Разное

Что такое очерк? Значение слова очерк в словаре литературоведческих терминов.

Очерк это эпический, прозаический жанр с ярко выраженной организующей ролью авторского «я». Находится на стыке художественной литературы и публицистики. Границы, отделяющие Очерк от других эпических жанров, весьма условны и подвижны. Очерк сохраняет особенности образного отражения жизни , используя средства художественной изобразительности, и в связи с этим приближается к рассказу От рассказа и повести, выделяющихся последовательностью событий, вытекающих одно из другого и обусловленных конфликтными ситуациями между персонажами, Очерк отличается свободной композицией, организуемой «рассказчиком» или идейным «заданием». «У очеркового жанра есть свои специфические, трудно и лишь отчасти преодолеваемые слабости - отрывочность, малый охват действительности, неизбежная сжатость, локальность. Но у очерка есть такие преимущества, каких нет у многих других видов словесного художества. В нем может соединяться и сюжетный рассказ, и сценка, и статистическая выкладка, и публицистический выпад, и поучение » (Щеглов).

Первые Очерки (нравоописательные и нравоучительные) появились в эпоху Просвещения в Англии на страницах журналов «Болтун» (1707-11) и «Зритель» (1711-14) Р.Стиля и Дж.Аддисона. Заимствования из английской нравоучительной журналистики предопределили появление Очерков, описывающего будничную действительность и рядового героя в Германии, Италии, в России (сатирические журналы Н.И.Новикова «Трутень», 1769-70 и «Живописец», 1772-73). В 18 веке не только разрабатываются разнообразные формы очерковой литературы, но и устанавливается специфически жанровое содержание Очерков - «характеристики» типов, носителей распространенных недостатков и «пороков», подвергавшихся сатирическому заострению и осмеянию. В очерковом творчестве Ч.Диккенса («Очерки Боза», 1836, определяемые автором как «маленькие зарисовки подлинной жизни и нравов») и У.М.Теккерея («Книга снобов», 1847) намечались мотивы и темы их будущих романов. Большую серию Очерков, обозначивших основные типы «Человеческой комедии», опубликовал О.Бальзак. Его повесть «Гобсек» (1830) выросла на базе Очерков «Ростовщик» (1829). В отличие от просветителей, в творчестве которых Очерк являлся характеристикой определенного «общечеловеческого» порока, у авторов «физиологических очерков» (и прежде всего Бальзака), пытавшихся применять новые методы естественных наук (отсюда название - «физиология») для осмысления закономерностей общественной жизни, Очерк превращается в характеристику социальных типов , представителей различных слоев общества. В 20 веке русский « » полемически противопоставил литературу факта художественному вымыслу, стремясь обосновать ведущее значение фактографического Очерка в развитии литературы (сходные взгляды выражали и представители французской «литературы факта» 1930-х - Р.Доржелес, А.Лондр, П.Ами). В то же время получает распространение Очерк, пронизанный разнообразными лирико-философскими размышлениями: «Зеленые холмы Африки» (1936), «Смерть после полудня» (1932) Э.Хемингуэя, «Планета людей» (1939) А.де Сент-Экзюпери. В 1929 начал выходить учрежденный М.Горьким, полагавшим, что Очерк занимает промежуточное место между исследованием и рассказом, журнал «Наши достижения» - своеобразная лаборатория советских очеркистов. Поток очерковой литературы породила вторая мировая война (Ж.Лаффит, Дж.Олдридж, К.Симонов, В.Гроссман, Й.Эренбург, Л.Леонов).

Виды Очерка

Различают Очерк художественный и публицистико-документальный . Художественный Очерк творчески типизирует характеры, передавая «статику» их бытия, изображает устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Объектом «нравоописательного» анализа в художественном Очерке предстает не только среда в целом или ее типические представители, но и отдельная личность, взятая в ее нравственно-психологическом аспекте. «Обобщенные», «неадресные» персонажи в Очерке - один из признаков его художественности. К художественным Очеркам относят «Записки охотника» (1852) И.С.Тургенева, «Очерки бурсы» (1862-63) Н.Г.Помяловского, очерки В.А.Гиляровского, К.Г.Паустовского. Художественный Очерк представлен различными композиционными разновидностями: Очерк мемуары, Очерк биография, лирико-философский Очерк. Путевой Очерк - самая «древняя» художественная разновидность жанра: «Отрывок путешествия в *** И*** Т***», опубликованный в журнале Н.И.Новикова «Живописец» в 1772; «Поездка в Ревель» (1821) А.А.Бестужева, «Путешествие в Арзрум» (1835) А.С.Пушкина, очерковая проза И.А.Гончарова («Фрегат «Паллада», 1855-57), А.П.Чехова («Из Сибири», 1890, и «Остров Сахалин», 1893-94), М.Кольцова, И.Эренбурга, М.Шагинян. Публицистико-документальный Очерк обычно рассматривают как жанр публицистики.

Значение слова ОЧЕРК в Словаре литературоведческих терминов

ОЧЕРК

Эпический жанр: прозаическое произведение, основанное на фактах, документах, личных впечатлениях автора, то есть, в отличие от собственно рассказа, лишенное элементов вымысла. О. может включать в себя не только описание (портрет, пейзаж, интерьер), но и повествование о событиях и персонажах. Для жанра О. характерны также свободное построение и открытость авторской позиции. В зависимости от степени фактографичности различаются публицистико-документальный (его обычно рассматривают как жанр публицистики. (См. публицистика) и художественный О. В публицистико-документальном О. события, факты и явления изображаются в том виде, в каком они существуют в самой действительности, а документальность является его специфическим жанровым признаком. Предметами изображения в художественном О. обычно становятся быт, уклад жизни, нравы той или иной среды (нравоописательный О.), ее типичные представители или яркие, выдающиеся, колоритные личности. К художественным относят так называемый "физиологический" О. (с преобладанием описания), очерки-биографии, путевые, сатирические О.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ОЧЕРК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ОЧЕРК в Литературной энциклопедии.
  • ОЧЕРК в Большом энциклопедическом словаре:
  • ОЧЕРК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого …
  • ОЧЕРК в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Документальный, публицистический, бытовой о. 2. Общее …
  • ОЧЕРК в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ́ОЧЕРК, в худ. лит-ре одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преим. социальные проблемы. Публицистич., в т.ч. док., очерк …
  • ОЧЕРК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    о"черк, о"черки, о"черка, о"черков, о"черку, о"черкам, о"черк, о"черки, о"черком, о"черками, о"черке, …
  • ОЧЕРК в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) Небольшое литературное произведение, краткое описание фактов, событий, взятых автором непосредственно из самой жизни. Психологический очерк. Синонимы: нов"елла …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Словаре синонимов Абрамова:
    набросок, абрис, эскиз, этюд, контур. См. книга, …
  • ОЧЕРК в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ОЧЕРК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее общее …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Лопатина:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Полном орфографическом словаре русского языка:
    очерк, …
  • ОЧЕРК в Орфографическом словаре:
    `очерк, …
  • ОЧЕРК в Словаре русского языка Ожегова:
    общее изложение какого-нибудь вопроса О. русской истории. очерк небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых) Документальный, публицистический, …
  • ОЧЕРК в Современном толковом словаре, БСЭ:
    1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.2) Публицистический, в т. ч. документальный, …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    очерка, м. (книжн.). 1. Контур, очертание. Не подходи: обведена волшебным очерком она. Баратынский. Как нежны очерки лица и шеи белой. …
  • ОЧЕРК в Толковом словаре Ефремовой:
    очерк м. 1) Очертание, контур. 2) Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-л. 3) Описание, исследование какого-л. вопроса, дающее …
  • ОЧЕРК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. 1. Очертание, контур. 2. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо. 3. Описание, исследование какого-либо вопроса, дающее общее …

Очерк

Очерк

ОЧЕРК - литературный жанр, отличительным признаком к-рого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе О. как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак О. - писание с натуры. В других литературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых автором характерных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесь при помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих явлений. В очерке вымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация в О. достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичных для явления черт. Из описательного по преимуществу характера О. вытекает и композиционное его построение. В О. может совсем отсутствовать сюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор О. часто переходит от одного характеризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме намечая их зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образной форме показывать развитие действия, автор О. чаще, чем авторы других жанров, вмешивается в ход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность более свободной группировки материала, возможность многообразных сопоставлений, аналогий и пр. В О. гораздо большее значение, чем напр. в рассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда даже статистический материал. Язык О. в большей мере, чем язык любого другого литературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного. Черты О. как жанра не остаются постоянными. В разные исторические периоды и у разных классов выступают и усиливаются то одни характерные стороны жанра, то другие; меняется само положение О. среди прочих жанров. О. встречается в истории литературы в самые разнообразные эпохи. Но в определенное время О. получает особенно важное значение, выдвигаясь на передний план лит-ой жизни. Это бывает прежде всего в период формирования пробуждающимся классом своей лит-ой идеологии, когда активная позиция класса требует безотлагательного вмешательства в новые жизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значение О. и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленного перед необходимостью по-новому осознать мир.
Примером приведенных выше положений могут быть иллюстрации из истории русского О. Так, расцвет О. в новой русской литературе мы наблюдаем в годы промышленного роста, когда обостряется капитализация определенных кругов дворянства и крепнет буржуазия (1840-е гг.), в годы бурного подъема революционно-демократического (революционно-крестьянского) движения (1860-1870-е гг.) и в эпоху диктатуры пролетариата.
О. 1840-х гг. носили название «физиологических очерков» (см.). «Физиологические очерки» оформились под влиянием французских буржуазных «физиологических очерков», среди которых особенным успехом пользовались выпуски, объединенные заглавием «Les francais peints par eux memes», P., 1839-1842. Многие французские «физиологические очерки» переводились и переиздавались на русский яз. («Физиология» Бальзака, «Физиология любителя наслаждений» Джемса Руссо, 1843, и мн. др.). Из оригинальных русских «физиологических очерков» наиболее интересны сборники «Наши, списанные с натуры русскими», 1841 (составлен. Башуцким), «Физиология Петербурга», 2 чч., 1844-1845 (ред. Некрасова), «Очерки русских нравов, или лицевая сторона и изнанка рода человеческого», 6 вып., 1843 (Булгарина), «Повести, сказки и рассказы» Казака Луганского, 4 чч., 1846. В буржуазном журнале «Финский вестник» (1845-1847) был организован специальный отдел «Нравоописатель», где из номера в номер печатались «физиологические очерки». «Физиологические очерки» стали в 40-е гг. значительным явлением в разных классовых лит-pax: либерально-дворянской (Башуцкий, Григорович, Тургенев и другие), буржуазной (Булгарин и другие), либерально-мелкобуржуазной (Даль и др.) и разночинческой, революционно-демократической (Белинский, Некрасов и др.). Героями «физиологических очерков» были почти исключительно люди «низшего звания», обитатели подвалов и окраин капиталистического города, впервые становившиеся объектом художественного познания в большой лит-pe. При всем различии подхода к своей теме у писателей каждой из указанных классовых групп «физиологические очерки» ставят в центре внимания профессионально-бытовую характеристику социального типа. Стремление воспроизвести тип с натуры, уловить профессиональную диференциацию, которая становилась характерным выражением разделения труда развивавшегося товарного хозяйства, - такова была основная установка «физиологического очерка». В статье «Русская литература в 1845 г.» Белинский признает «физиологический очерк» В. И. Луганского (В. И. Даля) «Денщик» одним из «капитальных произведений русской литературы»: «В физиологических очерках лиц разных сословий он (Луганский) - истинный поэт, потому что умеет лицо типическое сделать представителем сословия, возвести его в идеал не в пошлом и глупом значении этого слова, т. е. не в смысле украшения действительности, а в истинном его смысле - воспроизведения действительности во всей ее истине. Колбасники и бородачи, Дворник и Денщик - образцовые произведения в своем роде, тайну к-рых так глубоко постиг В. И. Луганский». Н. В. Гоголь в письме к П. А. Плетневу так характеризует В. И. Даля как автора «физиологических очерков»: «Он не поэт, не владеет искусством вымысла, не имеет даже стремления производить творческие создания; он видит всюду дело и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны... Все у него правда и взято так, как есть в природе. Ему стоит, не прибегая к завязке ни к развязке, над к-рыми так ломает голову романист, взять любой случай, случившийся в русской земле... чтобы вышла сама собой наизанимательнейшая повесть... Его сочинения - живая и верная статистика России...» (письма Гоголя). «Физиологические очерки» буржуазии и либеральной мелкой буржуазии давали тщательное описание; обилие подробностей, сравнительную бесстрастность по отношению к излагаемому, заключавшую в себе принятие как должного существующих социальных противоречий. Дворянские «физиологические очерки» отличались от прочих прежде всего тематически: помимо городских «низов» внимание барина приковывал и крестьянин. В отличие от буржуазных «физиологических очерков» дворянские беднее по материалу, больше внимания уделяют психологии характеризуемых типов и крепко пропитаны сентиментальной идеализацией их. Классическим образцом дворянской идеализации являются «Записки охотника» Тургенева. Тургенев идеализировал мужика и доказывал в своих О. тождество морально-психологической природы помещика и крестьянина. Революционно-демократические разночинческие «физиологические очерки» отличались резким подчеркиванием социального положения изображаемых низов. «Воспроизведение действительности во всей ее истине» (Белинский), направленное против безразличного описательста буржуазных «физиологических очерков» и против очерков дворянских, сентиментально идеализирующих, было основным принципом революционно-демократических физиологий. «Физиологические очерки» имели большое значение в истории русской литературы как один из важнейших жанров натуральной школы (см.).
Просветительский О. получил особенно большое значение в литературе 60-70-х гг. Решетников, Левитов, Н. Успенский значительную часть своего творчества отдали О. В отличие от дворянских и буржуазных О. предыдущей поры просветительские О. 60-70-х гг. давали более богатый фактический материал и значительно более правильную обрисовку социального положения эксплоатируемых низов, прежде всего крестьянина. Очерковая лит-pa заняла в 60-70-е гг. положение опасного конкурента господствующей дворянско-буржуазной литературы, стоявшей по художественной культуре, легко доступной господствующим классам, гораздо выше О. Это значение очерковой литературы и ее авторов признавалось даже врагами революционной демократии. Достоевский писал Страхову в 1871 об одном из очеркистов того времени: «Нового слова, заменяющего помещичье, еще не было, да и некогда. Решетниковы ничего не сказали, но все-таки Решетниковы выражают мысль о необходимости чего-то нового в художественном слове, но уже не помещичьего, - хотя и выражают в безобразном виде». В устах Достоевского знаменательно это относительное признание сил Решетникова, хотя оно и высказано с вполне понятным враждебным отношением к писателю, примыкающему к революционной демократии. На громадное значение О. как жанра, наиболее пригодного для правдивого показа новых социальных слоев, указывала и передовая критика. Шелгунов в статье «Народный реализм в литературе» критиковал стремление того же Решетникова перейти от очерков к роману: «Не было ли бы лучше дать ряд монографий вроде жизни рабочих на соляных варницах, на заводах, на железных дорогах, жизнь людей подвальных этажей и петербургского Никольского рынка, но все это в подробных специальных картинах. Чем такая галерея монографий хуже эпизодических картин на те же темы, связанных в один сюжетный роман, в к-ром для интереса и ради уступки традиции впущена общей связью Пелагея Прохоровна и сердечный элемент нежной любви... Решетников слаб именно тем, что... он как бы не понял своего новаторского значения... и оставил свою роль, не разыграв ее до конца... стал на ту дорогу, по к-рой шли беллетристы высшей школы». Литература революционного народничества продолжала дальнейшую разработку О. Наиболее значительным народническим очеркистом был Глеб Успенский (см.). Либеральное народничество 80-х гг. точно так же дало большое число очерков (Златовратский, Вл. Короленко и др.), которые не имели однако того значения, как очерки революционной демократии. Революционно-демократические (просветительские и народнические) очерки не переросли в сколько-нибудь значительные повести и романы, так как крестьянская демократия не могла в то время вследствие неблагоприятных условий широко развить свою художественную культуру.
В условиях пролетарской диктатуры и строительства социализма развитие очерка приобретает ряд существенных особенностей. Прежде всего богатство практической деятельности пролетариата, освоение новых участков действительности, перестройка отношений людей друг к другу, к труду обусловили расширение тематики очеркового творчества: Советский О. начал свое существование в первые годы восстановительного периода (очерки Л. Рейснер о гражданской войне, об Урале, Донбассе, о революционном движении на Западе, очерки М. Шагинян на производственные темы, очерки Дм. Фурманова). Живые зарисовки событий эпохи гражданской войны, путевые наблюдения - таково главное направление советского О. этого периода. Толчок в своем развитии получает О. в условиях перехода страны к социалистической реконструкции. Возникает проблемный О., посвященный вопросам восстановления производства, новому быту, собиранию кадров рабочих и т. п. Как и вся советская литература, О. многообразен в зависимости от классовой идеологии писателя-очеркиста. Так например мелкобуржуазная группа писателей «Леф» выдвинула ряд очеркистов, давших образцы очеркового творчества, в к-рых господствовало объективистское изображение, демонстрация вещей, хозяйственных процессов или утверждалось голое делячество. Индустриальные натюрморты давал Б. Кушнер. Практицизм, оперативность, передача организационно-деловой стороны процесса преобладали в очерках С. Третьякова. Эта установка очеркистов «Леф» на передачу фактов самих по себе сочеталась с игнорированием явлений классовой борьбы, с неуменьем показать человека, с приглушением своего авторского отношения к действительности. В дальнейшем развитии советского очерка узость творческой практики и теории очеркистов-лефовцев особенно становится ясной. Плеяда пролетарских очеркистов поставила темой творчества производство, строительство новых отношений в деревне. В очерках Вл. Ставского, Жиги и др. пролетарских очеркистов факты действительности подвергались обобщению, типизации, вскрывалось всемирно-историческое значение наблюденных примеров. Воздействие на читателя достигалось не только подбором красноречивых самих по себе явлений, но и партийностью освещения их. Значительную роль в развитии советского О. сыграла группа очеркистов «Комсомольской правды» - Б. Галин (кн. очерков «Переход»), Г. Киш («Исповедь молодого инженера»), З. Чаган («Сегодня»), Я. Ильин («Жители фабричного двора»). Заслуга этих очеркистов состоит в том, что в своем творчестве они поставили проблемы социалистической организации труда; обладая публицистич. темпераментом, они подняли на принципиальную высоту злободневные факты, хотя и не избежали излишней патетичности и некоторой стилизации их изображения.
В выполнении задачи воспитания масс «на живых конкретных примерах и образцах из всех областей жизни» (Ленин) советский О. играет выдающуюся роль именно потому, что, беря материалом изображения плодотворную практику переделки действительности, он заключает в себе большую познавательно-организующую силу. Не случайно поэтому, что с каждым годом О. все более и более завоевывает для себя место в газете, в журналистике. Начиная с 1928-1929 вокруг газет «Правда», «Комсомольская правда», в целом ряде журналов (напр. «Работница») организуются группы очеркистов. В 1929 по инициативе М. Горького основан журнал «Наши достижения», целиком состоящий из О., показывающих строительство, успехи науки, техники, изобретательство.
Связана с жанром очерка работа по истории заводов. Не случайно одна из первых книг, вышедших в серии истории заводов, - «Люди Сталинградского тракторного» - написана бывшими комсомольскими очеркистами Я. Ильиным и Б. Галиным.
В связи с тем, что лит-pa в условиях пролетарской диктатуры становится делом широких масс, О. играет в советской литературе особо значительную роль. Многие начинающие писатели используют жанр О. в первых своих литературных опытах. Так, призыв ударников в литературу дал большие результаты на очерковом фронте (очерки Тарасевича, Салова, Михайлова и др.). Очерки Жиги «Думы рабочих», «Новые рабочие» развернулись из рабкоровских заметок. Глубокое знание рабочего быта, внимание к изменениям, происходящим в быту и в психике рабочего, делают, по словам М. Горького, очерки Жиги «живой книжкой».
При всех своих положительных качествах советский О. еще не свободен от недостатков. Сковывает очерковое творчество еще сравнительно низкий культурный уровень многих очеркистов. Особые свойства очеркового жанра, широкая возможность включения в О. разнообразных явлений по смежности, широкий простор, который представляет О. для сравнений и ассоциаций, не использованы по-настоящему. Советский О. зачастую излишне локален, ограничен непосредственно наблюдаемыми событиями, поверхностен, автор не всегда справляется с задачей обогатить изображаемое сопоставлениями. Не всегда удовлетворителен яз. советских О., подчас наблюдается подчиненность очеркиста яз. протоколов и резолюций, в результате чего изображаемое живое явление обесцвечивается. Но советская литература имеет и образцы очеркового творчества (очерки таких писателей, как М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, М. С. Шагинян и др.).
Развитие советского О., его разнообразие вызвали разные оценки и споры о месте О. в художественной лит-pe. Дискуссия по этому вопросу широко развернулась в 1928-1929 между «Лефом» и марксистской критикой. Возражая против недооценки очерка, против отношения к нему как к «низшему» художественному жанру, имеющему только агитационно-пропагандистское значение, - точка зрения, в к-рой сказались предрассудки барства буржуазных теоретиков-эстетов, - «Леф» своевременно выступил за культуру О. Но лефовцы неверно истолковывали О., противопоставляя его всем другим жанрам художественной литературы, считая «литературу факта» господствующим типом советской литературы. Проведенное в плане подготовки к всесоюзному съезду писателей совещание очеркистов (июнь 1934) показало огромное значение О. на современном этапе соц. строительства. Очерк завоевал себе почетное место не только в центральной прессе, но и в газетах и изданиях краев, областей, районов.
Являясь одним из жанров советской литературы О., как и вся советская лит-pa в целом, своими особыми средствами - показом характерных явлений, типических изменений психики людей - решает задачу создания стиля социалистического реализма.Библиография:
«Литература факта», Сборник материалов работников «Лефа», изд. «Федерация», М., 1929; Эльсберг Ж., Проблемы очерка, «Октябрь», 1931, II (История развития очерковой литературы); Корабельников Г., За писателя - пролетарского революционера, «Октябрь», 1931, III (Выступление на Всероссийском производственном совещании очеркистов РАПП); Галин Б., За действенность очерка, «На литературном посту», 1931, IV; Ставский В., Об очерке и очеркистах, «На литературном посту», 1931, IV; Об итогах производственного совещания очеркистов, «На литературном посту», 1931, X (Резолюция секретариата РАПП); Никольский А., За боевой большевистский очерк, «Ленинград», 1931, XII; Потапов Н., Рабочий очерк в литературе, «Журналист», 1931, XXIII; Перцов В., Писатель на производстве. Опыт постановки вопроса, изд. «Федерация», М., 1931; Лузгин Мих., За боевой художественный очерк, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., 1931 (обработанные стенограммы докладов и выступлений автора на рапповских пленумах и производственном совещании писателей-очеркистов; ср. отзыв Плиско Н., «Марксистско-ленинское искусствознание», 1932, III); Бобрышев В., Об очерке (Проблема очерка), «Наши достижения», 1932, VIII; Мазурин Б., Очеркист прошлого столетия, «На литературном посту», 1932, № 13-14; Михайлова А., Перестроились ли наши писатели?, «Перелом», 1932, IV; Перцов В., Человек в техническом очерке, «Октябрь», 1932, IX.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

О́черк

Малая форма эпического рода литературы, произведение, основное содержание которого не в развитии и разрешении конфликта, а в описании чего-либо: определённого явления, среды, феномена. Очерк может быть как литературным, так и публицистическим. Задача очерка – представить как можно более полную картину, описать что-либо, чтобы дать читателю представление об этом и натолкнуть его на определённые выводы. Напр., «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского рассказывают о быте бурсаков, сочетая авторские описания с небольшими сценками из жизни училища. Очерки «Районные будни» (1952-56) В. В. Овечкина, повествующие о социально-трудовой неустроенности русской деревни, управляемой посредством «бурного администрирования» и «залпов директив» свыше, – художественно реалистичные в изображении зла и бедствий и публицистичные, с уклоном к утопизму в размышлениях о справедливости. Очерки делятся на собственно художественные (напр., «Записки охотника» И. С. Тургенева , «Москва и москвичи» В. А. Гиляровского ), среди которых выделяются очерки-мемуары (напр., «Дневные звёзды О. Ф. Берггольц ) и путевые очерки (напр., «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина ); публицистические (напр., «Власть земли» Г. И. Успенского ) и полностью документальные (напр., «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша). Жанр очерка был очень популярен в литературе 19 в., особенно в работах натуральной школы – т. н. физиологические очерки, документально фиксировавшие жизнь народа.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Очерк" в других словарях:

    очерк - очерк, а … Русский орфографический словарь

    Слово очерк в современном русском языке, в русском языке XIX и XX вв. имеет три основных значения: 1) Контур, очертание. Например: «Какой превосходный, изящный очерк, какая свежесть и прозрачность продолговатого лица, внезапно открывшегося от… … История слов

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный изложением анкетных данных. Читателю интересна натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Портретный очерк или словесный портрет не обязательно должен состоять только из описания внешности вашего героя, его походки и . Характеристики его внешнего облика могут послужить вам отличным зеркалом, отражающим его внутренний мир. Как про глаза говорят, что они – зеркало души, так и руки могут многое рассказать .

Но не ограничивайте себя описанием только вашего визуального впечатления от портретируемого. Подключите и другие каналы восприятия: слух, осязание, даже обоняние. Как звучит голос того, о ком вы собираетесь написать? Как выражается характер через голос персонажа? Каково на ощупь его рукопожатие? Есть ли у него какой-то особенный ?

Вы можете пойти еще одним путем – описать какой-нибудь яркий случай из жизни вашего персонажа и тем самым проиллюстрировать, как через поступок проявляется характер, дать портрет в действии, показать вашего героя в жизни, а не просто в обрамлении слов.

Очерк - это художественно-публицистический жанр, для него характерен синтез художественного описания и аналитического начала. В проблемном очерке автор поднимает и анализирует какую-либо политическую, экономическую, социальную, философскую или культурную проблему. Цель такого очерка - понять причину возникновения проблемы и проанализировать дальнейшие пути ее развития.

Инструкция

Чтобы написать проблемный очерк, нужно хорошо разбираться в той теме, которую вы выбрали. Очерк предполагает глубинный , ограничиваться здесь поверхностными описаниями нельзя. Поэтому прежде, чем начинать создавать проблемный очерк, изучите явление, почитайте необходимую литературу, посмотрите, что писали по этому поводу другие . Проблема должна касаться лично вас, быть для вас интересной и важной, только серьезное отношение к теме и неподдельное желание разобраться в сложной ситуации может сделать очерк по-настоящему и правдивым.

Авторское «я» в очерке выражается очень ярко. Помните о том, что писать нужно от первого лица, знакомить читателя именно со своим видением проблемы. Вы должны глубоко проникнуться проблемой, ярко обрисовать ее перед читателем и выразить свое отношение. Для того чтобы придать очерку драматизм, можно сталкивать противоположные мнения. Разыщите нескольких , каждый из которых относится к проблеме по-разному, конфликт в очерке важен точно так же, как и в большинстве прозаических .

Очерк не должен быть перегружен всевозможными цифрами, статистиками и графиками. Использование сухой и точной информации - это статьи. Очерк же живым художественным языком. Если вы все-таки хотите использовать статистические данные, сопровождайте их собственными комментариями и примерами, цифры должны восприниматься читателем легко. Старайтесь сделать так, чтобы ваш очерк напоминал или . Допускаются пространные размышления и параллели с другими художественными текстами или событиями. Главное - не забывать о достоверности. Вся информация, которую сообщает , должна быть правдивой и проверенной. Очерк допускает художественные обороты, но вымысла в нем быть не должно.

Видео по теме

Путевой очерк – это журналистский жанр, в котором может проявить себя как профессионал, так и начинающий журналист. Он относится к тем жанрам, которые стояли еще у истоков журналистики и имеет некоторые отличительные особенности.

Инструкция

Поставьте цель, которую будет преследовать ваш путевой очерк. Для чего вы его пишете? Может быть, чтобы рассказать людям о том, что вас взволновало? Или, быть может, вы хотите таким образом отразить политическую или культурную ситуацию в той или иной стране? Цели могут быть самыми разными, поэтому их нужно сформулировать заранее и постоянно держать в голове.

Отправьтесь в путешествие. Писать путевой очерк просто фантазируя нельзя. Это именно тот жанр, который предполагает ваше личное присутствие в описанном месте. Не столь важно, куда вы отправитесь - в кругосветное путешествие или в соседнюю деревню. Главное, что вы должны глазами видеть то, о чем пишете, переживать это на собственной шкуре.

Во время путешествия делайте какие-то важные пометки. Не обязательно сразу садиться и писать весь очерк целиком. Просто запоминайте события, интересные моменты, детали местного колорита, которые вы заметили, отмечайте, что вам понравилось и не понравилось. Помните, что вы не должны концентрировать свое внимание на какой-то определенной личности – это уже выходит за рамки понятия классического путевого очерка.

Делайте фотографии. Человеческая память не слишком долговечна, и чтобы написать действительно качественный и интересный очерк, лучше освежить воспоминания. И в этом вам помогут не только ваши пометки, но и фотоснимки. Вы можете также вести аудиодневник – записывайте на диктофон какие-то вещи, которые вас взволновали, привлекли ваше внимание.

Соберите все свои предварительные записи и снимки, внимательно их изучите. Теперь напишите полноценный качественный текст. Отложите его на некоторое время и вернитесь к нему снова. Возможно, вы захотите чем-то дополнить его, что-то в нем доработать.

Мотивация сотрудников на лучшее выполнение своих должностных обязанностей может быть денежная или нематериальная. Конечно, первое всегда предпочтительнее, но и о втором варианте забывать не стоит. Внимание к сотрудникам со стороны руководства ценится очень высоко.

Как написать очерк

«Хороший очерк заставляет читателей вспомнить,
кто они сами по своей сути, чего хотят, о чем мечтают»

К. Паустовский

Очерк - один из самых интересных жанров. Он существует на стыке журналистики и литературы. К сожалению, большинство школьников и студентов пишут очерки так, как писали бы сочинения или статьи для школьной газеты.

О́черк - одна из разновидностей малой формы эпической литературы - рассказа, отличная от другой его формы, новеллы, отсутствием единого, острого и быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Это полухудожественный полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди.

Очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира . Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине . Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом.

Очерк знакомит читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждает общественное мнение и формирует понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними.

Основной признак очерка - писание с натуры.

Существует три главных типа очерка – портретный, проблемный и путевой.

В центре портретного очерка – личность человека, его жизнь, его устремления, радости и огорчения. Помимо интереса к герою (если это известная личность), портретные очерки нужны читателям для того, чтобы сравнить свою систему нравственных ценностей со взглядами другого человека. Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя».

В проблемном очерке в центре внимания стоит какая-то проблема она в очерке может выступать как конфликт, который пытаются разрешить его герои. В проблемном очерке уместны параллели и отступления от темы, анализ проблемы производится больше при помощи художественных средств, чем статистической информации.

Путевой очерк – это описание каких-то событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора. Это жанр, позволяющий автору в наибольшей мере проявлять фантазию и литературное мастерство. Главная проблема – это всегда отбор информации, ибо впечатлений в результате поездок обычно бывает много, и задача – отобрать самое интересное и важное. У путевого очерка может быть несколько целей – к примеру, показать, как живут люди в других городах и странах.

Обратите внимание:

Если в очерке присутствуют элементы диалога, то речь героев должна нести отпечаток их социальной среды. (Так, например, беспризорник говорит слово "тётя" и не говорит "женщина"). Автор имеет право корректировать речь, если герои общаются инвективами.

Полезные советы:

Блестящий публицист Михаил Кольцов в свое время советовал начинающим авторам уделять внимание двум вещам: композиции и языку.

В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию.

Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. Начинать очерк можно с художественной зарисовки, с описания места действия, с социологии и статистики. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.

Нужно избегать сухих казенных фраз и речевых штампов. И читать Антона Чехова и Владимира Гиляровского. Гиляровский - один из блистательных очеркистов и журналистов XIX века.

При подготовке очерка огромную роль играют художественно-изобразительные средства. Сила очеркиста заключается в широком и умелом использовании пейзажа, портрета, диалога, описания, речевых характеристик и др.

Но вам не помогут даже самые красочные и изысканные художественные образы, метафоры и сравнения, если ваш замысел и структура текста выстроены нечетко.

«Красочность» состоит вовсе не в прибавке жира в «блюдо», а в конструировании очерка, в умении как-то бесконечно по-новому располагать материал, чтобы отдельные его куски и частицы электризовали друг друга, чтобы они складывались в общую конструкцию и конструкция эта не только устремлялась бы вперед, но и сама по себе держалась бы на «месте» (М. Кольцов).

С помощью чего достигается очерковость текста?

Во-первых , документализм. Надо стремится детально представить произошедшее, не упустив ни одной значимой подробности. Но факт сам по себе не важен. Главное, насколько он характерен для публицистической идеи, проблемы очерка.

Во-вторых , предметом очерка становится случай типичный, классический в условиях настоящего времени. То есть случай, ярко характеризующий и иллюстрирующий этап социального развития.

В-третьих , данный типичный случай является проявлением явного или скрытого конфликта (противоречия). Драматизм - присущая черта очерка.

В-четвертых , огромное значение в очерке имеет образ. Эмоциональный, драматический и органически насыщенный, он представляет собой «обобщение жизни и оценку жизненных явлений».

Особое внимание следует уделять языку.

План работы над очерком (пример):

1. Проблема

Портретный очерк - это не просто описание человека, это материал, написанный в связи с осознанием какой-либо социально значимой проблемы.

Сформулируйте и опишите в общих чертах проблему, которую вы будете разрабатывать в очерке.

2. Собирательный образ

Если вы просто опишете своего соседа по парте, портретного очерка не получится. Это можно будет назвать описанием или зарисовкой. Ваша задача - увидеть связь образа конкретного человека с собирательным образом современного представителя молодого поколения. На частном показать общее, а на общем - частное.

Выпишите как можно больше характеристик собирательного образа представителя молодого поколения.

3. Противоречие

Суть очеркового образа есть противоречие. Очерка не выйдет, если вам не удастся увидеть и показать весь драматизм столкновения и сосуществования противоположных качеств.

Двумя-тремя предложениями «нарисуйте» положительный и отрицательный портрет героя нашего времени.

4. Акценты

Как правило, «газетные портреты» схематичны: 3-4 детали плюс «ведущая» деталь, характеризующая персонаж. Не случайно считается, что слово «очерк» произошло от слова «очерчивать», то есть буквально намечать штрихами, чертами.

Выпишите 3-4 детали, наиболее важные, на ваш взгляд, для характеристики героя. Постарайтесь найти доминирующую, «ведущую» деталь.

5. Описание персонажа

Опишите лицо, одежду, движения, мимику своего героя, его манеру держаться, общаться.

6. Черты характера

Выпишите как можно больше черт характера вашего героя: каков он дома, в учебной аудитории, на работе, в неформальной обстановке.

7. Ситуация

Та или иная ситуация как нельзя лучше характеризует человека. Вспомните случай, когда ваш герой повел себя неожиданным для вас образом.

8. Связки: герой - образ - проблема

Напишите предложение или несколько предложений, которые будут связывать образ вашего героя с собирательным образом и обозначенной проблемой.

9. Оценки

Сформулируйте свое отношение к персонажу. Ваша задача - ненавязчиво и будто даже незаметно для читателя передать свою оценку несколькими словами, включенными в текст очерка. Какие это могут быть слова?

Надо уметь придать очерку такой
дидактический характер, который
будит мысль и заставляет читателя
вместе с вами созерцать материал,
внутренне сталкивать его.
Михаил Кольцов

Критерии оценки очерка

1.Есть ли привлекательный уникальный заголовок, отражающий главную мысль очерка? (ЗАГОЛОВОК)

2.Есть ли в очерке уникальная идея - главный абзац, содержащий основную мысль (кульминационную фразу) произведения? (ИДЕЯ)

3.Полно ли представлен образ героя/объект исследования? (ИЗУЧЕННОСТЬ)

4.Показана ли сфера главных интересов героя, где он реализует смысл своей жизни/роль и значимость объекта в социокультурной ситуации современности? (КОМПЕТЕНЦИЯ)

5.Есть ли сенсационная, уникальная информация о герое и его деятельности? Не походит ли очерк на сухое резюме? (НЕСТАНДАРТНОСТЬ)

6.Есть ли ясная композиция, логическая последовательность абзацев? (ЛОГИКА)

8. Владение русским языком

Критерий

Требования к конкурсанту

Максимальное количество баллов

Знание и понимание теоретического материала

Определяет рассматриваемые понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;
- используемые понятия строго соответствуют теме;
- самостоятельность выполнения работы.

Анализ и оценка информации

Грамотно применяет категории анализа;
- умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи понятий и явлений;
- способен объяснить альтернативные взгляды на рассматриваемую проблему и прийти к сбалансированному заключению;
- диапазон используемого информационного пространства (использует большое количество различных источников информации);
- дает личную оценку проблеме;

Построение суждений

Ясность и четкость изложения;
- логика структурирования доказательств
- выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией;
- приводятся различные точки зрения и их личная оценка

Владение русским языком

Орфографическая и пунктуационная грамотность
Владение нормами русского языка
Словарный запас
Грамматический строй речи
Связанность изложения своих мыслей
Использование средств художественной выразительности
Соответствие стиля жанру
Индивидуальность стиля