Домашний очаг

Что такое IQ и как это работает? Формула интеллекта, или Что измеряет IQ.

Тесты на IQ почти не используются в России. Но сам термин получил широкую известность.

Большинство людей знает, что IQ (читается «ай кью») – это показатель, отражающий силу человеческого интеллекта. Но что он значит и как вычисляется?

Все началось с французского психолога Альфреда Бине в 1905. Он работал с умственно отсталой молодежью и вместе со своим коллегой Теодором Саймоном разработал методику измерения психологического возраста молодых людей, который в случае с их подопечными отличался от биологического возраста.

Затем в 1912 немецкий психолог Уильям Штерн разработал методику определения отношения интеллектуального возраста к биологическому. Он выявил, что это соотношение оставалось практически неизменным в процессе взросления детей.

Это отношение и стало известно как «Коэффициент интеллекта» или IQ (Intelligence Quotient). Вычисляется оно по формуле:

100 x (интеллектуальный возраст/биологический возраст).

Так, если вам 30 лет, но интеллект соответствуют возрасту 25 лет, ваш IQ будет равен: 100 x 25/30 = 83.

Распределение IQ среди населения (по вертикальной оси — % населения обладающий iq, указанным по гор. оси

Понятно, что по такой методике средний IQ для всего населения будет равняться 100. Индивидуальный IQ человека демонстрирует насколько человек выше или ниже среднего интеллектуального уровня его возраста.

Таким образом, для проведения тестов сначала собирается статистика выполнения этих тестов на большом количестве человек. Затем показатели каждого вновь тестируемого человека сравниваются со средними показателями людей, ранее прошедших тесты.

Так как в классическом варианте тестов сравнение результатов идет с такой же, как и у испытуемого аудиторией по возрасту, то IQ еще и указывает на темп развития интеллекта.

Тесты для оценки интеллекта подобраны таким образом, чтобы проверить все области вашего мозга: вычисления, распознавание образцов, продолжение последовательностей, логика, работа со словами, абстрагирование, и т.д. Полученный результат сравнивается с нормой.

Существуют различные интерпретации полученных результатов.

У 80% населения показатель IQ попадает в диапазон 80–120.

В мире существует довольно много сообществ людей с высоким IQ. Например, Mensa , в которой состоят люди более чем из 100 стран, требует для своих участников IQ не менее 132.

Для того, чтобы попасть в сообщество Олимпик (Olympiq Society) нужен IQ 180. На сайте сообщества указано, что в нем состоит всего 14 членов.

Считается, что результаты тестов IQ хорошо определяют наличие у людей способностей, и хорошо предсказывают перспективы выполнения ими трудной работы. Большинство профессоров обладают IQ от ста тридцати, что относит их к верхним 3% жителей по интеллектуальным способностям.

Хотя тесты IQ не являются непогрешимыми, их результаты — полезный индикатор. Как правило, показатель IQ остается неизменным в течение жизни.

Интересно, что проведенное в 1950-е и 1960-е годы исследование в Шотландии, в котором участвовало более 11 000 человек, показало зависимость между показателями IQ и заболеваемостью, а также продолжительностью жизни.

Выявлена закономерность, что у человека с более низким показателем IQ продолжительность жизни в среднем ниже, чем у человека с более высоким IQ.

Более низкий уровень IQ означает более высокую вероятность развития болезни Альцгеймера и других форм слабоумия.

IQ известных людей

В списке ниже приведен уровень айкью некоторых знаменитых людей. Данные взяты из открытых источников интернет и не претендуют на точность.

  • Билл Гейтс (Bill Gates), сооснователь компании Microsoft — 160 ;
  • Стивен Хокинг (Stephen Hawking), британский физик-теоретик — 160 ;
  • Шэрон Стоун (Sharon Stone), американская актриса154 ;
  • Харрисон Форд (Harrison Ford), американский актер140 ;
  • Мадонна (Madonna), американская певица140 ;
  • Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger), американский актер и политик — 135 ;
  • Шелдон Ли Купер - вымышленный персонаж из телесериала «Теория большого взрыва» — 187 ;
  • Снуп Догг (Snoop Dogg) — американский рэп-исполнитель — 147 ;
  • Сильвестр Сталлоне (Sylvester Stallone), американский актер — 54 ;

Какой iq был у Эйнштейна

Альберт Эйнштейн никогда не проходил тест на изменение уровня своего Айкью. Конечно, можно не сомневаться, что знаменитый физик смог бы показать высокий результат. Скорее всего он был бы в районе 200, то есть на уровне самых лучших достижений знаменитостей.

Многие из нас слышали выражение «ай кью человека». Этот термин звучит тогда, когда речь идет о способностях индивидуума, его умственном развитии. Понятие «IQ» — это и есть коэффициент интеллекта. Он представляет собой оценку уровня способностей в сравнении со средним показателем интеллекта человека того же возраста, что и испытуемый. Чтобы определить уровень, необходимо пройти специальный тест на логику, гибкость мышления, способность быстро считать и выявлять закономерности.

Немного истории

Первым понятие «коэффициент интеллекта IQ» сформулировал в 1912 году Вильгельм Штерн. Это очень известный психолог и философ. Он предложил использовать в качестве основного показателя уровня развития результат разделения фактического возраста на интеллектуальный возраст. После него в 1916 году это понятие использовалось в шкале интеллекта Стэнфорда-Бене.

Постепенно люди начали активнее интересоваться своим уровнем интеллекта, поэтому было изобретено огромное количество всевозможных тестов и шкал, которые позволяли узнать его коэффициент. Создание многочисленных тестов привело к тому, что многие из них были недостоверные, поэтому сравнить результаты разных тестов довольно сложно.

Как определить уровень интеллекта? Сегодня во многих школах дети проходят тестирование, чтобы узнать уровень своего интеллекта. Развитие интернета поспособствовало тому, что люди, в том числе взрослые, могут с лёгкостью пройти тестирование онлайн.

Как узнать свой IQ

Чтобы определить значение IQ были разработаны специальные тесты. Их бывает два вида:

  • для детей 10-12 лет;
  • для детей от 12 лет и взрослых.

Методика измерения одинаковая для всех вариантов, изменяется только уровень сложности вопросов. Каждый тест имеет определенное количество вопросов и ограниченное время для их прохождения.

Они созданы таким образом, чтобы результаты, которые описываются с помощью распределения вероятности, показывали среднее значение IQ — 100. Значения группируются по следующей схеме:

  • коэффициент 50 % всех людей находится в пределах 90-110;
  • остальные 50 % людей делятся поровну на тех, у кого показатель ниже 90, и тех, у кого выше 110.

Какой уровень IQ соответствует легкой умственной отсталости? Если его показатель находится ниже 70.

Задачи в тестах разнообразны, сложность каждого следующего задания возрастает. Есть задачки на логическое, пространственное мышление, на знание математики, внимательность, умение находить закономерность. Естественно, чем больше правильных ответов даст человек, тем выше будет оценка уровня его интеллекта.

Тесты рассчитаны на разные возрастные группы, поэтому показатели учителя и ученика 12 лет могут быть одинаковыми, ведь развитие каждого из них будет соответствовать его возрасту.

Сегодня в интернете можно встретить огромное количество разных тестов, которые предлагают узнать своей уровень знаний, интеллекта. Но большинство из них разрабатывались не профессионалами, поэтому они вряд ли покажут достоверный результат.

Чтобы узнать свой уровень интеллекта необходимо использовать профессиональные тесты, такие как:

  • Кеттлера;
  • Амтхауэра;
  • Айзенка;
  • Равена;
  • Векслера.

Основные факторы влияния

Разум человека довольно трудно определить и измерить. Ум — это сочетание знаний, навыков и способностей, которые накапливаются на протяжении всей жизни человека. В основе нашего интеллекта лежит несколько важных факторов, которые влияют на его коэффициент:

  • генетика;
  • особенности питания ребенка в первые годы жизни;
  • воспитание и психическая стимуляция умственной активности ребенка родителями;
  • порядок рождения детей в семье;
  • окружающая среда.

Все это в той или иной степени влияет на умственное развитие ребенка.

Генетика

Ученые давно начали исследовать вопрос о том, как сильно зависит уровень интеллекта IQ от генов. Уже больше века проводятся исследования влияния генов на умственные способности, которые показали, что процент зависимости находится в пределах 40-80 %.

Уровень интеллекта у человека зависит от структуры мозга и его функциональности. Именно эти два фактора являются ключевыми. Различия в теменно-лобных частях мозга разных людей говорит о разном уровне их IQ. Чем выше показатель функциональности лобных участков мозга, тем лучше он может работать: воспринимать и запоминать информацию, решать различные задачи.

Генетические факторы представляют собой тот потенциал, который передается от родителей ребенку. Они малоизучены, но несут важную функцию для развития умственных способностей.

Хромосомные аномалии, передающиеся по наследству, также влияют на уровень интеллекта. Например, болезнь Дауна, которая характеризуется слабым умственным развитием ребенка. Довольно часто возникает у детей, родители которых относятся к старшей возрастной группе.

Заболевания во время беременности также влияют на ум ребенка. Например, краснуха, которой болеет будущая мать, может привести к негативным последствиям для крохи: потеря слуха, зрения, низкий уровень интеллекта.

Влияние питания

Уровень интеллекта зависит от того, что именно мы едим в первые годы жизни, и что ела будущая мать на протяжении беременности и кормления грудью. Правильное и полноценное питание положительно влияет на развитие головного мозга. Чем больше полезных веществ, витаминов и микроэлементов будет потреблять ребенок через матерь и следующие несколько лет после рождения, тем больше будет размер мозгового паруса. Он отвечает за обучение и память.

Положительно влияет потребление большого количества жирных кислот. Ученые провели исследования, которые доказали, что, если женщина во время беременности употребляет много жирных кислот, то дети будут значительно опережать других в своем развитии.

Воспитание

Воспитание является одним из ключевых факторов развития умственных способностей. Даже если человек от природы генетически предрасположен к высокому уровню IQ, из-за отсутствия правильного воспитания, качественного образования коэффициент будет не выше среднего.

Воспитание включает в себя много факторов:

  • стиль жизни семьи;
  • домашние условия;
  • уровень образования;
  • отношение родителей.

Академики для изучения влияния воспитания разделяли близнецов и помещали в разные среды жизни. Ведь если интеллект — это биологическое понятие, то по идее у близнецов он должен быть одинаковым, независимо от условий жизни. Это не так. Исследования показали, что дети, которые живут в детских домах, имеют более низкий уровень интеллекта. Также, показатель зависит от того, как родители относятся к ребенку: ведут ли на дополнительные кружки, заставляют заниматься музыкой, рисованием, прививают любовь к логическим играм.

Порядок рождения в семье

Этот вопрос изучался долго, но ученые так и не смогли прийти к единому выводу относительно влияния очередности рождения ребенка и количества детей в семье от их умственных способностей. Многие исследования показали, что первенцы умственно более развиты, чем остальные дети. В истории большинство космонавтов, президентов, ученых и известных политических фигур били именно первенцами.

Многих интересует вопрос, почему так происходит. Порядок рождения не является приговором. Больше всего влияет то, что семья с одним ребенком может уделить ему больше времени, внимания и ресурсов на обучение. Тестирования показали, что первенцы обходят остальных детей всего на 3 пункта.

Окружающая среда

Сможем ли мы использовать все возможности своего мозга, зависит только от нас: от нашего образа жизни, наличия вредных привычек. Различные диеты и токсины влияют на развитие интеллекта на протяжении всей жизни.

Если будущая мать будет курить, пить, употреблять наркотики, то вряд ли ребенок будет полноценным. Умственная деятельность человека может ухудшиться, если он будет пить или травить собственный организм.

Ученые выяснили, что уровень интеллекта у людей из разных стран значительно отличается. Некоторые тесты показали зависимость среднего IQ от ВВП страны, преступности, уровня рождаемости, религии.

Несколько интересных фактов об IQ:

  • чем выше коэффициент, тем общительней человек;
  • грудное вскармливание повышает показатель на 3-8 баллов;
  • во время летних каникул показатель уменьшается;
  • показатель выше 115 гарантирует, что человек сможет справиться с любой работой;
  • люди с показателем ниже 90 баллов чаще становятся асоциальными, попадают в тюрьму или живут в бедности;
  • чем ниже IQ, тем сложнее человеку справится со стрессом;
  • чем выше показатель, тем увереннее человек.

Значение показателей IQ

Самый высокий уровень интеллекта у математика Теренса Тао из Австралии. У него коэффициент выше 200 баллов. Такое встречается очень редко, ведь у большинства людей показатель едва достигает 100. Практически все лауреаты Нобелевской премии являются обладателями высокого IQ — выше 150 баллов. Именно эти люди помогают развиваться технологиям, активно участвуют в исследованиях, совершают разные открытия, изучают космос и физические явления.

Среди выдающихся людей стоит отметить Кима Пика, который может прочитать страницу книги всего за несколько секунд, Дэниела Таммета, который способен запомнить невероятное количество цифр и Ким Унг-Йонга. Он поступил и успешно начал обучение в университете в 3 года.

Разберем все возможные показатели интеллекта тестов IQ:

  1. Выше 140. Это люди с невероятным умом, редкими творческими способностями. Они могут легко достичь успеха в научной деятельности. Таким показателем может похвастаться Билл Гейтс, Стивен Хокинг. Люди с высоким ай кью совершают величайшие открытия, являются гениями своей эпохи. Именно они исследуют космос, создают новые технологии, ищут лекарства от болезней, изучают природу человека и окружающий мир. Процент таких индивидуумов всего 0,2 от населения Земли.
  2. Показатель 131-140. Таким уровнем может похвастаться 3 % населения планеты. В них входят Арнольд Шварценегер и Николь Кидман. Успешные люди, которые добиваются намеченной цели, обладают высоким уровнем интеллекта. Они могут стать успешными политиками, менеджерами, руководителями компаний, специалистами в науке.
  3. Показатель 121-130. Интеллект высокого уровня. Людям с таким показателем легко дается обучение в ВУЗе. Составляют 6 % населения. Они успешны, часто становятся руководителями, активно занимаются творчеством.
  4. Показатель 111-120. Выше среднего уровня интеллекта. Встречается у 12 % населения. Любят учиться, у них не возникает никаких проблем с науками. Если человек любит и хочет трудиться, то он легко сможет получить высокооплачиваемую работу.
  5. Показатель 101-110. Большинство людей планеты с таким уровнем интеллекта. Это средний коэффициент интеллекта, который говорит о полноценности человека. Многие его обладатели с трудом заканчивают ВУЗ, но при достаточных усилиях могут учиться и получить хорошую работу.
  6. Показатель 91-100. Результат для четверти населения планеты. Если тест показал такой результат, не стоит отчаиваться и расстраиваться. Такие люди хорошо учатся, могут работать в любой сфере, которая не требует значительных умственных усилий.
  7. Показатель 81-90. Коэффициент ниже среднего. Встречается у 10 % людей. Довольно неплохо учатся в школе, но редко получают высшее образование. Чаще работают там, где не нужно прилагать умственные усилия, больше любят трудиться физически.
  8. Показатель 71-80. Приблизительно 10 % населения с таким уровнем интеллекта. Встречается у людей, которые страдают умственной отсталостью легкой степени. Они часто учатся в специализированных школах, но могут обучаться и в нормальных среднеобразовательных учреждениях. Только их успехи редко поднимаются выше среднего.
  9. Показатель 51-70. Встречается у 7 % населения, которые имеют легкую форму умственной отсталости. Редко являются полноценными членами социума, но вполне могут самостоятельно жить и заботиться о себе без посторонней помощи.
  10. Показатель 21-50. Очень низкий уровень интеллекта, который встречается у 2 % людей. Индивидуумы страдают слабоумием, сильно отстают в развитии от своих сверстников. Они не могут нормально обучатся, имеют опекунов, которые помогают заботиться о себе.
  11. Ниже 20. Таких людей не больше 0,2 % от населения. Это показатель тяжелой формы умственной отсталости. Такие люди не могут сами жить, ходить на работу, зарабатывать себе на еду, одежду и проживание, поэтому постоянно находятся под опекой. Они не могут обучаться, часто страдают психологическими отклонениями.

Результат не стоит воспринимать как единую правдивую инстанцию. Ведь показатель зависит от многих факторов: окружающая среда, наследственность, стиль жизни, место проживания, религия.

(англ. IQ — intelligence quotient) количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Определяется с помощью специальных тестов.

Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний (эрудиции). Коэффициент интеллекта является попыткой оценить фактор общего интеллекта.

Тесты IQ разрабатываются так, чтобы результаты описывались нормальным распределением со средним значением IQ, равным 100 и таким образом, чтобы 50% людей имели IQ между 90 и 110 и по 25% — ниже 90 и выше 110. Средний IQ выпускников американских вузов составляет 115, отличников — 135-140. Значение IQ менее 70 часто квалифицируется как умственная отсталость.

История

Понятие коэффициента интеллекта ввел Уильям Штерн в 1912 году. Он направил внимание на серьезные недостатки умственного возраста, как показателя в шкалах Бине. Штерн предложил использовать в качестве показателя интеллекта частного от деления умственного возраста на хронологический. IQ впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 году.

В наше время интерес к тестам IQ вырос во много раз, из-за чего появилось большое количество различных необоснованных шкал. Поэтому сравнивать результаты разных тестов очень трудно и само число IQ утратило информативную ценность.

Тесты IQ

Каждый тест состоит из множества разных задач, где уровень сложности постепенно растет. Среди них тестовые задания на логическое и пространственное мышление, а также задачи других типов. По результатам теста подсчитывается IQ. Замечено, что чем больше вариантов теста проходит испытуемый, тем лучше результаты он демонстрирует. Самым известным тестом является тест Айзенка. Более точными являются тесты Векслера, тест Равена Тест Амтхауэра. При использовании теста Равена, критическим считается уровень в 70 баллов. Ниже этого уровня клинические психологи классифицируют умственную отсталость. На данный момент не существует единого стандарта на тесты IQ.

Тесты делятся по возрастным группам и показывают развитие человека, согласно его возрасту. То есть ребенок в 10 лет и выпускник вуза могут иметь одинаковый IQ, поскольку развитие каждого из них соответствует своей возрастной группе. Тест Айзенка разработан для возрастной группы от 18 лет и предусматривает максимальный уровень IQ в 180 баллов.

Важно заметить, что большинство тестов, которые можно найти в сети Интернет и претендующих на измерение IQ, разработанные некомпетентными организациями и лицами и обычно значительно завышают результаты. Все исследования, которые доказывают связь IQ и интеллекта, общей способности к решению задач, академического и профессионального потенциала и других социальных последствий, относятся к результатам профессиональных IQ тестов, таких как тест Векслера, и тому подобное.

Влияние на IQ

Наследственность

Роль генетики и окружающей среды в прогнозе IQ рассматривается в Plomin et al. (2001, 2003). До последнего времени наследственность преимущественно изучалась на детях. Различные исследования показали наследственность в границах между 0,4 и 0,8 в США, что означает, в зависимости от исследования, от чуть меньшей половины до заметно более половины разницы в IQ, среди наблюдаемых детей зависела от их генов. Остальное зависело от условий существования ребенка и ошибки измерения. Наследственность в пределах от 0,4 до 0,8 предполагает, что IQ «значительно» наследственное.

Отдельные гены

За работу человеческого мозга отвечает большая часть из более чем 17 000 имеющихся генов. Хотя некоторые исследования показывают влияние отдельных генов на уровень IQ, ни одно из них не носит заметного эффекта. Большинство выявленных зависимостей между генами и IQ было ложно положительными. Последние исследования показали слабое влияние отдельных генов на коэффициент интеллекта среди взрослого населения, так и среди детей.

Поиск наследственных причин IQ

Начались исследования, которые призваны выяснить генетические различия между людьми с высоким и низким IQ. Так, Пекинский институт геномики (англ. Beijing Genomics Institute) начинает проект по полногеномное поиска ассоциаций у людей с высокими умственными способностями. Открытие генетических причин может позволить изобрести средства для повышения IQ. Страны, которые получат доступ к таким технологиям, смогут еще сильнее уйти вперед в экономическом и научно-техническом развитии.

Окружающая среда

Окружающая среда, в частности, семья, оказывает заметное влияние на развитие интеллекта ребенка. Были обнаружены зависимости от многих факторов, характеризующих уровень жизни семьи, например, размер и стоимость дома, годовой доход, отношения между членами семьи, методы воспитания и прочее. Такое воздействие приносит коэффициента интеллекта долю в 0.2- 0.35. Но чем старше становится ребенок, тем слабее эта зависимость проявляется, и практически полностью исчезает к моменту совершеннолетия. Эти исследования были проведены среди обычных семей с двумя родителями.

В силу генетических особенностей каждого человека, дети из одной и той же семьи могут по-разному реагировать на одни и те же оточувальни факторы.

Нездоровое, ограниченное питание может уменьшить способность мозга обрабатывать информацию. Исследование 25 446 человек Danish National Birth Cohort привели к выводу, что питание рыбой во время беременности и кормлении грудью младенца повышают его IQ.

Другое исследование более 13000 детей показало, что кормление грудью может повысить интеллект ребенка на 7 баллов. После опубликования этих результатов, они были подвергнуты жесткой критике, в том же журнале было опубликовано три критических отклика на статью. Был отмечен недостаточно полный анализ предыдущих исследований и игнорирование принятых теорий, был предложен более простой альтернативный механизм формирования изменений в IQ, были поставлены под сомнение адекватность проведения теста в данной возрастной категории испытуемых, отмечена неуравновешенность ("bias" испытуемых по языковому составляющей, подчеркнутые другие методологические проблемы, и в целом достоверность результатов поставлена ​​под сомнение.

Групповые различия

Пол

Большинство исследователей считает, что в целом средний развитие интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. В то же время у мужчин более выраженный разброс: среди них более очень умных, так и очень глупых; то есть среди людей с очень высоким или очень низким интеллектом больше мужчин. Между мужчинами и женщинами наблюдается также некоторая разница в выраженности разных сторон интеллекта. До пятилетнего возраста этих различий нет. С пяти лет мальчики начинают превосходить девочек в сфере пространственного интеллекта и манипулирования, а девочки мальчиков — в области вербальных способностей.

Среди мужчин гораздо чаще встречаются люди с высокими математическими способностями. По данным американской исследовательницы К. Бенбоу, среди особо одаренных в математике людей на 13 мужчин приходится всего одна женщина.

Раса

Исследование среди жителей США показали наличие статистически значимого разрыва между средней величиной IQ разных расовых групп. Так, согласно The Bell Curve (1994), средний IQ афроамериканцев — 85, латиноамериканцев — 89, белых (европейского происхождения) — 103, азиатов (китайского, японского и корейского происхождения) — 106, евреев — 113.

Этот разрыв может использоваться в качестве обоснования так называемого «научного расизма», однако по некоторым исследованиям он постепенно сокращается.

Кроме того, средний IQ, измеренный по старым тестам, растет во времени. Вследствие эффекта Флинна, средний IQ негров в 1995 соответствует среднему IQ европеоидов в 1945 Столь значительные изменения, произошедшие за несколько десятилетий, не могут объясняться генетическими факторами.

Влияние социальных факторов на IQ подтверждается исследованиями детей-сирот. В США дети африканского происхождения, воспитанные белыми приемными родителями, имеют на ~ 10% выше IQ, нож не белыми. В Великобритании чернокожие воспитанники интернатов имеют более высокий IQ, чем белые.

Страна

Были выявлены различия в среднем IQ между странами. Ряд исследований обнаружил связь между средним IQ страны и ее экономическим развитием, ВВП, демократичностью, преступностью, рождаемостью и атеизмом. В странах такие факторы окружающей среды как плохое питание и болезни, вероятно, снижают средний национальный IQ.

Здоровье и IQ

Надлежащее питание в детстве является критическим для умственного развития; плохое питание может уменьшить IQ. Например, недостаток йода приводит к снижению IQ в среднем на 12 баллов. Люди с высоким IQ обычно имеют более низкую смертность и реже страдают заболеваниями.

Возраст и IQ

Хотя сам IQ означает редкость интеллектуальных способностей в своей возрастной группе, умственные способности вообще достигают пика в 26 лет, после чего идет медленный спад.

IQ взрослых людей в гораздо более значительной степени определяется генетикой, по сравнению с окружающей средой, чем IQ детей. Некоторые дети сначала опережают сверстников в IQ, но потом их IQ выравнивается по сверстников.

Успеваемость в школе

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что согласно всем исследованиям, дети с большим баллами на IQ тестах обычно усваивают больше школьного материала, чем их сверстники с более низкими баллами. Корреляция между баллами IQ и оценкам составляет около 0,5. Тесты IQ является одним из способов отбора одаренных детей и составления для них индивидуальных (ускоренных) планов обучения.

Успех в научной деятельности

Некоторые исследования показали, что целеустремленность и оригинальность играют высшую роль в достижении успехов в науке. Однако, доктор Айзенк приводит обзор IQ измерений (Roe, 1953) выдающихся ученых, на уровень ниже нобелевских лауреатов. Их средний IQ был 166, хотя некоторые из них набрали 177 — максимальный результат теста. Их средний пространственный IQ составил 137, хотя он мог бы быть выше в более молодом возрасте. Их средний математический IQ был 154 (от 128 до 194).

Производительность труда

Согласно Франко Шмидту и Джону Хантеру, при найме на работу соискателей без соответствующего опыта наиболее успешным предвестником будущей производительности является общее интеллектуальные способности. При прогнозе производительности труда IQ имеет некоторую эффективность для любых видов деятельности, изученных на сегодняшний день, но эта эффективность различается в зависимости от типа работы. Хотя IQ более тесно связан с умственными способностями, а не с двигательными навыками, баллы на IQ тестах предсказывают производительность во всех профессиях. Учитывая это, для наиболее квалифицированных видов деятельности (исследование, менеджмент) низкий IQ с большей вероятностью будет барьером для достаточной производительности, в то время как для наименее квалифицированных видов деятельности атлетическая сила (сила рук, скорость, выносливость и координация) предсказывают производительность с большей вероятностью. Преимущественно, возможность предсказания эффективности по IQ связана с более быстрым приобретением нужных знаний и навыков на рабочем месте.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что поскольку IQ объясняет лишь 29% различий в производительности труда, другие личностные характеристики, такие как межличностные навыки, черты личности, и тому подобное., Вероятно, имеют такую ​​же или большую важность, но в данный момент не существует столь же надежных инструментов их измерения, как тесты IQ.

Прибыль

Некоторые исследования показали, что интеллектуальные способности и производительность труда линейно зависимы, так что больше IQ приводит к большей производительности труда. Чарльз Мюррей обнаружил, что IQ имеет существенное влияние на доход человека, независимо от семьи и социального класса, в которых человек вырос.

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» (Intelligence: Knowns and Unknowns, 1995) отмечает, что IQ баллы объясняют около одной четверти различий между людьми в социальном статусе и одну шестую разницы в доходе.

IQ и преступность

Американская психологическая ассоциация в докладе «Интеллект: известное и неизвестное» отмечает, что корреляция между IQ и преступностью составляет-0,2 (обратная связь). Корреляция 0,20 означает, что объяснены различия в преступности составляют менее 4%. Важно понимать, что причинно-следственные связи между баллами IQ тестов и социальными последствиями могут быть косвенными. Дети с плохой школьной успеваемостью могут чувствовать себя отчужденными и, следовательно, они с большей вероятностью могут совершить правонарушения, по сравнению с детьми хорошо успевают.

В книге «g-фактор» (The g Factor, Arthur Jensen, 1998) Артур Дженсен цитирует данные, согласно которым люди с IQ в интервале 70 — 90 независимо от расы чаще совершают правонарушения, чем люди с IQ ниже или выше этого интервала, причем пик преступности приходится на 80 — 90.

Формула IQ

В различных тестах на определение уровня интеллекта используют различные формулы для подсчета одна из них выглядит так: IQ = РО / МИН × 100,

где РВ умственный возраст, а ХВ хронологический возраст. Например, человеку 20 лет, умственный возраст которой составляет 22 года, имеет IQ 22/20 × 100 = 110.

Критика IQ

Тесты на определение коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике со стороны ученых. Так, доктор физико-математических наук, академик РАН В. А. Васильев обнаружил, что в тестах Айзенка на коэффициент интеллекта существенная часть задач составлена ​​некорректно или авторские решения являются неверными. Вот высказывания Васильева по этому поводу:

«Я … решил изучить тесты без спешки, тем более что их ответы систематически не совпадали с моими в задачах из моих профессиональных областей: логики и геометрии. И обнаружил, что большинство решений автора тестов неверно. А в некоторых случаях испытуемому вообще остается только угадать ответ — на логику опираться бессмысленно ».

Исходя из этого можно отметить, что задания на тесты IQ оценивают не только способности к логическому, дедуктивного мышления, но и к индуктивного. Правила выполнения некоторых IQ-тестов заранее предупреждают, что в некоторых задачах ответы не вытекают однозначно с задания, и нужно выбрать наиболее разумную или простой ответ. Это соответствует многим реальным жизненным ситуациям, в которых однозначного ответа нет.

«Если человек ответил так же, как и Айзенк, то она тем самым всего лишь демонстрирует стандартность своего мышления, быструю и предсказуемую реакцию на несложный раздражитель. Чуть менее плоская человек сто раз задумается, прежде чем ответить … Существует бесчисленное множество возможных решений каждой подобной задачи. Чем вы умнее, тем вероятнее, что ваше решение не совпадает с авторским. Практический смысл здесь только в одном: тому, кто дает "правильную" ответ на тесты, будет легче вписаться в усредненную систему образования и общаться с людьми, которые рассуждают так же, как он. В общем, Айзенк тестирует идеальную посредственность ».

Советский психолог Лев Семенович Выготский в своих работах показал, что текущий IQ ребенка мало что говорит о перспективах дальнейшего обучения и умственного развития. В связи с этим он ввел понятие «зона ближайшего развития». Похожий шутку говорит, что тесты на IQ на самом деле проверяют способность человека решать эти тесты. Это недалеко от истины. По сути от испытуемого требуется решение определенных задач определенным образом. Чем на самом деле умнее человек, тем больше вариантов решений, альтернативных предложенным создателями теста, она сможет предложить.

Знать свой IQ (айкью) считается важным для современного человека. Десятки тестов и методик дают возможность нам приоткрыть завесу своих же способностей. Поговорим же в нашей статье, что такое айкью, каковы пути исследования данного показателя человеческого мышления, кто нам помог узнать больше о своем мозге. Также немного поговорим об известных айкью-тестах и о том, какие данные действительно можно из них почерпнуть.

Что такое айкью (IQ): определение

Интеллект человека, выражаемый в показателе IQ, - это способность к познанию, а также совокупность всех его познавательных способностей.

Интеллект определяет успешность деятельности человека, его способность решать задачи быстро, опираясь только на свои знания.

Изучение IQ наукой

Ученые с тридцатых годов ХХ века предпринимали попытки научно определить уровень интеллекта. Решением проблемы изучения и измерения уровня интеллекта на протяжении всего ХХ века занимались такие ученые, как В. Штерн, Р. Стенберг, А. Бине, Ж. Пиаже, Ч. Спирмен, Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Векслер и другие. Определить, что такое айкью человека, какие показатели нужно учитывать, - все это было обьектом изучения.

Психологи-практики выдвигали различные гипотезы и проводили эксперименты по изучению интеллекта:

  • определение взаимосвязи между процессами, происходящими в головном мозге человека, и его ответными реакциями на них;
  • зависимость от размера и веса головного мозга;
  • сопоставление уровня интеллекта родителей и их детей;
  • взаимообусловленность уровня интеллекта и социального положения человека;
  • зависимость уровня интеллекта от возраста индивида.

Также ученые разрабатывали тестовые методики по определению уровня интеллекта. С того времени стал актуален вопрос о том, что такое номер айкью - количественный показатель, дающий представление о мыслительных способностях.

Методики измерения интеллекта

Изначально тесты содержали только упражнения по лексике. Сегодня подобные методики включают такие упражнения: неарифметический счет, логический ряд, дополнение фигур геометрии, распознавание частей объекта, запоминание фактов и чертежей, действия с буквами и словами.

В научном мире был принят и адаптирован термин «intelligencequotient». Впервые это понятие ввел В. Штерн (1912 год), предложив обозначить число, которое получается при делении возраста ума испытуемого на его В шкале Стенфорда-Бине (1916 год) термин «IQ» был впервые упомянут.

Аббревиатура "IQ" широко используется и в российской литературе, но отечественные ученые переводят это понятие не дословно (в переводе с английского - «количество интеллекта»), а как «коэффициент интеллекта».

IQ - показатель, который определяется после проведения IQ-теста. Коэффициент - величина, выражающая процентное соотношение умственного возраста индивида к биологическому. Определить, что такое уровень айкью, - значит выяснить, насколько человек может применять те или иные возможности своего мозга.

Причем показатели должного уровня интеллекта в определеном возрасте рассчитываются по среднестатистическим показателям людей такого же возраста, что испытуемый.

Значение результатов тестов

Среднеуровневый IQ соответствует 100 единицам. Это средняя цифра между 90 и 110 единицами, которые обычно получают 50% испытуемых людей. 100 единиц соответствует половине решенных в тесте задач, соответственно, максимальный показатель равен 200 единицам. Значения ниже 70 единиц часто квалифицируется как умственная недостаточность, а выше 140 - как гениальность.

IQ - относительный показатель, отражающий уровень выполнения конкретного теста интеллекта. Такой тест не может служить всеобъемлющим показателем интеллектуальных способностей.

Тесты интеллекта не могут показать уровень эрудированности личности, а лишь ее способности мыслить, причем преимущественно определённым образом. Определяется более развитый вид мышления данного человека: логическое, образное, математическое, вербальное. По тому, какой вид мышления менее развит, можно определить желательное способностей.

Конечно, высокий уровень IQ отнюдь не является гарантией успешности в жизни. Огромное значение в жизни человека имеют целеустремлённость, решительность, трудолюбие, наличие четких целей и мотивации к достижению успеха. Не стоит забывать и о наследственности, генетических данных, врожденных задатках и таланте, а также о значимом влиянии социального окружения и семьи.

Заключение

В нашей статье мы рассмотрели один из интереснейших вопросов психологии, который волнует современного человека - что такое айкью, каковы методики измерения интеллекта и какую информацию реально можно из них почерпнуть.

Вывод, который стоит сделать из имеющихся знаний об айкью человека, - это то, что цифровые данные, которы дают тесты, вовсе не последняя инстанция, дающая оценку вам как личности. Мыслительные процессы настолько сложны, что никакой тест не сможет дать материал, чтобы оценить их возможности в полной мере. Будем же собой и не перестанем развиваться!

Неудачные попытки определить сущность интеллекта привели к стрем-лению понять его через интеллектуальное выполнение. Это означает, что вопрос «Что такое интеллект?» был переформулирован так: «Какой тип пове-дения называется интеллектуальным?» Чтобы ответить на этот вопрос, нуж-но создать ситуации, предоставляющие выбор - поступить интеллектуально или неинтеллектуально, а затем наблюдать индивидуальные различия между людьми, выбирающими интеллектуальный и неинтеллектуальный способы выполнения. По мнению многих психологов начала XX в., интеллектуальные тесты создают именно такие ситуации, в которых правильным может быть только один выбор из нескольких альтернативных. Интеллектуальный тест представляет собой модель того типа проблем, где возможно интеллектуаль-ное выполнение. Поэтому некоторые психологи (А. Бине, Ч. Спирмен, Л. Термен и др.) стали называть интеллектом то, что измеряется интеллектуаль-ными тестами. Коэффициент интеллектуальности (IQ) стал синонимом ин-теллекта.

Впервые понятие уровень интеллекта использовал знаменитый римс-кий философ и оратор Марк Туллий Цицерон: под интеллектом он подразу-мевал совокупность умственных способностей, присущих конкретному чело-веку. Классическое понятие уровня интеллекта известно уже почти целый век. Его создатель – французский психолог Альфред Бине, который вместе со своим сотрудником Теодором Симоном опубликовал первую серию тестов для измерения уровня интеллекта. А. Бине исходил из предположения, что уровень интеллекта (как врожденная способность) остается постоянным в те-чение жизни и направляется на решение разных задач. Через несколько лет после этого психологи Уильям Штерн и Льюис Терман усовершенствовали тесты Бине, введя в 1912 г. понятие «коэффициент интеллекта».

В. Штерн обратил внимание на некоторые недостатки умственного возрас-та как показателя в шкалах, предложенных Бине. Основной недостаток заключался в том, что одна и та же разница в «умственном возрасте» двух индивидов для разных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Чем меньше хронологический возраст ребенка, тем существеннее сдвиги, происходящие в его умственном развитии в течение каждого года жизни. Поэтому Штерн предложил определять не абсолютную меру интеллекта (раз-ность между умственным возрастом (УВ) и хронологическим возрастом (ХВ)), а относительную (частное, получаемое при делении УВ на ХВ). Коэффициент интеллекта впервые был использован в шкале интеллекта Стенфорда-Бине в 1916 г.

Таким образом, коэффициент интеллекта или IQ не является постоян-ной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды. Коэф-фициент интеллекта или IQ является отражением как предшествующих, так и последующих достижений в обучении.


Понятие коэффициент интеллекта или IQ характеризует результат тес-тов интеллекта. Исторически IQ был обозначен как пропорция умственного развития и хронологического возраста умноженная на 100. Сейчас IQ изме-ряется иными способами, но все еще по шкале в 100 единиц со стандартным отклонением 16.

Этот показатель определяется в результате арифметического деления на основании балла, полученного человеком, выполнившим тест на интел-лект. Этот балл называется умственным возрастом и делится на хронологи-ческий возраст экзаменуемого, после чего умножается на сто. У большинства людей он колеблется в границах 85 – 115 пунктов.

Существует стандартизированные значения или уровни IQ:

· IQ в диапазоне 65 – 85 означает низкий уровень интеллекта;

· IQ в диапазоне 85 – 100 означает нормальный уровень, нижняя граница нормы;

· IQ в диапазоне 100 – 115 означает нормальный уровень, верхняя грани-ца нормы;

· IQ в диапазоне 115 – 130 означает высокий уровень развития интел-лектуальных способностей;

· IQ в диапазоне 130 – 160 означает, что у человека умственная одарен-ность.

Добавим, что по мнению многих психологов в значительной мере на форми-рование уровня интеллекта влияют как наследственность, так и условия ок-ружающей среды. Считается, что при достижении 16 лет интеллект у челове-ка расти уже не может. На каком-то этапе начали обращать внимание на ог-раниченность классического определения интеллекта – оказалось, что даже если знать интеллектуальный потенциал конкретного человека, всё равно нельзя предсказать, сможет ли он добиться успеха на работе или в личной жизни.

Неоднократно случалось, что люди с очень высоким уров-нем интеллекта никак не могли приспособиться к своему окружению, тогда как их коллеги с средними умственными способностями оказывались преуспевающими.