Государство

Что такое эпилог и пролог в литературе. Что такое эпилог

Ответ от Romashka Hikari[активный]
Эпилог - это конец.

Ответ от Данила Солдатов [новичек]
ЭПИЛО?Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”


Ответ от Владимир Черченко [новичек]
< ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.


Ответ от Андрей Литовченко [гуру]
Эпило?г (греч. ???????? - послесловие < ??? - на, сверх + ????? - слово) - заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия.
Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилог знакомит читателя с дальнейшей судьбой действующих лиц, заинтересовавших его в произведении. От послесловия в тесном смысле эпилог отличается тем, что первое может быть размышлением, тогда как эпилог - всегда рассказ. Типичные эпилоги - иногда без особого заглавия - заканчивают романы Достоевского и Тургенева.


Ответ от Дарина Комина [новичек]
Эпилог это конец рассказа


Ответ от Котенок [новичек]
Заключительная часть произведения


Ответ от Ўлия Малащенкова [активный]
ЭПИЛО́Г - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом, а также фрагмент, которым заканчивается программное инструментальное или кантатно-ораториальное сочинение (греческое epiologos - послесловие) . Эпилог, как указывал Б. В. Асафьев, “не столько заключительная сцена в опере или часть в симфонии, ибо эпилог - не совсем то, что финал; эпилог - статичен, в нем нет уже сценического действия, а только вывод, краткое резюме, отчет”. Наиболее яркие примеры оперных эпилогов - в “Дон-Жуане” Моцарта и особенно в “Жизни за царя” М. И. Глинки, где эпилог представляет собой развернутую массовую сцену, которую венчает знаменитый хор “Славься”.

Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.

Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог - продукт разложения синкретизма и памяти о нем. "Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда", - отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.

Пролог и эпилог в драме

В античной драме пролог - это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.

Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», "предуведомлениями", «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.

Пролог и эпилог в эпосе

Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты - ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.

В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль. В XIX в. лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий. Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога - авторское вступление из "Медного всадника" Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в "Крыжовнике" Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог - короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.

Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, "Обыкновенная история" Гончарова. Заметим, что исключительные отступления - такие, как «Часть вторая» "Эпилога" из "Войны и мира" Толстого - здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.

Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.

Прологи и эпилоги в лирике

В литературе двух последних столетий пролог и эпилог - монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в "Фаусте" Гете, "Короле на площади" Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике - причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.

Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении "Тоска по родине! Давно..." с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все - равно, и все - едино./ Но если по дороге - куст/ Встает, особенно - рябина...» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.

"Эпилоговых" произведений особенно много в лирике Ахматовой.

Эпилог

Эпило́г

(греч. epilogos, букв. – послесловие), заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете (см. «Отцы и дети» И. С. Тургенева , «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского , «Война и мир» Л. Н. Толстого ). В эпилогах драматических произведений часто даётся итоговая характеристика смысла изображаемого и выражается благодарность публике («Как вам это понравится», «Генрих V», «Буря» У. Шекспира ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Эпилог

ЭПИЛОГ - заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, - часто без обозначения Э. Обыкновенно в эпилоге рассказывается о дальнейших событиях или состояниях того, что было изображено в законченном художественном произведении, и притом через некоторый промежуток времени, так что образуется перерыв в изложениях. Таковы, напр., эпилоги в некоторых поэмах Пушкина, романах Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Эпилог должен быть художественным рассказом, а не простым отчетом, напр., о позднейшей судьбе действующих в романе лиц. Это превосходно понимал Пушкин, отвечая в шутливой форме на требования некоторых друзей придать законченность своему роману «Евгений Онегин»: «Вы говорите справедливо, что странно, даже неучтиво роман, не конча, прерывать, отдав его уже в печать; что должно своего героя, как бы то ни было, женить, по крайней мере, уморить и, лица прочие пристроя, отдав им дружеский поклон, из лабиринта выслать вон». Подобным ложным пониманием художественной законченности подсказаны многие заключительные страницы произведений Тургенева, у которого наряду с таким прекрасным, могущим служить образцом, эпилогом, как в романе «Дворянское гнездо», встречаются иногда совершенно неимеющие художественного значения приписки и дополнения к предшествовавшему художественному изложению. Там, где художественная фантазия автора достигает границы, за которую она уже не простирается, лучше остановиться, чем закончить поэзию рассудочной прозой. Прав, как художник, Пушкин, оборвавший свой роман «Евгений Онегин» и Чехов, закончивший свой рассказ «Дом с мезонином» вопросом: «Где ты?», обращенным к героине. Эпилог следует отличать от нехудожественного послесловия (см. это слово).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "эпилог" в других словарях:

    эпилог - а, м. épilogue < epilogos < epi после + logos слово. 1. Заключительная часть литературного произведения. содержащая обычно краткие сведения о дальнейшей участи его героев. БАС 1. В конце <книги>: Епилог. Соболевский Перевод. P. S.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. epilogos, от epi после, и logos слово). Послесловие или заключение в драматических и эпических произведениях, сообщающее о дальнейшей участи действующих лиц. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Заключительный аккорд, финал, конец, концовка, исход, завершение, финиш, развязка, заключение Словарь русских синонимов. эпилог см. конец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    Эпилог - ЭПИЛОГ заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, часто без обозначения Э. Обыкновенно в эпилоге рассказывается о… … Словарь литературных терминов

    ЭПИЛОГ, эпилога, муж. (греч. epilogos, букв. послесловие). 1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит.). 2. перен. Конец, развязка чего нибудь (книжн.). Удачный эпилог. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова

    - (греческое epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания. В литературе с конца 18 в. заключительная часть произведения, в которой … Современная энциклопедия

    - (греч. epilogos) в античной и более поздней драме заключительный монолог обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; в литературе с кон. 18 в. заключительная часть произведения, в которой… … Большой Энциклопедический словарь

    ЭПИЛОГ, а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события её последних, завершающих лет). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Рама обратил к Хануману бледное, похудевшее лицо: Где же Сита? спросил он. Сейчас я ее приведу, друг мой, отозвался Хануман. И вот он уже бежит по улице Ланки, покрытой обуглившимися телами ракшасов и головнями.… … Энциклопедия мифологии

    - «ЭПИЛОГ», Беларусь, БЕЛАРУСЬФИЛЬМ, 1994, цв., 90 мин. Драма. В ролях: Эдуард Горячий (см. ГОРЯЧИЙ Эдуард), Валентин Белохвостик (см. БЕЛОХВОСТИК Валентин), Татьяна Алексеева (см. АЛЕКСЕЕВА Татьяна), Александра Климова (см. КЛИМОВА Александра… … Энциклопедия кино

Те, кто читает книги (ну хотя бы иногда), встречает в некоторых из них «пролог», «эпилог» или «предисловие» и «послесловие» автора. Многим людям не совсем ясна разница между этими парами понятий, поэтому мы решили написать статью, которая ответит на вопрос: эпилог в литературе - это что такое? Конечно, мы поговорим и о послесловии, и предисловии.

Предисловие и послесловие

Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.

Например, С. Кинг в предисловии к своему сочинению «Как писать книги» пунктирно вспоминал свое детство. Иногда автор пишет также и послесловие, и снова он вспоминает не события, описанные в книге, а некоторые, возможно, технические или личные эпизоды, а возможно, реинкарнирует и воссоздает в своей памяти социокультурный контекст, который позволил книге появиться на свет.

А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе - это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.

Пролог и эпилог

Роман (обычно он содержит пролог и эпилог) - это цельная история. Но если автор по каким-то причинам решил, что ему нужны небольшая прелюдия к основной истории и такой же финальный аккорд, то почему бы и нет.

Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского самодостаточно. История кончается признанием и обмороком Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский хотел показать дальнейший путь героя (или героев, если иметь в виду еще и С. Мармеладову).

Назидательный смысл эпилога в романе русского классика

Основной вопрос здесь - эпилог в литературе: это что, зачем он нужен в конкретном произведении Достоевского. Это благодатная тема, мы можем подумать в этом направлении. С одной стороны, пролог и эпилог создают объем повествования, но с другой стороны, Достоевский не только ради перспективы сотворил эпилог.

Как кажется, это во многом идеологический шаг. Ведь Родион Романыч страшно страдал до ссылки и обретения веры. Таким образом, русский классик показывает выход для всех отчаявшихся и заблудившихся. Конечно, по мнению Федора Михайловича, просветление жизни возможно только с Богом.

Сам же роман, если не брать эпилог (в литературе это мы уже знаем, что такое), не дает никакого выхода и ответа человеку на его духовные поиски. А так как русская литература 19 века, по меткому определению Н. А. Бердяева, «учительная», то естественно, что Достоевский не смог победить соблазн и не указать читателю простой и понятный русскому сердцу путь к исправлению и самосовершенствованию. Кстати, большинство людей действительно находят опору в Боге, следовательно, нельзя сказать, что Достоевский так уж не прав.

Значение слова «эпилог» было нами выяснено и тщательно исследовано. Если отливать определение эпилога в лапидарную формулу, то выйдет примерно так: это события, которые следуют после основного сюжета повествования и тематически или по смыслу к нему примыкают. Эпилог дает произведению некоторую глубину.

Очень часто в школе ученики так до конца и разбираются в некоторых простых понятиях. Это может произойти из-за неясности пояснения учителя или нерадивости самого ученика. Но приходит момент, когда школьнику нужно уходить из школы и поступать, куда бы ему хотелось. А для этого нужно стать много экзаменов, в том числе и по литературе. Вот тут-то и возникает вопрос, что такое пролог и эпилог, и как правильно их понимать.

Умение правильно вступить

Слово "пролог" было позаимствовано из греческого языка, там его первоначальная форма означала "вступление". Если говорить о литературе или музыке, то пролог - это часть какого-либо художественного произведения, которая вводит читателя или зрителя в суть повествуемой истории.

Сам пролог может даже не касаться дальнейших событий. Например, если автор во вступлении решил рассказать мотивы написания этого произведения или изложить свое кредо. Но может быть и по-другому. Пролог может рассказывать о какой-то цепочке событий, которая не будет отражена в книге, но она очень важна для этой истории, и без знания этих событий многое в книге теряет смысл. Автор все невидимые до начала рассказа моменты может поместить в пролог. Это поможет и ем, и читателям чувствовать себя более комфортно.

Быть услышанным

Эпилог имеет такое же происхождение, что и пролог, то есть взяты эти слова из греческого языка. Но значение его прямо противоположно прологу. Эпилог дает возможность автору после основного текста высказать некоторые мысли, быть услышанным. Иными словами, это послесловие.

Если у книги нет продолжения, что сейчас очень модно, автор может оставить самому читателю пофантазировать о судьбе своих героев. Но если он хочет сам о них позаботиться, то пишет эпилог. Здесь он излагает, каким образом после изложенных в основной части событий складывается судьба героев.

Но нельзя путать эпилог и заключительное слово автора, которое является, собственно, послесловием. Эпилог в любом случае содержит информацию о действующих лицах книги, а послесловие дает возможность автору порассуждать и обобщить темы, рассмотренные в книге.

Использование пролога в литературе

Чтобы понять, что значит пролог в литературе, нужно понимать, насколько он незаменим. Он служит подготовительным плацдармом для творения волшебства в голове читателя.

Некоторые скажут, что все можно было бы изложить в предисловии, но это не так. Предисловие могут написать и другие люди, но не пролог. Это имеет право сделать только сам автор, и он сам решает, что именно должно быть написано. Если он захочет, это будет его собственное рассуждение на какие-либо темы, а может, это будет некий исторический экскурс, или же рассказ о том, почему он решил написать именно эту книгу. Также он может ввести читателя в предысторию своих персонажей.

История возникновения пролога

Пролог своим началом обязан еще античной литературе, а именно - мифам и трагедиям, для которых он служил фабулой. А вот благодаря литературе, создаваемой в девятнадцатом столетии, пролог приобрел ту форму, к которой мы уже привыкли. В это время он приобрел все свои разнообразные формы, к которым относят и мотивы к написанию книги, и причины написания именно этой истории, и историческую завязку всего сюжета.

Зачастую прологом для книг служат небольшие отрывки, которые сначала совсем непонятны читателю, но они служат предпосылкой для завязки сюжета. Также такой отрывок может показывать, какие проблемы хотел автор отобразить в данном произведении, что он хотел им сказать.

Кроме того, пролог - это дополнительная возможность возбудить и направить воображение читателя, создать еще большую интригу и вызвать огромный интерес.

Эпилог в литературе

Когда-то древнегреческие трагедии заканчивались небольшим монологом главного героя, в котором он отображал смысл происходившего на сцене, пояснял сложные моменты и просил о снисхождении к персонажам и самим актерам. Это и был эпилог.

Но литература не стоит на месте, а постоянно развивается. И когда появился такой жанр, как роман, он стал активно набирать популярность у публики. Поэтому появилась необходимость рассказать о судьбе героев после изложения основной истории. Иногда в эпилоге автор рассказывает о дальнейшей жизни второстепенных героев или потомков главных.

Читая книгу, человек всем сердцем начинает любить описанных персонажей или ненавидеть их, смотря какой это герой. И по окончании рассказа читателю хочется все таки узнать, что же было дальше, как сложилась судьба его любимцев. Для этого и существует эпилог, который помогает автору передать интересующие читателя события.

Но эпилог является не обязательным. Если автор не желает его писать, то это не будет нарушением каким-то норм. В эпилоге не могут присутствовать моральные поучения или философские рассуждения. Написан он может быть только самим автором.

Таким образом, разобрав значение слова "пролог", а также "эпилог", их характеристики, можно более точно понять, что это такое, и уже с легкостью отличать их от других структурных элементов текста.