Психология

Что такое экспо. Всемирная выставка

История проведения всемирных выставок или EXPO началась с французской традиции национальных выставок. Кульминацией французского национального экспозиционного движения стала Французская Промышленная Выставка 1844 года. Она произвела на Европу такое сильное впечатление, что некоторое время спустя начали регулярно проводить Континентальные выставки, на которых демонстрировались достижения большинства стран Европы. А Британия гордо устраивала собственные экспозиции.

Первая выставка промышленных достижений "всех наций" состоялась в Хрустальном Дворце в лондонском Гайд-парке в 1851 году. Прозрачный павильон из стекла и был первым сооружением, построенным специально для всемирной выставки. Впоследствии такая практика стала не просто регулярной. Обязательным для каждой страны стало создание собственного национального павильона. Кроме того, с определенного момента страна-хозяйка к открытию стала строить памятные объекты (парадный вход, фонтаны, скульптурные группы) на территории города, где проходила выставка.

В истории развития всемирных выставок четко выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. Построек этого времени почти не сохранилось.

Начало второго периода ознаменовалось выставкой в Нью-Йорке, продлившейся целых два сезона с 1939 по 1940. Вплоть до 1987 года всемирные выставки стали проводиться под гуманистическими лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее. Слоганы выставки 1939 года звучали как: "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". "К миру через взаимопонимание" (1965), "Человек и его история" (1967). Архитекторы воплощали эти идеи в футуристических объектах, до сих пор вызывающих интерес у публики. Знаковой выставкой этого периода считается ЕXPO в Монреале 1967 года. Кстати, именно с этого года выставки стали называть EXPO.

Третий период: эпоха национального брендинга, начавшаяся в 1988 году. Теперь страны "пользуются" всемирными выставками как инструментами для поддержания своего имиджа, продвижения нации как бренда. Архитектурные проекты этого периода - это переосмысление традиционных форм, элементов и орнаментов.

Так выглядит сейчас место проведение всемирной выставки в Баффало в 1901 году. Это стадион и беговая дорожка, построенные специально для этого события.

А на месте Дома Свободных Промышленных Искусств, спроектированного для той же выставки в Баффало, теперь рядовой жилой квартал Олмстед.

В 1929 году всемирная выставка проходила в Барселоне. Одним известен прежде всего павильон Германии по проекту Людвига Миса ван дер Роэ. Большинству же знакомы две 47-метровые башни парадного входа на выставку работы Рамона Ревентоса. Их называют венецианскими башнями, потому что они сильно напоминают колокольню собора Сан-Марко в Венеции. Сегодня это вход на торговую ярмарку Барселоны.

Выставка 1935 года в Брюсселе оставила после себя Большой Дворец, выполненный в лучших традициях промышленной романтики ар-деко.

От парижской выставки 1937 года остались две постройки: Дворец Шайо и Дворец Токио (ныне Музей Современного искусства города Парижа).

Дворец Шайо был построен на площади Трокадеро Полем Риве на месте нелюбимого парижанами дворца Трокадеро. Здание выполнено в стиле ар-деко. Сегодня во дворце Шайо располагаются Музей человечества (Musee de l"Homme), Национальный морской музей (Musee national de la Marine), Музей памятников Франции (Musee national des Monuments Francais) и аквариум CineAqua (на месте каменоломен в подвале музея).

Токийский дворец того же года постройки к Токио не имеет почти никакого отношения. Просто он отделен от Сены Нью-Йорк авеню, которая с 1918 по 1945 год носила название Токио авеню. От этой улицы и происходит название. Стены дворца, имеющего много общего с античным храмом, сегодня украшены не только рельефами, но и граффити.

Новый этап выставочного движения начался в этом строгом павильоне из светлого известняка 1939 года постройки в Нью-Йорке.

В 1958 году всемирная выставка вернулась в Брюссель. Именно в этом году в городе появился культовый Атомиум, ставший одной из главных достопримечательностей столицы Бельгии. Атомиум был спроектирован архитектором Андре Ватеркейном как символ атомного века и мирного использования атомной энергии и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков.

Сооружение, покрытое изначально алюминиевым слоем, а после завершённого в феврале 2006 капремонта - стальной оболочкой, состоит из девяти "атомов", которые объединены в кубический фрагмент кристаллической решётки железа, увеличенный в 165 миллиардов раз. Высота атомиума составляет 102 м, вес - около 2400 тонн, а диаметр каждой из девяти сфер - 18 м. Шесть из них доступны для посетителей. Сферы соединены между собой трубами длиной 23 м, в них находятся эскалаторы и коридоры. Всего между шарами существует 20 соединительных труб. В средней - лифт, способный за 25 секунд поднять посетителей к ресторану и обзорной платформе, находящимся в самом высоком шаре Атомиума.

1962 год в Сиэттле был годом выставки под девизом: "Выставка XXI века". От экспозиции остался "ретрофутуристический" фонтан в виде полусферы.

Нью-Йорк вновь принимал всемирную выставку два года спустя после Сиэттла, в 1964. И сегодня можно увидеть уже обветшавшее здании павильона штата Нью-Йорк, выполненное в форме круга и напоминающее космический летательный аппарат.

Экспо 1967 года в Монреале с лозунгом "Человек и его мир" стало самой значимой за весь второй период развития всемирных выставок и по количеству интересных построек, в том числе.

Одно из них - здание, которое знает большинство студентов-архитекторов, Хабитат 67. Жилой комплекс, спроектированный малоизвестным за пределами Канады израильско-канадским архитектором Моше Сафди. Проект был частью его магистерской диссертации.

Идея Сафди состояла в том, чтобы подчеркнуть тему справедливого мира. Здание состоит из 354 идентичных сборных домов, сложенных вместе, в них 158 квартир самых разных размеров. Каждая имеет собственную террасу. Это был один из способов перенесения преимущества пригорода в город.

Скульптура Александра Кальдера "Человек и его мир"

В том же году американский архитектор и изобретатель Бакминстер Фуллер построил в Монреале геодезический купол собственного изобретения. Купол, по его мнению, являлся идеальной конструкцией, позволяющей экономить площадь постройки при большем ее объёме и до 40% стройматериалов.

На месте павильона США в американском Спокейне, где выставка оказалась в 1974, теперь парк развлечений. Сама конструкция павильона - прозрачная металлическая сетка, напоминающая купол передвижного цирка.

Солнечная сфера, приветствовавшая посетителей в Ноксвилле в 1982. Темой выставки была "Энергия, что движет миром".

1 мая 1851 года в Лондоне открылась первая Всемирная выставка "Великая выставка изделий промышленности всех наций" (название ЭКСПО появилось позже).

Для ее проведения в Гайд-парке был построен огромный Хрустальный дворец. Инициатором выставки был принц Альберт, супруг королевы Виктории, а дворец был воздвигнут по проекту Джозефа Пекстона. В 1936 году это уникальное сооружение сгорело дотла. Первая Всемирная универсальная выставка в Лондоне имела огромный успех, поэтому было решено провести вторую. Однако, итоги парижской выставки 1855 года были иными - 8 млн. франков убытков. Но это лишь раззадорило принца Альберта - он решил организовать третью выставку, которая открылась в 1862 году. На ней в качестве спецкора венской газеты Presse работал Карл Маркс.

Выставку посетили 6,2 млн. человек, однако с экономической точки зрения она оказалась не такой успешной. Это охладило энтузиазм англичан, однако начало новой эпохе было положено - именно эти три выставки считаются родоначальницами нынешних всемирных выставок ЭКСПО.
В 1867 году в Париже прошла очередная Всемирная ярмарка, положившая начало традиции размещать экспозиции стран-участниц в специально построенных национальных павильонах. Итогами венской выставки 1873 года стали 7,26 млн. посетителей и 14,86 млн. австрийских шиллингов прибыли - рентабельность составила 350%. Всемирная выставка, прошедшая через три года в Филадельфии, приняла уже 10 млн. человек и принесла 3,3 млн. долл. прибыли.
На Всемирной выставке в Париже 1878 года впервые состоялись международные научные конгрессы и конференции. Всемирные выставки стали символом торговой власти над миром, поэтому для них стали строить самые запоминающиеся архитектурные символы. Памятником Парижской выставки 1889 года стала Эйфелева башня.

В 1900 году Всемирную выставку в Париже посетило рекордное за всю историю всемирных выставок прошедшего столетия количество зрителей - 51 млн. человек. Лишь немногие выставки первой волны оказывались убыточными, поэтому находилась масса желающих организовать нечто подобное. В результате, начиная примерно с 1889 года, доходность официальных выставок стала снижаться. В 1907 году, чтобы как-то бороться с таким "клонированием", национальные выставочные комитеты европейских стран объединились в международную федерацию, а в 1912 году в Берлине была созвана дипломатическая конференция, подготовившая Конвенцию о международных выставках. Однако начавшаяся мировая война помешала ей вступить в силу. Это произошло только в 1928 году. Тогда же было учреждено Международное бюро выставок, в задачу которого входила координация соответствующих проектов. В шести разделах конвенции оговаривались сроки и частота проведения выставок, а также
обязательства приглашающей и участвующих стран. Например, продолжительность Всемирных выставок не могла быть меньше трех недель и больше шести месяцев.

В 1925 году на выставке в Париже вывеска "Россия" сменилась на "СССР". Каталог советской экспозиции подготовил поэт В. Маяковский, получивший за это серебряную медаль.В 1937 году главной темой Всемирной универсальной выставки в Париже стало "Искусство и техника в современной жизни". В павильоне СССР была представлена скульптура "Рабочий и Колхозница", установленная затем на входе в ВДНХ. Напротив статуи стоял нацистский орел - интрига, придуманная руководством выставки.
Всемирная выставка 1939 года прошла в Нью-Йорке. После закрытия выставки была замурована "капсула времени" (цилиндр высотой 2 м и диаметром 20 см), которая содержала различные предметы, характеризующие жизнь Соединенных Штатов тех лет. "Капсулу" надлежит открыть через 5 тысяч лет - в 6939 году. В 1958 году выставка прошла в Брюсселе и была посвящена теме "Человек и прогресс".
ЭКСПО-58 поразила совершенно новым мышлением, прежде всего, в архитектуре павильонов. Павильон США, к примеру, был построен по принципу велосипедного колеса. Создавался эффект, что крыша диаметром в 120 м висит в воздухе. Но павильоны при всей своей уникальности были, по сути, пусты. Новинок почти не было. Причину открыл глава американской делегации: "Частные фирмы боятся выставлять новинки, опасаясь европейских конкурентов, а правительственная техника в основном военная".
В 1967 году Всемирная универсальная выставка, прошедшая в Монреале под девизом "Земля и люди", получила название ЭКСПО. Первоначально выставку предполагалось провести в Москве, на территории площадью 500 га в районе Теплого стана, приурочив к 50-летию Октябрьской революции. В 1960 году был объявлен конкурс на разработку генплана выставки, однако вскоре из-за финансовых проблем СССР ее проводить отказался. Выставку перенесли в Канаду, и та в результате получила 210,7 млн. долл. прибыли (продали 50 млн. билетов). Для проведения выставки было искусственно создано несколько островов на реке Св. Лаврентия. Для этого было засыпано около 30 млн. кубометров камня скальных пород и намыто 10 млн. кубометров грунта, взятого со дна реки.
В 1970 году Всемирная выставка впервые прошла на азиатском континенте - в Японии (Осака). Главным архитектором экспозиции в Осаке стал знаменитый Кэндзо Танге, возглавивший школу японского метаболизма (отрицание законченности композиции). Павильоны выставки напоминали то исполинских размеров кристаллы, то развёрнутое крыло бабочки, то перо птицы или причудливое туловище насекомого.
Выставку, проведенную под девизом "Прогресс и гармония человечества", посетило рекордное количество зрителей - 65 млн. человек. До сих пор рекордом остается и прибыль выставки - 52 млн. долл. На выставке Осака впервые показала возможности электронных медиа. Именно с той поры всемирные выставки стали превращаться в шоу, изумляя зрителей мультимедийными представлениями и выходами в виртуальное пространство.
Выставку 1974 года отличило самое маленькое число стран-участниц - 10, и посетителей - 5,6 млн. человек. Она прошла в Спокане (США) под девизом "За обновленную, свежую окружающую среду завтрашнего дня". Темой ЭКСПО-75, проведенной на японском острове Окинава, стало "Море- каким мы его хотим видеть". Вершиной выставки стал город-остров Акваполис - фрагмент будущего плавучего города, созданный японскими инженерами.
Местом проведения Всемирной специализированной выставки 1985 года снова стала Япония. Прошедшая в городе Цугуба выставка под девизом "Дом и быт - наука техника на службе у человека" продемонстрировала новейшие компьютеризированные системы. Выставка стала техническим "Диснейлэндом". Всюду были роботы: играющие на гитаре по нотам, рисующий тушью портрет любого посетителя. По деревьям в механическом парке лазили механические звери. Японская техника превзошла самоё себя в этой последней выставке ХХ столетия.
В 1986 году под девизом "Мир в движении - стремление человека к достижениям в области транспорта и связи" открылась Всемирная специализированная выставка в Ванкувере (Канада). В ней приняло участие рекордное количество для специализированных выставок стран - 54. Темой Всемирной специализированной выставки в Брисбене (Австралия, 1988) стал "Досуг человека в технологический век". Чтобы увеличить количество посетителей, каждому австралийцу было предложено направить своим родственникам и друзьям приглашение, подписанное премьер-министром страны.
В 1992 году Всемирная выставка в Севилье (Испания) была посвящена 500-летию открытия Нового Света Христофором Колумбом. Участниками выставки стали 111 стран. На специализированной выставке, прошедшей в 1993 году в городе Тэджон (Южная Корея), количество стран-участниц в очередной раз достигло очередной рекордной отметки - 108.
В 1998 году Всемирная выставка в Лиссабоне была посвящена теме океана. В поддержку выставки ЮНЕСКО провозгласил 1998 год международным годом Мирового океана. На площади более 50 гектаров разместились павильоны 146 стран, 14 международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Олимпийский комитет), океанариум, башня Васко де Гамы со смотровой площадкой, порт, фуникулер, множество открытых концертных площадок и аттракционов. "ЭКСПО-98" стоила организаторам 1 млрд 600 млн. долл. Россия выделила своему павильону из бюджета 3,5 млн. долл.
"ЭКСПО-2000" работала в Ганновере с 1 июня по 30 октября 2000 года под девизом "Человек - Природа - Техника". Достопримечательность выставки - "Тематический парк", который стал такой же особенностью выставки, как Хрустальный дворец на Первой Всемирной выставке в Лондоне в 1851 году или Эйфелева башня на прошедшей в 1889 году выставке в Париже. Одиннадцать экспозиций тематического парка посвящены путям решения будущего труда, здравоохранения, коммуникации и информации общества, окружающему миру и человеку. Кроме того - это также совершенно новое явление в истории Всемирных выставок - на ЭКСПО в Ганновере представлены 770 проектов 120 стран, под девизом "Возрождение нового мира". Это практическое развитие идей о том, что будущее пришло и требует другого к себе отношения.

Выставка побила все рекорды по числу стран-участниц - 173 государства. Однако общие убытки выставки в Ганновере составили более 2,4 млрд. марок (500 млн. долл.) при 3,4 млрд. вложенных. С этой выставкой фатальным образом совпали европейский чемпионат по футболу и Олимпийские игры в Сиднее, что резко снизило интерес к ней. Из запланированных 40 млн. билетов там были проданы лишь 20 млн.
Специалисты связывают убытки выставки с неучастием США. Отказ американцев впервые за 149 лет от участия во всемирной выставке был мотивирован невозможностью оплатить затребованные оргкомитетом 40 млн. долл. за право постройки павильона.

по материалам rian.ru, .itar-tass.com, en.wikipedia.org

x

x


международные выставки, организуемые с целью показа разносторонней деятельности народов в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Различаются В. в. универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой В. в. была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности В. в. не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых В. в. в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности В. в. постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых В. в. все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, "Хрустальный дворец" в Лондоне), то с 1878 (на В. в. в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных В. в.: в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). В. в. обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая В. в. в Лондоне имела девиз "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества"; в Нью-Йорке (1939) - "Миру завтрашнего дня", в Брюсселе (1958) - "Человек и прогресс", в Монреале (1967) - "Земля людей", в Осаке (1970) - "Прогресс и гармония для человечества". Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз В. в. сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в В. в.: в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 В. в.: в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На В. в. в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На В. в. в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: "Будущее принадлежит социализму". В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На В. в. в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. В. в. в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции - показать преимущество социалистического строя. Первая В. в., организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона - "Ленин - создатель социалистического государства", "Развитие идей Ленина в наши дни", "Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве".

Д. М. Серов.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения В. в. сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства (См. ), нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м ) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый "Хрустальный дворец", инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на В. в. в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора В. в. (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций В. в. вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской В. в. в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации В. в. и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все В. в.), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской В. в. 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз В. в. (например, так называемый "Атомиум" в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на В. в. в Брюсселе в 1958). Для павильонов В. в. 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в "Галерее машин" архитектора Ф. Л. Дютера на парижской В. в. 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской В. в. 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на В. в. в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х - начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи а и а. Почти все экспонаты стран - участниц В. в. размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в В. в. способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской В. в. 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой "Рабочий и колхозница" (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на В. в. 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки "Прогресс и гармония для человечества". Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). "Стволом" дерева был центр В. в., так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), "ветвями" - главные дороги, ведущие к входам, "листьями" и "плодами" - павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на "ветвях" дерева. Так как одной из главных тем В. в. становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы "Фудзи" с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

Всемирная выставка ЭКСПО или WorldExpo – это не только крупнейшая международная выставка новейших научно-технических достижений, но и история, традиции и культура стран всего мира. ЭКСПО проводится в разных странах с 1851 года, каждая выставка имеет отдельную тему.Первая ЭКСПО состоялась в Хрустальном дворце в Гайд-парке в Лондоне. Именно здесь был представлен первый телефон.

С 10 июня по 10 сентября 2017 года ЭКСПО проходит в Астане.

Основная тема выставки - «Энергия Будущего».

Она отражает озабоченность международного сообщества проблемой энергопотребления, которое оказывает все большее влияние на планету. Главная цель Выставки – призыв к ответственности, стимулирование дискуссий и формирование знаний с тем, чтобы люди научились планировать и контролировать энергопотребление на планете, минимизируя ущерб для природы.

В ЭКСПО-2017 принимают участие 115 стран и 22 международные организации. Общая площадь выставочного комплекса равна 174 гектарам. Из них 25 гектаров отведено непосредственно под выставочную зону, которая вместила в себя Национальный павильон Казахстана, международные, тематические и корпоративные павильоны.

История возникновения Всемирных универсальных выставок

Великая выставка промышленных работ всех народов (англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations), проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года, стала вехой в истории промышленной революции. Из-за участия большого количества стран вскоре её прозвали всемирной. На этой первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства.

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы. Инициативу проведения всемирных выставок тут же подхватили французы, ответившие на вызов англичан всемирной выставкой 1855 года. С тех пор такие мероприятия стали проводиться регулярно.

Всемирные выставки всегда были базой для ознакомления со всевозможными изобретениями и новинками.

После войны организаторы выставок стали уделять внимание не только достижениям в сфере технологий, но и к обсуждению глобальных вопросов, стоящих перед человечеством, например, человек и его место в мире, экология, урбанизация и многих других. В соответствии с этими вопросами каждый раз формулируется отдельная тема, в соответствии с которой каждая страна формирует свою экспозицию.

Современные ЭКСПО стали символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации всех самых значимых достижений страны в различных сферах. Каждый раз выставки ЭКСПО посещают миллионы людей. Вопрос участия страны в ЭКСПО принимается на правительственном уровне. Борьба государств - претендентов на проведение ЭКСПО по накалу и напряженности напоминает борьбу за право проведения Олимпийских игр.

всемирные универсальные (демонстрация достижений в различных областях человеческой деятельности) и специализированные (показ достижений в какой-либо одной конкретной сфере деятельности). Первой Выставки всемирные была международная промышленная выставка в Лондоне в 1851. Строго определённой периодичности Выставки всемирные не имели и устраивались с промежутками от 2 до 7 лет. На первых Выставки всемирные в основном демонстрировались успехи промышленности, в дальнейшем их тематика расширялась. С ростом популярности Выставки всемирные постепенно увеличивалось число стран-участников, количество и ассортимент экспонатов (в том числе крупных машин, транспортных средств и др.); если на первых Выставки всемирные все экспонаты сосредоточивались в одном большом здании (например, «Хрустальный дворец» в Лондоне), то с 1878 (на Выставки всемирные в Париже) практикуется постройка различных павильонов. Всего с 1851 по 1970 было организовано 39 универсальных Выставки всемирные : в Нью-Йорке (1853, 1939), Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1890, 1900, 1937), Лондоне (1862, 1886, 1908), Вене (1873), Филадельфии (1876, 1926), Сиднее (1879), Мельбурне (1880), Чикаго (1893, 1933, 1934), Брюсселе (1897, 1910, 1935, 1958), Буффало (1901), Глазго (1901), Сент-Луисе (1904), Льеже (1909), Генте (1913), Сан-Франциско (1915), Гётеборге (1923), Уэмбли (1924/25), Барселоне (1926), Антверпене (1930). Порт-о-Пренсе (1948), Сиэтле (1962), Монреале (1967), Осаке (1970). Выставки всемирные обычно проводятся под определённым девизом, который определяет основную тему выставки, например, первая Выставки всемирные в Лондоне имела девиз «Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствования человечества»; в Нью-Йорке (1939) - «Миру завтрашнего дня», в Брюсселе (1958) - «Человек и прогресс», в Монреале (1967) - «Земля людей», в Осаке (1970) - «Прогресс и гармония для человечества». Каждая страна-участница экспонатами раскрывает девиз Выставки всемирные сообразно своему общественному строю и экономическим возможностям.

Первая попытка регламентировать организацию Выставки всемирные осуществлена в 1912, когда в Берлине делегаты 14 стран подписали соглашение о правилах организации и системе наград Выставки всемирные Однако 1-я мировая война 1914-18 помешала ратифицировать это соглашение. В 1928 Конвенция о международных выставках, подписанная в Париже представителями 35 государств (в том числе СССР), регламентировала порядок организации Выставки всемирные В соответствии с Конвенцией образован постоянный орган - Международное бюро выставок (МБВ). Высшим органом МБВ является Административный совет, при котором имеются 4 комиссии - Классификационная, Регламентационная, Административно-бюджетная и Комиссия по выпуску бюллетеня и рекламе. Местопребывание МБВ - Париж. В 1970 участниками Конвенции являлись 34 страны: Австрия, Бельгия, Болгария, БССР, Великобритания, Венгрия, Гаити, Греция, Дания, Израиль, Италия, Канада, Ливан, Марокко, Монако, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, СССР, США, Танзания, Тунис, УССР, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Япония.

Начиная с 1851 Россия неоднократно участвовала в Выставки всемирные : в Лондоне (1851, 1862), в Париже (1867, 1890) и др. Со времени своего образования Советское государство приняло участие в 5 Выставки всемирные : в Париже (1937), в Нью-Йорке (1939), Брюсселе (1958), Монреале (1967) и в Осаке (1970). На Выставки всемирные в Париже, которая совпала с 20-летием Советской власти, были продемонстрированы огромные масштабы социалистического строительства в СССР. На Выставки всемирные в Нью-Йорке советская экспозиция была разработана на тему: «Будущее принадлежит социализму». В советском павильоне были широко показаны достижения народов СССР в выполнении пятилетних планов. На Выставки всемирные в Брюсселе посетители получили представление о достижениях СССР в области экономики, науки, культуры и повышения благосостояния советских людей. Павильон СССР был признан одним из лучших и за экспозицию в целом удостоен высшей награды - Золотой звезды. Выставки всемирные в Монреале совпала с 50-летием Советского государства. Главная идея советской экспозиции - показать преимущество социалистического строя. Первая Выставки всемирные , организованная в Азии (Осака), по времени проведения совпала с празднованием 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. Основные темы советского павильона - «Ленин - создатель социалистического государства», «Развитие идей Ленина в наши дни», «Гармоническое развитие личности в социалистическом государстве».

Д. М. Серов.

Архитектура выставок. Павильоны и сооружения Выставки всемирные сами стали экспонатами, демонстрирующими достижения архитектуры и строительной техники, а также оформительского искусства , нередко определяя основные тенденции их развития на многие годы вперёд. Громадное число экспонатов (для размещения и удобного осмотра которых требуется обширное, хорошо освещённое внутреннее пространство), большой поток посетителей, необходимость быстрого строительства и демонтажа павильонов приводили к поискам новых архитектурных форм и технических приёмов. Огромное здание (длина 503 м ) павильона 1-й Всемирной выставки в Лондоне в 1851 (так называемый «Хрустальный дворец», инженер Дж. Пакстон), построенное всего за 6 месяцев благодаря применению ажурного сборного каркаса из стандартных металлических (главным образом чугунных) деталей и рам ограждения с заполнением из стекла, по своему облику резко отличалось от традиционной ордерной архитектуры. Постепенно складываются организационные принципы показа экспонатов; например, на Выставки всемирные в Чикаго в 1893 наряду с главным павильоном, где были представлены все государства, участвующие в выставке, построили тематические (по отраслям промышленности) и национальные павильоны; в одном месте были сгруппированы павильоны страны - организатора Выставки всемирные (павильоны отдельных штатов США). Огромные размеры экспозиций Выставки всемирные вызвали необходимость создания мест для отдыха (впервые на парижской Выставки всемирные в 1878). Для покрытия огромных затрат по организации Выставки всемирные и для извлечения доходов устраивались платные зрелища и развлечения. Собственно выставочная зона и зона отдыха и развлечений вместе с озеленением, фонтанами, бассейнами образовали сложный комплекс (эту структуру в основных чертах сохранили все Выставки всемирные ), планировка которого обычно имела регулярные черты. Вслед за строительством на парижской Выставки всемирные 1889 так называемой Эйфелевой башни (инженер А. Г. Эйфель), предназначавшейся лишь для демонстрации достижений французской строительной техники и создания высотной доминанты в ансамбле выставки, возникает традиция создания сооружений, символизирующих девиз Выставки всемирные (например, так называемый «Атомиум» в виде увеличенной в 165 миллиардов раз молекулы железа, архитектор А. Ватеркейн, инженер А. Падюар, на Выставки всемирные в Брюсселе в 1958). Для павильонов Выставки всемирные 2-й половины 19 в. характерен разрыв между новаторским инженерным решением сооружений, в которых использовались металл, стекло, железобетон, усовершенствованные металлические каркасные конструкции, позволившие резко увеличить пролёт перекрытий (до 104 м в «Галерее машин» архитектора Ф. Л. Дютера на парижской Выставки всемирные 1889), и фасадами дворцового типа в исторических архитектурных стилях, а чаще - покрытых пышным эклектическим декором. Вплоть до начала 20 в. размещение экспонатов в павильоне было лишено общей композиционной идеи, экспозиция распадалась на ряд отдельных, не связанных между собой участков. Среди обилия декоративного убранства трудно было разглядеть сами экспонаты, расположение которых напоминало раскладку товаров в большом магазине. Привлечь внимание к промышленному изделию или сырью первоначально старались за счёт его обильного и вычурного оформления, уникальности и гипертрофированных размеров (например, огромные самовары на парижской Выставки всемирные 1900) или необычности использования (например, крепость, сложенная из мешочков муки, во Дворце земледелия на Выставки всемирные в Чикаго в 1893). Позже появляются модели, а затем и макеты для показа сложных производственных процессов и машин, используются новейшие достижения оптики, электротехники и др.

В выставочной архитектуре и искусстве экспозиции в 1920-х - начале 30-х гг. определяющую роль сыграли идеи функционализма и конструктивизма . Почти все экспонаты стран - участниц Выставки всемирные размещаются в национальных павильонах, архитектура которых становится одним из средств, раскрывающих идейное содержание национальной экспозиции. Участие СССР в Выставки всемирные способствовало усилению идеологической роли архитектуры павильонов. Величественный, динамичный по формам павильон СССР на парижской Выставки всемирные 1937 (архитектор Б. М. Иофан), увенчанный скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (1935-37, нержавеющая сталь, скульптор В. И. Мухина), явился прекрасным образцом синтеза архитектуры и скульптуры и стал символом побед советского народа в строительстве социализма, а его экспозиция - примером активной пропаганды передовых социальных идей. Общие тенденции развития выставочной архитектуры и искусства экспозиции в период после 2-й мировой войны 1939-45 особенно ярко проявились на Выставки всемирные 1970 в Осаке (Япония), где все архитектурные средства были подчинены задаче наиболее полного раскрытия девиза выставки «Прогресс и гармония для человечества». Этот девиз был символически (в соответствии с традициями национальной японской культуры) воплощён в компактном, построенном по функциональному принципу генеральном плане в виде разветвлённого дерева (группа японских архитекторов под руководством К. Тангэ). «Стволом» дерева был центр Выставки всемирные , так называемая Символическая зона (архитектурно организованное пространство для различных международных мероприятий и церемоний, выступлений артистов, встреч и отдыха посетителей, а также для размещения международных тематических и художественных выставок), «ветвями» - главные дороги, ведущие к входам, «листьями» и «плодами» - павильоны, сгруппированные вокруг 8 площадей на «ветвях» дерева. Так как одной из главных тем Выставки всемирные становится научно-технический прогресс, в архитектуре многих павильонов реализуются экспериментальные проекты, где воплощаются новые инженерные идеи, применяются новые конструктивные и объёмно-пространственные решения, основанные на использовании современных строительных материалов и архитектонических принципов (например, павильон группы «Фудзи» с надувными конструкциями, архитектор Ютака Мурата). На этой новой технической основе отдельным павильонам придаётся символический архитектурный облик (например, павильон СССР в виде развёрнутого красного знамени, символизирующего торжество идей ленинизма в мире, государственный павильон Японии, пять цилиндрических объёмов которого образуют в плане национальный японский символ - пятилепестковый цветок вишни). Усложняются приёмы экспозиции, которая организуется по плану-сценарию, основанному на театрализованных методах показа (с применением светодинамических эффектов, достижений электроники и кибернетики, а также кино, диапозитивов и т.п.), нередко по сеансовой программе.

Лит.: [Мельников Н. П.], Чудеса выставки в Чикаго, Одесса, 1893; [Орлов М. А.], Всемирная парижская выставка 1900 в иллюстрациях и описаниях, СПБ, 1900; Матвеева Н. Я., Архитектура всемирных выставок и международных выставок и ярмарок, в сб.: Жилищное и гражданское строительство, в. 5. Выставки. Жилые дома в жарких странах, М., 1962, с. 9-56; Николаев И. С., Мельников Н. П.. Всемирная выставка в Брюсселе. 1958. Архитектура. Конструктивные формы павильонов, М., 1963; Грамолин И. В., Архитектура на выставке в Монреале, М., 1968; Комаров И., Первые всемирные выставки, «Декоративное искусство СССР», 1970, №9, с. 22-26; Посохин М. В., Архитектура «Экспо-70», М., 1970; ęka A., Piotrowska A., Styl «Expo», Warsz., 1970. См. также лит. при ст.