Семья и Дети

Что такое натурализм в живописи. Натурализм в искусстве и культуре

1. Романтизм (Romanticism), идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма . Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.

Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, они стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

Некоторые романтики обратились к таинственному, загадочному, даже ужасному, народным поверьям, сказкам. Романтизм был частично связан с демократическими, национальными и революционными движениями, хотя "классическая" культура Французской революции на самом деле замедлили приход Романтизма во Францию. В это время возникает несколько литературных движений, важнейшие из которых - "Буря и натиск" в Германии, примитивизм во Франции, во главе которого стоял Жан-Жак Руссо , готический роман, повышается интерес к возвышенному, балладам и старым романсам (от которых собственно и произошёл термин "Романтизм"). Источником вдохновения для немецких писателей, теоретиков йенской школы (братьев Шлегель , Новалиса и других), объявивших себя романтиками, была трансцендентальная философия Канта и Фихте , которая ставила во главу угла творческие возможности разума. Эти новые идеи благодаря Колриджу проникли в Англию и Францию, а также определили развитие американского трансцендентализма.

Таким образом, Романтизм зародился как литературное течение, но оказал значительное влияние на музыку и меньшее на живопись. В изобразительном искусстве Романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, меньше - в архитектуре. В 18 веке излюбленными мотивами художников были горные пейзажи и живописные руины. Его основные черты - динамичность композиции, объёмная пространственность, насыщенный колорит, светотень (например, произведения Тёрнера, Жерико и Делакруа). Среди других художников-романтиков можно назвать Фузели, Мартина. Творчество прерафаэлитов и неоготический стиль в архитектуре также можно рассматривать как проявление Романтизма.


Художники Романтизма: Тернер, Делакруа, Мартин, Брюллов

2. Реализм (realism, от лат. realis - действительный, вещественный) - понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания.

Реализм , понимаемый как основная тенденция исторического развития искусства, предполагает стилевое многообразие и имеет свои конкретно-исторические формы: реализм древнего фольклора, искусства античности и поздней готики. Прологом реализма как самостоятельного направления стало искусство Возрождения («ренессанс реализм»), от которого через европейскую живопись 17 в., «просветительский реализм» 18 в. тянутся нити к реализму 19 в., когда возникло и было сформулировано в литературе и изобразительном искусстве понятие реализма.

Реализм 19 в. явился формой ответной реакции на романтическую и классическую идеализацию, а также на отрицание общепринятых академических норм. Отмеченный резкой социальной направленностью, он получил название критического реализма, став отражением в искусстве острых социальных проблем и стремлений дать оценку явлениям общественной жизни. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации; предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество».

Реализм в культуре 20 в. характеризуется поисками новых связей с действительностью, оригинальных творческих решений и средств художественной выразительности. Он не всегда предстает в чистом виде, зачастую переплетаясь в сложный узел с противоположными течениями - символизмом, религиозным мистицизмом, модернизмом.

Мастера реализма: Гюстав Курбе, Оноре Домье, Жан-Франсуа Милле, Илья Репин, Василий Перов, Иван Крамской, Василий Суриков, Рокуэлл Кент, Диего Ривера, Андре Фужерон, Борис Таслицкий.

3. Символизм - направление в литературе и изобразительном искусстве Европы конца 19 века - начала 20 века. Символизм возник как альтернатива исчерпавших себя и художественной практики реализма и натурализма, обратившись к антиматериалистическому, антирационалистскому образу мышления и подхода к искусству. В основе его мировоззренческой концепции лежала идея существования за миром видимых, реальных вещей другой, настоящей действительности, смутным отражением которой и является наш мир. Все случающееся с нами и вокруг нас символисты считали порождением цепи причин, сокрытых от обыденного сознания, а единственным путем достижения истины, моментом прозрения - творческий процесс. Художник становится посредником между нашим иллюзорным миром и сверхчувственной реальностью, выражая в зрительных образах «идею в форме чувств».

Символизм в изобразительном искусстве - явление сложное и неоднородное, не сформировавшееся в единую систему и не выработавшее своего художественного языка. Вслед за поэтами-символистами художники искали вдохновения в тех же образах и сюжетах: темы смерти, любви, порока, греха, болезни и страданий, эротика привлекали их. Характерной чертой движения было сильное мистико-религиозное чувство. Художники-символисты часто обращались к аллегории, мифологическим и библейским сюжетам.

Черты символизма отчетливо прослеживаются в творчестве самых разных мастеров - от Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона и прерафаэлитов до постимпрессионистов (П. Гогена, Ван Гога, «набидов» и др.), работавших во Франции (родине символизма), Бельгии, Германии, Норвегии и России. Для всех представителей этого направления характерны поиски собственного изобразительного языка: одни уделяли особое внимание декоративности, экзотическим деталям, другие стремились к почти примитивной простоте изображения, четкие контуры фигур перемежались с размытыми, теряющимися в туманной дымке, очертаниями силуэтов. Такое стилевое многообразие в совокупности с освобождением живописи «от оков достоверности» создало предпосылки для формирования многих художественных тенденций 20 в.

Мастера символизма : Гюстав Моро, Пьер Пюви де Шаванн, Одилон Редон, Фелисьен Ропс, Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль, Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Виктор Борисов-Мусатов, Михаил Врубель.

4. Импрессионизм - направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. и во многом определившее развитие искусства 19 века. Центральными фигурами этого направления были Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей, и вклад каждого из них в его развитие уникален. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма и академизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент.

Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. В импрессионистических пейзажах, создаваемых на открытом воздухе, простой, будничный мотив часто преображается всепроникающим подвижным светом, вносящим в картину ощущение праздничности. В отдельных приёмах импрессионистского построения композиции и пространства ощутимо влияние японской гравюры и отчасти фотографии. Импрессионисты впервые создали многогранную картину повседневной жизни современного города, запечатлели своеобразие его пейзажа и облик населяющих его людей, их быта, труда и развлечений.

Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.; в 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола). Более семи выставок импрессионистов было проведено между 1876 и 1886 г.; по завершении последней только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма. "Импрессионистами" называют также и художников за пределами Франции, писавших под влиянием французского Импрессионизма (например, англичанин Ф.У. Стир).

Художники импрессионизма: Мане, Моне, Писсарро, Ренуар

5. Натурализм - (фр. naturalisme, от лат. natura - природа) - направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США. Под воздействием идей позитивизма, главными представителями которого были О. Конт и Г. Спенсер, это движение стремилось к объективному и бесстрастному изображению реальности, уподобляя художественное познание научному, исходило из представления о полной предопределенности судьбы, зависимости духовного мира человека от социальной среды, наследственности и физиологии.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей - братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

При всей ограниченности творческого метода, отказе от обобщений и анализа социально-экономических проблем жизни общества, натурализм введением в искусство новых тем, интересом к изображению «социального дна», новыми средствами изображения действительности способствовал развитию художественного видения и становлению критического реализма в XIX века (таких как Э. Мане, Э. Дега., М. Либерман, К. Менье, художников-веристов в Италии и др.) однако в живописи натурализм не оформился в целостное последовательное явление, как в литературе.

В советской критике 1930-1970-х гг. натурализм рассматривался как художественный метод, противоположный реализму и характеризующийся асоциальным, биологическим подходом к человеку, копированием жизни без художественного обобщения, повышенным вниманием к темным ее сторонам.

Мастера натурализма : Теофиль Стейнлен, Константен Менье, Макс Либерман, Кете Кольвиц, Франческо Паоло Микетти, Винченцо Вела, Люсьен Фрейд, Филипп Перлстайн.

В парижском музее Орсей представлено не менее 16 картин русских художников. Среди них я отметил два великолепных русских пейзажа – это картины Абрама Архипова и Александра Борисова.

Недавно появилась возможность в очередной раз посетить знаменитый Musee d’Orsay — одно из крупнейших в мире собраний европейской живописи периода 1850-1910 гг. Основу коллекции составляют шедевры импрессионистов и постимпрессионистов, поэтому мой маршрут по многочисленным залам этого огромного музея был предопределен и с учетом ограниченного времени вел кратчайшей дорогой к любимым пейзажам Моне, Гогена, Мане, Ван Гога, Сислея, Ренуара, Сезанна и Писарро и других признанных мастеров этих направлений живописи.

Русские натуралисты

Лишь случайность занесла меня в небольшой боковой зал №58 на первом этаже, который носил не очень понятное название Naturalisme.

Теперь то я знаю, что «…Натурализм (от лат. nаturа - «природа») - поздний этап развития французской реалистической живописи, пришедшийся на 1870е годы. Натуралистами называли бывших художников -академистов, которые стремились как можно более точно, фотографично запечатлеть современную действительность, в частности, повседневную жизнь крестьянства и рабочего класса. До появления термина «импрессионизм» его представителей причисляли к натуралистам. По мере того, как импрессионисты получали всё большее признание, интерес к натурализму сходил на нет. Задачи бесстрастного фиксирования реальности, которые ставили перед собой художники этого направления, с успехом выполняла фотография…»

А тогда, неожиданно для себя я увидел там два небольших портрета работы хорошо знакомых мне русских «натуралистов».

  • Ilia Efimofich Repine – Le Grand –Duc Mikhail Alexandrowitch
Илья Репин — Le Grand Duc Michel-1904 г.
  • Valentin Alexandrovitch Serov – Madame Lwoff

Валентин Серов -Madame Lwoff-1895 г.

Эти картины не произвели на меня особого впечатления. В чем заключается особый «натурализм» этих картин я тоже не совсем понял. Но за россиян все равно порадовался – все-таки в Орсее выставляются!

  • Nikolai Nikolaevitch Gay — Le calvaire

Николай Ге — Распятие (Le calvaire)- 1892 г.

Здесь я полностью согласен с тематикой зала — «натурализм» мучительной смерти Ге передает в полной мере!

Я собрался было уже двинуться дальше к любимым импрессионистам, как вдруг увидел тлеющие угли в слабо освещенной части зала. Это оказался небольшой пейзаж, который сразу приковал внимание своими необычными красками. Кажется, что картину специально повесили в самом темном углу зала, чтобы зимний русский закат контрастировал своим угольно-красным колоритом.

Имя художника и название картины ничего мне поначалу не говорили:

  • Abram Efimovitch Arkhipov — Coucher de soleil sur un paysage d’hiververs

Абрам Архипов — Coucher de soleil sur un paysage -1902 г.

ПЕЙЗАЖ АБРАМА АРХИПОВА

Не сразу понял, что это тот самый Архипов, картины которого я видел в Третьяковке. Там он запомнился серией характерных портретов с пухлыми крестьянками в ярких красных сарафанах и сценами патриархальной деревенской жизни. Но я не ожидал, что его излюбленные карминно-красные и интенсивно–розовые цвета дадут такой потрясающий эффект в северном пейзаже.

Так я вновь открыл для себя Абрама Ефимовича Архипова (1862-1930) , но теперь уже в качестве потрясающего русского пейзажиста. Удивительно, что для этого нужно было поехать в Париж, попасть в Орсей и случайно зайти в зал № 58 Naturalisme!

Потом, когда я смотрел на пейзажи французских импрессионистов, то никак не мог отвязаться от мысленного сравнения их работ с зимним пейзажем Архипова. В результате поставил эту картину для себя в один ряд с мировыми шедеврами импрессионизма.

В Москве внимательно изучил творчество Абрама Архипова. Вот некоторые из пейзажных работ этого великолепного русского художника:


Архипов Абрам — Деревня на севере
Архипов Абрам-Утро в деревне
Архипов Абрам — На Белом море-1900 г.
Абрам Архипов — Северная деревня -1910 г.
Архипов Абрам — Северное море -1910 г.
Архипов Абрам-Зима. Задворки
Архипов Абрам — На Оке.Этюд -1890
Архипов Абрам -Обратный путь-1896 г.
Архипов Абрам -На Белом море -1912 г.
Архипов Абрам — Лед прошел

И все-таки лучшая работа Архипова, на мой взгляд, висит в Орсее. Жаль, что не в Третьяковке!

ПЕЙЗАЖ АЛЕКСАНДРА БОРИСОВА

Была еще одна картина из России, которая поразила меня и запомнилась тем, что отличалась от всего, что выставлено в Орсее (к сожалению, не помню, в каком залу я ее увидел):

  • Alexandre Sergejewitch Borisoff — Les glaciers, mer de Kara

Но об этом художнике читайте отдельный пост.

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ В МУЗЕЕ ОРСЕЙ

Решил разобраться, кто еще из русских художников представлен в Орсее. Проверил каталог музея — оказалось, что я не заметил еще 12 картин. Вот имена художников и названия картин в оригинальной французской транскрипции:

  • Konstantin Egorovitch Makovsky — Le grand duc Alexis de Russie
  • Constant Korovine — Le port de Marseille
  • Constant Korovine — Boulevard des Italiens
  • Marie Bashkirtseff — Un meeting
  • Kirill Vikentievich Lemokh — La mort du père dans une isba
  • Vasily Maximovitch Maximov — Bénédiction d’une isba neuve
  • Filip Andreevich Maliavine — Réunion paysanne
  • Filip Andreevich Maliavine — Paysannes russes
  • Nikolai Gustavovitch Schilder — L’impératrice Maria Federovna
  • Leonid Pasternak — La veille de l’examen
  • Leonid Pasternak — Ludwig Metzl
  • Constantin Kouznetsov — Vue de Paris, Trocadéro

- (франц. naturalisme, от лат. naturalis — природный, естественный, natura — природа) , направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX в. в Европе и США и стремившееся к объективно точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности.

В сфере искусства натурализм разрабатывался прежде всего в творчестве французских писателей – братьев Э. и Ж. Гонкуров и Эмиля Золя, которые считали, что художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, позитивистской правдой. Стремясь рассказать о человеке «все подноготную», натуралисты проявляли особый интерес к биологическим сторонам жизни. Натурализм в литературе и живописи проявляет себя в сознательно откровенном показе физиологических проявлений человека, его патологий, изображении сцен насилия и жестокости, жестокости, бесстрастно наблюдаемых и описываемых художником. Фотографичность, деэстетизация художественной формы становятся ведущими признаками этого направления.

Объектом натурализма (прежде всего в литературе) был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение. Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал недоверие ко всякого рода идеологии, что в целом вело к ограничению его художественных возможностей. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой лучшими представителями натурализма, обусловило и положительные моменты, внесённые ими в развитие художественной культуры. Вступив в борьбу с официальным оптимизмом, с мещанской идеологией и моралью, проявляя широкий демократизм и критические разоблачительные тенденции, натурализм способствовал прогрессу общественной мысли и художественного видения. Творчество ведущих писателей, приверженцев натурализма (особенно Э. Золя, Э. и Ж. Гонкуров, Г. Гауптмана), оказало непосредственное влияние на ряд художников последней трети XIX — начала XX вв. (Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена во Франции, К. Менье в Бельгии, М. Либермана, X. Бартельса, К. Кольвиц в Германии, В. Велу в Италии и др.). Однако в истории изобразительного искусства термин «натурализм» связан и с другим рядом явлений, что было обусловлено эволюцией этого понятия, вначале обозначавшего конкретное литературно-художественное направление, но затем перенесённого на более общие и лишь отчасти связанные с ним явления.
Порождённые буржуазной культурой идеологические и стилевые тенденции, а также противостоящий реализму художественный метод, выражающиеся во внешне жизнеподобном воспроизведении реальности, но без её идейного осмысления, художественного обобщения, критической оценки и отбора. Черты бескрылого, поверхностного изобразительства, пассивного копирования второстепенных подробностей, проявившиеся уже в 1820-30-х гг. (особенно у французских живописцев П. Делароша, О. Берне), легко сочетались с академической идеализацией, порождая многочисленные разновидности салонного искусства. Подобное искусство — безыдейное, намеренно «приземлявшее» традиционную возвышенность исторического, религиозного и аплегорического жанров, широко распространилось с середины XIX в. (творчество Э. Месонье во Франции, Ф. Уде в Германии и др.) Другая сторона натурализма — пристрастие к достоверно-фактографическому изображению мрачных, теневых явлений жизни, сцен жестокости и насилия, культ агрессивной, варварской силы — отразилась в искусстве фашистского и других реакционных режимов, получила гипертрофированное развитие в некоторых течениях модернизма (особенно у представителей сюрреализма). Преувеличенная достоверность внешних деталей свойственна и некоторым новейшим направлениям буржуазного искусства (например, гиперреализму).

К середине XIX в. набирают силы иные художественные направления Значимым для них становится воплощение не только трагедии отдельной личности, но и жизнеописание широких социальных слоев.

Если реализм был пропитан «тоской по идеалу», натурализм совершенно лишен какой-либо идеальной поэзии человеческих ценностей. В отличие от реализма, проникнутого духом социальности, натурализм сводил человеческую сущность и смысл существования лишь к биологическим мотивам, объяснял формирование характера и судеб одной лишь средой бытования. Творчество представителей натурализм утверждало неотвратимость грубой реальности, подавленность человека буднично опустошающим потоком жизни, и в то же время возводило в Абсолют роль подсознательного в человеке. Все это приводило к фатализму и пессимизму. Драч Г. В. Культурология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1996. - с. 281

Натурализм стал не только естественным антагонистом искусства романтизма и классицизма, но и противопоставил себя реализму, с его художественным отбором, типизацией, поиском социальных обусловленностей. Лисаковский И. Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения. Словарь-справочник. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - с.112

Представители натурализма исходили из положения о предопределенности судьбы человека социально» средой и наследственностью. На искусство этого направления значительно повлиял позитивизм с его педантичным описанием фактов и отказом от излишнего теоретизирования. Литература натурализма, исследуя поведение человека, по своим методам пытается быть похожей на науку. Чаше всего это направление в литературе связывается с именами Золя и Мопассана. В живописи такие художники, как Курбе и Милле. Обращаются к образам из социальных, низов общества. Источники моральных установок человека отыскиваются исключительно в наследственности или во влиянии внешней среды Эти причины, по мнению натуралистов, фатально определяют судьбу человека В произведениях приверженцев натурализма нет той глубины психологического анализа персонажа, которая станет художественным открытием реализма Писатель-натуралист превращает свое произведение в подобие фотографии, сохраняя все подробности, но устраняясь при этом от собственной авторской позиции, от вынесения моральной оценки. Эренгросс Б. А. Мировая художественная культура. - М.: Высшая шк., 2001. - с. 310

Итак, можно сделать вывод, что в первую половину XIX века присутствовали следующие направления в художественной культуре: классицизм, романтизм, реализм, натурализм. Классицизм - течение в художественной культуре европейских стран XVII-го начала XIX веков, устремленное к античным идеалам. В XIX веке классицизм переродился в академизм.

Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и писателей нового классицизма.

Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и времени).

Натурализм не стремился к обобщению и типизации подобно реализму. По мнению натуралистов, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке «всю подноготную».


Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная...

Натурализм в живописи Гюстав Курбе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Справа расположены близкие друзья и люди, которые поддерживают художника. На переднем плане, на столе, расположился увлеченный чтением поэт Бодлер. Неподалеку от него, на табурете, устроился писатель Шанфлери. Чуть дальше находится группа из пяти человек, среди которых философ Прудон и меценат Брюйя. За спиной у художника стоит обнаженная модель — символ жизнеутверждающей творческой энергии, слева социальные аллегории: группа бедняков, задумчивая крестьянка, маленький мальчик в оборванной одежде и охотничья собака. Картина выдержана в теплой коричневато-желтой гамме. Она по праву считается одним из лучших произведений Курбе. Коллеги художника называли эту работу настоящим художественным подвигом, так как сочли ее очень личной, а, значит, попирающей академические устои, запрещавшие возносить личное до уровня исторической эпопеи. Таким образом, можно сделать вывод, что начиная с 1847 года Курбе отдаляется от романтизма, который становится, по ею мнению, все более академичным. Художник многому учится у классиков, и романтиков, причем тщательно анализирует не только их несомненные успехи, но и досадные промахи, и в конце концов решает, как он сам выразился, «поднять флаг реалистическою искусства».Искусство реализма Курбе противопоставляет, прежде всего, классической школе и академизму. Художник часто повторяет: «Реализм — это отрицание идеала». Он также отбрасывает романтизм с его культом воображения, считая «Похороны в Ориане» похоронами и самого романтизма и утверждая, что из всего творческою наследия, оставленного миру этим направлением в живописи, стоит сохранить лишь картины Де лакруа и Жерико. Подчеркивая свою верность реализму, Курбе сжигает за собой все мосты. Между тем, он был универсальным художником, что позволяло ему выйти и рамки исключительно реализма, в которые он поначалу сам себя и заключил. В 1855 году, кона Курбе удается организовать свою первую независимую выставку, он проявляем еще большую изворотливость. С одной стороны, он называл свой павильон «Реализм», исключая тем самым любые разночтения представленной в нем живописи, а с другой, в каталоге выставки публикует своеобразный манифест, где призываем публику забыть как досадное недоразумениетот факт, что ему, Гюставу Курбе, когда-то был приклеен ярлык «художника-реалиста». «Имя „реалист“ было мне навязано точно гак же, как в 1830 годы художникам навязываюсь имя „романтик“. Подобные определения никогда ничего не выражали. Я не хочу никому подражать, никого копировать и тем более не стремится к „искусству для искусства“! Нет! Я просто хотел обрести в полном знании традиции осмысленное и независимое чувство моей собственной индивидуальности. Знать, чтобы мочь, — так я рассуждал. Быть в состоянии выразить нравы, идеи, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой."Натурализм Курбэ не допускал таких ограничений: он любил резкое и грубое, только не выдуманное, а существующее в действительности. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги „Искусство“ (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в реализме. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832−83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. „plein air“); импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. ЗаключениеВ XIX века французская живопись переживала особый этап: в ее развитии ярко и последовательно отражались новые тенденции художественной культуры, которые нередко встречали противодействие со стороны официального направления. Самые значительные и оригинальные художественные течения возникали не в русле официальной школы, а, как правило, в борьбе с ее нормами и принципами. Французские художники второй половины XIX в. стремились запечатлеть жизнь такой, какая она есть, в быстроменяющемся мире, а также достичь наибольшей достоверности в изображении природы и человека. Для получения такого результата они искали новый способный правдиво отразить действительность, новые выразительные средства, способные отразить современную жизнь. Обращение к изменчивому и преходящему в окружающем мире сочеталось с потребностью художника выражать в своем произведении свои личные впечатления и настроения. Художники довели до высокого совершенства искусство закрепления мимолетного, которое до них нередко ускользало от внимания художников. В этом контексте, „натуралистическую“ картину можно сравнить с отрезком кинофильма сжатым в один кадр или с коллажем из множества детальных снимков. К слову, фото-коллаж, в общем-то, уже не совсем фотография, а художественное произведение выполненное фото-средствами.Помимо перечисленных качеств, картина художника-натуралиста, как и представителя любого другого направления живописи, должна обладать рядом качеств. И в первую очередь, быть сгармонирована, как композиционно, так и колористически, не говоря уже о том, что от создателя, под час, требуется филигранное владение инструментами и техникой живописи. В картине натуралиста нет места случайностям, характерным для фотографии, не говоря уже об эмоциональной составляющей и поиску эстетики в вещах заведомо не эстетичных, во всяком случае, считавшихся не эстетичными на момент возникновения натурализма как направления изобразительного искусства в конце XIX века. Быстро сойдя на нет, натурализм уступил место „заменившей“ его фотографии и народившемуся импрессионизму. Что интересно, это течение в живописи, до момента появления у него собственного названия, именовалось критиками как натурализм."Свет, который излучало искусство Курбе, был так ярок (…), что без него очертания всей со-временной живописи остались бы размытыми,» — утверждает Андре Бретон. Многие художники в поисках собственного стиля рано или поздно обращались к творчеству Курбе. Вез него у нас не было бы ни чудесных маринистических полотен Моне, но крайней мере таких, какими мы их знаем сейчас, ни «фирменного» мазка Сезанна с его работ шестидесятых годов, ни изысканной обнаженной натуры на картинах Ренуара. Если бы не явление Курбе в искусстве, большая часть живописи Мане, Уистлера, Гогена и Матисса оставалась бы не понятой. Однако ни один из этих художников не выразил своего преклонения перед талантом Курбе в той степени, в какой это сделал Пикассо, создав в 1950 году, в память о маэстро, проникновенную собственную версию его «Девушек, отдыхающих на берегу Сены» и продемонстрировав тем самым главный художественный принцип Курбе: в искусстве новаторство состоит в неустанном воссоздании традиций. Список используемой литературыЕвропейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.2. — М.: Белый город, 2006. — С.327Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва: Издательство Академии Художеств СССР, 1962 — 78. С. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. — Л., 1981. — 311 с. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века — М.: Искусство, 1993. — 348 с. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. — 640 с. Наливайко, Д. С. Искусство: направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. — 240 с. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л. — M., 1959. — С.185Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. — М.: Советский художник, 1972. — 205с. Кривцун, O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. — С. 29−51.Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. — 305с. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. — 271с., ил. Приложение: Альбом иллюстрацийРисунок 1 — Гюстав Курбе. Похороны в Орнане.1849−1850 г., 315×668, Музей д`Орез, ПарижРисунок 2 — Гюстав Курбе. Купальщицы. 1853 г. 227×193. Музей Фабр, МонпельеРисунок 3 — Гюстав Курбе. Девушки, отдыхающие на берегу Сены. 1856−1857 г., 174×206, Пти-Пале, ПарижРисунок 4 — Гюстав Курбе. Мастерская («Реальная аллегория, характеризующая семилетний период моей жизни») 1855 г., 359×598. Музей д`Орез, Париж

Список литературы

  1. Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. - Т.2. - М.: Белый город, 2006. - С.327
  2. Яворская Н. В. Западноевропейское искусство XIX века" - Москва : Издательство Академии Художеств СССР, 1962 - 78. С.
  3. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века . - Л., 1981. - 311 с.
  4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств . Вып. 3. Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века - М.: Искусство, 1993. - 348 с.
  5. Adams L. A History of Western Art.: McGraw-Hill Humanities., 2010. - 640 с.
  6. Наливайко , Д. С. Искусство : направления, течения, стили / Д. С. Наливайко. Киев: Мистецтво, 1985. - 240 с.
  7. Ревалд Дж. История импрессионизма, Л . - M., 1959. - С.185
  8. Французская живопись II половины XIX века и современная ей художественная культура: сб. ст. / под ред. И. Е. Даниловой. - М.: Советский художник, 1972. - 205с.
  9. Кривцун , O.A. История искусств в свете культурологии / O.A. Кривцун // Современное искусствознание: Методологические проблемы. М.: Наука, 1994. - С. 29−51.
  10. Этюды по всеобщей истории искусств/ под ред. И. Е. Даниловой. -М.: Советский художник, 1979. - 305с.
  11. Мастера искусства об искусстве / под общей редакцией Д. Аркина и Б. Терновца. Т III. М.: Искусство, 1965. - 271с., ил.