Интернет

Что такое нота. Нотная грамота для начинающих

В жизни практически каждого человека огромную роль играют не только еда, сон, социализация и зарплата, но и музыка. Ноты знакомой песни могут заставить нас плакать, смеяться от счастья или размышлять на самые разные темы. Под любимую музыку можно ностальгировать всей компанией, читать прекрасные книги или проводить незабываемое время вдвоем.

Семь нот - идиллия

Каждый знает, сколько всего нот, и поэтому нельзя не удивляться многообразию и красоте новых мелодий, которые не перестают сочинять Казалось бы, что еще нового можно придумать в музыке, которая состоит всего лишь из семи нот? Все ходы уже обыграны, все стили уже давно придуманы и успешно эксплуатируются, самые удивительные вокальные данные уже никого не поражают так, как раньше. Однако она продолжает развиваться, музыканты не теряют надежды, а вокалисты распевают все семь нот в разных регистрах и тональностях.

Важность нот и уникальность музыки

Вопрос о том, что такое нота, может показаться глупым даже тем людям, которые далеки от нотной грамоты. Это, правда, не означает, что эти люди смогут с легкостью ответить на него. Многие понимают значение этого слова, однако объяснить его сможет не каждый. Нота - это определенная высота, длительность или качество звука. Ноты используются в нотной грамоте и представляют собой особые графические символы. Эти знаки придуманы для того, чтобы в буквальном смысле записывать музыку на листы бумаги. Некоторые профессионалы умеют сходу читать ноты, творя ее точно так же, как мы читаем вслух. Конечно, чтобы это уметь, нужно долго учиться в музыкальной школе, из которой следует перейти в консерваторию и также много и упорно заниматься. Для профессиональных музыкантов ноты значат столько же, сколько для нас значат буквы кириллицы. Музыка в буквах - вот что такое нота. Именно так это слово можно объяснять маленьким детям.

Не так прост черт, как его малюют

Если кому-то может показаться, что музыкальная грамота - вещь простая, и любой смертный сможет с легкостью самостоятельно ее выучить, то он будет совсем не прав. Нотная грамота - такая же наука, как или теоретическая физика. Многое зависит в первую очередь от того, насколько прилежно вы учите все значки и обозначения, а также от того, как часто вы берете в руки нотную тетрадь. Здесь не получится просто положить её под подушку, а проснуться уже с полным пониманием данной грамоты. Она никогда не запомнится, как запомнилась таблица умножения - легко и просто. Зная, что такое нота, вам нужно также уметь пропеть ее с особой длительностью и в определенной тональности. Как правило, если у кого-то получается хорошо освоить эту науку, его очень хорошо развивается. Тот, кто понимает, что такое нота, и способен вслух ее пропеть, может вполне гордиться тем, что никакой медведь не наступал ему на ухо.

Когда на ухо наступила мышка

Правда, бывает и такое, что человек идеально знает нотную грамоту и читает музыку «с листа», однако повторить мелодию голосом не может, как бы ни старался. Человек знает, что нота «ми» звучит ниже ноты «ля», может определить на слух, какая из них слышна, но все равно не понимает, почему не может продублировать ее с помощью собственных Это явление встречается реже, чем полное отсутствие музыкального слуха, и является более легкой формой музыкальной «тугоухости». Эти люди обычно понимают, когда не попадают в ноты, однако не могут с точностью сказать, что им нужно исправить, чтобы спеть их правильно. Можно привести такой пример: человек, проучивший несколько месяцев немецкий язык, будет понимать многое из того, что ему говорят, однако вряд ли сможет общаться на немецком. Он будет воспринимать чью-то речь, как-то реагировать на нее, но не сможет облечь свои мысли в предложения. То же самое происходит и с людьми, которые обладают частичным музыкальным слухом.

Пособие для начинающих музыкантов

Понять, что такое нота и как ее правильно спеть, вам всегда поможет прослушивание большого количества музыкальных композиций и повторение за любимыми вокалистами. Конечно, если вы страдаете отсутствием музыкального слуха, вы вряд ли поймаете себя на том, что поете неправильно. Желательно взять пару уроков у педагога по вокалу, который расскажет о ваших музыкальных проблемах и посоветует правильную стратегию их устранения. Запись собственного пения или игры на музыкальном инструменте на диктофон также помогает некоторым людям обратить внимание на свои недостатки в музыкальном плане. Главное - не бояться ошибиться, пробовать одно и то же несколько сотен раз, пока все не получится идеально. В музыке, как и в любой другой науке, нужно быть упорным и старательным, и тогда все семь нот подчинятся вам, и, быть может, вы станете одним из величайших композиторов нового века. Не опускайте руки, учите нотную грамоту, любите музыку и верьте в свои силы. Искусство сделает любую жизнь прекраснее.

НОТА
Значение:

1. Графическое изображение музыкального звука, а также самый звук. Взять высокую ноту.

2. мн. Текст музыкального произведения, графически изображенный. Раскрыть ноты. Играть по но-там. Нотный - относящийся к нотам2.

3. перен. Оттенок, тон речи, выражающий какое-н. чувство. С нотой тревоги в голосе. Нотка - уменьш. к н.||Ср. ИНТОНАЦИЯ .

Дипломатическое обращение одного правительства к другому. Вручить ноту. Н. протеста.||Ср. МЕМОРАНДУМ , НОТИФИКАЦИЯ .

Словарь иностранных слов

Значение:

но ́та

1. ж.

1) Графическое изображение музыкального звука.

а) Отдельный звук определенной высоты в музыке и пении.

б) перен. Оттенок, тон речи, выражающий какое-л. чувство.

2. ж.

Официальное дипломатическое обращение одного правительства к другому.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

НОТА

Значение:

(от лат. nota - знак, замечание), официальный дипломатический документ, которым оформляются различные вопросы отношений между государствами (заявление протеста, уведомление о каком-либо факте и т. д.).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

нота

Значение:

НО́ТА, -ы, ж.

1. Графический знак, изображающий музыкальный звук, а также самый звук. Читать ноты. Взять высокую ноту. Нотой ниже! (перен. : говори потише, не кричи; разг. шутл. ). На высоких ~х разговаривать (перен. : громко и раздражённо).

2. мн. ч. Текст музыкального произведения, графически изображённый. Играть по ~м. Как по ~м (чётко, без отступлений от намеченного заранее).

3. перен. Оттенок, тон речи, выражающий какое-н. чувство. Н. неудовольствия в голосе.

| уменьш. нотка , -и, ж. (к 1 и 3 знач. ).

| прил. нотный , -ая, -ое (к 1 и 2 знач. ). Нотная грамота. Нотное письмо.

II. НО́ТА , -ы, ж. Официальное дипломатическое обращение одного правительства к другому. Вербальная н. Н. протеста.

| прил. нотный , -ая, -ое.

Малый академический словарь русского языка

нота

Значение:

Ы, ж.

Условный графический знак какого-л. музыкального звука.

Басовая нота. Нота «до».

Самый звук в музыке или пении.

{Александра Михайловна} с любовью следила за каждой нотой моего голоса. --- До сих пор я никогда при ней не пела. Достоевский, Неточка Незванова.

От первой до последней ноты опера {«Иван Сусанин»} дышит живой русской песенностью. Кабалевский, Про трех китов и про многое другое.

3. мн. ч. (ноты, нот).

Текст музыкального произведения в записи условными графическими знаками, а также тетрадь, книга и т. п., состоящая из таких текстов.

Петь по нотам. Положить на ноты. Папка нот.

Когда-то играла она на нем {фортепьяно}, глядя на пожелтевшие ноты с заглавиями в завитушках. Бунин, Суходол.

И те же ноты лежат на рояле: увертюра к «Пиковой даме» и романс «Для берегов отчизны дальней». Паустовский, Снег.

4. чего или какая.

Тон, интонация, оттенок речи, в которых проявляется какое-л. чувство, отношение говорящего к предмету или теме разговора.

Конечно Вы слышали, что музыкальные звуки бывают высокими и низкими . Высокие звуки, например, издают поющие соловьи и желтые канарейки. А низкий? Зашли Вы ко льву в гости... в клетку, а он поприветствовал вкусный завтрак дружеским рычанием. Вот это и есть низкий звук. Вот Меладзе, Владимир Пресняков и Принц поют высокими голосами , а Шаляпин, Кай Метов - низкий (бас).
Всю нотную грамоту музыканты придумали для того, чтобы их произведения не канули в лету, и эту музыку могли исполнить другие музыканты. Поэтому звуки по высоте были поделены на ноты . Но Вы, конечно же, понимаете, высот так много, что и слов не хватит, а еще и запомнить это, то лучше не надо никаких нот. Но музыканты народ упорный. Где-то в серединке между самым высоким и самым низким звуком они выделили двенадцать нот , о семи из которых (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си ) Вы наверняка когда-нибудь слышали, чтобы послушать как они звучат, послушайте этот файл gammaCmaj.mid . Названы ноты в порядке возрастания по высоте. До - самая низкая нота из этого наборчика.
Кроме этого есть еще диезы (#) и бемоли (b) . Вот если говорят, Ре-диез (Ре#), то эта нота чуть выше Ре, но ниже, чем Ми. А нота Ре-бемоль (Реb) - чуть ниже, чем Ре, но выше До. До# - это тоже самое, что и Реb .
Все ноты имеют свои диезы и бемоли. Есть два исключения:
  • До-бемоль - это то же самое, что и Си , соответственно Си-диез = До ;
  • Фа-бемоль - равен Ми , и, естественно, Ми-диез = Фа .
    Вот посмотрите, как это выглядит на фортепианной клавиатуре :

Так вот расстояние между соседними клавишами называется полутон ом (Ми - Ми-бемоль, Ми-Фа). А расстояние в два полутона составляют тон . На гитаре - тоже самое. Расстояние между двумя соседними ладами - это полутон.

Но вспомните, остался еще почти весь звуковой диапазон, как вниз, так и вверх. Так вот и все остальное пространство было заполнено тоже полутонами . После До внизу оказалась опять нота Си, потом Ля-диез, Ля, и так далее. В общем, названия нот периодически (через 12 полутонов) повторяются. Расстояние в 12 полутонов (например между До и следующим До) назвали октавой .
Чтобы не запутаться в бесконечной череде октав, их пронумеровали. Классически первой считается октава , находящаяся посреди фортепианной (в 7 октав) клавиатуры. Но в электронной музыке , для упрощения понимания всего этого дела машиной, эта октава является пятой . Ноты обозначаются, как До5 (До пятой октавы), Ре#3 (Ре-диез третьей октавы). Чем ниже номер октавы , тем ниже звук . Минимальный номер октавы в электронной музыке - 0, а каждая нота имеет свой порядковый номер. У До нулевой октавы он равен 0. До#0 =1, Ре0=2 и так далее. Если номер одной ноты на 1 больше другой, то значит - первая нота выше на полтона . А если на 2 , то - на тон .

Напоследок стоит отметить, что у музыкантов, а следовательно и во всех музыкальных программах, ноты принято обозначать латинскими буквами До - С, До#1 - (С#1). Смотрите на рисунок.

C#1

До
#
D#1

Ре
#
F#1 Фа
#
G#1 Cоль
#
A#1 Ля
#
C#2 До
#

Недавно появился новый метод записи нот на основе хроморяда Белецкого . Вкратце, суть его в том, что черные ноты фортепианной клавиатуры (диезы/ бемоли) приобретают каждая свое уникальное имя (Ту, Мо, Зу, Ло, Цу ). Смотрите на рисунок.

Ту

До
#
Мо

Ре
#
Зу Фа
#
Ло Cоль
#
Цу Ля
#
Ту2 До
#

Буквенное обозначение нот исторически возникло раньше, чем запись их на линейках; и сейчас музыканты записывают ноты буквами, только теперь с помощью буквенной нотации можно зафиксировать не только звуки, но и целые музыкальные системы – аккорды, тональности, лады.

Первоначально для записи нот использовали греческий алфавит, позже стали записывать ноты латинскими буквами. Вот, какие буквы соответствуют основным семи звукам: c [цэ] – до; d [дэ] – ре; e [э] – ми; f [эф] – фа; g [гэ] – соль; a [а] – ля; h [ха] – си.

Только для одного звука – си-бемоль – из этого правила установилось исключение, для его обозначения применяют букву b [бэ] без всяких окончаний, при этом звук си-диез называется по правилу, то есть his [хис] . Ещё одна особенность касается обозначения звуков ми-бемоль и ля-бемоль – их обозначают не ees и aes, а просто es [эс] и as [ас] , то есть сокращают вторую гласную букву, при этом звуки ми-диез и ля-диез будут записываться по правилу, то есть eis [эис] и ais [аис].

Эту систему обозначений знает и ежедневно использует любой профессиональный музыкант. Обозначение нот буквами в джазовой и эстрадной музыке имеет свои особенности.

Буквенное обозначение нот в джазе немного упрощено по сравнению с той системой, которая была нами рассмотрена. Первое отличие – совсем не используется буква h, звук си обозначается буквой b (а не только си-бемоль). Второе отличие – для обозначения диезов и бемолей не добавляют никаких окончаний, а просто рядом с буквой ставят знак диеза или бемоля.

Итак, теперь вы знаете, как записывать ноты буквами. В следующих статьях вам предстоит узнать о буквенном обозначении тональностей и аккордов. Подписывайтесь на обновления, чтобы не пропустить эти статьи. А сейчас, как всегда, предлагаю вам послушать хорошую музыку. Сегодня это будет музыка французского композитора Камиля Сен-Санса.

К. Сен-Санс “Карнавал животных” – “Аквариум”

Ноты – это графическое изображение музыкальных звуков. В истории их создания заключается вся суть этого понятия. Найти ответ на вопрос, что представляют собой ноты, можно, только опираясь на исторические факты.

Были времена, когда музыка не записывалась. Напевы и песни передавались на слух, из уст в уста. Но наступил момент, когда люди решили начать их фиксировать, чтобы потомки, владеющие нотной и имеющие музыкальный слух, смогли исполнить их любимую музыку и песни даже через несколько столетий. Для этого они придумали ноты – знаки, которые показывают высоту и длительность звука.

Многие поколения на разных континентах создавали свои способы для записи музыкальных произведений. Сравнивать их было трудно, т.к. они сильно различались. В Древнем Вавилоне существовала слоговая запись с помощью клинописи. В Древнем Египте мелодии записывались посредством рисунков. В Древней Греции использовали буквы латинского алфавита. Уже в средние века на Руси люди стали пользоваться графическими , состоящими из точек, черточек и запятых, располагавшихся над словесным текстом и обозначавших движения голоса, которые были необходимы для того, чтобы воспроизвести музыкальное произведение. Эти условные легли в основу крюкового или знаменного письма на Руси, что является разновидностью невменной нотной записи – наглядного изображения мелодической линии произведения.

Позднее в Западной Европе музыку стали записывать, используя одну или две горизонтальные линии. Наряду с буквенным, для нот ввели цветовое обозначение. Красный или желтый цвет определял высоту звуков. Так постепенно зарождалась линейная форма нотной записи, объединяя высоту звуков, и наглядность невм.

В XI веке нотную грамоту существенным образом усовершенствовал Гвидо д"Ареццо. Он предложил записывать ноты на нотной строке, содержащей четыре горизонтальные прямые линии, которые были объединены в единую систему. Впоследствии она стала прообразом современного нотного стана, а буквенная символика высот линий трансформировалась в ключи – условные графические знаки, определяющие высоту расположенных нот. Причем их следовало размещать как на самих линиях, так и между ними. Кроме того, Гвидо д"Ареццо – создатель слоговых названий 6 нот – «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Но в конце XVI века нот стало семь. «Ут» на «до» и добавили нотный слог для звука «си». Эти названия используются и в настоящее время.

Позднее нотная запись совершенствовалась, претерпевала изменения. Она стала нагляднее, были введены более понятные обозначения для пауз. Ноты из квадратных превратились в круглые, у них появились нотные штили - вертикальные линии, обозначающие длительность звуков. Для этой же цели их либо закрашивали целиком, либо оставляли не закрашенными. Появился нотный стан, состоящий из пяти нотных линий. Наконец нотная запись приобрела современную форму. Но музыка безгранична. С развитием новых музыкальных форм нотная запись меняется и совершенствуется.