Разное

Что такое любовь примеры из произведений. Необходимость мне; и я любил

Любовь в ее различных проявлениях на протяжении всей истории человечества являлась наиболее распространенной темой произведений искусства. Попробуем проиллюстрировать виды любви на примере всем известных личностей и литературных героев.

1. ЛЮБОВЬ-ФИЛИА. Это глубокая духовная близость, которая строится на общности интересов или служении общей цели. Испытывая такую любовь, люди чувствуют себя счастливыми настолько, что им никто не нужен, кроме друг друга и общего дела, обеспечивающего постоянный приток новых впечатлений на фоне глубокого взаимопонимания. Наиболее ярко Филиа проявляется, если выражена у обоих партнеров.

Например, супруги Мария и Пьер Кюри, ученые-физики. Можно предположить, что они относились, условно, как и в остальных примерах), к типам: Аналитик и Новатор. Кюри целиком и полностью посвятили себя общей цели - служению науке и нашли друг в друге все необходимое для счастья. Их отношения были полны уважения и постоянного интереса друг к другу, так как строились на интеллектуальной близости. Можно предположить, что им недоставало эмоционального и чувственного дополнения. Но Филиа может смириться с этим. Для нее главное - взаимопонимание и общность интересов.

2. ЛЮБОВЬ-АГАПЭ. Самое возвышенное, красивое, духовное, идеалистическое чувство, для которого не страшно время и расстояние. Чувственная сторона жизни может быть принесена в жертву далекому идеалу. Даже когда люди вместе, для них важнее всего духовная близость, поэтическое созвучие мыслей и чувств. При этом общность занятий и увлечений не так важна, как сходство во взглядах на жизнь. Эта любовь терпелива; она способна ждать взаимности долго и верить в нее даже при минимальных шансах.

Такова любовь Оноре де Бальзака и Эвелины Ганской, типов - Наставник. Несмотря на то, что у них, как и у супругов Кюри, тоже одинаковая форма любви. Их длительная возвышенная любовь, выдержавшая долгие разлуки, была нелегкой, с душевными кризисами и потрясениями. Это чувство сохранялось так долго благодаря своей устойчивой форме и расстоянию, столь благотворному для этого вида любви. По этой же причине после сближения они разочаровались друг в друге.

Гротескный образ этой любви создал Н. Гоголь в романе "Мертвые души" - это Маниловы, тождественные по типу. Их типы - идеалисты Лирики, обладающие незаурядным талантом гармонизатора. Все свое дипломатическое мастерство и жертвенность любви Агапэ, они сосредоточили друг на друге. Их взаимный идеализм и способность строить воздушные замки не изменил им даже в старости.

3. ЛЮБОВЬ-МАНИА. Чувство - слепое, романтическое, очень эмоциональное, порабощающее и любящего, и того, на кого оно направлено. Это, как и Викториа, властное чувство, но власть проявляется не столько в физическом обладании партнером, сколько пытается подчинить его эмоции. Физическая измена здесь не так страшна, как измена в чувствах, эмоциональное предпочтение другого партнера. Ревность в такого рода любви наиболее драматична, охлаждение в чувствах любимого человека переносится тяжело, может привести к убийству или самоубийству, так как эта любовь становится сверхценностью, подчиняя себе человека полностью. Она порождает большинство трагедий.

Такова любовь Анны Карениной и Вронского, имеющих социотипы - Наставник. Их бурные, всепоглощающие и драматические чувства, которые они проявляли друг к другу и ради которых шли на любые жертвы, не выдержали испытания временем. Их положение усугубилось тем, что тождественные отношения хороши лишь до тех пор, пока люди несут друг другу новую информацию.

У Вронского с Анной в конце концов накопилась усталость от бурных эмоций, столь привлекавших вначале обоих высоким накалом. Через некоторое время наступил голод по новой информации, которую они уже не могли дать друг другу. При разрыве Анна теряла намного больше, чем Вронский, так как она поставила на карту все: семью, ребенка, положение в обществе. Лишившись всего и не получив взамен ничего, кроме крушения иллюзий, Анна Каренина покончила с собой. Любовь подчинила ее и погубила.

Точно такой же исход постиг героя известного рассказа Куприна "Гранатовый браслет", принадлежащего к этому же типу личности, который ради своей любви тоже все поставил на карту, даже совершил преступление - растрату государственных денег, чтобы сделать подарок любимой женщине. Без взаимности с ее стороны жизнь потеряла для него смысл, и он решился на самоубийство.

В результате такой любви-сверхценности погибли герои Шекспира Ромео и Джульетта (типы – Наставник). Чаще такой исход принимает любовь-Маниа в сочетании с идеалистичной Агапэ. Но бывают и менее драматичные развязки в такой любви.

Например, другой известный всем случай - любовь Жорж Санд и Мюссе (оба - Наставники). Они измучили друг друга своей страстной и противоречивой любовью, прекратить которую им было трудно, так велика была ее власть над ними, но в конце концов они все же расстались.

4. ЛЮБОВЬ-СТОРГЭ. Это любовь, полная деликатности и такта, склонная к постоянству и компромиссам ради поддержания гармонии в отношениях. Идеальная форма семейной любви, основанная на способности долго поддерживать спокойные дружеские отношения, полные нежности и простой, глубоко человечной любви к партнеру, полной сочувствия и снисхождения к недостаткам. Эта любовь раскрепощающая, когда каждый может быть самим собой и душой и телом; когда любят человека просто за то, что он есть. Единственное, чего она не прощает - это грубости, эгоизма, притворства и неискренности, которые противны самой ее сути. Самое ценное в ней - внимание друг к другу даже в мелочах.

Ярко изображена любовь-Сторгэ у Наташи Ростовой в романе Л. Толстого "Война и мир". В этом примере речь идет о дуальной любви. Ее мужу - Пьеру Безухову (тип Критик) свойственна любовь-Прагма. Дополняющие виды любви - Викториа у Наташи и Агапэ у Пьера придают их чувствам своеобразные оттенки, которые находятся в гармоничном сочетании. Властность Наташи (предположительно, тип Политик) и собственническая сторона ее любви, проявились в беззаветной любви к мужу, который полностью подчинился ее мягкой власти. Любовь Пьера дополняется его возвышенной жертвенностью и благодарностью за стабильность семейного счастья.

Это необходимо его любви-Прагме, которая частью утрачивает свою рассудочность из-за примеси чувства типа Агапэ. Пьеру трудно разобраться в своих чувствах, но полюбив, он склонен идеализировать объект своих чувств. Он любит Наташу тем больше, чем больше она заботится о крепкой семье без лишних мудрствований и духовных исканий, предоставив все это мужу. В их отношениях нет эмоционального накала: они естественны, надежны и постоянны, что характерно для сочетания "Сторгэ-Прагма".

Сходное сочетание такого типа дуальной любви Толстой изобразил и у другой счастливой пары: Николая Ростова (Управляющий) и Марьи Болконской (Гуманист). Любовь-Прагма у Николая выражается в более жесткой форме, чем у Пьера Безухова - на нее накладывает отпечаток суровый характер типа личности Управляющий. В свою очередь, у Марьи Болконской больше, чем у Наташи Ростовой выражен духовный компонент отношений, так как у нее любовь-Сторгэ дополняется типом любви-дружбы Филиа. Поэтому Марья не стремится, подобно Наташе, владеть мужем как собственностью, а ведет постоянную воспитательную работу, смягчая его суровость.

Таким образом, одни и те же формы любви проявляются у разных типов личности по разному. На них сказываются как типные особенности, так и сочетание преобладающей формы эмоционального отношения с дополнительной.

Старосветские помещики - Пульхерия Ивановна и Афанасий Иванович (оба, предположительно, Гуманисты, тип отношений - Сторгэ) , также очень внимательны друг к другу, как и пара Маниловых, но в их чувствах меньше идеализма, зато больше неподдельной искренности. Они обрели свое счастье, так как оба соответствовали высоким моральным требованиям любви - Сторгэ: верность, такт, обоюдная забота, предупредительность. Их отношения просты и естественны, без элементов игры и пафоса, присущих чете Маниловых.

5. ЛЮБОВЬ-ПРАГМА. Ее принято называть рассудочной любовью. Это логическая форма любви, которая не может возникнуть стихийно, быть слишком чувственной или духовной. Более того, если она противоречит здравому смыслу и несет в себе разрушительные тенденции, человек быстро излечивается от нее. Как правило тот, у кого выражена любовь-Прагма не склонен вспоминать, переживать и долго анализировать долго свою неудачу. То, что не рационально, отбрасывается.

Так, Пьер Безухов в своем первом браке с красавицей Элен Курагиной, не встретив взаимности с ее стороны, быстро охладел и без труда вычеркнул ее из своего сердца. Избегая пересудов в обществе, он долго поддерживал видимость этого брака, не пытаясь его расторгнуть. При этом он предоставил жене свободу в выборе занятий и развлечений. При этом Пьер не переживал из-за ее измен. Она для него как бы не существовала.

Любовь-Прагма - это не обязательно брак по расчету, тем более материальному. Это просто выбор, а еще точнее - способность уживаться с партнером, который отвечает не отвлеченным, а вполне житейским требованиям нормальной семейной жизни - спокойной и налаженной в бытовом отношении. В противном случае наступает разочарование и охлаждение. Человеку с такой формы любви необходимо постоянство в отношениях и стабильность. Подходящий партнер становится его любимым приобретением, о котором он заботится, как хороший хозяин.

Такова любовь Николая Ростова у Л.Н. Толстого. Хорошо изобразил ее и Сомерсет Моэм в романе "Театр" на примере дуальной пары - актрисы Джулии и ее мужа и режисера - Майкла. Джулия (Политик) любила Майкла спокойной семейной любовью-Сторгэ, а Майкл - Критик, отвечал ей трезвой, рассудочной любовью-Прагма. Они видели недостатки друг друга и относились к ним снисходительно. Даже незначительные увлечения на стороне, не отражались на прочности их союза. Когда Джулия сильно увлеклась Томом, у нее хватило такта скрыть это от мужа и не травмировать его. Гроза пронеслась мимо, не затронув их семейного благополучия.

6. ЛЮБОВЬ-АНАЛИТА. Самый холодный и требовательный вид любви. После начала, которым сопровождается эмоциями, как любое увлечение или любовь, наступает период холодного анализа в результате которого могут померкнуть многие достоинства партнера, питавшие чувства в начале любви. Те, у кого форма любви-Аналита склонны в первый период влюбленности наделять партнера желаемыми, но часто иллюзорными достоинствами, отсутствие которых при более близком рассмотрении может охладить это чувство.

Требования к партнеру такая форма любви может предъявлять порой очень своеобразны. Любимый человек так много "должен", а еще больше "не должен", что не разочароваться в нем со временем бывает очень трудно. Брак может быть сохранен, если основан на чувстве долга, но отношения могут сложиться весьма прохладные.

Это самая эмоционально независимая форма любви, которая не терпит компромиссов в отношениях. Ей трудно что-то навязать или в чем-то ее ограничить. Человек с такой формой отношений настаивает, чтобы его требования уважали, но сам не всегда способен считаться с требованиями партнера. Это - чувство от ума, а не от сердца, поэтому ему часто не хватает сострадания, если только оно не смягчается дополнительной формой любви, вносящей свои коррективы.

Так любил свою дочь Марью князь Болконский (тип Аналитик). Он посвящал много времени ежедневным занятиям с нею, стараясь развить ее способности и интеллект, но нисколько не заботился о том, чтобы устроить личную жизнь дочери. Целью ее жизни должно было стать постоянное самообразование, выполнение требований отца и безграничная любовь в ответ на его холодность. Он не понимал, что она из-за этого может страдать. Князь Болконский был настроен на менее ранимого, более оптимистичного и уверенного в себе партнера. Таким человеком была для него француженка-гувернантка Амелия. Ее постоянная веселость и болтливость смягчали его суровый нрав. Особенно импонировало ему то, что она была необидчивой. У дочери (тип Гуманист), наоборот, форма любви-Сторгэ, абсолютно противоположная любви - Аналита; она нуждалась в более заботливом партнере. Поэтому отношения между отцом и дочерью были так драматичны.

Что же произойдет, если полюбят друг друга два человека с формой отношений Аналита? Это хорошо показал И. Тургенев в романе "Отцы и дети" на примере взаимоотношений Евгения Базарова и Ольги Одинцовой. Эти отношения напоминали известную сказку о журавле и цапле. Взаимное уважение и восхищение то и дело сменялись недоумением, так как инициатива в выражении чувств партнером не поддерживалась. В их отношениях не хватало теплоты, простоты, способности к компромиссам.

Каждый видел в другом притягательный образ равного по уму партнера, но их отталкивала обоюдная независимость. Обоим нужен был партнер, способный своей сильной эмоциональной экспансией растопить лед их рассудочного чувства и одновременно - способный на многие уступки ради сохранения отношений. На это способен человек с формой любви-Маниа.

Их интеллектуальный поединок показал, что требования друг к другу выполняться не будут, поэтому лучше не рисковать, идя на сближение. Готовность к компромиссу первым проявил Базаров (предположительно, тип Аналитик или Наставник с акцентом на структурной логике, которого часто принимают за Аналитика), полагавший, что женщина существо более слабое и потому рано или поздно уступит ему, но Одинцова (возможно, тип Лидер), отвергла его предложение ради сохранения своей свободы. Она понимала, что между ними будет длительная борьба, которая ничем не кончится, так как она не та женщина, которая может подчиниться. Они расстались, и это было лучшим, что они могли сделать.

Другое дело, если у партнеров с типом любви - Аналита и дополняющей ее любовью Филиа, есть общее дело (как это было в случае с супругами Кюри). В таком случае взаимное уважение и общность интересов могут спасти этот эмоционально проблематичный союз.

7. ЛЮБОВЬ-ВИКТОРИА. Это преимущественно физическая любовь - победа над многими или над одним человеком. Чувство собственническое, независимо от того, бережно ли хранят эту собственность или поступают с нею как захотят, с полным правом хозяина. Многое зависит от дополняющей формы любви.

Если ее дополняет тип любви - Сторгэ, то властная любовь - Викториа проявляется больше в форме опеки. У этиков - Политика и в особенности у Хранителя, любовь-Викториа значительно смягчена и полна не только покровительства, но и нежной заботы. Не прощает она только одного - неверности. Ей присуща несгибаемая принципиальность и упрямство, что порождает много семейных проблем. Поэтому необходим партнер уступчивый и гибкий в отношениях.

Если тип любви Викториа сочетается с любовью-Аналита, на уровне типа или в сочетании тип и акцент типа, такое чувство становится очень требовательным, давящим. В этой любви мало духовности и теплоты, мало романтических чувств и стремления к общности интересов. Главное здесь - подчинение требованиям и воле властного партнера. Оживляет и обостряет этот вид сексуального поведения сопротивление подчиненного, если только оно не слишком длительно. Иначе последний рискует надоесть, и тогда возможен разрыв отношений или грубое отношение со стороны представителя любви- Виктория.

У эстравертов любовь-Викториа проявляется в виде склонности к новым и новым победам. Таков Казанова (Наставник с чрезмерно развитым акцентом типа на волевой сенсорике), страстный охотник и победитель женщин. Правда, он был нежным и деликатным любовником, который не обещал женщинам верности и потому не обманывал их, в отличии от другого такого же типа с двумя сильно развитыми неадекватными этому типу акцентами - на волевой сенсорике и логике соотношений - Дон Жуана.

На Казанову обычно не сердились. Его мало интересовала духовная сторона отношений, каждый раз он испытывал глорические эмоции удовлетворенного тщеславия. Другое дело Дон Жуан. Присущая ему форма любви - Викториа в союзе с Аналитой делала его особенно безжалостным победителем, причиняющим женщинам страдания. Часто он старался унизить женщину, посмеяться над ней. Все средства были хороши: клятвы в любви, обещания любить вечно и т.п. Он неизменно демонстрировал свое превосходство над теми, кого покорял.

В душе он презирал и ненавидел женщин за то, что не мог встретить настоящий идеал, к которому стремилась его подтипная любовь Агапэ и вторая сторона его любви - разборчивая Аналита. Его требования были уникальны, он хотел, чтобы в женщине сочетались даже противоположные качества. Увлекаясь и разочаровываясь, он всю жизнь искал нереальную женщину, не задумываясь, достоин ли он сам ожидаемого идеала. Он так и не смог полюбить женщину со всеми ее недостатками, но без них так и не нашел.

Любовь- Викториа у инторвертов выражается несколько иначе. Им интереснее постоянно бороться и побеждать одного партнера, а не многих. Такая любовь описана Л. Толстым в романе "Анна Каренина". Ее представитель - Каренин, муж Анны.

Сначала у Анны (ее тип - Наставник) был неплохой, дуальный союз. Они жили спокойно и размеренно. Но романтическая натура Анны не получила возможности для своей реализации в области чувств. Она скучала. Для человека, относящегося к типу Наставник любовь - главная ценность в жизни. Такой человек нуждается не столько в отвлекающем и уравновешивающем влиянии любви своего дуала, сколько в сильном ответном чувстве.

Тип мужа Анны - Инспектор, у него имеется сочетание властной любви Виктории и бескомпромиссной любви Аналита. Несмотря на дуальность отношений с женой, он причинил ей много страданий, когда она разрушила их брак, такой казалось бы прочный и удачный. Его властное, ревниво-собственническое чувство типа Викториа не позволило ему отпустить свою жену к другому, дать ей свободу. В союзе с типом любви - Аналита оно было чуждо состраданию и поэтому Каренин создал безвыходную для жены ситуацию, которая привела ее к самоубийству.

По-видимому, дуализация не является панацеей от всех бед, особенно в этой паре. Еще в одной паре имеется у одного из партнеров сочетание форм любви Викториа и Аналита, создающее порой безвыходные ситуации. Такой тип любви присущ Лидеру. Если он любят, то считает объект чувств своей собственностью и готов скорее его убить, чем отдать другому.

Так сделал Прохор Громов (предположительно, тип - Лидер) в романе В.Шишкова "Угрюм-река", застрелив Анфису (ее тип – Наставник с акцентом на волевой сенсорике). Физическая страсть этой пары была очень сильной, но непокорность Анфисы, (связанная с преобладанием у нее той же формы любви, что и у Прохора - Викториа), наконец вывела его из себя. В борьбе двух представителей любви-Викториа победил сильнейший.

8. ЛЮБОВЬ-ЭРОС. Включает в себя эротическое влечение и стремление к гармонии ощущений. Она ослепляет человека, заставляет идеализировать партнера. В ней много физической чувственности, но она не стремится властвовать или подавлять. С другой стороны, ее духовность довольно поверхностна и иллюзорна.

Это - романтическое чувство, которое может гореть долго и ярко, но может погаснуть без следа от одного резкого слова или шокирующего поступка. Некоторые способны испытать такое чувство один раз за всю жизнь, некоторые - несколько раз. Но всегда это происходит стихийно, налетает как ураган и опьяняет человека. В этой любви нет драматизма, она - как праздник, который ждут с радостью и с которым расстаются без сожалений. Эта любовь не может долго существовать без взаимности, она дает столько же, сколько берет. Она жаждет полноты чувств и сочетания влечений ума, души и тела, но без эротической гармонии для нее все остальное может потерять смысл.

Страстной и чувственной была любовь Аксиньи и Григория Мелехова в романе Шолохова "Тихий Дон". Вероятнее всего, у Аксиньи - тип Наставник с акцентом на сенсорике ощущений (такой вариант этого типа часто принимается за Коммуникатора), а Мелехов - по своему характеру ближе к типу - Управляющий. У обоих был выражен тип любви Эрос. Она горела бурно, смягчив суровый характер Григория и высвободив сдержанную страстность его натуры. Но, если бы не несчастный случай, оборвавший их любовь, вряд ли это романтическое чувство оказалось бы долговечным.

Зная тип отношений этой пары, а это отношения "Суперэго" можно попытаться промоделировать их дальнейшее развитие. Второй компонент любви Аксиньи - Маниа (несовместимый со вторым типом любви Григория - Прагма) мог бы со временем начать стеснять его и утомлять. Он бы пытался создать крепкую семью с любимой женой, но ее неровный характер и эмоциональные вспышки могли бы периодически накалять отношения. Могло бы наступить, с одной стороны - эротическое пресыщение, с другой эмоциональное перенапряжение, а в результате - взаимное охлаждение, очень губительное для этой любви.

Главное в любви Эрос - сохранять романтику в чувствах как можно дольше. Взаимный психоанализ - не самый лучший способ укрепить такие отношения. Большое значение имеет сохранение внешней привлекательности, наряды, украшения, сюрпризы, развлечения - все, что может поддерживать праздничное настроение. В любом случае, какими бы трудными ни были будни, нужно почаще устраивать праздники, которые так необходимы этому чувству.

Примечание: Возможно, в интерпретации типов личности литературных героев и присущих им форм любви были допущены некоторые неточности. Имея дело с выдуманными персонажами и полагаясь лишь на талант писателей, изображавших их, трудно себе представить, что все они имеют точные прототипы в жизни. Поэтому, я не настаиваю на правильности своих выводов в отношении всех приведенных здесь примеров. Моя цель в данном случае - анализ видов любви, а не научно обоснованное определение типов личности вымышленных героев.

Литература:

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма. Литва, 1980г.

2. Аугустинавичюте А. "Социон"; "Теория интертипных отношений". - Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН, 1982 г.

3. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека, Киев, изд. МИС, 1997 г.

4. Додонов Б. И. В мире эмоций. - К., Изд-во политич. литературы Украины, 1987 г.

5. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Прикладная соционика, СПИМО, май-июнь, 1999 г.

6. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Краткие характеристики типов личности, СПИМО, май-июнь, 1999 г.

7. Мегедь В.В. Совместимость представителей акцентов типа, ПИС, N6 (18), 2004 г.

8. Мегедь В.В., Овчаров А.А., Теория прикладной соционики. - "Соционика, ментология и психология личности" N 2, 1996 г.

9. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник/ Пер. с англ. – Спб.: Университетская книга. – 1997.

Одна из важнейших тем многих романов XIX века - тема любви. Как правило, она является стержнем всего произведения, вокруг которого происходят все события. Любовь служит причиной возникновения различных конфликтов, развития сюжетной линии. Именно чувства правят событиями, жизнью, миром; из-за них человек совершает то или иное действие, и не важно - будь то любовь к себе или другому человеку. Бывает, что герой идет на преступление или совершает какой-то аморальный поступок, мотивируя свои действия страстной любовью и ревностью, но, как правило, такие чувства ложны и губительны.
Между разными героями - разная любовь, нельзя сказать, что она одна и одинакова, но можно определить основные ее направления, которые будут общими.
Обреченная любовь, трагическая. Это любовь «крайностей». Она захватывает или сильных людей или падших. Например, Базаров. Он никогда и не думал о настоящей любви, но, встретив Анну Сергеевну Одинцову, понял, что это такое. Полюбив ее, он увидел мир в другом ракурсе: все, что казалось ничтожным, оказывается важным и значимым; жизнь становится чем-то загадочным; природа притягивает и является частицей самого человека, живет внутри него. С самого начала понятно, что любовь Базарова и Одинцовой обречена. Эти две страстные и сильные натуры не могут любить друг друга, не могут создать семью. Анна Сергеевна Одинцова это понимает и отчасти из-за этого отказывает Базарову, хотя любит его ничуть не меньше, чем он ее. Одинцова доказывает это, приехав к нему в деревню, когда Базаров находится при смерти. Не люби она его, зачем это делать? А раз так, значит, известие о его болезни всколыхнуло душу, и Базаров небезразличен Анне Сергеевне. Эта любовь кончается ничем: Базаров умирает, а Анна
Сергеевна Одинцова остается жить, как и жила прежде. Возможно, это роковая любовь, потому что отчасти она и губит Базарова. Другой пример трагической любви - это любовь Сони и Николая («Война и мир»). Соня безумно любила Николая, а он постоянно колебался: то он думал, что любит ее, то - нет. Эта любовь была неполноценна и не могла быть иной, так как Соня - падшая женщина, она из тех людей, которые не способны создать семью и обречены жить «на краю чужого гнезда» (так и получилось). На самом деле Николай никогда не любил Соню, ему лишь хотелось ее любить, это был обман. Когда в нем пробудились настоящие чувства, он сразу это понял. Лишь увидев Марью, Николай влюбился. Он почувствовал себя, как никогда раньше с Соней или с кем-то другим. Вот где была истинная любовь. Безусловно, Николай питал какие-то чувства к Соне, но это были лишь жалость и воспоминание о прежних днях. Он знал, что Соня его любит и любит по-настоящему и, понимая ее, не мог нанести такой сильный удар - отвергнуть их дружбу. Николай сделал все, чтобы смягчить ее несчастье, но тем не менее Соня была несчастна. Эта любовь (Николая и Сони) причинила невыносимую боль Соне, закончившись не так, как она этого ожидала; и открыла глаза Николаю, дав понять, что такое ложные, а что настоящие чувства, и помогла разобраться в самом себе.
Наиболее трагична любовь Катерины и Бориса («Гроза»). Она была обречена с самого начала. Катерина - молодая девушка, добрая, наивная, но с необычайно сильным характером. Она не успела узнать настоящую любовь, как была выдана замуж за грубого, скучного Тихона. Катерина стремилась познать мир, ей было абсолютно все интересно, поэтому неудивительно, что ее сразу же потянуло к Борису. Он был молод, красив. Это был человек из другого мира, с другими интересами, новыми идеями. Борис и Катерина тотчас же заметили друг друга, так как оба выделялись из серой однородной массы людей города Калинова. Жители города были скучны, однообразны, жили старыми ценностями, законами «Домостроя», ложной верой и развратом. Катерина так стремилась познать настоящую любовь и, лишь прикоснувшись к ней, погибла, эта любовь закончилась, не успев начаться.

Тема любви всегда играла первостепенную роль в творчестве писателей и поэтов. Восхищаясь красотой и изяществом, своих муз, из-под перьев талантливых творцов выходили стихотворения, баллады и поэмы, рассказы и повести, целые романы.

Русская литература пропитана этим возвышенным чувством – любовью, порою трагической и печальной, но полной самозабвенной преданности и нежности.

Великие поэты и прозаики – Пушкин и Лермонтов, в большинстве своем говорили языком любви. Поэма А.С.Пушкина «Евгений Онегин» – полон любви неразделенной и погасшей – главные герои Евгений и Татьяна, чьи сердца так и не соединились, столкнулись с реалиями жестокого мира, непонятые друг другом, в конце концов, отвернулись от прошлого и постарались забыть.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон» рассказывает о неземной любви, пылкой страсти демона к земной девушке, милой и нежной, невинной Тамаре. Но любовь эта невозможная и неестественная, была погублена самим демоном, жестоким и отверженным, который так и не смог отбросить зов своей природы и злые умыслы, мучавшие его душу.

Эти литературные творения кажутся мне весьма драматическими и угнетающими, и все-таки светлое чувство любви, в которое верят творцы поистине многолико.

Пусть мимолетны мгновения любви, но счастливы. Недолго существует идиллия, так как ей угрожают завистники, роковые обстоятельства. Любовь, по мнению писателей, тяжелый труд и талант, дарованный не каждому. Упустить птицу Любовь из рук легко, вернуть непросто.

Произведения Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Бунина («Темные Аллеи») также трагичны и оканчиваются победой жестокой реальности и крахом мечтаний и надежд.

Необычно и пронзительно правдиво стихотворение В. Маяковского «Лиличка!» – лирический герой полон безумной, одержимой и исступленной любви к женщине. Слова словно, выточенные из камня пронзают, пробивают броню, «режут» по сердцу.

Также по душе мне стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король», повествующей о боле и печали утраты тайного возлюбленного, любви всей жизни лирической героини.

Н. Гумилев в воем стихотворении «Она» рисуют возлюбленную женщину, простую и в то же время загадочную, непостижимую и яркую.

Поэзия и проза творит во имя любви, именно этого высоконравственного и глубокого чувства, и я уверена, что пока живо человечество, будет писаться и слагаться любовная лирика.

Любовь выскочила перед нами, как убийца выскакивает из-за угла, и мгновенно поразила нас сразу обоих... М. Булгаков

Любовь - высокое, чистое, прекрасное чувство, которое люди воспевали еще с античных времен. Любовь, как говорится, не стареет.

Если возводить некий литературный пьедестал любви, то, несомненно, на первом месте окажется любовь Ромео и Джульетты. Это, пожалуй, самая красивая, самая романтичная, самая трагическая история, которую поведал читателю Шекспир. Двое влюбленных идут наперекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, несмотря ни на что. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта согласна умереть, лишь бы остаться верной Ромео и их высокому чувству. Они погибают во имя любви, умирают вместе, потому что не могут жить друг без друга:

Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте...

Впрочем, любовь бывает разной - страстной, нежной, расчетливой, жестокой, неразделенной...

Вспомним героев романа Тургенева "Отцы и дети" - Базарова и Одинцову. Столкнулись две одинаково сильные личности. Но способным любить по-настоящему оказался, как ни странно, Базаров. Любовь для него стала сильным потрясением, которого он не ожидал, и вообще до встречи с Одинцовой любовь в жизни этого героя не играла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлемы. Базарову трудно признаться в своем чувстве в первую очередь себе.

А что же Одинцова?.. До тех пор, пока не были затронуты ее интересы, пока оставалось желание познать что-нибудь новое, ей был и интересен Базаров. Но как только темы для общих разговоров были исчерпаны, пропал и интерес. Одинцова живет в своем мире, в котором все идет по плану, и ничто не может нарушить покой в этом мире, даже любовь. Базаров для нее что-то вроде сквозняка, залетевшего в окно и тут же вылетевшего обратно. Такая любовь обречена.

Другой пример - герои произведения Булгакова "Мастер и Маргарита". Их любовь так же жертвенна, казалось бы, как и любовь Ромео и Джульетты. Правда, здесь жертвует собой ради любви Маргарита. Мастер испугался этого сильного чувства и в итоге оказался в сумасшедшем доме. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно, на героя повлияла и неудача, постигшая его роман. Мастер бежит от мира и прежде всего от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь, спасает от безумия Мастера. Ее чувство к герою преодолевает все препятствия, встающие на пути к счастью.

О любви писали и очень многие поэты.

Мне очень нравится, например, так называемый панаевский цикл стихотворений Некрасова, которые он посвятил Авдотье Яковлевне Панаевой, страстно любимой им женщине. Достаточно вспомнить такие стихотворения из этого цикла, как "Тяжелый крест достался ей на долю...", "Я не люблю иронии твоей...", чтобы сказать, сколь сильно было чувство поэта к этой красивейшей женщине.

А вот строки из прекрасного стихотворения о любви Федора Ивановича Тютчева:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,

Ты говорил: она моя...

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?

И, конечно, нельзя здесь не сказать о любовной лирике Пушкина.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты...

Эти стихи Пушкин вручил Анне Петровне Керн 19 июля 1825 года в день ее отъезда из Тригорского, где она гостила у своей тетушки П. А. Осиповой и постоянно встречалась с поэтом.

Закончить свое сочинение я хочу опять же строками из еще одного стихотворения великого Пушкина:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

    Любовь... А что это такое? Мы так часто говорим "я люблю...", что уже многие не задумываются над смыслом этих слов. А ведь Роберт Рождественский прав. Жизнь каждого человека наполнена любовью, да и сама жизнь тоже начинается с любви. Каждого...

    Любовь - большое и прекрасное чувство. О нем написано множество книг. Но все равно оно остается для каждого неизвестным, неизведанным, каждый открывает его для себя по-своему. Тимко, например, открыл для себя красоту окружающего мира, увидел, какими...

    Современная литература 50--80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие. Всех авторов невозможно перечислить, так как их очень...

    С любимыми не расставайтесь... В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но - стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем,...

Любовь выскочила

перед нами,как убийца

выскакивает из-за угла,

и мгновенно поразила нас

сразу обоих...»

М.Булгаков.

Тема любви в литературе всегда актуальна. Ведь любовь- это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времён. Любовь одинакова всегда, будь ето любовь юношеская или более зрелая. Любовь не стареет.

Если возводить пьедистал любви, то несомненно на первом месте будет любовь Ромео и Джульетты. Это самая красивая любовная история, котороя увековечила её автора- Шекспир. Любовь Ромео и Джульетты с первого взгляда, с первых слов. Двое влюблённых идут на перекор судьбе, несмотря на вражду между их семействами, они выбирают любовь. Ромео готов ради любви отказаться даже от своего имени, а Джульетта готова умереть, лишь бы быть Верной Ромео и их любви. Они погибают во имя любви, умирают вместе, по тому что немогут жить друг без друга. Жизнь одного теряет смысл без другого. Хоть это история любви и трагична, на любовь Ромео и Джульетты всегда и везде, в любые времена будут равняться влюблённые.

Но менуют века, летят годы, и мир преображается. Хоть любовь и вечна, но и она меняется. Она также становится современнее, где-то расчётливее и где-то даже жестока. А если любовь односторонняя, то она вовсе погибает. Так умерла любовь Базарова и Одинцовой в произведении И.Тургенева «Отцы и дети». Столкнулись две одинаково сильные личности. Их общие интересы, разговоры в итоге переросли в любовь. Но любящим оказался только Базаров. Любовь для него становится сильным потрясением, которого он неожидал. Для Базарова, до встречи с Оденцовой, любовь неиграла никакой роли. Все человеческие страдания, душевные переживания были для его мира неприемлимы. Он-герой одиночка, выскочка из общества; существует только он, всё остальное ему не интересно. Но все мы люди и незнаем на перёд, что нам подготовила судьба. Поэтому Базаров очень больно воспринимает свою любовь. Ему трудно признаться в первую очередь себе, в своих чувствах, не говоря об Одинцовой. И признание своё он выжимает из себя. А Одинцова-расчётливая натура. До тех пор, пока были затронуты ёё интересы, желание познать новое, ей был и интересен и Базаров. Но как только темы были изчерпаны, тогда пропал и интерес. Она живёт в своём мире, в котором всё по плану, и ничто не может расстроить этот порядок, даже любовь. И замуж она выйдет, потому что это удобно только для неё. А Базаров? Базаров временное, неожиданное изменение, которое залетело,как сквозняк, и тут же вылетело. Такая любовь не может выжить, поэтому Базаров и Оденцева расходятся в разные стороны.

Если рассматривать любовь в произведении М.Булгакова «Мастер и Маргарита», но непременно наткнёмся на любовь ради которой герои также идут на жертвы, как и в «Ромео и Джульетте». Любовь мастера и маргариты будет вечной, только из-за того, что один из них будет бороться за чувства обоих. И пожертвует собой ради любви Маргарита. Мастер устанет и испугается такого мощного чувства, что в итоге приведёт его в сумашедший дом. Там он надеется, что Маргарита забудет его. Конечно на него повлияла и неудача написанного романа, но отказаться от любви? Есть ли что-то, что может заставить отказаться от любви? Увы, да, и это-трусость. Мастер бежит от всего мира и от самого себя.

Но Маргарита спасает их любовь. Её ничто не останавливает. Ради любви она готова пройти через многие испытания. Нужно стать ведьмой? Почему бы и нет, если это поможет найти возлюбленного.

Её сильная любовь в итоге побеждает, Маргарита спасает от безумия Мастера, их любовь, которая, обретает покой, будет вечной.

Какая бы разная ни была любовь- это чувство всё равно прекрасно. Поэтому о любви столько пишут, сочиняют стихи, о любви поётся в песнях. Создателей прекрасных произведений можно перечислять до бесконечности, так как каждый из нас, будь он писатель или простой человек, хоть раз в жизни испытывал это чувство. На мой взгляд, без любви небудет жизни на земле. И читая произведения мы сталкиваемся с чем-то возвышенным, которое помогает нам рассмотреть мир с духовной стороны. Ведь с каждым героем мы переживаем его любовь вместе.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Что русская литература XIX – XX веков постоянно обращалась к теме любви, пытаясь понять ее философский и нравственный смысл. На примере произведений литературы XIX – XX веков рассмотренных в реферате, я попыталась раскрыть тему любви в литературе и философии, используя взгляд на нее разных писателей и знаменитого философа. Так, в романе «Мастер и Маргарита», Булгаков видит в любви силу, ...

Мне ростом вровень, стань же рядом с бровью брови... Ревность, жены, слезы... ну их! – вспухнут веки, впору Вию. Я не сам, а я ревную за Советскую Россию. Что касается места темы любви в творчестве Маяковского, то А.Субботин в книге «Горизонты поэзии» доказывает, что мотив возвышения любви пронизывает все творчество поэта. Потому что не только поэт такого масштаба, но и любой «человек не может « ...

Как бы доносящей до героини его потрясение, его боль и счастье, и неожиданно вытесняет из души все суетное, вселяя ответное облагораживающее страдание. Последнее письмо Желткова поднимает тему любви до высокого трагизма. Оно предсмертное, поэтому каждая его строка наполнена особенно глубоким смыслом. Но еще важнее, что со смертью героя не заканчивается звучание патетических мотивов всевластной...

Годы безотрадно. Он видит неумолимый закон, действующий в человеческих отношениях: закон страдания, зла и разрушения. Отсюда трагичное понимание любви, пронизавшее всю позднюю лирику Тютчева: Союз души с душой родной - Их съединенъе, сочетанъе, И роковое их слиянье, И поединок роковой... Чувства сильны и беззаветны, сердца преданы друг другу, однако “союз души с душой” губителен. Если...