлежности культа идолопоклонников. Когда Соломон женился на дочери фараона, сообщает другой Мидраш, с неба сошёл архангел Гавриэль и воткнул в морскую пучину шест, вокруг которого образовался остров, на котором впоследствии был построен Рим, покоривший Иерусалим. Р. Йосе бен Халафта, который всегда «принимает сторону царя Соломона», полагает, однако, что Соломон, женившись на дочери фараона, имел единственной целью обратить её в еврейство. Существует мнение, что Млахим I, 10, 13 следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, родившей Невухаднецара, который разрушил Храм (см. толкование Раши к этому стиху). Другие же вовсе отрицают историю о царице Савской и предложенных ею загадках, а слова малкат Шва понимают как млехет Шва, царство Савское, покорившееся Соломону (В. Талмуд, Бава Батра 15 б).

Падение царя Соломона

Устная Тора сообщает, что царь Соломон за свои грехи лишился трона, богатства и даже разума. Основанием служат слова Коэлета (1, 12), где он говорит о себе как о царе Израиля в прошедшем времени. Он постепенно опустился с вершины славы в низины нищеты и несчастья (В. Талмуд, Сангедрин 20 б). Предполагают, что ему вновь удалось овладеть троном и стать царём. Сверг Соломона с трона ангел, принявший образ Соломона и узурпировавший его власть (Рут Рабба 2, 14). В Талмуде вместо этого ангела упоминается Ашмадай (В. Талмуд, Гитин 68 б). Некоторые мудрецы Талмуда первых поколений полагали даже, что Соломон был лишён удела в будущей жизни (В. Талмуд, Сангедрин 104 б; Шир а-ширим Рабба 1, 1). Рабби Элиэзер на вопрос о загробной жизни Соломона даёт уклончивый ответ (Тосеф. Йевамот 3, 4; Йома 66 б). Но, с другой стороны, о Соломоне сказано, что Всевышний простил ему, как и отцу его, Давиду, все совершённые им грехи (Шир а-ширим Рабба 1. с.). В Талмуде говорится, что царь Соломон издал постановления (таканот) об эруве и омовении рук, а так же включил в благословение на хлеб слова о Храме (В. Талмуд, Брахот 48 б; Шабат 14 б; Эрувин 21 б).

Царь Соломон (Сулейман) в арабской литературе

У арабов еврейский царь Соломон считается «посланцем Всевышнего» (rasul Allah), как бы предтечей Мухаммада. Особенно подробно арабские легенды останавливаются на его встрече с царицей Савской, государство которой отождествляется с Аравией. Имя «Сулейман» давалось всем великим царям. Сулейман получил от ангелов четыре драгоценных камня и вправил их в магический перстень. Присущая перстню сила иллюстрируется следующим рассказом: Сулейман обыкновенно снимал перстень, когда умывался, и передавал одной из своих жён, Амине. Однажды злой дух Сакр принял образ Сулеймана и, забрав кольцо из рук Амины, сел на царский престол. Пока Сакр царствовал, Сулейман скитался, всеми покинутый, и питался подаянием. На сороковой день царствования Сакр бросил перстень в море, там его проглотила рыба, пойманная затем рыбаком и приготовленная Сулейману на ужин. Сулейман разрезал рыбу, нашёл там перстень и вновь получил свою прежнюю силу. Сорок дней, которые он провёл в изгнании, были наказанием за то, что в его доме поклонялись идолам. Об этом, правда, Сулейман не знал, но знала одна из его жён (Коран, сура 38, 33-34). Ещё мальчиком Сулейман якобы отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. В арабской версии этого рассказа волк съел дитя одной из женщин. Дауд (Давид) решил дело в пользу старшей женщины, а Сулейман предложил разрезать ребёнка и, после протеста младшей, отдал ребёнка ей. Превосходство Сулеймана над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.

Сулейман предстаёт великим воителем, любителем военных походов. Страстная любовь его к лошадям привела к тому, что, осматривая как-то раз 1000 вновь доставленных ему лошадей, он забыл совершить полуденную молитву (Коран, сура 38, 30-31). За это он позже убил всех лошадей. Во сне ему явился Ибрагим (Авраам) и убеждал предпринять паломничество в Мекку. Сулейман отправился туда, а затем в Йемен на ковре-самолёте, где вместе с ним находились люди, звери и злые духи, птицы же тесной стаей летели над головой Сулеймана, образуя балдахин. Сулейман, однако, заметил, что в этой стае отсутствует удод, и пригрозил ему страшным наказанием. Но последний вскоре прилетел и успокоил разгневанного царя, рассказав ему о виденных чудесах, о прекрасной царице Билкис и её царстве. Тогда Сулейман послал царице с удодом письмо, в котором просил Билкис принять его веру, угрожая в противном случае покорить её страну. Чтобы испытать мудрость Сулеймана, Билкис предложила ему ряд вопросов и, убедившись, наконец, в том, что он далеко превзошёл славу о себе, покорилась ему вместе со своим царством. О пышном приёме, устроенном Сулейманом для царицы, и о предложенных ею загадках говорится в суре 27, 15-45. Сулейман умер пятидесяти трёх лет от роду, после сорокалетнего царствования.

Существует легенда, что Сулейман собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими. После смерти Сулеймана духи пустили молву о нём, как о чародее, который сам пользовался этими книгами. Многие этому поверили.

В Священном писании существует один библейский персонаж, который окутан целым шлейфом мифов и легенд. Его образ считается неотъемлемым для иудейской, христианской и исламской религий, а его мудрость и справедливость воспевались целыми поколениями литераторов и поэтов. По библейским источникам он выступает в качестве мудрейшего из людей, справедливого судьи, умевшего найти оригинальное решение в самых необыкновенных ситуациях. Этому человеку приписывались и фантастические качества, как то: власть над джиннами, понимание языка зверей.

И хотя ряд историков отрицает его физическое существование, мотивируя это тем, что он и его деяния описываются только в библейских источниках, но в культуре разных народов он упоминается как реальный человек со всеми своими достоинствами и недостатками. Картинки из его жизни и деяний часто изображались на витражах средневековых храмов, миниатюрах византийских рукописей, живописных полотнах художников и в многочисленных произведениях литераторов. А словосочетание «Соломоново решение» уже множество веков существует как крылатое выражение. Да, речь идет о Соломоне, третьем царе Израиля.

Шломо, Соломон, Сулейман – это имя известно практически каждому образованному человеку независимо от его возраста и отношения к религии. Насчет его биографии специалисты спорят до сих пор, однако общепринятой версией считается то, что он был одним из младших сыновей царя Давида, бывшего простого воина, служившего царю Сеулу и прославившегося фантастической победой над Голиафом. После того как этот смелый и находчивый боец сменил на троне Израиля царя Сеула, он стал активно развивать родное государство. Однако, как любой властитель, Давид совершал и ошибки. Одной из них стал грех прелюбодеяния, которое он совершил с Вирсавией, женой одного из своих подчиненных, впоследствии отправленного на верную гибель.

Прекрасная женщина стала женой Давида, и от этого брака в 1011 году до н. э. появился на свет мальчик, которому счастливые родители дали имя Шломо, в буквальном переводе с иврита звучащее как «мир». Правда, грех, совершенный Давидом, не прошел ему даром: у него появились могущественные недоброжелатели, одним из которых стал Нафан, входящий в сонм пророков, авторов Книги Царств. Его проклятие еще долго преследовало Давида, которому долго пришлось вымаливать прощения Всевышнего. Непредсказуемость действий Давида сказалась и на принципе престолонаследия. Имея полноценного преемника на трон старшего сына Адония, он решил отдать царство самому младшему – Соломону.

Этот шаг спровоцировал в стране сильнейший кризис, едва не закончившийся полноценной войной. Адония даже успел сформировать специальный отряд телохранителей, однако в армии и в церковной среде он не получил желаемой поддержки. Неудачному наследнику пришлось искать убежище в Скинии, а его ближайшие соратники были схвачены и подвергнуты наказанию в виде казни или ссылки. Сам Адония был помилован Соломоном, однако это лишь ненадолго продлило его земное существование. Решив жениться на Ависаге Сунамитянке, прислужнице царя Давида, он переступил черту дозволенного, и был казнен.

После того как династический конкурент был устранен, Соломон стал единоличным властителем Израиля. Он был наделен недюжинной мудростью, не принимал военное решение конфликтов, поэтому в числе первых своих действий как полноправного царя совершил сближение с Египтом. Несмотря на скандальный уход евреев из этой страны, это государство было сильно и обладало огромными богатствами. Такие страны лучше иметь, пусть не в союзниках, но в друзьях, поэтому Соломон предложил правящему тогда в Египте фараону Шешонку I отдать ему в жены свою дочь. Вместе с нильской красавицей он в качестве приданого получил город Тель-Гезер, а также возможность брать плату за прохождение торговых караванов по Царской дороге Via Regia, которая тянулась из Египта до Дамаска.

Вторым направлением дружественной дипломатии стало Финикийское царство. Наладив связи с его правителем Хирамом I Великим, который пообещал поставить в Израиль необходимые строительные материалы, он смог начать грандиозное возведение храма. В качестве оплаты за кипарис, золото и работников Финикия получала из Израиля пшеницу и оливковое масло. Кроме того, финикийцам отошла часть израильских южных земель.

О недюжинных умственных способностях Соломона говорит легенда о его общении с правительницей Сабеи царицей Савской. Грамотная и мудрая женщина приехала в Израиль, чтобы проверить Соломона рядом загадок. Царь Израильский с честью выдержал это испытание, за что гостья подарила мудрому правителю огромное количество золота, драгоценных камней и благовоний. Современники утверждали, что после этого визита Израиль стал процветающим и богатым.

Интересно, что как яркий политик Соломон отвергал силовые решения конфликтов. Собственно от него и пошло, что степень вины, а также размер наказания виновного должен определять судья – человек абсолютно независимый от любой из сторон конфликта. Считается, что Соломон стал первым таким судьей, а как пример его работы на данном поприще приводится случай с двумя женщинами, делившими одного ребенка. Видя, что обе матери настаивают, что младенец принадлежит только им, Соломон принял совершенно нетривиальное решение. Он приказал слугам принести меч, которым собрался перерубить несчастного младенца на две части, чтобы каждая из женщин получила свою часть ребенка. По реакции просительниц на столь жестокое решение он смог выяснить, кто из них настоящая мать, а кто самозванка.

Конечно же, царская жизнь не отличалась спокойствием. Но Соломону сохранять самообладание согласно легенде помогало волшебное кольцо. Эта вещица, полученная от придворного философа, давала возможность царю находить спасение от различных страстей. С наружной стороны на перстне была выгравирована надпись: «Все проходит», а внутри ее продолжение: «Пройдет и это». Глядя на эти надписи, царь усмирял свой гнев, успокаивался, после чего находил остроумное решение самых запутанных дел.

Соломону приписывается еще и такое нововведение. Согласно древним легендам некогда нашу планету постигло страшное наводнение, погубившее мощную цивилизацию Атлантиду. Выжившие люди образовали новое общество, а от старого же остались лишь древние артефакты, в числе которых были вещи, имевшие технологическое предназначение. Среди руководителей вновь появившихся стран такие находки ценились очень высоко, ведь они давали преимущество перед конкурентами. Все знания такого рода исключительно путем устной передачи, чтобы важнейшая информация не ушла к враждебно настроенным соседям.

Соломон первым отошел от этой практики. Он начал фиксировать эзотерические знания в письменном виде. Среди приписываемых ему трактатов числятся «Ключи Соломона», в одном из разделов которых есть упоминание о 72 демонах. Современная наука считает это зашифрованными знаниями о количестве человеческих гормонов. Данные труды для удобства чтения информации были дополнены большим количеством схем и знаков. Значительная часть этих рисунков используется в эзотерике до настоящего времени. Помимо «Ключей Соломона» его авторство приписывается также «Книгам Екклесиаста», «Песне песней» и «Книге Притчей».

К сожалению, даже мудрым представителям власти трудно удержаться от соблазнов. Соломона, как и его царство, которое он строил долгие годы, погубило любвеобилие. Легенды говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Одна из жен, которую царь очень сильно любил, была чужестранкой. Умная женщина смогла уговорить Соломона построить языческий алтарь. Его возведение поссорило Соломона с Всевышним, который пообещал лично самонадеянному правителю и его стране наслать различные несчастья. Так и произошло. От многочисленных строительных проектов опустела царская казна, на окраинах начались волнения в среде эдомитян и арамитян, а сам Соломон умер в 52-летнем возрасте, наблюдая за сооружением злополучного алтаря. В дальнейшем предсказание Всевышнего сбылось: древний Израиль раскололся. И хотя у иудеев еще были взлеты в развитии, но достичь процветания времен Соломона древние евреи не смогли.