Психология

Что такое доброта? Доброта и жестокость. Доброта и жестокость по отношению к «братьям нашим меньшим»

Представляем вариант итогового сочинения 2018 года по теме «Доброта и жестокость». Тезисы, цитаты и аргументы — все как положено! Кроме этого, обязательно рекомендуем ознакомиться с сочинениями по схожей теме ОГЭ «Что такое доброта?» и ЕГЭ «Проблема добра и зла» .

Вступление

Доброта – это отзывчивость, готовность помочь нуждающемуся, чувство сострадания и любви. Поддержка слабых, тех, кто не может позаботиться о себе сам в той или иной ситуации.

Жестокость – термин противоположный. Зло может быть слепым. Когда кто-то совершает его неосознанно: обижает кого-то, причиняет боль. Но хуже всего жестокость осознанная. Когда человек понимает, что делает и специально пользуется слабостью другого. Особенно, по отношению к детям и животным.

Проблема

В современном мире стало больше жестокости. Искренняя доброта, отзывчивость, милосердие сейчас большая редкость.

Тезис №1

«Жестокость – даже к злым – ведет в ад. Что же говорить о жестокости к добрым?»

Восточная мудрость. Индия.

Аргументация

Рассказ Андрея Платонова «Юшка» повествует о жестокости к доброму.

Жил в одном провинциальном городе старый на вид человек. Звали Ефим, а было ему всего сорок лет. Но его считали юродивым старцем и называли Юшкой. Горожане всех возрастов издевались над мужчиной. Дети смеялись, толкали, бросали камнями и землей. Их удивляло то, что он не ругался, не пытался отлупить за хулиганские проделки. А старик думал, что дети его мучают потому, что любят, но не умеют выразить своей любви.

Взрослые, в свою очередь, вымещали на нем горе и злость. И то, что мужчина не пытался ответить, защититься от побоев, только добавляло людям жестокости. Зато в это время горожане забывали о собственных душевных страданиях, боли, обидах.

Ефим работал в кузнице за еду и небольшое жалованье, которое должно было идти на чай с сахаром, одежду. Но герой не покупал ни того, ни другого. Пил пустую воду без заварки, не ел сахара, ходил в лохмотьях.

Юшка копил деньги, чтобы помогать сироте, учить ее в пансионе. Каждое лето он ходил пешком к девочке в Москву и обратно. Люди об этом узнали, когда Ефим умер. А приемная дочь, выучившись на медика, приехала в город, где он жил.

Девушка была доброй, как ее благодетель. Стала лечить жителей, не требуя платы. Посвятила помощи людям всю жизнь.

Вывод

Конечно, правы древние индийские философы. Жестокость ведет в ад. Особенно несправедлива и страшна жестокость к добрым. Но милосердие, добро сильнее несправедливости. И рано или поздно приходит их торжество.

В рассказе Платонова зло к божьему человеку приводит к аду. Когда не стало Юшки, не на ком больше было вымещать негатив, копившийся в людях. Человеческий гнев, агрессия изливались друг на друга. Но после приезда приемной дочери Ефима Дмитриевича, в городе поселилось добро.

Тезис №2

«Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.»

Л.Н. Толстой

Аргументация

Корней Чуковский в своих воспоминаниях отмечал, что Леонид Андреев отличался душевной чистотой и благородством, что делало его не приспособленным для житейской борьбы. Одним из его качеств была удивительная доброта, но она скромно терялась на фоне других ярких, многогранных свойств личности писателя. И все же редко получалось скрыть эту «слабость». Однажды писатель пустил в дом беглого каторжника, уверенный, что тот политический. Но каторжанин оказался уголовным. Мало того, что он ограбил писателя, так еще пообещал убить. Леонид Николаевич сначала сильно разгневался. Но через несколько дней, узнав, где пребывает тот мужчина, отправил ему финансовую помощь, ватник и теплую дорогую шапку.

Особенно доброта прозаика проявлялась в помощи литераторам. На собственные средства Андреев построил для них загородный дом.

Сложное, но прекрасное качество нашло отражение в творчестве писателя.

Рассказ Л.Н. Андреева «Кусака» повествует о бродячей собаке. Жизнь на улице тяжела, несправедлива. Животное били, обижали. Голод, холод, боль ожесточили собаку. Она стала злой, оттого ее прозвали Кусакой.

Но нашлись люди, которые добром, лаской, едой смогли растопить сердце дворняги. Ее взяли в дом, подарили крышу над головой. Но счастье длилось недолго. Наступила осень, новые хозяева покинули дачу, а вместе с ней и Кусаку.

Теперь после жестокого предательства собака не поверит никому. Больше никогда не будет доброй.

Вывод

В этом рассказе к беде привели не побои и обиды. Жестокость здесь приняла сначала обличье добра. Что оказалось значительно хуже. Неискренняя любовь, ласка обернулись еще большей болью, чем физические увечья.

Тезис №3

«Доброта лучше красоты.»

Г. Гейне

Аргументация

Милосердием, любовью ко всему живому чаще наделены люди, внешне непривлекательные. Однако, доброта ценнее красоты. К этой теме нередко обращались русские и зарубежные поэты, писатели, драматурги.

В легендарном романе «Война и мир» Л.Н. Толстой создает образ Марьи Болконской. Княжна не отличается внешней красотой. Автор указывает на слабое тело, бледное, худое, болезненное лицо. Но большие, ясные, лучистые глаза. Глаза – зеркало души, в них отражен весь богатый внутренний мир героини.

Болконский – древний княжеский род. От семьи девушка унаследовала благородство, твердость духа, гордость, прямоту взглядов. Но в ее жизни нет упорядоченности, сухости и педантизма. Девушка мечтает о семье, детях, любви. Она добра и милосердна. В доме всегда много «божьих людей»: странников, богомолок, которым помогает молодая дворянка. Она сама задумывается о том, чтобы оставить все и пуститься по миру в «посконном рубище».

Девушка прощает жениха – Анатоля Курагина, увлекшегося юной француженкой. Не злится на отца за грубость и обиды. В последствии, стала хорошей супругой и заботливой матерью.

Княжну Марью можно сравнить с другой героиней романа – Элен Курагиной. В этой семье цинизм, меркантилизм, расчетливость – черты фамильные. Но внешне они великолепны. Пьер жестоко ошибается, выбрав Елену в жены.

Вывод

Таким образом, прав Гейне. Доброта прекраснее красоты физической. Лицо и тело стареют, дряхлеют. Но внутренний мир остается на всю жизнь.

Заключение

Доброта – важнейшее душевное свойство, без которого невозможна жизнь людей. А жестокость то, что разрушает существование и саму личность.

Направление «Доброта и жестокость».

Как можно раскрыть тему «Доброта и жестокость»

● Доброта и жестокость как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
● Доброта и жестокость как внутренний конфликт и внешний.
● Доброта и жестокость по отношению к окружающим, близким, тем, кто слабее, врагам и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к природе, животным и т.д.
● Доброта и жестокость по отношению к себе. Самобичевание, жалость к себе и т.д.
● Истинная и ложная доброта.
● Проявление доброты и жестокости. Поступки человека, его поведение, манера общения и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА

Качество характера, заключающееся в отзывчивости, в душевном и теплом отношении к людям, в отсутствии злобы и неприязни;

Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим.

ЧТО ТАКОЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Качество, характеризующее безжалостного человека. Проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Безжалостные поступки, стремление причинять другим страдание, получая при этом удовольствие.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Проблема доброты и жесткости является одной из основных в творчестве А.С.Пушкина. В повести «Капитанская дочка» эта проблема решается на примере двух героев: Петра Гринёва и Пугачёва. В момент их встречи в главе «Вожатый» Гринёв проявляет доброту по отношению к Пугачёву, когда жалует ему заячий тулупчик со своего плеча. Этот благородный жест спасёт ему впоследствии жизнь. Гринёв может быть жестоким, вспомним его ссору с Савельичем, когда нужно было отдать долг Зурину. Но даже в таких ситуациях доброта понуждает его просить прощения и восстанавливать хорошие отношения с человеком, которого он обидел. Такое поведение героя тоже не остаётся невознаграждённым, так как именно Савельич бросается в ноги палачей, чтобы спасти своего доброго барина. Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости. Пугачёв представлен в повести как предводитель бунтовщиков. В главе «Приступ» жестокость мятежников не знает предела: казнь капитана Миронова и его сподвижников, расправа над Василисой Егоровной. Пушкин нисколько не смягчает и скрашивает сцен насилия, давая нам понять, насколько страшен «русский бунт - бессмысленный и беспощадный». Но представляя нам образ башкирца с оторванным языком и отрезанными носом и ушами, Пушкин хотел показать, что эта жестокость - порождение жестокости власть имущих к простому народу. На примере Пугачёва и Гринёва писатель хотел показать образец таких отношений, когда жестокость исключена: для этого в любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал героя, жестоко обращавшегося к людям. Возьмём историю с Грушницким. Ведь этот молодой человек глупо поплатился жизнью всего лишь за то, что оказался втянут в игру, затеянную от скуки Печориным. Немыслимо жестоко поступил «герой времени» с Бэллой и её семьёй. Отец был убит, Азамат сгинул, сама Бэлла тоже погибла, но до этого ещё настрадалась сначала от любви Печорина, а потом от её отсутствия. Писатель стремится показать нам, как страшен бывает человек, для которого существует только один закон - собственные прихоти и желания. Печорин не родился таким, он просто потерял всяческие ориентиры. Доброта, заложенная в нём, временами просыпается. Например, слепой мальчик вызывает невольное сожаление, вид убитой горем старухи, матери казака, зарубившего в пьяном угаре Вулича, пробуждает сочувствие. Он даже решил взять преступника живым, рискуя жизнью. И это ему с лёгкостью удалось. Если бы забота о людях всегда бы жила в его сердце и вызывала бы в нём добрые побуждения, его можно было бы назвать настоящим героем.

Н.В.Гоголь «Шинель» Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» изображена история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого. Он не способен ничего противопоставить своим мучителям, только однажды его жалобный лепет заставил «остановиться и в ужасе отшатнуться» молодого человека, ещё не утратившего способность быть добрым. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него. Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто ограбит, унизит и оскорбит другого.

Н.С.Лесков «Дурачок» Н.С.Лесков в своём творчестве обращался к теме праведничества. Он стремился показать образ человека, который неизменно оставался бы добрым. Главный герой рассказа «Дурачок» и является таким праведником, источником божественной доброты. Его можно сравнить со спасителем всех несчастных. Петьку он спасает от наказания розгами, подставив собственную спину; сам напросился в рекруты идти, жалея матерей, у которых сыновей могли забрать; отпустил на волю Хабибулу, приговорённого к смерти ханом-Джангаром, наверняка зная, что с него шкуру живьём снимут. Всё это объясняет Панька так: «Я терпеть не могу, чтобы других мучили,… вот возьми меня и вели меня вместо его мучить, - пусть моя душа будет счастливая и от всех страхов свободная». Непостижимую глубину человеческой доброты показал в этом произведении Лесков, и мы по-настоящему проникаемся духом «праведничества», с высоты которого оцениваем все события, происходящие в нашей жизни.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский стремился показать, что необходимо сохранять доброту в своём сердце даже в таком мире, в котором царит жестокость. Именно это является основой сюжета в романе «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой произведения, живёт в страшном мире всеобщего ожесточения. Реальность вызывает яростный протест, символически изображённый в первом сне Раскольникова: в огромную телегу, впряжена измождённая кляча, которая, несмотря на жестокое избиение кнутом, не может сдвинуть воз с места. В слезах просыпается Раскольников после такого сна. Он понимает, что невозможно так жить, и в его голове возникает ужасная теория, согласно которой он может получить избавление от всех страданий, возвысившись над другими, только для этого ему требуется научиться убивать. Парадоксально, но факт: человек, страдающий от жестокости, сам становится жестоким. Убийство старухи-процентщицы, которую Раскольников наметил себе в жертву из-за её никчемности и вредности, влечёт за собой другое убийство, уже ничем не оправданное. Это двойное преступление неподъёмным бременем ложится на совесть Раскольникова и заставляет мучиться и страдать. Главным испытанием становится одиночество, которое приводит его к Соне Мармеладовой. И тут он видит совершенно иное отношение к жизни. Соня - это воплощение доброты, «неиссякаемый колодец», по определению Раскольникова: «Выкопали и пользуются». Источником такой всеобъемлющей доброты является глубокая вера в вечную жизнь, в которую сначала не верил Раскольников. Совместное чтение о воскрешении Лазаря - это переломный момент в судьбе главного героя. После этого он решил смириться, покаяться и принять наказание за всё то зло, которое он совершил. Таким образом, можно сказать, что жестокость - это неверие в своё бессмертие, а доброта - это уверенность в вечной жизни, которая возможна только в Боге, призывающем: «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников, потому что праведные будут жить на земле».

Высказывания известных людей

Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми. Конфуций

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Лев Н. Толстой

Жестокость и страх пожимают руки друг другу. О. Бальзак

Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта. Ф. Бэкон

Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Чтобы любить добро, нужно всем сердцем ненавидеть зло. В. Вольф

Всякая жестокость происходит от немощи. Сенека

Без доброты невозможна истинная радость. Томас Карлейль

Доброта, даже самая маленькая, никогда не пропадает даром. Эзоп

Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца. Л. Ариосто

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Если в человеке не разовьется интерес к добру, то он недолго пройдет по хорошей дороге. К. Ушинский

Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. А. Чехов

Итоговое сочинение -2018-2019

Направление - Доброта и жестокость

Тренировочное сочинение

План:

1. Вечный бой между добротой и жестокостью.

2. Жестокость и доброта в семье деда Каширина (по повести М. Горького «Детство»).

3. Проблема доброты и жестокости в рассказе А. Платонова «Юшка».

4. Доброта и жестокость в сегодняшнем мире.

Наша жизнь так устроена, что доброта и жестокость соседствуют в ней, и между ними длится вечный бой. Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим. А в чём проявляется жестокость? В злых насмешках, едких замечаниях, в обидных и унижающих словах, побоях, насилии, убийствах. Литературе эта тема была интересна всегда.

Так, в повести Алексея Максимовича Горького «Детство» этой теме уделяется очень серьёзное внимание.

Василий Васильевич Каширин часто поступает несправедливо по отношению к домашним. Почему же дед так жесток? Как это объясняет автор повести?

У деда была очень тяжёлая жизнь. Он не выдерживает всех трудностей. От этого старик озлобляется, и всю злобу выливает на окружающих. Беспредельная жестокость дедушки позволяет ему пороть внуков по субботам.

А. М. Горький обращает наше внимание на то, что такое издевательство над детьми доставляло Каширину удовольствие. Однажды дед выпорол Алёшу до потери сознания, после этого мальчик болел целую неделю. Автор повести подчёркивает, что дом Каширина был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, даже дети принимали в ней живое участие. Глаза у деда были обжигающими, Алёша очень боялся их. Когда Алёша впервые увидел деда, то сразу почувствовал в нём врага. В доме царит настоящий ад. Родственники Алёши - угрюмые, жадные, самолюбивые. Дядья постоянно ругались между собой. Время от времени они дрались. Народная мудрость объясняет, что всякая жестокость происходит от немощи. И подтверждение этому мы видим в повести М. Горького «Детство»

Противоположностью деду является Акулина Ивановна. Бабушка старалась заменить Алёше мать, прикладывала все силы, чтобы мальчик рос в ласке и доброте. Внука подкупало то, что бабушка всегда говорила ласково, весело, складно, как-то особенно выпевала слова, похожие на цветы. Акулина Ивановна стала для мальчика самым дорогим человеком. От бабушки впервые услышал Алёша русские народные сказки. И от этого душа мальчика наполнялась добротой. Именно сказки эти спасли душу мальчика. Алёшу отдали в школу, где ему не понравилось, так как дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили.

Читая повесть, мы видим, что Алёша среди злых и жестоких людей в доме отыскал добрых и отзывчивых. Среди зла и жестокости можно найти добро. Повесть А. М. Горького заставляет нас убедиться в том, что доброта в человеке начинается с детства. А для жестокости был бы только повод.

Такую же проблему мы видим в рассказе Андрея Платонова «Юшка».
Герой Платонова – воплощение доброты. Юшка-человек, не похожий на других. У него прекрасная душа. Он терпеливый, мягкий, доверчивый. Это очень злило окружающих, которые по отношению к нему проявляли страшную жестокость. Жизнь кроткого и очень доброго человека была укором совести для этих жестоких людей-взрослых и детей. А Ефим Дмитриевич верил в то, что народ любит его. Он никогда не отвечал злостью на проявленную к нему жестокость. Только окружающие его люди не знали, что делать для любви. Они совершенно не умели любить, поэтому издевались над Юшкой и всячески терзали его. «Сердце в людях бывает слепое», - вот что прекрасно понимал Ефим Дмитриевич. Похоронив Юшку, люди быстро забыли о нём.

Но, читая рассказ, мы понимаем, что жизнь этих злых людей стала хуже, так как им не на кого было выплёскивать свою злость. У нас не может не возникнуть чувства глубокого сострадания и любви к этому герою. А мысль автора становится ещё ближе и понятнее, потому что рассказ заставляет задуматься над главным в жизни каждого из нас, так как бой доброты и жестокости нескончаем. Доброта, живущая в сердце человека, способна победить жестокость. Андрей Платонов убеждает нас в том, что без доброты и сострадания нет настоящего человека.

Читая повесть А. М. Горького «Детство» и рассказ А. А. Платонова «Юшка», мы ещё раз заостряем наше внимание на проблеме доброты и жестокости и понимаем, что сегодня для нас она имеет исключительное значение. Очень хочется надеяться на то, что мои современники будут как можно больше проявлять друг к другу доброты и отзывчивости. Тогда наш мир станет светлее и лучше. А жестокость будет отступать.

Сентябрь 2018 года.

Сочинение написано ученицей 11 класса Дианой М. под руководством

Репиной Екатерины Кирилловны.

Может ли человек стать добрее? Возможно ли развить, «увеличить» в себе доброту? Каким образом? На мой взгляд, не что-то, а кто-то может сделать человека добрее. И этот «кто-то» - сам человек. Если стараться отвечать на добро добром, не помнить обид, совершать поступки, в основе которых забота об окружающих, то можно стать добрее. Иными словами, в этом вопросе важно самовоспитание. За примерами обратимся к известным произведениям русских писателей.

Повесть В.Железникова «Чучело» - это непростая и очень жизненная история девочки Лены, взявшей на себя чужую вину. Подружившись с Димкой Сомовым, Лена видела в нём только хорошее: смелость, доброту к животным, заботливость. Но однажды Димка смалодушничал и выдал секрет одноклассников учительнице. Стремясь помочь другу, Лена объявляет, что это она рассказала Маргарите Ивановне о побеге в кино, и тогда класс объявляет ей бойкот. Начинаются страшные дни. Но мы видим, как в страданиях закаляется характер героини. Она начинает видеть в ином свете свои прежние поступки. Словно обнажается раненая душа: раньше она думала, что ребята весёлые – теперь понимает, что они злобно смеялись над ней и над её дедушкой. Ей стыдно: оказывается, она была со всеми заодно, предала дедушку, когда хохотала над прозвищем «Заплаточник». В финале повести уже не Лене, а Сомову объявляют бойкот, так как правда раскрылась. Но Ленка Бессольцева почему-то отказывается участвовать в возмездии. «Я была на костре», - говорит она. Выходит, испытания не озлобили её, а, напротив, сделали добрее - более отзывчивой, восприимчивой к чужой боли. Под влиянием Лены и Васильев решается не быть как все и отказывается участвовать в травле Сомова. Итак, стать добрее человек может сам или с помощью другого.

Об этом же говорит странник Лука из пьесы М.Горького «На дне». Он убеждён, что тюрьма и Сибирь не могут научить добру, а человек может. На страницах пьесы он представлен не в развитии, а как сформировавшаяся личность, но мы догадываемся, что в прошлом Луки было много испытаний и лишений. Не случайно он замечает о себе: «Мяли много, оттого и мягок». Перенесенные беды, однако, не ожесточили его, а научили сострадать, жалеть – иными словами, герой стал мягче, добрее к людям. В Сибири он пожалел воров, которые хотели залезть на дачу, и они, по его словам, оказались хорошими людьми. Каждому ночлежнику Лука находит слово утешения, даёт советы, позволяющие хотя бы на время отрешиться от жестокой реальности «дна». Он заявляет, что «и жуликов уважает», что вовремя человека пожалеть хорошо бывает. Эти истины он вынес, вероятно, из своего жизненного опыта, усвоил на практике. Таким образом, снова подтверждается мысль о том, что человек сам может сделать себя добрее.

Рассердившись на ближнего, обидев приятеля, не стоит ссылаться на жестокую действительность и тяжёлые времена. Человек может сохранить и взрастить в себе доброту! И мир станет добрее.

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Доброта и жестокость»




«Доброта и жестокость» в литературе: список произведений

Список литературных произведений на тему «Доброта и жестокость» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

1. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

2. Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;

3. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;

4. Булгаков, «Записки юного врача»;

5. В.П. Астафьев, «Людочка»;

6. Солженицын, «Матрёнин двор»;

7. А.П. Чехов, «Крыжовник»;

8. В.М. Шукшин, «Чудик»;

9. К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;

10. Т. Кенэлли, «Список Шиндлера».

11. М. Горький «Детство»



Темы сочинений «Доброта и жестокость»

Что такое доброта?

Что такое жестокость?

Почему люди бывают жестоки друг к другу?

Чем доброта отличается от милосердия?

Почему человек должен быть добрым?

Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?

Может ли доброта принести человеку разочарование?

Почему доброта и жестокость встречаются вместе?

Нужно ли сдерживать в себе доброту?

Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?

Как человек может воспитывать в себе доброту?

Может ли человек быть жестоким по отношению к братьям нашим меньшим?

Кого можно назвать добрым человеком?

Кого можно назвать жестоким человеком?

Уместна ли жестокость на войне?

Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?















Аргументы по направлению «Доброта и жестокость»

М. А. Шолохов. «Тихий Дон»

Автор «Тихого Дона», М. А. Шолохов полагает, что изначально всем людям свойственна доброта, но судьба многих из них складывается настолько плохо, что им приходится ожесточиться. Например, Григорий был добрым малым, но родители захотели женить его против воли. Избранницей стала дочь друга семьи, Наталья Коршунова. Своенравный герой уступил натиску отца, но затаил злобу против семьи. Он любил замужнюю казачку Аксинью, поэтому ради нее поступился семейным очагом. По отношению к жене он поступил жестоко, но разве не говорил он ей честно, что не любит ее? Однако именно она любой ценой хотела заполучить мужчину. Значит, причина появления жестокости всегда коренится в несправедливости, которую никто по глупости не заметил.




Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отец воспитывает в сыновьях боевой дух, но упражнений ему было недостаточно. Он захотел организовать реальный бой, где молодые люди проявят свою смелость. Для этого он сместил кошевого и направил казаков на польские земли, где бойцы получили серьезный отпор. После этого они окружили город Дубно, где горожане погибали от голода. Из-за боевого помешательства Бульбы погибли сотни людей. Поэтому читатель не сильно жалеет старого казака, когда его сын уходит из войска и позорит свой род. Андрий выбирает не воинственный дух казачества, а спокойную, мирную, оседлую жизнь в любви и спокойствии. Тарас сам виноват в этом предательстве, ведь жестокостью добра никогда не добиться.




И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращает внимание на жестокость детей по отношению к родителям. Они и сами не осознают, какую боль причиняют семье своим равнодушием. Печальные последствия этой ошибки мы видим в книге. Базаров не виделся со своими стариками три года, а приехал к ним всего на три дня. Отец едва осмеливается упрекнуть сына, а мать и вовсе только тайком проливает слезы. Они так боятся огорчить Евгения, ходят по струнке, которую он протянул над пропастью, что отделяет одно поколение от другого. Но герой как будто ничего не замечает. На первом плане для него свои интересы, а не чувства родителей. Он даже не поговорил с отцом, когда приехал после трехлетней разлуки, хотя и не спал всю ночь. К сожалению, мужчина так и не осознал своей неправоты, однако родители сохранили свою любовь для него даже после его смерти. Одинокую могилку навещали лишь мать и отец героя. Таким образом, жестокость в семье неминуемо приводит к трагедии.



И. А. Гончаров. «Обломов»

В романе И. А. Гончарова «Обломов» главный герой не отличается трудолюбием и целеустремленностью, зато он добр и доверчив. Его доброжелательность становится маяком, который указывает путь многим людям. Например, его друг детства Штольц всегда находит в обществе Ильи отдых и расслабление. Именно этого человека он посещает десятки лет подряд, и его симпатия не ослабевает от времени. Также доброта Обломова привлекает и покоряет красавицу Ольгу. Внешне Обломов некрасив, состояние у него неважное, да и в разговоре он не блещет остроумием. Но прекрасная и чистая душа мужчины нравится героине гораздо больше всего того, что могут предложить светские щеголи. Илья Ильич – это большой ребенок, который никому не желает зла. Он всегда покоряется друзьям, не ищет выгоды от общения с ними, принимает все удары судьбы спокойно и безропотно. Именно поэтому его так нежно опекала Агафья Пшеницына, так беззаветно любил слуга Захар. Все, кто знали его, ценили горячее и большое сердце героя. Таким образом, доброта всегда будет цениться людьми по заслугам и никогда не устареет.




А. И. Солженицын. «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» героиня является истинно добрым человеком. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной. Она никого не осуждает и живет скромно, довольствуясь малым: полуразвалившийся домик, колченогая кошка, чахлые фикусы и тощая коза. Хоть судьба и была к ней жестоко, старушка не держит зла на людей. Она даже отдает свою горницу приемной дочке, соглашаясь отдать последнее достояние, лишь бы помочь Кире. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника, и людям придется очень нелегко без услужливой Матрены. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир, и героиня тоже делала односельчан чуть лучше, чем они есть.